Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ОНЛАЙН АРЕНДЫ НА ПРИМЕРЕ КАРШЕРИНГА'

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ОНЛАЙН АРЕНДЫ НА ПРИМЕРЕ КАРШЕРИНГА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
133
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРШЕРИНГ / КРАТКОСРОЧНАЯ АРЕНДА / АРЕНДОДАТЕЛЬ / ДОГОВОР ПРИСОЕДИНЕНИЯ / ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН / ДОГОВОР ПРОКАТА / ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комиссарова Светлана Владимировна

В статье поднимается вопрос о правовой природе договора каршеринга и необходимости внесения изменений в гражданское законодательство, регулирующее права, обязанности и ответственность сторон при краткосрочной аренде транспортного средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL NATURE OF AN ONLINE RENTAL AGREEMENT ON THE EXAMPLE OF CAR SHARING

The article raises the issue of the legal nature of the car sharing agreement and the need to amend the civil legislation governing the rights, obligations and responsibilities of the parties in the short-term rental of a vehicle.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ОНЛАЙН АРЕНДЫ НА ПРИМЕРЕ КАРШЕРИНГА»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_8_30 УДК 347.4

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ОНЛАЙН АРЕНДЫ НА ПРИМЕРЕ КАРШЕРИНГА LEGAL NATURE OF ONLINE RENTAL AGREEMENT ON THE EXAMPLE OF CAR SHARING

КОМИССАРОВА Светлана Владимировна,

старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета Владимирского юридического института ФСИН России. 600020, Россия, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67е. E-mail: sveta_stepanova@mail.ru;

Komissarova Svetlana Vladimirovna,

Senior Lecturer of the Department of Civil Law Disciplines

Faculty of Law, Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 600020, Russia, Vladimir region, Vladimir, st. Bolshaya Nizhegorodskaya, 67e. E-mail: sveta_stepanova@mail.ru

Краткая аннотация: в статье поднимается вопрос о правовой природе договора каршеринга и необходимости внесения изменений в гражданское законодательство, регулирующее права, обязанности и ответственность сторон при краткосрочной аренде транспортного средства.

Abstract: the article raises the issue of the legal nature of the car sharing agreement and the need to amend the civil legislation governing the rights, obligations and responsibilities of the parties in the short-term rental of a vehicle.

Ключевые слова: каршеринг, краткосрочная аренда, арендодатель, договор присоединения, права и обязанности сторон, договор проката, гражданское законодательство.

Keywords: carsharing, short-term lease, landlord, accession agreement, rights and obligations of the parties, rental agreement, civil law.

Для цитирования: Комиссарова С.В. Правовая природа договора онлайн аренды на примере каршеринга // Право и государство: теория и практика. 2022. № 8(212). С. 30-32. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_8_30.

For citation: Komissarova S. V. Legal nature of online rental agreement on the example of car sharing // Law and state: theory and practice. 2022. No. 8(212). pp. 30-32. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_8_30.

Дата направления статьи в редакцию: 01.08.2022

В наши дни в Российской Федерации стал активно развиваться сервис краткосрочной аренды автомобилей. Первые каршеринг-сервисы появились в Москве и Санкт-Петербурге в 2013 г. Начиная с 2016 г. рынок российского каршеринга переживает взрывной рост. Налицо тот факт, что каршеринг за несколько лет сумел стать системообразующей частью транспортных систем крупных российских городов, популярным и востребованным способом передвижения [6]. Несмотря на закрытие или изменение формата работы некоторых небольших каршеринго-вых компаний в период пандемии COVID-19, отрасль каршеринга стремительно развивается, и, согласно прогнозу Russian Automotive Market Research, ожидается увеличение парка каршеринга до 60-75 тыс. автомобилей к 2025 году [2].

Учитывая отсутствие единого подхода к правовому регулированию договора каршеринга на законодательном уровне, компании, исходя из принципа свободы договора, различным образом регулируют правоотношения с потребителями. Так, компания «Яндекс Драйв» устанавливает, что регулирование использования сервиса устанавливается условиями использования сервиса, договором аренды транспортного средства, лицензионным соглашением на использование программы «Яндекс Драйв», пользовательским соглашением, лицензией на использование поисковой системы, политикой конфиденциальности и некоторыми другими актами [9]. Отметим, что данный перечень юридических документов обширен и может вызвать затруднения у пользователя при знакомстве с ними. Некоторые компании, например «BelkaCar», предлагают потребителю заключить договор присоединения для получения транспортного средства [4]. У некоторых компаний, среди которых «Делимобиль», в преамбуле договора прописано положение, которое акцентирует внимание потребителя на том, что договор не является договором проката [5].

