Образовательные технологии: наука и практика
Библиографический список
Загвязинский, В. И. Исследовательская деятельность педагога [Текст] / В. И. Загвязинс-кий. — М. : Академия, 2010. — 174 с.
Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] / В. И. Загвязинский. — М. : Академия, 2005. — 207 с.
Набиева, Е. В. Мониторинг формирования научно-исследовательской компетентности учителя [Текст] / Е. В. Набиева // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2008. — № 5. — С. 13-17.
Заболотская, Е. М. Организация научно-исследовательской деятельности в колледже [Текст] / Е. М. Заболотская // СПО. — 2011. — № 4. — С. 126-130.
Кандерова, О. Н. Основные требования и рекомендации к использованию образовательной технологии «метод проектов» [Текст] : метод. пособие для преподавателей / О. Н. Кандерова. — Челябинск, 2010. — 51 с.
УДК 377 С. Г. Литке, доц., канд. психол. наук,
г. Челябинск, e-mail: [email protected] А. М. Тепляков, директор Златоустовского металлургического колледжа, г. Златоуст, e-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК АСПЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается состояние современного профессионального образования в контексте инновационного развития. Утверждается, что психологическая служба в колледже обеспечивает психологическое сопровождение инновационной деятельности и позволяет формировать психологическую компетентность как базисную профессиональную характеристику высококвалифицированной и конкурентоспособной личности.
Ключевые слова: профессиональное образование, инновационная деятельность, психологическая компетентность.
Современный колледж — это динамично развивающееся образовательное учреждение среднего профессионального образования, которое осуществляет подготовку конкурентоспособных специалистов для разных отраслей народного хозяйства, а также для сферы обслуживания населения. Педагогический коллектив колледжа способен учитывать общие тенденции развития российского образования и изменения факторов внутренней и внешней среды, поскольку базовыми принципами деятельности коллектива колледжа являются: качество подготовки специалистов, удовлетворение запросов полисегментного рынка труда, единство обучения и воспитания, интеграция в региональное и российское образовательное сообщество благодаря профессиональному ресурсу. Современное профессиональное учебное заведение может развиваться, только находясь в инновационном режиме. Быть инновационным — это
значит быть лидером, предприимчивым руководителем, проявлять в работе творческий подход, при постоянном ускорении.
По мнению С. Д. Полякова, объект педагогической инноватики — это процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании обучающихся, ведущих к прогрессивным изменениям качества их образования [1, с. 38]. Предмет педагогической инноватики — есть совокупность педагогических условий, средств и закономерностей, связанных с разработкой, введением и освоением педагогических новшеств в образовательную реальность. Педагогическая инноватика основывается на учете личностных характеристик обучающихся с применением модернизированного педагогического инструментария [1, с. 44].
По нашему мнению, развитие психологической компетентности как основы эффективного самопознания и личностного развития
Инновационное развитие профессионального образования
является нововведением в образовательную деятельность современного колледжа. Формирование психологической компетентности решается через реализацию ряда задач:
1) усвоение основных психологических понятий: «психические явления», «личность», «сознание», «психологические методы», «самопознание», «психологическое развитие», «личностный рост»;
2) развитие целеполагающих компетенций — адекватно анализировать личностные проявления и формулировать личностные цели, выбирать адекватную стратегию и тактику психологической коррекции и профилактики, управлять процессом личностного развития;
3) владение основными психоразвивающи-ми и психокоррекционными технологиями ин-тегративной психологии (метод направленной визуализации, психотехнологии актуализации творческого потенциала личности, психотехники изменения негативных, в том числе стрессовых, состояний).
Перспективная цель нашего исследования состоит в повышении уровня качества образования через формирование и развитие психологической компетентности студентов учреждений СПО. Реализация данной цели осуществляется через организацию и проведение мониторинга развития психологической компетентности. В таблице 1 представлены основные параметры оценки уровня психологических компетенций методом экспертной оценки.
