Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ПЛОСКОГО ПОВОРОТНОГО МАНЕВРА'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ПЛОСКОГО ПОВОРОТНОГО МАНЕВРА Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПРИВОД / ОПТИМАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА ОРИЕНТАЦИИ И СТАБИЛИЗАЦИИ / ИМПУЛЬСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Кондратьев Александр Борисович

В работе рассматриваются вопросы определения параметров импульсного управления газодинамическим приводом на основе дивертора потока объекта парашютного десантирования, удовлетворяющей требованию минимизации запаса рабочего тела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Кондратьев Александр Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF THE CONTROL PARAMETERS OF THE GAS-DYNAMIC DRIVE WHEN PERFORMING A FLAT TURNING MANEUVER

The paper considers the issues of determining the parameters of pulse control of a gas-dynamic drive based on a divertor of the flow of a parachute landing object that meets the requirement of minimizing the working fluid reserve.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ПЛОСКОГО ПОВОРОТНОГО МАНЕВРА»

Kuteynikova Ekaterina Nikolaevna, candidate of technical sciences, docent, e.kuteyni-kova@gmail.com, Russia, Moscow, Moscow Aviation Institute (National Research University),

Samsonovich Semen Lvovich, doctor of technical science, professor, samsonovich40@mail.ru, Russia, Moscow, Moscow Aviation Institute (National Research University),

Lalabekov Valentin Ivanovich, doctor of technical science, professor, lalabekov. valen-tin@yandex.ru, Russia, Moscow, Moscow Aviation Institute (National Research University)

УДК 629.7.062

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ПЛОСКОГО ПОВОРОТНОГО МАНЕВРА

А.Б. Кондратьев

В работе рассматриваются вопросы определения параметров импульсного управления газодинамическим приводом на основе дивертора потока объекта парашютного десантирования, удовлетворяющей требованию минимизации запаса рабочего тела.

Ключевые слова: газодинамический привод, оптимальное управление, система ориентации и стабилизации, импульсное управление.

В работе рассматривается объект парашютного десантирования (ОПД), в состав которого входит платформа с полезной нагрузкой, оснащенная системой ориентации и стабилизации (СОиС). СОиС решает задачу ориентирования ОПД по направлению ветрового сноса и дальнейшей стабилизации углового положения с целью его безопасного приземления.

Управляющий момент в таких системах создается активными СОиС на базе газодинамических приводов различного типа путем приложения реактивных сил к объекту на определенном расстоянии от оси вращения, проходящей через центр масс и подвесную систему.

В данной работе рассматриваются газодинамические приводы, рабочим телом которых служит или сжатый до высоких давлений воздух, реже азот. Поскольку одновременно с разворотом объекта происходит и его снижение, то время ориентации tк не должно превышать время

снижения с высоты, задаваемой моментом включения СОиС. Разброс по определению высоты включения и непостоянство скорости снижения приводят к тому, что время ориентации должно быть меньше времени снижения. Разница между временем снижения и временем ориентации -

время стабилизации углового положения объекта tс (удержание объекта в ориентированном состоянии) - является гарантией того, что в момент приземления объект располагается определенным образом относительно направления сноса. При этом для экономии энергии время ориентации должно слабо зависеть от угла рассогласования и начальной скорости объекта, а запас рабочего тела обеспечивать не только ориентацию, но и удержание объекта в сориентированном положении вплоть до момента приземления.

Требуемое время ориентации реализуется в алгоритме управления, выбираемом в виде решения задачи конечного управления с привлечением теории оптимального управления.

В работе рассматриваются СОиС, оснащенные приводом с регулируемым расходом (иногда называемые приводами, построенными по закрытой схеме).

