of the child was studied. The questions of influence of educational alternation and sports activity on efficiency of the schoolboys and influence of the general physical activity in prevention and correction of school disadaptation are raised also.
Key words: children and teenagers, school environment, academic loads, working capacity, prevention and correction, functional systems, physical activity.
References
1. Nazarov V. A., Danacheva M. N., Glebov V. V. Shkolnoe obrazovanie, obraz zhizni i zdorovie uchashchikhsya v sovremennoi Rossii (School education, way of life and health of pupils in modern Russia). Ekologiya: sintez estestvenno-nauchnogo, tekhnicheskogo i gumanitar-nogo znaniya: materialy III Vseros. nauch.-prakt. foruma (Ecology: synthesis of naturally scientific, technical and humanitarian knowledge: Materials III of all Russian scientifically practical Forum). Saratov, 2012, pp. 55-58.
2. Soshnikov E. A., Sidelnikov A. Yu., Glebov V. V., Nazarov V. A., Anikina E. V., Kuzmina Ya. V. Sostoyanie serdechnososudistykh zabolevanii v srede uchashcheisya molodezhi i ikh profilaktika (Condition of cardiovascular diseases in the environment of studying youth and their prevention). Aktualnye voprosy klinicheskoy meditsiny (Topical Issues of Internal Medicine). Makhachkala, 2012, pp. 239-240.
3. Kalyuzhnaya R. A. Fiziologiya i patologiya serdechno-sosudistoi sistemy detei i podrostkov (Physiology and pathology of cardiovascular system of children and teenagers). Moscow, 1973. 325 p.
4. Kopeikina N. A. Problemy sokhraneniya zdorov ya shkol nikov (Problems of preservation of health of schoolboys). Problemy razvitiya territorii (Problems of development of the territory), 2012, vol. 60, no. 4, pp. 44-52.
5. Libina I. I., Kordenko A. N., Ushakov I. B. Vliyanie faktorov uchebnoi sredy na fiziologicheskie pokazateli u podrostkov raznogo pola i vozrasta (Influence of factors
of the educational environment on physiological indicators at teenagers of a different floor and age). Ekologiya cheloveka (Human Ecology), 2004, no. 5, pp. 51-53.
6. Agadzhanyan N. A., Baevskii R. M., Berseneva A. P. Uchenie o zdorov e iproblemy adaptatsii (The doctrine about health and adaptation problems). Stavropol, 2000. 204 p.
7. Akinina S. P. Vozrastnoe stanovlenie aktivnosti simpato-adrenalovoi sistemy i otdel nykh pokazatelei kholinergicheskoi sistemy u detei ipodrostkov: avtoref. dis. ... kand. biol. nauk (Age formation of activity of simpato-adrenalovy system and separate indicators of holinergichesky system at children and teenagers: Abstract of the thesis of Candidate of Biology). Moscow, 1977. 23 p.
8. Volosovets T. V. Organizatsiya i etapy provedeniya monitoringa pokazatelei zdorov ya, adaptatsii i rabotosposob-nosti uchashchikhsya (Organization and stages of carrying out monitoring of indicators of health, adaptation and efficiency of pupils). Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka (Pedagogical education and science), 2012, no. 9, pp. 16-23.
9. Glebov V. V., Arakelov G. G. Organizatsiya dosugovoi deyatel nosti shkol nikov kak sredstvo profilaktiki agres-sivnogo asotsial nogo povedeniya v detsko-podrostkovoi srede (The organization of leisure activity of school students as a prophylactic of aggressive asocial behavior in the child teenage environment). Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv. (Messenger of Moscow State University of Culture and Arts), 2012, no. 6, pp. 146-151.
