УДК 316.6
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ СТАЦИОНАРНОГО ЛЕЧЕНИЯ
И. Б. Агеева-Подобед
ГБУЗ ЧОДКБ, г. Челябинск, Россия
Ключевые слова: медико-психолого-социальная карта, социально-педагогическая поддержка пациента, биопсихосоциальный подход, принцип преемственности, психологическая адаптация, социокультурная адаптация.
Резюме. В статье представлены результаты апробации психологической медико-социальной карты; определены методы поддержки пациента к условиям стационарного лечения.
PSYCHOLOGICAL AND SOCIAL-CULTURAL ADAPTATION OF CHILDREN TO THE CONDITIONS OF INPATIENT TREATMENT
I. B. Ageeva-Podobed
SBHCI CRPCH, Chelyabinsk, Russia
Keywords: medical psychological social card, social-pedagogical patient's support, bio-psycho social method, concept of succession, psychological adaptation, social-cultural adaptation.
Summary. The article shows the results of approbation psychological medical-social card. Also article determines methods of support patient to conditions of inpatient treatment.
Актуальность. В Российском обществе социальные проблемы населения обострены во многих аспектах, особенно уязвимы категории семей, чьи дети оказались в стационаре по состоянию здоровья. В лечебном учреждении процессом восстановления и укрепления физического здоровья пациентов занимаются врачи и медицинские работники. Трудности адаптации пациентов к лечебному стационару связаны с особенностью условий: врач должен заниматься только лечебным процессом. Поэтому процесс адаптации пациентов к лечебному учреждению и самому лечебному процессу, к заболеванию происходит стихийно, спонтанно. В функциональном определении врачебной деятельности технология лечебного процесса не учитывает фактор психологической, социальной и социокультурной адаптации пациентов к условиям лечебного стационара. Врач оказывает квалифицированную медицинскую помощь по своей специальности.
Целью данного исследования является отбор методов психологической и социально-культурной адаптации детей к условиям стационарного лечения
Материалы и методы. С точки зрения теории адаптации здоровье можно рассматривать как непрерывный процесс приспособления организма к условиям окружающей среды. Цель этого приспособления — достижение равновесия между организмом и окружающей средой. «Здоровье» по сравнению с «болезнью» — сложное состояние, зависящее от многих особенностей организма, определяющих характер
протекания процессов адаптации: разных уровней функциональных резервов, различной степени напряжения регуляторных механизмов, пластичности и устойчивости основных жизненно важных систем. В период стационарного лечения психологическая и социокультурная адаптация детей влияет на их гармонизированное состояние и восстановительный период лечения.
Понятие «адаптация» имеет множество трактовок. Но главная суть их сводится к понятию (от лат. adaptare — приспособление, прилаживание) — привыкания организма к новым, определенным внешним условиям.
Ч. Р. Дарвин в своих трудах «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», рассматривал адаптацию в качестве средства для выживания и выдвинул положение о выживании наиболее приспособленных видов. Согласно дарвинизму, эволюция представляет собой процесс адаптации к условиям окружающей среды, причем приспособленность является результатом эволюции.
И. П. Павловым было отмечено, что психологическое состояние человека, его «тяжёлые чувства», возникающие в ходе разнообразных адаптационных процессов при изменении обычного образа жизни, при прекращении обычных занятий, при потере близких людей и ломке верований, имеют своё физиологическое основание. Вопросами адаптации детей и подростков занимались Б. Н. Алмазов, Г. М. Ан-
дреева, Т. В. Егорова, А. И. Ковалева, Р. А. Литвак, А. В. Мудрик и д-р Б. Н. Алмазов считает, что адаптация — это возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения [1.] А. В. Мудрик называет адаптацией устойчивую модель поведения в определенных условиях и ситуациях [2.]
Г. Айзенк рассматривает адаптацию как состояние гармонии между индивидом и средой и как процесс, посредством которого это состояние достигается. К. Роджерс, Р. Даймонд, А. Маслоу представляют адаптацию как динамическое состояние, обладающее признаком изменения личностных качеств и свойств.
