7. WorldSkills Russia проведет конкурсы профессионального мастерства [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.trud.ru/article/25-04-2013/1292821_worldskills_russia_ provedet_konkursy_professionalnogo_masterstva.html.
УДК 377:378 С. Г. Литке, доц. Челябинского
государственного педагогического университета (ЧГПУ), канд. психол. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ОПЫТ ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРОБЛЕМЫ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СУБЪЕКТОВ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Мониторинг рассматривается как способ исследования психической реальности и одновременно как способ обеспечения сферы управления формированием и развитием социально-психологической компетентности субъектов учреждений среднего и высшего профессионального образования на основе своевременной и качественной информации. Социально-психологическая компетентность как метакомпетенция — интегрированная и концентрированная система социально-психологических компетенций, обеспечивающих преобразование Человека — анализируется в контексте компетентностно ориентированной парадигмы современного профессионального образования.
Ключевые слова: мониторинг, сущность социально-психологической компетентности, сформированность социально-психологической компетентности, модернизация образования.
Уровень социально-психологической компетентности (СПК) субъектов организаций среднего профессионального образования (СПО), высшего профессионального образования (ВПО), обеспечивающей эффективность личностного развития, в том числе профессионального, в полной мере определяет степень результативности последнего и поэтому становится предметом специальных мониторинговых исследований. Подобные исследования обусловливают своевременную профилактику и коррекцию, связанные с совершенствованием среднего профессионального образования. Мониторинг рассматривается нами как способ исследования психической реальности и одновременно как способ обеспечения сферы управления формированием и развитием социально-психологической компетентности субъектов учреждений СПО и ВПО на основе своевременной и качественной информации.
В структуру мониторинга включены: 1) процесс отслеживания, наблюдения, предостережения; 2) разработка инструментария; 3) выделение показателей, критериев, шкал измерения; 4) определение объектов, предметов.
Сущностные характеристики родовых понятий мониторинга разработаны в различных научных отраслях:
- в экологии («непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений» [1]);
- в социологии («совокупность регулярно повторяющихся исследований, цель которых состоит в научно-информационной помощи заинтересованным организациям по реализации социальных программ» [2, с. 28]);
- в медицине (выявление и предупреждение критических ситуаций, опасных для здоровья человека);
- в педагогике («универсальная система сбора, анализа, оценивания и преобразования информации об объекте в новые векторы его развития» [3, с. 25]);
- в психологии («выявление тенденций и закономерностей психологического развития индивида и отдельных социальных групп» [3, с. 24], «предметом мониторинга могут быть психологическая готовность индивидов к обучению, динамика профессионального и личностного самоопределения» [4, с. 25-49]).
Учитывая приведенные выше сущностные характеристики родовых понятий мониторинга, сформулируем рабочее определение мониторинга социально-психологической компетентности: «Мониторинг социально-психологической компетентности — это интегрированная система сбора, анализа и преобразования информации о психической реальности субъекта в вектор личностного развития и совершенствования».
Отличительной чертой данного определения является его ориентированность не только на отслеживание, предупреждение и контроль (как основные функции), но и главным образом на прогнозирование перспективы. Социально-психологическая компетентность в данном контексте детерминирует «личностное развитие и совершенствование» как важнейшую задачу профессионального образования.
Анализ любого понятия с методологической точки зрения предполагает в конечном результате сформированность системы, принципов, правил и нормативов познания и способов построения теории исследуемого понятия.
Проблема социально-психологической компетентности и определение оснований ее изучения актуальны в связи с насущными социально-психологическими задачами. Понятие компетентности стало одной из главных тем общественной мысли XXI столетия в сфере образования.
Учитывая идеи модернизации современного профессионального образования в области компетентностно-ориентированной парадигмы, а также опираясь на опыт собственного проектирования условий реализации формирования и развития социально-психологической компетентности субъектов СПО, ВПО, мы будем понимать под социально-психологической компетентностью способность человека выявлять, анализировать и конструктивно решать психологические проблемы. Под социально-психологической компетентностью педагога нами понимается профессионально значимое личностное образование, которое возникает на основе синтеза теоретических и практических психологических знаний, умений, навыков, обеспечивая готовность и возможность специалиста успешно реализовывать профессионально-педагогическую деятельность. Таким образом, социально-психологическая компетентность должна стать не только базисной профессиональной характеристикой личности педагога, психолога или специалиста другого профиля, но и структурным элементом любой развитой и самоактуализирующейся личности.
