АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ
УДК: 338.4 Б01: 10.24411/2071-6435-2018-10047
Роль государственных программ и инфраструктурной ипотеки в финансировании проектов промышленных предприятий (на примере г. Севастополь)
В статье рассмотрены основные проблемы развития промышленности в Российской Федерации в целом, а также ее регионах. С учетом внедрения государственных программ и применения инфраструктурной ипотеки проведен анализ развития промышленного производства на примере предприятий Севастополя. При исследовании данной темы методологической базой послужил проведенный эмпирический анализ развития промышленности региона; изучены возможности реализации усовершенствованной методики в части взаимодействия промышленных предприятий и государства; разработаны предложения по совершенствованию экономических методов государственного регулирования деятельности промышленных предприятий. В качестве основного рычага развития промышленности в статье рассматривается внедрение различных государственных программ и применение инфраструктурной ипотеки, а также совершенствование экономических методов, направленных на минимизацию рисков в данной отрасли. В работе рассмотрены результаты реализации программы «Развитие промышленности города Севастополя на 2017—2020 годы», которая была разработана и утверждена Правительством Севастополя. Выделены возможности города в части реализации инфраструктурных проектов и развития промышленных предприятий на региональном уровне. Отмечены основные преимущества введения подобных программ для развития промышленности в г. Севастополь и в целом на территории Российской Федерации.
Ключевые слова: промышленное производство, отраслевые предприятия, финансирование, финансовая поддержка, инфраструктурная ипотека, приоритетные проекты, государственные программы
У. В. Дремова
А. О. Заиченко
Введение
На сегодняшний день Российская Федерация играет одну из ведущих ролей в сфере глобального промышленного производства, по объему которого она занимает 4-е место в мире по состоянию на 2017 год, уступая только КНР, США и Индии [3].
Промышленность является одной из наиболее значимых сфер материального производства, существенно влияющей на развитие человечества в целом. Одновременно можно выделить ряд серьезных проблем на промышленных площадках России. Прежде всего, это недостаточная
© У. В. Дремова, 2018 © А. О. Заиченко, 2018
модернизация технического обеспечения отечественных предприятий. Именно научно-техническое усовершенствование производственной базы позволит увеличить и расширить производство, а также выйти на новые рынки сбыта. Промышленный потенциал Российской Федерации на сегодняшний день сильно контрастирует с требованиями мирового рынка, и отечественным предприятиям необходимо вводить в эксплуатацию новое оснащение, новейшие разработки и технологии. Вторая проблема состоит в нехватке финансирования и, как следствие, неустойчивости материально-технической базы. Введение новейших технологий учета и контроля является основной целью, а в некоторых случаях и потребностью каждой индустриальной сферы. В нынешних условиях недостаток финансирования промышленных предприятий ведет к тому, что они не могут модернизировать свою техническую и технологическую базы. Это является одной из первопричин того, что многие промышленные предприятия и фирмы России не могут выйти/перейти на новый технический уровень развития. Еще одной сложностью развития промышленных предприятий как в целом по России, так и на региональном уровне (в частности, в Севастополе) является недостаток грамотных, квалифицированных сотрудников и осложнение социальных внутрифирменных ситуаций.
Исследованию проблем роста и развития промышленного производства в современных условиях уделяли внимание многие ученые. В частности, Е. А. Колесниченко и С. А. Коновалов исследовали формы, методы и механизмы разработки и реализации региональной промышленной политики в нынешних условиях, а также разработку ключевых аспектов реализации промышленной политики в Российской Федерации в целом и направлений развития промышленной политики на региональном уровне. Был сделан вывод о необходимости учета фактора самообепеченности, что вызвано необходимостью реализации стратегии импортозамещения [2].
Е. В. Понькина, Е. В. Корнева в работе «Развитие промышленного производства в Российской Федерации: проблемы и решения» [5] рассматривают современные проблемы развития экономики России, одной из которых является низкий уровень инвестиционной и инновационной активности промышленных предприятий. Как приоритетный, авторами исследуется механизм налогового регулирования, позволяющий сформировать устойчивый финансовый поток инвестиций в реальный сектор экономики, обеспечить диверсификацию и модернизацию производства.
