Определение правовой природы краткосрочной аренды: на примере сравнительных характеристик договора каршеринга
Смирнов Илья Олегович,
аспирант кафедры конституционного права, Белгородский государственный национальный исследовательский университет
E-mail: [email protected]
В статье проводится сравнительно-правовой анализ договора каршеринга со смежными договорными конструкциями в рамках существующих в юридической науке подходов к понимаю правовой природы краткосрочной аренды. Автор детально анализирует ключевые аргументы сторонников каждого из подходов, а также сопоставляет их со сложившейся правоприменительной практикой, действующим законодательством и соглашениями, разработанными в каршеринговых организациях. По итогам проведенного сравнительного анализа договоров автор выделяет особые признаки, присущие только карше-рингу и на основании которых можно делать вывод о том, что краткосрочная аренда является самостоятельной разновидностью аренды.
Ключевые слова: каршеринг, прокат, договор аренды транспортного средства без экипажа, аренда, существенные условия договора
S2
см о см
1Л
В последнее время значительную популярность приобрел каршеринг - краткосрочная аренда, значительно повышающая мобильность жителей крупных городов. Его появление породило в юридической науке ряд дискуссионных вопросов. Один из таких вопросов связан с определением правовой природы каршеринга. В юридических исследованиях часто встречаются разные взаимоисключающие позиции, при этом до настоящего времени отсутствует какой-либо общий подход к понимаю каршеринга. В связи с чем целесообразно провести сравнительный анализ краткосрочной аренды и смежных договорных конструкций в рамках существующих подходов к понимаю правовой природы с целью определения одного общего, который будет наиболее соответствовать сущности карше-ринга.
Прежде всего следует начать с того, что же представляет из себя каршеринг. Полагаем, что под ним следует понимать краткосрочную аренду транспортного средства физическим лицом для удовлетворения нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Такое понятие каршеринга является наиболее оптимальным, так как охватывает все его признаки. Само заключение договора происходит путем использования специального программного обеспечения, в котором физическое лицо должно пройти обязательную регистрацию с предоставлением документов, подтверждающих право управления транспортным средством и личность.
Стоит отметить, что заключение договора приведенным способом рассматривалось отдельными учеными как основание для разграничения карше-ринга и договора аренды транспортного средства без экипажа, так как положения ст. 643 ГК РФ предусматривают обязательное требование о соблюдении письменной формы сделки [4, с. 14]. Чаще всего такой аргумент встречается в работах сторонников подхода, рассматривающего каршеринг как разновидности договора проката.
Однако, как справедливо отмечает С.А. Муратова, являющаяся сторонницей подхода, отождествляющего краткосрочную аренду и аренду транспортного средства без экипажа, заключение договора каршеринга с использованием мобильного приложения не противоречит положениям ст. 160 ГК РФ, которая признает соблюденным условие о письменной форме сделки при использовании электронных устройств в случае, если содержание сделки может быть воспроизведено на материальном носителе в неизменном виде [3, с. 201]. Вместе с тем, наличие исключительно письменной формы
в заключаемых договорах каршеринга не позволяет однозначно приравнивать его к договору аренды транспортного средства без экипажа.
Если говорить о субъектном составе, то, как правило, арендодателем выступает юридическое лицо - специализированная организация, а арендатором физическое лицо. Однако с развитием новых разновидностей каршеринга его субъектный состав был расширен. Так, для однорангового каршеринга характерным является следующее: арендодателем может быть исключительно физическое лицо, владеющее транспортным средством; появление дополнительного участника - организации, которая обеспечивает взаимодействие арендатора и арендодателя в специализированном приложении или на интернет-сайте. В отличии от карше-ринга, договор аренды транспортного средства без экипажа не содержит ограничений по субъектному составу.
