Научная статья на тему 'Определение минимальной мощности учреждений здравоохранения'

Определение минимальной мощности учреждений здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3217
435
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горшкова Л. В., Куприянов Д. В.

Предложены методики расчета минимальной мощности учреждений здравоохранения в зависимости от их вида и способа финансирования на основе анализа финансовых потоков этих учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горшкова Л. В., Куприянов Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение минимальной мощности учреждений здравоохранения»

Л.В. ГОРШКОВА, Д.В. КУПРИЯНОВ

Определение минимальной мощности учреждений здравоохранения

Предложены методики расчета минимальной мощности учреждений здравоохранения в зависимости от их вида и способа финансирования на основе анализа финансовых потоков этих учреждений.

Одной из актуальных задач, стоящих перед здравоохранением, является повышение экономической эффективности функционирования. Немаловажную роль в этом играет определение мощности учреждения здравоохранения, необходимой для покрытия затрат на его содержание.

В работе, посвященной этому вопросу [2], предлагается методика расчета мощности лечебного учреждения, которая является достаточно сложной для практического применения. Однако в финансовом менеджменте имеется более простой показатель - точка безубыточности, который определяет минимальное количество товаров (работ, услуг), необходимых для покрытия совокупных затрат организации.

Формула расчета точки безубыточности имеет следующий вид:

ТЕС

ТБ = ТЕС , (1)

Р - ЛУС

где ТБ - точка безубыточности, в натуральных единицах; ТЕС - совокупные постоянные затраты, руб.; Р - цена, руб.; ЛУС - средние переменные затраты на одну услугу, руб.

Воспользовавшись этой формулой, можно определить, какое количество услуг необходимо оказать учреждению здравоохранения для того, чтобы покрыть все затраты. Однако в таком виде эта формула не может быть применима для расчета показателей, определяющих мощность учреждения (количества коек в стационаре; количества посещений или прикрепленного населения для амбулаторно-поликлинических учреждений). Возникает необходимость проведения модификации формулы в зависимости от вида медицинского учреждения и способа его финансирования.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) применяют следующие методы оплаты стационарной медицинской помощи:

1) по смете доходов и расходов (сметное финансирование);

2) за отдельную услугу;

3) по количеству койко-дней;

4) по числу пролеченных больных;

5) за законченный случай госпитализации;

6) по согласованным объемам медицинской помощи (глобальный бюджет).

Для оплаты амбулаторно-поликлинической помощи применяют 5 методов:

1) по смете доходов и расходов (сметное финансирование);

2) за отдельную услугу (по посещениям);

3) за отдельную услугу по балльной шкале;

4) за пролеченного больного (законченный случай амбулаторнополиклинического обслуживания);

5) по душевому нормативу за каждого обслуживаемого (прикрепленного к врачу или поликлинике).

На наш взгляд, для многопрофильных стационаров расчеты лучше проводить по отделениям, т.к. в каждом из них будут различные расходы на содержание самого отделения и лечение больных, а следовательно, и разные тарифы за услугу. Даже в одном отделении стационара, как правило, лежат пациенты с разными заболеваниями и, соответственно, разными затратами на лечение. Поэтому в отдельных случаях возможна дальнейшая дифференциация расчетов.

Рассмотрим порядок расчета минимального количества коек отделения стационара при финансировании по количеству койко-дней.

Совокупные постоянные затраты включают в себя постоянные затраты данного отделения и часть общеучрежденческих затрат, относимых на себестоимость услуг данного отделения.

В данном случае цена (Р) представляет собой тариф Территориального фонда обязательного медицинского страхования за 1 койко-день при лечении заболевания данной нозологической группы.

Переменные затраты на один койко-день будут складываться из затрат на питание, медикаменты, услуги прачечной и фонда оплаты труда медицинских работников отделения (при условии, что их зарплата зависит от количества койко-дней).

Для примера используем терапевтическое отделение ГКБ № 57 г. Москвы.

Совокупные постоянные затраты (ТЕС) отделения в 2004 г. составили 2550000 руб. [1].

