Язык национальных меньшинств и национальные меньшинства: к вопросу об определении понятий
Бекова Радима Магомедовна,
аспирант, кафедра конституционного права, МГИМО E-mail: radimabekova.94@gmail.com
Настоящая статья посвящена анализу понятийного аппарата, соотносящегося с категориями «язык национальных меньшинств» и «национальные меньшинства». Таким образом, объектом исследования выступили общественные отношения, подпадающие под правовое регулирование национальных меньшинств и языков национальных меньшинств. Предметом исследования стали положения Конституции Российской Федерации, а также нормы отдельных федеральных и региональных законов, в которых находят свое закрепление легальные определения национальных меньшинств, коренных малочисленных народов, малочисленных этнических общностей и иных смежных категорий. Особое внимание в статье уделено проблемам разграничения разноуровневых категорий «национальное меньшинство», «коренные малочисленные народы» и «малочисленные этнические общности». При этом для их разграничения используются теоретико-методологические наработки, сформировавшиеся в трудах, посвященных дифференциации государственных, официальных, миноритарных и автохтонных языков.
Ключевым итогом исследования стало выдвижение авторского определения национального меньшинства как группы граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, ассоциирующих себя с определенной этнической общностью, обладающей собственным языком, культурой, традициями и самобытностью и не являющейся титульным этносом в структуре населения Российской Федерации или в структуре населения определенного субъекта Российской Федерации. Приведенное определение предлагается закрепить в ст. 1 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», а также в ст. 1 Федерального закона «О национально-культурной автономии». Также по итогам проведенного исследования указывается на необходимость осуществления дополнительной систематизации законодательной терминологии посредством включения неопределенного термина «малочисленные этнические общности» в объем законодательно закрепленной категорией «коренные малочисленные народы». При этом схожие шаги должны быть реализованы не только на общефедеральном уровне, но и на уровне регионального законодательства, где на сегодняшний день сформировалось чрезмерно большое количество различных законодательных терминов, описывающих коренные малочисленные народы.
Ключевые слова: государственный язык, официальный язык, миноритарный язык, автохтонный язык, национальное меньшинство, коренные малочисленные народы, малочисленные этнические общности, национально-культурная автономия, этноконфессиональные группы, этнокультурные группы, этно-дисперсные меньшинства.
см см о см
1Л
Введение
Актуальность выбранной для исследования темы, прежде всего, обусловлена отсутствием законодательной определенности в части легального понимания и разграничения таких категорий, как «национальные меньшинства», «коренные малочисленные народы» и «малочисленные этнические общности». Несмотря на то что все три приведенных категории находят свое закрепление на уровне Конституции Российской Федерации (в ст.ст. 71, 69 и 72 соответственно), на уровне федерального законодательства свое закрепление находит лишь термин «коренные малочисленные народы». Еще хуже ситуация обстоит на региональном уровне, где для обозначения аналогичных категорий используется самая разнообразная терминология (этнические меньшинства, этнические группы, этнические общины, этноконфессиональные и этнокультурные группы, этнодисперсные меньшинства и др.). Следствием подобной ситуации становится отсутствие строгости и при защите языковых прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов. При этом в современной отечественной литературе вопросам разграничения отмеченных понятий уделяется недостаточно внимания, вследствие чего строгая дифференциация отмеченных категорий не имеет под собой достаточной теоретико-методологической основы. Все это и предопределяет как практическую, так и теоретическую значимость настоящего исследования.
Объектом исследования выступили общественные отношения, подпадающие под правовое регулирование национальных меньшинств и языков национальных меньшинств.
Предметом исследования стали положения Конституции Российской Федерации, а также нормы отдельных федеральных и региональных законов, в которых находят свое закрепление легальные определения национальных меньшинств, коренных малочисленных народов, малочисленных этнических общностей и иных смежных категорий.
Цель исследования состоит в выявлении ключевых подходов к пониманию национальных меньшинств и смежных категорий, сложившихся в современной отечественной литературе и законодательстве. Также в статье будут выявлены ключевые проблемы, существующие в анализируемой сфере и предложены пути их устранения.
Основная часть
Наиболее общей теоретической категорией, которая традиционно используется в рамках осмысле-
ния языков национальных меньшинств, является категория «миноритарный язык».
