Закон и право. 2024. № 3. С. 107-110. Law and legislation. 2024;(3):107-110.
Научная статья УДК 341.234
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-107-110 EDN: https://elibrary.ru/WPVNYR
NIION: 1997-0063-3/24-141 MOSURED: 77/27-001-2024-3-341
Определение понятия «национальное меньшинство» в зарубежной правовой доктрине
Валерия Захаровна Тарова
Юридический институт Пензенского государственного университета, Пенза,
Россия, myvattaly@rambler.ru
Аннотация. Повышенный интерес государства к проведению взвешенной национальной политики обусловлен необходимостью обеспечения национальной безопасности России и сохранения ее территориальной целостности. Достичь этого возможно лишь при наличии межнационального мира и гражданского согласия в многонациональном российском обществе.
В статье анализируются подходы к определению понятия «национальное меньшинство», сложившиеся в сфере научно-практических знаний в зарубежных странах. Рассматриваются различные критерии, положенные в основу определения «национальное меньшинство». Анализируется целесообразность использования обозначенных критериев при выработке рассматриваемой дефиниции в отечественном законодательстве.
Методология исследования включает общенаучные методы изучения закономерностей возникновения, становления и развития правовых явлений в их взаимодействии со сравнительно-правовым, структурно-логическим, формально-юридическим методами и методами системного анализа и дедукции.
Сформулированы основные проблемы, подлежащие теоретико-правовому анализу, рассмотрены мнения ученых относительно исследуемых аспектов: содержания понятия «национальное меньшинство», критериев классификации этнических общностей, идентифицирующих себя как меньшинство, выражена авторская позиция.
Ключевые слова: национальное меньшинство, правовой статус, этническая общность, критерии определения меньшинства, защита прав национальных меньшинств.
Для цитирования: Тарова В.З. Определение понятия «национальное меньшинство» в зарубежной правовой доктрине // Закон и право. 2024. № 3. С. 107—110. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-107-110 ББЫ: https://elibrary.ru/WPVNYR
Original article
Definition of the concept of «national minority» in foreign legal doctrine
Valeria Z. Tarova
Law Institute of the Penza State University, Penza,
Russia, myvattaly@rambler.ru
Abstract. The increased interest of the state in carrying out a balanced national policy is due to the need to ensure Russia's national security and preserve its territorial integrity. This can be achieved only if there is interethnic peace and civil accord in a multinational Russian society.
The article analyzes the approaches to the definition of the concept of «national minority» that have developed in the field of scientific and practical knowledge in foreign countries. Various criteria underlying the definition of «national minority» are considered. The expediency of using the indicated criteria in the development of the definition in question in domestic legislation is analyzed.
© Тарова В.З. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 03-2024
The research methodology includes general scientific methods for studying the patterns of occurrence, formation and development of legal phenomena, in their interaction with comparative legal, structural-logical, formal-legal methods and methods of system analysis and deduction.
The main problems subject to theoretical and legal analysis are formulated, the opinions of scientists on the studied aspects are considered: the content of the concept of «national minority», criteria for classifying ethnic communities that identify themselves as a minority, the author's position is expressed.
Keywords: national minority, legal status, ethnic community, criteria for defining a minority, protection of the rights of national minorities.
For citation: Tarova V.Z. Definition of the concept of «national minority» in foreign legal doctrine // Law and legislation. 2024;(3):107—110. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-107-110 EDN: https:// elibrary.ru/WPVNYR
Происходящие сегодня как международные, так и внутригосударственные процессы, связанные с межэтническими конфликтами, подняли целый ряд проблем, касающихся межнациональных отношений. Первоочередной задачей, стоящей перед государством, является налаживание межнационального согласия в целях обеспечения безопасности страны в сфере национальной политики, а также создания условий свободного национального развития и сохранения национально-культурной самобытности каждого человека.
Российское законодательство, за исключением Конституции РФ, практически не содержит дефиниции «национальное меньшинство», что обусловливает неопределенность в правовом регулировании и создает необходимость научного осмысления данного понятия.
Попытки научно-правового осмысления содержательного наполнения исследуемого термина как сложного социального феномена предпринимались и в зарубежной правовой доктрине на протяжении длительного времени. Однако выработать общепринятое определение так и не удалось по причине отсутствия согласованного подхода к данной проблеме. Основные дискуссии на предмет определения национальных меньшинств традиционно велись на площадках международных организаций: ООН, СБСЕ, СЕ, ПАСЭ и др. Но общепризнанного международно-правового определения национального меньшинства также не удалось сформулировать.
Одна из первых доктринальный дефиниций была сформулирована еще в 1920 г. Д. Зоберн-хаймом, который предложил определять меньшинства в государстве как «национально отграниченные группы населения, которые намереваются вести национальную частную жизнь и способны к таковой» [3, с. 369].
