Научная статья на тему 'Современные тенденции развития крупного машиностроительного комплекса и мониторинга его инфраструктуры'

Современные тенденции развития крупного машиностроительного комплекса и мониторинга его инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУПНЫЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / РАЗВИТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / МОНИТОРИНГ / ИНФРАСТРУКТУРА / LARGE MACHINE-BUILDING COMPLEX / DEVELOPMENT / MANAGEMENT / MONITORING / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плотников А. Б., Ровных Е. А.

В статье раскрыта взаимосвязь целей производственной системы и инфраструктуры крупного машиностроительного комплекса, выявлены современные условия и тенденции развития инфраструктуры исследуемого комплекса, а также определены задачи экономических критериев при проведении мониторинга инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS OF LARGE MACHINE-BUILDING COMPLEX AND MONITORING OF ITS INFRASTRUCTURE

In this article the relationship goals of the production system and large machine-building complex infrastructure, identified current conditions and trends in the development of infrastructure of the complexes, and also defines the tasks of economic criteria for monitoring infrastructure.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития крупного машиностроительного комплекса и мониторинга его инфраструктуры»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КРУПНОГО МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА И МОНИТОРИНГА ЕГО ИНФРАСТРУКТУРЫ

Плотников А.Б., к.э.н.

Ровных Е.А., к.э.н.

В статье раскрыта взаимосвязь целей производственной системы и инфраструктуры крупного машиностроительного комплекса, выявлены современные условия и тенденции развития инфраструктуры исследуемого комплекса, а также определены задачи экономических критериев при проведении мониторинга инфраструктуры.

Ключевые слова: крупный машиностроительный комплекс, развитие, управление, мониторинг, инфраструктура.

MODERN TRENDS OF LARGE MACHINE-BUILDING COMPLEX AND MONITORING OF ITS INFRASTRUCTURE

Plotnikov A., Cand.Econ.Sci.

Rovhikh E., Cand.Econ.Sci.

In this article the relationship goals of the production system and large machine-building complex infrastructure, identified current conditions and trends in the development of infrastructure of the complexes, and also defines the tasks of economic criteria for monitoring infrastructure.

Keywords: large machine-building complex, development, management, monitoring, infrastructure.

Сегодня в проблемах инфраструктуры крупного машиностроительного комплекса (КМК) как в фокусе сходятся многие условия и слагаемые роста эффективности промышленного производства. Отставание инфраструктуры КМК требует пристального внимания к ней при исследовании общей проблемы эффективного развития производства. Особое значение этой проблемы определяется не только отвлечением на обслуживание большого количества материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и влиянием уровня их использования на эффективность производства КМК в целом.

Цели функционирования инфраструктуры КМК представлены на рис. 1. Если цель производственной системы - выпуск продукции, повышение эффективности производства продукции и воспроизводства производственной системы, то цель инфраструктуры КМК в условиях современной меняющейся рыночной экономики -обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции, ритмичности основного и вспомогательного производства. Эта цель достигается с помощью повышения эффективности развития инфраструктуры КМК, что, в свою очередь, достигается посредством сокращения затрат на обслуживание, повышение комплексности и качества работ, формирование и использование необходимого потенциала. Для осуществления этих задач и необходимо совершенствование механизма мониторинга инфраструктуры КМК.

Функционирование инфраструктуры КМК является сложным процессом. В этом процессе помимо непосредственных исполнителей, работающих в различных подразделениях инфраструктуры КМК, принимают участие и другие отделы и службы КМК, так или иначе связанные с производством и потреблением производимых инфраструктурой продукции и услуг. Кроме того, в процессе производства инфраструктурной продукции задействовано большое количество различного оборудования, материальных ресурсов, от рационального использования которых зависят в конечном итоге результативные показатели деятельности инфраструктуры КМК в целом и конкретной подсистемы инфраструктуры КМК в частности.

