Научная статья на тему 'Экономический механизм повышения уровня конкурентоспособности продукции растениеводства в сельскохозяйственных организациях Ленинградской области'

Экономический механизм повышения уровня конкурентоспособности продукции растениеводства в сельскохозяйственных организациях Ленинградской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономический механизм повышения уровня конкурентоспособности продукции растениеводства в сельскохозяйственных организациях Ленинградской области»

те на 1 льносеющий регион остаётся низким и составил 61% в 2007 г. от уровня 1990 г.

Таблица 1. Группировка субъектов Российской Федерации по валовому сбору и урожайности льноволокна в 1990-2007 гг.

Группы регионов по валовому сбору льноволокна, тыс. т Подгруппы регионов по урожайности льноволокна, ц с 1 га Число субъектов РФ в группе в год

1990 1995 2000 2005 2007

до 1,0 0,6-3,0 3 6 7 1 2

3,1-7,0 2 4 6 9 7

7,1-10,0 - 2 - 1 2

10,1 и более - - 1 1 1

,0 10 1 0,6-3,0 5 2 - - -

3,1-7,0 6 9 10 6 4

7,1-10,0 - - - 2 1

10,1 и более - - - - 1

5,1- 10,0 0,6-3,0 1 - - - -

3,1-7,0 1 - 2 2 2

7,1-10,0 - - 1 1 -

10,1 и более - - 1 1 1

10,1 и более 0,6-3,0 1 - - - -

3,1-7,0 1 2 - - -

7,1 -10,0 - - - - -

10,1 и более - - - - 1

Итого льносеющих субъектов РФ 20 25 28 24 22

В среднем на 1 регион: - производство льноволокна, тыс. т 3,6 2,7 1,8 2,3 2,2

- урожайность льноволокна, ц с 1га 3,0 3,9 4,5 5,9 6,9

В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. разработана и принята федеральная целевая программа «Развитие льняного комплекса России на 2008-2010 гг.», которая призвана стать инструментом обеспечения устойчивого развития отрасли льноводства.

Цель Программы - создание отечественной сырьевой базы и увеличение производства отечест-

венной льняной продукции. Целевыми индикаторами программы выделены: валовой сбор льноволокна и семян льна-долгунца, урожайность волокна, площадь посева и объём выработки льнопеньково-локна на льнозаводах. В 2010 г. планируется получить 96 тыс. тонн льноволокна с площади 120 тыс. га при уровне урожайности 8,0 ц с 1га.

Объём финансирования Программы на весь срок её реализации за счёт средств федерального бюджета составляет 1885,88 млн руб. (в ценах соответствующих лет).

Необходимость приоритетного развития отрасли льноводства обусловлена постоянным ростом спроса в стране и в мире на ткани из натуральных волокон, особенно льна, вследствие его уникальных потребительских свойств, что требует ускорения развития текстильной промышленности и увеличения объема производства отечественного льноволокна.

Предусмотренные Программой развития льноводства мероприятия по реконструкции, техническому и технологическому переоснащению ряда льнозаводов позволят обеспечить глубокую переработку льносырья с выпуском высококачественного длинного волокна, а также нетекстильной продукции - масла льняного пищевого и технического (в дальнейшем оно применяется в производстве льняной олифы и красок, линолеума, покрытий для наружных стен зданий), котонизированного волокна, нетканого иглопробивного полотна, целлюлозы (используется для производства различных видов бумаги). Продукты переработки льноволокна будут способствовать также насыщению рынка товаров и в других сферах - при изготовлении медицинской ваты, перевязочных материалов, хирургических нитей, пожарных рукавов, нетканых материалов для отделки салонов автомобилей, в производстве ковровых нитей, геотекстиля, строительных материалов и др.

Следовательно, возрождение льняного комплекса обеспечит не только формирование надежной отечественной сырьевой базы для текстильной, химической, пищевой, фармацевтической, медицинской, строительной, оборонной отраслей экономики страны. Это будет являться также предпосылкой для развития интеграционных процессов в АПК, когда в едином технологическом процессе объединяются сельскохозяйственные товаропроизводители, льнозаводы, льнокомбинаты, торговые сети и другие участники рынка.

