УДК 338.462
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ОХРАННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Е.А. Лысова
Дана авторская формулировка понятий конкурентоспособность предприятия, управление конкурентоспособностью предприятия сферы услуг, определены внутренние и внешние факторы конкурентоспособности охранного предприятия, рассмотрены направления управления его конкурентоспособностью. Направления управленческих воздействий определены на основе выбора целевого сегмента, который определен на основе экспертной оценки внутренних и внешних факторов конкурентоспособности предприятия безопасности с использованием методики кластерного анализа.
Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, управление конкурентоспособностью предприятия, внутренние и внешние факторы конкурентоспособности, кластерный анализ, целевой сегмент.
Стратегическая цель каждой организации - достижение конкурентоспособности.
Предприятия безопасности относятся к сфере услуг, которая в последнее время динамично развивается. Кроме того вступление России в ВТО требует от охранных предприятий высокого уровня конкурентоспособности, которое не может быть достигнуто само по себе.
Проблема конкурентоспособности предприятий сферы услуг является крайне важной и напрямую связана с разработкой эффективного механизма управления конкурентоспособностью предприятий.
Задачи и проблемы, связанные с управлением конкурентоспособностью предприятий сферы услуг, рассмотрены в трудах О.Д. Андреева, А. П. Градова, В.П.Грошева, М.И. Кныш, А.И. Кредисова, И.М. Лифица, Е.А. Мазилкиной, Г.Г. Паничкиной , Х.А. Фасхиева, Р.А. Фатхутдинова и др.
Однако, несмотря на наличие большого числа работ, посвященных данной проблеме, система управления конкурентоспособностью предприятия сферы услуг остается недостаточно изученной.
Кроме того следует заметить, что в современной литературе не представлено фундаментальных работ, посвященных конкурентоспособности охранных предприятий. Исследованию данной темы, посвящены немногочисленные диссертационные исследования С.В. Кондратюкова, А.Г. Дикова, Т.М. Коноплянник, М.С. Подрез.
В рамках данной статьи делается попытка выявления факторов конкурентоспособности предприятий безопасности и выбор среди них наиболее
перспективных в качестве направлений управленческих воздействий с целью повышения конкурентоспособности охранного предприятия.
Конкурентоспособность предприятия - это его способность вести деятельность на рынке, опережая конкурентов, эффективно используя свои внутренние возможности и учитывая факторы внешней среды, уделяя внимание рыночной конъюнктуре, особенностям регионального развития, отраслевым особенностям, получая при этом достаточную прибыль, позволяющую наращивать свой потенциал.
Управление - это сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъектов, органов на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты [9].
Управление конкурентоспособностью предприятий сферы услуг -это постоянный, планомерный процесс управления в рыночных условиях своими конкурентными преимуществами путем воздействия на факторы конкурентоспособности, результатом чего являются лучшая позиция по отношению к конкурентам и стабильное положение предприятия за счет получения достаточной прибыли, позволяющее ему развиваться.
Основными задачами в области управления конкурентоспособностью объектов являются [12]:
1) анализ, отбор и обоснование конкурентных преимуществ и факторов конкурентоспособности объектов;
2) развитие слабых сторон объекта и создание новых конкурентных преимуществ;
3) формирование цели функционирования и развития объекта;
4) фокусирование факторов конкурентоспособности на цели или «сжатие» всех конкурентных преимуществ в «лазерный» луч;
5) «направление лазерного луча» на цель.
Средства любого предприятия, как правило, ограничены, их необходимо использовать на направлениях, которые дадут наивысшую отдачу.
Таким образом, эффективное управление требует заранее сконцентрировать и правильно направить «лазерный» луч, поэтому определение направлений управления конкурентоспособностью является важным этапом в процессе управления конкурентоспособностью охранного предприятия.
К управлению конкурентоспособностью предприятия необходимо подходить системно и комплексно, что реализуется наиболее полно на основе принципа системного подхода. Повышения конкурентоспособности предприятия не достичь случайным образом, необходима обоснованная система обеспечения конкурентоспособности, которая реализуется через механизмы управления.
