Список литературы
1. Гуревич Л. О диагностике внутрикорпоративных факторов для успешного маркетинга // Advertising. 2002. № 7(34), № 8(35).
2. Культура предпринимательства: Принципы делового общения. Кадровая политика.
Проведение переговоров. Междунар. бизнес-коммуникации: Учеб. для вузов
/ В.В. Томилов. СПб. и др.: Питер, 2000.
Ж.Г. Ганеева
Челябинский государственный университет
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «МОНИТОРИНГ,» В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ
Высокая степень сложности, трудоемкости, низкая эффективность работ по выявлению монопольных цен у хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, обусловлены рядом причин. Во-первых, тем, что при проведении анализа с целью установления монопольно высоких цен следует доказать: факты, формально свидетельствующие в пользу вывода о монополистической деятельности, реально обусловлены ценовой, производственной и финансовой политикой хозяйствующего субъекта, злоупотребляющего доминирующим положением на рынке, а не вызваны изменением рыночной конъюнктуры, особенно динамичной в условиях инфляции.
Для решения данной проблемы предлагается создать своего рода сигнальную систему, то есть систему раннего оповещения о потенциально возможных нарушениях антимонопольного законодательства, разделив предложенную методику выявления монопольных цен на две части: мониторинг признаков монопольных цен и детальный анализ ценообразования на предмет установления монопольных цен хозяйствующими субъектами.
Дадим определение понятию «мониторинг».
Само понятие «мониторинг» представляет интерес с точки зрения его теоретического анализа, так как не имеет точного однозначного толкования, ибо изучается и используется в рамках различных сфер научно-практической деятельности. Сложность формулировки определения понятия «мониторинг» связана также с принадлежностью его как сфере науки, так и сфере практики. Он может рассматриваться и как способ исследования реальности, используемый в различных науках, и как способ обеспечения сферы управления различными видами деятельности посредством представления своевременной и качественной информации.
Понятие «мониторинг» (от англ. monitoring в переводе - отслеживание, на базе латинского корня — monitor — напоминающий, предостерегающий) стало общепризнанным как в науке, так и в других областях общественной практики. Речь идет о постоянном наблюдении за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату. Иначе говоря, если диагностика ситуации осуществляется систематически с определенной заданной периодичностью и с использованием одной и той же (во всяком случае, базовой) системы индикаторов, мы имеем дело с мониторингом.
Впервые мониторинг был использован в почвоведении, затем в экологии и других смежных науках. В настоящее время он изучается и используется и в технических, в социальных науках, и в различных сферах практической деятельности. Есть основания говорить, что осталось мало областей деятельности, где в той или иной мере не использовался бы мониторинг.
Проанализировав различные толкования понятия «мониторинг» в рамках конкретных сфер его применения, можно приблизиться к более точному и полному пониманию его сущности. Границы использования мониторинга за последнее десятилетие чрезвычайно расширились.
Основные сферы, проявляющие интерес к мониторингу как способу научного исследования,— это экология, биология, социология, педагогика, экономика, психология, теория управления.
Основная сфера практического применения мониторинга - это управление, а точнее информационное обслуживание управления в различных областях деятельности. Мониторинг представляет собой достаточно сложное и неоднозначное явление. Он используется в различных сферах и с различными целями, но при этом, обладает общими характеристиками и свойствами [6. С. 5].
Для получения наиболее полного представления о сущности мониторинга рассмотрим подробнее, что он представляет собой применительно к различным сферам его использования.
Наибольшее развитие теория и практика использования мониторинга получили в экологии и социологии.
В экологии понятие «мониторинг» определяется как непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам. Например, В.Е. Лукина трактует экологический мониторинг как информационную систему наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданную с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов [5. С. 3].
H.Ф. Реймерс отмечает, что смысл мониторинга заключается в выполнении двух взаимосвязанных функций — наблюдения (слежения) и предупреждения. Такой мониторинг нацелен на фиксацию отрицательных последствий хозяйственных действий и их вторичных эффектов и, таким образом, обладает низким прогностическим потенциалом. Предпринимаемые действия должны носить характер спасательных работ [8. С. 2].
В рамках социологии мониторинг может использоваться для решения различного рода задач.
Существует ряд определений понятия «мониторинг» как вида социологического исследования:
I. Мониторинг (предупредительный, предохраняющий) — система регулярного измерения изменений, происходящих в обществе или каких-то его подгруппах, при условии регулярного применения одних и тех же принципов выборки и одного и того же инструментария для сбора данных.
2. Социально-политический мониторинг — постоянный, систематический сбор информации в целях наблюдения и контроля за ходом развития какого-либо социальнополитического явления или процесса и его прогнозирования.
3. Кейс-стади — исследование единичных случаев изучаемого феномена и их интенсивный анализ, включающий интервьюирование индивидуума, изучение документов его жизни или случая, который с ним произошел, анализ социальной ситуации в свете поставленной проблемы и формулировки основных выводов и рекомендаций по разрешению возникшей проблемы [2. С. 1].
Понятие «мониторинг» пришло в педагогику и социологию из экологии и социологии. Педагогический мониторинг — это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития. Наиболее общим образом мониторинг можно определить как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату. Более конкретизированное определение может быть таким. Мониторинг — это определение не-
большого числа показателей, отражающих состояние системы. Методом повторных замеров накапливается и анализируется информация в динамике, при этом используется сравнение с базовыми и нормативными документами [7. С. 2].
