Научная статья на тему 'Особенности методической работы в учреждениях начального и среднего профессионального образования'

Особенности методической работы в учреждениях начального и среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1222
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ / ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ / НАПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ПЛАНИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ / METHODOLOGICAL WORK / THE MANAGEMENT OF THE METHODOLOGICAL WORK / THE DIRECTION OF THE METHODOLOGICAL WORK / EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL COMPLEX / PLANNING OF METHODOLOGICAL WORK / THE TYPES OF METHODOLOGICAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медоева Т.И.

В статье дается определение методической работы с учетом особенностей современного образования; рассматриваются способы управления методической работой в образовательном учреждении, ее виды, направления, особенности планирования и оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF METHODOLOGICAL WORK IN INSTITUTIONS OF PRIMARY AND SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The article provides a definition of methodological work, taking into account the features of modern education, discusses ways to control the methodological work in an educational institution, its forms, directions, features of the planning and evaluation.

Текст научной работы на тему «Особенности методической работы в учреждениях начального и среднего профессионального образования»

деления личности, психологии профессионализации педагога (Н. С. Глуханюк, Ф. Э. Зеера, Р. В. Овчаровой).

Также считаем актуальным проведение исследования с позиции системогенетичес-кой концепции В. Д. Шадрикова, посвященного построению психологической системы деятельности личности (мотивации, целей, информационной основы, принятия решения, программирования, профессионально-важных качеств, исполнительской части, контроля, коррекции); с позиции интегративной психологии В. В. Козлова — рассмотреть формообразующие факторы развития личности на основе принципов целостности личностного развития, разноформатности взаимодействия в современном мире, интеграции различных форм познания [3, с. 418].

Библиографический список

Развитие профессионального образования тесно связано с созданием национальных систем психологического обеспечения образования. Мировой опыт доказывает высокую эффективность психологического обеспечения образования для повышения общего качества жизни населения. Перспективы развития психологической службы образования декларируются в Законе Российской Федерации «Об образовании», определяются новыми социальными требованиями к системе образования. В условиях России психологическая служба в образовательных учреждениях является частью системы образования, поэтому ее основные задачи и функции исходят из миссии образования и заключаются в обеспечении развивающего характера образования, т. е. создании психолого-педагогических условий для успешного становления и развития будущего поколения.

1. Поляков, С. Д. Педагогическая инноватика : От идеи до практики [Текст] / С. Д. Поляков. — М. : Педагогический поиск, 2007. — 167 с.

2. Щербакова, Т. Н. Психологическая компетентность учителя : Содержание, механизмы и условия развития [Текст] / Т. Н. Щербакова. — Ростов н/Д. : Изд-во РГУ, 2004. — 217 с.

3. Козлов, В. В. Интегративная психология : Пути духовного поиска, или освящение повседневности [Текст] / В. В. Козлов. — М. : Издательство института психотерапии, 2007. — 528 с.

4. Андронова, Н. В. Умение разрабатывать психолого-педагогические рекомендации как компонент психологической компетентности учителя : автореф. ... дис. канд. психол. наук / Н. В. Андронова. — Казань, 2000. — 74 с.

5. Глуханюк, Н. С. Психология профессионализации педагога [Текст] / Н. С. Глуханюк. — 2-е изд., доп. — Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. — 248 с.

6. Зеер, Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности [Текст] / Э. Ф. Зеер ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т, Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н. А. Демидова. — Екатеринбург, 2002. — 234 с.

УДК 377 Т. И. Медоева, методист

Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: spj-2012@list.ru

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье дается определение методической работы с учетом особенностей современного образования; рассматриваются способы управления методической работой в образовательном учреждении, ее виды, направления, особенности планирования и оценки.

Ключевые слова: методическая работа, управление методической работой, виды методической работы, направления методической работы, учебно-методический комплекс, планирование методической работы.

В условиях происходящих социально-экономических преобразований в стране и модернизации производства происходит закономерный процесс изменения способов труда: деятельность современного рабочего все больше характеризуется тесной взаимосвязью умственных и практических действий. В связи с этим большое значение имеет подготовка производственника такого типа, основу действий которого составляли бы высокое профессиональное мастерство, инициатива, целеустремленность и творчество. Для того чтобы удовлетворить потребности общества и государства в специалистах нового толка, в системе профессионального образования происходят инновационные изменения в педагогической теории и практике. В образовательный процесс вводится иное содержание, иные подходы, формируется иной педагогический менталитет. Поскольку качество образовательного процесса напрямую связывается со способностью педагогических работников внедрять инновации в процесс обучения, образовательным учреждениям необходимо создать такую систему методической работы, которая бы была способна обеспечить непрерывное развитие педагогов.