В период с 20-х по 40-е годы прошлого века одним из наиболее существенных дискуссионных вопросов в доктрине был спор о том, существуют ли объективные предпосылки, утвержда-
ющие принадлежность к меньшинствам на основании общности происхождения, языка, религии, культуры и т.д., или принадлежность к меньшинству не зависит от объективных предпосылок, а является актом воли и может быть в любой момент изменена [4].
Поддерживая позиции объективной теории, французский ученый Фуке-Дюпарк определил меньшинство как группу, состоящую из граждан государства, которые отличаются от других сограждан такими характерными чертами, как язык или религия [5].
Подобное определение дает Гельмер Рос-тинг, который под меньшинством предлагает понимать «группы лиц, отличающиеся по расе, религии или языку от большинства жителей страны». При этом лиц, относящих себя к меньшинствам, можно подразделить на два совершенно различных класса:
а) граждане иностранной державы;
б) граждане соответствующей страны.
Предложенное деление будет непосредственно оказывать влияние на способы защиты таких групп. В первом случае защита меньшинств может предоставляться законами страны и, следовательно, гарантироваться государством, а во втором она может зависеть от договоров и гарантироваться иностранными государствами.
Ф. Капоторти в 1977 г. сформулировал определение, согласно которому меньшинство — это «группа меньшей численности по сравнению с остальной частью населения государства, занимающая не доминирующее положение [1], члены которой, будучи гражданами государства, обладают этническими, религиозными или языковыми особенностями, отличающими их от остальной части населения и проявляющие, хотя бы только имплицитно, чувство солидарности, имеющее целью сохранить их культуру, традиции, религию или язык» [2].
В приведенном определении Ф. Капоторти выделил ряд критериев, по которым некая общность людей может считаться меньшинством, а
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2024
именно — гражданство и не доминирующее положение группы. При этом гражданство рассматривается как неочевидный критерий.
Кроме отдельных объективных критериев, таких, которые были предложены в вышеприведенном определении, используются и субъективные критерии, например, «стремление членов таких групп сохранить свои характерные особенности и желание таких индивидов считаться членами такой группы» [5].
Близкое по содержанию определение предлагал Ж. Дюшене, который определял меньшинства как «группу граждан государства, численно меньшую и не занимающую доминирующего положения в государстве, имеющую отличные от большинства населения этнические, религиозные или языковые особенности, обладающую чувством солидарности друг с другом, мотивированную коллективной волей к выживанию и достижению фактического и юридического равенства с большинством населения» [6].
Критерий численного состава этнической общности был использован и А. Эйде. Он предложил считать меньшинством любое этническое, религиозное или языковое сообщество, которое, проживая в государстве, численно составляет менее половины населения этого государства и отличается от основной его массы своими самобытными особенностями. Однако при использовании критерия численности группы, претендующей на статус национального меньшинства, необходимо учитывать тот факт, что по своей численности меньшинство может составлять более половины населения страны. Поэтому приведенный в определении критерий необходимо использовать в совокупности с другими индивидуализирующими характеристиками группы как дополняющий и уточняющий их.
Исследуя феномен национальных меньшинств в международном праве, И. Клод обратил внимание на несогласованность определения национальных меньшинств, используемого в европейском законодательстве и документах ООН. В частности, понятие «национальное меньшинство», которое редко встречается в международных стандартах ООН, обозначает «этническое меньшинство», которое является отдельной нацией или ставит перед собой цель получить такой статус [7].
Г. Пентассулья и К. Хенрард, исследовавшие соотношение приведенных терминов, пришли к выводу об их равнозначности [8; 9]. При этом использование дефиниции «национальные» в понятии «национальные меньшинства» в европей-
ских документах подчеркивает наличие в его содержании таких индивидуализирующих критериев, как статус гражданства у членов меньшинства и долговременная историческая связь с государством их проживания.
В исследованиях Дж. Пакера [10] и Е.О. Ве-ласкеса [11] ставится под сомнение необходимость наличия устойчивой связи с государством проживания у групп, идентифицирующих себя как национальные меньшинства. Они полагают, что к числу этнической группы могут принадлежать лица, не обладающие гражданством или иным официальным статусом страны, в которой они проживают. Однако этот подход представляется весьма спорным, поскольку в таком случае представителям национального меньшинства сложно будет претендовать на комплекс прав и свобод, гарантируемых государством.
Интересная точка зрения была высказана в работах П. Джонса [13] и Р.Х. Томпсона [12]. Их идея сводится к тому, что национальное меньшинство определяется по критерию притязаний на территорию. Исходя из этого признака национальное меньшинство, не имеющее долгой исторической связи с государством проживания, лишается возможности реализовать право на территориальное самоопределение, которым в полной мере обладают коренные народы.
Таким образом, в приведенных определениях можно увидеть различные подходы к выбору критериев, по которым определенная этническая общность может быть идентифицирована как национальное меньшинство.
Это объясняется разнообразием факторов, обусловливающих существование меньшинств, включая исторические, культурные, географические и т.п.
