Научная статья на тему 'Определение приоритетных направлений повышения эффективности деятельности предприятия'

Определение приоритетных направлений повышения эффективности деятельности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4477
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нефедов Б.А., Владимиров Д.И.

Определено понятие эффективности деятельности предприятия. Проанализированы существующие направления повышения эффективности деятельности предприятия, изучены факторы, влияющие на нее. Выявлены показатели, по которым можно оценивать, измерять правильность выбора и эффективность реализуемых направлений совершенствования деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF PRIORITY DIRECTIONS OF THE ENTERPRISE ACTIVITY EFFICIENCY DEVELOPMENT

The paper provides a definition of the concept of the enterprise activity efficiency. The authors analyze the existing directions of the enterprise activity efficiency development and examine the factors influencing this. The revealed parameters make it possible to evaluate, verify the choice and efficiency of applied directions of the activity development that can lead to the efficiency development of the enterprise activity in whole.

Текст научной работы на тему «Определение приоритетных направлений повышения эффективности деятельности предприятия»

метры системы. Существует очень большое число альтернативных вариантов такого рода технологий, и соответствующий эффект от их применения упрощенно можно представить блок-схемой (рис. 2).

Универсализация совокупности факторов, основанная на применении современных форм технологий, способна дать более качественный уровень развития экономики, а в совокупности с элементами планирования, прогнозирования и стимулирования обеспечит дополнительные витки развития. Анализ инновационных технологий дает возможность производства новой или усовершенствования имеющейся продукции, позволяет модернизировать технологический процесс и наладить сбыт продукции. Перспективными последствиями ожидается рост технических возможностей, но и любая новая стратегия или технология несет в себе скрытые и сложнопрогнозируемые угрозы, относящиеся также к факторам прямого и косвенного воздействия.

Страх перед риском, ослабляющий сближение с новыми технологиями, рано или поздно приведет к потере своей доли рынка и снижению конкурентоспособности продукции. В анализируемом регионе конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, но еще и теми субъектами рыночной среды, которые могут выйти на конкурентный рынок. В Южном федеральном округе весомое конкурентное преимущество отведено Краснодарскому и Ставропольскому краям, а также Ростовской обл., широко производящим равнозначную и замещающую продукцию.

Таким образом, можно прийти к выводу, что для противостояния экономическим и политическим кризисам в условиях ведения расширенного воспроизводства необходима совокупность факторов внешней и внутренней среды, обеспечивающая положительное воздействие на функционирование всей системы.

УДК 331.2

Б.А. Нефедов, доктор техн. наук, профессор Д.И. Владимиров, аспирант

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Для повышения эффективности деятельности предприятия необходимо исследовать существующие направления решения данной проблемы, изучить факторы, влияющие на эффективность предприятия, и в первую очередь определить понятие эффективности, выявить показатели, по которым можно оценивать, измерять правильность выбора и эффективность реализуемых направлений совершенствования деятельности, а значит, и повышение эффективности работы всего предприятия.

Многие специалисты в области теории и практики управления и экономики в качестве конечного результата деятельности предприятия определяют полученную прибыль [1, 2, 3].

По мнению авторов, при всей важности и значимости прибыль не может быть единственным показателем эффективности деятельности предприятия, так как лишь опосредованно характеризует социальную деятельность предприятия, качество и организацию труда персонала.

Для всесторонней оценки эффективности предприятия необходима система показателей, в которой могут быть использованы как абсолютная величина — прибыль, так и относительные показатели,

рассчитываемые на ее основе, например: рентабельность оборота, характеризующаяся отношением суммы прибыли к товарообороту, либо рентабельность издержек, равная отношению прибыли к издержкам, рентабельность активов [1, 2].

Также в качестве показателей эффективности деятельности предприятия рассматриваются показатели качества, результативности и сложности труда. В экономической теории эффективность деятельности предприятия определяется исходя из поставленных целей, как функция достигнутых результатов и затраченных на это ресурсов [2].

На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что большинство специалистов под эффективностью деятельности предприятия понимают соотношение полученных результатов к затратам на их достижение. Для повышения эффективности деятельности предприятия необходимо выбрать наиболее важный показатель, на который следует ориентироваться при выборе направлений ее повышения.