ЭКОНОМИЧЕСКИИ МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

ЛЕНИНГРАДСКОЙ области

И.И. Летунов, д.э.н., проф., гл. науч. сотр., И.К. Дубовик, к.с.-х.н., ведущий науч. сотр., С.Б. Летунов, науч. сотр., Е.С. Воуба, науч. сотр. Северо-Западного НИИ экономики и организации сельского хозяйства

В агропромышленный комплекс Ленинградской области входит 539 предприятий различных форм собственности, из них 264 - сельскохозяйственные предприятия, 122 - предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, 6-комбикормовых заводов, 147- предприятия рыбохозяйственного комплекса.

В области насчитывается 6 тыс. К(Ф)Х, 196 тыс. ЛПХ, 864 областных объединений садоводства и огородничества.

Региональная специализация сельского хозяйства области, имеет преимущественно животноводче-

ское направление, на долю которого приходится до 80% валовой продукции сельскохозяйственных организаций.

Объем производства сельскохозяйственной продукции в 2008 г. составил в сельхозпредприятиях

30622.1 млн руб., или увеличился более, чем в 2 раза по сравнению с 2003 г., населения и фермеров - на 14% и в целом по отрасли - в 1,8 раза. Удельный вес сельхозпредприятий в объеме валовой продукции сельского хозяйства вырос с 60,9 в 2003 г. до 74,7% в 2008 г. Доля населения и фермеров уменьшилась с

39.1 до 25,3%.

В историческом плане Ленинградская область выделяется среди других регионов Российской Федерации преобладанием крупнотоварного произ-

водства более 90% молока и 85% мяса производится в сельхозпредприятиях. Такая централизация сельского хозяйства позволяет делать ставку на интенсивный путь развития, с применением новейших технологий и научных разработок, что обеспе-

чивает повышение уровня конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с рабочей программой исследования на примере сельскохозяйственных организаций Ленинградской области определены основные элементы экономического механизма повышения уровня конкурентоспособности продукции растениеводства - зерновых, картофеля, овощей открытого грунта (табл. 2).

Таблица 1. Динамика валовой продукции сельского хозяйства Ленинградской области

(в действующих ценах), млн. руб.*

Категории хозяйств 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2008 г. в % к 2003 г.

Сельхозпредприятия 14218,0 16646,6 18229,0 19850,9 22940,0 30622,1 215,4

Население и фермеры 9116,5 9313,4 12283,3 12621,3 14838,1 10394,5 114,0

Итого 23334,5 25960,0 30511,3 32772,2 37778,1 41016,6 175,8

*Источник: Информ.-стат. бюлл. «Агропромышленный комплекс Ленинградской области». С.-Петербург,2009. - 20 с.

Таблица 2. Экономический механизм повышения конкурентоспособности продукции растениеводства в сельскохозяйственных организациях Ленинградской области в среднем за 3 года (2002, 2006, 2007)

Элементы экономического механизма Зерновые Картофель Овощи открытого грунта

Урожайность, ц/га 26,8 176,8 385,5

Производственная себестоимость, руб./ц 324 381 284

Уровень рентабельности без учета субсидий, % -8,1; 2,6; 36,4 44,1; 18,1; 13,1 57,3; 34,9; 27,1

Себестоимость реализованной продукции, руб./ц 373,9 447,6 432,8

Средняя цена реализации, руб./ц 446 558 589

Прибыль на 1 га посева, руб. 306 10243 44857

Затраты на 1 га посева, руб. 8854 67331 109563

Получено прибыли на 1 руб. себестоимости реализованной продукции, руб. 1,19 1,25 1,36

Экономический механизм - это система взаимосвязанных и взаимообусловленных экономических регуляторов, действующих на единой методологической основе с целью обеспечения нормального течения воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве и поддержке сельхозпроизводителей [1].

Эффективность производства зерна, картофеля, овощей и другой продукции определяется сложной совокупностью факторов воспроизводственного процесса, которые находятся друг с другом в органической взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости.

