Научная статья на тему 'Определение приоритетных направлений развития экономики города Севастополя'

Определение приоритетных направлений развития экономики города Севастополя Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
458
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / ПОТЕНЦИАЛ / POTENTIAL / РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ / DEVELOPMENT / ЭКОНОМИКА / ECONOMICS / ПРИОРИТЕТЫ / PRIORITIES / STRATEGIES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Алтухова Надежда Викторовна, Шпырко Ольга Алексеевна

Проведено исследование конкурентных преимуществ севастопольского региона, позволившее определить наиболее перспективные направления развития экономики города Севастополя. Это инновационные отрасли высокотехнологичное мелкосерийное производство, а также судостроение и судоремонт. Природно-климатические условия города позволят успешно развивать туристическую составляющую, а также аграрные отрасли, в первую очередь виноделие и садоводство. Количественные оценки приоритетов развития, полученные с помощью методики парных сравнений Т. Саати, подтвердили результаты эмпирического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF PRIORITY DIRECTIONS OF ECONOMY DEVELOPMENT FOR SEVASTOPOL CITY

The article presents a study of the competitive advantages for Sevastopol region, allowed to identify the most promising directions of economy development of the city of Sevastopol. These innovative industries are high-tech small-scale production, as well as shipbuilding and ship repair. Natural and climatic conditions of the city will successfully develop the tourism component, as well as the agricultural industry, primarily wine and gardening. Quantitative evaluation of development priorities, obtained by T. Saaty’s technique of paired comparisons, confirm the results of empirical research.

Текст научной работы на тему «Определение приоритетных направлений развития экономики города Севастополя»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

IDENTIFICATION OF PRIORITY DIRECTIONS OF ECONOMY DEVELOPMENT FOR SEVASTOPOL CITY

УДК 338.49

АЛТУХОВА Надежда Викторовна

доцент кафедры экономики филиала МГУ им. М. В. Ломоносова в г. Севастополе, кандидат экономических наук, nnaa1606@mail.ru

ALTUKHOVA, Nadezhda Viktorovna

Associate Professor at the Department of Economics, Lomonosov Moscow State University, Sevastopol branch, Candidate of Economic Sciences, nnaa1606@mail.ru

ШПЫРКО Ольга Алексеевна

заместитель директора по учебной работе филиала МГУ им. М. В. Ломоносова в г. Севастополе, кандидат физико-математических наук, доцент, shpyrko@mail.ru

SHPYRKO, Olga Alekseevna

Deputy Director of Academic Work, Lomonosov Moscow State University, Sevastopol branch, Candidate of Physico-Mathematical Sciences, Associate Professor, shpyrko@mail.ru

Аннотация.

Проведено исследование конкурентных преимуществ севастопольского региона, позволившее определить наиболее перспективные направления развития экономики города Севастополя. Это инновационные отрасли -высокотехнологичное мелкосерийное производство, а также судостроение и судоремонт. Природно-климатические условия города позволят успешно развивать туристическую составляющую, а также аграрные отрасли, в первую очередь виноделие и садоводство. Количественные оценки приоритетов развития, полученные с помощью методики парных сравнений Т. Саати, подтвердили результаты эмпирического исследования.

Ключевые слова: инвестиции, потенциал, развитие, экономика, приоритеты, стратегия.

Abstract.

The article presents a study of the competitive advantages for Sevastopol region, allowed to identify the most promising directions of economy development of the city of Sevastopol. These innovative industries are high-tech small-scale production,

© Алтухова Н. В., Шпырко О. А., 2016.

as well as shipbuilding and ship repair. Natural and climatic conditions of the city will successfully develop the tourism component, as well as the agricultural industry, primarily wine and gardening. Quantitative evaluation of development priorities, obtained by T. Saaty's technique of paired comparisons, confirm the results of empirical research.

Keywords: investment, potential, development, economics, priorities, strategies.

Экономический подъем двух новых российских субъектов столкнулся с целым рядом трудностей. Это и экономические санкции стран Запада, не позволяющие развиваться кредитной сфере города и тормозящие инвестиционное развитие, и спонтанные, но экономически ощутимые акции украинских властей. Есть и внутренние причины торможения экономического развития, отразившиеся, в частности, на степени освоения средств из субсидий федерального бюджета и средств по программам экономического развития города. Ощущается необходимость в ясной и четкой расстановке приоритетов социально-экономического развития города Севастополя, которая позволит активизировать положительные перемены в городской экономике.