Для Т. Шибутани адаптация — есть совокупность приспособительных реакций, в основе которых лежит активное освоение среды, ее изменение и создание необходимых условий для успешной деятельности.
Мы определяем адаптацию как процесс приспособления к условиям стационарного лечения и результатом этого приспособления является создание определенной жизнедеятельности в соответствии с нормами и правилами корпоративной культуры лечебного учреждения.
Л. И. Акатов классифицирует виды адаптации на физиологическую, психофизиологическую, психическую, социальную. «Психическая адаптация выражается в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды. Социально-психологическая адаптация — это оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности. Социальная адаптация — это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Названные типы адаптации, хотя и имеют свои специфические особенности, проявляются как единое целое, в едином процессе» [3].
Ведущая роль в образовании и социокультурном развитии личности принадлежит социальной адаптации. Социальная адаптация выступает как процесс взаимодействия личности с социальной средой, результатом которого является изменение среды и личности, в форме ее приспособления к этой среде. Социальная адаптация — процесс непрерывный, она связана с изменением целей взаимодействия, потребностей, средств и методов. Важно принятие личностью активной социальной роли, адекватной оценке своего положения в системе социальных отношений социальной общности.
Социокультурная адаптация выступает как вид социальной адаптации. Для нее характерно взаимодействие личности или группы с социокультурной средой, результатом которой является присвоение социокультурных ценностей, включение их в структуру личности, руководство ими в повседневной жизни.
Для социокультурной адаптации детей важно
установление ее полезности. Особую трудность в социокультурной адаптации испытывают лица с психологическими и физическими недостатками, какими являются дети, перенесшие душевные муки, вследствие тяжелой болезни [4].
Л. П. Гримак отмечает, что «чем меньше у человека объёма информации по остроактуальному для него вопросу, тем больше вероятности нарушения его адаптированного состояния и возможности нервно-психического расстройства».
Проблема психологической и социально-культурной адаптации находится в центре внимания таких наук, как медицина (М. А. Бялик, Е. Е. Моисеенко, Г. В. Бородкина, Л. А. Жданова, О. Ю. Кочерова, A. A. Солнцев и др.), физиология (М. М. Безруких, Н. В. Дубровинская и др.), социология (Л. В. Усова, П. С. Кузнецов и др.), педагогика (Р. А. Литвак, С. М. Малакуцкая, Т. В. Гудина, Ю. П. Куприна и др.). В частности, изучению особенностей адаптационных резервов организма младших школьников в условиях образовательного пространства посвятили свои работы Е. А. Володина, Д. И. Масюта и др.
Р. А. Литвак характеризует социокультурную адаптацию как процесс, направленный на взаимодействие системы помощи, ориентированный на гармонизацию отношений, способствующий освоению социальных ролей, принятию норм и ценностей социальной группы.
Е. А. Слушкина называет педагогическими компонентами социальной адаптации ребенка средства народной педагогики: сказки, пословицы, загадки, игры; они помогают детям в приспособлении к условиям социальной среды путем усвоения нравственных норм и способов поведения.
Ю. Д. Серегин средства музыкального искусства определяет условиями социальной адаптации детей. Л.В. Усова в диссертационной работе «Социокультурная адаптация детей-инвалидов в современном российском обществе» определяет ее сложным и многогранным феноменом с постоянными трансформациями. Л. В. Усова считает, что социокультурная адаптация ребенка с ограниченными возможностями протекает в трех звеньях: личность, общество, культура, где постоянно согласовываются требования и ожидания социальной среды к личности «нетипичного» ребенка.
Ю. П. Куприна в диссертационной работе «Социально-культурная адаптация детей младшего школьного возраста средствами изотерапии» отмечает, что в процессе социально-культурной адаптации дети не только обогащаются культурой общества, но и реализуют себя как личности, достигая тем самым гармоничности в меняющихся параметрах среды.
