20. Мусинова А.С. Специфика эстетического воспитания будущих педагогов -художников // Молодой учёный. № 11 (2016). С. 1615-1617.
21. Азимова М.Б. Роль композиции и цвета в холодном батике // Молодой учёный. №12 (2016). С. 959-961.
22.Азимова М.Б. Роль кабинета изобразительного искусства в формировании творчества учеников // Молодой учёный. № 12 (2016). С. 813-814.
23. Азимова М.Б. Искусство росписи тканей // Евразийский научный журнал. № 6 (2016). С. 478-481.
24. Азимова М.Б. Наблюдение натуры и постановка // Молодой учёный. № 11 (2016). С. 1596-1600.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ СТАНДАРТНОЙ ИЗОМЕТРИИ ПРИ ПОМОЩИ СПОСОБА ПРЯМОУГОЛЬНОГО ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ПРОЕЦИРОВАНИЯ Ишанкулов Ш.Ш. Email: [email protected]
Ишанкулов Шерали Шарипович - преподаватель, кафедра изобразительного искусства и инженерной графики, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье изложено определение коэффициентов искажения по аксонометрическим осям X, Y, Z и углов между ними стандартной изометрии при помощи модели трансформации-диаграммы способа прямоугольного вспомогательного проецирования. Основателем этого способа является известный учёный по начертательной геометрии С.М. Колотов. Сущность и содержание прямоугольного вспомогательного способа проецирования заключаются в том, что в данном изделии заявлен стандарт изометрии параметров определения посредством модели квадратно-волнового вспомогательного проекционного графического пути. Ключевые слова: педагогика, образования, технология, метод, инновация, процессе обучения, анимация, компьютерная графика.
DETERMINATION OF STANDARD ISOMETRY PARAMETERS BY THE METHOD OF RECTANGULAR AUXILIARY PROJECTION
Ishankulov Sh.Sh.
Ishankulov Sherali Sharipovich - Lecturer, DEPARTMENT OF FINE ARTS AND ENGINEERING GRAPHICS, FACULTY OF ART VISION, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article describes the determination of distortion coefficients along the axonometric axes of X, Y, Z and the angles between them of standard isometry using the transformation-diagram model of the rectangular auxiliary projection method. The founder of this method is the famous scientist on sketchy geometry S.M. Kolotov. The essence and content of the rectangular auxiliary projection method are that standard isometry of determination parameters by means of square-wave auxiliary projection graphic path model is claimed.
Keywords: pedagogy, education, technology, method, innovation, learning process, animation, computer graphics.
УДК 398
Геометрические образы на эпюре Монжа проецируются на некую параллельную или перпендикулярную плоскость, так чтобы данные образы одновременно
проецировались без искажения на них и на фронтальную плоскость проекций. На рис.1 показано определение длины горизонтально проецирующей прямой АВ, длиной 100 мм, на плоскость Р(РНР^), которая изображена тонкими линиями, способом прямоугольного проецирования.
Рис. 1. Горизонтально проектирующие прямые
Для этого построена диаграмма Колотова - аппарат прямоугольного вспомогательного проецирования для построения изометрических проекций.
Которая состоит из плоскости Р, следы которого расположены под углом 45° к оси проекции, и направления проецирования s(s's") перпендикулярной к ней. Т.к. в изометрии направление проецирования параллельно диагонали куба.
При помощи этого направления s, горизонтальный отрезок АВ лежащий одновременно на плоскости Р и Н, проецируется на плоскость V без искажений в натуральную величину А'В' =А"В0. В этом случае точка В0 получается, как результат пересечения дуги радиусом А'В' и центром А' с фронтальной проекцией s" направления проецирования s.
Через точку В0 проводя прямую перпендикулярную к А"В0 получаем направление носителя проекции. При этом для построения новой проекции характерных точек объектов, достаточно найти точку пересечения каждого направления носителя проекции точек с прямой проходящей через них параллельно s", т.е. аналогично как точка В0. Из рисунка видно что, носитель проекции этого аппарата является отражениям лучи, совпадающей с горизонтальной проекцией направления проецирования s'. Где плоскостью отражения служить биссекторная плоскость угла В'А'В. В этом случае точку В0 можно получить так же пересечениям отражающего луча s' в точке Вб лежащей на биссекторной плоскости аппарата проецирования.
Таким образом, элементами аппарата прямоугольного вспомогательного проецирования изометрических проекций является:
1. Направление проецирования s(s's") и воображаемая плоскость проекции Р перпендикулярная к ней;
2. След биссектрной плоскости, проводимая между воображаемой плоскостью и плоскостью проекций V;
3. Носитель проекций новых проекции геометрического объекта.
При помощи этих элементов аппарата проецирования преступаем к решению выше поставленной задачи:
1. Через точки А" и В" проводим параллельные прямые к s", т.е. отрезок прямой АВ проецируем на плоскость Р перпендикулярной к направлению s:
s' 1 РН и s"1 Р^
2. Через точки А=В' проводим прямую, которая параллельна к s', как падающая прямая проецировании к следу биссектрной плоскости и отражающая от неё носителя проекции;
3. Новые проекции Ао и Во точки А и В получаются как точки пересечения носителя проекции с проведёнными параллельными прямыми проходящих через точки А" и В". Соединив полученные точки, строим изометрическую проекцию АоВо прямой АВ.
Если представить горизонтально проецирующую прямую АВ, как ось Ъ Декартовой системы координат, то искажение прямой АВ и будет искажением оси равной 81, 65 мм.