В нашем понимании социально-психологическая компетентность — это прежде всего метакомпетентность как интегрированная и концентрированная система социально-психологических компетенций, обеспечивающих преобразование Человека, как минимум, в следующих направлениях:
- самоактуализация;
- получение знаний о психической реальности и умение их применять;
- системная организация сознания, включающая следующие компоненты: образ мира; направленность, социально ориентированные мотивы; отношение к внешнему миру, к людям, к деятельности; отношение к себе, особенности саморегуляции; креативность, ее особенности; интеллектуальные черты индивидуальности; эмоциональность, ее особенности и проявления; особенности осознания жизненных целей и задач; представление о сложных способностях, сочетаниях личных качеств; осознание того, какие качества важно развивать у себя; представление о своем месте в социуме.
В дидактическом контексте социально-психологическая компетентность как совокупность компетенций позволяет структурировать и организовать процесс формирования и развития социально-психологической компетентности субъектов СПО, ВПО. В формате профессиональных образовательных кластеров, используя вариативную часть образовательных программ, мы имеем возможность формировать социально-психологическую компетентность.
Сформированность СПК детерминирует метапозицию, метасистемный характер мышления и обеспечивает приближение:
- к высшему качеству развития человека — самоактуализации;
- к оптимизации уровня получения знаний о психической реальности и умения их применять;
- к системной организации сознания, включающей вышеперечисленные компоненты.
Интересующие нас виды мониторинга ориентированы на реализацию задач управления процессом формирования и развития социально-психологической компетентности субъектов СПО, ВПО: первый — в режиме функционирования, второй — в режиме развития. Чаще всего второй тип мониторинга используется для апробации нововведений. Эта задача стоит перед нами. Классификация мониторинга в зависимости от оснований, которые могут быть использованы для сравнения его видов, более продуктивна применительно к нашему исследованию. В этом случае выделяют такие виды
мониторинга, как динамичный, конкурентный, сравнительный и комплексный [5].
При динамичном мониторинге предметом экспертизы служат данные о динамике развития того или иного объекта (явления).
В основе конкурентного мониторинга лежит экспертиза результатов идентичного обследования других социальных систем.
При сравнительном мониторинге в качестве основания для экспертизы выбираются результаты идентичного обследования одного или двух объектов более высокого уровня.
Комплексный мониторинг включает несколько оснований для экспертизы.
Применительно к изучению инновационных социально-психологических проектов применяются такие виды мониторинговых исследований, как синхронический (мониторинг, заключающийся в изучении сосуществующих объектов той или иной системы) и диахронический (мониторинг, предполагающий изучение изменения объектов за определенный промежуток времени) [6].
Исследования А. М. Новикова [7], М. М. Поташника [8] и других ученых позволяют установить, что синхронное экспертное оценивание новых проектов целесообразно производить по следующим показателям:
1) актуальность идеи: способствует ли последняя повышению качества образования; на решение каких практических проблем образовательной системы она направлена; соотнесены ли данные проблемы с тенденциями развития образования в стране, регионе;
2) степень проработанности проекта: прослеживается ли четкость формулировок целей и задач; позволяют ли они разработать программу действий по их выполнению; определены ли показатели результативности;
3) анализ условий реализации: осведомленность членов коллектива о содержании проекта; четкость представлений участников процесса о своих действиях;
4) обновление содержания образования: соответствие избранного инновационного направления деятельности учебным планам и программам; наличие и качество инновационных программ;
5) учет защиты здоровья субъектов инновационной деятельности;
6) научно-методическое обеспечение: наличие банка источников научно-методической информации по проблеме эксперимента; количество творческих предложений, публикаций по важнейшим аспектам инновационной деятельности;
7) стимулирующая база.
Рассматривая мониторинг как форму получения нового научного знания, выделим, как и в любом научном исследовании, методологическую основу и технологии реализации.