Исходя из вышеизложенного, процесс обслуживания основного и вспомогательного производства представляет собой совокупность взаимодействующих во времени и пространстве различных элементов инфраструктуры КМК. Отсюда, инфраструктуру КМК как объект мониторинга можно рассматривать как социально-экономическую систему, состоящую из совокупности взаимосвязанных элементов и обладающую особенностями, которые отсутствуют у элементов, ее составляющих. При этом связи элементов, образующих систему, разнородны по своей природе, нестабильны, изменчивы во времени как характер, так и интенсивность взаимодействия входящих в систему элементов. В связи с этим инфраструк-

Производство конкурентоспособных инфраструктурных услуг, обеспечение их сбыта

Изучение конъюнктуры рынка, регулирование объемов производства инфраструктурных услуг I

Повышение эффективности воспроизводства системы

Повышение эффективности производства и оказания инфраструктурных услуг

Снижение

затрат

I

1

Соблюдение уровня качества инфраструктурных услуг, систематическое его повышение

Воспроизводство основных производственных и непроизводственных фондов

Воспроизводство рабочей силы

Повышение эффективности воспроизводственной структуры

Сниже- Своевременность Повышение Формирование

ние за- и комплексность качества ин- необходимого

трат обслуживания фраструктур- потенциала

ных услуг

Совершенствование механизма управления инфраструктурой

Рис. 1. Взаимосвязь целей производственной системы и инфраструктуры КМК

туру КМК как объект мониторинга необходимо рассматривать как сложную динамическую систему.

Более подробно уделим внимание данному понятию. Поэтому, если рассматривать инфраструктуру КМК, как открытую систему, которая взаимодействует с внешней средой через входные и выходные каналы, то внешняя среда проявляет себя через потребителей продукции, поставщиков материалов, конкурентов, посредников и др. Внешняя среда, в свою очередь, также подвержена воздействию различных факторов, имеющих, в большинстве случаев, вероятностный характер. Отсюда, процесс функционирования инфраструктуры КМК не может непрерывно происходить в строго установленном режиме. Как показывает практика, этот процесс сопровождается рядом отклонений, для устранения которых должны быть приняты конкретные меры.

Комплекс мероприятий, обеспечивающих функционирование инфраструктуры КМК в заданном режиме, либо возвращающих его к нормальному режиму в случае отклонения, называется управлением деятельностью системы. Это должно обязательно отслеживаться в рамках мониторинга функционирования инфраструктуры КМК. Таким образом, инфраструктура КМК, как система, состоит из двух связанных, взаимодействующих друг с другом подсистем, обладающих определенной самостоятельностью: управляемой и управляющей подсистемами. В системе инфраструктуры КМК выделяют объект управления - базисный материальный процесс обслуживания основного и вспомогательного производства и систему управления всеми бизнес-процессами комплекса.

Современное условие развития инфраструктуры КМК связано с ориентацией на потребительскую ценность продукции. Проблема заключается в том, что ориентация производства на потребительскую ценность вступает в противоречие с требованиями аффективного использования ресурсов. При этом, при рассмотрении проблем, связанных с развитием инфраструктуры КМК, может быть использовано множество моделей. Так, модель Мак-Кинзи 7S можно использовать как способ осмысления проблем развития инфраструктуры КМК [1]. Ее название идет от семи факторов, влияющих на развитие инфраструктуры КМК: стратегии, навыков, общепризнанных ценностей, структуры, систем, кадров и стиля. Такие схемы показывают, что процессы развития инфраструктуры КМК не являются простыми, что одно не обязательно следует за другим и что в управлении изменением все факторы взаимосвязаны. Имеются концепции, касающиеся организационных изменений в КМК. В них представлены взаимосвязи, складывающиеся между различными областями бизнеса, отделениями КМК и их подразделениями. Эти взаимосвязи являются заметным видимым организационным фактором, и поэтому чаще всего изменения начинают со структуры.

