Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / МЕТОД / ИННОВАЦИЯ / ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ / PEDAGOGY / EDUCATION / TECHNOLOGY / METHOD / INNOVATION / LEARNING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азимов Санжар Самадович

В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты и условия формирования профессионального мышления студентов при овладении графическими учебными дисциплинами. В процессе формирования необходимых для педагога личностных качеств особое место занимает профессиональное мышление. Особенно большое значение имеет профессиональное мышление для графической деятельности студентов направления образования «Изобразительное искусство и инженерная графика». Развитие профессионального мышления есть важнейшее условие и предпосылка успешности, будущей графической и педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF PROFESSIONAL SKILLS OF FUTURE TEACHERS OF FINE ARTS

The article deals with psychological and pedagogical aspects and conditions for the formation of professional thinking of students when mastering graphic educational disciplines. In the process of forming personal qualities necessary for a teacher, professional thinking occupies a special place. Professional thinking is especially important for the graphic activities of students in the field of education "Fine Arts and Engineering Graphics." The development of professional thinking is an essential condition and prerequisite for success, future graphic and pedagogical activities.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Азимов С.С. Email: Azimov699@scientifictext.ru

Азимов Санжар Самадович - старший преподаватель, кафедра изобразительного искусства и инженерной графики, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты и условия формирования профессионального мышления студентов при овладении графическими учебными дисциплинами. В процессе формирования необходимых для педагога личностных качеств особое место занимает профессиональное мышление. Особенно большое значение имеет профессиональное мышление для графической деятельности студентов направления образования «Изобразительное искусство и инженерная графика». Развитие профессионального мышления есть важнейшее условие и предпосылка успешности, будущей графической и педагогической деятельности.

Ключевые слова: педагогика, образования, технология, метод, инновация, процессе обучения.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF PROFESSIONAL SKILLS OF FUTURE TEACHERS OF FINE ARTS

Azimov S.S.

Azimov Sanzhar Samadovich - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF FINE ARTS AND ENGINEERING GRAPHICS, FACULTY OF ARTVISION, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article deals with psychological and pedagogical aspects and conditions for the formation of professional thinking of students when mastering graphic educational disciplines. In the process of forming personal qualities necessary for a teacher, professional thinking occupies a special place. Professional thinking is especially important for the graphic activities of students in the field of education "Fine Arts and Engineering Graphics." The development of professional thinking is an essential condition and prerequisite for success, future graphic and pedagogical activities. Keywords: pedagogy, education, technology, method, innovation, learning process.

УДК 398

Что же входит в понятие «профессиональное мышление»? Прежде всего,

необходимо отметить, что..... мышление есть высший познавательный процесс,

направленный на раскрытие общих и существенных свойств, признаков предметов и явлений и имеющихся между ними закономерных связей. Основу профессионального мышления составляет мыслительная деятельность. Графическая же деятельность -выполнение чертежа, эскиза, технического рисунка неразрывно связана с практической деятельностью, что и составляет особенность, специфику профессионального мышления у студентов графических дисциплин - проектного и геометрического черчения начертательной геометрии и др. Процессе мышления, его профессионализация в графической деятельности во многом зависит от развитости пространственного мышление, умения вычленить задачу, анализу и синтезу формы и конструкции графического объекта.

Какие же виды профессионального мышления связаны с пространственным мышлением и определяют успешность графической деятельности будущего учителя черчения? На наш взгляд это прежде наряду с теоретическим и практическим мышлением развитое репродуктивное мышление, включающее в себя способы и приёмы графической деятельности. Важное значение для освоения студентами графических дисциплин имеет продуктивное, творческое мышление, обеспечивающее эффективность работы. И конечно, решающее значение имеет развитие наглядно-образного мышления, означающее мысленное представление всех этапов и конечного результата труда, т.е. графического объекта, к примеру, при решении задач проекционного черчения нахождение третьей проекции, наглядное изображение детали в аксонометрии выполнение необходимых разрезов и др. Как отмечает исследователь Е.И. Корзинова, «совершенствование профессионального мышления может состоять, с одной стороны, в его спецификации [в данном случае в вузовском курсе графических дисциплин-авт.] с другой, в выходе в более широкий жизненный контекст из профессии, а также в возрастании его целосности, гибкости и др».

