0,144 мг/л, а через 10 мес после изготовления уровень его миграции при тех же условиях снизился до 0,09 мг/л. Исследования, проведенные через 18 мес после изготовления образцов полимера, при прочих равных условиях позволили обнаружить фенол в вытяжках в количестве 1,22 мг/л, что свидетельствует о наличии процессов деструкции.
i Литературные данные свидетельствуют о том, что все полимерные материалы в большей или меньшей степени выделяют в окружающую среду химические компоненты своей композиции. Результаты наших исследований подтверждают, что фенолформальдегидные пенопласты и кремнийорга-нические композиции также являются источником выделения химических веществ. Даже если в момент исследования количество мигрирующих веществ не превышает предельно допустимого, то с течением времени происходящие в полимере процессы деструкции сделают его потенциально опасным.
Учитывая сложность замены одних термоизоляторов другими при старении их в конструкциях судов, необходимо обеспечить безопасное их использование на протяжении длительного срока эксплуатации, например, герметизацией термоизолирующих пенопластов инертным материалом, разрешенным МЗ СССР для контакта с пищевыми продуктами.
С подобными обстоятельствами мы столкнулись при изучении санитарно-гигиенических характеристик пенопласта ФРП-1А, который очень перспективен и удобен для заливки больших объемов благодаря его способности самовспениваться непосредственно в межстеночном пространстве изолирующих конструкций. Исследования показали, что в открытом виде пенопласт не может быть допущен для контакта с пищевыми продуктами. Применение соответствующей герметизирующей зашивки дало обнадеживающие результаты и позволило нам рекомендовать пеноматериал ФРП-1А в качестве термоизолирующего элемента трехслойных конструкций холодильных трюмов судов.
Такое решение вопроса с учетом результатов токсикологического эксперимента обусловливает значительное уменьшение опасности контакта полимерных материалов с пищевыми продуктами.
Поступила 10/VI 1977 г.
УДК 613.632.4:вв7.637.27]-074:543.544
Э. И. Волошина
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАСЛОРАСТВОРИМОЙ СОЛИ ЦИКЛОГЕКСИЛАМИНА [ИНГИБИТОРА М-1] И МЕТАНИТРОБЕНЗОАТА ЦИКЛОГЕКСИЛАМИНА [ИНГИБИТОРА Ц-2] В ВОЗДУХЕ МЕТОДОМ ХРОМАТОГРАФИИ В ТОНКОМ СЛОЕ
Научно-исследовательский институт гигиены труды и профзаболеваний, Киев
Ингибитор М-1 — С„НхСООН • НN аСвН г х {~>Н, • нСООСпН2П+1 (молекулярная масса 298) представляет собой
маслорастворимую соль циклогексиламина и синтетических жирных кислот с числом углеродных атомов в цепи 10—13. Это пастообразное вещество светло-коричневого цвета с температурой застывания + 12°С. Растворяется в органических растворителях: этиловом спирте, ацетоне, гек-сане, диэтиловом эфире, хлороформе и умеренно — в воде.
М-1 предназначен дня защиты от атмосферной коррозии изделий из стали, чугуна, меди, цинка и алюминия. Применяется в виде 0,5—3% раствора в минеральном масле.
Ингибитор Ц-2—Ce Н!! Н, HCOOQ Н 5 NO 2
__ N0,
^ ■ НСОО^ у (молекулярная масса 255)—порошок белого
цвета температуры плавления 206—211СС. Растворяется в воде, этиловом спирте, плохо растворим в диэтиловом эфире, ацетоне и гексане.
Ц-2 предназначен для защиты изделий из черных и цветных металлов от атмосферной коррозии, преимущественно в виде антикоррозионной бумаги, пропитанной им. В литературе описаны колориметрический (И. Д. Га-даскина и В. А. Филов) и газохроматографические методы определения цнк-логексиламина в биологических средах (Eichelbaum и Hengstmann, Litchfield и Green).
Нами разработан хроматографический (в тонком слое) метод определения маслорастворимой соли циклогексиламина и метанитробензоата цикло-гексиламина. Хроматографирование ингибиторов осуществляется в тонком слое окиси алюминия с последующим проявлением хроматограмм диазоти-рованным л-нитроанилином, диазотированной сульфаниловой кислотой или реактивом Драгендорфа в сернокислой среде. Чувствительность метода — 5 мкг М-1 и 5 мкг Ц-2 в анализируемом объеме пробы. Определению может мешать циклогексиламин. Ингибиторы на основе дициклогексиламина определению М-1 и Ц-2 не мешают.
Отбор проб воздуха на содержание аэрозоля М-1 или Ц-2 проводят на фильтры АФА-ХА-18 со скоростью 2—3 л/мин. Для определения ингибиторов на уровне ПДК достаточно отобрать 5 л воздуха. Для анализа фильтр с пробой М-1 помещают в коническую колбочку и заливают 5—7 мл диэти-лового эфира. После часовой экспозиции фильтр извлекают и промывают 5 мл эфира на стеклянной воронке, тщательно отжимая его стеклянной палочкой. Аналогично обрабатывают фильтр с пробой Ц-2, используя в качестве экстрагента смесь этилового спирта и диэтилового эфира 1:1. Врем^ экстракции Ц-2 из фильтра 2 ч.
