Научная статья на тему 'Опыт теоретико-эмпирического анализа проблемы могниторинга социально-психологической компетентности субъектов среднего и высшего профессионального образования'

Опыт теоретико-эмпирического анализа проблемы могниторинга социально-психологической компетентности субъектов среднего и высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / СФОРМИРОВАННОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / MONITORING / THE ESSENCE OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL COMPETENCES / THE FORMEDNESS OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL COMPETENCE / MODERNIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литке С. Г.

Мониторинг рассматривается как способ исследования психической реальности и одновременно как способ обеспечения сферы управления формированием и развитием социально-психологической компетентности субъектов учреждений среднего и высшего профессионального образования на основе своевременной и качественной информации. Социально-психологическая компетентность как метакомпетенция интегрированная и концентрированная система социально-психологических компетенций, обеспечивающих преобразование Человека анализируется в контексте компетентностно ориентированной парадигмы современного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF THE THEORETICAL AND EMPIRICAL ANALYSIS OF MONITORING SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF SECONDARY AND HIGHER VOCATIONAL EDUCATION

Monitoring is considered as a way to explore the psychic reality and at the same time as a way to implementation of sphere of management by the formation and development of social and psychological competence of subjects of secondary and higher education on the basis of timely and quality information. Socio-psychological competences like metacompetence integrated and concentrated system of socio-psychological skills, that provide conversion of man, is being addressed in the context of competence-oriented paradigm of modern vocational education.

Текст научной работы на тему «Опыт теоретико-эмпирического анализа проблемы могниторинга социально-психологической компетентности субъектов среднего и высшего профессионального образования»

7. WorldSkills Russia проведет конкурсы профессионального мастерства [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.trud.ru/article/25-04-2013/1292821_worldskills_russia_ provedet_konkursy_professionalnogo_masterstva.html.

УДК 377:378 С. Г. Литке, доц. Челябинского

государственного педагогического университета (ЧГПУ), канд. психол. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

ОПЫТ ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРОБЛЕМЫ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СУБЪЕКТОВ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мониторинг рассматривается как способ исследования психической реальности и одновременно как способ обеспечения сферы управления формированием и развитием социально-психологической компетентности субъектов учреждений среднего и высшего профессионального образования на основе своевременной и качественной информации. Социально-психологическая компетентность как метакомпетенция — интегрированная и концентрированная система социально-психологических компетенций, обеспечивающих преобразование Человека — анализируется в контексте компетентностно ориентированной парадигмы современного профессионального образования.

Ключевые слова: мониторинг, сущность социально-психологической компетентности, сформированность социально-психологической компетентности, модернизация образования.

Уровень социально-психологической компетентности (СПК) субъектов организаций среднего профессионального образования (СПО), высшего профессионального образования (ВПО), обеспечивающей эффективность личностного развития, в том числе профессионального, в полной мере определяет степень результативности последнего и поэтому становится предметом специальных мониторинговых исследований. Подобные исследования обусловливают своевременную профилактику и коррекцию, связанные с совершенствованием среднего профессионального образования. Мониторинг рассматривается нами как способ исследования психической реальности и одновременно как способ обеспечения сферы управления формированием и развитием социально-психологической компетентности субъектов учреждений СПО и ВПО на основе своевременной и качественной информации.

В структуру мониторинга включены: 1) процесс отслеживания, наблюдения, предостережения; 2) разработка инструментария; 3) выделение показателей, критериев, шкал измерения; 4) определение объектов, предметов.

Сущностные характеристики родовых понятий мониторинга разработаны в различных научных отраслях:

- в экологии («непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений» [1]);

- в социологии («совокупность регулярно повторяющихся исследований, цель которых состоит в научно-информационной помощи заинтересованным организациям по реализации социальных программ» [2, с. 28]);

- в медицине (выявление и предупреждение критических ситуаций, опасных для здоровья человека);

- в педагогике («универсальная система сбора, анализа, оценивания и преобразования информации об объекте в новые векторы его развития» [3, с. 25]);

- в психологии («выявление тенденций и закономерностей психологического развития индивида и отдельных социальных групп» [3, с. 24], «предметом мониторинга могут быть психологическая готовность индивидов к обучению, динамика профессионального и личностного самоопределения» [4, с. 25-49]).

Учитывая приведенные выше сущностные характеристики родовых понятий мониторинга, сформулируем рабочее определение мониторинга социально-психологической компетентности: «Мониторинг социально-психологической компетентности — это интегрированная система сбора, анализа и преобразования информации о психической реальности субъекта в вектор личностного развития и совершенствования».

