УДК 342.57
Ельмендеева Любовь Владимировна
кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и муниципального права, Сургутский государственный университет, начальник отдела по недропользованию и работе с коренными малочисленными народами Севера администрации Сургутского района elv_62@bk.ru
Правовые особенности соотношенияпонятия
«коренные малочисленные народы севера» с однородными правовыми категориями
Lyubov V. Elmendeeva
Candidate of Law,
Associate Professor of
the state and municipal law,
Surgut State University,
Head of department of subsurface use
and work with radical small
peoples of the North of
administration Surgut district
elv_62@bk.ru
Legal features of
concepts of a ratio «indigenous ethnic groups of the north» with uniform legal categories
Аннотация. В статье анализируются правовые категории действующего российского законодательства о защите прав коренных малочисленных народов, связанные с правовым статусом коренных малочисленных народов Севера, исследуются коллизии терминологии, а также соотношения правовых категорий статуса лиц, относящих себя к коренным малочисленным народами. Определены перспективы упорядочения законодательства в рассматриваемой сфере, в том числе и на уровне законодательства субъектов Российской Федерации.
Ключевые слова: правовой статус, коренные народы, малочисленные народы, национальные меньшинства.
Annotation. The article analyzes the legal categories of the current Russian legislation on the protection of the rights of indigenous minorities related to the legal status of the indigenous small-numbered peoples of the North, examines collisions of terminology and also the correlation of legal categories of the status of persons who identify themselves with indigenous small peoples. Prospects for streamlining the legislation in the sphere under consideration, including at the level of the legislation of the subjects of the Russian Federation, are determined
Keywords: legal status, indigenous peoples, small peoples, national minority.
Российская Федерация - одно из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира. На территории России, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, сформированным на основе самоопределения граждан, проживают представители 193 национальностей. Большинство народов России много веков формировали свою культуру и самобытность развития. Российское государство создавалось как единение народов, формируя уникальное культурное многообразие и духовную общность различных народов. Реализация Концепции государственной национальной политики Российской Федерации 1996 года способствовала сохранению гарантий прав коренных малочисленных народов.
В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года заявлено, что она принята «в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государст-
венного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечения конституционных прав и свобод граждан» [1].
Коренные малочисленные народы Российской Федерации, в том числе и народы Севера, нуждаются в особой государственной защите и государственной поддержке. Конституционные гарантии равенства прав и свободне исключают особенности в их реализации гражданами из числа коренных малочисленных народов, которые ведут традиционный образ жизни, имеют свои условия проживания, ведения хозяйства. Реализация прав и свобод зачастую на практике ограничена экономическими, культурными, социальными, природными и другими особенностями жизнедеятельности.Принадлежность к льготной категории лиц относящихся к коренным малочисленным народам является еще одним аспектом актуальности их особого статуса, что, несо-
мненно, требует исследования правовых механизмов определения национальной идентичности народов.
Малочисленные народы и их объединения имеют право участвовать в принятии решений по вопросам предоставления и использования природных ресурсов в местах своего традиционного проживания. Формы участия законодательством не установлены, и в каждом субъекте РФ они трактуются по-разному. Например, в ХМАО-Югре такое участие предусмотрено при предоставлении земель для объектов нефтедобычи на территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера. При этом недропользователи обязаны согласовать с главой территории традиционного природопользования (родового угодья) схему расположения объекта и заключить с ним социально-экономическое соглашение. Глава родового угодья уступает часть своей территории «в обмен» на социальное благо: денежные выплаты, оплата обучения, лечения, в том числе-санаторно-курортное, обеспечение топливом для самоходной техники, спутниковой и сотовой связью и т.п. Развитие общества неизбежно приводит кизменению традиционной хозяйственной деятельности малых народов, утрате культурных традиций, языка. В таких условиях одной из важных задач государства является сохранение уникальных видов этноса с их традиционным укладом жизни. Особенное положение таких народов закреплено в уставах автономных округов, но, в то же время, как отмечает Н.А. Филиппова «коренные малочисленные народы не являются самостоятельными участниками публично-правовых отношений» [2].