Сложность выбора подобного показателя, по мнению авторов, заключается в том, что, во-первых, тот или иной показатель приобретает прио-

ритетное значение в зависимости от ситуации, условий, специфики деятельности, функциональных целей. Во-вторых, как было отмечено выше, различные специалисты в области управления, экономики выдвигают на первый план, множество показателей или их сочетание.

Однако считаем, что важнейшим и наиболее универсальным показателем эффективности хозяйственной деятельности предприятия является прибыль, т. е. разница между результатами и затратами на достижение этих результатов, а также показатели, построенные на базе прибыли. Прибыль является основным результирующим показателем деятельности предприятия, который представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности.

Для того чтобы повысить эффективность деятельности предприятия, прежде всего необходимо определить, какие факторы и в какой степени влияют на прибыль — основной результирующий показатель эффективности деятельности предприятия.

Для систематизации факторов в теории и практике управления и экономики разработаны их классификации по различным признакам.

Так, в зависимости от направленности факторы подразделяются на позитивные и негативные, по продолжительности воздействия — факторы кратковременного и длительного воздействия. Например, кратковременное воздействие может вызвать нарушение трудовой дисциплины. Большинство же факторов имеет длительное воздействие, например стиль управления, психологический климат и т. д. По степени формализации: количественно измеримые и неизмеримые факторы [4].

Одной из наиболее важных классификаций, по мнению авторов, является разделение всех факторов на факторы внешние и внутренние.

В условиях формирования рыночной среды эффективность деятельности предприятия в значительной степени зависит от внешних факторов, на которые в большинстве случаев предприятие не способно оказать какое-либо серьезное влияние. Поэтому рассмотрим более подробно внутренние факторы, влияющие на эффективность деятельности предприятия.

Внутренние факторы являются ситуационными переменными внутри предприятия, представляющими собой результаты управленческих решений.

Анализ литературных источников показал, что специалисты выделяют из большинства факторов следующие: персонал предприятия, цели, задачи, структуру, технологии, финансовую, производственную, маркетинговую и организационную деятельность предприятия. Стоит отметить, что все авторы без исключения считают, что важнейшим внутренним фактором является персонал предприятия [3, 5].

Авторы поддерживают эту точку зрения, так как от индивидуальных особенностей и способностей сотрудников часто в определяющей мере зависит, сможет ли предприятие эффективно развиваться и использовать свои внутренние возможности в конкурентной борьбе.

При определении направлений повышения эффективности деятельности предприятия необходимо учитывать в первую очередь человеческий фактор, который оказывает наиболее сильное влияние, как отрицательное, так и положительное.

Необходимо учитывать, что именно персонал предприятия формирует его внутреннюю среду, которая в современных условиях развития производства, научно-технического прогресса, увеличения доли и роли творческого умственного труда играет решающую роль в развитии предприятия, повышении конкурентоспособности и, следовательно, эффективности его деятельности.

Таким образом, мы пришли к выводу, что на важнейший показатель эффективности деятельности предприятия — прибыль оказывают влияние разнообразные факторы, среди которых основополагающее место занимает качество организации персонала (профессиональное управление персоналом).

В условиях ограниченных ресурсов необходимо выявить пути, благодаря которым можно достигнуть наибольших результатов в наименьшие сроки на пути к повышению эффективности деятельности предприятия, иными словами, выявить приоритетные направления повышения эффективности управления персоналом предприятия как одного из основных внутренних резервов в условиях конкурентной борьбы.

Возможности трудовых ресурсов как важнейшего внутреннего фактора результативности предприятия являются объектом исследования на протяжении длительного периода развития производства. При этом применяются методы, учитывающие потребности людей в материальном вознаграждении, в точной постановке задач, в продвижении по службе, в символах служебного статуса и т. д. [6].

Но каким бы квалифицированным ни было воздействие на персонал предприятия, первоочередное значение имеют индивидуальные способности каждого работника. Следовательно, возможность повышения эффективности деятельности предприятия на основе совершенствования человеческого фактора находится в прямо пропорциональной зависимости от способностей каждого члена коллектива предприятия и всей совокупности персонала в целом.