Механизм управления конкурентоспособностью - наиболее активный элемент системы управления, обеспечивающий воздействие на факторы, от состояния которых зависит результат деятельности управляемого объекта. Механизм управления конкурентоспособностью можно опреде-
лить как совокупность ресурсов, методов, средств, инструментов и рычагов воздействия на рыночные процессы, применяемые руководящими органами всех иерархических уровней для достижения целей экономического развития элемента экономической системы [3].
Таким образом, в основе системы управления конкурентоспособностью предприятия лежит управление факторами конкурентоспособности.
Управление конкурентоспособностью предприятия осуществляется через рычаги воздействия на факторы, обеспечивающие ей определенный уровень конкурентоспособности. Изменяя характер проявления факторов конкурентоспособности, фирма может управлять уровнем своей конкурентоспособности, улучшая при этом конкурентные позиции на рынке [10].
Фактор - (от лат. factor - делающий - производящий), причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты [1]. Фактор конкурентоспособности
- непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности [6]. Схема взаимосвязи факторов, методов и результатов представлена на рисунке 8.
Рис. 1. Схема взаимосвязи факторов, методов и результатов управления конкурентоспособности предприятия
Уровень конкурентоспособности предприятия определяется в конкретный момент времени совместным воздействием ряда факторов. Факторы различны по природе, характеру, продолжительности, степени воздействия, поэтому эффективно управлять конкурентоспособностью предприятием сферы услуг, в том числе охранным предприятием, возможно только при условии выявления данных факторов.
Наиболее важной, на наш взгляд, является с точки зрения системного подхода возможность деления факторов в зависимости от источников происхождения на внутренние и внешние. Внешние - социально - экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создавать услуги, более привлекательные для клиентов. Внешние факторы
отражают условия, к которым предприятие должно адаптироваться. Данные факторы не контролируются предприятием. Внутренние факторы -возможности самого предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности, они определяют эффективность процесса приспособления к вызовам, угрозам, возможностям внешней среды.
Факторы, обеспечивающие конкурентоспособность предприятия, подразделяются на внутренние и внешние. Внешние факторы делятся в зависимости от уровня воздействия на мегауровень (мировое хозяйство), макроуровень (государство), мезоуровень (город и регион) и микроуровень (предприятие). Особое внимание следует уделить внутренним факторам и внешним факторам микроуровня, поскольку на них руководство фирмы может оказывать самое непосредственное влияние.
Наиболее полно рассмотрены факторы конкурентоспособности предприятий Фатхутдиновым Р.А., который классифицировал типовые факторы конкурентного преимущества организации как основы обеспечения ее конкурентоспособности [3]. Ученый в своих работах отмечает, что услугу можно рассматривать как специфичный «товар», поэтому рассматриваемые факторы можно применить к анализу деятельности предприятий сферы услуг. К внешним факторам конкурентного преимущества организации автор относит уровень конкурентоспособности страны, отрасли, региона, государственную поддержку малого и среднего бизнеса, правовое регулирование экономики, открытость общества и рынков, научный уровень управления экономикой, национальная система стандартизации и сертификации, государственная поддержка развития человека, государственная поддержка науки и инновационной деятельности, качество информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии, уровень интеграции внутри страны и в рамках мирового сообщества, налоговые ставки, процентные ставки в стране и регионах, наличие доступных и дешевых природных ресурсов, система подготовки и переподготовки управленческих кадров в стране, климатические условия и географическое положение страны или региона, уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране.
Внутренние факторы конкурентного преимущества организации Фатхутдинов Р.А. подразделяет на шесть групп: 1)структурные, образуемые при проектировании организации; 2) ресурсные, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации; 3) технические, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации; 4) управленческие; 5) рыночные; 6) эффективности.
Данные факторы конкурентного преимущества организации являются максимально возможными для абстрактной организации. Для конкретного предприятия количество внутренних и внешних факторов может быть любым.
Наиболее важные факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, оказывающего охранные услуги, представлены на рисунке 1.
