Педагогика
УДК 37
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Носкова Наталья Викторовна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Петрова Людмила Андреевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)
ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА: ОТ ТЕОРИИ К ИННОВАЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ
Аннотация. В настоящее время в педагогике рассматривается понятие цифровой компетентности педагога как результат качественно нового, инновационного подхода к организации и осуществлению учебно-воспитательного процесса. Приобретение цифровой компетентности открывает перед учителем широкий спектр возможностей, обогащающих образовательную среду и позволяющих сделать образовательный процесс более динамичным. В статье определены критерии и уровни проявления цифровой компетентности, представлен опыт по формированию цифровой компетентности современного педагога. Сделан обоснованный вывод о необходимости овладения педагогом XXI века высоким уровнем цифровой компетентности.
Ключевые слова: цифровое образование, цифровая компетентность, инновационная деятельность, информационно-коммуникационные технологии.
Annotation. Nowadays pedagogy considers the concept of a teacher's digital competence to be a result of a new innovative approach to the educational process organization and implementation. The acquired digital competence helps the teacher to open up a wide range of opportunities that enrich the educational environment and make the educational process more dynamic. The article defines the criteria and levels of digital competence manifestation, presents the experience in the formation of a modern teacher's digital competence. A well-grounded conclusion is made about the need for the XXI century teacher to acquire a high level of digital competence.
Keywords: digital education, digital competence, innovative activity, information and communication technologies.
Введение. Новое время - время новых глобальных достижений, информационно-коммуникационных технологий. На первое место выдвигаются «компетенции 21 века» - когнитивные, социально -эмоциональные и цифровые. Президент Российской Федерации В.В. Путин на Петербургском международном экономическом форуме заявил, что наша страна без цифровой экономики не может иметь будущее. Инициативы и преобразования, направленные на цифровую трансформацию сферы образования, выдвигают на повестку дня вопрос о роли преподавателя в качестве «цифрового тьютора» [51 в современном образовательном пространстве. «Лавинное» нарастание информации, массовое внедрение информационно-коммуникационных технологий во все жизненные сферы человечества, развитие социальных сетей привело к появлению концепции цифровой компетентности. Чтобы приблизить современную школу к ожидаемому будущему, необходимо внедрять весомые, имеющие принципиальное значение достижения в области качества, инновационных методов и современных информационно-коммуникационных технологий в образовании. Развитие образовательного процесса через использование цифровых данных и возможностей цифровой среды невозможно без формирования у педагога цифровой компетентности. Учитель второго десятилетия XXI века не просто использует информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе, он основывает на них всю свою профессиональную деятельность. Цифровые технологии расширили в системе образования границы доступности знаний: создаются виртуальные лаборатории, лекционные видеокурсы, онлайн-курсы, активно используются мобильные электронно-образовательные ресурсы. Благодаря цифровым технологиям увеличивается возможность создавать для каждого обучающегося индивидуальные образовательные траектории, разнообразить формы, методы и темп освоения образовательного материала.
Современному учителю, как отмечается в Программе «Цифровая экономика Российской Федерации» отмечается, необходимо понимать роль информационно-коммуникационных технологий в образовании, владеть программными и техническими средствами, уметь организовывать и управлять образовательным процессом, комбинировать новые информационные и педагогические технологии, чтобы проводить увлекательные занятия, развивать компьютерную грамотность школьников [8].
На сегодняшний день ясно одно - педагог не может не учитывать, что современные школьники свободно владеют современными компьютерными технологиями поиска, передачи и обработки информации и воспринимают современную информационную сеть не как набор технологий, а как среду обитания. На сегодняшний момент количество детей с высоким уровнем интернет-активности увеличилось по сравнению с 2019 годом почти в два раза [9]. Федеральные государственные образовательные стандарты, как конвенциональная норма общественного договора, согласующего требования семьи, общества и государства к образованию и являясь своеобразным отражением социального заказа развивающегося информационного общества должны способствовать внедрению цифровых технологий в образовательный процесс, уделять особое внимание повышению цифровой компетентности обучающихся наравне с математической и литературной грамотностью.
Изложение основного материала статьи. Проблемам, связанным с формированием цифровой компетентности педагога XXI века, посвящены работы современных ученых, педагогов, психологов, практиков. Роль информационных и сетевых технологий отражена в работах И.И. Дзегелннок, Н.П. Вашкевича, С.С. Свириденко и др. Концепции профессионального развития педагогов освящены в работах Н.С. Глуханюк, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова и др. В исследовании Г.У. Солдатовой, В.Н. Шляпникова рассматриваются векторы изменений представителей цифрового поколения, особенности новой социальной ситуации развития и цифровой социализации.