Человеческие способности трансформируются в многообразные виды реакции, операции, действий и поступков, которые, в свою очередь, входят в структуру социального поведения. В этой связи они проявляются как фактор функционального взаи-

МГАУ№5/2'2008- 19

модействия со средой обитания (физической, биологической, технологической и социальной) и адекватного реагирования на ее стимулы.

Среди способностей человека особое место занимают специальные или профессиональные способности, развивающиеся на основе общих умственных, базовых, творческих и учебных способностей.

Наряду с другими способностями выделяют способности сотрудника к развитию предприятия, т. е. к повышению эффективности его деятельности. Они непосредственно связаны с профессиональными способностями, так как при низком уровне развития специальных знаний, навыков, квалификации работник не сможет своей трудовой деятельностью эффективно способствовать предприятию в повышении результативности его хозяйственной деятельности. Однако сотрудник может обладать высокими профессиональными способностями и в то же время не прикладывать усилий к развитию предприятия. Иными словами, способности к развитию предприятия не могут существовать у работника без профессиональных способностей, однако наличие высоких профессиональных способностей не обязательно свидетельствует о высоких способностях к развитию предприятия.

Таким образом, мы пришли к выводу, что важнейшим направлением повышения эффективности деятельности предприятия является повышение эффективности управления его персонала, которое, в свою очередь, находится в непосредственной зависимости от уровня развития способностей работников, и в первую очередь от уровня развития способностей индивида к развитию предприятия.

Рассмотрим, посредством каких условий, факторов или методов воздействия можно влиять на совершенствование способностей персонала, повышение эффективности его деятельности и, следовательно, всего предприятия в целом.

Специалисты в области решения вопросов повышения эффективности деятельности предприятия через организацию профессионального управления персоналом выделяют следующие направления решения поставленных задач: разработка стратегии управления персоналом и кадровой политики, планирование кадровой работы, анализ кадрового потенциала, прогнозирование и определение потребности в различных кадрах. Также выделяются планирование, организация и контроль подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, изучение профессиональных качеств работников, работа по профориентации, организация профессиональной и социально-психологической трудовой адаптации, организация работы по оценке персонала, аттестации, мотивация труда работников и т. д. [4, 7].

Эффективность воздействия на трудовую деятельность через воздействие на способности, безусловно, зависит не только от качества управленче-

ского воздействия, но и от потенциальных возможностей личности, а результат воздействия выражается в фактическом проявлении способностей, т. е. в качестве выполняемой человеком работы.

Одной из наиболее важных задач повышения эффективности управления персоналом и, следовательно, всего предприятия в целом является оценка трудовой деятельности сотрудника, представляющая собой механизм активизации и саморегуляции его поведения и мотивационное воздействие (в большинстве случаев основанное на материальном стимулировании) [2, 4, 6, 7, 8].

Выводы

1. На современном этапе развития экономических отношений одним из важнейших условий выхода из кризиса является решение проблем повышения эффективности деятельности предприятий.

2. В ходе проведенного анализа установлено, что важнейшим и наиболее универсальным показателем эффективности хозяйственной деятельности предприятия является прибыль, т. е. разница между результатами и затратами на достижение этих результатов, а также показатели, построенные на базе прибыли.

3. Для того чтобы повысить эффективность деятельности предприятия, прежде всего необходимо определить, какие факторы и в какой степени влияют на прибыль — основной результирующий показатель деятельности предприятия. В ходе анализа установлено, что на важнейший показатель эффективности деятельности предприятия — прибыль оказывают влияние разнообразные факторы, среди которых основополагающее место занимает качество организации персонала (профессиональное управление персоналом).

4. Персонал предприятия является важным решающим фактором при определении относительного соответствия конкретной задачи и содержания операции выбранным технологиям. Персонал предприятия формирует его внутреннюю среду, которая в современных условиях развития производства, научно-технического прогресса, увеличения доли творческого умственного труда играет решающую роль в развитии предприятия, повышении конкурентоспособности и, следовательно, эффективности его деятельности.

5. Уровень использования потенциальных возможностей сотрудников зависит от эффективности управления персоналом предприятия. Одним из важных направлений наращивания потенциала персонала является повышение уровня развития способностей сотрудников.

