Научная статья на тему 'К проблеме воспроизводства человеческого капитала в условиях кризиса ресурсного обеспечения бюджетной сферы'

К проблеме воспроизводства человеческого капитала в условиях кризиса ресурсного обеспечения бюджетной сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме воспроизводства человеческого капитала в условиях кризиса ресурсного обеспечения бюджетной сферы»

Список литературы

1. Алямовская В. Психолого-педагогический мониторинг как метод оптимизации деятельности педагогического коллектива //Дошк. образование. 2003. № 17. С. 2.

2. Великоредчанина С. Мониторинг прав человека: Лекции. М., 2003.

3. Евдокимова Т.Г., Маховикова Г.А. Краткий словарь делового человека. М., 1991.

4. Кудрина Е.Л. Мониторинг библиотечных кадров в регионе как стратегия деятельности вуза // Науч. и техн. б-ки. 1999. № 4. С. 31-35.

5. Лукина В.Е. Мониторинг состояния окружающей среды. Нормирование качества окружающей среды. Донецк, 2002.

6. Мониторинг как практическая система. М., 2002.

7. Мониторинг системы образования: Учеб.-метод. комплект. Саратов, 2002.

8. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Слов.-справ. М., 1990.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Н.А. Подобед, А. С. Лаврентьев

Челябинский институт РГТУ

К ПРОБЛЕМЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ

Человеческий капитал, являясь определяющим фактором в процессе функционирования любой экономической системы, приобретает доминирующее значение в современных условиях хозяйствования. Политика «субсидиарного государства», свертывание социальных программ, дефицит ресурсного обеспечения бюджетной сферы не способствуют улучшению количественных и качественных характеристик человеческого капитала. Особую актуальность проблема воспроизводства человеческого капитала приобретает в условиях продолжающегося с 1992 г. популяционного кризиса.

Категория «человеческий капитал» идентифицирует качественные характеристики рабочей силы и включает в себя способности человека к трудовой деятельности, его навыки, умения, общеобразовательные и профессиональные знания, состояния психического и физического здоровья. Этот специфический капитал складывается из природных способностей отдельного человека и может быть увеличен в процессе образования, профессиональной подготовки, постепенного накопления опыта работы. Категорию «человеческий капитал» определяют с самых разных позиций. Например, Г. Беккер в своей работе «Человеческий капитал» [2] вводит понятие «специального человеческого капитала», понимая под этим только те навыки, которые представляют интерес для конкретной фирмы, конкретного вида деятельности.

А.И. Добрынин понимает под человеческим капиталом имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют росту его производительности труда и влияют на рост доходов (заработной платы) [3].

Несмотря на необходимость инвестиций в репродуктивный труд, можно констатировать недостаточную эффективность системы воспроизводства человеческого капитала в России. Структурой, обеспечивающей воспроизводство человеческого капитала, является бюджетная система.

Руководствуясь Заключением по итогам финансово-хозяйственной деятельности городской образовательной системы в 2002 г. в Челябинске, можно сделать неутешительный вывод о том, что участие государства в воспроизводстве человеческого капитала носит скорее формальный характер, чем характер реализации определенной экономической программы.

Анализируя структуру затрат на воспроизводство человеческого капитала в дошкольных детских учреждениях, необходимо отметить, что основная доля средств в бюджете отрасли приходится на заработную плату (77,1% в общем объеме) и практически отсутствуют затраты на развитие. И даже при таком значительном содержании расходов на фонд оплаты труда в бюджете средняя зарплата по отрасли в 2002 г. составляла 2686 р., при уровне средней заработной платы по городу 4466 р. Фактическая величина расходов на ребенка за день по городу 22 р. 46 коп. вместо плановой стоимости 39 р. 82 коп., т.е. ниже планового показателя на 44%.

На уровень эффективности использования бюджетных средств непосредственное влияние оказывает оптимальное использование мощностей образовательных учреждений. По данным [1] в Челябинске в отчетном году в среднем каждое место в дошкольном образовательном учреждении использовалось 165 дней при плане 173 дня, то есть 95,4% от запланированного.

Кроме бюджетного финансирования, в систему образования поступают внебюджетные средства, сумма которых в 2002 г. составила 110 509,9 тыс. р., или 7,3% в общей сумме бюджетных расходов (в 2001 г.— 8,1% от общего объема бюджетных расходов). По внебюджетным средствам не существует системы централизованного контроля их использования, что тоже уменьшает отдачу от репродуктивных затрат.