Установлена следующая особенность. Разница по соотношению затрат на производство продукции и выручки (мин/макс) по сельхозтоваропроизводителям области составляет: в целом на продукцию растениеводства - 11 раз, зерновые - 17 раз, картофель - 7,8 раза, овощи открытого грунта -3,3 раза. Следовательно, наибольшее постоянство по соотношению затрат и выручки имеют овощи открытого грунта, затем картофель и далее зерновые. Эти показатели свидетельствуют об уровне устойчивости основных видов продукции растениеводства.

Конкурентные возможности продукции растениеводства определяются двумя результирующими факторами: издержками ее производства в комплексе с хранением и транспортировкой и ценой реализации, которая зависит, прежде всего, от качества продукции и каналов реализации. Методология установления цены на продукцию растениеводства осуществляется на таком уровне, который бы учитывал собственные издержки производства, требования конкуренции, потребительский спрос и другие факторы рыночного воздействия.

В качестве основных элементов рационального экономического механизма повышения конкурентоспособности продукции растениеводства относятся: рентабельность продукции, производство продукции а расчете на 1 руб. затрат, уровень материальных и трудовых затрат, производительность

труда. При этом приоритетными являются показатели отношения финансового результата деятельности и стоимости потребленных ресурсов, т.е. рентабельность. Производственно-экономическую эффективность характеризуют валовая продукция, денежная выручка, прибыль в расчете на единицу потребленных материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Рентабельность продукции растениеводства неустойчива по годам и колеблется в соотношении (макс/мин): зерновые культуры - 1:14, картофель -1:3, овощи открытого грунта - 1:2. В производстве зерновых культур за последние два года (2007 и 2008) наметилась весьма положительная тенденция повышения уровня рентабельности до 36,4 и 38,0%. Наоборот, в производстве картофеля и овощей наблюдается снижение рентабельности, что обусловлено ростом производственных затрат.

Главная задача отрасли растениеводства -обеспечение животноводства грубыми, зелеными, сочными и пастбищными кормами (в 2007 г. заготовлено 332 тыс. т корм. ед.). В области ведется устойчивое наращивание фуражного зерна. В 2007 г. собрано 85,4 тыс. т зерна и в 2008 г. - 98,3 тыс. т, это наивысшие сборы за последние восемь лет. В 2009 г. площади под зерновыми культурами увеличились на 24% по сравнению с 2007 г. и составили 36 тыс. га. Используются различные технологии получения высококачественных и питательных кормов: заготовка зерносенажа, плющеного зерна, заготовка кормов в полиэтиленовые рукава (силос, зерносенаж, плющеное зерно).

В производстве картофеля и овощных культур в сельскохозяйственных предприятиях за последние годы идет рост урожайности. В 2007 г. она составила картофеля 198 ц/га и овощей - 465 ц/га. Основные факторы в картофелеводстве - подбор высокоурожайных сортов отечественной селекции, научный подход к сортосмене и сортообновлению, применение высокоинтенсивных технологий; в овощеводстве -техническое переоснащение отрасли, использование

высокоинтенсивных сортов и гибридов, повышение уровня механизации возделывания и уборки овощей, применение ресурсосберегающих технологий.

Важным направлением повышения сельскохозяйственного производства является обеспечение экономической устойчивости продукции растениеводства, то есть способность предприятия минимизировать колебания физических и стоимостных объемов производства и реализации продукции растениеводства, возникающих в результате отрицательного воздействия факторов внутренней и внешней среды (природно-климатических, организационно-экономических, технико-технологических, биологических, экологических).

Главным направлением роста продукции и ее товарности является повышение урожайности сельскохозяйственных культур с единицы земельной площади, более полное использование генетического потенциала имеющихся и вновь выводимых сор-

тов, внедрение ресурсосберегающих технологий, ускоренная интенсификация производства.

Показатели урожайности основных культур растениеводства в Ленинградской области значительно выше, чем в среднем по Российской Федерации. Так, по итогам 2007 г. урожайность зерновых культур была выше среднероссийской на 49%, картофеля - на 15,5%, овощей (открытый и закрытый грунт) - 77,5%.