Анализ научных публикаций по теме исследования позволил обратить внимание, что существует ряд определений понятия цифровой компетентности. Например, цифровая компетентность - это способность
человека использовать цифровые информационные и коммуникационные технологии с целью получения доступа к информации, управления ею, интеграции информации, её оценивания и создания, а также с целью коммуникации, при этом соблюдая этические и правовые нормы и - таким образом - полноценно функционировать в современном обществе [8].
Мы придерживаемся мнения Г.У. Солдатовой, делающей акцент на готовности и способности индивида эффективно, критично, уверенно и безопасно выбирать, и применять информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности. Принципиально новым и существенным в данном подходе является учет мотивационной и ценностной сфер личности. Выявление потребностей и желаний человека, степени его готовности к развитию (мотивационная сфера) и определение его отношения к Интернету, степени его понимания и принятия норм, правил и ценностей цифрового мира и готовности им следовать (ценностная сфера) позволяет не только диагностировать «статичное» состояние цифровой компетентности в данный момент, но и выявить перспективы ее развития, а также определить особенности деятельности человека в Интернете, в том числе при столкновении с новыми возможностями и опасными ситуациями [16; 18; 21].
В научной литературе цифровая компетентность рассматривается как сложный комплексный феномен, определяющий жизнедеятельность человека в информационном обществе. В её структуре обозначены четыре компонента: знания; умения и навыки; мотивация; ответственность (включающая, в том числе, безопасность), которые могут реализовываться в различных сферах деятельности в Интернете (работа с контентом, коммуникация, техносфера, потребление):
1) информационная и медиакомпетентность — знания, умения, мотивация и ответственность, связанные с поиском, пониманием, организацией фиксации (текстовых, изобразительных, аудио и видео), архивированием цифровой информации, а также создание материалов с использованием цифровых ресурсов и ее критическим анализом;
2) коммуникативная компетентность — знания, умения, мотивация и ответственность, необходимые для онлайн-коммуникации в различных формах (электронная почта, чаты, блоги, форумы, социальные сети и др.) и с различными целями;
3) техническая компетентность — знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие эффективно и безопасно использовать компьютер и соответствующее программное обеспечение для решения различных задач, в том числе использование компьютерных сетей;
4) потребительская компетентность — знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие решать с помощью компьютера и через интернет различные повседневные задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями, предполагающими удовлетворение различных потребностей [9; 20; 22].
В качестве критериев и уровней проявления цифровой компетентности педагога мы считаем целесообразным использовать результаты исследования современных ученых Е.И. Шевчук, Н.С. Кольева (табл. 1) [15].
Таблица 1
Критерии и показатели сформированности цифровой компетентности педагога
Уровни Низкий | Средний | Высокий
Критерии Показатели
Мотивация к информационной деятельности положительное, заинтересованное отношение к информационной деятельности система ценностных ориентаций к информационной деятельности достаточно сформирована и является адекватной общественно принятым ценностям к процессам информатизации мотивационно-потребностная сфера интересов, запросов, стремления к их удовлетворению в информационной деятельности находится на высоком уровне
Информационные знания поиск, хранение, обработка и передача информации, ее механическое воспроизведение в строгом соответствии с предлагаемым заданием -на основе элементарных представлений поиск, хранение, обработка, передача информации, ее воспроизведение с элементами анализа - на основе знаний о принципах работы с информацией поиск, хранение, обработка, передача информации, а также ее реконструирование - на основе системных знаний о способах работы с информацией
Информационные умения и навыки обладает первоначальными умениями работы с информацией; частично сформированы умения и навыки оформления реферативной работы и поверхностное представление о ее репрезентативном сопровождении достаточно владеет умениями и навыками использования ИКТ в рамках учебной и внеучебной деятельности; сформированы умения и навыки оформления реферативной работы и создания различных видов ее презентации в полной мере владеет умениями использования ИКТ в рамках учебной и внеучебной деятельности; сформированы умения и навыки оформления реферативной работы и создания различных видов ее презентации с использованием ранее полученных знаний и опыта создания презентаций
Конкурентно- слабо выраженное проявление готовности, ярко выраженные
способность личности стремление к самообразованию, самореализации, самосовершенствованию умения и навыков самообразования, самореализации, самосовершенствования; желание, готовность и умение адаптироваться в меняющейся информационной среде проявления умений и навыков самообразования, самореализации и самосовершенствования; готовность и потребность в непрерывном самообразовании
Степень выраженности указанных показателей составил характеристику уровней (высокий, средний, низкий) сформированности цифровой компетентности педагога:
• низкий уровень - это уровень, для которого характерно проявление отдельных компонентов структуры цифровой компетентности или их отдельных элементов. Его актуализация возможна в ограниченной информационной деятельности;
• средний уровень - это уровень, для которого характерно активное развитие у педагога компонентов структуры цифровой компетентности, возможностью его актуализации в продуктивной информационной деятельности;
• высокий уровень - это уровень, для которого характерно не только интенсивное развитие всех компонентов цифровой компетентности, но и переход на уровень самообразования, самосовершенствования и самореализации, то есть развития некоторых черт конкурентоспособности.