Под миноритарным языком понимается язык, на котором разговаривает меньшинство населения, представленное этнической общностью, проживающей в рамках определенных пространственно-территориальных границ многонационального (полиэтнического) государства [1]. Таким образом, ключевыми характеристиками миноритарных языков является их принадлежность определенным этническим общностям и территориальная ограниченность их распространения (использования) в пределах одного государства [2].
Миноритарные языки могут носить статус официальных языков в конкретном государстве, могут быть признаны в качестве региональных языков одного или нескольких административно-территориальных образований, а также могут и вовсе не иметь формально закрепленного правового статуса, лишь фактически выступая в качестве языка определенной этнической общности [1]. При этом миноритарными языками не могут быть признаны языки, имеющие статус государственных языков на общефедеральном (обще-страновом) уровне [3].
В качестве разновидности миноритарных языков в специальной литературе также выделяют более узкую группу автохтонных (аборигенных, коренных) языков, которые представляют собой языки коренных малочисленных народов, используемые ими в рамках территорий их исторического проживания. Данная категория, как правило, применяется лишь по отношению к крайне малочисленным или исчезающим языкам [1]. Например, в России автохтонными языками будут выступать языки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Одновременно, к автохтонным языкам нельзя отнести татарский или чеченский языки, хотя они, безусловно, являются языками национальных меньшинств в масштабах всего государства.
В целом, отмеченный подход пересекается с особенностями разграничения более общих правовых категорий «национальное меньшинство» и «коренные малочисленные народы». При этом в Конституции Российской Федерации наряду с данными двумя категориями также используется третья - «малочисленные этнические общности». Так, термин «национальное меньшинство» можно встретить в ст. 71, термин «коренные малочисленные народы» употребляется в ст. 69, а термин «малочисленные этнические общности» приводится в п. «м» ст. 72.
Однако, на законодательном уровне свою дефиницию находит только категория «коренные малочисленные народы». В соответствии с положениями Федерального закона «О гарантиях прав коренных и малочисленных народов Российской Федерации» [4] под ними понимаются народы общей численностью менее 50 тыс. человек, которые рассматривают себя в качестве самостоятельных этнических общностей, проживают
на территориях традиционного расселения своих предков и ведут традиционный образ жизни, осуществляют традиционную хозяйственную деятельность и занимаются традиционными этническими промыслами.
В свою очередь, термин «малочисленные этнические общности» используемый в п. «м» ст. 72 Конституции Российской Федерации, употребляется в контексте обеспечения конституционной защиты традиционной среды обитания и традиционного образа жизни таких общностей. В то же время, категории «исконная среда обитания» и «традиционный образ жизни» находят свое отражение в Федеральном законе «О гарантиях прав коренных и малочисленных народов Российской Федерации», что указывает на концептуальную и содержательную близость категорий «малочисленные этнические общности» и «коренные малочисленные народы».
Как следствие, в современной правовой литературе указанные термины используются в качестве синонимичных [5]. Например, М.М. Сосов вполне справедливо отмечает, что «оба понятия имеют общие характерные условия, рассмотренные выше: проживание на территории расселения предков - исконной среде обитания и сохранение традиционного образа жизни», вследствие чего можно сделать вывод об их тождественности [6].
Впрочем, приведенная точка зрения во многом носит формально-правовой характер. Представляется, что, с содержательной точки зрения, использование двух терминов для обозначения одного и того же правового явления несколько негативно сказывается на определенности законодательного регулирования. Как следствие, речь должна идти не о тождественности указанных категорий, а о поглощении неопределенного термина «малочисленные этнические общности» законодательно закрепленной категорией «коренные малочисленные народы».
При этом в целях устранения существующей неопределенности п. «м» ст. 72 Конституции Российской Федерации должен быть изложен в следующей редакции: «защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов». Впрочем, внесение изменений в отечественный основной закон может не потребоваться при условии обращения к Конституционному Суду Российской Федерации с запросом о толковании термина «малочисленные этнические общности» в порядке, установленном ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации [7].