Анализируя правовые положения договора каршеринга, стоит учесть следующие особенности, которые вызывают затруднения у потребителей при краткосрочной аренде автомобиля:

Во-первых, как ранее было отмечено, договор каршеринга может быть заключен не только между лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, и физическим лицом, но также между двумя физическими лицами через юридическое лицо. В связи с этим, каршеринг выходит за пределы субъектного состава договора проката.

Во-вторых, некоторые из нормативных положений о договоре проката не могут быть применены к договору каршеринга. Например, п. 3 ст. 627 ГК РФ устанавливает возможность одностороннего отказа от исполнения договора проката со стороны арендатора. Закон императивно закрепляет норму, гласящую, что арендодатель должен быть уведомлен о таком отказе не менее чем за десятидневный срок. Одной из особенностей договора каршеринга является тот факт, что пользователь может арендовать интересующее его транспортное средство поминутно. В таком случае не представляется возможным выполнением императивных требований законодательства.

В-третьих, ранее был приведен пример того, как преамбула договора каршеринга порой содержит в себе указание на то, что заключаемое соглашение не является прокатом. Отсюда следует вывод, что компании, используя принцип свободы договора, не стремятся признавать

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

каршеринг договором проката, так как это повлечет за собой требование заключать сделку по правилам публичного договора.

Представляется целесообразным указать еще отличия каршеринга от аренды транспортного средства без экипажа. Дерюгина С.Р. к таким отличиям относит следующие [3]:

1) Поддержка автомобиля в надлежащем состоянии, равно как и проведение текущего и капитального ремонтов являются обязанностями арендодателя.

2) Двухсоставная арендная плата. В ее состав входит два показателя - срок, на который планируется взять транспортное средство в аренду, и расстояние. Причем компании используют разное сочетание упомянутых показателей.

Например, компания «Яндекс Драйв» предлагает пользователям на выбор сразу несколько тарифов: «Минуты» - предложение, рассчитывающее цену за каждую минуту в пути или в режиме «ожидания», при этом цена является динамичной, меняясь под влиянием спроса; «Часы» - тариф, предлагаемый для долгих поездок, при котором потребитель платит как за время аренды автомобиля, так и за преодоленное расстояние [8].

3) Краткосрочный характер договора. Как правило, срок составляет менее 24 часов. По общему правилу каршеринг-автомобили арендуются на минуты.

4) Заключение договора через специальное приложение, то есть каршеринг относится к числу недавно появившихся смарт-контрактов. Эта особенность имеет свои преимущества и недостатки. Важнейшим недостатком являются возможные неблагоприятные последствия для арендатора, если он при приемке машины не заметит каких-либо недостатков, которые были оставлены предыдущим пользователем. Как правило, организации указывают, что при осмотре транспортного средства все выявленные недостатки необходимо сфотографировать и выслать компании. Однако если потребитель забудет это сделать, то впоследствии у него могут возникнуть трудности с доказыванием своей невиновности в обнаруженных недостатках. Из главных преимуществ данной особенности хотелось бы выделить удобство в пользовании для потребителя. После проведения осмотра автомобиля, пользователь должен подтвердить его принятие нажатием соответствующей кнопки, программа автоматически формирует акт приема-сдачи. Еще одним преимуществом является тот факт, что по окончании поездки потребитель может оставить транспортное средство на любом разрешенном для парковки месте.

5) Страхование автомобиля лежит исключительно на арендодателе. Учитывая краткосрочный характер договора, мы не можем вести речь о том, чтобы перекладывать обязанность по страхованию на арендатора. В свою очередь договор аренды транспортного средства без экипажа в соответствии со ст. 646 ГК РФ, предусматривает, если иное не указано в самом соглашении, что такого рода расходы лежат на арендаторе.

Из вышеизложенного следует, что особенности договора каршеринга очень разнообразны и требуют большого внимания со стороны законодателя, а именно внесения дополнений в Гражданский Кодекс РФ (далее - ГК РФ) статей, регулирующих каршеринговые правоотношения.

