Научная статья на тему 'Определение понятия "ребенок". Конвенция о правах ребенка'

Определение понятия "ребенок". Конвенция о правах ребенка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2469
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
CHILD / MAJORITY / BIRTH / AGE / LEGAL STATUS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Еремин А.Р., Кильмаев Д.А.

Понятие ребенка в праве чрезвычайно важно, поскольку ребенок является субъектом права, более того, он обладает особым правовым статусом. Принципиальное значение имеет и то, что отношения в которых участвует ребенок, регулируются нормами различных отраслей права. Выступая в качестве специального субъекта в правоотношениях, ребенок нуждается в особой правовой защите со стороны государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение понятия "ребенок". Конвенция о правах ребенка»

УДК 342 Юридические науки

Еремин А. Р., доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарёва Кильмаев Д.А., студент Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарёва

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «РЕБЕНОК».

КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА

Аннотация: Понятие ребенка в праве чрезвычайно важно, поскольку ребенок является субъектом права, более того, он обладает особым правовым статусом. Принципиальное значение имеет и то, что отношения в которых участвует ребенок, регулируются нормами различных отраслей права. Выступая в качестве специального субъекта в правоотношениях, ребенок нуждается в особой правовой защите со стороны государства.

Ключевые слова: ребенок, совершеннолетие, рождение, возраст, правовое положение.

Eremin A. R., doctor of jurisprudence, professor, head of the department of the theory and

history of state and law of National research Mordovian state university ofN.P.Ogaryov Kilmayev D. A., student of National research Mordovian state university of N.P.Ogaryov

DEFINITION OF THE CONCEPT CHILD. CONVENTION ON THE

RIGHTS OF THE CHILD

Abstract: The concept of the child of the right is extremely important as the child is legal entity, moreover, he has special legal status. Basic value has also that the relations in which the child participates, are regulated by norms of various branches of the right. Acting as the special subject in legal relationship, the child needs special legal protection from the state.

Keywords: child, majority, birth, age, legal status.

Народовластие, приоритет прав и свобод человека и гражданина, их защита со стороны государства являются важнейшими конституционными принципами, позволяющими выстраивать законодательство с позиций интересов человека, его прав и свобод [4, с.36].

Особую актуальность приобретает закрепление в законодательстве правового статуса ребенка, определение возможности защиты его интересов со стороны государства.

При изучении правового положения ребенка в Российской Федерации кажется интересным юридическое понимание того, кого же следует считать ребенком. На сегодняшний день понятие «ребенок» закреплено как в национальном, так и в международном законодательстве, обозначая категорию лиц, не достигших 18 лет.

Понятие ребенка в праве чрезмерно важно, так как ребенок является субъектом права, и имеет особый правовой статус. Немаловажное значение имеет то, что отношения в которых участвует ребенок, регулируются различными отраслями права.

После принятия Конвенции «О правах ребенка» в 1989 г. международное сообщество признало необходимость предоставлять особую правовую защиту несовершеннолетним в виду их умственной и физической незрелости. Данная конвенция дает определение понятия ребенок, как лица не достигшего возраста восемнадцати лет [6].

Приводя национальное законодательство в соо в тствии с международным законодатель так и не выработал собственн е понятие «ребенок» и закрепил понятие которое предоставлено в Конвенции о правах ребенка: ребенок - лицо, не достигшее восемнадцати лет [10].

Одн вре енно с термином «реб н к» дается многообразие н и енований, применяемых в Российс ой Федерации к лиц м, не достигшим совершеннолетия: «несовершеннолетние», «подростки», «малолетние».

Одн ко термин «несов р еннолетний» стал уза оненным и применяется в законодательстве. Тем не менее, многие авторы по разному подходят к определению пон т я «несовершеннолетний».

По мнению А.П. Солдатова указанный термин состоит из двух понятий: «малолетний» и «подросток» [10]. При этом понятие «малолетний» употребляется к детям с момента рождения и до 10 лет, подростком же является ребенок от 10 до 14 лет. Другого подхода придерштеается О.В. Садина, которая дает опр д лен е понятий «м л летний» и «подросток»: малол тний -несовершеннолетний в возрасте до 14 лет; подросток - несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет[11].

Но все же определения данные в законах, не могут дать нам четкого определения понятия «ребенок», поэтому и существует понятийное многообразия данного определения, т к е как: н с вер енн л тний, малолетний, подросток. Стоит отметить, что меаду данными понятиями нельзя ставить знак равенства.

Множество исследователей относят к числу признаков, обозначенных терминов в з аст и отраслевую принадлежность отн ш н й, в которых участвуют указанные категории лиц. Е.Н. Микитова считает, важнейшим п и нак м ребенка как с б е та права является в з аст, в границах к т р го он и существует в таком статусе. И.А. Минникес, выделяет возрастной критерий[7]. В.И. Абрамов, выделяет возрастной параметр и определяет категорию «ребенок» как всеоб емл щ ю, а, в свою оче е ь, категории «нес вер енн летний», «малолетний», «под ост к» включает общее п н т е «ребенок [1].

