Научная статья на тему 'Перспективы создания органов инспекций в сфере образования, аккредитованных в национальной системе аккредитации для участия в контрольно-надзорных мероприятиях'

Перспективы создания органов инспекций в сфере образования, аккредитованных в национальной системе аккредитации для участия в контрольно-надзорных мероприятиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
223
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АККРЕДИТАЦИЯ В НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ АККРЕДИТАЦИИ / ЭКСПЕРТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОРГАН ИНСПЕКЦИИ / ИНСПЕКЦИЯ / КРИТЕРИИ АККРЕДИТАЦИИ / ОБЛАСТЬ АККРЕДИТАЦИИ / ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ / ВНЕПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ / РУКОВОДСТВО ПО КАЧЕСТВУ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вострякова О. В.

В статье рассматривается возможность создания органов инспекций в сфере образования для учреждений дополнительного профессионального образования, как одного из перспективных видов деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вострякова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы создания органов инспекций в сфере образования, аккредитованных в национальной системе аккредитации для участия в контрольно-надзорных мероприятиях»

УДК 37.014.55

ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ ОРГАНОВ ИНСПЕКЦИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, АККРЕДИТОВАННЫХ В НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ АККРЕДИТАЦИИ ДЛЯ УЧАСТИЯ В КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

О.В. Вострякова

В статье рассматривается возможность создания органов инспекций в сфере образования для учреждений дополнительного профессионального образования, как одного из перспективных видов деятельности.

Ключевые слова: аккредитация в национальной системе аккредитации, экспертные организации, орган инспекции, инспекция, критерии аккредитации, область аккредитации, плановые проверки, внеплановые проверки, руководство по качеству.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26 декабря 2006г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [5], органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) могут привлекать к проведению мероприятий по контролю экспертные организации. В данной статье закона также обозначено, что экспертные организации - это юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые аккредитованы в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации [5].

Аккредитация в национальной системе аккредитации (далее - аккредитация), означает подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации [6] и регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 412 «Об аккредитации в национальной системе аккре-

дитации».

Национальным органом по аккредитации является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по аккредитации в национальной системе аккредитации в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 412 «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» [6].

Экспертные организации могут выступать в качестве органов оценки соответствия. Одним из типов органов оценки соответствия, широко распространенных в российской и международной практике, являются органы инспекции. В Российской Федерации определение «органы инспекции», а также требования или «критерии аккредитации» к данным организациям были впервые установлены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.05.2014 года № 326 [3].

Органы инспекции - это юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы по оценке соответствия в части проведения инспекционной деятельности (далее - органы инспекции) [4];

Критерии аккредитации - это совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации, установленные на основании положений международных стандартов в области аккредитации [4]. Критерии аккредитации органа инспекции соответствуют стандарту ИСО/МЭК 170202012 «Требования к работе различных типов органов инспекции», в котором закреплено определение органа инспекции. В данном документе также приводится максимально широкое и обобщенное определение: «Орган инспекции (inspection body) - орган, проводящий инспекцию. Примечание - орган инспекции может быть организацией или

частью организации» [1]. Сама инспекция, в свою очередь, определяется как исследование продукции, процесса или услуги на предмет их соответствия установленным требованиям или, на основе профессиональной оценки, общим требованиям [1].

Наряду с таким органом оценки соответствия, как орган инспекции выделяют также орган по сертификации (далее - ОС) и испытательные лаборатории (далее - ИЛ). Орган инспекции занимает нишу между ОС и ИЛ, обладая частью признаков тех и других. ОС имеют право выдавать документы, подтверждающие длящееся соответствие продукции, процесса или услуги установленным требованиям, например, сертификаты на тот или иной вид продукции, выдаются сроком на несколько лет или сертификат на систему менеджмента подтверждает, что система менеджмента в организации может стабильно работать на протяжении длительного времени. Орган инспекции, в свою очередь, делает вывод о соответствии проверяемого объекта установленным требованиям в данный момент и в данном месте, не гарантируя это состояние до момента оценки и после него. Орган инспекции в отличии от ИЛ имеет право давать заключение о соответствии того или иного объекта установленным требованиям. У ИЛ такие полномочия отсутствуют: выдаваемые ими протоколы испытаний относятся к разряду технических документов и не имеют юридических последствий, если рассматривать их с точки зрения выпуска продукции на рынок [3].

Одним из перспективных направлений создания, функционирования и развития органов инспекций является сфера образования. Это обусловлено тем, что за организациями, осуществляющими образовательную деятельность осуществляется государственный контроль (надзор) в сфере образования, который выражается в проведении плановых и внеплановых проверок.

Основанием для проведения плановой проверки образовательной организации является истечение трех лет со дня:

- государственной регистрации юридического лица;

- окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индиви-

дуального предпринимателя;

- истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии.

Внеплановые проверки проводятся по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 93), Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ст. 10) и Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ст.19) [2].

Органы инспекций могут привлекаться органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) в сфере образования для проверок при проведении следующих видов контроля:

- федерального государственного контроля качества образования;

- федерального государственного надзора в сфере образования;

- лицензионного контроля за образовательной деятельностью.