Перечень факторов определен на основе мнений экспертов, анализа научной литературы по данной теме, мониторинга деятельности охранных предприятий на рынке Кировской области и опыта автора работы на предприятии, оказывающем охранные услуги.
Таблица 1
Основные факторы конкурентоспособности охранного предприятия
Внешние факторы конкурентоспособности Внутренние факторы конкурентоспособности
Государственное регулирование рынка охранных услуг Миссия предприятия
Криминогенная обстановка в регионе Материально-техническая база предприятия
Уровень бизнеса в регионе уровень доходов Уровень менеджмента на предприятии, личность руководителя
Уровень развития охранных технологий в регионе Уровень маркетинга на предприятии
Обеспеченность кадрами Инновационная активность, уровень применяемых технологий
Организация труда и уровень заработной платы Финансовые показатели деятельности предприятия
Уровень развития инфраструктуры рынка охранных услуг региона Конкурентоспособность охранных услуг
Уровень жизни населения Ценовая политика предприятия
Спрос на услуги безопасности в регионе Уровень квалификации персонала
Конкурентная среда Качество обслуживания
Стратегии конкурентов Имидж предприятия
Контактные аудитории Корпоративная культура
Выбор направления управленческого воздействия возможно определить на основе выбора основных целевых сегментов с точки зрения восприятия внешних и внутренних факторов конкурентоспособности, что позволит эффективно использовать ресурсы на определенных направлениях. Выбор целевого сегмента определяет, на какие факторы конкурентоспособности должно быть нацелено управленческое решение, чтобы получить необходимый результат.
Выбор целевого сегмента предлагается определить на основе анализа факторов конкурентоспособности с использованием методики кластерного анализа, а также на основе анализа информации, полученной в результате маркетингового исследования рынка охранных услуг Кировской области.
Кластерный анализ (clucter analysis) - метод группировки данных в классы (кластеры) на основе сходства их характерных признаков. Кластеры можно определить как однородные подгруппы, формируемые методом, который минимизирует дисперсию внутри групп (кластеров) и максимизирует дисперсию между группами. Методики кластеризации используются
для установления сходных подгрупп и описания структуры совокупности рассматриваемых данных.
Анализ проведен для Кировского отряда ведомственной охраны -структурного подразделения ФГП ВО ЖДТ России, оценку факторов которого дали 50 экспертов. Исследование проводилось одним из методов сбора индивидуальных оценок - методом интервьюирования экспертов. Период проведения февраль 2014года. Экспертами выступали специалисты и руководители, работающие в охранном бизнесе, а также клиенты и потенциальные заказчики предприятий безопасности. Оценка важности каждого фактора определена по 10-балльной шкале: чем важнее фактор, тем выше балл.
Анализ факторов дает возможность выявить, насколько они способствуют или препятствуют достижению конкурентоспособности организации сферы услуг. На основе кластерного анализа в программе МтйаЬ 16 определены целевые сегменты по управлению конкурентоспособностью предприятия безопасности по внутренним и внешним факторам, оказывающим влияние на конкурентоспособность предприятия.