Проанализируем данные, определяющие экономическое развития города Севастополя. Основными конкурентными преимуществами Севастополя, по оценке сайта «Инвестиционный форум Севастополя», являются: выгодное географическое расположение; наличие незамерзающего порта; достаточная развитость транспортной инфраструктуры города; мягкий климат (комфортно жить и работать); развитая отрасль виноделия; известность Севастополя как исторического бренда; высокий уровень образованности и культуры населения; наличие потенциала для развития туризма; наличие базы для судостроения и судоремонта; наличие небольших лабораторий и ряда крупных конструкторских бюро, развитый 1Т-рынок [1].

Проанализируем перечисленные выше преимущества в привязке к некоторым отраслям городской экономики. С первым утверждением (выгодное географическое расположение) можно поспорить, поскольку в настоящее

время, до ввода в эксплуатацию Керченского моста, назвать географическое положение города выгодным не представляется возможным. Использование транспортной инфраструктуры ограничивается резким увеличением транспортного потока в городе и неприспособленностью к этому обстоятельству городских дорог, в особенности летом, с наплывом отдыхающих. Сложная география городского ландшафта делает практически невозможным простое решение этой проблемы - расширять дороги, увеличивая многополосность, невозможно на подавляющем большинстве городских магистралей, а строительство развязок, мостов и туннелей практически не ведется. Сообщение с материковой Россией в настоящее время, до ввода в эксплуатацию Керченского моста, также затруднено. Это создает серьезную преграду встраиванию предприятий города в производственные цепочки российских предприятий, по крайней мере, на кратко- и среднесрочном этапе. Значительные ограничения на сбыт продукции оказывают экономические санкции, в частности, на выход во внешний рынок с промышленной продукцией.

Что касается такой исконно севастопольской отрасли промышленности, как судостроение и судоремонт, она представлена в городе такими известными предприятиями, как Севастопольский морской завод им. С. Орджоникидзе, Лазаревское Адмиралтейство», 13-й судоремонтный завод Черноморского флота Министерства обороны РФ и др. Однако этим предприятиям не стоит рассчитывать на крупные гражданские или зарубежные заказы по следующим причинам: устаревшая инфраструктура, износ основных фондов, отсутствие системы снабжения и

качественной логистики, незначительность объемов работ по сравнению с зарубежными заводами [2], экономические санкции.

По мнению признанного эксперта судостроительной отрасли Михаила Мореходова, положение в отрасли начнет меняться, когда экспертам удастся «проанализировать возможность создания на базе Севморзавода современного судостроительного кластера, способного строить корабли любого класса и суда любого типа, а также производить необходимую для судостроительной отрасли и флота продукцию» [2].

На военный заказ надеется и ГУП «Севастопольское авиационное предприятие», которое производит капитальный ремонт, переоборудование и модернизацию различных типов вертолетов. Кроме того, предприятие в настоящее время работает по заказам Вьетнама и Хорватии. Однако завод мог бы обеспечиваться гражданскими заказами, если бы в Республике Крым была возрождена малая авиация. Во времена СССР ежедневно рейсовыми вертолетами МИ-2 и МИ-4 можно было добраться до южного берега Крыма и многих населенных пунктов Крыма и даже в некоторые ближайшие города материковой России. В настоящее время, в связи с небольшими мощностями Симферопольского аэропорта и совершенно недостаточной пропускной способностью паромной переправы, перспективы малой авиации в Крыму могли бы быть вполне успешными. Правда, для этого необходимо строительство вертолетодромов, а также подготовка квалифицированных летных кадров. Все это вполне решаемо, даже при относительно небольших инвестициях. В этом случае ГУП «Севастопольское авиационное предприятие» могло бы быть обеспечено гражданскими заказами в области сервиса и обслуживания вертолетов малой авиации.

