Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРАВОРАДИКАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ИМИ СИМВОЛИКЕ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРАВОРАДИКАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ИМИ СИМВОЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
347
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАШИЗМ / НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ / РОССИЙСКИЙ ПРАВОРАДИКАЛИЗМ / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ПРАВОРАДИКАЛИЗМА / ПРАВОРАДИКАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Самойлов Сергей Федорович

Раскрываются основные принципы формирования праворадикальной символики, в которой эстетическими средствами выражается отношение того или иного сообщества к основным идеям праворадикального движения. Особое внимание в статье уделяется проблемам выявления нацистской и фашистской символики в партийных символах современных российских праворадикальных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Самойлов Сергей Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINING THE IDEOLOGICAL ORIENTATION OF RIGHT-WING RADICAL ORGANIZATIONS BY THE SYMBOLS THEY USE

The article reveals the basic principles of the formation of right-wing radical symbols, in which the aesthetic means express the attitude of a particular community to the basic ideas of the right-wing radical movement. Particular attention is paid to the problems of identifying Nazi and fascist symbols in party symbols of modern Russian right-wing radical organizations.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРАВОРАДИКАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ИМИ СИМВОЛИКЕ»

Самойлов Сергей Федорович

Определение идеологической направленности

праворадикальных организаций по используемой ими символике

Раскрываются основные принципы формирования праворадикальной символики, в которой эстетическими средствами выражается отношение того или иного сообщества к основным идеям праворадикального движения. Особое внимание в статье уделяется проблемам выявления нацистской и фашистской символики в партийных символах современных российских праворадикальных организаций.

Ключевые слова: фашизм, национал-социализм, российский праворадикализм, основные направления российского праворадикализма, праворадикальная идеология.

Determining the ideological orientation of right-wing radical organizations by the symbols they use

The article reveals the basic principles of the formation of right-wing radical symbols, in which the aesthetic means express the attitude of a particular community to the basic ideas of the right-wing radical movement. Particular attention is paid to the problems of identifying Nazi and fascist symbols in party symbols of modern Russian right-wing radical organizations.

Keywords: fascism, national socialism, Russian right-wing radicalism, main directions of Russian right-wing radicalism, right-wing radical ideology.

Современная российская праворадикальная идеология представляет собой сложное образование, включающее в себя несколько направлений и большое число организаций и групп. При этом почти каждое праворадикальное сообщество стремится иметь собственную символику, которая бы выражала специфику его идеологической позиции. Для того чтобы понять особенности идеологии того или иного радикального или экстремистского сообщества праворадикального характера, сотрудникам подразделений по противодействию экстремизму необходимо обладать знаниями о символике праворадикальных организаций. По этой причине представляется целесообразным раскрыть основные принципы формирования праворадикальной символики, в которой эстетическими средствами выражается отношение того или иного сообщества к основным идеям праворадикального движения.

Важнейшим признаком символики праворадикальных организаций служит фиксация отношения радикального сообщества к понятиям «нация» и «раса». Данное обстоятельство связано с тем, что в праворадикальном движении выделяются два основных полюса: националистический и расистский. Для первого главными понятиями являются «русский народ» или «русская нация», для второго понятия «рус-

ские» или «славяне» ценны тем, что обозначают представителей белой расы. То или иное радикальное или экстремистское сообщество может:

отдавать приоритет понятию «нация» перед понятием «раса»;

считать понятие нации производным от понятия расы;

считать оба понятия в равной степени важными для своей идеологии.

Все три подхода находят свое выражение в символике праворадикальных организаций. Так, праворадикальные и экстремистские сообщества, решающие данную проблему в пользу понятия «нация», используют черно-желто-белый флаг, императорского или республиканского двуглавого орла. В ряде случаев данные группы допускают использование перевернутого националистического флага, который для них означает верность трем основным положениям российской имперской идеологии: православию, самодержавию, народности.

