Научная статья на тему 'Институт гражданства в определении понятия «Национальное меньшинство»'

Институт гражданства в определении понятия «Национальное меньшинство» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
330
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
национальное меньшинство / права человека / Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г. / Организация Объединенных Наций / Совет Европы / national minorities / human rights / the Framework Convention for the Protection of National Minorities 1995 / United Nations Organization / Council of Europe

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марианна Викторовна Ильяшевич

Статья рассматривает проблему определения понятия «национальное меньшинство» в свете требования о наличии у лица гражданства государства проживания. В этом контексте рассматриваются ключевые международно-правовые документы, а также устанавливается подход, выработанный в настоящее время в рамках деятельности международных межправительственных организаций универсального и регионального характера. Отмечается, что, несмотря на тенденцию отказа от требования гражданства, многие государства и в настоящее время используют данный критерий, ограничивая права лиц, относящих себя к национальным меньшинствам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institute of Citizenship in the definition of the concept of «national minority»

The article examines the problem of defining the concept of a «national minority» in the light of the reguirement that the relevant person should have the citizenship of the state of residence. The article examines key international legal documents, as well as establishes the approach currently worked out in the framework of international intergovernmental organizations of a universal and regional nature, ft is noted that, despite the tendency to renounce the requirement of citizenship, many states are currently using this criterion, limiting the rights of persons who identify themselves with national minorities

Текст научной работы на тему «Институт гражданства в определении понятия «Национальное меньшинство»»

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Международное право; европейское право

УДК 341

ББК 67.412

DOI 10.24411/2073-3313-2018-10158

ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ «НАЦИОНАЛЬНОЕ МЕНЬШИНСТВО»

Марианна Викторовна ИЛЬЯШЕВИЧ, доцент кафедры международного права РУДН, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.10 — международное право; европейское право

Аннотация. Статья рассматривает проблему определения понятия «национальное меньшинство» в свете требования о наличии у лица гражданства государства проживания. В этом контексте рассматриваются ключевые международно-правовые документы, а также устанавливается подход, выработанный в настоящее время в рамках деятельности международных межправительственных организаций универсального и регионального характера. Отмечается, что, несмотря на тенденцию отказа от требования гражданства, многие государства и в настоящее время используют данный критерий, ограничивая права лиц, относящих себя к национальным меньшинствам.

Ключевые слова: национальное меньшинство, права человека, Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г., Организация Объединенных Наций, Совет Европы.

Annotation. The article examines the problem of defining the concept of a «national minority» in the light of the reguirement that the relevant person should have the citizenship of the state of residence. The article examines key international legal documents, as well as establishes the approach currently worked out in the framework of international intergovernmental organizations of a universal and regional nature, ft is noted that, despite the tendency to renounce the requirement of citizenship, many states are currently using this criterion, limiting the rights of persons who identify themselves with national minorities.

Keywords: national minorities, human rights, the Framework Convention for the Protection of National Minorities 1995, United Nations Organization, Council of Europe.

Полное признание прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, недопущение их дискриминации имеет непосредственное отношение к обеспечению стабильности международного правопорядка.

Государства — участники Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в ЕГарижской хартии для Новой Европы заявили, что для того, чтобы обеспечить миролюбивые отношения между людьми, мир, справедливость, стабильность и демократию, необходимо защищать этническое, культурное, лингвистическое и религиозное своеобразие национальных

меньшинств, а также создать необходимые условия для развития такого своеобразия [6].

Тем не менее лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, зачастую находятся в уязвимом положении, а их права нарушаются.

В качестве документов [8], содержащих положения относительно статуса лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, следует назвать, в частности, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. [5], Рамочную конвенцию Совета Европы о защите национальных меньшинств 1995 г. [7], Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018

127

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

или этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 г. [3].

Критерий гражданства в определении понятия «национальное меньшинство» является одним из самых спорных [11, р. 15—16], так как ограничивает права лиц, относящих себя к национальному меньшинству, в некоторых ситуациях.

К. Хенрард подчеркивает, что традиционное понимание меньшинства четко включает требование гражданства (и / или долгосрочную связь с государством проживания) [9, р. 561].

Большинство государств придерживаются данной точки зрения, исключая так называемые «новые меньшинства» и мигрантов. Однако, как отмечает К. Хенрард, в настоящее время текстуальное и контекстуальное толкование документов по правам меньшинств не оправдывает подобное требование [9, р. 561].

Комитет по правам человека в Замечании общего порядка к ст. 27 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. решительно отклонил требование гражданства: «лица, имеющие право на защиту, не обязательно должны быть гражданами государства-участника... Эти лица могут не являться не только подданными или гражданами, но и постоянными резидентами данной страны...» [4, и. 5.1]. Германия тогда заявила, что понятие «меньшинство» относится к традиционным группам и не включает в него «новые меньшинства».

При этом в проекте Европейской конвенции о защите меньшинств, который был принят в рамках Совета Европы в 1991 г., как и в проекте Дополнительного протокола к Европейской конвенции о правах человека применительно к лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам от 1 февраля 1993 г., содержался критерий гражданства.

В Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств 1995 г., вследствие разногласий [11, р. 15—16], вопрос определения понятия «национальное меньшинство» не был урегулирован — государства путем принятия самостоятельного документа определяют, кого относить к категории национального меньшинства.