Отсутствие единства терминологии в наименовании этнических общностей можно отнести к особенностям правовой защиты коренных малочисленных народов. Так, например, «национальные меньшинства», и «малочисленные этнические общности»имеют разные режимы правовой защиты. Российское законодательство не дает четкого определения терминов: «национальное меньшинство» и «этническая общность или группа», не закрепляет защиту прав национальных меньшинств.
Зачастую законодательством субъектов устанавливаются наименования групп коренных малочисленных народов, которые не используются в федеральных правовых актах. Например, в Калмыкии это «коренная нация», в Якутии «малочисленные этносы», в Карелии «титульный коренной народ».
По мнению Иванова С.О. указанный «недостаток присущ в целом и международным договорам Российской Федерации, затрагивающим права малочисленных народов и регулирующим их защиту» [3]. Так, например, Рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств, является одним из основных правовых актов призванным регулировать защиту прав малых этнических групп, вообще не содержит категории «национальное меньшинство».
Представляется актуальным и возможным разграничить вышеперечисленные категории субъектов права.Термин «национальные меньшинства» использован в Федеральном законе «О национально-культурной автономии», где также закреплены основные права, определенные в интересах национальных меньшинств. Согласно указанного закона, они направлены на защиту национальных интересов соответствующей категории граждан.Такие национальные меньшинства добровольносамоорганизованы и осуществляют деятельность, направленную на «социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов» [4].
Законом РФ «О языках народов Российской Федерации» закреплено, что государством призна-ныравные права всех национальных меньшинств на сохранение и развитие родного языка. Государством гарантируется право свободного использования родного языка в общении, создание условий для сохранения языков малых народов, которые не имеют своих национальных образований или в них не проживают. Статья 9 указанного закона гарантирует таким гражданам помощь государства в отмеченной сфере.
Анализируя положение северных малочисленных народов России, можно отметить, что значительное большинство коренного населения Сибири традиционно селилось местах, где ранее проживали их предки, образуя целые населенные пункты, в которых абсолютное большинство населения принадлежит к коренным народностям.
Сейчас тема прав коренных малочисленных народов особенно актуальна в свете защиты интересов малочисленных народов Севера России; в приоритет входит защита их прав на традиционный уклад, на предоставление им возможности жить так, как жили их предки. Но в результате технического прогресса неизменно происходит изменение традиций Например, доставка грузов и людей в отдаленные поселения на вертолетах, а не на оленях, возможность использовать электронные средства, мобильную связь при реализации традиционного уклада жизни т.д.. У коренных малочисленных народов (в том числе и северных) имеются исторические права на землю и биоресурсы. Для сохранения самобытности законодательством предусмотрен ряд преференций представителям коренных малочисленных народов Севера, что требует от них формального подтверждения своего статуса.
В частности, льготы на добычу биоресурсов, на традиционное землепользование предусмотрены Земельным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Лесным кодексом, ФЗ от 24.04.1995 г. «О животном мире», ФЗ от 20.12.2004 г. «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», иные льготы - в налоговой, социальной, образовательной, культурной и других сферах.
После отмены графы «национальность» в паспорте определить национальную, этническая принадлежность гражданина можно только по свидетельству о рождении. Единого документа,
удостоверяющего статус коренного малочисленного народа, не существует. Учреждения на местах руководствуются различными подтверждениям. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, справка уполномоченного государственного органа о принадлежности к коренным малочисленным народам Севера выдается департаментом по недропользованию и природным ресурсам.