Тариф ТФОМС на 1 койко-день по отделениям подобного профиля - 441,93 руб.

Средние переменные затраты (АУС) - 198,01 руб. на 1 день госпитализации.

Минимальное количество койко-дней, которое должно быть выполнено отделением за год, составит:

ТЬ 2550000 1045425 й й

1Ь =--------------= 10454,25 койко-дней.

441,93 -198,01

Рассчитаем минимальное количество коек, необходимое в отделении для покрытия его расходов.

Минимальное Минимальное Нормативное число

количество = количество : дней работы одной . (2)

коек койко-дней койки

Нормативное число дней работы койки в терапевтическом отделении составляет 340 дней в году. Подставим данное значение в формулу (2).

Минимальное количество коек = 10454,25 : 340 = 30,7 = 31 койки.

При финансировании за законченный случай госпитализации порядок расчета будет следующим.

Цена представляет собой тариф ТФОМС за законченный случай госпитализации для заболевания данной нозологической группы, а именно 5776,03 руб.;

ЛУС - переменные затраты на одну госпитализацию в рассматриваемом примере 2598 руб.,;

ТЕС в год - 2550000 руб.

Подставляем данные значения в формулу (1).

Тогда минимальное количество госпитализаций в год, необходимое для покрытия затрат отделения, составит:

ТЬ 2550000 7999 й

1Ь =---------------= 799,9 госпитализаций.

5776,03 - 2598

Рассчитаем минимальное количество коек, необходимое в отделении для покрытия его расходов.

Минимальное Минимальное Норматив оборота

количество = количество : одной койки . (3)

коек госпитализаций для данного профиля

Норматив оборота койки по отделениям терапевтического профиля -26 раз в год. Подставим данное значение в формулу (3).

Минимальное количество коек = 799,9 : 26 = 30,7 = 31 койка.

Таким образом, рассчитано минимальное количество коек. Реально же их должно быть больше для обеспечения средств на развитие лечебно-профилактического учреждения. Запас финансовой прочности должен быть 10% [6, с. 203]. Тогда минимальное количество коек в терапевтическом отделении ГКБ № 57 г. Москвы составит:

31 х 1,1 = 34 койки.

Количество коек в целом по многопрофильной больнице складывается из суммы количества коек каждого отделения. Если же больница специализированная (инфекционная, психиатрическая, туберкулезная), то расчет можно вести в целом по всему стационару, т.к. здесь уже не будет такой дифференциации тарифов за 1 услугу.

Не менее актуальным является расчет мощности амбулаторно-поликлинического учреждения, поскольку от нее будет зависеть количество ставок врачей, оснащение лабораторий и др.

При финансировании поликлиники за количество посещений минимальное их количество для обеспечения безубыточности ЛПУ можно

рассчитать по формуле (1), в которой ТЕС - совокупные постоянные затраты отделения; Р - тариф ТФОМС за 1 посещение; ЛУС - средние переменные затраты на одно посещение.

Переменные затраты на одно посещение в амбулаторно-поликлинических учреждениях сравнительно малы. Это медикаменты при оказании экстренной медицинской помощи, расходные материалы. Фонд оплаты труда медицинских работников поликлиник, как правило, мало зависит от количества посещений. Поэтому особенностью медицинских услуг амбулаторно-поликлинических учреждений будет низкая доля переменных затрат в их себестоимости, т.е. при увеличении количества оказываемых услуг себестоимость одной услуги будет резко снижаться.

В качестве примера используем лечебное отделение МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника» г. Владивостока.

ТЕС отделения в год - 6917576 руб.;

Тариф ТФОМС на 1 посещение врача-стоматолога в 2005 г. - 94,6

руб.;

ЛУС - 6,47 руб. на 1 посещение.

Подставим эти данные в формулу (1). В результате расчета минимальное количество посещений в год, необходимое для покрытия затрат, составит:

ТЬ 6917576 784929 й

1Ь =-----------= 78492,9 посещений.

94,6 - 6,47

Рассчитаем минимальное количество ставок врачей, необходимое в отделении для покрытия его расходов.