На основе данных экспертных оценок внешних факторов конкурентоспособности предприятия безопасности эксперты сгруппированы по принципу схожести их оценок факторов с х1 по х12. Эксперты, давшие близкие оценки, группируются вместе, а те, что стоят дальше, относятся к другим кластерам. Результаты кластерного анализа представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты иерархического кластерного анализа внешних факторов конкурентоспособности Кировского отряда ВО
Этапы Комбинация кластеров Количество кластеров Расстоя- ние Этап, на котором кластер появился в последний раз
1 2 Новый кластер Частота
1 2 3 4 5 6 7
1 5 35 49 0,0000 5 2
2 26 41 48 0,8828 26 2
3 8 38 47 1,1615 8 2
4 7 22 46 1,2129 7 2
5 2 17 45 1,2548 2 2
6 14 44 44 1,3960 14 2
7 27 42 43 1,4385 27 2
8 4 34 42 1,6589 4 2
9 2 32 41 1,6710 2 3
10 21 36 40 1,9872 21 2
11 28 31 39 1,9876 28 2
12 8 15 38 2,1131 8 3
13 14 29 37 2,2172 14 3
14 3 18 36 2,3092 3 2
15 23 45 35 2,4057 23 2
_1
16
17
18
19
20
И
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
И
42
43
44
45
46
47
48
49
Сла
гер
Т
2
Окончание табл.2
5
26
48
34
2,4417
26
25
47
33
2,5370
25
28
43
32
2,5472
28
11
31
2,8603
24
46
30
2,9525
24
15
50
29
2,9698
12
25
40
28
2,9756
25
13
28
27
3,1871
13
23
26
3,2078
30
25
3,2379
10
24
3,2949
12
27
23
3,5382
12
39
22
3,6161
24
21
3,6172
19
20
4,1605
21
37
19
4,4032
21
13
16
18
4,4921
13
17
4,8318
10
20
26
16
4,9098
20
13
15
4,9132
14
14
4,9430
33
13
4,9536
49
12
5,3346
21
11
5,3640
25
10
6,2978
6,5419
12
7,1547
12
8,6245
15
8,9740
20
10,6122
16
11,8839
22
12,4330
22
20,6552
28
1
1
24,5924
50
Кластер
Количество объектов
%
1
28
56
2
22
44
Итого:
50
100
Центры кластеров
Внешние факторы конкурентоспособности охранного предприятия
Х1
7.8
6.8
7,32
Х2
6,0
5,2
5,64
Хэ
7.3
5.4
6,44
Х4
5,2
5,7
5,44
Х5
5,7
5,1
5,46
Х6
5,7
6,5
6,08
Х7
4,9
5,0
4,96
Х8
6,0
5,92
Х9
7.6
6.7
7,22
Х1
10
6,8
7.5
7.06
Х1
11
5,9
7,0
6,34
Х1
12
3,4
4,2
3,76
2
3
4
6
7
3
2
3
8
8
4
2
2
3
4
9
9
3
8
8
5
1
1
2
4
6
6
2
9
9
5
4
4
3
3
5
8
9
8
4
1
1
7
2
2
6
3
3
3
1
1
8
7
7
5
6
6
5
3
4
9
3
6
1
8
1
6
8
7
6
5
7
6
5
7
1
5
1
5
6
4
5
1
2
3
1
1
3
2
1
5
1
На основе полученных данных построена дендрограмма. Дендрограмма показывает, что эксперты разделились на две группы (рисунок 2).
I Хчк Ь«
ЛЛЁих! Ілкаое; РєаїзопЕІзІапсе
ітє^дв
СКкеїл'.^ігак
Рис. 2 Определение кластеров по внешним факторам конкурентоспособности охранного предприятия
Интерпретация кластерного анализа позволяет сделать следующие выводы:
- полученные кластеры близки по размеру: первый кластер охватывает 56% совокупности, второй соответственно 44%;
- эксперты, относящиеся к первому кластеру, считают, что основными внешними факторами, влияющими на конкурентоспособность охранного предприятия, являются Х1 (государственное регулирование рынка охранных услуг), Х3(уровень бизнеса в регионе), Х9 (спрос на услуги безопасности в регионе). Эксперты первой группы отдали предпочтения факторам макроуровня. Предприятие не в силах оказать влияние на данные факторы, но должно их постоянно отслеживать и учитывать при выработке управленческих решений.
Во второй кластер вошли эксперты, отдавшие предпочтение следующим факторам: Х10 (конкурентная среда), Х11(стратегии конкурентов). Данные факторы относятся к микроуровню внешнего окружения предприятия, на них фирма может оказывать непосредственное влияние.
Кластерный анализ данных на основе экспертных оценок внутренних факторов конкурентоспособности предприятия безопасности выявил два целевых сегмента (таблица 3).