Уникальные природно-климатические особенности Крыма и Севастополя могли бы способствовать развитию альтернативной энергетики. В Севастополе едва ли не самое большое в Европе количество солнечных дней в году - триста. Среднегодовая скорость ветра в городе и окрестностях относительно небольшая, 4,6 м/сек, но в зимние месяцы она

достигает 20 м/сек и выше. Севастопольские предприятия могли бы обеспечивать весь Крым и юг России солнечными батареями и ветрогенераторами. К сожалению, «потенциал рынка солнечной энергетики сдерживается высокой стоимостью установки и обслуживания подобных систем. Среди других факторов, ограничивающих рост отрасли, - перерывы в доступности солнечной энергии, низкая окупаемость инвестиций в фотоэлектрические системы, а также доступность менее дорогостоящих технологий получения энергии из возобновляемых источников» [3, с. 8].

Довольно перспективной отраслью города могло бы стать фармацевтическое производство, в частности, изготовление физрастворов и обеззараживающих растворов, в которых нуждается Севастополь и Крым. Это обстоятельство успешно сработало бы в пользу политики импортозамещения фармацевтической продукции.

И, наконец, та отрасль городской экономики, которая может развиваться, на наш взгляд, наиболее успешно и которая свободна от влияния санкций, неразвитой инфраструктуры или отсутствия развитой логистики, - это проектирование и разработка в сфере высоких технологий. Для этого в Севастополе есть все условия - наличие небольших лабораторий, наукоемких производств и ряда крупных конструкторских бюро, занятых разработкой, проектировкой и производством наукоемкой продукции, такой как: 1) широкий спектр радио и навигационных устройств, конкурентоспособных на мировом рынке, многие из которых не имеют аналогов в мире; 2) проекты оценки воздействия на окружающую природную среду, геофизические изыскания, проектирование берегоукрепительных сооружений; 3) средства обустройства морских нефтяных и газовых месторождений;

4) системы телеметрии газораспределительных станций и газораспределительных пунктов, приборы контроля и диагностики систем спасения, связи и идентификации на море;

5) энергосберегающие системы; 6) разработка программного обеспечения в области мониторинга технологических параметров сетей жилищно-коммунального хозяйства и распределительных пунктов.

Если на базе такого рода производств и научно-практических лабораторий создать комплекс мелкосерийных высокотехнологичных производств или подготовки наукоемких стартапов, то это наилучшим образом соответствовало бы сохранению экологии города и задействованию высокого профессионального и образовательного потенциала жителей. Серьезным аргументом развития именно наукоемких производств и проектов является наличие в городе Севастопольского государственного университета, осуществляющего подготовку специалистов в области информационных систем и технологий, приборостроения, техносферной безопасности, радиотехники, электроники и наноэлектро-ники, инфокоммуникационных технологий и систем связи и др.

Гордостью города во времена СССР был его порт. Однако после уничтожения в 1990-х гг. мощного рыболовецкого флота и продажи океанических траулеров и плавучих консервных заводов рыбный порт был переориентирован на экспортную перевалку грузов, в основном, зерна, угля и металлолома, которые везли по железной дороге с территории Украины. После возвращения Севастополя в Россию перевалка грузов в Севастопольском порту за два года значительно упала. Если в 2013 г. Севастопольский порт переработал 4,8 млн т грузов, то за 2015 г. - около 300 тыс. т [4].

Перспективами развития Севастопольского порта занимается специально созданная рабочая группа, перед которой стоит задача разработать программу развития порта и максимально переключить на него грузовые потоки. Впрочем, без Керченского моста и с блокировкой Украиной железнодорожных перевозок через свою территорию на существенный рост грузопотока быстро рассчитывать не стоит. Во-первых, крымские порты в существующих реалиях могут экспортировать только свои грузы. Грузы из Украины, включая транзитные, сюда не пойдут по политическим причинам, из России и других стран - по логистическим. Во-вторых, для обслуживания Крыма импортными товарами портовых мощностей более чем достаточно (Феодосийский,

Керченский, Ялтинский, Евпаторийский порты). Вряд ли Керченский или Феодосийский порт принесут в жертву Севастопольскому порту. В-третьих, Россия активно строит порт Тамань в Краснодарском крае [5].

Уникальные природно-климатические условия подразумевают успешное развитие туризма в городе Севастополе. На рисунке 1 видно, что около 20% севастопольского ландшафта занимают бухты, что подразумевает успех не только рекреационного туризма, но и яхтенного.

В Программе развития туризма в городе Севастополе на 2015-2020 гг. [6] предусмотрено создание кластера круизно-яхтенного туризма «Севастопольская гавань». Богатая военная история города и его патриотические традиции позволят успешно развивать военно-патриотический, культурно-познавательный и молодежный туризм. Кластеры соответствующих направлений также предусмотрены Программой.

