Научная статья на тему 'Проблемы формирования институтов территориального развития'

Проблемы формирования институтов территориального развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЕ РЕГИОНЫ / ИНСТИТУТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / RUSSIAN REGIONS / INSTITUTIONS OF REGIONAL DEVELOPMENT / SOCIO-ECONOMIC COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олейникова Елена Геннадьевна

В статье анализируются проблемы формирования институтов территориального развития, характеризуются пробелы исследования и внедрения инвестиционных структур в социально-экономические комплексы субъектов Федерации. Приводятся данные создания институтов развития города Севастополя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION OF INSTITUTES OF TERRITORIAL DEVELOPMENT

The article analyzes the problems of formation of institutions of territorial development, characterized by gaps in research and implementation of investment structures in socio-economic complexes of the Russian Federation. Data of creation of institutes of development of the city of Sevastopol are given

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования институтов территориального развития»

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018

УДК: 321

Олейникова Елена Геннадьевна, магистрант направления Государственное и муниципальное управление, Курский государственный университет

e-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ

Аннотация: в статье анализируются проблемы формирования институтов территориального развития, характеризуются пробелы исследования и внедрения инвестиционных структур в социально-экономические комплексы субъектов Федерации. Приводятся данные создания институтов развития города Севастополя.

Ключевые слова: российские регионы, институты регионального развития, социально-экономический комплекс.

Oleynikova Elena Gennadyevna, postgraduate directions of the State and municipal management, Kursk state University

e-mail: [email protected]

PROBLEMS OF FORMATION OF INSTITUTES OF TERRITORIAL

DEVELOPMENT

Abstract: the article analyzes the problems of formation of institutions of territorial development, characterized by gaps in research and implementation of investment structures in socio-economic complexes of the Russian Federation. Data of creation of institutes of development of the city of Sevastopol are given.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018

Key words: Russian regions, institutions of regional development, socioeconomic complex.

Среди активно исследуемых предпосылок современной российской модернизации институциональная составляющая не имеет решающего значения. На региональном уровне этот аспект изменений в системе публичного управления и экономики в значительном спектре исследований практически не рассматривается до настоящего времени, особенно в части институциональных изменений как необходимой части модернизации. Проблемы выделения приоритетов, сущности и задач деятельности создаваемых институтов развития субъектов РФ или региональных институтов развития как особых маяков модернизации регионального звена российской экономики освещена довольно слабо [4].

По мнению ряда экспертов, число и спектр федеральных институтов развития даже несколько избыточно для решения задач по социально-экономическому развитию российских регионов, однако на региональном уровне даже технологии их целеполагания пока не описаны и не разработаны, обоснование, рейтингование и мониторинг практической деятельности подобных институтов отрывочны и не системны. Несмотря на наличие общих документов, характеризующих федеральную стратегию регионального развития, и достаточно проработанные концепции развития ряда субъектов РФ, потенциал этих институтов пока не используется в полную силу, а также не найден баланс качества и объемов федерального финансирования и участия региональных акторов в социально-экономическом развитии [3]. В качестве инструментов финансирования используется, с одной стороны, система федеральных межбюджетных трансфертов, т.е. финансирования регионального развития через систему межбюджетных отношений [2]. С другой стороны, это реализация федеральных целевых программ, а также инвестиционных проектов, среди которых значительна доля тех, которые финансируются федеральными и региональными институтами развития.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018

Решение Правительства Российской Федерации о создании с 2015 г. на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя свободной экономической зоны (СЭЗ) сроком на 25 лет представляется своевременным. В Севастополе действует Свободная Экономическая Зона на основании федерального закона 2014г., однако считать ее эффективной, приносящей реальную прибыль городу, пока преждевременно [5].

Например, в Севастополе активно развивается Технологический парк «Гераклид». После вхождения Севастополя в состав РФ, городу несомненно необходим стремительный рывок, чтобы выйти на средне российский уровень развития. Расходы в городском бюджете 2016 года в 2,5 раза превысили собственные доходы (25,3 млрд. против 10,04 млрд.), а дотации из федерального бюджета составляют 112 % от собственных доходов (11,4 млрд. против 10,04 млрд.). В период с 1991 по 2014 год промышленность в сфере высоких технологий в Севастополе пришла в упадок. Только несколько крупных государственных и частных компаний смогли выжить при столь тяжелых обстоятельствах, в первую очередь - это ОАО «Парус», «Таврида Электрик» и некоторые другие. Однако уже с 2014 года в городе появилось около десятка местных компаний сферы 1Т. В 2015 году началось создание технологического парка на базе Севастопольского государственного университета за счёт федеральных и муниципальных средств. В 2016 году под строительство технопарка был выделен земельный участок площадью около 20 га [5]. На данный момент стратегия развития технопарка проработана, хотя и требует внесения дополнительных уточнений, расширения участка, то есть технопарк находится в стадии планирования и застройки, однако спрос инвесторов значительно превышает предложение.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о значительной степени проработанности вопросов территориального развития и создания соответствующих институтов в г. Севастополе. Деятельность эта является открытой и во многом технологической и информационной, в чем велика роль информационного пространства, созданного Департаментом

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018 экономического развития города Севастополя за последние полтора года. Тем самым есть предпосылки считать практику деятельности институтов регионального развития в этом субъекте РФ перспективным и потенциально эффективным.

В научном мнении по данной проблеме отсутствуют качественные аналитические исследования, наработки и методические рекомендации, касающиеся специфики и особых, региональных функций территориальных институтов развития (Гавриков Ф.А., Котлярова С.Н., Татаркин А.И.) [1]. Процесс создания таких институтов носит массовый характер, однако он формализован, недостаточно системен, обоснования выбора тех или иных институтов не всегда обусловлено специфическими условиями и приоритетами развития отдельных регионов. Не сложилось пока и единое представление о совокупности правовых, экономических и организационных предпосылок, обеспечивающих весомый вклад региональных институтов развития в устойчивую, динамично развивающуюся инновационно-ориентированную деятельность социально-экономических комплексов субъектов Федерации. Это обусловлено простым копированием форм и инструментов деятельности федеральных институтов при создании региональных институтов развития без должного учета социально-экономической специфики каждого региона.

Список источников:

1. Гавриков Ф.А., Щепет М.А. Социальное развитие местного самоуправления // Молодые ученые, 2016. — № 7. —С. 510-513.

2. Пясецкая Е.Н. Факторы Формирования активности местного сообщества // Политика, экономика и инновации, 2016. — № 1 (3). — С. 5.

3. Подосинников Е.Ю., Волобуев С.Н., Пясецкая Е.Н. Политика контроля и надзора в сфере государственных и муниципальных закупок, на примере деятельности органов власти Курской области // Политика, экономика и инновации, 2015. —№ 2 (3). —С. 9.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018

4. Татаркин А.И., Котлярова С.Н. Региональные институты развития как факторы экономического роста // Экономика региона, 2013. —№3.—С. 5659.

5. Инвестиционная привлекательность города Севастополя. Инвестиционный портал Севастополя. [Электронный ресурс]. -URL: http://investsevastopol.ru/ru/node/178 (дата обращения: 18.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.