Сегодня невозможно внедрить единую, общую для всех модель оптимальной системы методической работы в учреждении профессионального образования, поскольку в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам образовательных учреждений выбирать и конструировать педагогический и методический процессы по любой модели, включая авторский вариант. При этом можно утверждать, что методическая работа должна ориентироваться на получение, систематизацию и распространение передового педагогического опыта. Рассмотрим смысл понятия «методическая работа».

В российской педагогической энциклопедии методическая работа рассматривается как деятельность по освоению наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся; повышению уровня профессиональной компетентности педагога в организации и реализации воспитательно-образовательного процесса; обмену опытом между членами педагоги-

Учитель живет, пока он учится. Когда он перестает учиться, в нем умирает учитель

К. Д. Ушинский

ческого коллектива, выявлению и пропаганде актуального педагогического опыта [1]. В словаре-справочнике по педагогике под редакцией П. И. Пидкасистого методическая работа рассматривается как особая структурно-организационная форма в образовательном учреждении [2]. В представлении Л. П. Ильенко методическая работа — специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на научной основе. Только научная основа организации методической работы, считает автор, является верным и основным путем повышения мастерства педагога. По его мнению, методическая работа должна обеспечивать действенную и своевременную помощь педагогическим работникам: «где "сильна" методическая работа, там, серьезные, результативные успехи педагогического коллектива в его нелегком труде» [3]. О том, что методическая работа должна иметь научную основу говорит также А. М. Моисеев. Он полагает, что методическая работа — «это целостная система, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта, на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса; система взаимосвязанных мер, действий име-роприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом <...> на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития детей» [4]. Л. И. Фалюшина определяет методическую работу, как систему внутренней организационной педагогической и управленческой деятельности администрации и коллектива образовательного учреждения, направленную на обеспечение непрерывного совершенствования педагогической квалификации и профессионального мастерства педагога в целях повышения качества учебно-воспитательного процесса [5].

Исходя из задач, которые решают педагоги российских профессиональных школ, руководствуясь вышеназванными определениями, методическую работу в системе начального и среднего профессионального образования можно рассматривать как целостную систему мер, действий и мероприятий, базирующихся

на достижениях науки и передовом педагогическом опыте, имеющую целью повышение качества, оптимизацию и интенсификацию процесса обучения и направленную на: повышение методического и педагогического уровня педагогических работников; обеспечение процесса обучения программной, учебной и учебно-методической документацией; совершенствование содержания профессионального образования на основе Федеральных государственных стандартов начального и среднего профессионального образования третьего поколения; совершенствование аудиторной и самостоятельной работы обучающихся; внедрение в образовательный процесс современных принципов, форм, методов (технологий) обучения и контроля, ориентированных на подготовку конкурентоспособных специалистов. На наш взгляд, именно такое определение позволяет понять сущность методической работы, определить ее цель и задачи.

Из определения следует, что целью методической работы является создание условий, способствующих повышению эффективности и качества процесса обучения конкретному предмету и профессии в целом. При этом главной задачей методической работы (из перечисленных нами в определении методической работы) становится непрерывное профессиональное развитие педагогов. Следует отметить, что методическая работа по профилю реализуемых образовательных программ будет отличаться профессиональной направленностью содержания и ориентированием учебного (учебно-производственного) процесса на перспективы развития промышленных предприятий, организаций и конкретной отрасли экономики в целом.

