УДК 37.51
Загорная В.А.
студентка 2 курса Сахалинский государственный университет (г. Южно-Сахалинск, Россия)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ШКОЛЬНИКОВ 7 КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Аннотация: в статье рассматриваются определения «цифровой компетенции» разных авторов. На основе определения Галины Солдатовой были выделены четыре компонента и четыре вида цифровой компетенции. Даны условия для эффективного формирования информационной компетентности у школьников.
Ключевые слова: цифровая компетентность, информационная компетентность, образование.
В современном обществе перед исследователями и учёными стоят задачи по развитию образования и повышению качества учебного процесса. В данном контексте актуальным становится внедрение новых методик и образовательных стандартов, которые предполагают не только передачу информации от учителя к ученику, но и развитие ученической саморегуляции и самостоятельности в обучении.
Согласно Концепции модернизации Российского образования, одним из ключевых направлений является переход к новым стандартам, где акцент делается на развитие компетенций учащихся. Одним из важных элементов современного образования выступает формирование цифровых навыков, где математика играет определяющую роль.
Компетенция - это совокупность знаний, умений, и способностей, необходимых для успешного функционирования в определенной области. Наличие компетентности в различных сферах жизни позволяет обоснованно действовать и принимать обоснованные решения.
Таким образом, компетенции представляют собой набор навыков и знаний, необходимых для эффективного функционирования в современном обществе.
Таблица 1. Определение понятий цифровой компетенции.
Автор Определение
Пол Гилстер Понятие "цифровая компетентность" было внесено в научный обиход в 1997 году. Описываемая компетентность подразумевает способность осмысливать и эффективно применять данные, поступающие из самых различных источников и представленные в многообразии форматов, при этом используя компьютерные технологии. Гилстер подчеркнул значимость Интернета в изменении поведенческих шаблонов людей: он отмечает, что пребывание в сети способствует возникновению отличительных способов поиска информации и нестандартных методов коммуникации. Такие изменения ведут к развитию сетевого образа мышления, основополагающей характеристикой которого является активность в информационно-коммуникативном пространстве.
Галина Уртанбековна Солдатова Цифровая компетентность проявляется в способности индивида к уверенному, продуктивному, осознанно-критическому и надёжному использованию инфокоммуникационных технологий. Такое применение технологий охватывает различные области, включая информационное пространство, взаимодействие, консумпцию и техносферу. Основу компетентности составляет комплекс знаний и умений, а также личностная ответственность и мотивация.
Оксана Вячеславовна Приходько Компетентность в цифровой сфере означает освоение техник и умений для выявления, организации, категоризации и оценки данных с применением цифровых ресурсов и Интернета в целях выполнения заданий практической, образовательной и профессиональной природы
Марина Александровна Горюнова В области информационных технологий термин "цифровая компетентность" характеризуется как способность индивида к эффективному применению и интеграции цифровых инноваций в различные сферы деятельности, сопровождающееся созданием новаторских цифровых продуктов.
Ирина Сергеевна Симарова, Юлия Владимировна Алексеевичева, Дмитрий Владимирович Жигин Информационно-коммуникационные технологии оказывают влияние на решение профессиональных задач, и для этого требуются соответствующие знания и навыки. Эти способности, оцениваемые как цифровые компетенции, представляют собой интеграцию ИКТ-умений с профессиональными знаниями в контексте выполнения трудовых функций.
Рассмотрим педагогические условия на определении Галины Солдатовой.
Галина Уртанбековна Солдатова составила модель цифровой компетентности, в ее структуре отражены такие элементы, как знания, включающее умения и навыки, а также мотивационная составляющая и ответственность. Рассматриваемые компоненты дифференцируются для применения в различных аспектах интернет-активности, например, при взаимодействии с контентом, в процессе коммуникаций, внутри техносферы, а также в контексте цифрового потребления. Из этого вытекает разделение на 4 вида цифровой компетентности:
1. Понятие "информационная и медиакомпетентность" обозначают набор фундаментальных навыков и академических способностей. Эти компетенции включают в себя способность выявлять доступную информацию в цифровом пространстве, а также критически её обрабатывать.
