УДК 338.242.4
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
О. В. ПАНТЮШИНА, аспирант кафедры финансов и кредита E-mail: povl69@mail.ru Вологодский институт бизнеса
В статье на примере льноводческого комплекса Вологодской области показано современное состояние государственной поддержки льноводства в Российской Федерации, выявлены основные проблемы в области определения ставки и объема субсидирования производства льноволокна. Сделан вывод о необходимости модернизации государственной поддержки льнопроизводителей и льнопереработчиков с учетом технологических особенностей производства льноволокна и продукции из него.
Ключевые слова: льноводческий комплекс, эффективность, государственная поддержка, субсидирование.
Ввиду ряда исторических, географических, климатических и политических причин практически единственным текстильным сырьем, возделываемым на территории России, является лен-долгунец. В целях устранения конъюнктурной зависимости от других государств возрождение убыточной сегодня отрасли льноводства имеет стратегическое значение для экономической безопасности страны.
Льноводство в России имеет большой потенциал и хорошие перспективы на внутреннем и внешнем рынках, но без государственной поддержки и регулирования реализовать этот потенциал будет достаточно сложно. Не случайно государственная поддержка сельхозпроизводителей является одной их приоритетных направлений аграрной политики и заключается в предоставлении субсидий из федерального бюджета при условии софинансирования расходов из регионального бюджета.
В целях устойчивого развития льноводства как одной из приоритетных отраслей агропромышлен-
ного комплекса (АПК) Министерством сельского хозяйства Российской Федерации была разработана целевая программа «Развитие льняного комплекса России на 2008—2012 годы», которая вошла составной частью в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг. [8]. Данная программа предусматривает поддержку льнокомплекса по целому ряду направлений (табл. 1).
Субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, льносеменовод-ческим станциям и льнозаводам, занимающимся выращиванием и переработкой льна-долгунца и реализующим сырье на внутреннем рынке России в пересчете на волокно.
Возделывание льна обеспечивается государственной поддержкой в соответствии с ежегодными постановлениями Правительства РФ «О предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса», а также приказами Минсельхоза России о субсидировании части затрат на приобретение сельхозпроизводителями элитных семян льна-долгунца в размере 8 тыс. руб. за 1 т и на производство льна-долгунца (в переводе на волокно) в размере 1 740 руб. за 1 т в 2007 г. и 3 тыс. руб. за 1 т в 2008-2010 гг. [8].
Начиная с 2005 г. субсидии переданы на уровень субъектов Российской Федерации. Предоставление субсидий за счет федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации осуществляется
Таблица 1
Мероприятия по поддержке льнокомплекса России в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг., млн руб.
Наименование 2008 2009 2010 2011 2012
Субсидирование производства льна и конопли 231,00 258,00 288,00 262,00 275,62
Субсидирование части затрат на приобретение семян 22,76 23,99 25,29 22,90 24,09
маточной элиты, суперэлиты и элиты
Субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам на приобретение оборудования 22,76 16,40 13,73 12,60 13,12
Выделение средств на НИОКР 23,46 22,31 22,02 20,10 21,13
Государственные капитальные вложения 355,37 314,06 246,82 224,4 236,04
Всего субсидий 655,26 634,76 595,86 542,00 570,00
при условии финансирования за счет средств бюджетов субъектов РФ в размере не менее 30 % объема средств, предоставляемых на эти цели за счет средств федерального бюджета, т. е. на условиях софинансирования. Определение размера субсидий на поддержку развития льноводства находится в ведении органа управления субъекта Российской Федерации.
Поскольку со второй половины 1990-х годов удельный вес федеральной поддержки сельского хозяйства в консолидированном бюджете постоянно сокращался и был сведен до минимума, доля региональных бюджетов росла.
Государственная поддержка сельского хозяйства регионами обусловлена объективными причинами, среди которых на первый план выходят следующие:
— недостаточный уровень производства стратегически важной продукции в стране обусловливает необходимость задействовать местные ресурсы;
— на региональные власти возложена ответственность за обеспечение населения продовольствием;
— региональные власти постоянно соприкасаются с разрушительными процессами, которые происходят на селе.
Уровень дотирования на местах, как отмечают эксперты Счетной палаты РФ, оказывается в значительной зависимости от ряда объективных и субъективных факторов. Среди них немаловажную роль играет состояние промышленного потенциала регионов, накапливающих региональный бюджет, и отношение глав администраций и законодательных органов власти к сельскому хозяйству [5].
