Научная статья на тему 'История становления армянской диаспоры в Узбекистане и ее вклад в социально-экономическое преобразование страны'

История становления армянской диаспоры в Узбекистане и ее вклад в социально-экономическое преобразование страны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
864
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЗБЕКИСТАН / ЭТНОПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ / ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИИ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / UZBEKISTAN / ETHNIC POLICY / NATIONAL CULTURAL CENTERS / ETHNIC GROUP / CULTURE / TRADITION / HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Далакьян Жанна Сейрановна

Рассматривается история становления армянской диаспоры в Республике Узбекистан и ее вклад в социально-экономическое преобразование страны. Основное внимание уделено правовым аспектам этнополитики, предоставлению равных возможностей для развития всех народов, населяющих Узбекистан. Также рассматривается становление и развитие национальных культурных центров, способствующих развитию самобытной культуры и традиций, контактирование с исторической родиной на примере армянской диаспоры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of Formation of the Armenian Diaspora in Uzbekistan and Its Contribution to the Socio-Economic Transformation of the Country

This article is dedicated to the history of formation of the Armenian diaspora in the Republic of Uzbekistan and its contribution to the socio-economic transformation of the country. Major attention in the article is paid to legal aspects of ethnic politics, provision equal opportunities of developing all the people inhabiting Uzbekistan. Special attention is paid to the establishment and development of national cultural centers that promote indigenous culture and traditions, contacting with their historical homeland, on the example of the Armenian diaspora.

Текст научной работы на тему «История становления армянской диаспоры в Узбекистане и ее вклад в социально-экономическое преобразование страны»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №3. 2020

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/52

УДК 94 https://doi.org/10.33619/2414-2948/52/66

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ АРМЯНСКОЙ ДИАСПОРЫ В УЗБЕКИСТАНЕ И ЕЕ

ВКЛАД В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СТРАНЫ

©Далакьян Ж. С., ORCID: 0000-0002-8618-8512, Ташкентский архитектурно строительный

институт, Ташкент, Узбекистан, janet22@mail.ru

HISTORY OF FORMATION OF THE ARMENIAN DIASPORA IN UZBEKISTAN

AND ITS CONTRIBUTION TO THE SOCIO-ECONOMIC TRANSFORMATION

OF THE COUNTRY

©Dalakian J., ORCID: 0000-0002-8618-8512, Tashkent architecture and civil engineering institute, Tashkent, Uzbekistan, janet22@mail.ru

Аннотация. Рассматривается история становления армянской диаспоры в Республике Узбекистан и ее вклад в социально-экономическое преобразование страны. Основное внимание уделено правовым аспектам этнополитики, предоставлению равных возможностей для развития всех народов, населяющих Узбекистан. Также рассматривается становление и развитие национальных культурных центров, способствующих развитию самобытной культуры и традиций, контактирование с исторической родиной на примере армянской диаспоры.

Abstract. This article is dedicated to the history of formation of the Armenian diaspora in the Republic of Uzbekistan and its contribution to the socio-economic transformation of the country. Major attention in the article is paid to legal aspects of ethnic politics, provision equal opportunities of developing all the people inhabiting Uzbekistan. Special attention is paid to the establishment and development of national cultural centers that promote indigenous culture and traditions, contacting with their historical homeland, on the example of the Armenian diaspora.

Ключевые слова: Узбекистан, этнополитика, национальные культурные центры, этнические группы, культура, традиции, права человека.

Keywords: Uzbekistan, ethnic policy, national cultural centers, ethnic group, culture, tradition, human rights.

Миру не хватает мира. С этой фразы мы хотим начать свой разговор о единстве и сплоченности различных наций в мире. Под этим высказыванием подразумевается, прежде всего, многовековое межкультурное и межэтническое взаимодействие. И у Узбекистана — уникальнейший опыт этого взаимодействия [1]. Исторически узбекский народ бок о бок жил с представителями самых различных религий и вероисповеданий. Однако изумляет даже не это. А то, что люди бережно пронесли сквозь тысячелетия традиции толерантности и добрососедства и значительно их обогатили. В связи с этим, в последние годы в Республике Узбекистан этнологические исследования занимают лидирующие место среди молодых ученых.

