Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №2. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/63
УДК 341.234 https://doi.org/10.33619/2414-2948/63/31
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ И КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
©Алешкина А. А., ORCID: 0000-0002-8838-7216, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, г. Саранск, Россия, [email protected]
©Немечкин В. Н., ORCID: 0000-0002-3650-4185, канд. юрид. наук, Национальный
исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева,
г. Саранск, Россия, [email protected]
ACTUAL ISSUES OF LEGAL REGULATION AND PROTECTION OF RIGHTS OF NATIONAL MINORITIES AND INDIGENOUS SMALL-NUMBERED PEOPLES
IN THE RUSSIAN FEDERATION
©Alyoshkina A., ORCID: 0000-0002-8838-7216, OgarevMordovia State University, Saransk, Russia, [email protected]
©Nemechkin V., ORCID: 0000-0002-3650-4185, J.D., Ogarev Mordovia State University,
Saransk, Russia, [email protected]
Аннотация. Защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов РФ остается слабым звеном во всей системе прав человека. Неслучайно после второй мировой войны принцип всеобщего уважения прав человека, включая права национальных меньшинств и коренных народов, стал одной из самых важных всеобъемлющих норм международного права. В связи с этим представляется важным провести особенности регулирования и защиты прав национальных меньшинств и коренных народов Российской Федерации.
Abstract. The protection of national rights remains a weak link in the entire system of human rights protection. It is no coincidence that after the Second World War, the principle of respect for human rights, including the rights of national minorities and indigenous minorities, became one of the most important comprehensive norms of international law. In this regard, it seems important to identify the specifics of state regulation of the observance of the rights of national minorities and indigenous peoples.
Ключевые слова: защита, национальные права, коренные малочисленные народы, национальные меньшинства, права человека.
Keywords: protection, national rights, indigenous peoples, national minorities, human rights.
В Российском государстве на протяжении предыдущего столетия был накоплен весомый опыт законодательного регулирования вопросов, связанных с правовым положением национальных (этнических) групп многонационального государства. Генезис российской государственности, как известно, происходил в условиях противоречивого и сложного формирования национального и конфессионального состава населения страны.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №2. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/63
Процесс развития конституционных прав национальных меньшинств и коренных народов России свидетельствует об эволюции национальной политики, направленной на формирование и внедрение идей единства народов России, а также на дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций национальных меньшинств в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации 1993 г. [1, с. 46].
Использовались специально-юридические методы исследования с учетом особенностей, характерных для анализа правоприменительного процесса в сфере защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов.
В Конституции Российской Федерации содержатся три схожих по смыслу понятия — «национальное меньшинство» (п. п. «в» п. 1 ст. 71, п. «б» ст. 72), «коренные малочисленные народы» (ст. 69) и «малочисленные этнические общности» (п. «м» ст. 72) (1). Нормативно закрепленное определение существует лишь для одного понятия - «коренные малочисленные народы Российской Федерации», содержащееся в Федеральном законе №82-ФЗ от 30 апреля 1999 года «О гарантиях прав коренных и малочисленных народов Российской Федерации» (2).
«Коренные малочисленные народы Российской Федерации» — это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Термин «малочисленные этнические общности» употребляется законодателем в пункте «м» ст. 72 Конституции РФ, которая гласит, что защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (1). Терминология исконной среды обитания и традиционного образа жизни имеет свое закрепление в Федеральном законе №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (2).
«Очевидно, оба понятия имеют общие характерные условия, рассмотренные выше: проживание на территории расселения предков — исконной среде обитания и сохранение традиционного образа жизни» [2, с. 263].
Исходя из этого, законодатель приравнивает в данной норме права понятие «малочисленные этнические общности» к «коренным малочисленным народам» и использует его как синоним.
В некоторых случаях позиция российского правительства в отношении применения международных стандартов и позиция Совета Европы не в полной мере совпадают [3, с. 22]. Равенство является одной из таких областей. Например, Правительство РФ (а также Конституционный суд РФ и Верховный суд) интерпретировали свободное владение русским языком как предпосылку равенства: единые образовательные стандарты для изучения русского языка на всей территории Федерации и экзамены только на русском языке (ЕГЭ) были признаны необходимыми для соблюдения принципа равенства при осуществлении права на образование и равных возможностей при поступлении в вуз [4, с. 85]. Кроме того, российское правительство выступает против детских садов, работающих исключительно на языках национальных меньшинств, поскольку они нарушают принцип равных возможностей в области образования, дальнейшей занятости и т. д.
Хотя знание русского языка, конечно, имеет решающее значение для эффективной интеграции меньшинств и коренных народов в российское общество, международные
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №2. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/63
стандарты интерпретируют равенство не как принудительное единообразие, а как равные возможности, несмотря на культурные, языковые и религиозные различия. Государство признает важность государственного языка как фактора интеграции, а также предусматривает активное государственное вмешательство в поддержку развития языка и культуры национальных меньшинств и коренных народов.
Такие специальные меры следует истолковывать не как дискриминацию или разделение, а как создание подлинного равенства между меньшинством и большинством в осуществлении всех прав.
Чтобы полностью реализовать данные меры, необходимо не только воздерживаться от вмешательства в культурные и языковые права этих групп, но и активно поощрять их, например, путем разработки языковой политики, содержащей подробный план действий по сохранению и развитию языков коренных народов и национальных меньшинств.