Интересный подход к развитию инфраструктуры КМК как объекта мониторинга рассмотрен в модели, получившей название BATTLE [2]. Эта модель наиболее удачно подходит для разработки стратегических планов, ориентированных на конкуренцию. В современных условиях ориентация на максимальную эффективность имеющегося потенциала КМК сменилась ориентацией на эффективность развития, которое рассматривается как направление ресурсов в те области, где они могут обеспечить максимально высокую конкурентоспособность в течение длительного периода. Концепция эффективного развития инфраструктуры КМК является отличительной чертой активной стратегии, разрабатываемой для расширения сфер предпринимательской деятельности. Не имеет смысла перенимать современные зарубежные модели управления без учета отечественной внутренней специфики.

Что касается внешних факторов влияния, то большинство КМК при управлении своей инфраструктурой не может повлиять на них. Задачей мониторинга инфраструктуры КМК является по возможности более полный и точный учет происходящих корректив в деятельность КМК. Особенно тщательно изучаются условия конкурентной среды, место, занимаемое продукцией КМК на рынке, сильные стороны КМК. Сочетание сильных и слабых сторон КМК соответственно с благоприятными возможностями или угрозами, исходящими от внешней среды, тщательно изучаются. В свою очередь, анализ возможностей можно определить с помощью систем критериев уровня развития инфраструктуры КМК. Таким образом, изучение системы критериев уровня развития инфраструктуры КМК как объекта мониторинга преследует несколько целей: объективная оценка возможностей КМК по увеличению объема продаж и повышению рентабельности; оценка деятельности администрации

и аппарата управления по достижению стратегических и тактических целей развития инфраструктуры КМК; сравнения с конкурентами, что имеет важное значение для анализа и использования в текущей деятельности объектов инфраструктуры КМК.

Отсюда, центральной задачей экономических критериев при проведении мониторинга инфраструктуры КМК является оценка скорости удовлетворения потребностей. Другой важной стороной экономических критериев является непрерывное соизмерение результатов и затрат. Это порождает широкий комплекс проблем измерения факторов, влияющих на принятие экономических решений. Для большинства КМК критерий будет выражаться в системе показателей, включая некоторые расчетные экономические (такие как прибыль, рентабельность и т.п.). Эффективность же подсистем инфраструктуры КМК оценивается их вкладом в приращение темпа основного процесса. Критерий предназначен для технико-экономического планирования в современных КМК.

Таким образом, исходя из целей развития инфраструктуры КМК, уровень развития необходимо планировать, анализировать, повышать. Показатели уровня развития как бы дают заказ на развитие производства. А выделение нескольких уровней развития инфраструктуры КМК в рамках мониторинга необходимо с точки зрения анализа и выбора оптимальных путей развития КМК, совершенствования системы планирования и управления. В свою очередь, для КМК с устойчивой стратегией поведения на рынке и устойчивым производством ограниченного ассортимента изделий эффективной формой организации является централизованная функциональная структура. При этой системе управления инфраструктура функционирует как различные подразделения КМК. В этом случае инфраструктура КМК как объект мониторинга рассматривается как закрытая система, изолированная от внешней среды. Стратегия развития инфраструктуры КМК устанавливается не в подсистемах, а руководством КМК.

В современных экономических условиях нагрузка на инфраструктуру КМК существенно возрастает, функции ее заметно усложняются, появляются новые формы инфраструктурой деятельности. Эти явления обусловлены целым рядом факторов общеэкономического характера, прежде всего, следующими тенденциями развития инфраструктуры КМК:

• снижение объемов производства продукции, замедление темпов создания и внедрения инноваций;

• общая неразвитость рыночной системы и недостаточный опыт рыночного взаимодействия, нестабильность процессов развития рыночных отношений при обеспечении условий функционирования объектов инфраструктуры КМК;

• кризисные явления в КМК, тормозящие процессы обновления сильно изношенных основных фондов, крайне ограниченные возможности государственного финансирования;