Социокультурная адаптация, отмечает В. Г. Кры-ско, выполняет важные функции: установление оп-
тимального равновесия между личностью и социальной средой; повышение социальной активности, регулирование общения и взаимодействия с социальной средой; самореализация творческих сил личности; создание комфортной позиции личности [5].
Итак, социально-культурная адаптация личности выступает как процесс не столько взаимодействия с социально-культурной средой вообще, сколько с ее элементами, отдельными личностями. В процессе этого взаимодействия происходит аккультурация. В процессе аккультурации происходит передача и обмен культурными ценностями, традициями, обычаями.
Прогнозирование социокультурной адаптации детей лечебного учреждения нуждается в моделировании.
Л. А. Дурнов исследуя психологические аспекты детской онкологии отмечает важность взаимодействия родителей ребенка и врача [6]. Биопсихосоциальный подход с использованием принципа преемственности позволяет установить динамические взаимосвязи и взаимовлияние социальных, психологических и физиологических факторов здоровья. В нашем исследовании психическое здоровье имеет прямую взаимосвязь с физиологическим состоянием пациента, и мы предполагаем, что адаптация, и в целом, компенсированное состояние в обретении гармонизации личности влияет на продолжительность его пребывания в стационаре в сторону уменьшения количества койко-дней при условии психолого-социально-педагогической поддержки.
Данные нашего исследования позволили определить средство — это медико-психолого-социальная карты пациента. Карта является информационным источником для специалистов медицинского и немедицинского профиля, преследуя главную цель: сохранить чистоту передачи информации. Эта карта служит средством диагностической методики и дает представление об актуальном состоянии пациента и обозначает «зону ближайшего развития» (термин Л. С. Выготского), т. е. направление роста, развития, перспектив, исходя из индивидуальных особенностей человека, его интересов и увлечений [7, 8].
Результаты и обсуждение. Исследования проводились в ГБУЗ ЧОДКБ в центре гематологии и онкологии.
Медико-психолого-социальная карта — исходный статус пациента до болезни и наблюдения в процессе лечения (карта из-за большого объема не размещена в статье, но может быть доступна через административный сайт ГБУЗ ЧОДКБ).
Основными психодиагностическими обследованиями мы выделили: сбор данных; обработка и их интерпретация; вынесение решения по 4 основным показателям: состояние пациента; степень тревожности, уровень его адаптации, и отношение к заболе-
ванию. Это решение позволяет предположить на его основе прогноз дальнейшего развития и разработать рекомендации. Эта экспресс-консультация фиксируется на одном листе, на бумажном носителе в виде заключения выдается врачу или вклеивается в историю болезни. Родителей мы устно информируем о результатах.
Более объемная информация фиксируется в психологической медико-социальной карте по основным трем аспектам: физиологическому, психологическому, социокультурному.
Мы фиксируем факты и жизненные показатели пациента из его медицинской карты, с его слов, со слов родителей или его представителей. Это выглядит как беседа с родителями или ребенком, совместно или раздельно в зависимости от обстоятельств, состояния и возраста пациента. Результат информации от первоисточника фиксируется в карте на первом этапе без комментариев и аналитического заключения. Выводы делаются после сбора всей информации. Время заполнения карты рассчитано на 90 минут. Время одной беседы занимает 15-20 минут. Таким образом, 5-6 встреч позволяют собрать информацию об особенностях жизни ребенка, его окружения и определить степень его адаптивности.
Мы исследовали 117 пациентов центра гематологии и онкологии. В результате этого исследования выявлены проблемы адаптации:
от болезненных манипуляций — 34 % от физического недомогания из-за самой болезни — 27 %
от неизвестности процедур и исследований, которых пациенту не доводилось ещё проводить — 16 % от неизвестности срока пребывания в условиях стационара и продолжительности лечения его заболевания — 12 %
от неизвестного окружения — 6 % от невозможности заниматься любимым делом и быть дома — 5 %.