Проблемы этнокультурных механизмов и межэтнических связей все чаще становятся предметом межгосударственных и общественных дискуссий. Научное сообщество непосредственно связано с этими процессами. Фундаментальный вклад в решение этой

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №3. 2020

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/52

проблематики вносит Институт истории Академии наук Республики Узбекистан. Этому крупнейшему научному центру более 70 лет и в его стенах трудились крупнейшие ученые-историки Узбекистана XX века. Амплитуда научных направлений Института весьма велика: от древности до новейшей истории.

Тематика этнополитических исследований в свою очередь заинтересовала и нас, потому что она тесно связана с актуальными проблемами современности. Были проведены исследования в области современных социокультурных характеристик существующих диаспор на территории Республики Узбекистан, проблемам их адаптации к новым социально-экономическим и политическим условиям того государства, где они проживают. В данной статье хотелось бы поделиться нашими результатами в области изучения истории национальных этнических групп, проживающих в Узбекистане, на примере изучения истории формирования армянской диаспоры.

Актуальность темы нашего исследования состоит в том, что в современном мире увеличилось роль диаспоры в функционировании страны, где она проживает и ее исторической родины. Природа миграционных процессов берет свое начало из древнейших времен и связана с различными социальными, экономическими и религиозными факторами. Результатом масштабного роста миграционных потоков становится образование диаспор. За последние 70 лет в три раза увеличилась численность мигрантов [2-3].

В связи с образованием новых субъектов мировой политики происходят изменения во всех сферах жизнедеятельности принимающего национального государства. Значительные изменения касаются и сферы политики, потому что принимающее государство вынуждено при проведении своей внешней и внутренней политики принимать во внимание нужды и интересы диаспор, которые проживают на ее территории [4-5]. Имеются в виду этнические группы, которые способны быть не только средством реализации политики в интересах своей малой родины, но для осуществления собственных интересов исторической родины.

В основном диаспоры интегрируются и активно привлекаются во все сферы деятельности в государствах, где они проживают и работают. Таким образом, исследование исторических особенностей образования армянской диаспоры в Узбекистане, а также детальный политологический анализ ее структуры дает возможность наиболее полно понять место и роль диаспор в политической системе Республики Узбекистан.

В ходе исследования широко применялся общенаучный метод — контент-анализ. Этот метод позволил рассмотреть сущность и характерные особенности понятия диаспора, определить роль этнических групп в политической системе Республики Узбекистан на основании изученной нормативно-правовой базы и ежегодных отчетов, на примере истории становления армянской диаспоры в Узбекистане.

Как известно из исторических источников, армянская диаспора берет начало своего существования в Среднеазиатском регионе в Ш-ГУ вв. н. э., что связано с распространением христианства. Преследуемые в Римской империи сторонники новой религии ринулись на Восток в Иран, Среднюю Азию и Восточный Туркестан. Находясь в политической зависимости от Ирана, Армения одна из первых приняла христианство в качестве официальной религии.

Как показывают результаты нашего исследования, распространение христианства в Средней Азии связано не только с притеснениями людей новой веры в Сасанидском Иране и Византии, но и с торговлей на Великом шелковом пути. В составе миссионерских групп часто были купцы-христиане, большинство из которых по своей национальности были армянами. Некоторые торговцы и миссионеры остались здесь навсегда. Попадали в Среднюю Азию армяне и в качестве солдат для армий, как Ирана, так и Парфии. Так, в 599 г. иранский

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №3. 2020

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/52

шах ставит армянского полководца Смбата Багратуни во главе своего армяно-персидского войска и посылает его захватить страну кушанов. Одержав победу в этой войне, Смбат Багратуни подчиняет большой район Туркестана и становится здесь наместником.