Современный руководитель в педагогическом коллективе выполняет функции топ-менеджера — руководителя высшей квалификации [2, с. 12]. Создание управленческого аппарата или команды единомышленников, непосредственно участвующей в научно-исследовательской, инновационной деятельности предполагает следующий обязательный состав: руководители творческих проектных структур, сотрудники-инноваторы, инициативные группы. По нашему мнению, в этот состав должна также входить психологическая служба, осуществляющая психологическое сопровождение инновационной деятельности.
Основные вопросы, которые встают перед руководителем образовательного учреждения: где здесь место психолога? в какой степени или насколько полноценно психолог может быть включен в инновационные процессы? в каких управленческих действиях руководителя психолог может стать его союзником? какой должна быть психологическая служба учебного заведения, чтобы соответствовать современным
требованиям профессионального образования? Ответы на них может дать непосредственно психолог высокой степени профессиональной компетентности, работающий в сфере профессионального образования.
По нашему мнению, система психологического сопровождения инновационной деятельностью напрямую зависит от уровня психологической компетентности не только профессиональных психологов и руководителей, но и студентов. Именно эта предпосылка явилась важным условием создания в колледже экспериментальной площадки «Формирование психологической компетентности студентов среднего профессионального образования как фактор повышения их профессиональной подготовки».
За период работы психологической службы (с 2004 г.) были достигнуты значительные результаты.
Во-первых, ее сотрудники проявили свои умения: анализировать профессиональную деятельность как своего подразделения, так и всего педагогического коллектива; предвидеть, прогнозировать ситуации; применять современные технологии и обеспечивать научный подход в образовательном процессе; адекватно использовать потенциал современных государственных документов в сфере образования и деятельности практических психологических служб образования, обеспечивающих инновационную деятельность; инициировать новые направления работы психолога; высокоэффективно работать в единой команде со всеми службами, удовлетворяя их запросы, обеспечивая, таким образом, свою востребованность.
Во-вторых, психологи стараются проявлять инициативность и творчески подходить к процессу повышения профессионального мастерства и личностного роста студентов колледжа, как результат: в процессе деятельности службы были созданы инновационные продукты (например, портфолио студента); внедрена инновационная программа «Профессионал»; ежегодно результаты новых научных разработок публикуются на страницах специализированных научных изданий; проводятся региональные психологические семинары-практикумы для психологов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования; создано и действует на базе службы методическое объединение педагогов-психологов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Челябинской области.
Таблица 1
Мониторинг качества развития профессиональной компетентности студентов СПО Объект: студенты гр. №_Дата: с «_»_20_по «_»_20_
00 (Л
№ п/п Параметры оценки психологической компетентности КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
V 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Общий показатель по параметру
1 Когнитивная компетенция: - уровень знаний о сознании, личности и психических явлениях
- уровень знаний основ эффективного семьеведе-ния
2 Целепо-лагающая компетенция: - анализ личной ситуации и постановка цели
- выбор стратегии управления
О о» ■а ш
со о го
ш
ч
ф
а
(г X (г
с5 н <т> X X
о а о
ш <
ж ш
■а
ш
5
ж ш
00
№ п/п Параметры оценки психологической компетентности КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
V 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Общий показатель по параметру
личностным развитием и психологической самопрофилактикой и самокор-ректтией
- умение составлять программу личностного, в т. ч. профессионального развития
3 Коммуникативная компетенция: - умение устанавливать коммуникации и адекватно решать коммуникативные цели
- выбирать оптимальные
о го
Ш С
о ф
тз ш
со
п
<т> э ■а о
<т> о о
ш
(г X
о
о
о о» ■а ш со о П ш
№ п/п Параметры оценки психологической компетентности КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
V 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Общий показатель по параметру
стратегии-поведения в конфликтной ситуации;
- умение публично выступать;
- умение разбираться в психологии людей на основе анализа психологического типа
4 Психокор-рекцион-ные компетенции: - владеть элементарными пси-хоразвива-ющими и психокор-рекци-онными технологиями
о
о» ■а ш
со о го
ш н ф а
(г X
О"
ф
ч ф
X X
о а о
ш <
ж ш
■а
ш
5
ж ш
№ п/п Параметры оценки психологической компетентности КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
V 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Общий показатель по параметру
Итоговый средний показатель
* Фамилии студентов закодированы Процедура оценивания
Каждый параметр оценивается в соответствии с уровневой шкалой и переводится в стен:
- высокий уровень — 4 балла;
- уровень выше среднего — 3 балла;
- средний уровень — 2 балла;
- уровень ниже среднего — 1 балл;
- низкий уровень — 0 баллов.