Мы предлагаем внести в Гражданский Кодекс РФ следующие дополнения:

1. Главу 34 ГК РФ целесообразно дополнить параграфом 2.1. «Каршеринг», которая будет содержать нормы, регулирующие правовой режим договора каршеринга. .

2. Внести в параграф статью 625.1 ГК РФ, именуемая «Договор каршеринга», содержание которой будет предполагать следующее: «По договору каршеринга арендодатель, осуществляющий сдачу имущества в аренду, обязуется предоставить арендатору транспортное средство в краткосрочную аренду за плату во временное владение и пользование. Договор каршеринга заключается в письменной форме».

3. Внести в параграф статью 625.2 ГК РФ, именуемая «Условия договора каршеринга», содержание которой будет предполагать следующее: «Договор каршеринга может быть заключен на срок, не превышающий сутки. В договоре каршеринга обязательно указывается срок, исчисляемый в часах, минутах, секундах. В договоре каршеринга должны быть указаны тарифы на каждый вид временного промежутка».

4. Внести в параграф статью 625.3 ГК РФ, именуемая «Права и обязанности арендатора по договору каршеринга», содержание которой будет предполагать следующее: «Основными обязанностями арендатора по договору каршеринга являются: лично осуществлять управление автомобилем, соблюдать правила дорожного движения и действующего законодательства Российской Федерации, обеспечивать сохранность авто и имущества в нем, вносить платежи, предусмотренные договором, использовать транспортное средство только в пределах разрешенной зоны с учетом ограничений, по окончании использования автомобиля, возвратить его арендодателю в надлежащем техническом состоянии, включая находящиеся в машине документы и имущество, в порядке, предусмотренном договором, самостоятельно отслеживать изменения условий договора и приложений к нему, а также изменения территории использования сервиса на сайте и/или в приложении, при обнаружении видимых повреждений автомобиля (внутренние и внешние, в том числе загрязнение салона), а также при обнаружении утраты или повреждения имущества и документов, до начала использования автомобиля (сессии) и подписания акта приема-передачи автомобиля сообщить об этом в службу поддержки и отправить фотографию повреждений либо загрязнений. В соответствии с требованиями компаний арендаторам каршеринговых автомобилей запрещается курить, употреблять электронные сигареты, кальяны, алкогольные напитки и наркотические средства, а равно находится в состоянии алкогольного опьянения.

5. Внести в параграф статью 625.4 ГК РФ, именуемая «Плата по договору каршеринга», содержание которой будет предполагать следующее: «Плата по договору каршеринга устанавливается в виде электронных денежных средств, перечислемых на банковский или лицевой счет арендодателя через онлайн приложение, вносимых периодически или единовременно. В случае возврата транспортного средства на счет арендодателя поступает только та сумма, которая была предусмотрена тарифом за определённый промежуток времени, исчисляемых в часах, минутах, секундах. Если арендатор внес сумму заранее больше, которой предполагалось, она возвращается ему на счет через онлайн

приложение в виде электронных денежных средств».

На основании изложенного считаем, что договор каршеринга следует признать самостоятельным видом договора аренды либо путем принятия отдельного закона, регулирующего права, обязанности и ответственность сторон, либо путем внесения дополнений в гл. 34 ГК РФ, а именно в § 3, дополнив его подразделом «Каршеринг» или «Аренда транспортного средства по договору каршеринга». При условии принятия отдельного закона «О каршеринге» целесообразно создать единую сетку штрафов в соответствии с основными обязанностями клиентов компаний, а также разработать положения об ответственности каршеринговых компаний за ненадлежащее исполнение обязательств. Данный вопрос о принятии единого закона в сфере каршеринга, является актуальным, поскольку в настоящее время Государственная Дума Российской Федерации готовит самостоятельные нормы по регулированию краткосрочной аренды автомобилей. Одним из нововведений будет четкая процедура регистрации на сервисах каршеринговых компаний через портал «Госуслуги».

Подводя итог вышесказанному, на сегодняшний день трудно определить правовую природу каршеринга без внесения определенных изменений в главу 34 Гражданского Кодекса РФ. Такой договор нельзя обозначить ни прокатом, ни публичной офертой. Рассматриваемый в статье договор каршеринга относится к конструкции арендного обязательства и может содержать элементы других договоров. Объектом договора каршеринга является автомобиль. В дальнейшем надеемся на изменение норм гражданского законодательства в отношении регулирования правоотношений при каршеринге, когда данный вид договора будет регулироваться отдельными правовыми нормами главы 34 Гражданского Кодекса РФ.