Раскопки и сохранившиеся документы свидетельствуют о том, что на территории Средней Азии издавна проживали армянские поселения. В подтверждении этой информации на городище старого Термеза археологи обнаружили христианский храмовый комплекс, построенный по канонам армянской церковной архитектуры УГ-УШ вв. Амир Темур привез в Самарканд большое количество армянских ремесленников строителей, ювелиров, оружейников и каменотесов. Подтверждение этому факту мы нашли в книге испанского путешественника Рюи Гонзалеса де Клавихо. Во время второго похода Темура из юго-западной Армении в Самарканд было переселено почти все ее население. Вместе с пленными армянами в Самарканд попал священник Карапет Джугаеци. Вскоре он стал католикосом местных христиан. Впоследствии, при Улугбеке, небольшая часть армян была обращена в мусульманство. Однако многие оказали сопротивление и остались христианами.

В различные регионы Средней Азии, преимущественно в города, армяне группами и в одиночку переселялись и в последующие века. Это были торговцы и ремесленники, селившиеся не только в крупных, но и в провинциальных городах, даже на границе с Китаем и Индией. Особенно тесные связи армянские купцы из Ирана, Турции и Индии имели с деловыми людьми Бухарского и Кокандского ханств.

В середине XIX в. выходцы из Армении, главным образом мужчины, появились в Туркестане в ходе завоевания имперской Россией Средней Азии. Они переселялись из Западной Армении, Зангезура и Карабаха. Строительством железной дороги Красноводск-Самарканд способствовало активному освоению армянами центральных районов Туркестанского края. Имперские власти на первых порах поддерживали армян, стремившихся жить и работать в Средней Азии. Когда же поток переселенцев стал расти и армяне Кавказа, Турции и Ирана стали заселять города Зарафшанской и Ферганской долин, а также Ташкент, российская администрация приняла решение ограничить его. Это было вызвано опасением, что опытные армянские купцы и предприниматели вытеснят русских из экономики Туркестанского края.

По данным статистики, в 1895 г. в Самаркандской области проживало 167 армян, из них в самом Самарканде 161 из которых 153 были мужчинами. Если в первые годы после российского завоевания в Самаркандской, Ферганской областях проживало армян меньше, чем в других районах Средней Азии, то за десять лет, с 1902 по 1913 г., армянское население Ферганской области увеличилось на 2130 чел. и составило 3292 чел., из них в городах 1602 чел., на селе 1690 чел. Цифры показывают, что, несмотря на ввод ограничений со стороны царской администрации, число армянских переселенцев в Туркестанском крае продолжало расти. Естественно, расширялась и сфера их жизнедеятельности в городах, появились ремесленные мастерские и фабрики, винодельни, бани, гостиницы, доходные дома и рестораны, магазины, основанные ими. Немало армян находилось на государственной и военной службе.

С конца XIX века на территории нынешнего Узбекистана учреждаются армяно-григорианские приходские школы. Преподавание в них, за исключением Закона Божьего, строго предписывалось вести на русском языке. В начале ХХ века Армянская диаспора становится все более устойчивой в хозяйственном отношении и ее благосостояние неуклонно растет.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №3. 2020

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/52

В 1908 г. и в Ташкенте была построена армяно-григорианская церковь. А в начале 20-х гг. в Туркестанской республике формируется Армянское Центральное бюро. При нем поэтапно было создано 13 школ, три дошкольных учреждения, клуб и три библиотеки.

В советский период Армянская диаспора Узбекистана еще более увеличилась, как за счет естественного прироста, так и в связи с миграцией отдельных семей и специальным переселением из Армении. В 1970-х гг. только в крупных городах республики, таких как Ташкент, Самарканд, Коканд, Андижан, Бухара проживало более 50 тысяч армян.

В настоящее время в Республике Узбекистан проживает 30,5 млн человек. Этнические особенности населения Узбекистана не являются препятствием для межнационального согласия и внутригосударственной и национальной интеграции. Руководство Узбекистана находит преимущественный подход в национальной политике, чтобы поддержать дух гармонии между различными этническими общностями независимо от их численности. Эта целевая, хорошо продуманная национальная политика способствует развитию процесса активизации передовых социальных слоев неузбекского населения, рождению и формированию у представителей всех народов Узбекистана сознания общегосударственного национально-политического единства, чувства патриотизма и гордости за свою страну.