Эксперты Института экономики переходного периода считают, что отдельные регионы не должны иметь права на выделение прямых субсидий на развитие льноводства, так как региональные субсидии на произведенное волокно нарушают конкурентные условия на общероссийском рынке, что должно быть исключительной функцией федеральной власти.
Оказание государственной поддержки предприятиям отрасли направлено на достижение определенных целевых индикаторов, представленных, главным образом, в виде натуральных показателей. Однако оценка эффективности выделенных субсидий не предусмотрена и не производится, что зачастую приводит к неэффективности расходования бюджетных средств, поскольку, чтобы получить федеральные деньги, некоторые регионы начинали разработку собственных программ поддержки льноводства, независимо от эффективности производства льна на этих территориях и наличия конкурентных преимуществ. Одной из причин неэффективности федеральных программ по развитию льноводства, по мнению специалистов Института экономики переходного периода, является нераз-деленность полномочий между федеральными и региональными уровнями власти по реализации программ поддержки производства льна [4].
Между тем в последние годы бюджетные субсидии являются основным фактором формирования положительного или смягчения отрицательного финансового результата деятельности сельхозпредприятий. С другой стороны, по словам Р. Р. Гумерова, нельзя отрицать объективности того, что при прочих равных условиях отказ от выплаты субсидий из бюджетов различных уровней превратил бы сельское хозяйство в хронически убыточную сферу экономики, лишенную внутренних источников роста и способности к саморазвитию [2].
Эффективность мер государственной поддержки сельского хозяйства в целом должна проявляться в положительных темпах роста натуральных и стоимостных показателей производства продукции, в повышении ее качества и конкурентоспособности.
Вологодская область — регион традиционного льноводства и по праву может считаться одним из производственных, научных и социальных льноводческих центров России. Современный льняной комплекс Вологодской области представляет собой
полную технологическую цепочку по выпуску готовой льносодержащей продукции из первичного сырья. Так, в 2009 г. лен возделывали более 49 льносеющих хозяйств, переработку тресты осуществляли 11 льнозаводов, готовую продукцию выпускали 2 текстильных предприятия, а также представители малого и среднего бизнеса.
В Вологодской области, в одном из первых регионов Российской Федерации, в 2009 г. стартовал проект «Развитие льняного комплекса Вологодской области путем межотраслевой и межтерриториальной кооперации», рассчитанный на долгосрочную перспективу до 2017 г., а в его рамках — целевая программа «Развитие льняного комплекса Вологодской области на 2009—2012 годы».
Целью проекта является комплексная модернизация льноводческого хозяйства Вологодской области на основании системного и программно-целевого подхода путем создания льняного кластера компаний, чья деятельность охватывает все связанные со льном технологические цепочки и эффективное управление производством и сбытом продукции. Суть кластера состоит в том, чтобы привлечь инвестиции государства в качестве запускающего механизма для перевода убыточной сегодня отрасли в перспективную, принципиально новую модель управления сельским хозяйством, которая позволит вывести льноводство на более высокий уровень производительности и в будущем сможет быть использована в других регионах или других отраслях сельского хозяйства.
В соответствии с целевой программой по развитию льняного комплекса Вологодской области установлены следующие размеры субсидирования льноводства из областного бюджета в 2009—2012 гг.:
— субсидии на производство льноволокна (с 2009 по 2011 гг. — 8 тыс. руб. на 1 т; в 2012 г. — 5 тыс. руб. на 1 т);
— субсидии на производство льносемян (5 200 руб. на 1 т);
— субсидии на приобретение минеральных удобрений (2 200 руб. на 1 га посевов);
— субсидии на приобретение средств защиты растений (800 руб. на 1 га посевов);
— субсидии на горюче-смазочные материалы (900 руб. на 1 га посевов, 900 руб. на 1 га уборки льна, 6 565 руб. на 1 т/км перевозки льнотресты до льнозаводов);
— субсидии на приобретение техники и оборудования (в размере 60 % от их стоимости).
Следует отметить, что в Вологодском регионе размеры субсидий на поддержку льноводства остаются одними из самых высоких в России (табл. 2). В других регионах России размер субсидий значительно ниже. Так, например, субсидии на производство льноволокна в Костромской области составляют 3 500 руб., в Удмуртии — 1 200 руб. на 1 т. А субсидирование части затрат на производство льна, например в Алтайском крае, осуществляется при условии сохранения средней урожайности и посевных площадей [4].