Однако теоретические и практические вопросы ресурсного обеспечения и внедрения государственных программ по развитию промышленных предприятий регионов и применению инфраструктурной ипотеки требуют дополнительного изучения.
Постановка задачи и исследование
Целью статьи является исследование вопросов развития промышленного производства на региональном уровне с применением специальных государст-
венных программ и внедрением инфраструктурной ипотеки для концентрации необходимых ресурсов на приоритетные направления и проекты.
Рассмотрим внедрение специальных государственных программ поддержания и развития отечественных региональных промышленных предприятий на примере Севастополя.
Наиболее характерными чертами города являются:
1) уникальная для создания и развития военной и гражданской морской инфраструктуры характеристика береговой линии;
2) наличие на территории города аэропорта, способного стать международным;
3) благоприятные климатические условия для развития производственных, туристических и агропромышленных кластеров.
Стоит отметить, что с каждым годом социально-экономическое положение региона улучшается. Так, на начало 2018 года по сравнению с 2017 годом Севастополь в рейтинге российских регионов по качеству жизни поднялся на 6 позиций, с 29 на 23 место [7]. По итогам 2017 года город стал единственным российским субъектом без государственного муниципального долга. Инфраструктура, состояние которой еще несколько лет назад находилась в плачевном состоянии, сегодня активно развивается.
Большую долю поступлений в бюджет Севастополя приносит Российский флот, так как город является основной базой Черноморского флота ВМФ Российской Федерации, а на близлежащей территории находятся основные причалы, пункты базирования корабельного состава и аэродромы Черноморского флота.
Помимо этого, город известен своим виноделием. Эта отрасль растет весьма впечатляющими темпами: в 2017 году расширились угодья под виноградники, на 20% выросла их урожайность. На территории города функционирует сразу три конкурирующих между собой предприятия с замкнутым циклом производства по изделию марочных и шампанских вин (Инкерманский завод марочных вин, Севастопольский завод шампанских вин и агрофирма Золотая Балка). Благодаря данным предприятиям город вышел в лидеры по производству винодельческих товаров, выпустив свыше 16 млн бутылок севастопольских вин.
Немаловажным направлением развития инфраструктуры города является наличие порта, рыбоконсервных и судоремонтных предприятий, которые также составляют основу наполнения городского бюджета. Данное направление бизнеса представлено рыбоконсервным заводом «Ахтиар», основным направлением деятельности которого является производство консервов из рыбы; предприятием «СевМорЗавод», изготавливающим оборудование для обработки грузов и буксировочное оборудование для гаваней, рек и каналов; судоремонтной компанией «ТехФлот», осуществляющей комплексный ремонт и переоборудование судов всех типов и назначений, а также одним из лидеров машиностроительных предприятий СНГ в своей отрасли — заводом «Молот» и рядом крупных и средних предприятий.
Стоит отметить, что улучшение промышленности региона позволяет увеличить занятость населения, следовательно, сократить безработицу, а также заполнить пустующие промышленные площадки. Правительство Севастополя разработа-
ло и утвердило программу «Развитие промышленности города Севастополя на 2017—2020 годы» [1], которая подразумевает формирование производственной базы промышленных предприятий и компаний.
Если данная программа, в которую вложено 308 млн рублей, будет успешно реализована, то ежегодный прирост промышленности в Севастополе составит 4%.
Основной целью развития промышленности является внедрение различных государственных программ на региональном уровне, а также совершенствование экономических методов, направленных на минимизацию рисков в данной отрасли.
Ведущими отраслевыми направлениями, на которые нацелена программа «Развитие промышленности города Севастополя на 2017—2020 годы», являются судостроение и судоремонт, производство судового оборудования, авиационная промышленность, энергетическое машиностроение, приборостроение и радиоэлектронная промышленность, производство строительных материалов и другие.
Динамика объемов промышленного производства за период с 2016 года по I полугодие 2018 года представлена в таблице 1.