Однако при определении национального меньшинства не целесообразно рассматривать любую самобытную группу, характеризующуюся определенными объединяющими критериями, как это предлагают отдельные исследователи, поскольку критерий принадлежности к определенному этносу, обладающему этническим самосознанием, этнокультурной спецификой, по нашему мнению, имеет ключевое значение.
Список источников
1. Каграманов А.К. Этнорегиональная самостоятельность и автономия как способы осуществления права на самоопределение // Lex Russica. 2022. № 2.
2. Права меньшинств. Международные стандарты и руководство по их соблюдению. Нью-
LAW & LEGISLATION • 03-2024
Йорк и Женева, 2010 г. // http://grn.ripk.kg/ ИЬгагу/2/2.7/Права%20меньшинств_%20Между-народны e%20cTaHflapTbi.pdf.C.2; E/CN.4/Sub.2/ 384/Rev. 1, пункт 568 (Дата обращения: 02.02.2024)
3 Этнология / Под ред. Т.А. Титовой. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. 404 с.
4. Gerber. Minderheitenprobleme. Berlin, 1927. N.Ito j.w. Str. 90-103.
5. Fouques-Duparc. La Protection des Minorites de race, de langue, et de religion. Paris, 1922.
6. DeschKnes, J. Proposal Concerning a Definition of the Term «Minority». UN Document E/CN.4/Sub.2/1985/31. 1985.
7. Claude I. National Minorities: An International Problem. By Inis L. Claude, Jr. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1955.
8. Pentassuglia G. Minorities in International Law. Strasbourg, Council of Europe Publ., 2002.
9. Henrard K. Devising an Adequate System of Minority Protection: Individual Human Rights, Minority Rights, and the Right to Self-Determination. The Hague, Kluwer Law International, Martinus Nijhoff Publ., 2000.
10. Packer, J. On the Definition of Minorities. The Protection of Ethnic and Linguistic Minorities in Europe, ed. Packer, J. & K. Myntti, 1993.
11. Velazquez, E. O. Minority Rights for Immigrants: from Multiculturalism to Civic Participation // Mexican Law Review. 2012. Vol. X. № 1.
12. Thompson, R.H. Ethnic Minorities and the Case for Collective Rights. American Anthropologist, New Series. 1997. Vol. 99. № 4.
13. Jones, P. Human Rights, Group Rights, and Peoples' Rights // Human Rights Quarterly. 1999. Vol. 21. № 1.
References
1. Kagramanov A.K. Ethnoregional independence and autonomy as ways of exercising the right to self-determination // Lex Russica. 2022. № 2.
2. Minority rights. International standards and guidelines for their compliance. New York and Geneva, 2010)// http://grn.ripk.kg/library/2/2.7/ npaBa%20MeHfcmHHCTB_%20MexayHapoflHHe%2-OcTaHfla pTti.pdf.P. 2; E/CN.4/Sub.2/384/Rev.1, paragraph 568. (Accessed: 02.02.2024)
3. Ethnology / Edited by T.A. Tito va. Kazan: Kazan Publishing House. unita, 2017. 404 p.
4. Gerber. Minderheitenprobleme. Berlin, 1927. N.Ito j.w. Str. 90-103.
5. Fouques-Duparc. La Protection des Minorites de race, de langue, et de religion. Paris, 1922.
6. Deschênes, J. Proposal Concerning a Definition of the Term «Minority». UN Document E/CN.4/Sub.2/1985/31. 1985.
7. Claude I. National Minorities: An International Problem. By Inis L. Claude, Jr. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1955.
8. Pentassuglia G. Minorities in International Law. Strasbourg, Council of Europe Publ., 2002.
9. Henrard K. Devising an Adequate System of Minority Protection: Individual Human Rights, Minority Rights, and the Right to Self-Determination. The Hague, Kluwer Law International, Martinus Nijhoff Publ., 2000.
10. Packer, J. On the Definition of Minorities. The Protection of Ethnic and Linguistic Minorities in Europe, ed. Packer, J. & K. Myntti, 1993.
11. Velazquez, E.O. Minority Rights for Immigrants: from Multiculturalism to Civic Participation // Mexican Law Review. 2012. Vol. X. № 1.
12. Thompson, R.H. Ethnic Minorities and the Case for Collective Rights. American Anthropologist, New Series. 1997. Vol. 99. № 4.
13. Jones, P. Human Rights, Group Rights, and Peoples' Rights // Human Rights Quarterly. 1999. Vol. 21. № 1.
Информация об авторе
Тарова В.З. — аспирант кафедры государственно-правовых дисциплин
Статья поступила в редакцию 07.01.2024; одобрена после рецензирования 08.02.2024; принята к публикации 14.02.2024.
Information about the author
Tarova V.Z. — postgraduate student of the department of state and legal disciplines
The article was submitted 07.01.2024; approved after reviewing 08.02.2024; accepted for publication 14.02.2024.
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2024