Для проведения анализа в пробирку отбирают V, объема экстрактивной жидкости с пробами М-1 или Ц-2 и упаривают до 0,1—0,2 мл при 25"С. Сконцентрированные экстракты проб наносят на хроматографическую пластинку. Параллельно с пробами М-1 или Ц-2 наносят и стандартный раствор соответствующего ингибитора, содержащего 5, 10, 15 мкг. (Прямолинейная зависимость между концентрацией ингибиторов и интенсивностью окраски их пятен наблюдается в интервале 5—50 мкг). Стандартный раствор М-1 готовят на диэтиловом эфире, Ц-2 — на смеси этилового спирта и диэтилового эфира 1:1.
Пластинку помещают в хроматографическую камеру с подвижной фазой этанол : хлороформ : вода, равной 4:3:1. После хроматографнрова-ния пластинку извлекают из камеры и сушат при комнатной температуре до полного удаления следов подвижного растворителя. Хроматограммы проявляют раствором диазотированного n-нитроанилина, диазотированной сульфаниловой кислоты или реактивом Драгендорфа (А. А. Ахрем, А. И. Кузнецова) в 40% серной кислоте в соотношении реактив Драгендорфа и серная кислота 1 : 3. При использовании для хроматограмм первого или второго проявителя ингибиторы видны в виде желтых пятен на белом фоне непосредственно после обработки хроматограмм. Окраска пятен сохраняется в течение 2 сут. При опрыскивании пластинок реактивом Драгендорфа препараты проявляются в виде красно-фиолетовых пятен на кремовом фоне, в этом случае идентификацию проводят тотчас же после обработки хроматограмм из-за нестойкости окраски пятен во времени. R, М-1 и Ц-2 равна 0,66—0,76.
Содержание ингибиторов в пробах определяют путем визуального сравнения площади и интенсивности окрашивания пятен на хроматограммах проб и стандартных растворов.
Разработанный метод применен для определения содержания ингибиторов М-1 и Ц-2 в воздухе экспериментальных камер при установлении ПДК препаратов в воздухе рабочей зоны.
ЛИТЕРАТУРА. Ахрем A.A., Кузнецова А. И. — Тонкослойная хроматография. М., 1964. — Гадаскина И. Д., Филов В. А. — Превращения и определение промышленных органических ядов в организме. Л., 1971. — Eichel-baum М., Hengstmann Н. J. —Arch. Toxicol., 1971, Bd 27, S. 136—141. — Litchfield M. H.. Green T. — Analyst., 1970, v. 95, p. 168—170.
Поступила 9/VIII 1 977 r.
Обзоры
УДК 6I3.32(26)(047)
Акад. АМН СССР Г. И. Сидоренко (Москва)
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАГРЯЗНЕНИЯ МОРЕЙ И ОКЕАНОВ
Среди антропогенных факторов, изменяющих природу морей и океанов, важнейшим в настоящее время является загрязнение промышленными и бытовыми сточными водами и отходами. Существуют четыре естественных пути поступления загрязнений в моря и океаны: с речными водами и ливневыми стоками, с потерями и сбросами при перевозке различных материалов водным транспортом, при спуске промышленных и бытовых сточных вод, а также при разработке полезных ископаемых на шельфе и дне морей и океанов. В результате антропогенные воздействия приводят либо к изменению уровней содержания в морской среде присутствовавших в ней ранее веществ естественного происхождения (природные органические вещества, свинец, ртуть и др.), либо к появлению чужеродных веществ, таких как ДДТ, поверхностно-активные вещества и др.
Химические загрязнения морей и океанов весьма разнообразны по своему происхождению и химической структуре. К числу наиболее распространенных и вредных загрязняющих соединений относятся некоторые тяжелые металлы, нефть и нефтепродукты, хлор- и фосфорорганические пестициды, радиоактивные вещества. Наибольшую опасность в загрязнении морей и океанов представляют соединения тяжелых металлов: ртути, свинца, кадмия, цинка, меди, никеля кобальта, серебра и др. Как известно, эти металлы даже в малых концентрациях могут оказывать вредное действие на организм человека и морские гидробионты. Тяжелые металлы по трофическим цепям могут попадать в организм человека при потреблении морских продуктов. Широко известны случаи отравления людей пищевыми продуктами, загрязненными кадмием и ртутью (Н. Н. Мельников; Gardiner; Lange; Reish и соавт.).
В связи с загрязнением воды солями тяжелых металлов широко известны появившиеся впервые в Японии болезни «минамата» и «итаи-итаи». Первая возникла в результате отравления людей алкилртутью, накопившейся в организме рыб. Причиной второй является хроническое отравление кадмием; это другой пример специфического заболевания, обусловленного загрязнением воды. Вначале поражаются почки, затем наступает размягчение костной ткани. Наряду с непосредственным токсическим действием на организм ряд тяжелых металлов и их соединений может оказывать опасное отдаленное воздействие, вызывая мутагенное, эмбриотокоическое, гона-дотоксическое и другое влияние. Кроме того, соли тяжелых металлов могут