Итоговый средний показатель вычисляется по формуле СП=С/10,
где СП — итоговый средний количественный показатель развития психологической компетентности; С — сумма количественных показателей по параметрам.
Уровень развития психологической компетентности определяется по шкале:
- высокий уровень — от 32 до 40 баллов;
- уровень выше среднего — от 23 до 31 балла;
- средний уровень — от 18 до 22 баллов;
- уровень ниже среднего — от 9 до 17 баллов;
- низкий уровень — от 0 до 8 баллов.
студента
Индивидуальный оценочный лист
Таблица 2
00 ЧО
№ п/п Параметры оценки психологической компетентности Количественные показатели экспертного оценивания
Самооценка Оценка педа-гога-психо-лога Оценка группы Общий показатель по параметру
1 Когнитивная компетенция: - уровень знаний о сознании, личности и психических явлениях
- уровень знаний основ эффективного семьеведения
2 Целепвлагающая компетенция: анализ личной ситуации и постановка цели;
- выбор стратегии управления личностным развитием и психологической самопрофилактикой и самокоррекцией;
- умение составлять программу личностного, в т. ч. профессионального развития
3 Коммуникативная компетенция: - умение устанавливать коммуникации и адекватно решать коммуникативные цели;
- выбирать оптимальные стратегии поведения в конфликтной ситуации;
- умение публично выступать;
- умение разбираться в психологии людей на основе анализа психологического типа
4 Психокоррекционные компетенции: - владеть элементарными психоразвивающими и психокоррекционными технологиями
Итоговый средний показатель
о
о» "о
ш
со о го
ш н ф а
(г X
О"
ф
н ф
X X
о а о
ш <
ж ш
■а
ш
5
ж ш
Процедура оценивания (см. в табл. 1)
Инновационное развитие профессионального образования
В-третьих, психологи колледжа эффективно участвуют в вопросах представления образовательного учреждения на разных уровнях, активно участвуют в профориентационной деятельности.
В рамках экспериментальной деятельности реализуется комплексная Программа «Формирование психологической компетентности субъектов профессионального образования», которая ориентирована на повышение психологической компетентности субъектов профессионального образования: студентов, компетентных и конкурентоспособных на рынке труда; родителей, включая лиц, их заменяющих; педагогического коллектива, способного обеспечить качественный уровень образовательного процесса, соответствующий современным стандартам; социальных партнеров (в том числе работодателей), чьи потребности удовлетворяет учебное заведение.
Необходимость разработки данной темы обусловлена и тем, что состояние развития российского общества ставит перед человеком и образовательной средой множество противоречий между: ориентированием современной концепции образования на единые международные стандарты общественного развития и необходимостью сохранять наследие и самобытность этнических культур; задачей передачи знаний последующим поколениям через целостность, системность образовательного процесса и современным образованием, направленным на специализацию и профилизацию обучения; рыночными отношениями, обусловливающими развитие такого личностного качества, как конкурентоспособность, и производственным запросом, требующим от личности исполнительности и подчинения; постулируемой гуманитаризацией образования, детерминирующей систему общей психологизации образовательного процесса, и федеральным государственным образовательным стандартом, уменьшающим объем гуманитарных дисциплин в учебном процессе.
Таким образом, при отсутствии единого ориентира возникает проблема определения стратегии полноценного личностного и профессионального развития субъектов образования в условиях современного общества. Это можно решить, в первую очередь, осознав необходимость повышения уровня профессиональной компетентности в различных сферах жизнедеятельности: экономической, политической, социальной, правовой, культурной и т. п.
С началом перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты основополагающей компетенцией общей профессиональной компетентности современной личности является психологическая компетенция как отдельной личности, так и социальных сообществ. Психологическая компетентность — одна из базовых составляющих (наряду с общекультурной, предметно-методической) профессиональной компетентности современного специалиста. Она позволяет наиболее квалифицированно осуществлять работу в педагогическом и студенческом коллективах на основе реального учета индивидуально-психологических особенностей, социально-психологических процессов и явлений.