В 1989 году в Ташкенте появился первый в Республике Узбекистан армянский культурный центр, поставивший целью изучение и передачу подрастающему поколению многовекового культурного наследия своего народа. Созданные позже армянские центры, в их числе в Самарканде и Андижане, в 2001 г. объединились с ним в Армянский национальный культурный центр Узбекистана, что стало наглядным подтверждением динамично проводимой в республике политики поддержания и развития духовных потребностей ее граждан. Здесь успешно реализуют социальную, молодежную, межнациональную и культурную программы. С 1993 года при центре открыт и успешно действует лингвистический кружок, где все желающие обучаются основам языка и 1600-летней письменности армянского народа. При Армянском центре действуют студии изобразительного и прикладного искусства «Арвест», танцевального — «Эребуни», драматического — «Дар». Спортивная секция центра инициировала проведение турнира по мини-футболу среди национальных культурных центров, а команда «Апага» трижды становилась чемпионом. Сборная КВН центра «Ташкентские армяне» прославилась как чемпион высшей лиги КВН Узбекистана.

С 2006 г. выходит журнал узбекистанских армян «Депи Апага» — «К будущему». Его идейным вдохновителем стал Шарль Азнавур, в качестве почетного гостя международного фестиваля «Шарк тароналари» встречавшийся с армянской общиной Узбекистана. По инициативе журнала работает клуб «Наш очаг», чьи литературно-музыкальные вечера в Доме-музее Тамары Ханум стали популярны среди широкой общественности столицы.

Армянские церкви в Самарканде и Ташкенте стали очагами духовности, в сотрудничестве с которыми центр празднует Рождество, Пасху, старинные традиционные праздники Тэарндарач, Вардавар, Освящения винограда и День Святых переводчиков.

На примере жизненного пути своих выдающихся соотечественников — народной артистки Тамары Ханум (1906-1991), музыкального деятеля Ашота Петросянца (1910-1978), народных художников Узбекистана Варшама Еремяна (1897-1963), Оганеса Татевосяна (1889-1974), Николая Карахана (1900-1970), руководителей крупных производств Узбекистана, в числе которых Александр Мелкумов — в центре учат патриотизму, любви к своему народу и развитию собственной личности. Поддержание народных традиций — прекрасная в своей величавой мудрости школа, способствующая развитию духовных ценностей.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №3. 2020

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/52

По состоянию на 2020 год армянская диаспора в Республике Узбекистан насчитывает более 42359 тысяч человек. В Узбекистане ведут свою деятельность ряд общественных объединений армянской диаспоры. Функционирование этих организаций, в основном, направлена на разного характера помощь представителям армянской диаспоры, как юридическую, так и моральную, сосредоточена вокруг изучения и распространения армянской культуры и языка.

В ходе нашего исследования были определены следующие основные задачи армянской диаспоры в Узбекистане:

Укрепление региональных армянских диаспор через формирование институтов сотрудничества с государственными органами власти городского, областного и регионального уровня.

Поддержка в получении образования и последующем трудоустройстве нуждающихся в этом представителей диаспоры, особенно молодежи.

Формирование требуемых условий, содействующих развитию региональных мультинациональных общественных организаций с целью солидарного сотрудничества.

Содействие интеграции представителей диаспоры в общественно политическую жизнь Республики Узбекистан.

Армяне внесли заметный вклад в развитие экономики, искусства, культуры и просвещения Республики Узбекистан. Имена наиболее известных представителей этого народа навсегда вошли в историю Узбекистана. Среди них — известная танцовщица Тамара Ханум, народные художники Узбекистана: В. Еремян, О. Татевосян, Н. Карахан, Р. Агбальян, Р. Аванян, музыкальный деятель — А. Петросянц, который в 1938 г. создал Узбекский оркестр реконструированных народных инструментов, музыковед Т. Головянц, Г. Урекелянц — журналист и писатель, соавтор гимна СССР, ученый-кристалловед Х. Багдасаров, доктор физико-математических наук, профессор, А. Григорян — бывший боксер, чемпион мира, В. Абрамов — бывший футболист, ныне футбольный тренер, который возглавляет сборную Узбекистана и многие другие.