В целях более полного освещения интересующих нас проблем коснемся сферы деятельности, где мониторинг стал широко использоваться лишь в последние годы, а именно, психологии и медицины.
В. Алямовская в своей работе трактует психолого-педагогический мониторинг как «сложный процесс, включающий в себя систему взаимосвязанных специфических видов деятельности, носителями которых являются разные участники, выполняющие различные функции, необходимые для оперативного отслеживания результатов педагогических воздействий и среды дошкольного учреждения на здоровье, физическое и психическое развитие ребенка.
Основной целью психолого-педагогического мониторинга является коррекция образовательной и оздоровительной деятельности, условий среды дошкольного учреждения для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на развитие детей» [1. С. 2].
В области медицины предметом мониторинга является интегральное воздействие на человека окружающей природной среды. Осуществляется он с целью выявления и предупреждения критических ситуаций, опасных для здоровья человека. В медицине, более чем в какой-либо иной сфере, получили распространение различные локальные и частные системы мониторинга. Кроме этого, можно отметить, что в медицине мониторинг используется также в научных целях для доказательства тех или иных исследовательских гипотез [6. С. 7].
Таким образом, проблемы мониторинга во всех сферах его использования решаются одновременно и на уровне их теоретического осмысления и на уровне его практической реализации. Сферы использования мониторинга чрезвычайно разнообразны. Многочисленные системы мониторинга обладают некоторыми общими характеристиками, что дает возможность говорить о мониторинге как о целостном самостоятельном научнопрактическом феномене. Различия же в толковании сущности мониторинга, в целепола-гании и средствах его осуществления отражают специфику и уровень разработанности проблем мониторинга в каждой из областей его применения.
Понятие «мониторинг», используемое в нашей стране как метод научного исследования, связанный непосредственно с изучением живой природы, имеет ряд определений:
• комплекс наблюдений и исследований, определяющих изменения в окружающей среде, вызываемые деятельностью человека [3. С. 36];
• специально организованное в целях комплексной оценки и повышения эффективности функционирования систематическое наблюдение за состоянием каких-либо объектов;
• регулярное наблюдение, оценка, прогноз (с помощью электронных средств) состояния окружающей среды, а также различных процессов, происходящих в некоторых странах;
• систематическое сопоставление действительного положения фирмы, организации с желаемым;
• система сбора данных о сложном явлении, процессе, которые описываются с помощью определенных ключевых показателей в целях оперативной диагностики состояния объекта исследования и оценки его в динамике;
• совокупность приемов по отслеживанию, анализу, оценке и прогнозированию социально-экономических процессов, связанных с реформами, а также сбор и обработка информации и подготовка рекомендаций по развитию реформы и внесению необходимых корректив и др. [4. С. 32].
Список литературы
1. Алямовская В. Психолого-педагогический мониторинг как метод оптимизации деятельности педагогического коллектива //Дошк. образование. 2003. № 17. С. 2.
2. Великоредчанина С. Мониторинг прав человека: Лекции. М., 2003.
3. Евдокимова Т.Г., Маховикова Г.А. Краткий словарь делового человека. М., 1991.
4. Кудрина Е.Л. Мониторинг библиотечных кадров в регионе как стратегия деятельности вуза // Науч. и техн. б-ки. 1999. № 4. С. 31-35.
5. Лукина В.Е. Мониторинг состояния окружающей среды. Нормирование качества окружающей среды. Донецк, 2002.
6. Мониторинг как практическая система. М., 2002.
7. Мониторинг системы образования: Учеб.-метод. комплект. Саратов, 2002.
8. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Слов.-справ. М., 1990.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Н.А. Подобед, А. С. Лаврентьев
Челябинский институт РГТУ
К ПРОБЛЕМЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ
Человеческий капитал, являясь определяющим фактором в процессе функционирования любой экономической системы, приобретает доминирующее значение в современных условиях хозяйствования. Политика «субсидиарного государства», свертывание социальных программ, дефицит ресурсного обеспечения бюджетной сферы не способствуют улучшению количественных и качественных характеристик человеческого капитала. Особую актуальность проблема воспроизводства человеческого капитала приобретает в условиях продолжающегося с 1992 г. популяционного кризиса.
Категория «человеческий капитал» идентифицирует качественные характеристики рабочей силы и включает в себя способности человека к трудовой деятельности, его навыки, умения, общеобразовательные и профессиональные знания, состояния психического и физического здоровья. Этот специфический капитал складывается из природных способностей отдельного человека и может быть увеличен в процессе образования, профессиональной подготовки, постепенного накопления опыта работы. Категорию «человеческий капитал» определяют с самых разных позиций. Например, Г. Беккер в своей работе «Человеческий капитал» [2] вводит понятие «специального человеческого капитала», понимая под этим только те навыки, которые представляют интерес для конкретной фирмы, конкретного вида деятельности.
А.И. Добрынин понимает под человеческим капиталом имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют росту его производительности труда и влияют на рост доходов (заработной платы) [3].
Несмотря на необходимость инвестиций в репродуктивный труд, можно констатировать недостаточную эффективность системы воспроизводства человеческого капитала в России. Структурой, обеспечивающей воспроизводство человеческого капитала, является бюджетная система.