Формирование пространственного мышления в вузавском курсе графических дисциплин, продуктивность его формировния достигается, таким образом через использование следуюших факторов;

- Содержание учебных заданий, направленных на развитие творческой активности студентов

- Разработка специальных учебных упражнений развиваюших пространственные представления о графических дисциплинах, использование в этих целях времени, отведенного на самостоятельное образование, разработка рациональных способов и приёмов творческого подхода в обучении и освоения графических дисциплин, осушествление систематического контроля и самоконтроль оценки результатов.

Необходимо отметить, что эффективность профессионального мышления во многом зависить от воспитания у студентов творческого отношения к своей графической деятельности, формирования осознанного, устойчивого интереса к основным дисциплинам графики - черчению, начертательной геометрии и др. Творческий подход творческое отношение может возникнуть только в результате учебной деятельности, т.е специально организованными условиями, обеспечиваюшие устойчивый познавательный интерес студентов к графической деятельности, что связано, в свою очередь с мотивацией обучаемых, их интересом к своей будушей профессии [1-24].

Каковы же критерии психологической оценки сформированности профессионального мышления и пространственных представлений у студентов в процессе освоения вузовского курса графических дисциплин? В качестве инструментария можно взять за основу критерии психологической оценки, предложенной исследователем Борисом Менделой:

- Фактор оптимистичности-измерение удовлетворенности работой и обязательства.

- Индекс деятельности - показатель удовлетворенности системой организации обучения студентов.

- Мониторинг системы психолого - педагогического сопровождения - он, конечно, должен соответствовать целям развития, обучения и воспитания в вузе.

- Возможны несколько уровней проводимого мониторинга, пишет ученый, проанализировано содержание образовательного процесса (3,с, 53). И хотя метод, предложенной Б.Манделой касается мониторинга в целом вуза, он вполне может быть примением к конкретным целям и объектам образования.

Таким образом, важными составляющими пространственного мышления, условием его профессионализации в графической деятельности будушего специалиста инженерной графики являются:

- Теоретическое мышление, основанное на системном анализе и синтезе свода правил и закономерностей, научно-теоретических основ начертательной геометрии и проекционного черчения;

- Репродуктивное мышление, связанное с определенными умениями и навыками способов и приемов графической деятельности;

- Продуктивное, творческое мышление, обеспечиваюшее творческий подход к делу, умение постановки учебных задач и творческий подход в их решении;

- Наглядно-образное мышление, наглядное пространственное представление конечного графического образа.

Вместе с тем в развитии пространственного мышления большую роль играет аналитическое, логическое мышление, которое в совокупности и обеспечивают воспитание профессионального мышления и способствуют успешному освоению вузовского курса графических дисциплин.

Список литературы /References

1. Тошев И.И., Абдуллаев С.С. Торговые купола Бухары // Интернаука: электрон. научн. журн., 2018. № 14(48).

2. Хакимова Г.М. Психология и символика цвета // Молодой учёный. 9 (2018). С. 107109.

3. Хакимова Г.А. Бухара-жемчужина отечественной культуры // Наука. Мысль: электронный период. Журнал. № 6 (2014). С. 96-102.

4. Хакимова Г.А. Обрядная одежда узбекских женщин // Молодой учёный. № 3 (2017). С. 628-631.

5. ХакимоваГ.А. История красивого письма // Молодой учёный. № 21 (2016). С. 742.

6. Ядгаров Н.Дж., Хакимова Г.А. Самобытное творчество народных мастеров Узбекистан // Молодой учёный. № 15 (2018). С. 272-275.

7. Хакимова Г.А. Художественная чеканка - древнейший промысел Узбекистана // Молодой учёный. № 6 (2017), С. 403-407.

8. Хакимова Г.А. К вопросу эволюции художественного сознания // Вестник по педагогики и психологии Южной Сибири. № 1 (2014), С. 139-144.

9. Khakimova G.A. Methods of teaching and analysis of sewing methods in applied art // The American Journal of Applied sciences. 2(08), 2020, pp. 109-114.