Стандартным набором компонентов исследования являются:
- постановка задачи;
- предварительный анализ имеющейся информации;
- интерпретация понятий;
- гипотетический анализ объекта исследования;
- формулировка исходных гипотез;
- выбор и обоснование методов исследования;
- выявление показателей, критериев, индикаторов для измерения объекта и факторов, влияющих на него;
- планирование и организация исследования;
- анализ и обобщение полученных данных;
- формулировка законов;
- описание тенденций, выделенных в результате исследования;
- получение объяснений и научных прогнозов [5].
Технологичность научного исследования определяется тиражируемостью, воспроизводимостью результатов, устойчивостью, доказательностью, объективностью [5].
Мониторинг как любое научное исследование неправомерен без качественной статистической обработки полученных эмпирических данных, без проработки качества проводимого измерения.
Реализация мониторинга формирования и развития социально-психологической компетентности субъектов СПО, ВПО оказывает непосредственное влияние на результаты экспериментальной работы.
Схематически разработанная Е. А. Гнаты-шиной содержательно-процессуальная модель мониторинга [5] взята нами за основу модели формирования и развития социально-психологической компетентности субъектов СПО, ВПО и представлена на рисунке 1. Одновременно показано место эксперимента в системе мониторинга.
Содержательная сторона мониторинга формирования и развития социально-психологической компетентности субъектов СПО, ВПО в профессиональных образовательных учреждениях позиционируется в двух аспектах:
1) как содержание деятельности исследователя на разных этапах мониторирования объекта;
2) как содержание исследуемых социально-психологических условий, реализуемых в ходе экспериментальной ситуации.
Процессуальная сторона приведенной модели мониторинга отражена:
1) в действиях на каждом этапе мониторинга;
2) в действиях, связанных с построением модулей, инструментария, технологий реализации процесса формирования и развития СПК субъектов СПО, ВПО.
Рис. 1. Содержательно-процессуальная модель мониторинга социально-психологической
компетентности субъектов СПО, ВПО
Технологический процесс мониторинга лее детально представлен в таблице 1 в виде социально-психологической компетентности последовательных процедур, соответствующих субъектов профессионального образования бо- стадиям внедрения инноваций.
Таблица 1
Технологический процесс мониторинга формирования и развития социально-психологической компетентности субъектов СПО, ВПО
Последовательные процедуры: стадии инновации Краткое описание Сроки
Подготовительный этап Определение компонентов мониторируемой деятельности. Выбор критериев и показателей. Разработка и подбор методик. Установление информационного объема, траектории движения информационных потоков 2010/11 уч. год
Проектно-страте-гический этап Разработка общей модели слежения за процессом формирования психологической компетентности субъектов СПО, ВПО
Окончание таблицы 1
Последовательные процедуры: стадии инновации Краткое описание Сроки
Проектно-такти-ческий этап Разработка мониторинговых процедур, соответствующих этапам формирования психологической компетентности субъектов СПО, ВПО 2011/12 уч. год
Исходно-информационный этап Получение первичной информации о пилотном внедрении процедур формирования психологической компетентности субъектов СПО, ВПО
Системно-информационный этап Непрерывное сопоставление получаемых данных с прогностической моделью 2012/13 уч. год
Итогово-информа-ционный этап Окончательное оформление процесса формирования психологической компетентности субъектов учреждений СПО. Обобщение опыта. Общий вывод об эффективности апробированной инновационной методики 2013/14 уч. год
Центральным вопросом мониторингового исследования является вопрос определения социально-психологических условий, обеспечивающих формирование и развитие социально-психологической компетентности в системе СПО и ВПО. Социально-психологические условия развития СПК представляют собой системную организацию социально-психологических мероприятий, обеспечивающую повышение уровня развития СПК. Исходя из вышесказанного, мы выделяем следующие социально-психологические условия формирования и развития социально-психологической компетентности:
- в основу организации социально-психологических мероприятий, обеспечивающей повышение уровня развития СПК, положена парадигма интегративной психологии, изначально исключающая прагматическую идею о том, что личность несовершенна, и манифестирующая ее совершенность в силу ее уникальности;
- содержание социально-психологических мероприятий структурируется с учетом модульного подхода, предполагающего сочетание це-
Библиографический список
левой установки, ведущих принципов конструирования учебных модулей и дидактических материалов к ним, системы контроля и оценки;
- процесс формирования и развития СПК у субъектов СПО и ВПО осуществляется в формате интеграции психологической науки и практики, направленной на осознанность, жизненное целеполагание и реализацию потребности в непрерывном личностном саморазвитии и самосовершенствовании.