Значительный рост субсидирования льноводства в области в 2008—2010 гг. был обусловлен динамичной работой по реализации целевой программы «Развитие льняного комплекса Вологодской области на 2009—2012 годы». Увеличение доли выплат с 1,59 до 19,24 % на поддержку льноводческой отрасли среди других отраслей сельского хозяйства региона свидетельствует о том, что руководство области придает стратегическое значение развитию и модернизации льноводческой отрасли как источника единственного произрастаемого в России текстильного сырья.
Льноводство — традиционно дотационная отрасль сельского хозяйства, так как лен считается технически сложной для возделывания культурой. Без государственной поддержки производство льна глубоко убыточно. Показатели рентабельности отраслей растениеводства в хозяйствах Вологодской области без учета полученных дотаций (субсидий) приведены в табл. 3 [9].
Таблица 2
Динамика целевого финансирования предприятий Вологодской области на поддержку производства льна в 2005—2009 гг., тыс. руб.
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009
Субсидии на поддержку льноводства, всего В том числе: — из федерального бюджета — из областного бюджета 28 506 3 841 24 665 12 468 I 319 II 149 16 760 2 398 13 822 123 545 4 850 11 8695 221 243 9 358 211 885
Государственная поддержка сельского хозяйства области, всего 646 574 697 417 1 053 918 1 835 483 1 149 523
Процент от государственной поддержки сельского хозяйства области 4,4 1,78 1,59 6,73 19,24
Таблица 3
Рентабельность отраслей растениеводства сельхозпредприятий Вологодской области (без дотаций) в 2003—2009 гг., %
Отрасль 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Зерновые и зернобобовые 9 4 4 1 13,4 11,7 12 %
Картофель 52 41 41 76 53 52,5 47,7
Льнотреста -32 -59 -57 -68 -76 -80,1 -86,7
Всего 18 12 14 15 11,9 11,2 4,7
Технологическая сложность возделывания культуры льна объясняется большим количеством переделов, на которых последовательно формируются количественные, качественные и стоимостные показатели льноволокна, причем этапы их формирования отделены друг от друга по времени, что демонстрирует рисунок.
Размер государственных, региональных и других дотационных выплат и ставка субсидий, выплачиваемых на производство льноволокна, устанавливаются на произведенную (по факту) тонну льноволокна, но рассчитанную из фактически полученного количества льнотресты после ее вылежки и прессования с учетом коэффициентов перевода льнотресты в волокно. Массу льноволокна при уборке льносоломы и льнотресты можно определить и оприходовать лишь условно, т. к. волокнистую продукцию льна-долгунца получают лишь после завершения процесса вылежки и превращении соломы в льнотресту и переработки тресты в волокно на льнозаводах. Всесоюзный научно-исследовательский институт льна (ВНИИЛ) разрабатывает данные коэффициенты перевода для различных селекционных сортов льна-долгунца, которые затем утверждаются в Министерстве сельского хозяйства РФ. Коэффициенты зачета льнотресты зависят от ее качества и номера: они дифференцированы для льнотресты номером менее 1,00 и более 1,00. Коэффициенты зачета льнотресты для некоторых сортов льна показаны в табл. 4 [3, 7].
Проведенный во ВНИИЛ анализ структуры посевов льна-долгунца показывает, что она практически ежегодно изменяется. Связано это, во-первых, с выбором наиболее перспективных сортов льна, а
Таблица
Коэффициенты перевода льнотресты в льноволокно
Наименование сорта Коэффициенты перевода тресты в льноволокно
При качестве тресты до номера 1,00 При качестве тресты номером 1,00 и выше
Тверской 3,57 2,89
Альфа 3,82 2,96
Зарянка 3,61 3,36
А-29 4,1 3,5
А-93 3,3 2,9
Ленок 3,4 2,9
Могилевский-2 4,0 3,4
Дашковский 3,8 3,3
Эскалина 3,4 3,2
Алексим 3,6 3,4
во-вторых, с недостатком семян из-за их низкой урожайности, что вынуждает льносемстанции и льноводческие хозяйства приобретать семена зарубежной селекции. Так, наиболее успешно функционирующая на льноводческом рынке России фирма «Магрико» в 2008 г. была вынуждена на большей части своих площадей выращивать лен-долгунец голландской селекции таких сортов, как Агата, Мерилин, Сюзанна. Коэффициенты зачета этих сортов, а также некоторых новых сортов отечественной селекции (Томский-16, Томский-17, Томский-18) и белорусской селекции (Лира) на момент выращивания отсутствовали. Разработка и утверждение их в Минсельхозе России планировались в 2008—2009 гг. [3]. Голландский сорт льна-долгунца Мэрилин в 2009—2010 гг. возделывался во многих сельхозпредприятиях Вологодской области, причем в ЗАО «Шексна» посев был произведен семенами только этого сорта.