Так как исследуемый ОПД представляет собой слабо демпфированную динамическую систему, движение которой может быть описано следующей системой уравнений [1]:

з е+ске = в м0 - Мв

0| < Мшах,

(1)

е = Фв - Фс,

В = / (фв,Ф с,Фс ),

в е и,

где 3 - момент инерции ОПД; М0 - управляющий момент; в - функция управления; Мв - момент возмущения; и - область управляемости; фв - требуемый угол положения ОПД; фс - истинный угол положения ОПД, Ск- крутильная жесткость. Режиму ориентации ОПД соответствует плоский поворотный маневр относительно оси, проходящей через центры масс ОПД и парашютной системы, до совмещения продольной оси ОПД с направлением ветрового сноса. Так как момент времени ' = 0, соответствующий включению системы управления, приходится на

произвольное значение угловых координат ОПД (00, 0 0), ограниченное сверху (00 < 0о 00 < л), ориентация ОПД сводится к переходу в область допустимых значений 0

\ 0 0 шах' 0 / к

вектора ветрового сноса из любой точки характеристической области параметров движения

Ввиду того, что к началу процесса ориентации начальные условия не известны точно,

достоверно только знание предельно-допустимого состояния (00шах, 0 0шах) и времени, необходимого для совершения плоского поворотного маневра , задача ориентирования сводится к поиску функции управления, отвечающей требованию минимизации расхода рабочего тела при любом начальном состоянии ОПД. Поскольку в математическом плане задача управления представляет собой двухточечную краевую задачу с одним закрепленным концом, то целесообразно, как показано в [2], представить время перехода, т.е. время с начала работы системы управления до момента приземления, состоящим из двух интервалов: + . Дополнительным условием перехода является требование минимальных затрат рабочего тела, т.е. решаемая задача относится к задаче управления оптимального по расходу. Полагаем, что рассматриваемая динамическая система обладает свойством управляемости и наблюдаемости, а желаемое конечное положение 0к достижимо [3]. Известно [3], что если движение объекта описывается системой уравнений (1), то функция управления 8 имеет при оптимальном по быстродействию управлении два интервала постоянства (-1, +1), а при оптимальном по расходу управлении три интервала постоянства (-1, 0, +1), т.е. оптимальное управление является релейным по характеру приложения управляющего момента. На практике можно, представив управление как одноимпульсное, и затем повысив частоту модуляции получить больший вариатив управления с точки зрения уменьшения возможных ошибок и собственно реализации СОиС. Рассмотрим некоторые возможные способы организации импульсного управления при оптимальной и более высокой частоте модуляции. Наиболее удобным с точки зрения реализации является импульсное управление по какой-либо координате движения объекта. Рассмотрим вначале импульсное управление по углу 0 . При этом увеличиваем частоту модуляции в т раз.

В общем виде для г - го цикла получим

0 . =0^.

ГО

т

1 -(( - 0('и - 'п )

(' V-2

У 'и У

(2)

в, = ^

т

' t ^

У 'и У

('и - 'п ) + > (п - 'и )(( - 1)

где i = 1, 2,......ш.

Зависимости (2) получены в предположении, что импульсное управление начинается с паузы, т.е. число пауз равно числу импульсов. Анализ характеристик параметров такого управления показывает, что в основе реализации такого управления может лежать использование

широтно-импульсных модуляторов с внутренней синхронизацией. В этом случае управление происходит с t = const и t = const, но само значение параметров управления является функцией 0 . Точность реализации системы управления определяется в основном стабильностью частотных характеристик модулятора [4]. Если же управление осуществляется по текущему значению скорости, в общем виде для i -го цикла путь, пройденный объектом, может быть определен из системы уравнений

0п =

0 -

(i - О0

m

(3)

0- =|0,

V m J m

Анализ характеристик управления по текущему значению скорости, позволяет сделать вывод, что для реализации такого управления с tH = const, tH = const и выбором значений длительности пауз и импульсов необходимо использование частотно-импульсных модуляторов [4].

При организации импульсного управления в зависимости от текущих координат движения объекта, повышение частоты модуляции приводит к появлению угловой и временной ошибок, которые необходимо оценить, так как при реализации квазиоптимальной по энергетике системы управления они (особенно временная ошибка) являются нежелательными. Организация импульсного управления, в этом случае, требует использования параметров tH = var или tH = var или их сочетания. Реализация такого управления возможна при использовании информации как по 0 , так и по 0, причем анализ показывает, что модуляция должна быть также частотно-импульсной.