Значительную часть административной территории города занимают леса и горы, а это более трети площади (рисунок 1). Пеший туризм, спортивный, экологический туризм -перспективное направление развития городской экономики.

Еще одна чрезвычайно привлекательная отрасль туризма может принести значительные финансовые потоки в городскую экономику - это бизнес-туризм. Организация учебно-методических центров различных профессиональных организаций, проведение «выездных школ», конференций, отраслевых съездов - это значительный источник денежных поступлений в межсезонье.

Учитывая, что в 2015 г. в структуре платных услуг населению доля туристических услуг в городе Севастополе составила всего 7,8%, а услуги гостиниц и аналогичных средств размещения - 8,6%, потенциал дальнейшего развития туристической отрасли поистине велик [8].

Обратившись вновь к рисунку 1, увидим, что сельскохозяйственные земли занимают тридцать процентов городского ландшафта. В сочетании с уникальными природно-климатическими факторами это дает возможность

Рисунок 1

Структура ландшафта города Севастополя

Примечание. Диаграмма построена авторами по материалам источника [7].

развивать аграрную отрасль, в частности, виноградарство, садоводство, выращивание косточковых и эфиромасличных культур. В одной технологической цепочке с аграрным производством находится перерабатывающая отрасль - виноделие, производство консервов, парфюмерное производство. Сельскохозяйственная и перерабатывающая отрасли представлены такими севастопольскими предприятиями, как Инкерманский завод марочных вин, Агрофирма «Золотая Балка», Севастопольский винодельческий завод и др.

Перспективной является также и отрасль аквакультуры - выращивание мидий и устриц на морских фермах. Действующие режимы на пользование водным объектом имеют предприятия «София Крым» и «Марикультура».

Итак, мы обозначили, какие отрасли городской экономики могут стать локомотивами социально-экономического развития города Севастополя. Это инновационное мелкосерийное производство, туризм - как рекреационный, так и нетрадиционные его формы, аграрная отрасль, прежде всего садоводство и виноделие.

Авторами предлагается методика количественного измерения приоритетности отраслей в экономической системе города Севастополя, призванная подтвердить вышеизложенные соображения.

В качестве количественных оценок составляющих экономический потенциал региона, которые примем также как показатели экономического потенциала региона, или направления его развития, возьмем классификацию составляющих инвестиционного климата региона, предложенную Рейтинговым агентством «Эксперт РА», которому принадлежит первое место по числу присвоенных рейтингов в России.

Таких показателей девять: трудовой, потребительский, производственный, финансовый, институциональный, инновационный, инфраструктурный, природно-ресурсный, туристический1.

1 Материалы официального сайта Рейтингового агентства «Эксперт РА» URL: http://raexpert.ru/ rankingtable/region_climat/2015/tab03/

Все они ранжированы в зависимости от степени их развития по регионам. То есть такое ранжирование - это количественный инструмент сравнения регионов между собой. Однако определять вектор развития экономики города Севастополя, механически ориентируясь лишь на ранг в таблице составляющих инвестиционного потенциала, - непродуктивно. Странно было бы развивать туристическую составляющую экономики Севастополя только потому, что ее ранг выше, чем ранг той же составляющей в Мордовии или в Мурманске. Эта оценка характеризует лишь возможности региона в определенной отрасли по сравнению с другими регионами.

Необходимо определить показатель предпочтительности (или, если угодно, желательности) развития каждой составляющей именно для данного региона.

Для того чтобы определить, насколько предпочтительной (желательной) для развития экономики города Севастополя является каждая из этих составляющих, авторы обратились к мнению ученых и управленцев города. Задача выбора желаемых приоритетов развития экономики слишком непроста, чтобы можно было добиться адекватного результата обычным ранжированием составляющих экономического потенциала. Поэтому для этой цели был выбран метод парных сравнений, предложенный Т. Саати в 1980 г. [9].

Суть его состоит в следующем. Пусть нам нужно сравнить между собой объекты А, В, С, Б... рассматриваемой системы относительного некоторого признака или цели. Для этого сформируем квадратную матрицу парных сравнений вида (рисунок 2).