Итак, карта позволяет с помощью метода диагностики определить «зону ближайшего развития» пациента:
раскрыть социально-психологический портрет ребенка, подростка, юноши, учитывая его индивидуальные особенности, увлечения и состояние здоровья;
выявить сильные и слабые стороны в его развитии как личности;
определить содержание и формы социально-педагогической поддержки,
выбрать методы и средства психологической коррекции, творческой реализации для личностного развития;
установить обратную связь, сигнализирующую об изменениях в психологическом состоянии и личностном развитии на разных этапах лечебного процесса.
Сохранение целостности и адекватное реагирование ребенка и родителей на различные ситуации окружающей среды самого лечебного процесса является показателем того, что ребенок адаптировался к условиям стационарного лечения, что позволяет активизировать ребенка в различные формы общения и деятельности:
игровая, учебная и образовательная деятельность; специальные развивающие занятия, на которых решаются задачи (например, формирования навыков общения, развитие моторики и пр.);
навыков понимания и распознавания эмоций, чувств, переживаний своих и других людей, самооценки и самоанализа своего поведения;
все это переключает внимание с концентрации на негативном восприятии болезни и нахождения в лечебном учреждении на конструктивное взаимодействие с окружающим миром.
Проблемные ситуации, возникающие в данном процессе мы используем для активизации адаптационных процессов.
Выводы. Важную роль в процессе адаптации ребенка играют факторы социально-педагогической поддержки; психокоррекционной работы для определения выбора оптимальных путей выхода из кризиса и сплочения членов семьи. В процессе такого взаимодействия у детей развивается когнитивная сфера, расширяется опыт социальных отношений, приобретается определенный духовный и эмоциональный опыт, что способствует процессу движения от нездоровья к здоровью. Адаптивное поведение характеризуется: успешным принятием решений, проявлением инициативы и определением перспективных жизненных планов. Литература
1. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие / Л. И. Акатов. — Москва : ВЛАДОС, 2004. — 368 с.
2. Алмазов, Б. Н. Психологические основы педагогической реабилитации: Учебник для ВУЗов / Б. Н. Алмазов. — Москва : Владос, 2008. — 285 с.
3. Аралова, М. П. Психологическое исследование родительского отношения к дошкольникам в стадии ремиссии острого лимфобластного лейкоза / М. П. Аралова, К. С. Асманян, М. Г. Поливеченко // Социальные и психологические проблемы детской онкологии: сб. материалов I Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. — Москва : Glaxo Welcomе, 2009. — С. 105-107.
4. Бялик, М. А. Особенности психологической адаптации и лечения детей с онкопатологией / М. А. Бялик, Е. Е. Моисеенко, В. В. Николаева, Н. А. Урядницкая // Социальные и психологические проблемы детской онкологии: сб. материалов I Все-рос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. — Москва : Glaxo Welcomе, 2009. — С. 97-99.
5. Дурнов, Л. А. Психологические аспекты детской онкологии / Л. А. Дурнов // Социальные и психологические проблемы детской онкологии: сб. материалов I Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. — Москва : Glaxo Welcomе, 2009. — С. 92-93.
6. Мудрик, А. В. Социализация человека / А. В. Мудрик. — Москва : Академия, 2004. — 304 с.
7. Обердерфер, А. В. Личностные особенности детей с онкогематологической патологией печатная / А. В. Обердерфер, А. В. Сабирова, И. И. Спичак, Е. В. Жуковская // V итоговая научно-практическая конференция молодых ученых ЧелГМА. — Челябинск: ЧелГМА, 2007. — С. 47-48.
8. Обердерфер, А. В. Особенности оказания психолого-социальной поддержки детям с онкогемато-логическими заболеваниями и их семьям на госпитальном этапе / А. В. Обердерфер, И. И. Спичак, Е. В. Жуковская // Актуальные проблемы педиатрии: сб. материалов XVI Съезда педиатров России. — Москва, 2009. — С. 288 (484).