При определении расчетной эффективности расходования бюджетных средств в рамках целевой программы «Развитие льняного комплекса России на 2008—2010 годы» использовались показатели валового объема производства льнопродукции и выручки от реализации продукции и затрат на ее производство [8]. Наряду с расчетными показателями валового сбора льноволокна из льнотресты данной программой были определены плановые показатели выработки льноволокна на льнозаводах. Вместе с тем расчет потребности средств на субсидирование затрат на производство льна из Федерального бюджета на 2008—2010 гг. был произведен по ставке 3 тыс. руб. на 1 т волокна, исходя из валового сбора льноволокна (в пересчете на волокно), что отражено в табл. 5 [8].
Меньшие значения объемов выработки льноволокна по сравнению с валовым сбором льноволокна в сельхозпредприятиях вызваны потерями льнотресты при ее хранении и переработке, при этом нормы и размер этих потерь были утверждены соответствующими документами еще в 1980-х годах (табл. 6) [8].
При сравнении современных сортов льна-долгунца и сортов, районированных до 1985 г., во ВНИИ льна пришли к выводу, что современные сорта характеризуются более высоким выходом волокна как из низкокачественной (до номера 1,00), так и высококачественной льнотресты (номер 1,00 и более) [3].
Ввиду применения новых селекционных сортов льна-долгунца, современных технологий уборки и переработки льнотресты и высокотехнологичного оборудования льнозаводов нормы выхо-
да льноволокна из льняной соломы и льнотресты требуют пересмотра и корректировки, в противном случае неизбежны искажения истинных значений показателей валового сбора льноволокна и его выработки на льнозаводах.
Проведенный автором анализ показывает, что подобный подход к определению фактических показателей производства льноволокна на стадии получения тресты не отражает с достаточной точностью объема произведенного (в переводе) в сельском хозяйстве волокна и объема заготовленного льносырья перерабатывающими предприятиями. Исследования В. Н. Перевозникова [6] показали, что погрешность в исчислении объемов льноволокна при приемке и после обработки тресты может составлять от 17 до 24 %, причем уточненные значения переводных коэффициентов позволяют лишь незначительно снизить погрешность исчисления.
Искажения расчетов фактических объемных показателей производства льноволокна влечет за собой неадекватность определения размеров дотационных выплат на поддержку льноводства, и, следовательно, расчета эффективности расходования бюджетных средств. Очевидно, что единая система, эффективно стимулирующая государственную поддержку льноводства в виде субсидирования, в настоящее время отсутствует, а применение методик определения объемов производства льноволокна расчетным путем сопряжено с риском получения недостоверных результатов, которые в дальнейшем находят отражение в статистической отчетности, а также при определении размера дотационных выплат. Приходится констатировать,
Таблица 5
Расчет потребности средств на субсидирование льноволокна на 2008—2010 гг.
Показатель План по программе План на период Ставка субсидии, Сумма субсидии,
2008 2009 2010 2008-2010 тыс. руб. / т тыс. руб.
Валовой сбор льноволокна 77 86 96 259 3 777
(в переводе), тыс. т
Выработка льноволокна, тыс. т 68 76 86 - - -
Таблица 6
Размер и основание для списания потерь при выработке льноволокна, %
Вид потерь Размер потерь Документ Кем и когда документ утвержден
Естественная убыль льнотресты при хранении в скирдах 1,5-2 Правила технической эксплуатации льнозаводов Министерством легкой промышленности СССР от 23.07.1982
Потери сырья при сушке в сушильных машинах 4,5 Нормы технологического проектирования и технико-экономические показатели предприятий текстильной промышленности, раздел 2 «Первичная обработка льна» Министерством легкой промышленности СССР от 06.06.1980
Уменьшение выхода волокна в процессе переработки 6 Нормы выхода и качества волокна из льняной соломы и льняной стланцевой тресты Госагропромом СССР от 21.12.1988
что механизм расчета количественных показателей выхода льнопродукции и определения суммы выплачиваемых субсидий недостаточно эффективен и требует совершенствования.