2. Коммуникативная компетентность объединяет мотивационные аспекты, умения, знания и чувство ответственности. Она предназначена для овладения многообразием средств общения - от электронной переписки до диалогов в социальных медиа и интерактивных платформах вроде форумов и блогов. Эти компетенции критически необходимы для эффективного обмена информацией с разнообразными намерениями.
3.Способность эффективного и надежного применения технических устройств и программного обеспечения определяется через комплексное понятие технической компетентности. Она охватывает такие составляющие, как осведомлённость о доступных технологиях, владение необходимыми навыками и техниками, наличие внутренней мотивации, а также готовность нести ответственность.
4. Потребительская компетентность - владение цифровыми технологиями и интернетом является ключом к выполнению многообразных заданий, возникающих в ходе ежедневной жизни, которые неразрывно связаны с определенными обстоятельствами. Данная компетенция охватывает ряд важных аспектов, включая знания, способности, мотивацию и чувство ответственности,
все из которых направлены на удовлетворение множественных потребностей через применение цифровых платформ.
Из определения данных компонентов цифровой компетентности можно сделать вывод, что на уроках математики можно развить у учащихся такой компонент как информационная компетентность.
Осуществление качественной передачи знаний по математике и трансформация возможностей их практического использования опираются на ряд педагогических условий.
Одним из фундаментальных аспектов является включение в образовательный процесс компетентностно-ориентированных заданий, направленных на овладение учениками способностями применять математические концепции в разнообразных контекстах. Эти задачи стимулируют размышления, пробуждают интуицию и требуют от школьников применения различных подходов к решению.
Адаптация педагогической практики для развития информационно-цифровой грамотности включает в себя организацию многообразных форм учебной работы. К числу таковых относятся уроки-семинары и уроки-конференции, которые дают возможность учащимся самостоятельно исследовать и докладывать о выбранной теме из широкого спектра предложенных, формируя при этом навыки презентации и изложения собственной точки зрения.
С целью усиления информационно-цифровой проницательности населения, в обучении математическим дисциплинам применяются специализированные программы, в числе которых УМК «Живая математика», ИИСС «Математика на компьютерах» и «1С: Математический конструктор». В их основу заложены инструменты для эффективного усвоения цифровых компетенций.
Преподаватели, стремясь к реализации образовательных целей, особенно формирования информационно-цифровых компетенций учащихся, необходимо обладают высоким уровнем заинтересованности и ориентированности на
исходные указания. Помимо этого, задания, каковые подразумевают аналитическую работу с данными, обучают школьников логическому мышлению и способности принимать обоснованные решения.
Значимая составляющая в навыках решения практических проблем и критического мышления достигается благодаря использованию практико-ориентированных задач, направленных на исследования математических аспектов реального мира.
Проектный метод, включающий в себя разработку заданий, которые подразумевают познавательные процессы и самостоятельное осуществление поиска, отбора и систематизации информации, способствует развитию у учащихся компетенции самостоятельного конструирования знаний и успешной адаптации в информационном обществе.
Стратегия предполагает интеграцию и взаимодействие вышеуказанных методик и подходов, что делает процесс формирования цифровых компетенций в математическом образовании весьма комплексным и многогранным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алтыбаева М. А., Турдубаева К. Формирования профессиональной компетентности в курсе методики преподавания математики // Вестник ТГПУ, Выпуск 2(117). 2012. - С.53-57;
2. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования — М.: Фонд Развития Интернет, 2013 — 144 с;
3. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. - М:Смысл, 2017г;
4. Сенашенко В.С., Кузнецова В.А., Кузнецов В.С. О компетенциях, квалификации и компетентности // Высшее образование в России. 2010. - № 6. -С. 18-23
Zagornaya V.A.
Sakhalin State University (Yuzhno-Sakhalinsk, Russia)
DETERMINING PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR EFFECTIVE FORMATION OF DIGITAL COMPETENCIES IN 7TH GRADE STUDENTS IN MATHEMATICS LESSONS
Abstract: the article discusses the definitions of "digital competence " by different authors. Based on the definition of Galina Soldatova, four components and four types of digital competence were identified. The conditions for the effective formation of information competence among schoolchildren are given.
Keywords: digital competence, information competence, education.