Представляя методическую деятельность целостной системой, нужно полагать, что она, как и любая другая система, управляема. При этом необходимо отметить, что структура управления методической работой находится в прямой зависимости от поставленных задач и финансовых возможностей конкретного учреждения профессионального образования. Управление методической деятельностью должно найти отражение в его организационно-функциональной структуре. Как правило, в ней определяется место всем звеньям, на которые возложены частично или полностью функции, связанные с методической деятельностью. Такими устоявшимися звеньями являются кафедры, методические объединения,

сама методическая служба. Следует учитывать, что главное, к чему необходимо стремиться при организации управления методической работой, — это реальная методическая работа педагога, адресованная лично ему. Поэтому одним из важнейших направлений в деятельности администрации следует считать демократизацию процесса управления. Таким образом, наряду с осуществлением текущей запланированной методической работы необходимо создать условия для творческой деятельности педагогов. Организованное творчество возможно при наличии матричной организации управления, при которой пересекаются вертикальный и горизонтальный виды управления, а также сочетается жесткая линейно-функциональная организационная структура с гибкой, подвижно-матричной структурой, где, кроме основных стабильных элементов, могут присутствовать временные, которые вводятся в структуру по потребности педагогов и выводятся из нее после выполнения своей функции. Такими меняющимися элементами могут быть временные творческие группы, создающиеся педагогами на добровольной основе для решения конкретных учебных или исследовательских задач.

Методическую работу в целом по образовательному учреждению целесообразно планировать на год, исходя из задач, обозначенных программой развития образовательного учреждения. Мероприятия, запланированные в рамках методической работы, должны найти отражение в месячном плане-графике работы учреждения и реализоваться, по мнению Г. И. Кругликова, через коллективные формы методической работы и самостоятельную методическую работу педагогов [6]. К коллективным формам методической деятельности он относит: педагогический, научно-методический, методический советы, методические комиссии, инструкционно-методические совещания, педагогические чтения, научно-практические конференции, школу передового методического опыта, методический (педагогический) кабинет. К этому перечню можно добавить и другие формы методической работы, которые обеспечивают гибкость организационной структуры и позволяют педагогу удовлетворять свои образовательные потребности и формировать (развить) свои творческие способности: семинары-практикумы, экспериментальные лаборатории, проблемные группы, конкурсы профессионального мастерства, инновационных разработок. Подчер-

кнем, что коллективные формы методической работы, кроме профессионального развития, обеспечивают развитие коммуникативных способностей преподавателей и мастеров производственного обучения, являются площадкой для обмена передовым опытом и его тиражирования.

Самостоятельная методическая работа — процесс сугубо индивидуальный, добровольный. Однако в век глобализации и информатизации он должен стать для каждого работника образования потребностью, привычкой. Виды самостоятельной работы: изучение информации по проблемам образования и методической теме, над которой работает конкретный педагог; участие в коллективных формах методической работы; творческое общение с педагогическим сообществом, в том числе через Интернет; индивидуальная методическая работа руководителей с педагогическими работниками; самообразование; взаимопосещение занятий; открытые уроки (занятия); руководство экспериментальной площадкой и др. Индивидуальная методическая работа, также как и коллективная, должна планироваться. При составлении плана методической работы педагог определяет, в том числе, свое поле деятельности в решении методической проблемы, над которой работает УПО, кафедра или методическое объединение.

В настоящее время идет процесс реформирования системы профессионального образования. В результате этого реформирования происходит реструктуризация образовательных учреждений профессионального образования, НПО и СПО объединяются, образуя многопрофильные учреждения, имеющие статус ССУЗа. В связи с этим меняются требования к педагогическим работникам. Эти изменения отражены в различных нормативных документах. Например, новые квалификационные характеристики обязывают педагога осваивать современные формы и методы обучения, педагогические и информационно-коммуникационные технологии. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования учебно-методической документацией должны быть обеспечены 100 % дисциплин и профессиональных модулей. В соответствии с Положением об учреждении среднего профессионального образования (Ч. 3., п. 19.) необходимо ежегодно обновлять образовательные программы «в части состава дисциплин (модулей) и/или содержания ра-

бочих программ учебных дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики, а также методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующих образовательных технологий с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы». Таким образом, можно говорить, что на фоне повышения требований к содержанию методической работы педагога, идет разграничение его методической деятельности по направлениям.

На сегодняшний день в системе СПО нет утвержденных норм, которые бы точно определяли эти направления. В официальных изданиях и периодической печати материалы по этой проблеме носят рекомендательный характер. Однако несмотря на отсутствие нормативных документов практика планирования методической работы по направлениям существует довольно давно. В журналах «Профессиональное образование», «Специалист», «Среднее профессиональное образование» и других, а также на специализированных сайтах в Интернете можно найти достаточно обширный материал, касающийся опыта планирования методической работы педагогов.