• непрерывный рост инфляции, сопровождаемый резким увеличением цен на продукцию и услуги, сложное положение денежно-кредитной системы, разрыв цен внутреннего рынка и мировых цен, недостаток валютных средств;

• появление различных форм собственности, специфический характер реализации процессов разгосударствления и приватизации объектов инфраструктуры КМК;

• конверсия научно-технического и производственного потенциала;

• изменение территориальных хозяйственных связей в рамках складывающегося нового экономического пространства;

• интенсификация процессов включения России в мировые хозяйственные связи; создание предпосылок для повышения технического уровня производства, конкурентоспособности продукции.

Необходимо отметить, что специфика инфраструктуры КМК применительно к условиям централизованно управляемой экономики исследована во многих отечественных и зарубежных работах

[3]. В главных чертах специфика инфраструктуры КМК сохраняется и в новых условиях хозяйствования. К ним можно отнести: неотделимость процессов производства и потребления инфраструктурных услуг; сетевой характер многих подсистем инфраструктуры; высокую инерционность инвестиционных процессов вследствие большой капитало- и фондоемкости инфраструктурных объектов; наличие значительных внешних эффектов и т.д.

Указанные выше факторы оказывают непосредственное влияние на комплекс инфраструктуры КМК в целом и его отдельные подсистемы, причем не только усложняют учет известной, прису-

Рис. 2. Модель Деминга (цикл PDCA: “Plan-Do-Check-Act”)

щей инфраструктуре специфики, но и обусловливают изменения ее старых свойств или, возможно, появление новых. Так, в условиях меняющейся рыночной среды требует уточнения структура себестоимости продукции инфраструктурных подсистем, понятия различных внешних (внеинфраструктурных) эффектов и потерь в народном хозяйстве, связанных с инфраструктурой, возможности отражения этих категорий в ценах и тарифах на инфраструктурные услуги.

Также важно понимать, что эффективность принятия управленческих решений сегодня во многом зависит от принципиально иного подхода к управлению КМК и субъективного восприятия всего комплекса проблем в момент принятия решения, где важной составляющей процесса управления, например, объектами инфраструктуры КМК выступает система информационно-аналитического наблюдения и контроля на различных этапах разработки и реализации управленческих решений.

Кроме того, в системе организации процесса в русле генеральных линий развития, мониторинг инфраструктуры КМК выступает инновационным, основным неотъемлемым связующим инструментом наблюдения, контроля и оценки системных тенденций движения по направлению к эффективному функционированию КМК

[4].

Кроме этого, необходимо отметить, что еще в середине XX века, творец японского экономического чуда У.Э Деминг доказал, что мониторинг, основанный на непрерываемых циклах измерения и обратной связи (рис. 2), может обеспечить переход к качественно новому уровню эффективности и результативности функционирования экономических систем. Модель Деминга, созданная еще в сороковые годы XX века включает цикл из нескольких характерных и обязательных шагов. Проверка выполнения поставленных задач и анализ результатов, предшествующий планированию новых этапов деятельности, должны присутствовать непременно [5].

Рассмотрим теперь содержание понятия мониторинг с точки зрения обоснования его важности для управления и развития инфраструктуры КМК. Мониторинг (от англ. monitoring) — постоянное наблюдение за интересуемым объектом, явлением, процессом с целью выявления их соответствия или несоответствия желаемому результату [6].

Мониторинг в переводе на русский язык означает «отслеживание». В международной практике в это понятие вкладывается не просто отслеживание определенных процессов, но отслеживание и предание их гласности с целью стимуляции лиц, принимающих решения на устранение выявленных мониторингом недостатков и пороков. Реймерс отмечает, что смысл мониторинга наиболее полно раскрывается в выполнении двух взаимосвязанных функций: наблюдения, (слежения) и предупреждения [7]. Правомерно акцентировать и значение мониторинга как регулярной процедуры измерения результативности - важнейшей части системы управления любой деятельностью, целью которой является получение каких-либо результатов [8].