Таблица 1
Объемы промышленного производства, млн рублей
Отрасль 2016 2017 01.07.2018 Динамика за последние 6 месяцев
Обрабатывающее производство 2788,78 2585,2 2874,74 289,54
в том числе в производстве:
пищевых продуктов 663,36 754,9 907,39 152,49
напитков 1188,45 720,2 592,00 -128,2
готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 120,16 177 223,91 46,91
компьютеров, электронных и оптических изделий 5,71 8 8,82 0,82
электрического оборудования 545,9 645,8 643,86 -1,94
прочих транспортных средств и оборудования 160,56 97,3 97,30 -
ремонт и монтаж машин и оборудования 96,95 177,9 177,90 -
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 3391,32 3828,8 4632,85 804,05
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 436,51 582,3 635,29 52,99
Итого: 6616,61 6996,3 7919,32 923,02
Источник: [8]
Из приведенных данных видно, что программа «Развитие промышленности города Севастополя на 2017—2020 годы» уже начала давать результаты.
Наибольшая динамика показателей за последние 6 месяцев 2018 года в размере 804,05 млн рублей приходится на такую отрасль обрабатывающего производства, как обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха. Также 152,49 млн рублей составил рост в абсолютном выражении производства пищевых продуктов.
Отрицательную динамику показывает производство напитков (на 128,2 млн рулей) и производство электрического оборудования (снижение составило 1,94 млн рублей).
Прогнозируемые объемы финансирования государственной программы «Развитие промышленности города Севастополя на 2017—2020 годы» представлены в таблице 2.
Таблица 2
Прогнозируемые объемы промышленного производства, тысяч рублей
Годы Всего в тч. по источникам финансирования
федеральный бюджет бюджет города Севастополя внебюджетные средства
Всего (20172020) 308 506,4 113 284,0 80 257,4 114 965,0
2017 203 838,0 113 284,0 55 849,0 34 705,0
2018 52 938,0 0,0 8 048,0 44 890,0
2019 43 504,8 0,0 8 134,8 35 370,0
2020 8 225,6 0,0 8 225,6 0,0
Источник: [6]
Утвержденные бюджетные назначения на реализацию мероприятий государственной программы города «Развитие промышленности города Севастополя на 2017—2022 годы» за прошедший 2017 год составили 14 810,1 тысячи рублей, освоены на 100%. На основании проведенных конкурсных процедур были предоставлены субсидии четырем предприятиям на модернизацию и техническое перевооружение производственных мощностей (ООО «Уранис», ООО «Центр
упаковки и дизайна», ООО «Завод Молот-Механика», ООО «Севастопольский Литейный Завод»). Кроме того, ООО «Севмормаш-2М» компенсирована часть процентной ставки по кредиту, полученному в Российском национальном коммерческом банке.
Тринадцать предприятий и организаций города Севастополя приняли участие в коллективных экспозициях на международных форумах и выставках.
Важно отметить, что реализация государственной программы, направленная на развитие промышленного производства на федеральном и региональном уровнях, должна подразумевать непрерывный контроль за изменениями вероятности наступления и степени воздействия возможных рисков, а также отслеживание исполнения комплекса предупредительных мер, нацеленных на предотвращение и минимизацию негативного воздействия рисков на деятельность субъектов, подпадающих под данную государственную программу [9; 10].
Наряду с результатами внедрения государственных программ развития промышленных предприятий, инфраструктура города Севастополя находится на стадии развития. Курортная направленность города составляет четыре месяца в году, что делает цены на различные товары, в том числе продукты питания, существенно выше, чем в целом по Крыму. На сегодняшний день существует ряд приоритетных проектов промышленных предприятий, которые предусматривают строительство, модернизацию, переоборудование объектов инфраструктуры города и которые могут рассчитывать на применение инфраструктурной ипотеки для их финансирования.
В целях реализации приоритетного проекта Севастополя — развития района Балаклавской бухты — предусмотрен ряд мероприятий за счет средств федерального и регионального бюджетов, в том числе Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года», с объемом инвестиций в размере 3,835 млрд рублей на 2018—2020 годы (планируется увеличение объема инвестиций до 6,9 млрд рублей). В данный инвестиционный проект включены следующие виды работ [4]:
• строительство/реконструкция гидротехнических сооружений (причалов, корней причалов, набережной) и благоустройство набережной;
• строительство/реконструкция инженерных сетей, в том числе строительство системы оградительной дренажно-дождевой канализации;
• дноочищение/дноуглубление Балаклавской бухты;
• реконструкция или реставрация зданий.