Индивидуальную методическую работу в СПО подразделяют на: учебно-методическую; научно-методическую и организационно-методическую.

Учебно-методическая работа предполагает деятельность, направленную на методическое и дидактическое обеспечение процесса обучения с учетом рекомендаций, выработанных в результате научно-методической деятельности. Итогом учебно-методической работы должен стать учебно-методический ком -плекс преподаваемой дисциплины, который в дальнейшем с повышением уровня педагогического мастерства педагога, освоением им и внедрением в процесс обучения новых методик и технологий обучения будет совершенствоваться. Особое место в этом комплексе должны занять цифровые (электронные) образовательные ресурсы, которые обеспечат современный подход к обучению и позволят применять в образовательном процессе методики дистанционного обучения (полностью или частично).

Научно-методическая работа педагога УПО ориентируется на исследование и обобщение передового опыта с целью развития процесса обучения; совершенствования его содержания и методик преподавания; разработки новых современных моделей (техно-

логий) обучения и воспитания; поиска новых принципов, закономерностей, методов, форм и средств организации учебного процесса. Результат этой деятельности может быть выражен как в освоении педагогом современных методик и технологий обучения, так и в публикациях собственного инновационного опыта. Издание методических пособий, учебников, монографий (в том числе имеющих внешнюю рецензию), участие в научно-практических конференциях, конкурсах профессионального мастерства, мастер-классы для педагогов территориального методического объединения или области — все это также характеризует результат методической работы педагога данного направления.

При планировании организационно-методической работы определяется объем участия педагогического работника в коллективных формах методической деятельности: педагогических и научно-методических советах, методических советах, цикловых комиссиях, заседаниях кафедр и др.

В условиях внедрения ФГОС одним из направлений методической деятельности может стать экспертно-методическая работа. Учреждением профессионального образования данный вид деятельности применяется для проведения экспертиз методических материалов и оценочных средств, которые разрабатываются педагогами по каждой отдельной дисциплине и профессиональному модулю. Данное направление предусматривает участие педагогов в работе экспертных комиссий, в составе жюри на конкурсах профессионального мастерства, инновационных методических продуктов и т. п.

Планирование методической работы педагога осуществляется в различных формах,

Библиографический список

которые устанавливаются образовательным учреждением: план методической работы, программа развития педагога, паспорт методической деятельности. Вне зависимости от выбранной формы планирования ее структура должна четко отражать перспективное развитие педагогического работника и предусматривать меры, которые обеспечат его соответствие современным квалификационным требованиям или квалификационной категории (имеющейся или планируемой). Критериями соответствия уровня квалификации педагогического работника учреждения начального или среднего профессионального образования первой квалификационной категории являются (в том числе): владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное их применение в практической профессиональной деятельности; внесение личного вклада в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания. Для высшей категории этот вклад должен быть основан еще и на инновационной деятельности, освоении новых образовательных технологий и активном распространении собственного опыта в области повышения качества обучения и воспитания.

В заключение следует отметить, что в качестве «мерила» методической деятельности педагогического работника, его профессиональной компетентности, готовности к внедрению инноваций и внедрению ФГОС может стать портфолио педагога, содержащее несколько «портфелей», в которые раскладываются продукты методической деятельности, документы, отзывы и рецензии, характеризующие его профессиональную состоятельность.

1. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] : в 2 т. — М. : БРЭ, 1993. — Т. 1. - 608 с.

2. Словарь-справочник по педагогике [Текст] / авт-сост. В. А. Мижериков ; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. — М. : ТЦ Сфера, 2004. — 448 с.

3. Ильенко, Л. П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Л. П. Ильенко. — М. : АРКТИ, 2003. — 95 с.

4. Моисеев А. М. Заместитель директора школы по научно-методической работе (функции, полномочия, технология деятельности) [Текст] / А. М. Моисеев, О. М. Моисеева ; под ред. М. М. Поташника. — М. : Педагогическое общество России, 2001. — 256 с.

5. Фалюшина, Л. И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ [Текст] / Л. И. Фалюшина. — М. : АРКТИ, 2004. — 262 с.

6. Кругликов, Г. И. Методическая работа мастера производственного обучения [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений / Г. И. Кругликов. — М. : Академия, 2010. — 160 с.

7. Материалы сайта www.superinf.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.