В результате можно констатировать, что ни затраты на физическое развитие потенциального человеческого капитала, ни оплата труда работников, обеспечивающих его интеллектуальное и духовное развитие в секторе детских дошкольных учреждений, не находятся на должном уровне. Кроме того, не существует механизма государственного контроля над репродуктивными затратами, что тоже негативно сказывается на их эффективности.

Дестабилизационные процессы в экономике породили серьезное противоречие между заказом в сфере человеческого капитала и ресурсным обеспечением процесса его воспроизводства.

Так, в образовании, с одной стороны — сложившийся рынок образовательных услуг, требующий новых подходов в организации учебно-воспитательного процесса, обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся и их родителей, с другой — ежегодное сокращение бюджетного финансирования.

Анализ существующей ситуации позволяет выделить три блока проблем, которые будут определять направление управленческих действий в сфере экономики каждого бюджетного учреждения на ближайшую и среднесрочную перспективу.

Первый блок — проблемы, решение которых не входит в компетенцию муниципальных органов управления (либо им не делегированы соответствующие полномочия субъектом Федерации), но наличие которых оказывает негативное внешнее влияние.

Данные проблемы обусловлены следующими противоречиями:

между государственными требованиями «качества образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения» и «результатами образования, культуры, социального обеспечения», которые должны быть учтены на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном), что в условиях децентрализации приводит к недостаточному соблюдению государственных гарантий;

между увеличивающимися требованиями к уровню профессиональной компетентности кадров и низким уровнем социальной защиты (например, оплаты труда: анализ

структуры зарплат в бюджетном учреждении показал, что на долю оплаты труда приходится 77%, при том, что, например, в образовании она составила 2686 р. при средней оплате по городу 4466 р.), вследствие чего снижается приток молодых специалистов, увеличивается число специалистов пенсионного возраста, растет нагрузка, что в свою очередь ведет к преждевременному профессиональному выгоранию.

Современные требования к материально-техническому оснащению сферы образования, здравоохранения, социальной сферы не обеспечиваются настоящим уровнем финансирования.

Второй блок проблем — противоречие между комплексным характером требований общества к результатам образования, здравоохранения и культуры и узковедомственными подходами к обеспечению их выполнения.

Третий блок проблем связан с неумением эффективно использовать экономические методы в управлении бюджетным учреждением.

В целях разрешения блока проблем необходимо:

1. Обоснованное определение потребности бюджетных учреждений в денежных средствах. Неразработанность государственных социальных минимальных стандартов обеспеченности бюджетными услугами усложняет задачу бюджетного планирования, сложившаяся методика нормативного финансирования лишь частично решает данный вопрос.

2. Привлечение внебюджетных средств, обеспечение ведомственного контроля за их использованием. Так, в системе образования в 2002 г. привлеченные внебюджетные средства составили лишь 7,3% общей суммы расходов.

3. Перераспределение управленческих функций между учреждениями и вышестоящим органом в экономической сфере. Это касается прежде всего сферы образования, где в режиме экономической автономизации работает около 80% учреждений.

4. Оптимизация бюджетных средств. Для этого необходимо проведение инвентаризации сети учреждений с точки зрения экономической эффективности использования бюджетных средств. Обеспечение строгого режима экономии. Должен осуществляться систематический анализ финансово-экономического состояния, важнейшими объектами которого являются фонд оплаты труда, дебиторская и кредиторская задолженности. В условиях кризиса ресурсного обеспечения необходима жесткая увязка комплектования учреждения с возможностями реального финансирования, внедрение программы энергосбережения как средства экономии денежных средств (так, установка приборов учета тепла и воды позволяет экономить 30-40% средств, рассчитываемым по договорным нормативам).

5. Повышение профессионального уровня кадров экономических и финансовых служб, который позволил бы качественно проводить анализ хозяйственной деятельности учреждения, прогнозировать его результаты и своевременно проводить корректировку.

В настоящее время в Челябинске отсутствует система профессиональной подготовки и переподготовки кадров экономических служб учреждений бюджетной сферы.

Разноплановость и многоаспектность проблем в муниципальной бюджетной системе требует разработки и реализации такой системы мер, которая позволит сохранить потенциал бюджетной сферы, будет способствовать ее развитию за счет внутренних резервов, адекватно реагировать на внешние изменения.

Список литературы

1. Лаврентьева И.В. Глоссарий гендерных терминов в социально-экономических науках.

Челябинск: ЧИ(Ф)МГУК Издат. центр «Уральская Академия», 2002.

2. Becker G.S. Human Capital, Effort and the Sexual Division of Labour // Journal Labor Economics. 1985. vol. 3

3. Добрынин А.И. и др. Человеческий капитал в транзитивной экономике: Формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.