Следует привести декларацию Эстонской Республики, которая ратифицировала вышеупомянутую конвенцию 21 ноября 1996 г.: в качестве национального меньшинства рассматриваются граждане Эстонии, которые проживают на территории Эстонии; имеют давнюю прочную и постоянную связь с Эстонией; отличаются от эстонцев по своей этнической принадлежности,

культурной самобытности, религии или языку; желают совместно сохранять свои культурные традиции, религию или язык, служащие основой их идентичности [10, р. 57].

Отметим, что подобные ограничительные декларации представили также Австрия, Германия, Люксембург, Польша и Швейцария.

Однако такой подход не нашел поддержки со стороны Совета Европы, и вышеупомянутая декларация Эстонии была подвергнута критике в ст. 3 Мнения, принятого 14 сентября 2001 г. Консультативным комитетом по Рамочной конвенции по защите национальных меньшинств. В вышеупомянутом Мнении указывалось, что подобное определение меньшинств является, по сути, ограничительным и не кажется подходящим для ситуации, имеющейся в Эстонии, где значительная часть лиц, относящих себя к национальному меньшинству, не имеет гражданства [2, с. 15].

Эстонская Республика в последующем докладе о выполнении Рамочной конвенции отметила, что данное определение носит, скорее, декларативный характер и не применяется на практике.

В отношении деклараций Австрии и Еерма-нии Консультативный комитет заявил, что это не должно служить источником неоправданных решений и ограничений [12, р. 282].

Несмотря на то что на универсальном и региональном международно-правовом уровне прослеживается отказ от использования критерия гражданства при определении категории национального меньшинства, это требование по-прежнему встречается в практике государств [11, с. 16—17], что ставит лиц, относящих себя к национальному меньшинству, в уязвимое положение.

Указанные сложности связаны, в частности, с тем, что в международном праве не выработано общепризнанное понятие «национальное меньшинство», а также с теми различиями, которые существуют в терминологии, используемой в документах универсального характера, в частности, в рамках ООН и документах регионального характера, принятых, в частности, в рамках Совета Европы и ОБСЕ. На универсальном уровне различают этнические, национальные, религиозные и языковые меньшинства. В европейских документах используется термин «национальное меньшинство».

При этом, как указал профессор А.Х. Абашидзе, международно-правовое закрепление понятия «национальное меньшинство», которое

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018

128 -----------------------------------------------------------------------------------

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

имело бы всеобщее признание, носит принципиально важный характер [1, с. 175].

Следует подчеркнуть, что в основу определения «национальное меньшинство» положен ряд критериев, выработанных в течение длительного времени. Тем не менее применение некоторых критериев до сего момента вызывает дискуссии.

В заключение следует привести слова Комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств, который 24 мая 1993 г. на семинаре по человеческому измерению заявил, что он, не пытаясь превзойти ту работу, которую проделали множество экспертов в течение многих лет в целях выработки определения, должен подчеркнуть, что существование меньшинств — это вопрос факта, а не определения [13, р. 44].

Эта мысль нашла отражение в работе Комитета по правам человека, который подчеркнул, что существование этнических, религиозных или языковых меньшинств на территории государства не зависит от его решения, а должно устанавливаться на основе объективных критериев [4, п. 5.2].

Библиографический список

1. Абашидзе А.Х. Защита прав меньшинств по международному и внутригосударственному праву. «Права человека». М., 1996.

2. Выполнение Эстонией Рамочной конвенции по защите национальных меньшинств: Сб. док. Таллинн, 2002.

3. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Принята резолюцией 47/135 Генеральной Ассамблеи от 18.12. 1992 г. // URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/minority_rights.shtml

4. Замечание Общего порядка № 23 (50). Статья 27. Комитет по правам человека. Документ ООН CCPR/C/21 /Rev. 1 /Add.5 от 26.04.1994 г. Пункт 5.1 // URL: https://tbinternet.ohchr.org/ _layouts/treatybodyexternal/Download.aspx ?symbolno=CCPR%2fC%2f21 %2fRev. l%2fAdd .5&Lang=en

5. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г. //Действующее международное право. Т. 1. / Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчиковой. М.: Меж-дунар. отн., 2002.

6. Парижская хартия для Новой Европы (принята 21.11.1990 г. // URL: https:// www.osce.org/ru/mc/39520?download=true

7. Рамочная конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств от 01.02.1995 г. // URL: https://rm.coe.int/168007cddc

8. Arp В. International Norms and Standards for the Protection of National Minorities: Bilateral and Multilateral Texts with Commentary. BRILL, 2008.

9. Henrard K. Charting the gradual emergence of a more robust level of minority protection: minority specific instruments and the European Union // Netherlands Quarterly of Human Rights. 2004. Vol. 22. № 4.

10. Rahvusvahelised dokumendid, ratifitseeritud Eestis. Tallinn, 2000.

11. The Lramework Convention for the Protection of National Minorities: A Commentary / Ed. by Hofmann R., Malloy T.H., Rein D. BRILL, 2018.

12. Thiele C. Citizenship as a requirement for minorities // European Human Rights Law Review. 2005. № 3.

13. Van der Stoel M. Peace and stability through human and minority rights. Speeches by the OSCE High Commissioner on national minorities / Eds. W. Zellner, L. Lange. Nomos. Baden-Baden, 2001.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018

----------------------------------------------------------------------------------- 129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.