Отличительной чертой данного определения является его ориентированность не только на отслеживание, предупреждение и контроль (как основные функции), но и главным образом на прогнозирование перспективы. Социально-психологическая компетентность в данном контексте детерминирует «личностное развитие и совершенствование» как важнейшую задачу профессионального образования.

Анализ любого понятия с методологической точки зрения предполагает в конечном результате сформированность системы, принципов, правил и нормативов познания и способов построения теории исследуемого понятия.

Проблема социально-психологической компетентности и определение оснований ее изучения актуальны в связи с насущными социально-психологическими задачами. Понятие компетентности стало одной из главных тем общественной мысли XXI столетия в сфере образования.

Учитывая идеи модернизации современного профессионального образования в области компетентностно-ориентированной парадигмы, а также опираясь на опыт собственного проектирования условий реализации формирования и развития социально-психологической компетентности субъектов СПО, ВПО, мы будем понимать под социально-психологической компетентностью способность человека выявлять, анализировать и конструктивно решать психологические проблемы. Под социально-психологической компетентностью педагога нами понимается профессионально значимое личностное образование, которое возникает на основе синтеза теоретических и практических психологических знаний, умений, навыков, обеспечивая готовность и возможность специалиста успешно реализовывать профессионально-педагогическую деятельность. Таким образом, социально-психологическая компетентность должна стать не только базисной профессиональной характеристикой личности педагога, психолога или специалиста другого профиля, но и структурным элементом любой развитой и самоактуализирующейся личности.

В нашем понимании социально-психологическая компетентность — это прежде всего метакомпетентность как интегрированная и концентрированная система социально-психологических компетенций, обеспечивающих преобразование Человека, как минимум, в следующих направлениях:

- самоактуализация;

- получение знаний о психической реальности и умение их применять;

- системная организация сознания, включающая следующие компоненты: образ мира; направленность, социально ориентированные мотивы; отношение к внешнему миру, к людям, к деятельности; отношение к себе, особенности саморегуляции; креативность, ее особенности; интеллектуальные черты индивидуальности; эмоциональность, ее особенности и проявления; особенности осознания жизненных целей и задач; представление о сложных способностях, сочетаниях личных качеств; осознание того, какие качества важно развивать у себя; представление о своем месте в социуме.

В дидактическом контексте социально-психологическая компетентность как совокупность компетенций позволяет структурировать и организовать процесс формирования и развития социально-психологической компетентности субъектов СПО, ВПО. В формате профессиональных образовательных кластеров, используя вариативную часть образовательных программ, мы имеем возможность формировать социально-психологическую компетентность.

Сформированность СПК детерминирует метапозицию, метасистемный характер мышления и обеспечивает приближение:

- к высшему качеству развития человека — самоактуализации;

- к оптимизации уровня получения знаний о психической реальности и умения их применять;

- к системной организации сознания, включающей вышеперечисленные компоненты.

Интересующие нас виды мониторинга ориентированы на реализацию задач управления процессом формирования и развития социально-психологической компетентности субъектов СПО, ВПО: первый — в режиме функционирования, второй — в режиме развития. Чаще всего второй тип мониторинга используется для апробации нововведений. Эта задача стоит перед нами. Классификация мониторинга в зависимости от оснований, которые могут быть использованы для сравнения его видов, более продуктивна применительно к нашему исследованию. В этом случае выделяют такие виды

мониторинга, как динамичный, конкурентный, сравнительный и комплексный [5].

При динамичном мониторинге предметом экспертизы служат данные о динамике развития того или иного объекта (явления).

В основе конкурентного мониторинга лежит экспертиза результатов идентичного обследования других социальных систем.

При сравнительном мониторинге в качестве основания для экспертизы выбираются результаты идентичного обследования одного или двух объектов более высокого уровня.

Комплексный мониторинг включает несколько оснований для экспертизы.

Применительно к изучению инновационных социально-психологических проектов применяются такие виды мониторинговых исследований, как синхронический (мониторинг, заключающийся в изучении сосуществующих объектов той или иной системы) и диахронический (мониторинг, предполагающий изучение изменения объектов за определенный промежуток времени) [6].

Исследования А. М. Новикова [7], М. М. Поташника [8] и других ученых позволяют установить, что синхронное экспертное оценивание новых проектов целесообразно производить по следующим показателям:

1) актуальность идеи: способствует ли последняя повышению качества образования; на решение каких практических проблем образовательной системы она направлена; соотнесены ли данные проблемы с тенденциями развития образования в стране, регионе;

2) степень проработанности проекта: прослеживается ли четкость формулировок целей и задач; позволяют ли они разработать программу действий по их выполнению; определены ли показатели результативности;

3) анализ условий реализации: осведомленность членов коллектива о содержании проекта; четкость представлений участников процесса о своих действиях;

4) обновление содержания образования: соответствие избранного инновационного направления деятельности учебным планам и программам; наличие и качество инновационных программ;

5) учет защиты здоровья субъектов инновационной деятельности;

6) научно-методическое обеспечение: наличие банка источников научно-методической информации по проблеме эксперимента; количество творческих предложений, публикаций по важнейшим аспектам инновационной деятельности;

7) стимулирующая база.