УДК 378.02 (14.35.07)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
Зайцева Ирина Николаевна
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры радиоэлектроники и компьютерной техники, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина E-mail: [email protected]
В статье рассматривается компетентностный подход как одно из оснований социально-профессиональной адаптации студентов вуза. Конкретизирована сущность понятия «социально-профессиональная адаптация студентов вузов», обоснована необходимость разработки показателей ее сформированности. Выявлены основные факторы, определяющие процесс формирования социально-профессиональной адаптации. Представлены основные разделы целевой комплексной программы, обеспечивающей эффективность социально-профессиональной адаптации студентов
вуза; выявлено влияние социально-профессиональной адаптации на формирование компетентности будущих специалистов. Ключевые слова: компетентностный подход, социально-профессиональная адаптация, студенты вуза, успешная профессиональная деятельность.
Усиливающиеся темпы инновационного развития российского общества обусловливают потребность в высококвалифицированных
© Зайцева И. Н, 2014
Известия Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 1
специалистах: «Специалист XXI века - высокопрофессиональная личность, способная творчески мыслить, принимать нестандартные решения и нести за них ответственность [1, с. 116]. Студентам вуза «необходимы не только прочные знания по изучаемым дисциплинам, но и умения оперативно реагировать на запросы динамично изменяющейся действительности» [2, с. 5]. Выпускник высшего учебного заведения может эффективно включиться в трудовое пространство только в том случае, если в процессе его профессиональной подготовки у него были сформированы и развиты основы социально-профессиональной адаптации.
Проблемам профессионального самоопределения личности, готовности к трудовой деятельности, профессиональному становлению молодых специалистов посвящены работы
A. И. Вишняка, С. В. Коршунова, В. В. Кра-евского, А. К. Марковой, И. Ф. Плетеневой,
B. В. Серикова и др. Роль социально-профессиональной адаптации в процессе обучения в высших учебных заведениях рассмотрена в работах А. Г. Амбумовой, В. И. Байденко,
C. Н. Богомоловой, А. А. Вербицкого, М. В. Виноградова, И. В. Гордиенко, Н. Н. Захарова, Н. Н. Калугина, Е. А. Крайновой, Н. Д. Левито-ва, О. Ю. Михайловой, Т. Г. Румянцевой и др. Компетентностный подход является ведущим направлением в исследованиях В. В. Давыдова, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, В. В. Краевского, И. Я. Лернера и др.
Как отмечает большинство исследователей, социально-профессиональная адаптация студентов представляет собой сложный динамический процесс формирования комплекса отношений. Х. Р. Кадырова пишет, что «адаптация способствует скорейшему проявлению у молодых специалистов таких качеств, как деловитость, активность, энергичность, ответственность, профессионализм, компетентность, способность к принятию альтернативных и нестандартных решений» [3, с. 22]. И. В. Гордиенко указывает, что «феномен "социально-профессиональная адаптация" включает в себя множество понятий. Основные из них - социализация, профессионализация и адаптация» [4, с. 34].
Е. А. Якимова сущность понятия «социально-профессиональная адаптация» рассматривает как «непрерывный, самостоятельный, внутренне мотивированный процесс, направленный на профессиональное становление личности в условиях конкретного социума» [5, с. 133].
Суммируя сказанное, представим авторское определение данного понятия: социально-профессиональная адаптация студентов вузов -сложный и поэтапный педагогически организо-
ванный процесс вступления в новую социальную и профессиональную сферу, в течение которого осуществляется формирование и развитие профессиональных знаний, умений, навыков, профессионально-личностных качеств, профессионального самосознания и самоопределения.
Механизмом социально-профессиональной адаптации студентов и главным условием подготовки специалиста высокой квалификации является компетентностный подход, позволяющий более действенно обеспечить формирование профессиональных компетенций будущего бакалавра или магистра. В современном образовательном пространстве, ориентированном на информатизацию, мало простой передачи знаний, умений, навыков, важно уметь применять их на практике, выполнять определенные социально-профессиональные функции, а также находить и использовать различные способы, позволяющие обрабатывать значительные потоки информации. Добиться такого уровня, по нашему мнению, возможно именно благодаря применению компетентностного подхода в обучении. «Компетентностная концепция ориентирует на формирование у обучающихся способностей решать практические задачи и является деятельностной, практико-ориентированной. В этой концепции результаты образования оцениваются не по показателям успешности освоения научных знаний, а по степени подготовленности личности к успешной деятельности за пределами системы образования и фиксируются в виде определенного набора компетенций и/или компетентностей», - пишет Т. И. Добрынина [6, с. 33]. А. А. Вербицкий считает, что овладение профессиональной компетенцией посредством организации деятельности студентов вуза осуществляется на основании трех базовых форм: «учебной деятельности с ведущей ролью лекций и семинаров; квазипрофессиональной, реализуемой в играх, спецкурсах, спецсеминарах; учебно-профессиональной (НИРС, производственная практика, реальное дипломное и курсовое проектирование)» [7, с. 42].