Тем не менее, вне зависимости от особенностей соотношения отмеченных категорий именно коренные малочисленные народы и малочисленные этнические общности будут выступать в каче- р стве носителей автохтонных языков. Д
При этом (как и в случае соотношения мино- Ч
\ гт| ритарных и автохтонных языков) данные народы К
и общности будут входить в качестве отдельной ё
разновидности в состав более общей категории у
национальных меньшинств. А
В отечественной правовой литературе под национальным меньшинством понимают группу российских граждан, которые по своей численности составляют меньшую долю в основной части населения и/или занимают не доминирующее положение на определенной территории, а также обладают специфическими этническими, религиозными или языковыми характеристиками, не совпадающими с характеристиками основной части населения России [8]. Также отмечается, что члены национального меньшинства проявляют чувство взаимной солидарности и преследуют цель сохранения собственной самобытности [9].
Всем отмеченным характеристикам соответствует и коренные малочисленные народы, однако они в дополнение к чертам, свойственным для национальных меньшинств в целом, также проживают на территориях своего исторического расселения, ведут традиционное хозяйство и по численности не превышают 50 тыс. человек. Таким образом, оказывается в полной степени применима логика сопоставления миноритарных/автохтонных языков и их носителей национальных меньшинств/ коренных малочисленных народов.
Впрочем, существенной проблемой в анализируемой сфере является тот факт, что на сегодняшний день термин «национальные меньшинства» (в отличие от категории «коренные малочисленные народы) не получил своей законодательной дефиниции.
Более того, ввиду отнесения полномочий по защите прав национальных меньшинств к совместному ведению Российской Федерации и субъектов федерации для законодательного описания аналогичных групп на региональному уровне используются самые разнообразные категории (этнические меньшинства, этнические группы, этнические общины, этноконфессиональные и этнокультурные группы, этнодисперсные меньшинства и др.) [10]. Как следствие, в законодательной практике происходит смешение категорий «национальные меньшинства» и «коренные малочисленные народы» [11].
В подобных условиях представляется необходимым на уровне федерального законодательства закрепить легальное определение категории «национальное меньшинство», а также раскрыть ее содержание. При этом легальная дефиниция должна быть внесена в ст. 1 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», а также должна быть закреплена в ст. 1 Федерального закона «О национально-культурной автономии» [12].
По своему содержанию легальная дефиниция категории «национальное меньшинство» может выглядеть следующим образом: национальное меньшинство - это группа граждан, постоянно проживающая на территории Российской Феде— рации, ассоциирующая себя с определенной эт-2 нической общностью, обладающей собственным й языком, культурой, традициями и самобытностью, ° и не являющейся титульным этносом в структуре ав населения Российской Федерации или в структу-
ре населения определенного субъекта Российской Федерации.
Предложенное определение представляет собой весьма широкий подход к пониманию национального меньшинства. Однако, оно позволяет достаточно гибко подходить к признания особых прав за самыми разнообразными этническими группами.
Так, например, оговорка о не принадлежности к титульному этносу в рамках определенного административно-территориального образования позволит рассматривать в качестве национальных меньшинств даже русских, проживающих на территории национальных республик (например, в Республике Ингушетия, где доля русского населения составляет менее 1%) [13]. При условии, что соответствующие группы граждан прямо ассоциируют себя с русской культурой, ведут традиционный русский образ жизни, чтут русский традиции и отличаются соответствующей самобытностью. Впрочем, важно отметить, что говорить о наличии у подобных русских национальных меньшинств особых языковых прав нельзя, поскольку русский язык является государственным в Российской Федерации, а, следовательно, не может быть отнесен к миноритарным.
Одновременно, указание на то, что национальное меньшинство может не являться титульным этносом в структуре Российской Федерации в целом, позволит относить к нему титульное население национальных республик, которое, безусловно, будет являться носителем миноритарных языков и, соответственно, обладать особыми языковыми правами.
Заключение
Завершая настоящее исследования, представляется целесообразным еще раз отметить, что действующее федеральное и региональное законодательное регулирование не содержит в себе строгих критериев для разграничения таких категорий, как: «национальное меньшинство», «коренные малочисленные народы», «малочисленные этнические общности», а также иных категорий, используемых для обозначения аналогичных явлений на уровне регионального законодательства. Представляется, что подобная ситуация не является оптимальной и несет в себе определенные риски для защиты языковых и иных прав представителей национальных меньшинств и коренных малочисленных народов. Как следствие, предлагается осуществить дополнительную систематизацию юридической терминологии, используемой в данной сфере.