А В С Р

А

В

С

Р

Рисунок 2

Схема матрицы парных сравнений

Если сравниваемые объекты оцениваются относительного количественного признака, то на пересечении соответствующей строки и столбца ставится число, показывающее, во сколько раз количественное значение одного объекта превышает количественное значение другого. Например, при сравнении элемента с самим собой имеем равную значительность, так что на пересечении строки А со столбцом А в позиции (А,А) заносим 1. Поэтому главная диагональ матрицы должна состоять всегда только из единиц. Если количественное значение объекта А в 5 раз превышает количественное значение объекта В, то в позицию (А, В) заносим 5, а в позицию (В,А) ставим 1/5, т. е. обратное значение. По остальным сравниваемым парам поступаем аналогично.

В случае, когда сравнение объектов А, В, С, . происходит по качественному признаку, то построение парной таблицы сравнений начинается с выбора шкалы сравнений. При этом одним из главных требований является то, чтобы шкала сравнений была естественна и проста. Что касается диапазона, бесполезным может оказаться использование шкалы парных сравнений в пределах от 0 до Это объясняется тем, что способность человека давать оценку некоторым предметам и явлениям находится в определенно ограниченном диапазоне. Когда сравниваемые объекты, действия или обстоятельства весьма несоразмерны между собой, то наши предположения близятся к тому, чтобы быть произвольными и чаще всего далекими от реальности.

Так как единица - это база измерения, то верхняя граница должна не сильно превышает ее, хотя и достаточно отдаленная для того, чтобы показать нашу способность различать. Обычно пределы - это 7±2.

Ниже приведем некоторые объяснения, почему выбираются числа от 1 до 9.

1. Способность человека производить качественные разграничения хорошо представлена пятью определениями: слабый, равный, сильный, очень сильный, абсолютный. Для большей точности можно пользоваться промежуточными определениями.

2. Классификация по трем основным зонам -неприятие, безразличие, приятие, каждая из

которых, в свою очередь, делится на низкую, умеренную и высокую степени [10].

Для составления парной таблицы сравнений будем пользоваться девятибалльной шкалой. Парное сравнение элемента А с элементом B заносим в позицию матрицы (A, B), сравнение элемента A с C - в позицию (A, C) и так далее по следующему правилу:

• если объекты A и B одинаково важны, то ставим число 1;

• если A незначительно важнее, чем B, то ставим число 3;

• если A значительно важнее B, заносим 5;

• если A явно важнее B, заносим 7;

• если A по своей значительности абсолютно превосходит B, заносим 9.

Числа 2, 4, 6, 8 будем использовать для облегчения компромиссов между слегка отличающимися от основных чисел суждениями [10].

С помощью описанной выше шкалы сравнений и основываясь на мнении экспертов, получаем обратно-симметрическую матрицу парных сравнений (таблица 1), которая, очевидно, является квадратной порядка n, обратно-симметрической, но согласованной она может и не быть.

Определив средние геометрические значения показателей строк и разделив их на общую сумма средних геометрических, получим нормализованный вектор приоритетов, который демонстрирует, какую из составляющих экономического потенциала, по мнению экспертов, наиболее желательно развивать. Таким образом, мы ранжировали ряд направлений экономического развития, который условно назовем «вектор желаемого».

Насколько полученные парные оценки, определенные экспертами, пропорциональны между собой, а, соответственно, насколько ранжирование приоритетности наших показателей является точным, можно оценить на основе следующей теоремы 7.15 Саати: Положительная обратно-симметрическая матрица A = (ai.) порядка n является согласованной тогда и только тогда, когда порядок матрицы равен ее максимальному собственному значению, т. е. X = n.

max

То есть чем ближе X к n, тем выше степень

max

согласованности матрицы.

Расчет главного собственного значения и формулы расчета представлены в таблице 2. Как видим, оно равно 9,2870, что достаточно близко к размерности матрицы, равной 9.

Еще точнее определить степень согласованности матрицы можно, рассчитав отношение согласованности (ОС) по формуле

ОС = (-

— n

)/СИ,

п-1

где СИ - так называемый случайный индекс, значения которого предложены Т. Саати (для матрицы размерностью п = 9 СИ равен 1,45) [10].

Матрица считается согласованной, если ОС не превышает 0,10.

Рассчитанный по формуле ОС нашей матрицы составляет 0,02475, что позволяет считать матрицу в достаточной степени согласованной, а рассчитанный вектор предпочтений -адекватно отражающим мнение экспертов о желаемых приоритетах развития.