Упомянутый одноранговый каршеринг интересен еще тем, что он фактически свидетельствует о невозможности рассматривать краткосрочную аренду в качестве разновидности договора проката. Чаще всего сторонники подхода, отождествляющего каршеринг и прокат, опирались на субъектный состав и цель предоставления имущества -для потребительских целей [1, с. 112]. Используя совпадение состава и цели в договорах, они отстаивали позицию публичности каршеринга. Вместе с тем, такой подход не учитывает важную особенность - транспортное средство является источником повышенной опасности, поэтому право управлять им имеется не у каждого человека. Более того, даже лица, имеющее водительские права, могут нарушать правила дорожного движения, создавая угрозу для окружающих. В связи с чем организации вполне обоснованно могут отказывать в доступе к транспортным средствам физическим лицам, которые часто привлекаются к административной ответственности за нарушение ПДД и уж тем более лицам, не имеющим права управления транспортным средством. Также организации зачастую предусматривают наличие минимального водительского стажа для снижения потенциальных рисков. Все перечисленное позволяет делать вывод о невозможности признания договора каршеринга публичным.
Отдельно следует отметить, что и в правоприменительной практике преобладает схожее мнение о невозможности отнесения договора каршеринга к прокату. В юридических исследованиях, связанных с каршерингом, можно встретить упоминание одного из дел по понуждению организаций к заключению договора краткосрочной аренды с потребителем [1, с. 111]. Речь идет о деле № 2-3451/2018, в рамках которого истец просил суд понудить компании к заключению договора каршеринга на основе его публичности. Истец ссылался на положения гражданского законодательства о публичной природе договора проката, полагая что каршеринг является его разновидностью. Однако суд поддержал позицию организаций, указав на тот факт, что
договор краткосрочной аренды не является договором проката и не относится к публичным договорам, соответственно не имеется оснований для обязывания организаций заключить договор1. Суд апелляционной инстанции в последствии полностью поддержал решение первой инстанции, однозначно указав на тот факт, что договор каршеринга не является договором проката.
Сравнивая смежные договорные конструкции, нельзя не затронуть сроки договоров. Как вытекает из сути договора каршеринга - это прежде всего краткосрочная аренда, соответственно срок имеет существенное значение. Предельный срок аренды транспортного средства в рамках договора каршеринга в настоящее время составляет тридцать дней. Для договора аренды транспортного средства без экипажа срок не является существенным условием, равно как и для проката. Стоит отметить, что по мере развития краткосрочной аренды менялся максимально возможный срок использования транспортного средства. Так, в постановлении Правительства Москвы от 31.08.2011 № 405-ПП «О городской поддержке таксомоторных перевозок и услуги каршеринг в городе Москве» под каршерингом понимается краткосрочная аренда транспортного средства до 24 часов2. В постановлении Правительства РФ от 15.06.2022 № 1067 «О случаях и сроках использования биометрических персональных данных, размещенных физическими лицами в единой биометрической системе с использованием мобильного приложения единой биометрической системы» указывается, что предельный срок каршеринга составляет не более месяца3.
Сторонники подхода, отождествляющего кар-шеринг и договор аренды транспортного средства без экипажа, упускают немаловажный аспекты, связанные с положениями действующего законодательства. Ст. 644 ГК РФ предусмотрено возложение на арендатора обязанности по поддержанию в надлежащем техническом состоянии транспортного средства в течение всего срока аренды. Зачастую данная обязанность приводится в качестве аргумента, оспаривающего принадлежность каршеринга к аренде транспортного средства без экипажа. Так, С.Р. Дерюгина указывает, что для каршеринга свойственно возложение обязанности по поддержанию технического состояния автомобиля на арендодателя в силу краткосрочно-
Решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 21 декабря 2018 г. // Официальный сайт судов общей юрисдикции города Москвы. URL: https://mos-gorsud.ru/rs/le-fortovskij/sernces/cases/civN/detaNs/b014a7dd-443c-4fb9-bf10-2555899d3346 (дата обращения: 10.02.2024).
2 Постановление Правительства Москвы от 31.08.2011 № 405-ПП (ред. от 08.11.2022) «О городской поддержке таксомоторных перевозок и услуги каршеринг в Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2011. № 50
3 Постановление Правительства РФ от 15.06.2022 № 1067 (ред. от 31.05.2023) «О случаях и сроках использования биометрических персональных данных, размещенных физическими лицами в единой биометрической системе с использованием мобильного приложения единой биометрической системы» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 25. Ст. 4337
5 -а
сз ж
<
сти аренды, что отличает его от договора аренды транспортного средства без экипажа [2, с. 22].