Так, в частности, предлагается отказаться от законодательного использования категории «малочисленные этнические общности», для чего необходимо внести соответствующие терминологические изменения в п. «м» ст. 72 Конституции Российской Федерации, заменив в ней термин «малочисленные этнические общности» категорией «коренные малочисленные народы».
При этом категории «национальное меньшинство» и «коренные малочисленные народы» должны быть соотнесены как общее и частное. Для этого предлагается дополнить ст. 1 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», а также ст. 1 Федерального закона «О национально-культурной автономии» определением категории «национальное меньшинство» следующего содержания: национальное меньшинство - это группа граждан, постоянно проживающая на территории Российской Федерации, ассоциирующая себя с определенной этнической общностью, обладающей собственным языком, культурой, традициями и самобытностью и не являющейся титульным этносом в структуре населения Российской Федерации или в структуре населения определенного субъекта Российской Федерации.
Кроме того, в целях обеспечения непротиворечивого применения законодательства о защите прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов во всех субъектах Российской Федерации, приведенная систематизация терминологии должна быть воспринята и на уровне регионального законодательства, которое должно оперировать сугубо установленными на федеральном уровне категориями «национальное меньшинство» и «коренные малочисленные народы», отказавшись от использования региональных терминологических аналогов отмеченных категорий.
Литература
1. Петербургский М.Ю. Государственный язык, официальный язык и язык меньшинства: теоретико-правовые проблемы дефиниций и регулирования статуса в многонациональном государстве // Труды Института государства и права РАН. 2020. № 5.
2. Фарукшин М.Х. Статус официальных языков этнических общностей в полиэтнических государствах // Социологические исследования. 2017. № 7.
3. Доровских Е.М. К вопросу о разграничении понятий «государственный язык» и «официальный язык» // Журнал российского права. 2007. № 12.
4. Федеральный закон от 30.04.1999 N82^3 (ред. от 13.07.2020) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.05.1999, N18, ст. 2208.
5. Алешкина А.А., Немечкин В.Н. Актуальные вопросы правового регулирования и защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации // Бюллетень науки и практики. 2021. № 2.
6. Сосов М.М. Критерии разграничения понятий «национальное меньшинство», «коренные малочисленные народы», «малочисленные этни-
ческие общности» // Теория государства и права. 2020. № 2.
7. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 NI-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 25.07.1994, N13, ст. 1447.
8. Немечкин В.Н. Теоретико-правовые основы реализации прав национальных меньшинств в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2007. № 2. С. 47-51.
9. Небратенко О.О. Правовая регламентация статуса национальных меньшинств и коренных малочисленных народов // Северо-Кавказский юридический вестник. 2014. № 4. С. 44-48.
10. Соболева А.К. Языковые права национальных меньшинств: проблемы защиты // Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации / Под общ. ред. В.М. Баранова; науч. ред. В.М. Баранов. Н. Новгород, 2003. С. 152.
11. Ильин И.М. Конституционные основы экономического, социального и культурного развития национальных меньшинств Российской Федерации // Вестник ВУиТ. 2019. № 3. С. 49-58.
12. Федеральный закон от 17.06.1996 N74^3 (ред. от 30.04.2021) «О национально-культурной автономии» // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N25, ст. 2965.
13. Перепись населения 2010. Том4. «Национальный состав и владение языками, гражданство». 3. Население по национальности и владению русским языком по субъектам Российской Федерации. [Электронный ресурс] // Всероссийская перепись населения. 2010. Режим доступа: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/ perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 16.05.2022).
THE LANGUAGE OF NATIONAL MINORITIES AND NATIONAL MINORITIES: ON THE ISSUE OF DEFINING CONCEPTS
Bekova R.M.