Таким образом, произведя теоретический анализ проблемы мониторинга социально-психологической компетентности субъектов СПО и ВПО как инструмента управления формированием и развитием СПК субъектов СПО и ВПО и определив место эксперимента в системе мониторинга, мы можем заключить, что нами создан прецедент для разработки содержательно-процессуальной модели мониторирования социально-психологической компетентности субъектов СПО и ВПО, что позволяет обеспечить систему менеджмента качества профессионального образования на основе научных исследований.
1. Природопользование [Текст] : словарь-справочник / авт.-сост. Н. Ф. Реймерс. — М. : Мысль, 1990. — 637 с.
2. Майоров, А. Н. Мониторинг как научно-практический феномен [Текст] / А. Н. Майоров // Школьные технологии. — 1998. — № 5. — С. 25-49.
3. Белкин, А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство [Текст] / А. С. Белкин. — Челябинск : ЮУКИ, 2004. — 367 с.
4. Орлов, А. А. Мониторинг инновационных процессов в образовании [Текст] / А. А. Орлов // Педагогика. — 1996. — № 3. — С. 45-51.
5. Мониторинг в образовательном процессе вуза : Опыт теоретико-эмпирического анализа проблемы управления качеством профессиональной подготовки кадров. Мониторинг [Текст] / Г. А. Герцог, Е. А. Гнатышина, В. В. Садырин. — М. : ИКЦ «Академкнига», 2011. — 296 с.
6. Энциклопедия профессионального образования [Текст] : в 3 т. / под ред. С. Я. Батышева. — М. : Изд-во АПО, 1999. — Т. 2 : М — П. — 442 с.
7. Новиков, А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении : Деловые советы [Текст] / А. М. Новиков. — М . : Изд-во АПО РАО, 1996. — 302 с.
8. Поташник, М. М. Управление развитием образовательного процесса [Текст] / М. М. Поташник // Педагогика. — 1995. — № 2. — С. 20-26.
УДК 004.9/377 А. В. Марченков, специалист по кадрам
Московского колледжа градостроительства и предпринимательства, соискатель Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), г. Москва, e-mail: [email protected]
ДОКУМЕНТООБОРОТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОГО КОЛЛЕДЖА ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА
И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА)
Документирование информации является одним из важных элементов развития современного информационного общества. В данной статье рассматриваются основные проблемы и этапы создания и оформления документов в образовательной организации СПО на примере отдельного образовательного учреждения (ГБОУ СПО «МКГП»). Излагаются конкретные характеристики документооборота, описана маршрутизация документов внутри колледжа.
Ключевые слова: документирование, образовательная организация, регистрация, этапы подготовки документов.
В условиях современного информационного общества актуализируется проблема эффективности систематизации больших потоков разнообразной информации, в том числе в системе официального документооборота. В стране создаются электронные ресурсы, призванные упростить обращение граждан в органы государственного управления. В системе современного образования также встает вопрос качественных трансформаций принятых ранее правил документооборота. Сегодня в образовательной организации правильное решение стратегических и тактических задач при обработке информации определяет жизнеспособность всей образовательной системы вне зависимости от ее организационно-правовой формы собственности, подчинения и миссии. Рассмотрим данный процесс на примере государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования г. Москвы «Московский колледж градостроительства и предпринимательства» (ГБОУ СПО «МКГП»).
Документированная информация составляет основу управления, эффективность которого в значительной степени базируется на производ-
стве и потреблении информации. В современном обществе информация стала полноценным ресурсом производства, важным элементом социальной и политической жизни общества. Качество информации определяет качество управления. В современных условиях для повышения эффективности управления необходимо уделять достаточное внимание совершенствованию работы с документами, так как всякое управленческое решение всегда базируется на информации, на служебном документе.
Организация работы с документами влияет на качество работы аппарата управления, культуру труда управленческих работников. От того, насколько профессионально ведется документация, зависит успех управленческой деятельности в целом. Деловая информация представляется в виде разного рода документов.
Основой управленческой деятельности являются документы, создаваемые в организации, и работа с ними; от выбранной технологии работы с документами зависит своевременность и качество принимаемых управленческих решений.
При подготовке любого документа необходимо знать правила его оформления. Соблю-