Цифровая компетентность педагога предполагает, прежде всего, овладение умениями использовать цифровые технологии в образовательном процессе, которые имеют преимущества перед традиционным обучением:
- цифровые технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации;
- применение цвета, графики звука, всех современных средств видеотехники воссоздают реальную обстановку действительности;
- компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности;
- цифровые технологии вовлекают обучающихся в процесс обучения и воспитания, способствуют наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности;
- позволяют наглядно представить результат своих действий.
В оценке цифровой компетентности учителей в педагогической практике учеными Г. Солдатовой, Т. Нестик, Е. Рассказовой, Е. Зотовой предлагается использовать методику «Индекс цифровой компетентности», позволяющую оценить, как интегральный показатель цифровой компетентности, так и его 4 компонента по субшкалам: знания, умения, мотивация и ответственность (последняя включает в себя и безопасность). Также методика позволяет оценить цифровую компетентность в четырех сферах деятельности в Интернете по субшкалам: коммуникация (общение), контент (поиск, отбор, создание, распространение контента), технические аспекты использования Интернета и потребление (пользование услугами, платежами, онлайн-покупки) [10; 14; 19].
Одним из наиболее эффективных путей приобретения педагогом цифровой компетентности является, прежде всего, ознакомление с современными концепциями развития электронного обучения - Mobile-Learning (обучение через смартфоны), Smart e-Learning («умное» электронное обучение) и др., а также расширять каналы связи с обучающимися: от непосредственных встреч в рамках аудиторных занятий, телефонной связи, взаимодействия через электронную почту, включаться в социальные сети («Вконтакте», Facebook и пр.), в контексте освоения методик онлайн-обучения включать персональные электронные устройства обучающихся(смартфонов, планшетов, ноутбуков) в процесс обучения, использовать возможности бесплатного wi-fi в учебных корпусах образовательной организации.
Формирование цифровой компетентности педагога является частью профессиональной педагогической подготовки. В структуру основных профессиональных образовательных программ высшего образования активно включаются специальные курсы по информационной компетентности, ИК-компетентности, КТ-грамотности, цифровой грамотности, что обеспечивает успешность формирования цифровой компетентности будущих специалистов.
В характеристике профессионального портрета современного педагога акцентируется внимание на его цифровой компетентности. При характеристике цифровой компетентности акцентируется внимание на готовности и способности уверенно, эффективно критично выбирать и применять инфокоммуникационные технологии в деятельности, учет мотивационной и ценностной сфер личности.
В отечественной системе образования создан необходимый задел по созданию ИТ-инфраструктуры, включены в образовательные программы, спецкурсы по информационной и цифровой грамоте, используются лучшие практики в области применения информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Так, например, накоплен достаточно большой опыт по формированию цифровой компетентности, как у будущих педагогов, так и у педагогов в старейшем университете восточного Подмосковья -Государственном гуманитарно-технологическом университете. В вузе ежегодно проводится учебная практика студентов 2 курса по программе, разработанной педагогами ВУЗа «Учебная практика - практика по получению первичных профессиональных умений и навыков», в содержание которой включено задание под названием «Разработка и защита проекта «Современный учитель и цифровая образовательная среда». Также творческим коллективом вуза создан и успешно функционирует Центр Интернет-образования,«1Т-парк педагога», Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Московской области «Учитель будущего», задача которых - формирование корпуса педагогов современной цифровой эпохи. Организация широкомасштабного обучения учителей школ Московской области основам использования возможностей сети Интернет и применению новых информационных технологий в образовательных целях осуществляется в лабораториях IT-парка, оснащенных новейшим оборудованием. В лаборатории «Веб-дизайн и разработка» педагогов (учителей школ, воспитателей детских садов преподавателей ВУЗа и колледжей), студентов учат создавать собственные веб-сайты, ориентироваться в мировой Сети, управлять собственным образовательным ресурсом в Интернете. В Психолого-педагогической лаборатории lT-парка ведется работа по совершенствованию компетенции «Преподавание в младших классах» используются современные технологии «умный пол», «образовательные кубы», «образовательная
мультипликация» и пр. Каждый студент университета, педагог, приобретает опыт работы в IT-парке по созданию и реализации собственных проектов. В рамках IT-парка формирование цифровой компетентности педагогов муниципальных организаций Подмосковья, представителей всех педагогических специальностей, всех типов и видов образовательных организаций осуществляется на мастер-классах, обучающих семинарах, лекциях, тренингах и пр.
Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что формировать цифровую компетентность необходимо только в такой образовательной среде, которая включает в себя современные информационные технологии, поскольку абсолютно новый дидактический потенциал данной среды создает условие для применения современных технологий в обучении, которые помогают достичь новых результатов в образовании.
Выводы. Поскольку существенным показателем профессионализма современного педагога является его готовность к использованию мировых цифровых ресурсов для информационно-цифрового обеспечения процесса обучения и воспитания, то одним из важнейших целевых ориентиров системы подготовки педагогических кадров должно быть формирование цифровой компетентности. С точки зрения авторов следует развивать и формировать цифровую компетентность педагога сопряженно с психолого-педагогической, исследовательской и методической деятельностью. Анализ и обобщение результатов данного исследования позволил сделать следующие выводы:
- цифровая компетентность современного педагога - один из важнейших показателей его профессионализма в решении постоянно усложняющихся образовательных задач. Формирование цифровой компетентности - социальный заказ системе профессиональной подготовки педагога;
- цифровая компетентность - личностно-профессиональное качество, необходимое для успешной профессиональной деятельности современного человека;
- большое значение в формировании цифровой компетентности будущего педагога имеет разработки образовательных программ, спецкурсов по информационной и цифровой грамоте, использование лучших практик в области применения информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.
Литература:
1. Арнаутов А.Д. Информационная компетентность в исследованиях отечественных и зарубежных ученых: сравнительный анализ // Мир науки, культуры, образования. № 4 (65) 2017. С. 7-9. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=29902486
2. Дикарева И.Г. Структура информационной деятельности учителя // Приволжский научный Вестник. - 2013. № 3 (19). - С. 94-101. - URL:https://cyberienmka.m/article/v/struktura-mformatsionnoy-deyatelnosti-uchitelya (дата обращения: 12.08.2018).
3. Днепровская Н.В. Оценка готовности российского высшего образования к цифровой экономике // Статистика и Экономика. 2018. -15(4). - С. 16-28 - URL: https://doi.org/10.21686/2500-3925-2018-4-16-28 (дата обращения: 12.02.2019).
4. Ефимов П.П., Ефимова И.О. Направления использования современных информационных технологий в инновационной образовательной среде вуза [Гекст1 // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 373-376. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6689/ (дата обращения: 03.03.2019).
5. Нифагин В.А., Рогальский Е.С. Разработка цифровых тьюторов для обеспечения современных обучающих технологий [Электронный ресурс]. — URL: http://eHb.bsu.by/Ыtstream/123456789/11516/1/16%20Нифагин.pdf
6. Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни. Москва: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2006, Available at: -URL:http://www.ifap.ru/library/book101.pdf (дата обращения: 07.10.2018).
7. Паршукова, Г.Б. Информационная компетентность личности. Диагностика и формирование: монография/ НГТУ - Новосибирск, 2006. — 253 с. - URL: http://www.uraledu.ш/Шes/Монография_Паршукова%o20Информационная0/o20компетентность0/o20личности.pd f (Дата обращения: 18.02.2019)
8. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: утв. распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 г. №1632-р [Электронный ресурс]. - URL: http://static.govemment.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 05.12.2018).
9. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н. Цифровая компетентность российских педагогов. Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 4 - С. 5-17. URL: http://psyjoumals.ru/files/79838/pno 2015 n4 soldatova.pdf (дата обращения: 25.09.2018).
10. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. — М.: Смысл, 2017. — 375 с.
11. Формирование информационной компетентности студентов педагогического вуза: монография / О.Н. Грибан. - Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Уральский гос. пед. ун-т». - 2015. - 162 с.
12. Хуторская Л.Н. Информационная педагогика // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 25 августа. [Электронный ресурс|. URL:http://www.eidos.ru/journal/2002/0825.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос" (Дата обращения: 18.08.2018)
13. Хуторской А.В. Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения, Российская Академия образования Москва. - 2006. - 292 с.
14. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. — М.: Фонд Развития Интернет. - 2013. - 144 с.