Но немаловажной является также норма об эксплуатации транспортного средства (ст. 645 ГК РФ). Для договора аренды транспортного средства без экипажа характерной является эксплуатация техническая и коммерческая. Правоприменительная практика под коммерческой эксплуатацией понимает использование транспортного средства и его технических возможностей для удовлетворения хозяйственных потребностей и извлечения прибыли. Вместе с тем, договор каршеринга в юридической науке, правоприменительной практике и правилах компаний рассматривается исключительно как направленный на удовлетворение потребительских целей, которые не связаны с предпринимательской деятельностью. Исходя из этого можно говорить о том, что договор каршеринга, хоть и является смежным с договором аренды транспортного средства без экипажа, все же не может выступать в качестве его разновидности, так как в противном случае возникает коллизия.
Помимо перечисленного, для каршеринга характерным является особый способ расчетов между сторонами договора. Все списания арендной платы осуществляются безакцептным способом - потребитель при заключении договора должен выразить свое соответствующее согласие. Примечательно, что безакцептные списания стали предметом спора между Роспотребнадзором и компаниями. Уполномоченный государственный орган посчитал, что безакцептные списания арендной платы и штрафных санкций нарушают права и законные интересы потребителей. Судебные органы согласились с Роспотребнадзором лишь отчасти. По их мнению, списание штрафных санкций без предоставления потребителю права возражения является безусловным нарушением действующих положений законодательства, однако списание арендной платы является характерной чертой отношений, возникающих при краткосрочной аренде транспортных средств. Суды указали, что одной из особенностей такой модели бизнеса является удаленное взаимодействие сторон, которое достигается в том числе и безакцептным списанием арендной платы1.
В исследованиях можно встретить и подход, рассматривающий каршеринг в качестве смешанного договора, которому присущи элементы как аренды, так и оказания услуг. Сторонники такого подхода в качестве основной аргументации указывают на необходимость дополнительного взаимодействия арендодателя и арендатора через специальные сервисы. В качестве дополнительных аргументов приводятся отдельные правовые акты, в которых каршеринг называется услугой. Примером такого документа является приказ Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной ин-
фраструктуры г. Москвы от 02.09.2015 № 61-02283/5 «Об утверждении Требований к цветографической окраске транспортных средств, используемых для оказания услуги каршеринг»2. Как можно заметить прямо в наименовании документа каршеринг определяется как услуга.
Учитывая вышеизложенное, неудивительно, что отдельные исследователи закономерно начали развивать новый подход к понимаю каршерин-га, при этом он достаточно интересен с позиции потенциального введения унифицированных правил реализации деятельности по предоставлению транспортных средств в краткосрочную аренду. Однако такой подход все же представляется не совсем верным. Полагаем, что в сфере каршерин-говых отношений целесообразно разграничивать два отдельно функционирующих договора.
Первым является лицензионный договор, на основании которого потенциальные арендаторы получают доступ к сервисам арендодателей. Каждая организация публично размещает условия использования своего сервиса и предлагает заинтересованным лицам пройти регистрацию с предоставлением необходимых документов. Если мы обратимся к документам, которые размещают организации, то увидим разделение в понятийном аппарате среди таких категорий как «пользователь» и «арендатор». Например, согласно п. 1.4 Договора Делимо-биль пользователем признается физическое лицо, которое присоединилось к договору, зарегистрировалось и активировалось в программном комплексе компании. Арендодателем же признается только тот пользователь, который присоединился к договору аренды транспортного средства, причем либо к предварительному, либо к основному (п. 1.5 Договора Делимобиль). Такое разделение является вполне логичным, так как далеко не все пользователи сервиса активно арендуют транспортные средства компаний. Зачастую учетные записи долгое время могут быть неактивны, особенно это касается крупных городов, в которым достаточно развит туризм. При этом сам лицензионный договор заключается на неопределенный срок. Так, согласно п. 7.1 Договора присоединения АО «Каршеринг» (сервис Ве1каСаг), договор вступает в силу с момента его заключения и действует в течение
3
неопределенного срока .
Пройдя все необходимые регистрационные процедуры и заключив лицензионный договор, пользователь получает возможность выбирать желаемое транспортное средство с последующим заключением договора каршеринга. Соответственно, вторым соглашением является сам договор краткосрочной аренды, в котором пользователь путем
ем Решение Арбитражного суда Ростовской области
° от 11.11.2021 по делу № А53-20339/2021 // Официальный сайт Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/arbi-tral/doc/MVR55oubFem (дата обращения: 15.02.2024).