Остановимся более подробно на социально-профессиональной адаптации студентов в условиях реализации компетентностного подхода. Такая адаптация обеспечивает интеграцию студенчества в отдельную социальную группу с учетом особенностей будущей профессии и принятием ее ценностей, норм и стандартов. Одновременно это - процесс внутренней и внешней гармонизации отношений личности будущего специалиста со средой, когда она активно приспосабливается к нормам, правилам высшего учебного заведения и будущей профессиональной деятельности.
Подчеркнем, что социально-профессиональная адаптация студентов в вузе имеет многофункциональный характер: является оптимальным средством взаимодействия студента с профессиональной средой, способствует профессиональному развитию личности студента. На формирование социально-профессиональной ориентации студентов оказывает влияние ряд объективных и субъективных факторов. Объективные факторы: социально-экономические условия, определяющие место личности в системе производственных отношений, характер труда, его стимулирование, условия работы, взаимоотношения в коллективе; субъективные факторы: качества личности, интерес к содержанию деятельности, чувство удовлетворенности ею, цель, мотивы, побуждающие к самораскрытию и самореализации.
По мнению ряда исследователей, социально-профессиональная адаптация зависит от таких обстоятельств, как:
наличие у студентов внутренних предпосылок (соответствующей подготовленности, уровня адаптивности, мотивации профессиональной деятельности);
достаточное внимание педагогов и студентов к процессу социально-профессиональной адаптации;
реализация процесса социально-профессиональной адаптации с учетом личностно-психо-логических особенностей студентов;
специальное психолого-педагогическое сопровождение адаптационного процесса, основанное на оказании необходимой педагогической помощи.
Последовательная деятельность вуза по социально-профессиональной адаптации студентов должна быть направлена на:
определение уровня адаптированности на основе диагностики трудностей, связанных с началом обучения, снятие психологического, эмоционального, физиологического напряжения;
создание условий для установления социальных контактов, привыкания к нормам, требованиям вуза, для усвоения новых приемов самостоятельной учебной работы;
формирование профессиональных намерений под воздействием начальной ориентации в области профессиональной деятельности;
качественное овладение студентами в процессе учебы основами общепрофессиональных и специальных дисциплин;
развитие в процессе учебных практик социально-профессионального самоопределения, выработку у студентов ценностных ориентаций, мотивации профессиональной деятельности, профессиональных интересов и профессионально значимых качеств, знаний, навыков, умений;
обеспечение в ходе самостоятельной деятельности в рамках производственной практики формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности, усвоение способов мобильного реагирования на социально-про -фессиональные трансформации;
оказание содействия и поддержки в процессе трудоустройства и первоначального этапа профессиональной деятельности.
Успешная социально-профессиональная адаптация студентов может быть обеспечена при целенаправленном формировании у них всех компонентов адаптации. Современный исследователь Л. М. Растова выделила следующие её компоненты:
«познавательно-ориентационный <.. .> включающий в себя способности к серьезной умственной деятельности при изучении различных учебных дисциплин, а также в учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности; умелое использование полученных ранее знаний; желание самостоятельно добывать недостающие знания;
ценностно-мотивационный <...> определяющий отношение студента к выбранной профессии;
социально-психологический <.> представленный системой норм и правил, ценностных установок, убеждений, взглядов, принципов, определяющих отношение студента к себе, к сокурсникам, к преподавателям, его позицию в данном учебном заведении;
деятельностно-инструментальный <.> предполагает выявление степени владения студентом методами, приемами, технологиями выполнения разнообразных видов деятельности, в первую очередь профессионально значимых, сформированности у него методологических умений, в том числе ставить цели, отбирать способы их достижения, анализировать полученные» [8, с. 126].