В целях комплексного развитию Балаклавской бухты как международного центра яхтенного туризма Правительство Севастополя инициировало ряд мероприятий, способствующих повышению привлекательности региона для захода парусных и моторных яхт. В рамках Концепции развития района Балаклавской бухты планируются площадки для внебюджетных инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций около 12 млрд. рублей, в том числе по строительству гостиничного комплекса, многофункционального общественного центра с парковой зоной, судоремонтного комплекса со сроком реализации до 2030 года.
При этом предоставление проектов частным инвесторам планируется на основе открытых конкурсов.
Существующая в Севастополе материально-техническая база, профессиональный кадровый состав, наличие лицензий на проведение ремонтных работ для военных кораблей, а также бухты, имеющей необходимую глубину и размеры,— ключевые предпосылки для развития судоремонтной отрасли в городе.
Так, в свою очередь, передача АО «Объединенная судостроительная корпорация» основных судоремонтных площадок города потенциально должна способствовать размещению на них большего объема заказов. Планами развития филиала ОАО «ЦС „Звездочка"» также предусмотрено техническое перевооружение производственных мощностей Севастопольского морского завода на общую сумму более 7 млрд рублей.
Способствовать формированию самых передовых технических компетенций в городе будет создание производственно-технической базы по сервисному обслуживанию и ремонту вооружений, военной и специальной техники, которая была запущена в опытную эксплуатацию в 2016 году АО «ГПТП „Гранит"» (входит в АО «Концерн ВКО „Алмаз-Антей"»).
Развитие в Севастополе центра по ремонту авиационной (включая вертолетную) техники (на базе ГУП «Севастопольское авиационное предприятие» в составе холдинга АО «Вертолеты России»), развитие производства оборудования и электроники для морской техники (ОАО «Уранис-Радиосистемы», ООО «КБ Коммутационной аппаратуры»; ООО «КБ радиосвязи») также инициирует проекты, формирующие высокотехнологичный машиностроительный облик города.
Перспективным направлением приборостроения является производство контрольно-измерительного и иного оборудования для реализации масштабного проекта модернизации городской электросетевой инфраструктуры и построения интеллектуальной энергосистемы нового поколения Епег§у№1. Инвестиции в модернизацию электросетей Севастополя оцениваются ПАО «Россети» в 7,8 млрд рублей [6].
Отдельно необходимо отметить возможности Севастополя развивать перспективный сегмент морского приборостроения, потенциал которого будет расти по мере роста интереса к исследованию и использованию морских ресурсов. На сегодняшний день в сегменте морского приборостроения имеются потенциальные резиденты с разработками мирового уровня. Интеграция научно-технической базы Севастопольского государственного университета в работу индустриального парка сформирует высокотехнологичный кластер, способный самостоятельно производить опытно-промышленные образцы и внедрять в серийное производство новые виды высокотехнологичной машиностроительной продукции.
Учитывая инвестиционный потенциал региона, целесообразно развитие таких отраслей промышленности, как промышленность строительных материалов, химическая промышленность, металлообработка.
Для обеспечения внутренних потребностей населения в промышленных товарах также необходимо развитие легкой, целлюлозно-бумажной промышленности и других отраслей, направленных на производство товаров народного потребления.
Выводы
Введение специальных государственных программ поддержания и развития отечественных промышленных предприятий и применение инфраструктурной ипотеки для финансирования их проектов будут способствовать совершенствованию промышленности и экономики государства в целом.
Для укрепления и роста региональные предприятия должны быть обеспечены, в первую очередь, квалифицированными кадрами, усовершенствованной законодательной базой, а также новыми методическими рекомендациями по внедрению различных государственных программ.
В настоящее время достижение поставленных целей может быть достигнуто путем концентрации необходимых ресурсов на приоритетных направлениях с использованием механизмов планирования и управления
Мероприятия программы и применение инфраструктурной ипотеки позволят преодолеть экономический дисбаланс и за счет бюджетных средств стимулировать развитие сферы промышленного производства и инфраструктуры города, в том числе и с длительным финансовым циклом.