Очевидно, что требуется основной документ, подтверждающий статус лица, относящегося к коренным малочисленным народам. Такого единого для всей страны документа пока нет и, следовательно, имеется некоторая неопределённость с идентичностью лиц, обратившихся за подтверждением принадлежности к коренным малочисленным народам. Для подтверждения своего статуса граждане считающими себя коренными малочисленными народами иногда обращаются в суд, но и здесь есть некоторые сложности.Для многих это недоступно в силу малограмотности, а также, как отмечает Т.Р. Полищук-Молодоженя, из-за «недоступности для удаленно проживающих и относительной затратностив финансовом и временном плане» [5].
Дополнительным препятствием для судебного признания своих прав является малограмотность, в том числе и юридическая, лиц малых национальностей.
Имея некую однородность в содержании гарантий и прав «национальных меньшинств», «коренных малочисленных народов», практически равнозначно использование понятия «этнических общностей/групп».
Можно отметить ряд законодательных актов, использующих и это понятие. Так, например, статья 1 Федерального закона «О национально-культурной автономии» отождествляет понятия «национальные меньшинства» и «этнические общности» При этом термин «национальные меньшинства» используется для выделения одной категории граждан из второй категории по признаку национального меньшинства.
Федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» выделяет категорию«коренные малочисленные народы» и категорию «представителей других этнических общностей». Последние не относятся к малочисленным народам, но живут и осуществляют хозяйствование по их традиционным укладам. Этим же законом закреплены различные понятия, относящиеся к рассматриваемой сфере взаимоотношений: коренные малочисленные народы, общины малочисленных народов, семейные (родовые) общины, территориально-соседские общины, союзы, ассоциации.
В основах законодательства Российской Федерации о культуре заложены правовые аспекты по сохранению и развитию культурно-национальной самобытности этнических сообществ; установ-
лены их права на сохранение среды обитания являющейся их исконной в культурном и историческом плане.
Государство гарантирует этническим общностям право на свободу в реализации культурной самобытности национальными культурными центрами, национальными обществами.
Анализируя характер терминов «национальные меньшинства», «коренные малочисленные народы», «этнические общности/группы», используемых в Конституции Российской Федерации и в федеральном законодательствеможно отметить, что более широко в Российском законодательстве используется термин «коренные малочисленные народы». Относительно полно изложено содержание понятия «коренные малочисленные народы и производный от него термин «коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». При этом права лиц, которые относятся к коренным малочисленным народам шире, чем права национальных меньшинств и этнических общностей. Можно отметить, что законодатель подчеркнул, как отдельную правовую категорию, коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федера-ции.Особые права таких граждан установлены в законодательстве в области предоставления и использования земель, недр, объектов животного мира, установлены особые режимы расчета и уплаты налогов.
В понятие «коренные малочисленные народы Российской Федерации», законодателем вложены определённые условия, которые должны присутствовать при отнесении граждан ктаковым народам. Это сохранение особого образа жизни своих предков с традиционным ведением хозяйства, охоты, добычи рыбы, оленеводства и других промыслов;проживание на территориях, гдетрадиционно жили их предки. Численность таких народов должна быть малой, не превышающая 50 тысяч человек. И наконец, народы, которые относят себя к коренным малочисленным народам, должны воспринимать себя как самостоятельные этнические общности.
Отмеченным законом закреплено также и понятие «традиционный образ жизни малочисленных народов». Такое понятие вправе применять, если малочисленные народы ведут исторически сложившийся способ своего жизнеобеспечения. Этот способ основывается на историческом опыте предков малочисленных народов в различных, но ограниченных законом сферах: использовании природных ресурсов, сбережении веры и обычаев, способе традиционного проживания, уникальной культуре.
Здесь же выделяются категории «исконная среда обитания малочисленных народов», «общины малочисленных народов». Их должны объединять кровнородственные принципы, семейные или родовые, и (или) такие группы лиц должны быть объединены по территориально-сосед-
скому принципу. Основной целью общины малочисленных народовявляется сохранение и развитие традиционного образа жизни.
Понятие «малочисленные народы» употребляется и при формулировании в рассматриваемом законе определения этнологической экспертизы.