Еще одна задача состоит в том, чтобы точно увидеть, что такое выполнение международных обязательств. В своих докладах правительство Российской Федерации перечисляет ряд мер, которые должны наладить ситуацию с соблюдением прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов РФ.
Хотя существует много институтов, которые содействуют осуществлению прав коренных народов и национальных меньшинств, существуют проблемы в обеспечении этих прав, в том числе путем осуществления международных стандартов. Для этого есть несколько причин.
Одно из препятствий на пути участия гражданского общества: вклад гражданского общества и национальных меньшинств или коренных народов в разработку и осуществление политики. Закон запрещает формирование политических партий по признаку этнического происхождения, и, несмотря на федеративное устройство России и ограниченную степень делегирования власти, страна остается высоко централизованной.
Например, в области языков и культуры этнические республики стали свидетелями снижения автономии в области образования. Имеющиеся данные по этим процессам свидетельствуют о сложной (и неоднородной) картине ситуации.
Факторы, препятствующие осуществлению этих мер, также связаны с предрассудками, которые существуют в российском обществе. Предрассудки могут затрагивать сотрудников правоохранительных органов, а также гражданских служащих. Например, имеются свидетельства того, что ксенофобские настроения оказывают воздействие на сотрудников полиции и что некоторые, как представляется, интерпретируют свою роль как защиту российского общества от определенных групп (мигрантов), а не как защиту всех, независимо от их этнического, культурного или религиозного происхождения [5].
Таким образом, в области в Российской Федерации нормативная база в области прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов РФ сформулирована еще не в полной мере и носит фрагментарный характер. Поэтому, необходимо дальнейшее развитие теоретико-правовых аспектов реализации прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов РФ и совершенствование механизма реализации их прав на практике. Эффективная реализация прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в современной России должна быть осуществлена на основе комплексного подхода — правовых, финансовых, организационных и других мер. Такой подход способствовал бы дальнейшему устойчивому развитию коренных народов и национальных меньшинств, гармонизации межнациональных отношений, укреплению стабильности в стране и согласия в обществе.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №2. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/63
Источники:
(1). Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.; в ред. от 04 июля 2020 г. // Собрание законодательства РФ. 2014. №31.
(2). О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: Федеральный закон от 30 апреля 1999 г.; в ред. от 13 июля 2020 г. // Собрание законодательства РФ. 1999. №18.
Sources:
(1). Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on December 12, 1993; as amended by of July 04, 2020 // Collected Legislation of the Russian Federation. 2014. No. 31.
(2). On guarantees of the rights of the indigenous peoples of the Russian Federation: Federal Law of April 30, 1999; as amended by dated July 13, 2020 // Collected Legislation of the Russian Federation. 1999. No. 18.
Список литературы:
1. Головченко В. И. Эволюция конституционных прав национальных меньшинств и коренных народов России // Российский конституционализм: научное осмысление и реальность. 2019. С. 43-47.
2. Сосов М. М. Критерии разграничения понятий «национальное меньшинство», «коренные малочисленные народы», «малочисленные этнические общности» // Теория государства и права. 2020. №2. С. 262-269. https://doi.Org/10.25839/MATGIP.2020.18.2.019
3. Слепцов А. Н., Петрова А. А. Защита прав коренных малочисленных народов: международные и национальные аспекты. Якутск, 2019. 120 с.
4. Андреев А. Ф. Международно-правовой вклад Российской Федерации в современный миропорядок // Государство и право. 2016. №1. С. 81-91.
5. Адмиралова И. А. Международно-правовые стандарты обеспечения прав и свобод граждан и деятельность полиции // Российская юстиция. 2017. №4. С. 27-30.
References:
1. Golovchenko, V. I. (2019). The evolution of the constitutional rights of national minorities and indigenous peoples of Russia. Russian constitutionalism: scientific understanding and reality, 43-47.
2. Sosov, M. M. (2020). Criteria for Definition of Concepts "National Minority", "Indigenous Small Peoples", "Small Ethnic Communities". Theory of State and Law, (2). 262-269. https://doi.org/10.25839/MATGIP.2020.18.2.019
3. Sleptsov, A. N., & Petrova, A. A. (2019). Zashchita prav korennykh malochislennykh narodov: mezhdunarodnye i natsional'nye aspekty. Yakutsk.
4. Andreev, A. F. (2016). International Legal Contribution of the Russian Federation in the Modern World Order. State and Law, (1), 81-91.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №2. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/63
5. Admiralova, I. A. (2017). International legal standards of human rights and freedoms of citizens and the police. Rossiiskayayustitsiya, (4), 27-30.
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 22.12.2020 г. 28.12.2020 г.
Ссылка для цитирования:
Алешкина А. А., Немечкин В. Н. Актуальные вопросы правового регулирования и защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №2. С. 282-286. https://doi.org/10.33619/2414-2948/63/31
Cite as (APA):
Alyoshkina, A., & Nemechkin, V. (2021). Actual Issues of Legal Regulation and Protection of Rights of National Minorities and Indigenous Small-numbered Peoples in the Russian Federation. Bulletin of Science and Practice, 7(2), 282-286. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/63/31
£1 ® I
й^Е^Н Тип лицензии CC: Attribution 4.0 International (CC Bh 4.0)