Рассмотрев общие признаки каршеринга и проанализировав гражданско-правовые особенности заключения договора аренды карше-ринг-автомобиля, мы считаем, что данный вид аренды в будущем станет «повседневной социальной практикой» для людей, проживающих в крупных городах. Совместное использование каршерингавтомобиля представляет собой выгодный и комфортный вариант передвижения в условиях общей загруженности дорог в крупных городах [7].

Библиогра фия:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая : [федер. закон от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ : принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5, ст. 410.

2. Григорьев, М. Ю. Актуальные проблемы договора аренды транспортных средств // Юридический факт. - 2021. - № 126. С. 46-49. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_44836449_95039346.pdf (дата обращения: 01.07.2022).

3. Дерюгина С. Р. Каршеринг и райдшеринг: к проблеме правовой природы договоров // Гражданское право. - 2019. - № 4. С. 20-23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38592354 (дата обращения: 01.07.2022).

4. Договор присоединения к сервису «BelkaCar». URL: https://belkacar.ru/legal/contract.pdf (дата обращения 10.10.2021)

5. Договор аренды авто «Делимобиль». URL: https://delimobil.ru/terms/vehiclerental-contract (дата обращения 01.07.2022).

6. Комиссарова С.В. Каршеринг как пример эскалации мобильности в современном обществе: правовые основы и особенности явления // Вестник Владимирского юридического института. - 2020. - № 3(56). С. 85-91. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_44138687_89767281.pdf (дата обращения: 01.07.2022).

7. Комиссарова С.В. Правовая основа и особенности явления каршеринга как разновидности краткосрочной аренды транспортного средства. Сборник научных трудов: Актуальные вопросы совершенствования российского законодательства и деятельности уголовно-исполнительной системы. 2019. С. 191-196. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_41172765_51420876.pdf (дата обращения: 01.07.2022).

8. Тарифы сервиса «Яндекс Драйв». URL: https://yandex.ru/drive/msk/tariffs/ (дата обращения 13.10.2021).

9. Условия использования сервиса «Яндекс Драйв». URL: https://yandex.ru/legal/drive_termsofuse/ (дата обращения 10.10.2021).

References:

1. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii. CHast' vtoraya : [feder. zakon ot 26 yanv. 1996 g. № 14-FZ : prinyat Gos. Dumoj 21 okt. 1994 g.] // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 1996. - № 5, st. 410.

2. Grigor'ev, M. YU. Aktual'nye problemy dogovora arendy transportnyh sredstv // YUridicheskij fakt. - 2021. - № 126. S. 46-49. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_44836449_95039346.pdf (data obrashcheniya: 01.07.2022).

3. Deryugina S. R. Karshering i rajdshering: k probleme pravovoj prirody dogovorov // Grazhdanskoe pravo. - 2019. - № 4. S. 20-23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38592354 (data obrashcheniya: 01.07.2022).

4. Dogovor prisoedineniya k servisu «BelkaCar». URL: https://belkacar.ru/legal/contract.pdf (data obrashcheniya 10.10.2021)

5. Dogovor arendy avto «Delimobil'». URL: https://delimobil.ru/terms/vehiclerental-contract (data obrashcheniya 01.07.2022).

6. Komissarova S.V. Karshering kak primer eskalacii mobil'nosti v sovremennom obshchestve: pravovye osnovy i osobennosti yavleniya // Vestnik Vladi-mirskogo yuridicheskogo instituta. - 2020. - № 3(56). S. 85-91. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_44138687_89767281.pdf (data obrashcheniya: 01.07.2022).

7. Komissarova S.V. Pravovaya osnova i osobennosti yavleniya karsheringa kak raznovidnosti kratkosrochnoj arendy transportnogo sredstva. Sbornik nauchnyh trudov: Aktual'nye voprosy sovershenstvovaniya rossijskogo zakonodatel'stva i deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. 2019. S. 191-196. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_41172765_51420876.pdf (data obrashcheniya: 01.07.2022).

8. Tarify servisa «YAndeks Drajv». URL: https://yandex.ru/drive/msk/tariffs/ (data obrashcheniya 13.10.2021)

9. Usloviya ispol'zovaniya servisa «YAndeks Drajv». URL: https://yandex.ru/legal/drive_termsofuse/ (data obrashcheniya 10.10.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.