Литература
1. Закон города Севастополя от 18 декабря 2015 года № 219-ЗС «Об основах промышленной политики города Севастополя».
2. КолесниченкоЕ. А., Коновалов С. А. Особенности развития регионального промышленного производства в регионе в условиях импортозаме-щения // Социально-экономические процессы и явления. 2016. № 12. С. 68-73.
3. Мантуров Д. В. Государственное регулирование промышленности в течении 25 лет. Промышленность в 2000-2009 годах // Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 4. С. 99-116.
4. Официальный портал Правительства Севастополя [Электронный ресурс]. URL: https://sevastopol.gov.ru/goverment/priorities/projects (дата обращения: 15 октября 2018 года).
5. Понькина Е. В., Корнева Е. В. Развитие промышленного производства в Российской Федерации: проблемы и решения. Экономика, 2011. С. 314319.
6. Постановление от 13 октября 2016 года № 955-ПП «Об утверждении Государственной программы города Севастополя „Развитие промышленности города Севастополя" на 2017-2020 годы».
7. Рейтинг регионов по качеству жизни — 2016. [Электронный ресурс]. М., 2011-2018. URL: http://www.riarating.ru/regions (дата обращения: 15 октября 2018 года).
8. Справочник промышленных предприятий России и стран СНГ. Торговая система Метапром [Электронный ресурс]. М., 2000-2018. URL: http://www.metaprom.ru/factories (дата обращения: 15 октября 2018 года).
9. Титов Б. Ю. и др. Среднесрочная программа социально-экономического развития страны до 2025 года «Стратегия роста». М.: Институт экономики роста им. П. А. Столыпина [Электронный ресурс]. URL: Ьйр://81о1ур1п.1п8Ши1е/81га1е§у/(дата обращения: 15 октября 2018 года).
10. Широв А. А., Литовский А. А., Потапенко В. В. Оценка потенциального влияния санкций на экономическое развитие России и ЕС // Проблемы прогнозирования. 2015. № 4. С. 3—16
References
1. The law of the city of Sevastopol of December 18, 2015 No. 219-ЗС «On the basics of the industrial policy of the city of Sevastopol» (in Russian).
2. Kolesnichenko E. A., Konovalov S. A. Features of the development of regional industrial production in the region in terms of import substitution. Social'no-ekonomicheskieprocessy iyavleniya [Socio-economic processes and phenomena], 2016, no. 12, p. 68 (in Russian).
3. Manturov D. V. State regulation of industry for 25 years. Industry in 20002009. Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya [Issues of state and municipal government], 2016, no. 4, pp. 99-116 (in Russian).
4. Official portal of the Government of Sevastopol. Available at: https://sevasto-pol.gov.ru/goverment/priorities/projects (accessed 15 October 2018) (in Russian).
5. Ponkina E. V., Korneva E. V. The development of industrial production in the Russian Federation: problems and solutions, Economy, 2011, pp. 314-319 (in Russian).
6. Decree of October 13, 2016 No. 955-PP «On approval of the State program of the city of Sevastopol Development of industry of the city of Sevastopol for 2017-2020» (in Russian).
7. Rating of regions by quality of life - 2016, M., 2011-2018. Available at: http:// www.riarating.ru/regions (accessed 15 October 2018) (in Russian).
8. Reference industrial enterprises of Russia and CIS countries. Trading system Metaprom. Electron. text, graphic data. M., 2000-2018. Available at: http:// www.metaprom.ru/factories (accessed 15 October 2018) (in Russian).
9. Titov B. Yu. аnd others. Medium-term program of socio-economic development of the country until 2025 «Growth strategy», M.: Institute of Economics of Growth by Stolypin. Available at: http://stolypin.institute/strategy/ (accessed 15 October 2018) (in Russian).
10. Shirov A. A., Litovsky A. A., Potapenko V. V. Evaluation of the potential impact of sanctions on the economic development of Russia and the EU. Proble-myprognozirovaniya [Problems of Forecasting], 2015, no. 4, p. 3 (in Russian).