Минимальное Минимальное Функция

количество = количество : врачебной . (4)

ставок врачей посещений должности

Функция врачебной должности (ФВД) для врачей-стоматологов лечебных отделений составляет 3850 посещений в год [5].

Минимальное количество ставок стоматологов = 78492,9 : 3850 = 20,39 = 20,5 ставок.

С учетом запаса финансовой прочности количество ставок врачей-стоматологов должно быть = 20,5 х 1,1 = 22,55 = 22,5 ставок.

Произведем подобный расчет, если оплата ведется за законченный случай лечения.

Р - тариф ТФОМС за законченный случай лечения, 289,2 руб.;

ЛУС - средние переменные затраты на 1 законченный случай лечения, 19,41 руб.

Подставим эти данные в формулу (1). В результате расчета минимальное количество законченных случаев в год, необходимое для покрытия затрат, составит:

ТЬ 6917576 256406

1Ь =--------------= 25640,6 случаев.

289,2 -19,41

Рассчитаем минимальное количество ставок врачей, необходимое в отделении для покрытия его расходов.

Минимальное Минимальное Норма законченных

количество = количество : случаев в год на врача . (5)

ставок врачей законченных случаев данной специальности

Если норма законченных случаев в год на врача данной специальности не установлена, то минимальное количество ставок можно рассчитать как в предыдущем примере по формуле (4), предварительно пересчитав законченные случаи лечения в посещения согласно медико-экономическому стандарту (МЭС).

Минимальное количество ставок врачей-стоматологов = 25640,6 : 1283 = 20 ставок.

Если же финансирование ведется по душевому нормативу за прикрепленное население, то в формуле (1):

Р - подушевой норматив финансирования, 130,6 руб. [3, 4];

ЛУЄ - средние переменные затраты на 1 прикрепленного человека,

8,93 руб.

Подставим эти данные в формулу (1). В результате расчета минимальное количество прикрепленного населения, необходимое для покрытия затрат составит:

ТЬ 6917576 56854

1Ь =------------= 56854 человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

130,6 - 8,93

Рассчитаем минимальное количество ставок врачей, необходимое в отделении для покрытия его расходов.

Минимальное Норма врачей

Минимальное

количество данной специальности

количество = : (6)

прикрепленных на прикрепленное .

ставок врачей

людей население

В настоящее время действует норматив должностей врачей-стоматологов - 0,25 на 1000 чел. взрослого городского населения [5].

В нашем примере по формуле (5):

Минимальное количество ставок стоматологов = 56854 : 1000 х 0,25 = = 14,21 = 14,25 ставок.

С учетом запаса финансовой прочности количество ставок врачей-стоматологов должно быть = 14,25 х 1,1 = 15,68 = 15,75.

Таким образом, точка безубыточности может являться базовым показателем для определения минимального размера мощности учреждения здравоохранения. Ее преимуществами являются: общеизвестность, простота расчета, возможность использования при различных способах финансирования.

Литература

1. Духанина И.В. Исходная информационная база как инструмент для достижения безубыточности работы ЛПУ / И.В. Духанина, М.В. Духанина // Экономика здравоохранения. 2005. № 3. С. 25-27.

2. Ильина Н.А. Методика расчета оптимальной стоимости обслуживания и числа койко-мест для хозрасчетного лечебно-профилактического учреждения / Н.А. Ильина, А.Я. Кудряшов, А.М. Цирлин // Экономика здравоохранения. 2002. № 8. С. 10-13.

3. Информационное письмо о формировании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год // Экономика и практика обязательного мед. страхования. 2005. № 1. С. 2122.

4. Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью. Утверждены Приказом МЗ РФ № 2510/14302-34 от 28.12.2000.

5. О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек. Приказ МЗ СССР № 999 от 11.10.1982 г.

6. Финансовый менеджмент: теория и практика: учебник / под ред. Е.С. Стояновой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Перспектива», 2000. - 656 с.

© Горшкова Л.В., Куприянов Д.В., 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.