МОДЕЛИРОВАНИЕ ТРЕХМЕРНЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР ПРИ ПОМОЩИ ПАКЕТА 3DS МАХ Ядгаров Н.Д. Email: [email protected]
Ядгаров Нодир Джалолович - профессор, кафедра изобразительного искусства и инженерной графики, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается дизайн создания компьютерных анимационных моделей по начертательной геометрии. Известно, что в успешном развитии пространственных представлений студентов большую роль играет использование компьютера на занятиях инженерной графики, так как компьютер имеет большие возможности демонстрировать пространственные процессы. С целью показать пространственные процессы и развить пространственные представления у студентов нами были созданы по инженерной графике более двухсот компьютерных анимационных моделей.
Ключевые слова: дизайн, компьютерная графика, анимационные модели, инженерная графика, начертательная геометрия.
SIMULATION OF THREE-DIMENSIONAL GEOMETRIC FIGURES WITH THE 3DS MAX PACKAGE Yadgarov N.D.
Yadgarov Nodir Djalolovich - Professor,
DEPARTMENT OF FINE ARTS AND ENGINEERING GRAPHICS, FACULTY ARTVISION, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article deals with the design of creating computer animation models based on descriptive geometry. It is known that the use of a computer in the classroom of engineering graphics plays an important role in the successful development of students' spatial representations, since the computer has great capabilities to demonstrate spatial processes. In order to show spatial processes and develop spatial representations of students, we have created more than two hundred computer animation models using engineering graphics. Keywords: design, computer graphics, animation models, engineering graphics, descriptive geometry.
УДК 398
Целью данной статьи является моделирование трехмерных изображений геометрических фигур (объектов), позволяющих продемонстрировать возможности пакета 3DS МАХ при наложении текстур и теней на поверхности этих объектов.
Работу с пакетом трехмерного моделирования 3DS МАХ можно условно разделить на три основных этапа: моделирование, наложение материалов и текстур, визуализация. Предварительно перед моделированием выполняется 2-мерный эскиз, по которому будет создаваться будущая модель. Этот эскиз помещается как фон на одну из проекций 3DS МАХ.
1. Моделирование. На этом этапе создается каркас объекта. Самым распространенным методом моделирования является полигональное моделирование. Суть его заключается в том, что моделирование объекта начинается либо из куба, состоящего из шести полигонов, либо из единичного полигона. При моделировании из куба применяется инструмент Extrude (выдавливание), который выдавливает из полигона прямоугольные выступы. В частном случае можно использовать с построением простых геометрических примитивов (Standard Primitives). В процессе моделирования настраивается положение вершин и граней в пространстве в
соответствии с эскизом. Также используется ряд модификаторов, основными из которых является: Symmetry-создает симметрии объекта. MeshSmooth- сглаживает объект за счет увеличения количества полигонов. При применении модификатора MeshSmooth могут возникнуть нежелательные растяжки на объекте. Чтобы предотвратить это явление, все полигоны должны быть четырехгранные.
2. Наложение материалов и текстур. На этом этапе на каркас накладываются материалы. Основные характеристики материала для визуализатора V-ray: Diffuse -по сути, его цвет, Refraction- коэффициент отражения и бликов на материале. Refraction - коэффициент прозрачности и преломления света. Изменяя значения этих параметров, можно имитировать многие распространенные в природе материалы, например, золото, пластик, сталь и т.д. Однако, с помощью этих параметров тяжело имитировать некоторые материалы. Например, дерево, так как оно имеет очень сложный рисунок. В таких случаях используются текстуры [1-24]. Чтобы текстура легла на поверхность модели правильно, применяется модификатор Unwrap UVW, который создает текстурную развертку модели.
Рис. 1. Каркас кругового конуса
Рис. 2. Каркас усеченного конуса
3. Визуализация. На этом этапе настраивается сцена, композиция, окружение, источники света, камера. Для создания окружения очень часто имитируется бесконечная плоскость. Также используется HDRI карта, которая впоследствии будет отражаться на объекте для придания ему большей реалистичности. Для камеры настраиваются ширина и высота исходного изображения, ее положение в пространстве и фокус. Обычно в сцену помещается не менее 2-х источников света: основной свет, направленный на объект, и заполняющей свет, направленный во все стороны для освещения сцены. Для источников света настраивается их интенсивность, цвет света, качество и тип теней. Также настраиваются параметры визуализатора (например, антиальясинг) и разные эффекты (например, размытие заднего фона). В процессе работы над параметрами выполняются тестовые визуализации. В конце выполняется конечная визуализация, и работу можно считать завершенной.
Рассмотрен пример моделирования усеченного конуса выше изложенным способом. Используя примитивов (Standard Primitives), создан каркас кругового конуса (Рис.1).
Используя команды Section (Сечение) и Boolean (Булев объект), создан каркас усеченного конуса (Рис.2).
Для создания окружения проводим плоскость, усеченный конус находится на этой плоскости. Созданная сцена должна быть освещена, иначе ее объекты не будут видны. Для освещения сцены использовали стандартные (Omni, Target point) источники света (Рис 3).
Рис. 3. Стандартные источники света
Рис. 4. Наглядные изображения усеченного конуса
При помощи команды параметров в свитке карта текстур (Maps), получили
наглядное изображение усеченного конуса (Рис.4).
Как видно из рисунков, пакет 3DS МАХ позволяет создать любое изображение
трехмерных геометрических тел с достаточно высокой степенью его реалистичности в
передаче материала поверхностей, световых бликов и отражения фона.
Список литературы /References
1. Azimov S.S. Methodics of using programmed means of education for the formation of professional skills of future teachers of fine art // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. Vol. 8. № 2, 2020. Part II .