Под психологической компетентностью будем понимать способность человека выявлять, анализировать и конструктивно решать психологические проблемы. Под психологической компетентностью педагога нами понимается профессионально значимое личностное образование, которое возникает на основе синтеза теоретических и практических психологических компетенций. Таким образом, психологическая компетентность должна стать базисной профессиональной характеристикой личности не только педагога, психолога или специалиста другого профиля, но и структурным элементом любой развитой и самоактуализирующейся личности.
В современной науке разрабатывается методологическая база и решаются вопросы формирования психологической компетентности отдельных субъектов образования. При этом мало изучены психологические аспекты, позволяющие рассматривать данное направление комплексно, с учетом специфики и особенностей развития образовательных учреждений профессионального образования в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения и внедрения системы менеджмента качества в образовании.
Методологическую основу экспериментального исследования составляют положения общей и социальной психологии, психологии труда, профессиологии и других отраслей психологической науки, а также исследования современных научных школ К. А. Абульхановой, А. А. Деркача, А. К. Марковой, Е. А. Климова и других российских психологов, изучающих проблему компетентности. Достичь желаемого результата в экспериментальном исследовании возможно, используя работы ученых уральской научной школы по вопросам психологического сопровождения профессионального самоопре-
Образовательные технологии: наука и практика
деления личности, психологии профессионализации педагога (Н. С. Глуханюк, Ф. Э. Зеера, Р. В. Овчаровой).
Также считаем актуальным проведение исследования с позиции системогенетичес-кой концепции В. Д. Шадрикова, посвященного построению психологической системы деятельности личности (мотивации, целей, информационной основы, принятия решения, программирования, профессионально-важных качеств, исполнительской части, контроля, коррекции); с позиции интегративной психологии В. В. Козлова — рассмотреть формообразующие факторы развития личности на основе принципов целостности личностного развития, разноформатности взаимодействия в современном мире, интеграции различных форм познания [3, с. 418].
Библиографический список
Развитие профессионального образования тесно связано с созданием национальных систем психологического обеспечения образования. Мировой опыт доказывает высокую эффективность психологического обеспечения образования для повышения общего качества жизни населения. Перспективы развития психологической службы образования декларируются в Законе Российской Федерации «Об образовании», определяются новыми социальными требованиями к системе образования. В условиях России психологическая служба в образовательных учреждениях является частью системы образования, поэтому ее основные задачи и функции исходят из миссии образования и заключаются в обеспечении развивающего характера образования, т. е. создании психолого-педагогических условий для успешного становления и развития будущего поколения.
1. Поляков, С. Д. Педагогическая инноватика : От идеи до практики [Текст] / С. Д. Поляков. — М. : Педагогический поиск, 2007. — 167 с.
2. Щербакова, Т. Н. Психологическая компетентность учителя : Содержание, механизмы и условия развития [Текст] / Т. Н. Щербакова. — Ростов н/Д. : Изд-во РГУ, 2004. — 217 с.
3. Козлов, В. В. Интегративная психология : Пути духовного поиска, или освящение повседневности [Текст] / В. В. Козлов. — М. : Издательство института психотерапии, 2007. — 528 с.
4. Андронова, Н. В. Умение разрабатывать психолого-педагогические рекомендации как компонент психологической компетентности учителя : автореф. ... дис. канд. психол. наук / Н. В. Андронова. — Казань, 2000. — 74 с.
5. Глуханюк, Н. С. Психология профессионализации педагога [Текст] / Н. С. Глуханюк. — 2-е изд., доп. — Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. — 248 с.
6. Зеер, Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности [Текст] / Э. Ф. Зеер ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т, Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н. А. Демидова. — Екатеринбург, 2002. — 234 с.
УДК 377 Т. И. Медоева, методист
Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье дается определение методической работы с учетом особенностей современного образования; рассматриваются способы управления методической работой в образовательном учреждении, ее виды, направления, особенности планирования и оценки.
Ключевые слова: методическая работа, управление методической работой, виды методической работы, направления методической работы, учебно-методический комплекс, планирование методической работы.