Тем не менее для объективной оценки приоритетов экономического развития региона необходимо определить еще и возможности региона по каждой составляющей экономического потенциала. Для этого воспользуемся уже упомянутой выше оценкой Рейтингового агентства ИЛЕХ составляющих инвестиционного потенциала региона.

Методика их оценки строится на ранжировании каждой составляющей по регионам, причем оценка - это место, которое занимает каждая составляющая инвестиционного потенциала в оцениваемом регионе по сравнению с этим же показателем в остальных регионах. Значения рангов приведены в столбце 2 таблицы 2.

Таким образом, в столбце 2 у нас размещен вектор рангов с длиной (суммой координат), равной 594. Нормируем этот вектор относительно длины, чтобы получить сонаправ-ленный ему единичный вектор. Для этого каждую координату вектора рангов разделим на длину вектора - 77/594 = 0,1296, 85/594 = = 0,1431 и т. д.

Разместим координаты единичного вектора рангов в столбце 3 таблицы 2.

Поскольку ранги показателей - это места в рейтинге (где наилучшим значением явля-

Таблица 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расчет нормализованного вектора приоритетов направлений развития

Критерии сравнения Матрица парных сравнений направлений развития Среднее геометрическое Нормализованный вектор приоритетов л\ (ранг желательности дкя экономики региона)

Трудовой Потребительский Производственный Финансовый Институциональный Инновационный Инфраструктурный Природно-ресурсный Туристический

Трудовой 1 1 0,5 2 3 0,5 9 1 1 1,3353 0,1173

Потребительский 1 1 0,5 2 2 0,3333 9 0,5 1 1,1298 0,0992

Производственный 2 2 1 3 4 1 9 1 5 2,3469 0,2061

Финансовый 0,5 0,5 0,3333 1 1 0,25 9 0,5 1 0,7687 0,0675

Институциональный 0,3333 0,5 0,25 1 1 0,2 9 0,5 1 0,6943 0,0610

Инновационный 2 3 1 4 5 1 9 2 2 2,5348 0,2226

Инфраструктурный 0,1111 0,1111 0,1111 0,1111 0,1111 0,1111 1 0,1111 0,1111 0,1418 0,0125

Природно-ресурсный 1 2 1 2 2 0,5 9 1 2 1,6083 0,1412

Туристический 1 1 0,2000 1 1 0,5 9 0,2 1 0,8265 0,0726

п 1 8,9444 11,1111 4,8944 16,1111 19,1111 4,3944 73,0000 6,8111 14,1111 11,3865 1

II -М- 1,0489 1,1025 1,0088 1,0877 1,1653 0,9783 0,9092 0,9620 1,0243

п ^тах — ^ ' 1 9,2870

Примечание: Таблица сформирована авторами и содержит результаты экспертных оценок, а также результаты расчетов.

Таблица 2

Расчет критериев приоритетности развития

Критерий сравнения Ранги составляющих инвестиционного потенциала в 2015 г. Нормализованные ранги составляющих инвестиционного потенциала в 2015 г. Показатель возможностей экономического потенциала региона Нормализованный вектор приоритетов (ранг предпочтительности для экономики региона) Критерии приоритетов развития

1 2 3 4 5 5

Трудовой 77 0,1296 7,7143 0,1173 0,973838

Потребительский 77 0,1296 7,7143 0,0992 0,762878

Производственный 85 0,1431 6,9882 0,2061 1,532416

Финансовый 78 0,1313 7,6154 0,0675 0,617142

Институциональный 75 0,1263 7,92 0,0610 0,445638

Инновационный 76 0,1279 7,8158 0,2226 1,679516

Инфраструктурный 26 0,0438 22,8462 0,0125 0,283602

Природно-ресурсный 67 0,1128 8,8657 0,1412 0,917152

Туристический 33 0,0556 18 0,0726 1,5755

Сумма 594 1 1

Примечание. Таблица сформирована авторами и содержит результаты расчетов.

ется наименьшее), нам нужно обратить их, отнеся каждое значение к единице. Получаем прямую последовательность оценок, где наибольшее значение является наилучшим. Этот ряд оценок расположен в столбце 4 таблицы 2.

Таким образом, получим показатели уровня развития составляющих инвестиционного потенциала, которые и являются «вектором возможностей» региона.