2. Омонов К.К., Маматов Д.К. Создание трехмерной многогранной сети по вершинам САПР AutoCAD // Молодой учёный. № 11 (2014). С. 93-95.
3. Mamatov D.K. Projects of making clay and plastic toys in pre-school education // Theoretical & Applied Science. 9 (2019). Pp. 281-285.
4. Мусинова А., Маматов Д. Самостоятельная работа студентов и её значение в формировании специалиста // Вестник интегративной психологии. Т. 16. № 16, 2018. С. 169-172.
5. Маматов Д.К. Национальная программа по подготовке кадров - гарантия развития образовательной системы // Психология XXI столетия. 16 (2018). С. 239-243.
6. Мамурова Д.И., Мамурова Ф.И. Соотношение навыков черчения с опытом психологического исследования // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. № 1 (2015).
7. Ostonova G.R. Secondary schools' didactic principles of teaching fine art // Academicia. Vol. 10. № 7, 2020. Pp. 554-560.
8. Остонова Г.Р. Психолого-педагогические теоретические основы восприятия и воображения изобразительных искусств учениками // European research: innovation in science, education and technology. 2019. С. 30-31.
9. Авлякулова Ш.Б., Остонова Г.Р. Бухарский тадж-махал (чар-минар) // Молодой учёный. № 12 (116), 2016. С. 956-959.
10. Остонова Г.Р. Изобразительное искусство Узбекистана, древний метод Абру-Бахор // Евразийский научный журнал, 2016. С. 468-473.
11. Остонова Г.Р. Новый метод техники Абру-Бахор в искусстве книжной иллюстрации // Молодой учёный. № 11 (115), 2016. С. 1619-1623.
12. Ibadullaeva Sh.I. Pavel Benkov's legacy at the Bukhara museum of fine arts // International Multidisciplinary journal. Vol. 5. № 7. P. 3, 2020.
13. Kadirova N.A., Ibadullaeva Sh.I. Characteristics of Uzbek embroidery // European journal of research and reflection in educational sciences. Vol. 7. № 12, 2020. Pp. 591594.
14. Ядгаров Н.Дж., Хакимова Г.А. Самобытное творчество народных мастеров Узбекистан // Молодой учёный. № 15 (201), 2018. С. 272-275.
15. Yadgarov N.Dj. Bukhara - open - air museum // "Oriented Art and Culture" scientific methodical journal, no. 1, 2019. Pp. 8-13.
16. Мусинова А.С. Орнамент - один из древних видов искусства // Молодой учёный. № 4 (2017). С. 654-656.
17. Мусинова А.С. Pазвитие художественно-творческих способностей на основе изучения и освоения различных техник и материалов // Молодой учёный. № 11 (2016). С. 1612-1615.
18. Мусинова А. Pоль декоративно-прикладного искусства в воспитании подрастающего поколения // World Science: problems and innovations, 2019. Pp. 159.
19. Мусинова А.С. Возрождение бухарской чеканки по меди // Мiжнародный науковий журнал !нтернаука. 2 (1), 2017. С. 37-39.
20. Мусинова А.С. Специфика эстетического воспитания будущих педагогов -художников // Молодой учёный. № 11 (2016). С. 1615-1617.
21. Азимова М.Б. Роль композиции и цвета в холодном батике // Молодой учёный. № 12 (2016). С. 959-961.
22.Азимова М.Б. Роль кабинета изобразительного искусства в формировании творчества учеников // Молодой учёный. № 12 (2016). С. 813-814.
23. Азимова М.Б. Искусство росписи тканей // Евразийский научный журнал. № 6 (2016). С. 478-481.
24. Азимова М.Б. Наблюдение натуры и постановка // Молодой учёный. № 11 (2016). С. 1596-1600.
ИСКУССТВА ДРЕВНЕЙ РУСИ И СРЕДНЕЙ АЗИИ В ДУХОВНОМ ДИАЛОГЕ (ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС) Абдуллаев С.С.1, Рафиева Н.А.2 Email: [email protected]
1Абдуллаев Сухроб Сайфуллаевич - доцент; 2Рафиева Наргиза Абдураззоковна - преподаватель, кафедра изобразительного искусства и инженерной графики, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассмотрены исторические аспекты взаимовлияния и взаимопроникновения искусства Древней Руси и Средней Азии. На основе анализа многочисленных источников проанализирован феномен искусства в их духовном диалоге. Духовный диалог Древней Руси и Средней Азии в сфере искусства и посредством искусства имеет многовековую историю и глубокие художественные традиции. Особенно это характерно для великой эпохи человечества, начинающей со второй половины XV века - эпохи Возрождения в науке, искусстве, культуре. Ключевые слова: духовный диалог, искусство, художественные традиции, Ренессанс, миниатюра, Палехская живопись, лубочная живопись, мусульманский Восток.
ARTS OF ANCIENT RUSSIA AND CENTRAL ASIA IN SPIRITUAL DIALOGUE (HISTORICAL FLASHBACK) Abdullaev S.S.1, Rafieva NA.2
1Abdullaev Sukhrob Sayfullaevich - Docent; 2Rafieva Nargiza Abdurazzokovna - Lecturer, DEPARTMENT OF FINE ARTS AND ENGINEERING GRAPHICS, FACULTY OF ARTVISION,
BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article examines the historical aspects of the mutual influence and interpenetration of the art of Ancient Russia and Central Asia. Based on the analysis of numerous sources, the phenomenon of art in their spiritual dialogue is analyzed. The spiritual dialogue of Ancient Russia and Central Asia in the field of art and through art has a long history and deep artistic traditions. This is especially characteristic of the great era of mankind, starting from the second half of the 15 th century - the Renaissance in science, art, culture.
Keywords: phenomenon, spiritual dialogue, art, artistic traditions, Renaissance, miniatyure, Palekh painter, cheap popular painting.