Освоение отраслевых инноваций обеспечивает значительное повышение эффективности растениеводческой продукции и ее конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынке.

Источники

1. Третьякова О.Г. Экономическое регулирование устойчивого развития сельскохозяйственного производства. Автореферат диссертации к.э.н., СПб-Пушкин, 2004.

2. Информ.-стат. бюлл. «Агропромышленный комплекс

Ленинградской области», С-Петербург, 2009.

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Р.Н. Галикеев, к.э.н., доц. Уфимского фил. Оренбургского государственного университета

Конкурентоспособность фирмы (предприятия) представляет собой потенциальную возможность эффективной деятельности предприятия на рынке для достижения его конкурентных преимуществ.

Конкурентоспособность предприятия определяется действием комплекса факторов внешней и внутренней среды его жизнедеятельности.

К факторам внешней среды могут быть отнесены: конкурентоспособность страны обитания предприятия, организация входных материальных, финансовых и информационных потоков предприятия, факторы, определяющие конкурентный рынок (состояние и структура рынка, емкость рынка, требования потребителя к продукции, условия предложения товаров на рынке), уровень развития конкуренции.

К факторам внутренней среды относятся составляющие элементы экономического потенциала предприятия, который определяется совокупностью ресурсов предприятия и эффективностью их использования.

Рассмотрим конкурентоспособность предприятия пищевой промышленности на примере ОАО «Стерлитамакский хлебокомбинат», который находится в г. Стерлитамаке Республики Башкортостан в юго-восточной части города по адресу 453103, улица Деповская, 184.

Миссию ОАО «Стерлитамакский хлебокомбинат» можно сформулировать следующим образом: максимальное удовлетворение потребностей населения в услугах общественного питания и хлебобулочной продукции путем производства и реализации широкого ассортимента хлебобулочной продукции отличного качества. Усовершенствование технологического процесса производства хлебобулочной продукции, развития сети розничной продажи, оказания различных дополнительных услуг и оперативного реагирования на потребности рынка.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности (табл. 1).

За анализируемый период произошло уменьшение прибыли отчетного года в ценах 2007 г., что свидетельствует о снижение эффективности работы предприятия на 31,3% по отношению к 2007 г. и сокращении объёмов производства продукции. Положительным является незначительное сокращение рентабельности проданной продукции на 0,01% в динамике, что говорит об эффективном сбыте продукции на предприятии.

Таблица 1. Динамика показателей экономических результатов деятельности предприятия (в ценах 2007 г.)

Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2009 г. в % к 2007 г.

Прибыль от продажи продукции, тыс. руб. 4601 2250 3160 68,7

Себестоимость проданной продукции, тыс. руб. 9765 4775 6708 68,7

Стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. 3847 4486 4755 123,6

Уровень рентабельности проданной продукции, % 47,12 47,12 47,11 - 0,01п

Отрицательным является факт снижения объёмов производства продукции, об этом говорит сокращение себестоимости проданной продукции на 3057 тыс. руб. или на 31,1%, что соответствующим образом влияет на реализацию конечного продукта.

Производство валовой продукции на конец анализируемого периода уменьшилось на 239 тыс. руб., или на 2,4%, вследствие чего данное сокращение повлияло на производительность труда, так уменьшение среднегодовой выработки на работника на конец периода составило 4,8 тыс. руб., или на 2,5%, среднедневной выработки на работника на 0,8

тыс. руб., или на 2,5%, среднечасовой выработки на работника на 0,1 тыс. руб., или на 2,4%.

В условиях жесткой конкуренции на товарных рынках продовольствия эффективное функционирование конкурентоспособного предприятия перерабатывающей промышленности без использования маркетинговой концепции управления невозможно. Современная концепция маркетинга определяет работу предприятия на основе информации о потребителе, его запросах, потребностях и их изменениях в ближайшей перспективе; служит принципиально важным инструментом повышения конкурентоспособности предприятия, достижения сба-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.