6. Полнота использования способностей персонала зависит от направления и эффективности мо-тивационного воздействия, побуждающего людей к деятельности, направленной на достижение об-

щих целей предприятия, повышение эффективности его деятельности.

7. Основным видом мотивации является мотивация, основанная на материальном стимулировании персонала, следовательно, необходимы исследования и поиск наиболее эффективных рычагов воздействия на работников этого вида мотивации с акцентом на повышение эффективности деятельности предприятия в целом.

Список литературы

1. Брагин, Л.Д. Предприятие: экономические и организационные аспекты деятельности / Л.Д. Брагин, Т.И. Данько. — М.: ИНФРА-М, 1999.

2. Ермаков, Р.Г. Управление персоналом / Р.Г. Ермаков. — СПб.: Питер, 1997.

3. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. — М.: Дело, 1997.

4. Русинов, Ф.М. Современный российский менеджмент / Ф.М. Русинов, М.Л. Разу. — М.: ФБК-ПРЕСС, 1999.

5. Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / О.С. Виханский. — М.: Гар-дарики, 2002.

6. Токарев, Е.А. Повышение эффективности деятельности организации на основе совершенствования мотивации персонала в условиях рынка / Е.А. Токарев. — М., 2000.

7. Поршнев, А.Г. Управление организацией / А.Г. Порш-нев, З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин. — М.: ИНФРА-М, 1998.

8. Волкова, О.И. Экономика предприятия / О.И. Волкова, Ю.Ф. Елизаров. — М.: ИНФРА-М, 2000.

УДК 633.491.003.13(470.311)

Е.В. Худякова, доктор экон. наук, профессор А.А. Манохина, соискатель

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

О.А. Старовойтова, канд. с.-х. наук

Государственное научное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт картофельного хозяйства имени А.Г. Лорха»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КРУПНОТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА КАРТОФЕЛЯ

Как в нашей стране, так и за рубежом, признано, что самыми эффективными являются крупнотоварные хозяйства, наиболее адаптированные к научно-техническому прогрессу.

Самые высокие урожаи картофеля во всех федеральных округах страны получены в среднем за 2001-2007 гг. на сельскохозяйственных предприятиях (СХП)*. Причем урожайность картофеля за этот период увеличилась на сельхозпредприятиях с 129 до 178 ц/га, или в 1,4 раза. Самая высокая урожайность картофеля в СХП в среднем за 2006-2007 гг. получена в Центральном (203 ц/га), Уральском (183 ц/га) и Приволжском (181 ц/га) федеральных округах. В этих же округах получены относительно высокие урожаи картофеля и в крестьянско-фермерских хозяйствах (табл. 1).

Устойчивая положительная тенденция значительного повышения урожайности картофеля в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах (КФХ) России по сравнению с показателями личных подсобных хозяйств (ЛПХ) населения обусловлена более эффективным использованием сортовых ресурсов,

* Тульчев В.В. Формирование и эффективное функционирование агропромышленного комплекса РФ в рыночных условиях. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2004. — 272 с.

внедрением новой техники в отдельных крупнотоварных хозяйствах.

По оценкам специалистов, специализированные зоны производства картофеля на промышленной основе целесообразно создавать в наиболее благоприятных регионах России, где его возделывание с экономической точки зрения наиболее эффективно. Уровень урожайности и валового сбора картофеля — один из основных показателей, определяющих размещение его по регионам России.

Из 84 республик, краев, областей и автономных округов картофель возделывается в 82. Наиболее высокий удельный вес коллективный сектор сохранил в следующих 15 регионах России: Московская область, Республика Татарстан, Республика Чувашия, Нижегородская, Самарская, Ленинградская, Челябинская, Тюменская, Свердловская, Тульская, Брянская, Владимирская, Ярославская, Рязанская области, Республика Удмуртия. Занимая 53,3 % всех площадей в общественном секторе, сельскохозяйственные предприятия этих 15 регионов произвели 63,2 % картофеля при урожайности 211 ц/га, или 119 % от среднероссийской за 2006-2007 гг.

За 2003-2006 гг. в среднем на одно крестьянское (фермерское) хозяйство РФ количество пашни возросло с 51 до 58 га. Занимая 37 % площадей под

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.