Приказ Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы от 02.09.2015 № 6102-283/5 (ред. от 12.12.2019) «Об утверждении Требований к цветографической окраске транспортных средств, используемых для оказания услуги каршеринг // СПС Консульстант-Плюс
3 Договор присоединения АО «Каршеринг» (сервис Belka-Car) [Электронный ресурс] URL: https://belkacar.ru/legal/contract. pdf?v=v3.16.20 (дата обращения 22.02.2024)
выбора транспортного средства и подходящего тарифа в сервисе приобретает статус арендатора. Как правило, непосредственной передаче автомобиля предшествует бронирование, чтобы потенциальный арендатор успел добраться до автомобиля, осмотреть его и при отсутствии нареканий по внешнему состоянию и убранству салона принять транспортное средство. При этом в сервисе формируются электронные документы по приемке автомобиля, где будут отображены все обнаруженные недостатки в целях дальнейшего исключения ответственности физического лица перед арендодателем.
Подводя итог, следует отметить, что проведенный анализ договора каршеринга и смежных договорных конструкций на основе сформулированных в юридической науке подходов к понимаю правовой природы краткосрочной аренды показывает существенные отличия краткосрочной аренды от сравниваемых договоров. Каршеринг обладает рядом специфических признаков, которые позволяют выделять его на фоне остальных договоров. Для договора каршеринга существенным условием является срок, который наряду с предметом соглашения позволяет нам отделять его от смежных разновидностей. Для смежных договорных конструкции срок не является существенным условием. Именно наличие указания на пресекательный срок чаще всего встречается в нормативно-правовых актах при упоминании каршеринга. Более того, карше-ринг неразрывно связан с безакцептными списаниями арендных платежей, что не характерно для договора проката или аренды транспортного средства без экипажа. Также на каршеринг не распространяются нормы, характерные для смежных договоров - о публичности договора, об экономической и технической эксплуатации. В связи с чем полагаем, что наиболее соответствующим самой сущности отношений, возникающих из договора каршеринга, является подход, рассматривающий краткосрочную аренду в качестве самостоятельной разновидности договора аренды.
Литература
1. Боярская Ю.Н. Виды договоров аренды транспортных средств // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2019. № 5. С. 110-112.
2. Дерюгина С.Р. Каршеринг и райдшеринг: к проблеме правовой природы договоров // Гражданское право. 2019. № 4. С. 20-23.
3. Муратова С.А. Правовая природа договора каршеринга и перспективы его развития // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2021. № 11. С. 194-205.
4. Соковиков М.О. Перспективы правового регулирования договора аренды (на примере специфической формы проката - каршеринга) // Нотариус. 2019. № 6. С. 13-15.
DETERMINING THE LEGAL NATURE OF SHORT-TERM RENTALS: USING THE EXAMPLE OF COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF A CARSHARING AGREEMENT
Smirnov I.O.
Belgorod State National Research University
The article provides a comparative legal analysis of a carsharing agreement with related contractual structures within the framework of existing approaches in legal science to understanding the legal nature of a short-term lease. The author analyzes in detail the key arguments of the proponents of each approach, and compares them with established law enforcement practice, current legislation and agreements developed in carsharing organizations. Based on the results of a comparative analysis of contracts, the author identifies special features inherent only in carsharing and on the basis of which it can be concluded that short-term rentals are an independent type of lease.
Keywords: carsharing, rental, vehicle rental agreement without crew, lease, essential terms of the contract
References
1. Boyarskaya, Yu. N. (2019), "Types of vehicle rental agreements", Bulletin of the Saratov State Law Academy, vol. 5, pp. 110-112.
2. Deryugina, S. R. (2019), "Carsharing and ridesharing: on the problem of the legal nature of contracts", Civil law, vol. 4, pp. 20-23.
3. Muratova, S.A. (2021), "The legal nature of the carsharing agreement and its development prospects", Bulletin of the O.E. Kutafin University, vol. 11, pp. 194-205.
4. Sokovikov, M.O (2019), "Prospects of legal regulation of the lease agreement (on the example of a specific form of rental -carsharing)", Notary, vol. 6, pp. 13-15.