Рассматривая мониторинг как форму получения нового научного знания, выделим, как и в любом научном исследовании, методологическую основу и технологии реализации.

Стандартным набором компонентов исследования являются:

- постановка задачи;

- предварительный анализ имеющейся информации;

- интерпретация понятий;

- гипотетический анализ объекта исследования;

- формулировка исходных гипотез;

- выбор и обоснование методов исследования;

- выявление показателей, критериев, индикаторов для измерения объекта и факторов, влияющих на него;

- планирование и организация исследования;

- анализ и обобщение полученных данных;

- формулировка законов;

- описание тенденций, выделенных в результате исследования;

- получение объяснений и научных прогнозов [5].

Технологичность научного исследования определяется тиражируемостью, воспроизводимостью результатов, устойчивостью, доказательностью, объективностью [5].

Мониторинг как любое научное исследование неправомерен без качественной статистической обработки полученных эмпирических данных, без проработки качества проводимого измерения.

Реализация мониторинга формирования и развития социально-психологической компетентности субъектов СПО, ВПО оказывает непосредственное влияние на результаты экспериментальной работы.

Схематически разработанная Е. А. Гнаты-шиной содержательно-процессуальная модель мониторинга [5] взята нами за основу модели формирования и развития социально-психологической компетентности субъектов СПО, ВПО и представлена на рисунке 1. Одновременно показано место эксперимента в системе мониторинга.

Содержательная сторона мониторинга формирования и развития социально-психологической компетентности субъектов СПО, ВПО в профессиональных образовательных учреждениях позиционируется в двух аспектах:

1) как содержание деятельности исследователя на разных этапах мониторирования объекта;

2) как содержание исследуемых социально-психологических условий, реализуемых в ходе экспериментальной ситуации.

Процессуальная сторона приведенной модели мониторинга отражена:

1) в действиях на каждом этапе мониторинга;

2) в действиях, связанных с построением модулей, инструментария, технологий реализации процесса формирования и развития СПК субъектов СПО, ВПО.

Рис. 1. Содержательно-процессуальная модель мониторинга социально-психологической

компетентности субъектов СПО, ВПО

Технологический процесс мониторинга лее детально представлен в таблице 1 в виде социально-психологической компетентности последовательных процедур, соответствующих субъектов профессионального образования бо- стадиям внедрения инноваций.

Таблица 1

Технологический процесс мониторинга формирования и развития социально-психологической компетентности субъектов СПО, ВПО

Последовательные процедуры: стадии инновации Краткое описание Сроки

Подготовительный этап Определение компонентов мониторируемой деятельности. Выбор критериев и показателей. Разработка и подбор методик. Установление информационного объема, траектории движения информационных потоков 2010/11 уч. год

Проектно-страте-гический этап Разработка общей модели слежения за процессом формирования психологической компетентности субъектов СПО, ВПО

Окончание таблицы 1

Последовательные процедуры: стадии инновации Краткое описание Сроки

Проектно-такти-ческий этап Разработка мониторинговых процедур, соответствующих этапам формирования психологической компетентности субъектов СПО, ВПО 2011/12 уч. год

Исходно-информационный этап Получение первичной информации о пилотном внедрении процедур формирования психологической компетентности субъектов СПО, ВПО

Системно-информационный этап Непрерывное сопоставление получаемых данных с прогностической моделью 2012/13 уч. год

Итогово-информа-ционный этап Окончательное оформление процесса формирования психологической компетентности субъектов учреждений СПО. Обобщение опыта. Общий вывод об эффективности апробированной инновационной методики 2013/14 уч. год

Центральным вопросом мониторингового исследования является вопрос определения социально-психологических условий, обеспечивающих формирование и развитие социально-психологической компетентности в системе СПО и ВПО. Социально-психологические условия развития СПК представляют собой системную организацию социально-психологических мероприятий, обеспечивающую повышение уровня развития СПК. Исходя из вышесказанного, мы выделяем следующие социально-психологические условия формирования и развития социально-психологической компетентности:

- в основу организации социально-психологических мероприятий, обеспечивающей повышение уровня развития СПК, положена парадигма интегративной психологии, изначально исключающая прагматическую идею о том, что личность несовершенна, и манифестирующая ее совершенность в силу ее уникальности;

- содержание социально-психологических мероприятий структурируется с учетом модульного подхода, предполагающего сочетание це-

Библиографический список

левой установки, ведущих принципов конструирования учебных модулей и дидактических материалов к ним, системы контроля и оценки;

- процесс формирования и развития СПК у субъектов СПО и ВПО осуществляется в формате интеграции психологической науки и практики, направленной на осознанность, жизненное целеполагание и реализацию потребности в непрерывном личностном саморазвитии и самосовершенствовании.