Выделим критерии успешности социально-профессиональной адаптации студентов в вузе (рисунок).
Наиболее эффективное формирование социально-профессиональной адаптации студентов в процессе обучения в вузе возможно в результате:
существенного обновления традиционных способов предметно-методической подготовки;
изменения технологии взаимодействия «педагог - студент», (предоставление студенту возможности выбора форм выполнения учебной работы с целью проявления его индивидуальности и реализации творческого потенциала);
расширения и углубления знаний студентов в области инновационных технологий;
Известия Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 1
Критерии успешности социально-профессиональной адаптации студентов в вузе
активного участия студентов в профессиональных сообществах, клубах, научно-исследовательских кружках, воспитательных мероприятиях.
По нашему мнению, процесс социально-профессиональной адаптации студентов вуза в рамках реализации компетентностного подхода должен быть направлен на развитие следующих ключевых компетенций: коммуникативности, умения работать в команде; способности находить и анализировать разнообразную информацию; умения принимать решения, планировать свою деятельность; возможности владеть различными социальными ролями в структуре коллектива; способности к постоянному обучению; знаний и опыта в духовно-нравственных и социокультурных вопросах.
Организационно-педагогическим условием, обеспечивающим эффективность социально-профессиональной адаптации студентов, и вытекающей из компетентного подхода является целевая комплексная программа (ЦКП). Она объединяет стремления профессорско-преподавательского состава и студентов в достижении конкретно поставленных целей и должна быть представлена системой мероприятий, нацеленных на решение единой проблемы.
Основными характеристиками целевой комплексной программы, с точки зрения исследователей, являются:
генеральная цель: сформировать у будущего специалиста готовность к выполнению своих профессиональных обязанностей; пути достижения цели; направленность на конечный результат; оценка эффективности и итогов реализации программы [9].
Созданные социально-педагогические условия, внедренная модель программы по социально-профессиональной адаптации студентов будут способствовать позитивной динамике процесса приспособления их к новым условиям.
Итак, в заключение необходимо подчеркнуть: социально-профессиональная адаптация студентов вуза - доминанта эффективной, высокорезультативной деятельности современного специалиста, включающая объем необходимых знаний, навыков, умений, синтез опыта и личностных качеств. Процесс её формирования в высшем учебном заведении является значимым фактором качественного внедрения в жизнь педагогической цели - воспитания духовно-нравственного, ответственного, творчески-инициативного, профессионально-компетентного гражданина российского общества. Адаптационный процесс в условиях реализации компе-тентностного подхода, отражающего представления о профессионализме, деловых качествах, предусматривает сформированность активной жизненной позиции, готовность к самостоя-
тельности, ответственности, что обеспечивает в современных условиях успешную профессиональную социализацию.
Список литературы
1. Шаповалов В. И. Конкурентоспособность учащегося в системе педагогического менеджмента // Вестн. Сочинск. гос. ун-та туризма и курортного дела. 2012. № 2 (20). С. 116-120.
2. Крайнова Е. А. Профессиональная подготовка будущих инженеров-механиков в области информационных технологий : дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2007. 206 с.
3. Кадырова Х. Р. Педагогические условия профессиональной адаптации студента технического вуза в образовательно-производственном комплексе : дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2005. 226 с.
4. Гордиенко И. В. Воспитательная деятельность куратора по формированию социально-профессио-
нальной адаптации студентов среднего специального учебного заведения : дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2010. 221 с.
5. Якимова Е. А. Успешность социально-профессиональной адаптации будущего специалиста // Омск. науч. вестн. Сер. Общество. История. Современность. 2007. № 3(55). С. 132-133.