С 2000 года в России действует Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации. Перечень сформирован с учётом предложений субъектов Российской Федерации, «на территориях которых проживают коренные малочисленные народы Российской Федерации» [6].
Рассматривая понятия «малочисленные народы» и «национальные меньшинства», можно отметить, что они схожи, но в тоже время имеют определённые различия между собой и не являются тождественными. При отнесении этнических общностей к малочисленным народам или к национальным меньшинствам необходимо учитывать важность в этих различиях. Основным отличием«малочисленные народы» от «национальных меньшинств» является, как правило, проживание малочисленных народов в местах
своего традиционного расселения при сохранении традиционной культуры, обычаев, видов хозяйствования. Такое положение дел связано в первую очередь с местными особенностями территорий, на которых проживают те или иные малочисленные народы.
Важную роль играет тот факт, что отсутствует четкая регламентация понятийно-категориального аппарата в федеральном законодательстве. Приведение к единообразию терминов, которые определяют категории коренных малочисленных народов, национальных меньшинств, или иных этнических общностей, позволит усовершенствовать формирование их правового статуса. В этих целях целесообразно принять соответствующий нормативный правовой акт с чётким закреплением понятий «национальные меньшинства», «коренные малочисленные народы», «этнические общности/ группы». При этом необходимо установить правовые нормы, определяющие четкие критерии этнических групп для дальнейшего закрепления за ними мер специальной защиты и гарантий, исключая возможность применения подобных гарантий к иным этническим сообществам, не относящимся к коренным малочисленным народам.
Литература:
1. Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 52. Ст. 7477.
2. Филиппова Н.А. Традиционные этнические меньшинства в новых субъектах Российской Федерации: альтернативные подходы к обеспечению интересов «титульных» наций // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. № 3. 2009. Т. 5.
3. Иванов С.О. Проблемы правовой защиты отдельных народов Российской Федерации / статья // СПС «КонсультанПлюс»
4. Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О национально-культурной автономии» // «Собрание законодательства РФ». 17.06.1996. № 25. Ст. 2965.
5. Полищук-Молодоженя Т.Р. Правовые проблемы определения статуса коренных малочисленных народов Севера в России (на примере Мурманской области). Труды Кольского научного центра РАН. 2017 № 4 (8). Вып. 11. С. 108-121 Ш1_ : //http://www.kolasc.net.ru/russian/news/trudy/ Зитап_Тшс1у^11_4_2017(8).рсИ:
6. Постановление Правительства РФ от 24.03.2000 № 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». 03.04.2000. № 14. Ст. 1493.
Literature:
1. The decree of the President of the Russian Federation of 19.12.2012 № 1666 «On the strategy of state national policy of the Russian Federation for the period till 2025» // collected legislation of the Russian Federation. 2012. № 52. St. 7477.
2. Filippova N.Ah. Traditional ethnic minorities in the new constituent entities of the Russian Federation: alternative approaches to securing the interests of the «titular» Nations // Political expertise: POLITEX. № 3. 2009. Vol. 5.
3. Ivanov S.O. Problems of legal protection of the individual peoples of the Russian Federation / article // ATP «ConsultantPlus»
4. Federal law of 17.06.1996 № 74-FZ (as amended from 04.11.2014) «On national-cultural autonomy» // «Collection of legislation of the Russian Federation». 17.06.1996. № 25. Article 2965.
5. Polishchuk-Newlyweds T.R. Legal problems of determining the status of indigenous peoples of the North in Russia (the example of the Murmansk region). Proceedings of the Kola science centre RAS. 2017 № 4 (8). Issue. 11. With. 108-121. URL : // http://www. kolasc. net. ru/russian/news/trudy/Guman_Tr udy_v11_4_2017(8).pdf
6. The decree of the RF government of 24.03.2000 № 255 «On the Unified list of indigenous minorities of the Russian Federation» // «Collection of legislation of the Russian Federation». 03.04.2000, № 14. Article 1493.