Для реализации такого управления рассмотрим изменения давления в энергосистеме от времени активной работы. Принимая процесс в баллоне изотермическим, режим истечения сверхкритическим и учитывая наличие в системе разгруженного регулятора давление [1], требуемую систему уравнений представим в виде Ps -V* = J8.R-T*,

T5 = const,

dP dt

V*

v RT*J

= -G*

(4)

G5=K-/.-A

Kg

R-T V k +1

к+1 k-1

= к- /р-Pe.

Kg

R-T V к +1

к+1 к-1

Ф

Г P >

V Pj

где Р5 - текущее значение давления в ИРТ; Т5 - постоянная времени ИРТ; У5 - объем ИРТ; Я -газовая постоянная; G5 - запас рабочего тела в ИРТ; к - коэффициент расхода; К5 - постоянная

расхода (для воздуха = 0,003963к2 с/м). С учетом вида функции ф уравнения (3)

г Pл

V P*J

Ф

г p >

V P*J

L I Pл

/р Vр j

и графического решения

(5)

где P = a - P*.

получим искомую функцию P*= / (t) как решение уравнения

г 1 ^

V P*J

'dPL dt

= -к - F - a -

к+1

Kg | 2 Т1

V V j i R-T* ^к +1J

(6)

Вид полученной зависимости позволяет составить некоторую таблицу соответствия между значениями р и I

Для реализации такого импульсного управления, позволяющего с незначительной временной ошибкой реализовать рациональное (квазиоптимальное) по энергетике управление, предложен и испытан функциональный модулятор, построенный по релаксационной схеме, входными сигналами которого являются перепад давления в баллоне и текущее значение скорости объекта. Так как все приведенные рассуждения проводились в предположении, что регулятор давления идеален, т.е. д = const, то необходимо уточнение условий получения постоянной эффективности управления. В реальных регуляторах давления невозможно получить абсолютно точное значение давления газа на выходе, кроме того, в диапазоне возможного регулирования зависимость давления от времени имеет небольшой наклон, т.е.P = P |.=„ —APt. Однако

вых вых 11—и

введение дополнительной модуляции управляющего воздействия по давлению газа за регулятором давления позволяет получить требуемую характеристику эффективности управления [5].

Список литературы

1. Геращенко А.Н., Глазунов В.В., Попов Б.Н., Толмачев В.И. Силовые системы управления парашютируемыми объектами. / под ред. В.И. Толмачева. М.: Изд-во МАИ, 1995. 168 с.

2. Понтрягин Л.С., Болтянский В.Г., Гамкрелидзе Р.В., Мищенко Е.Ф. Математическая теория оптимальных процессов - М.: Наука, 1983. Изд-е 4-е. 393 с.

3. Фельдбаум А.А. Основы теории оптимальных автоматических систем. М.: Государственное издательство физико-математической литературы, 1963. 553 с.

4. Кунцевич В.М., Чеховой Ю.Н. Нелинейные системы управления с частотно- и ши-ротно-импульсной модуляцией. Киев, Изд-во Техника, 1970. 340 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Кондратьев А.Б., Кривилев А.В. Анализ законов движения объекта с газодинамическим приводом постоянной тяги в режиме плоского поворотного маневра // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2018. Вып. 10. С. 283-291.

Кондратьев Александр Борисович, канд. техн. наук, доцент, kondr48@,mail ru, Россия, Москва, Московский авиационный институт (национальный исследовательскийунивер-ситет)

DETERMINA TION OF THE CONTROL PARAMETERS OF THE GAS-DYNAMIC DRIVE WHEN PERFORMING A FLAT TURNING MANEUVER.

A.B. Kondratiev

The paper considers the issues of determining the parameters of pulse control of a gas-dynamic drive based on a divertor of the flow of a parachute landing object that meets the requirement of minimizing the working fluid reserve.

Key words: gas dynamic drive, optimal control, orientation and stabilization system, pulse

control.

Kondratiev Alexander Borisovich, candidate of technical sciences, docent, kondr48@mail.ru, Russia, Moscow, Moscow Aviation Institute (National Research University)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.