Известно, что в способе вспомогательного проецировании геометрические образы изображается как наглядная, т.е. аксонометрическая проекция. При этом ось Ъ и параллельные к ней грани в изометрии наклонены на 150 от вертикали вправо.
Креативно проанализировав эти свойства изометрии построенного способом прямоугольной вспомогательной проецировании [1-24], чтобы при этом ось Ъ получилась вертикальной, решили аппарат проецирования изометрии повернуть на 150 налево, т.е. против направления часовой стрелки. Где за центр вращения взята точка А=А"=Р^ОХ (ось проекций).
В этом случае элементы аппарата изометрического проецирования занимают положение как рис.2:
- угол Рн с осью проекции 30°;
- угол PV с осью проекции 60°;
- угол горизонтальной проекции направления проецирования s' с осью проекции
60°;
- угол фронтальной проекции направления проецирования s" с осью проекции 30°;
- угол следа биссектрной плоскости с осью проекции 15°;
- угол направления носителя новой проекции с осью проекции 90°, т.е. перпендикулярно к оси проекции системы Н^.
Таким образом, усовершенствуя аппарат способа параллельного вспомогательного проецирования можно получить ось Ъ и параллельные грани геометрических образов вертикально. Таким образом, в результате проведённого нами исследования показали о возможности графического определения параметров стандартной изометрии с помощи способа прямоугольного вспомогательного проецирования, т.е. коэффициентами искажения по осям X, Y, Ъ равным теоретическим 0,816496. И угол меду ними равными 1200.
1. Äzimov S.S. Methodics of using programmed means of education for the formation of professional skills of future teachers of fine art // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. Vol. 8. № 2, 2020. Part II.
Рис. 2. Элементы аппарата изометрического проектирования
Список литературы /References
2. Омонов К.К., Маматов Д.К. Создание трехмерной многогранной сети по вершинам САПР AutoCAD // Молодой учёный. № 11 (2014). С. 93-95.
3. Mamatov D.K. Projects of making clay and plastic toys in pre-school education // Theoretical & Applied Science. 9 (2019). Pp. 281-285.
4. Мусинова А., Маматов Д. Самостоятельная работа студентов и её значение в формировании специалиста // Вестник интегративной психологии. Т. 16. № 16, 2018. С. 169-172.
5. Маматов Д.К. Национальная программа по подготовке кадров - гарантия развития образовательной системы // Психология XXI столетия. 16 (2018). С. 239-243.
6. Мамурова Д.И., Мамурова Ф.И. Соотношение навыков черчения с опытом психологического исследования // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. № 1 (2015).
7. Ostonova G.R. Secondary schools' didactic principles of teaching fine art // Academicia. Vol. 10. № 7, 2020. Pp. 554-560.
8. Остонова Г.Р. Психолого-педагогические теоретические основы восприятия и воображения изобразительных искусств учениками // European research: innovation in science, education and technology. 2019. С. 30-31.
9. Авлякулова Ш.Б., Остонова Г.Р. Бухарский тадж-махал (чар-минар) // Молодой учёный. № 12 (116), 2016. С. 956-959.
10. Остонова Г.Р. Изобразительное искусство Узбекистана, древний метод Абру-Бахор // Евразийский научный журнал, 2016. С. 468-473.
11. Остонова Г.Р. Новый метод техники Абру-Бахор в искусстве книжной иллюстрации // Молодой учёный. № 11 (115), 2016. С. 1619-1623.
12. Ibadullaeva Sh.I. Pavel Benkov's legacy at the Bukhara museum of fine arts // International Multidisciplinary journal. Vol. 5. № 7. P. 3, 2020.
13. Kadirova N.A., Ibadullaeva Sh.I. Characteristics of Uzbek embroidery // European journal of research and reflection in educational sciences. Vol. 7. № 12, 2020. Pp. 591.
14. Ядгаров Н.Дж., Хакимова Г.А. Самобытное творчество народных мастеров Узбекистан // Молодой учёный. № 15 (201), 2018. С. 272-275.
15. Yadgarov N.Dj. Bukhara - open - air museum // "Oriented Art and Culture" scientific methodical journal, no. 1, 2019. Pp. 8-13.
16. Мусинова А.С. Орнамент - один из древних видов искусства // Молодой учёный. № 4 (2017). С. 654-656.
17. Мусинова А.С. Pазвитие художественно-творческих способностей на основе изучения и освоения различных техник и материалов // Молодой учёный. № 11 (2016). С. 1612-1615.
18. Мусинова А. Pоль декоративно-прикладного искусства в воспитании подрастающего поколения // World Science: problems and innovations, 2019. Pp. 159.
19. Мусинова А.С. Возрождение бухарской чеканки по меди // Мiжнародный науковий журнал 1нтернаука. 2 (1), 2017. С. 37-39.
20. Мусинова А.С. Специфика эстетического воспитания будущих педагогов -художников // Молодой учёный. № 11 (2016). С. 1615-1617.
21. Азимова М.Б. Pоль композиции и цвета в холодном батике // Молодой учёный. № 12 (2016). С. 959-961.
22.Азимова М.Б. Pоль кабинета изобразительного искусства в формировании творчества учеников // Молодой учёный. № 12 (2016). С. 813-814.
23. Азимова М.Б. Искусство росписи тканей // Евразийский научный журнал. № 6 (2016). С. 478-481.
24. Азимова М.Б. Наблюдение натуры и постановка // Молодой учёный. № 11 (2016). С. 1596-1600.