На рисунке 3 представлены величины рангов предпочтительности и показателей уровня возможностей экономического потенциала города Севастополя. Как видим, различия в оценках значительны.

На пересечении вектора желаемого и вектора возможного мы и получим приоритеты развития составляющих экономического по-

тенциала города Севастополя. Математически это решается следующим образом - умножим значение показателя уровня развития составляющих инвестиционного потенциала на ранг предпочтительности для экономики города. Полученные значения и есть критерий приоритетов развития конкретной составляющей экономического потенциала. В таблице 3 это столбец 5.

Результаты расчета критериев приоритетов представим на рисунке 4.

Из рисунка 4 видно, что максимальные значения расчетных критериев развития - инновационный и производственный. В условиях Севастополя, как уже отмечалось, наиболее перспективным инновационным видом производства является мелкосерийное производство, действующее в режиме стартапов, что

Производственный

Рисунок 3

Сравнение оценок возможностей и предпочтений развития составляющих экономического потенциала города Севастополя

Примечание. Диаграмма построена авторами по результатам расчетов.

Инновационный П роизводствен н ы й Туристический Природно-ресурсный Трудовой Потребительский Финансовый Институциональный Инфраструктурный

О 0,2 0,4 0,6 0,8

1,2 1,4 1,6 1,8

Рисунок 4

Критерии экономического развития города Севастополя Примечание. Гистограмма построена авторами по результатам расчетов.

обусловлено большим количеством лабораторий и КБ, разрабатывающих и производящих наукоемкую продукцию.

Далее следуют значения критериев туристического и природно-ресурсного потенциалов,

что обусловливает успех туристической отрасли, садоводства и виноделия.

Необходимо также поддерживать высокий потенциал трудовых ресурсов Севастополя (пятое место в рейтинге критериев разви-

тия), обусловленный традиционно высоким уровнем образования и квалификации сева-стопольцев.

Таким образом, авторами статьи было проведено исследование развития приоритетных направлений севастопольского региона на основе использования методики парных сравнений Т. Саати. Авторы выполнили расчеты и оценили приоритеты, которые позволили наметить перспективы развития экономики города Севастополя. По мнению авторов, что

также иллюстрируется приведенными расчетами, это предприятия отрасли, отличающиеся инновационностью, туризм, а также аграрная отрасль.

Авторами была предложена методика, использующая оценки как федеральных экспертов, так и экономистов города Севастополя, результаты использования которой подтверждают теоретические предположения авторов о приоритетных направлениях развития города Севастополя.

Список литературы

1. Инвестиционная привлекательность города Севастополя. Инвестиционный портал Севастополя. URL: http://investsevastopol.ru/ru/node/178 (дата обращения: 18.05.2016).

2. Мореходов М. Судостроительная отрасль Крыма - перспективы возрождения // Морские вести России. URL: http://www.morvesti.ru/tems/detail.php?ID=35546 (дата обращения: 12.05.2016).

3. Абдуллаев Р. А., Мандражи З. Р. Стратегические приоритеты развития экономики Крыма // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2014. № 47. С. 5-9.

4. Крымова Ю. Деньги в бухту // Российская газета. 2015. № 6651.

5. Безрамков А. Севастопольский порт: долги, падение грузопотока и «туманные» перспективы // Севастопольский корреспондент. 2015. 2 апреля. URL: http://sevkor.ru/ sevastopolskj-port-dolgi-padenie-gruzopotoka-i-tumannye-perspektivy/ (дата обращения: 23.05.2016).

6. Об утверждении государственной программы «Развитие туризма в городе Севастополе на 2015-2020 годы»: Постановление правительства Севастополя от 31.08.2015 № 837-ПП.

7. География и климат города Севастополя // Инвестиционный портал Севастополя. URL: http://investsevastopol.ru/ru/geografiya-i-klimat (дата обращения: 18.05.2016).

8. Основные показатели социально-экономического развития города Севастополя // Инвестиционный портал Севастополя. URL: http://investsevastopol.ru/ru/ekonomika-sevastopolya (дата обращения: 14.05.2016).

9. Saaty T. L. The Analytic Hierarchy Process. New York: McGraw Hill, 1980.

10. Шикин Е. В., Чхартишвили А. Г. Математические методы и модели в управлении. М., 2004. 440 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.