10.АзимоваМ.Б. Восточная минатюра // Молодой учёный. № 10 (2014). С. 339-344.

11. Khakimova G.A. Literary Physhology and Style // International Journal of Recent Technology and Engineering. Vol. 8. № 3, 2019. Pp. 217-219.

12. Khakimova G.A. In each letter is the beauty // Учёные XXI века. 7 (54), 2019. С. 48-50.

13. Мирханова Н.У., Хакимова Г.А. Ковроделие - искусство с многовековой истроией // Молодой учёный. № 43 (2018). С. 296-299.

14.Хакимова Г.А. Бухара - колыбель цивилизации // Молодой учёный. № 15 (2018). С. 95-97.

15.Хакимова Г.А. Графика в образе Гурия Захарова // Молодой учёный. № 9 (2018). С. 104-107.

16. Мусинова А.С. Орнамент - один из древних видов искусства // Молодой учёный. № 4 (2017). С. 654-656.

17. Мусинова А.С. Развитие художественно-творческих способностей на основе изучения и освоения различных техник и материалов // Молодой учёный. № 11 (2016). С. 1612-1615.

18. Мусинова А. Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подрастающего поколения // World Science: problems and innovations, 2019. P. 159.

19. Мусинова А.С. Возрождение бухарской чеканки по меди // Мiжнародный науковий журнал 1нтернаука. 2 (1), 2017. С. 37-39.

20. Мусинова А.С. Специфика эстетического воспитания будущих педагогов -художников // Молодой учёный. № 11 (2016). С. 1615-1617.

21. Азимова М.Б. Роль композиции и цвета в холодном батике // Молодой учёный. №12 (2016). С. 959-961.

22.Азимова М.Б. Роль кабинета изобразительного искусства в формировании творчества учеников // Молодой учёный. № 12 (2016). С. 813-814.

23. Азимова М.Б. Искусство росписи тканей // Евразийский научный журнал. № 6 (2016). С. 478-481.

24. Азимова М.Б. Наблюдение натуры и постановка // Молодой учёный. № 11 (2016). С. 1596-1600.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ СТАНДАРТНОЙ ИЗОМЕТРИИ ПРИ ПОМОЩИ СПОСОБА ПРЯМОУГОЛЬНОГО ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ПРОЕЦИРОВАНИЯ Ишанкулов Ш.Ш. Email: Ishankulov699@scientifictext.ru

Ишанкулов Шерали Шарипович - преподаватель, кафедра изобразительного искусства и инженерной графики, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье изложено определение коэффициентов искажения по аксонометрическим осям X, Y, Z и углов между ними стандартной изометрии при помощи модели трансформации-диаграммы способа прямоугольного вспомогательного проецирования. Основателем этого способа является известный учёный по начертательной геометрии С.М. Колотов. Сущность и содержание прямоугольного вспомогательного способа проецирования заключаются в том, что в данном изделии заявлен стандарт изометрии параметров определения посредством модели квадратно-волнового вспомогательного проекционного графического пути. Ключевые слова: педагогика, образования, технология, метод, инновация, процессе обучения, анимация, компьютерная графика.

DETERMINATION OF STANDARD ISOMETRY PARAMETERS BY THE METHOD OF RECTANGULAR AUXILIARY PROJECTION

Ishankulov Sh.Sh.

Ishankulov Sherali Sharipovich - Lecturer, DEPARTMENT OF FINE ARTS AND ENGINEERING GRAPHICS, FACULTY OF ART VISION, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article describes the determination of distortion coefficients along the axonometric axes of X, Y, Z and the angles between them of standard isometry using the transformation-diagram model of the rectangular auxiliary projection method. The founder of this method is the famous scientist on sketchy geometry S.M. Kolotov. The essence and content of the rectangular auxiliary projection method are that standard isometry of determination parameters by means of square-wave auxiliary projection graphic path model is claimed.

Keywords: pedagogy, education, technology, method, innovation, learning process, animation, computer graphics.

УДК 398

Геометрические образы на эпюре Монжа проецируются на некую параллельную или перпендикулярную плоскость, так чтобы данные образы одновременно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.