Использование мониторинга, как рабочего инструмента, весьма показательно - оно характеризует уровень активность соответствующих сфер социально-экономической жизни общества. При этом можно с уверенностью утверждать, что в современной фазе развития научной и практической деятельности российского общества наблюдается растущий интерес к использованию мониторингового инструментария.

Отсюда, мониторинг, имеющий перспективной целью контроль над развитием инфраструктуры КМК, является информационной основой разработки перспективной политики развития КМК и принятия управленческих решений в кардинально изменившихся условиях рыночной экономики. Это - специально организованное наблюдение и отображение в определенных формах системной информации об экономическом, экологическом и социальном состоянии объектов инфраструктуры КМК в общем контексте развития национальной экономики России.

Новый подход в проведении мониторинга развития инфраструктуры КМК в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено эффективное взаимодействие всех участников бизнес-процессов КМК как динамичной социально-экономической системы. Это предполагает формирование эффективной пространственной структуры управления КМК в контексте мониторинга развития объектов его инфраструктуры при соблюдении баланса экологических, социальных и экономических интересов всех элементов управления и участников процесса управления инфраструктурой КМК [9]. Вышесказанное предопределяет необходимость формирования методологических, организационных и технических аспектов организации системы мониторинга инфраструктуры КМК в рамках разработки и реализации производственных и инвестиционных программ перехода КМК к сбалансированному развитию.

Таким образом, система мониторинга будет источником управленческой информации, необходимой для исследования поставленной цели на достижимость, а также отслеживания изменений состояния объекта инфраструктуры в заданной системе координат его функционирования или развития.

В этой связи, важное значение имеет постоянный мониторинг показателей развития инфраструктуры КМК, его отдельных элементов и оценка эффективности развития инфраструктуры КМК, что послужит основой для формулирования обоснованных выводов о траектории изменения позиции КМК, об ослаблении или, наоборот, росте его конкурентоспособности.

Литература:

1. Семь S-модель. Петер, Томас и Ватерман, Рихард X. In Search of Excellence, Лансберг, Современная промышленность, 1984.

2. Портер М. Международная конкуренция/ Пер. с англ. М. Межд. отношения, 1993. 896 с.

3. Власов Б.В., Семенов В.М. Повышение эффективности вспомогательных производств. М..-Машиностроение, 1983. 232с.; Власов В.В. Япония. Производственная инфраструктура. М..Наука, 1991

4. Девяткин С.В. О подходе к управлению региональным устойчивым развитием // Устойчивое развитие. Наука и практика, 2003. - № 1. - с. 59 - 64.; Иванов В.Н. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления, 2-е изд. -М.: Экономика, 2001.-327 с.

5. Гусева Т.В. Отчетность в области устойчивого развития: возможности, открывающиеся перед малыми и средними предприятиями / Т.В. Гусева, С.Ю. Дайман, Ю.А. Панова // Менеджмент в России и за рубежом, 2004. с. 93- 107.

6. Визгалов Д.В. Мониторинг и оценка в условиях программно-целевого управления региональным развитием / под общ. ред. И.Е. Никулиной, И.В. Хоменко. - Томск: Дельтаплан, 2004. - 326 с.

7. Реймерс Н.Ф. Экология: Теории, законы, правила, принципы и гипотезы / Н.Ф. Реймерс. - М: Россия молодая, 1994. - 367 с.

8. Александрова А.Л. Методика мониторинга результативности услуг здравоохранения на муниципальном уровне / Фонд «Институт экономики города» при поддержке Агентства США по международному развитию (USA1D) // Муниципальная экономика, 2006.- Ш. - с. 58 - 84.

9. Стратегическое управление регионами: регион, город, предприятие / Под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина. ООН РАН, НИМБ. - Мл ЗАО Издательство «Экономика», 2004. - 605 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.