15. Шевчук Е.И., Кольева Н.С. Диагностика сформированности информационной компетентности учащихся подросткового возраста [Электронный ресурс]. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2011/6/pedagogika/shevchuk-kolyeva.pdf (дата обращения: 07.09.2018)
16. Шкерина Л.В. Развитие инновационной педагогической компетентности студентов педагогического вуза как фактор их профессиональной успешности // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции "Развитие непрерывного образования". - С. 190-194. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26546406 (дата обращения: 27.01.2019)
17. Eshet-Alkalai, Y. Experiments in Digital Literacy / Y. Eshet-Alkalai, Y. Amichai-Hamburger // CyberPsychology & Behavior. - № 7. - 2004. - C. 421-429. http://www.ifap.ru/library/book101.pdf (дата обращения: 07.12.2018)
18. Information Competency and Ohio University's Libraries [эл. ресурс] // URL: https://www.library.ohiou.edu/inst/infocomp.html
19. Ilomaki L., Lakkala M. and Kantosalo A. What is digital competence? // Linked portal. - Brussels: European Schoolnet (EUN), 2011. - P. 1-12.
Педагогика
УДК 378
старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат психологических наук, доцент Галич Татьяна Николаевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент магистратуры Валеева Алина Закариевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)
ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО С УЧЕТОМ НАПЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ
Аннотация. Данная статья раскрывает актуальность поликультурного воспитания дошкольника, формирования языковой личности в условиях ФГОС ДО. Создан проект «Наш многонациональный дом, наша родина, наша дружба». Проведен мониторинг дошкольников старших групп.
Ключевые слова: поликультурное воспитание, ФГОС ДО, дошкольники, родители, педагоги, традиции, народы мира, развитие, педагогическая деятельность, поколение.
Annotation. This article reveals the relevance of the preschooler's multicultural éducation, the formation of a linguistic personality in the conditions of the Federal State Educational Standard of preschool education. The project "Our multinational home, our homeland, our friendship" was created. Monitoring of senior preschoolers was carried out.
Keywords: multicultural education, FSES DO, preschoolers, parents, teachers, traditions, peoples of the world, development, pedagogical activity, generation.
Введение. Эмма Константиновна Суслова в своих трудах пишет об особенностях общения дошкольников с людьми разных национальностей, этике межнационального общения, обучении дошкольников миру и взаимопониманию между народами.
Она подчеркивает следующее: «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь. И чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут» [7, с. 24].
Хочется начать с того что, ФГОС ДО дает педагогам четкое понятие того, что ним должно быть объята вся сущность детского познавательного интереса. Что в их илах привить интересе ребенка к тому, что его окружает.
Окружает ребенка любовь к большой и малой родине, сюда обязательно должно входить уважение и признание тог, что есть традиции его родного края.
Если мы не начнем с малых лет учится ребенка признанию и уважение к поликультурному образованию, то в скором времени вся суть традиций потеряет свою значимо. Именно с детского дошкольного возраста закладываются те знания, которые смогут дать ребенку правильное направление в будущее.
С каждым готов через нас проходить очень большое количество дошкольников и мы, анализируя, понимаем, что уже сейчас начинается теряться и не ценится уважение к взрослому поколению, традициям.
Мы считаем, что нам дано большая возможность поддерживать и направлять наших дошкольников в нужное русло. Ведь именно в этом возрасте наше подрастающее поколение впитывает в себя все как губка. Если мы не будем уделять должное поликультурному образованию, то наша с вами жизнь останется бездуховной.
Наши дети в жизнедеятельности всегда окружены современным ритмом. Это и в кругу семьи, в гостях и вообще всему тому, что окружает нас, что не всегда влияет положительно на воспитание.
Все мы знаем, что без прошлого нет настоящего, и не будет будущего. Наш родной край, наша Республика Татарстан является бездонным источником, из которого можно почерпнуть массу сведений о традициях, обрядах, обычаях воспитания подрастающего поколения.
Народная педагогика - то воспитание детей традициям, обычаям, ценностям, культуре родного края. Народная педагогика предполагает передачу социального опыта, норм, поведения, общественных традиций. Люди тысячелетиями воспитывали детей. За это время у каждого народа сформировались своеобразные обычаи, добрые традиции.
Изложение основного материала статьи. Детский сад «Алтынчеч» посещают дети разных национальностей: русские, татары, чуваши, марийцы, удмурты, мордва, украинцы и др.
Начиная работать по этому направлению, в нашем саду «Алтынчеч» Мензелинского муниципального района РТ, мы провели мониторинг дошкольников старших групп.
Чтобы провести полноценный мониторинг, провели большую работу совместно с психологами, логопедами, руководителями изучения татарского языка. Проанализировали огромное количество литературы и методик, и только после этого приступили к нашему проекту. Проект направлен именно на развитие поликультурного образования в нашем саду.