6. Добрынина Т. И. Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов в процессе обучения иностранному языку // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та. 2010. № 1. 194 с.
7. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М., 2004. 84 с.
8. Педагогические кадры - основа инновационного развития образования / под ред. Л. М. Растовой. Барнаул, 2006. 252 с.
9. Каткова Т. И. Социально-профессиональная адаптация студентов экономического вуза : дис. ... канд. пед. наук. Запорожье, 1999. 203 с.
Theoretical Bases of the Formation of Social and Professional Adaptation by the Students of Institutes of Higher Education
I. N. Zaitseva
Yelets State University
28, Kommunarov, Yelets, 399770, Lipetsk Region, Russia E-mail: [email protected]
The article considers the competence approach as the main basis of the social and professional adaptation of the students. The author elaborates the term «the social and professional adaptation of the students», shows the necessity of the development of the indexes for its formation. The major factors, which determine the process of the development of the social and professional adaptation, are defined. The main parts of the program, which provides the efficiency of the social and professional adaptation of the students, are presented. The materials show the influence of the social and professional adaptation on the formation of the competence of future specialists. Key words: social and professional adaptation, competence approach, students of the university, successful career.
References
1. Shapovalov V. I. Konkurentnosposobnost uchash-chegosya v sisteme pedagogicheskogo menedzhmenta. Vestnik Sochinskogo gos. un-ta turizma i kurortnogo dela (Competitiveness of the student in the system of educational management. Sochi State University of tourism and health resort business), 2012, no. 2(20), pp. 116-120.
2. Kraynova E. A. Professionalnaya podgotovka budush-chih inshenerov-mehanikov v oblasti informatsionnyih tehnologiy: diss. ... kand. ped. nauk (Professional training of future engineers-mechanics in the field of informational technologies). Nizhniy Novgorod, 2007. 206 p.
3. Kadyrova H. R. Pedagogicheskiye usloviya profes-sionalnoy adaptatsii studenta tehnicheskogo vuza v obrazovatelno-proizvodstvennom komplekse: diss. ... kand. ped. nauk (Pedagogical conditions of professional adaptation of the students of technical university in the educational and industrial complex). Ulyanovsk, 2005. 226 p.
4. Gordiyenko I. V. Vospitatelnaya dejatelnost kuratora po formirovaniyu sotsialno-professionalnoy adaptatsii studentov srednego spetsialnogo uchebnogo zavedeniya: diss. kand. ped. nauk (Tutor's educational activity on the formation of social and professional adaptation of
the students' of the institutes of intermediate vocational education). Belgorod, 2010. 221 p.
5. Jakimova E. A. Uspeshnost sotsialno-professionalnoy adaptatsii budushchego spetsialista (Success of social and professional adaptation of future specialist). Omskiy nauchnyj vestnik. Seriya Obshhestvo. Istorija. Sovremen-nost'. (Omsk scientific bulletin. Series: Society. History. Contemporaneity), 2007, no. 3 (55), pp. 132-133.
6. Dobrynina T. I. Formirovaniye professionalnykh kom-petentsiy budutschih pedagogov v protsesse obucheniya inostrannomu yazyku (The formation of professional competences of future teachers while the process of foreign language teaching). Vestnik Tomskogo gosudarst-vennogopedagogicheskogo universiteta (Bulletin Tomsk State Pedagogical University), 2010, no. 1, 194 p.
7. Verbitskiy A. A. Kompetentnostniy podchod i teoriya kontekstnogo obucheniya (Competence approach and theory of context teaching). Moscow, 2004. 84 p.
8. Pedagogicheskiye kadry - osnova innovatsionnogo razvitiya odrazovaniya. Pod red. L. M. Rastovoj (Educational personal - the bases of innovational development of the education). Barnaul, 2006. 252 p.
9. Katkova T. I. Sotsialno-professionalnaya adaptatsiya studentov ekonomicheskogo vuza: diss. ... kand. ped. nauk (Social and professional adaptation of the students of economical university). Zaporoshye, 1999. 203 p.