Наиболее заинтересованными в прохождении процедуры аккредитации в качестве органа инспекции являются учреждения дополнительного профессионального образования, такие как: региональные центры оценки качества образования, институты развития образования (институты повышения квалификации работников образования). Причин тому несколько:

- во-первых, это наличие высокопрофессиональных специалистов в сфере образования с достаточным опытом работы и необходимыми курсами повышения квалификации в части проведения проверок;

- во-вторых, это возможность привлечения дополнительных денежных средств из федерального бюджета, посредством выполнения дополнительного государственного задания учредителя на данный вид деятельности.

Процедура аккредитации экспертной организации в том числе и в сфере образования в качестве органа инспекции является государственной услугой и осуществляется Феде-

ральной службой по аккредитации (Росак-кредитация). Процедура аккредитации органа инспекции регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:

- Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.05.2014г. № 326 «Об утверждении критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации»;

- Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.04.2015г. № 194 «Об утверждении административного регламента по предоставлению федеральной службы по аккредитации государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширению, сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, выдаче аттестата аккредитации, выдаче дубликата аттестата аккредитации, прекращению аккредитации, внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, предоставлению реестра аккредитованных лиц»;

- Приказ Минэкономразвития России от 23.05.2014 № 288 «Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе, заявления о выдаче дубликата аттестата аккредитации, заявления о прекращении действия аккредитации».

В соответствии с критериями аккредитации для аккредитации экспертной организации в качестве органа инспекции в сфере образования необходимо наличие у организации:

1) системы менеджмента качества с требо-

ваниями, установленными в руководстве по качеству. Руководство по качеству - это документ, который содержит требования системы менеджмента качества органа инспекции. Разрабатывается самостоятельно органом инспекции и оформляется в виде единого документа или в виде совокупности документов, подписывается руководителем органа инспекции, скрепляется печатью юридического лица;

2) сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащего информацию о деятельности органа инспекции в соответствии с требованиями системы менеджмента качества, установленными в руководстве по качеству;

3) нормативных правовых актов и иных документов, устанавливающих требования к проведению инспекций, указанных в области аккредитации, а также соблюдение в процессе деятельности органа инспекции требований документов, устанавливающих требования к проведению инспекции. Область аккредитации - документ, разрабатываемый органом инспекции, в котором определена сфера деятельности (объекты аккредитации) юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур [6];

4) работников, участвующих в выполнении работ по оценке соответствия, имеющих: высшее или среднее профессиональное образование, либо дополнительного профессионального образования или ученой степени по специальности и (или) направлению подготовки, соответствующему области аккредитации; опыт работы в сфере, связанной с проведением инспекций в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, не менее трех лет; в штате по основному месту работы в органе инспекции не менее трех работников органа инспекции, участвующих в выполнении работ по оценке соответствия;

5) на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, помещений, а

также иных технических средств и материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по оценке соответствия в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и иных документов, устанавливающих требования к проведению инспекций, указанными в области аккредитации.

Таким образом, органы инспекции могут привлекаться к проверкам в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования. Развитие законодательства в этой области и расширение практики привлечения таких организаций к контрольным мероприятиям является на сегодняшний день очень перспективным направлением работы.

Список литературы

1. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012. Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов инспекции [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-m ek-17020-2012

2. Государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://obrnadzor.gov. т/т/аС;^ку/ main_directions/compliance_with_legislation/.

3. Перспективы развития органов инспекции [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://fsa.gov.ru/index/getfile/id/486/.

4. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.05.2014г. № 326 «Об утверждении критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации» [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://fsa.gov.ru/index/staticview/id/192/

5. Федеральный закон от 26 декабря 2006г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

[Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_

LAW_83079/

6. Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_156522/

References

1. GOST R ISO/MEHK 17020-2012. Ocenka sootvetstviya. Trebovaniya k rabote razlichnyh tipov organov inspekcii [Ehlek-tronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-mek-17020-2012

2. Gosudarstvennyj kontrol' (nadzor) v sfere obrazovaniya za deyatel'nost'yu organi-zacij, osushchestvlyayushchih obrazovatel'nuyu deyatel'nost' [Ehlektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://obrnadzor.gov.ru/ru/activ-ity/main_directions/compliance_with_legisla-tion/.

3. Perspektivy razvitiya organov inspekcii [Ehlektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: http://fsa.gov.ru/index/getfile/id/486/.

4. Prikaz Ministerstva ehkonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii ot 30.05.2014g. № 326 «Ob utverzhdenii kriteriev akkreditacii, perechnya dokumentov, podtverzhdayushchih sootvetstvie zayavitelya, akkreditovannogo lica kriteriyam akkreditacii, i perechnya doku-mentov v oblasti standartizacii, soblyudenie tre-bovanij kotoryh zayavitelyami, akkredito-vannymi licami obespechivaet ih sootvetstvie kriteriyam akkreditacii» [Ehlektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: http://fsa.gov.ru/index/stat-icview/id/192/

5. Federal'nyj zakon ot 26 dekabrya 2006g. № 294-FZ «O zashchite prav yuridicheskih lic i in-dividual'nyh predprinimatelej pri osushchestvlenii gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) i municipal'nogo kontrolya» [Ehlektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_83079/

6. Federal'nyj zakon ot 28 dekabrya 2013 goda № 412-FZ «Ob akkreditacii v nacional'noj sisteme akkreditacii» [Ehlektronnyj resurs] -

Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_156522/

Сведения об авторе

Вострякова Ольга Владимировна - методист организационно-издательского отдела ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челя-

бинск

Information about the author

Vostryakova O.V. - Methodist of the Organizational and Publishing Department, Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.