Полученные результаты нашего исследования могут быть использованы для дальнейшего теоретического изучения и определения места и значения диаспор в политической системе современного общества. Сформулированные положения и выводы проведенного исследования могут быть применимы в учебном и научно-исследовательском процессе.

В Узбекистане, древней жемчужине Востока, веками формировался баланс межнационального согласия. Сегодня здесь, наряду с узбеками, проживают представители более 120 других наций и народностей. И всем им, гражданам Республики Узбекистан, Конституцией страны гарантированы равные права, свободы и недопустимость преследования. Демонстрируется уважительное и равноправное отношение к религиозным чувствам верующих любых конфессий. Здесь, в Узбекистане 21 века, придерживающемся демократических принципов устройства, нет проблем, связанных с дискриминацией на национальной и религиозной почве. Народ Узбекистана, твердо следуя по соответствующему внутренним реалиям пути развития, посредством диалога культур, добился вполне примечательных успехов.

Армяне Узбекистана, проживающие в диаспоре, вдали от своей исторической родины, имеют все необходимые условия для поддержания и дальнейшего развития своей Общины, удовлетворения всех ее запросов.

Познавая свою страну, мы познаем себя. Ведь у нас за спиной долгая многовековая история с множеством эпизодов, достойных почитания. Так, истоки дружеских контактов

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №3. 2020

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/52

между узбеками и армянами уходят в далекое прошлое. В древности, благодаря Великому Шелковому пути, контакты наших народов способствовали взаимообогащению. В наших характерах — много общих черт, в частности, радушие, гостеприимство и взаимное доверие, но много и различий. И это замечательно. Ведь общаясь, мы познаем друг друга, определяем для себя истинные ценности, что помогает нам постичь самих себя и приблизить нас к своим корням.

Список литературы:

1. Ата-Мирзаев О., Гентшке В., Муртазаева Р. Узбекистан многонациональный: историко-демографический аспект. Ташкент, 1998.

2. Григорьянц А. А. Армяне в Средней Азии (вторая половина XIX в.). Ереван, 1984.

3. Акопов С. В., Розанова М. С. Идентичности в эпоху глобальных миграций. СПб.,

2010.

4. Ачкасов В. А. Этнополитология. М.: Юрайт, 2015.

5. Грифельд Л. Пять путей к современности. М., 2008.

References:

1. Ata-Mirzaev, O., Gentshke, V., & Murtazaeva, R. (1998). Uzbekistan mnogonatsional'nyi: Istoriko-demograficheskii aspekt. Tashkent. (in Russian).

2. Grigoryants, A. A. (1984). Armyane v Srednei Azii (vtoraya polovina XIX v.). Erevan. (in Russian).

3. Akopov, S. V., & Rozanova, M. S. (2010). Identichnosti v epokhu global'nykh migratsii. St. Petersburg.

4. Achkasov, V. A. (2015). Etnopolitologiya. Moscow. (in Russian).

5. Grifeld, L. (2008). Pyat' putei k sovremennosti. Moscow. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 07.02.2020 г. 18.02.2020 г.

Ссылка для цитирования:

Далакьян Ж. С. История становления армянской диаспоры в Узбекистане и ее вклад в социально-экономическое преобразование страны // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №3. С. 555-560. https://doi.org/10.33619/2414-2948/52/66

Cite as (APA):

Dalakian, J. (2020). History of Formation of the Armenian Diaspora in Uzbekistan and Its Contribution to the Socio-Economic Transformation of the Country. Bulletin of Science and Practice, 6(3), 555-560. https://doi.org/10.33619/2414-2948/52/66 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.