Термин «р б н к» обладает многост р нностью, поскольку он применяется при оценке лица, как не достигшего возраста 18-ти лет, так и его переступившего. Во-первых, сущность данного определения не только обозначает возрастные границы, но и устанавливает при навае ые и значимые свя и с родителями или лицами, их заменяющими, пос о ь у для них р б н к

остается таковым незав с мо от его возраста. Во-вторых, в нек т рых случаях

3

законодательство приравнивает к ребенку лиц, достигших совершеннолетия, тем самым обеспечивая их повышенную защищенность. Например, Налоговый кодекс РФ указывает на предоставление родителям стандартных и социальных налоговых выч тов в отношении д тей, проходящими обучение по очной форме в образовательных уч решениях, в возрасте до 24 лет (подп. 4 п. 1 ст. 218, подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ) [8]. Так же, несовершеннолетние отбывающие наказание в воспитательных учреждениях по достижении ими 18-ти лет направляются для дальнейшего отбывания нак з н я в исправительные колонии для взрослых. Но УЖ РФ так же говорит, что в целях закрепления результатов исправления, завершения среднего (полного) общего образования или другого обр зован я, лица достигшие в з аста 18-ти л т, могут быть оставлены в колонии, до достижения ими возраста 19 лет (ст. 139 УЖ РФ) .

Исходя из этого можно сделать вывод, что гр^сдан определенных категорий можно приравнивать к ста усу ребенка, при том что л цо будет полностью д еспособными.

М.В. Геллер сопоставляя понятия «ребенок» и «несовершеннолетний» приходит к выводу о их не идентичности. По его мнению слово «ребенок» означает не только возрастной ценз, но и первую степень родства с кем - либо. Исходя из э о о можно сделать выв д о том, ч о ребенок может быть не только несовершеннолетним, но и взрослым сыном или дочерью[3].

Несмотря на множественн сть подходов в юри и еск й и иной литературе, в качестве основного признака ребенка, выступает возрастной к и ерий.

Считается необходимым обратить внимание, что еще на стадии

рассмотрения проекта Конвенции «О правах ребенка» замечались разногласия

по поводу опр д лен я верхней и нижней границы возраста реб н а. Одни

с р ны выступали за опр д лен е нижней возрастной грани ы с момента

зачатия р б н а, другие же страны заняли про иво о о н ю позиции и

признавали нижний возрастной ценз с момента рож*ения[6]. Но все же

большинство государств отметили, что они будут при е ж ваться положений

4

национального законодательства. Из этого, можно сделать вывод, что международное право признает ребенком личность с момента рождения, и в тоже время не запрещает государствам считать ребенком человеческое существо с момента зачатия.

Стоит так же отметить, что не все страны были согласны с установлением верхней границы возраста ребенка - 18-ти лет. Одни государства предлагали установить верхнюю границу с 16 лет, другие с 17 лет. Однако эти предложения не нашли отражения в Конвенции «О правах ребенка», верхний возрастной предел которой является 18 лет. Но в государствах, в зак н д тельстве которых возраст дос и ения совершеннолетия установлен ниже 18-ти лет, соотносится с тем, что международные положения не запрещают сохранению этого возрастного пре е а.

Исходя из всего вышес а анн го, можно определить, что для определения правового статуса лица, не достигшего возраста 18-ти лет, следует использовать универсальную категорию «ребенок». Такие категории как «несовершеннолетний», «малолетний», «подросток» охватываются общим п н тием «ребенок». С другой стороны так й подход позволит выдел ть однообразное понимание данно о термина и м жет сыграть немаловажную роль в устранении разногласий между федеральным и международным законодательством, р г лир ющим правовое положение реб н а.

Библиографический список

1. Абрамов В.И. Права ребенка в России: (теоретический аспект) / В.И.Абрамов / под ред. Н.И. Матузова. Саратов: СГЮА, 2014. 311 с.

2. АвтономовА.С. Ювенальная юстиция / А.С.Автономов. Учеб. пособие. М.: НАН, 2014. 186 с.

3. Геллер М.В. Реализация и защита прав несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье по законодательству Российской Федерации / М.В.Геллер. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. 25 с.

4. Еремин А.Р. Реализация права человека и гражданина на местное самоуправление в Российской Федерации: конституционные вопросы / А.Р.Еремин. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. 280 с.

5. Исмаилов Б.И. Правовые основы системы ювенальной юстиции / Б.И.Исмаилов. Учебное пособие // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: llpravo.ru://www.allpravo.ru/library/doc117p0/instrum5783/item5787.html.

6. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (Принята 20.11.1989 Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН) // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 45. Ст. 955.

7. Минникес И.А. Правовая персонификация: практические аспекты индивидуального правового регулирования / И.А.Минникес. Иркутск: Изд-во ин-та законодательства и правовой информации, 2015. 60 с.

8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федер. закон от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 32. Ст. 3340.

9. Семейный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 1. Ст. 16; Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федер. закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31. Ст. 3802.

10. Солдатов А.П. Гарантии и обеспечение прав в границах местного самоуправления / А.П.Солдатов. Славянск-на-Кубани: СГПИ, 2015. 387 с.

11. Садина О.В. Правовой статус несовершеннолетнего в российском законодательстве: теоретико-правовой анализ / О.В.Садина. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Мытищи, 2010. 20 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.