Таблица 3
Результаты иерархического кластерного анализа внутренних факторов конкурентоспособности Кировского отряда ВО
Этапы Комбинация кластеров Количество кластеров Расстояние Этап, на котором кластер появился в последний раз
1 2 Новый кластер Частота
1 2 3 4 5 6 7
1 14 42 49 0,000 14 2
2 18 23 48 0,000 18 2
3 3 18 47 0,000 3 3
4 15 43 46 0,8860 15 2
5 33 41 45 0,9152 33 2
6 12 32 44 1,2134 12 2
7 39 44 43 1,4924 39 2
8 13 33 42 1,7101 13 3
9 31 39 41 2,2284 31 3
10 24 26 40 2,4268 24 2
11 2 7 39 2,4778 2 2
12 3 37 38 2,6074 3 4
13 6 21 37 2,6210 6 2
14 4 12 36 2,6229 4 3
15 8 36 35 2,7456 8 2
16 15 48 34 2,8235 15 3
17 10 38 33 2,9218 10 2
18 17 29 32 3,0378 17 2
19 5 20 31 3,3216 5 2
20 9 35 30 3,3967 9 2
21 27 50 29 3,4854 27 2
22 11 34 28 3,4889 11 2
23 17 49 27 3,7217 17 3
24 8 9 26 3,9700 8 4
25 1 46 25 4,0501 1 2
26 19 40 24 4,0997 19 2
27 17 22 23 4,3557 17 4
28 14 16 22 4,3821 14 3
29 10 47 21 4,4675 10 3
30 11 31 20 4,5351 11 5
31 6 28 19 4,5362 6 3
32 14 27 18 4,8353 14 5
33 4 19 17 4,9423 4 5
34 4 24 16 5,1507 4 7
35 2 25 15 5,1786 2 3
36 1 13 14 5,2751 1 5
37 8 45 13 5,8289 8 5
38 1 17 12 5,9459 1 9
1 2 3 4 5 6 7
39 14 15 11 6,6863 14 8
40 5 30 10 6,9387 5 3
41 1 10 9 7,2711 1 12
42 2 11 8 7,8773 2 8
43 1 5 7 8,0325 1 15
44 6 8 6 9,1512 6 8
45 1 14 5 10,9161 1 23
46 3 6 4 11,8376 3 12
47 1 4 3 12,9088 1 30
48 2 3 2 14,7324 2 20
49 1 2 1 15,9386 1 50
ластер Количество объектов %
1 30 60
2 20 40
Итого: 50 100
Центры кластеров
Кластеры Внутренние факторы конкурентоспособности охранного предприятия
Х1 Х2 Хэ Х4 Х5 Х6 Х7 Х8 Х9 Х10 Х11 Х12
1 4,3 6,4 6,8 6,1 5,7 6,1 7,5 6,8 7,6 6,4 6,4 6,0
2 3,6 7,2 6,2 6,9 5,5 6,4 8,2 6,2 7,1 7,0 6,8 5,7
Центроид 4,0 6,7 6,54 6,4 5,6 6,2 7,8 6,6 7,4 6,6 6,6 5,9
Результат кластерного анализа: эксперты разделились на две группы (рисунок 3).
ПнкЪо^яп
\\tttdli1fe2p; РвтіБсі 11 і; Ьи і:е
-75,87
£ -17,24'
Рис. 3. Определение кластеров по внутренним факторам конкурентоспособности охранного предприятия
Эксперты разделились на две группы. В первый кластер вошли 60% респондентов, во второй 40%.
Эксперты, относящиеся к первому кластеру, наиболее важными считают следующие факторы: х7 (конкурентоспособность охранных
услуг), х9 (уровень квалификации персонала).
Эксперты второго кластера считают, что основными факторами, влияющими на конкурентоспособность охранного предприятия являются х7 (конкурентоспособность охранных услуг), х10 (качество обслуживания), х11 (имидж предприятия).
Поскольку в первый кластер вошло наибольшее количество экспертов, выделенные ими факторы являются наиболее важными для определения направлений управления конкурентоспособностью охранного предприятия.