В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств распоряжением Минсельхоза России от 20.04.2009 № 32-р создана межведомственная рабочая группа по организации учета бюджетных средств и определению методики расчета эффективности их использования. За основу принята и одобрена методика оценки эффективности использования бюджетных средств в сельском хозяйстве, разработанная под руководством профессора Г. В. Беспахотного [1]. В данной методике определен перечень критериев оценки эффективности использования федеральных и региональных средств, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям в виде субсидий. Среди них можно выделить следующие:
- прирост производства продукции в натуральном выражении;
- увеличение урожайности сельхозкультур и продуктивности скота;
- объем субсидий в расчете на 1 га сельхозугодий;
- прирост производства продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах на 1 руб. субсидий;
- уровень рентабельности реализованной сельхозпродукции и др.
Причины неэффективного использования привлеченных государственных средств достаточно многогранны и требуют всестороннего анализа. Кроме того, процесс реструктуризации льноводческого комплекса в регионе находится в начальной стадии - стадии инвестирования, поэтому он еще не успел продемонстрировать в полной мере свою эффективность. В сложившихся условиях рост экономической эффективности бюджетных расходов может быть обеспечен на основе не столько механического увеличения этих расходов, сколько на оптимизации их структурных параметров.
Осознавая необходимость совершенствования системы дотирования производства льна, ряд ученых, такие как Е. Л. Пашин, И. И. Круглий, А. М. Редькин, Н. С. Белякова, предлагают различные способы ее модернизации, основанные главным образом на дифференциации дотационных выплат в зависимости от качества (номера) льнотресты как основного фактора, формирующего качество льноволокна. Согласно порядка выделения из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на
производство льнопродукции, утвержденного постановлением правительства Вологодской области от 30.08.2010 № 1000 «О реализации долгосрочной целевой программы «Развитие льняного комплекса Вологодской области на 2009—2012 годы», ранее действующий порядок выплаты субсидий на поддержку льноводства был изменен. В его основу положена дифференциация ставок субсидии в зависимости от качества (номера) льнотресты.
Новая система дотационных выплат в зависимости от качества льнотресты, несомненно, обеспечит заинтересованность льноводческих предприятий в улучшении уровня качества льносырья. Однако, по мнению автора, для более эффективного использования бюджетных средств необходимо создание экономических стимулов для повышения качества и конкурентоспособности продукции, получаемой на дальнейших стадиях льнопереработки. Разработка методов оптимизации эффективной государственной поддержки льнопроизводителей и льнопереработчи-ков с учетом технологических особенностей производства льноволокна и продукции из него является предметом дальнейших исследований автора.
Список литературы
1. Беспахотный Г. В. Методика оценки эффективности использования бюджетных средств в сельском хозяйстве. Екатеринбург: УрСХА. 2005.
2. ГумеровР. Р. Фантом российской аграрной политики // Российский экономический журнал. 2005. № 4.
3. Кудряшова Т.А, Виноградова Т.А. О коэффициентах зачета льнотресты в волокно. Повышение конкурентоспособности льняного комплекса России в современных условиях. Вологда: ИЦ ВГМХА. 2009.
4. Мокшина П. Льняной сектор России и перспективы его развития. 2006. URL: http://www.iet.ru.
5. Необходимость государственной поддержки сельскохозяйственного производства и повышения эффективности использования бюджетных средств в агропромышленном комплексе России. Аналитическая записка Счетной палаты РФ. URL: http://www.budgetrf.ru.
6. Перевозников В. Н. О методиках определения объемов заготовки и выработки льноволокна. 2010 г. URL: http://belagromech.basnet.by.
7. Понажев В. П. Состояние и перспективы решения проблем научного обеспечения производства конкурентоспособной продукции из льна-долгунца. URL: http://www.booksite.ru.
8. Развитие льняного комплекса России на 2008—2010 годы: целевая программа Министерства сельского хозяйства РФ. М.: МСХ. 2009.
9. Формы отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей АПК за 2003— 2009 гг. Департамент сельского хозяйства Вологодской области. URL: http://vologda-oblast.ru/main. asp?V=547&LNG=RUS.