MGIMO
This article is devoted to the analysis of the conceptual apparatus that correlates with the categories "language of national minorities" and "national minorities". Thus, the object of the study was social relations that fall under the legal regulation of national minorities and languages of national minorities. The subject of the study is the provisions of the Constitution of the Russian Federation, as well as the norms of individual federal and regional laws, in which the legal definitions of national minorities, indigenous peoples, small ethnic communities and other related categories are consolidated. Particular attention in the article is paid to the problems of distinguishing between the different levels of categories "national minority", "indigenous peoples" and "small ethnic communities". At the same time, to distinguish between them, the theoretical and methodological developments formed in the works devoted to the differentiation of state, official, minority and autochthonous languages are used. The key result of the study was the author's definition of a national minority as a group of citizens permanently residing on the territory of the Russian Federation, who associate themselves with a certain ethnic community that has its own language, culture, traditions and identity and is not a titular ethnic group in the population structure of the Russian Federation or in the population structure. certain subject of the Russian Federation. The above definition is
5 -a
C3
<
proposed to be fixed in Art. 1 of the Federal Law "On Guarantees of the Rights of Indigenous Peoples of the Russian Federation", as well as in Art. 1 of the Federal Law "On National-Cultural Autonomy". Also, based on the results of the study, the need for additional systematization of legislative terminology is indicated by including the indefinite term "small ethnic communities" in the volume of the legislatively fixed category "indigenous peoples". At the same time, similar steps should be implemented not only at the federal level, but also at the level of regional legislation, where today an excessively large number of different legislative terms have been formed that describe indigenous peoples.
Key words: state language, official language, minority language, autochthonous language, national minority, indigenous peoples, small ethnic communities, national-cultural autonomy, ethno-confessional groups, ethno-cultural groups, ethno-dispersed minorities.
Keywords: state language, official language, minority language, autochthonous language, national minority, indigenous peoples, small ethnic communities, national-cultural autonomy, ethno-confessional groups, ethno-cultural groups, ethno-dispersed minorities.
References
1. Petersburg M. Yu. State language, official language and minority language: theoretical and legal problems of definitions and status regulation in a multinational state // Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. 2020. № 5.
2. Farukshin M. Kh. The Status of Official Languages of Ethnic Communities in Multiethnic States // Sociological Studies. 2017. No. 7.
3. Dorovskikh E.M. To the question of the distinction between the concepts of "state language" and "official language" // Journal of Russian Law. 2007. No. 12.
4. Federal Law of April 30, 1999 N82-FZ (as amended on July 13, 2020) "On Guarantees of the Rights of Indigenous Minorities of
the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation, 03.05.1999, N18, Art. 2208.
5. Aleshkina A.A., Nemechkin V.N. Topical issues of legal regulation and protection of the rights of national minorities and indigenous peoples in the Russian Federation // Bulletin of science and practice. 2021. № 2.
6. Sosov M.M. Criteria for delineating the concepts of "national minority", "indigenous peoples", "small ethnic communities" // Theory of State and Law. 2020. № 2.
7. Federal constitutional law of July 21, 1994 N1-FKZ (as amended on July 1, 2021) "On the Constitutional Court of the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation, 07/25/1994, N13, art. 1447.
8. Nemechkin VN Theoretical and legal framework for the implementation of the rights of national minorities in the Russian Federation // Actual problems of Russian law. 2007. No. 2. pp. 4751.
9. Nebratenko O.O. Legal regulation of the status of national minorities and indigenous peoples // North Caucasian Legal Bulletin. 2014. No. 4. pp. 44-48.
10. Soboleva A.K. Linguistic rights of national minorities: problems of protection // Russian and European human rights systems: correlation and problems of harmonization / Ed. ed. V.M. Bar-anova; scientific ed. V.M. Baranov. N. Novgorod, 2003. S. 152.
11. Ilyin I.M. Constitutional bases of economic, social and cultural development of national minorities of the Russian Federation // Vestnik VUiT. 2019. № 3. pp. 49-58.
12. Federal Law of 06/17/1996 N74-FZ (as amended on 04/30/2021) "On National-Cultural Autonomy" // Collection of Legislation of the Russian Federation, 06/17/1996, N25, art. 2965.
13. Population census 2010. Volume 4. "National composition and language skills, citizenship". 3. Population by nationality and proficiency in Russian by constituent entities of the Russian Federation. [Electronic resource] // All-Russian population census. 2010. Access mode: https://www.gks.ru/free_doc/ new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (accessed 05/16/2022).
OJ