В результате проведенного кластерного анализа на основе анализа факторов конкурентоспособности выявлены основные направления управления конкурентоспособностью Кировского отряда ВО:
- учет следующих факторов макроуровня при выборе управленческих решений: государственное регулирование рынка охранных услуг, оценка уровня бизнеса в Кировской области, анализ спроса на услуги безопасности в регионе;
- учет факторов микроуровня предприятия и влияние на них: анализ конкурентной среды рынка охранных услуг Кировской области; учет используемых стратегий конкурентов;
- влияние на внутренние факторы конкурентоспособности: повышение конкурентоспособности оказываемых услуг; повышение качества обслуживания клиентов; повышение уровня квалификации кадров, работа над созданием положительного имиджа предприятия.
Конкурентоспособность предприятия сферы услуг является показателем, интегрирующим показатели результативности финансово - хозяйственной деятельности с учетом специфики отрасли, в которой работает предприятие, организационно-правовой формы, статуса, имиджа, положения во времени и пространстве, и зависит от ряда факторов внутренней и внешней среды. Факторы конкурентоспособности являются непосредственными причинами для изменения критериев конкурентоспособности. Таким образом, воздействуя на факторы, осуществляется процесс управления конкурентоспособностью предприятия.
Список литературы
1.Большой Энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // Режим доступа: //dic.academic.ru.
2. Диков, А.Г. Инструментарий маркетинга для некоммерческих организаций, оказывающих охранные услуги: На примере вневедомственной охраны: дис. канд. ... экон. наук: 08.00.05/ Диков Алексей Глебович. - Уфа, 2005. 160с.
3. Дзина, М. А. Теоретические основы формирования механизма управления конкурентоспособностью предприятия / М.А. Дзина// Культура народов Причерноморья. 2006. № 95. С. 118-126.
4. Кондратюков, С.В. Управление конкурентоспособностью организаций, оказывающих охранные услуги: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Кондратюков Сергей Владимирович. М., 2004.185 с.
5. Коноплянник, Т.М. Развитие методов экономического управления в сфере обслуживания: (На примере негосударственного сектора охранных услуг): дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05/ Коноплянник Татьяна Михайловна. СПб., 2000. 135с.
6. Кураков, Л.П. Экономическая теория: учебник для вузов/ Л.П. Кураков. М.:МПСИ: Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. 1068 с.
7. Мазилкина, Е.И. Управление конкурентоспособностью: учебное пособие/ Е.И. Мазилкина, Г.Г. Паничкина. М.: Омега-Л, 2009. 328 с.
8. Подрез, М.С. Развитие охранных услуг в условиях сервисной экономики: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Подрез Мария Сергеевна. Самара, 2012. 23 с.
9. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006. 495 с.
10. Савельева Н.А. Управление конкурентоспособностью фирмы: учебник / Н.А. Савельева.- Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 382с.
11. Фасхиев, Х.А. Анализ состояния проблемы управления конкурентоспособностью организации сферы услуг [Электронная ресурс] / Х.А Фасхиев, И.М. Г араев// Skitech-онлайновый научно-технический журнал. -2004.-№15. Режим доступа: http://www.kampi.ru/scitech/base/nomer15.
12. Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учебное пособие / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Эксмо, 2004.- 544с.
13. Царев, В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий. Теория и методология/ В.В. Царев, А.А. Кантарович, В.В. Черныш. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2008. 800 с.
Лысова Елена Анатольевна, кафедра менеджмента и маркетинга, "Вятский государственный университет", соискатель. +7(922)6650109, e-mail: le-
na.lysowa@yandex.ruРоссия, Киров,
DIRECTIONS FINDING FOR COMPETITIVENESS CONTROL OF SECURITY SERVICE COMPANY ON BASIS OF COMPETITIVENESS ANALYSIS
E.A. Lysova
The article contains author description of company competitiveness definitions, control of company competitiveness in services sector; internal and external factors of security service company competitiveness were defined; directions finding of its competitiveness were considered. Directions of management effects are determined on the basis of target segment, which was determined on the basis of expert assessment of internal and external factors of security service company competitiveness with the use of cluster analysis methods.
Key words: company competitiveness, company competitiveness control, internal and external factors of competitiveness, cluster analysis, target segment.
Lysova Elena Anatolievna, Department of Management and Marketing, VPO "Vyatka State University", applicant, lena.lysowa@yandex.ru Russia, Kirov