Таким образом, произведя теоретический анализ проблемы мониторинга социально-психологической компетентности субъектов СПО и ВПО как инструмента управления формированием и развитием СПК субъектов СПО и ВПО и определив место эксперимента в системе мониторинга, мы можем заключить, что нами создан прецедент для разработки содержательно-процессуальной модели мониторирования социально-психологической компетентности субъектов СПО и ВПО, что позволяет обеспечить систему менеджмента качества профессионального образования на основе научных исследований.

1. Природопользование [Текст] : словарь-справочник / авт.-сост. Н. Ф. Реймерс. — М. : Мысль, 1990. — 637 с.

2. Майоров, А. Н. Мониторинг как научно-практический феномен [Текст] / А. Н. Майоров // Школьные технологии. — 1998. — № 5. — С. 25-49.

3. Белкин, А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство [Текст] / А. С. Белкин. — Челябинск : ЮУКИ, 2004. — 367 с.

4. Орлов, А. А. Мониторинг инновационных процессов в образовании [Текст] / А. А. Орлов // Педагогика. — 1996. — № 3. — С. 45-51.

5. Мониторинг в образовательном процессе вуза : Опыт теоретико-эмпирического анализа проблемы управления качеством профессиональной подготовки кадров. Мониторинг [Текст] / Г. А. Герцог, Е. А. Гнатышина, В. В. Садырин. — М. : ИКЦ «Академкнига», 2011. — 296 с.

6. Энциклопедия профессионального образования [Текст] : в 3 т. / под ред. С. Я. Батышева. — М. : Изд-во АПО, 1999. — Т. 2 : М — П. — 442 с.

7. Новиков, А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении : Деловые советы [Текст] / А. М. Новиков. — М . : Изд-во АПО РАО, 1996. — 302 с.

8. Поташник, М. М. Управление развитием образовательного процесса [Текст] / М. М. Поташник // Педагогика. — 1995. — № 2. — С. 20-26.

УДК 004.9/377 А. В. Марченков, специалист по кадрам

Московского колледжа градостроительства и предпринимательства, соискатель Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), г. Москва, e-mail: [email protected]

ДОКУМЕНТООБОРОТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОГО КОЛЛЕДЖА ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА

И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА)

Документирование информации является одним из важных элементов развития современного информационного общества. В данной статье рассматриваются основные проблемы и этапы создания и оформления документов в образовательной организации СПО на примере отдельного образовательного учреждения (ГБОУ СПО «МКГП»). Излагаются конкретные характеристики документооборота, описана маршрутизация документов внутри колледжа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: документирование, образовательная организация, регистрация, этапы подготовки документов.

В условиях современного информационного общества актуализируется проблема эффективности систематизации больших потоков разнообразной информации, в том числе в системе официального документооборота. В стране создаются электронные ресурсы, призванные упростить обращение граждан в органы государственного управления. В системе современного образования также встает вопрос качественных трансформаций принятых ранее правил документооборота. Сегодня в образовательной организации правильное решение стратегических и тактических задач при обработке информации определяет жизнеспособность всей образовательной системы вне зависимости от ее организационно-правовой формы собственности, подчинения и миссии. Рассмотрим данный процесс на примере государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования г. Москвы «Московский колледж градостроительства и предпринимательства» (ГБОУ СПО «МКГП»).

Документированная информация составляет основу управления, эффективность которого в значительной степени базируется на производ-

стве и потреблении информации. В современном обществе информация стала полноценным ресурсом производства, важным элементом социальной и политической жизни общества. Качество информации определяет качество управления. В современных условиях для повышения эффективности управления необходимо уделять достаточное внимание совершенствованию работы с документами, так как всякое управленческое решение всегда базируется на информации, на служебном документе.

Организация работы с документами влияет на качество работы аппарата управления, культуру труда управленческих работников. От того, насколько профессионально ведется документация, зависит успех управленческой деятельности в целом. Деловая информация представляется в виде разного рода документов.

Основой управленческой деятельности являются документы, создаваемые в организации, и работа с ними; от выбранной технологии работы с документами зависит своевременность и качество принимаемых управленческих решений.

При подготовке любого документа необходимо знать правила его оформления. Соблю-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.