Научная статья на тему 'Определение области аккредитации органа инспекции в сфере образовани'

Определение области аккредитации органа инспекции в сфере образовани Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
120
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
орган инспекции в сфере образования / аккредитация в национальной системе аккредитации / область аккредитации / объект области аккредитации / расширение области аккредитации / сокращение области аккредитации. / inspectorate body in the education field / accreditation in the national system of accreditation / accreditation area / an object in accreditation area / enlarging accreditation area / reducing accreditation area

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вострякова Ольга Владимировна

Статья рассматривает основные аспекты определения области аккредитации, как одного из основополагающих документов органа инспекции в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вострякова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Definition of the accreditation area of inspectorate body in the education field

The article examines the main aspects of defining the accreditation field as one of the fundamental documents of the inspectorate body in the education field.

Текст научной работы на тему «Определение области аккредитации органа инспекции в сфере образовани»

УДК 37.014

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЛАСТИ АККРЕДИТАЦИИ ОРГАНА ИНСПЕКЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

О.В. Вострякова

Статья рассматривает основные аспекты определения области аккредитации, как одного из основополагающих документов органа инспекции в сфере образования.

Ключевые слова: орган инспекции в сфере образования, аккредитация в национальной системе аккредитации, область аккредитации, объект области аккредитации, расширение области аккредитации, сокращение области аккредитации.

Сфера образования является одним из перспективных направлений создания, функционирования и развития органов инспекций. Это связано с тем, что за организациями, осуществляющими образовательную деятельность осуществляется государственный контроль (надзор) в сфере образования, который выражается в проведении проверок [1].

На основании статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2006 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) могут привлекать к проведению мероприятий по контролю органы инспекции - экспертные организации, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации [2].

Органы инспекции могут привлекаться для осуществления проверок при проведении следующих видов контроля: федерального государственного контроля качества образования, федерального государственного надзора в сфере образования, лицензионного контроля за образовательной деятельностью [1].

Для аккредитации экспертной организации в качестве органа инспекции необходимо наличие у организации области аккредитации.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккре-

дитации» область аккредитации определяется как, сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена, сокращена или актуализирована. В свою очередь актуализация области аккредитации - это изменение описания области аккредитации, осуществляемое по инициативе аккредитованного лица [4]. Орган инспекции не имеет права проводить экспертизу объекта, если он не обозначен в области аккредитации.

Заявляемая область аккредитации является составной частью заявления об аккредитации органа инспекции, которое направляется в национальный орган по аккредитации, в качестве которого выступает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по аккредитации в национальной системе аккредитации [2].

При определении области аккредитации необходимо руководствоваться приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 мая 2014 года № 288 «Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе, заявления о выдаче дубликата аттестата аккредитации, заявления о прекращении действия аккредитации» [3].

Область аккредитации органа инспекции в сфере образования представлена ниже в виде таблицы:

Таблица 1

Область аккредитации органа инспекции

№ п/п Наименование объекта Код ОК Код ТН ВЭД ТС Вид или тип инспекции и документы, устанавливающие требования к объектам инспекции Документы, устанавливающие методы инспекции, документы в области стандартизации

1 2 3 4 5 6

1 Основная образовательная программа основного общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 Методика проведения экспертизы основной образовательной программы основного общего образования на установление соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе экспертиза рабочих образовательных программ по отдельным учебным предметам (как компонента основной образовательной программы основного общего образования) (утверждена Приказом органа инспекции от № )

Объектами аккредитации (столбец 2 «Наименование объекта») могут выступать: основные образовательные программы, локальные акты образовательной организации и т.д., в зависимости от видов контроля. На сегодняшний день законодательно закреплены только нормативные законодательные акты, на основе которых разрабатываются те или иные документы и локальные акты образовательных организаций, которые подлежат инспектированию, например: содержание основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации должно соответствовать Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 [1]. Следовательно, в столбце 5 определя-

ются документы, устанавливающие требования к объекту инспекции.

Столбцы: код ОК (общероссийский классификатор продукции); код ТНВЭДТС (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности); документы, устанавливающие методы инспекции, документы в области стандартизации заполняются при наличии данных.

При определении области аккредитации органа инспекции в сфере образования отсутствуют код ОК и код ТНВЭДТС, поэтому столбцы 3, 4 не заполняются.

Документы в области стандартизации, устанавливающие методы инспекции в области образования также отсутствуют, поэтому органом инспекции разрабатываются так называемые нестандартные методы и процедуры инспекции, например, методика проведения экспертизы основной

Определение области аккредитации органа инспекции в сфере образования

образовательной программы основного общего образования на установление соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе экспертиза рабочих образовательных программ по отдельным учебным предметам (как компонента основной образовательной программы основного общего образования).

Область аккредитации органа инспекции также может быть расширена или сокращена. Расширение или сокращение национальным органом по аккредитации области аккредитации аккредитованного лица осуществляется на основании заявления аккредитованного лица о расширении либо сокращении области аккредитации в порядке, установленном Федеральным законом J№ 412-ФЗ [4].

Область аккредитации утверждается руководителем органа инспекции и является одним из основополагающих документов органа инспекции в сфере образования.

Список литературы

1. Вострякова, О.В. Особенности разработки руководства по качеству органа инспекции в сфере образования [Текст] / О.В. Вострякова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2018. - N° 2 (5).-С.27-33.

2. Вострякова, О.В. Перспективы создания органов инспекций в сфере образования, аккредитованных в национальной системе аккредитации для участия в контрольно-надзорных мероприятиях [Текст] / О.В. Вос-трякова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2018.- № 1 (4).-С. 14-18.

3. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 мая 2014 года № 288 «Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе, заявления о выдаче дубликата аттестата аккредитации, заявления о прекра-

щении действия аккредитации» [Электронный ресурс]: Режим доступа

http://base.garant.ru/70691286/

4. Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_156522/

References

1. Vostryakova, O.V. Osobennosti razrabotki rukovodstva po kachestvu organa inspektsii v sfere obrazovaniya [Tekst] / O.V. Vostryakova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2018. - № 2 (5).- S. 2733.

2. Vostryakova, O.V. Perspektivy sozdaniya organov inspektsiy v sfere obrazovaniya, akkreditovannykh v natsional'noy sisteme akkreditatsii dlya uchastiya v kontrol'no-nadzornykh meropriyatiyakh [Tekst] / O.V. Vostryakova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. -2018.- № 1 (4).- S. 14-18.

3. Federal'nyy zakon ot 28 dekabrya 2013 goda № 412-FZ «Ob akkreditatsii v natsional'noy sisteme akkreditatsii» [Elektronnyy resurs]: Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_156522/

4. Prikaz Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii ot 23 maya 2014 goda № 288 «Ob utverzhdenii form zayavleniya ob akkreditatsii, zayavleniya o rasshirenii oblasti akkreditatsii, zayavleniya o sokrashchenii oblasti akkreditatsii, zayavleniya o provedenii protsedury podtverzhdeniya kompetentnosti akkreditovannogo litsa, zayavleniya o vnesenii izmeneniy v svedeniya reestra akkreditovannykh lits, zayavleniya o vydache attestata akkreditatsii na bumazhnom nositele, zayavleniya o vydache dublikata attestata akkreditatsii, zayavleniya o prekrashchenii deystviya akkreditatsii».

Сведения об авторе

Вострякова Ольга Владимировна -

методист организационно-издательского отдела ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества информатизации образования», г. Челябинск

Information about author Regional Center for Quality Assessment and

Vostryakova O.V. - Methodologist of Informatization of Education, Chelyabinsk Organizational and Publishing Department,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.