В противоположность этому радикальные и экстремистские сообщества праворадикального характера, отдающие предпочтение понятию «раса» как основополагающему, используют в своей символике черный, белый и красный цвета, что указывает на идеологическую преемственность с немецким национализмом и фашизмом, для которых данная цветовая гам-

117

ма являлась традиционной, а идея превосходства расы - важнейшей. Наконец, радикальные и экстремистские сообщества, признающие в своей идеологии равенство данных понятий, совмещают символику российского и немецкого праворадикализма.

Вторым по важности признаком идеологии радикальных или экстремистских сообществ является выражение их принадлежности к какому-либо направлению современного российского праворадикального движения, в котором в настоящее время можно выделить пять основных идеологических направлений:

национал-монархизм - условное название для одного из направлений в русском праворадикализме, основанного на идеях монархизма, православного фундаментализма и, как правило, империализма;

национал-коммунизм - совокупность праворадикальных идей, подчеркивающих совместимость коммунизма и национализма;

национал-республиканство - направление в праворадикальном движении, рассматривающее унитарную республику в качестве идеала социально-политического устройства России;

национал-демократия - течение в русском национализме, представляющее собой сочетание черт националистической и либерально-демократической идеологий;

национал-социализм - направление идеологии праворадикализма, предлагающее националистическую интерпретацию социализма и опирающееся на идеи расизма и антисемитизма.

Каждое из указанных направлений российского праворадикализма применяет символику, обладающую рядом специфических черт, отличающих его от других направлений:

символика национал-монархизма предполагает использование государственного флага Российской империи (с 1858 по 1896 г.), двуглавого имперского орла;

символика национал-коммунизма соединяет элементы российской националистической (в некоторых случаях - нацистской) символики и советской;

символика национал-республиканства характеризуется применением различных комбинаций черно-желто-белого флага и республиканского двуглавого орла;

символика национал-демократии предполагает использование как красного и белого цветов в сочетании с графическим изображением птицы, так и зеленого, белого и черного цветов в сочетании с листом крапивы;

символика национал-социализма характеризуется черным, белым и красным цветами,

различными модификациями имперского орла Третьего рейха и свастики.

Третьим признаком по частоте фиксации в символике праворадикальных групп и организаций следует признать их отношение к идеологии фашизма. Данная проблема может решаться в современном российском праворадикальном движении посредством следующих способов:

дистанцированием от какой-либо формы фашистской идеологии;

разделением понятий «фашизм» и «национал-социализм»;

созданием собственной интерпретации фашистской идеологии;

предпочтением романского варианта фашизма его немецкому варианту;

присоединением к какой-либо негитлеровской версии национал-социалистической идеологии;

принятием какой-либо неонацистской идеологии;

признанием истинности идеологии немецкого национал-социализма.

Первый вариант предполагает принципиальное исключение из символики праворадикального сообщества какой-либо фашистской или национал-социалистической символики.

В случае разделения той или иной праворадикальной организацией понятий «фашизм» и «национал-социализм» в ее символике присутствуют различные изображения, заимствованные из символик фашистской Италии, франкистской Испании, салашистской Венгрии и т.д.

Трудность принятия фашистской и национал-социалистической идеологий в российском обществе приводит к тому, что многие национальные группы и организации стремятся к созданию собственных концепций, адаптирующих данные версии радикализма к специфике современного российского общества. Это выражается в создании символов и цветовых гамм, близких национальному самосознанию и вместе с тем сходных с символикой западноевропейской праворадикальной традиции.

Дистанцирование от национал-социалистической идеологии с сохранением ряда ее базовых принципов приводит некоторые праворадикальные сообщества к убеждению, что фашистская доктрина была искажена Гитлером, а потому следует вернуться к истокам фашизма. По этой причине в символике данных групп и организаций можно обнаружить различные символы так называемого романского фашизма. Прежде всего это относится

118

к символике фашистской Италии и различных коллаборационистских режимов времен Второй мировой войны. В свою очередь, наиболее популярной негитлеровской формой национал-социалистической идеологии следует признать так называемый штрассеризм, российские сторонники которого используют различные элементы символики Черного фронта. Праворадикальные группы, придерживающиеся неонацистской идеологии, используют в своей символике различные символы белого нацизма и движения НС-скинхедов, такие как цифровые коды, готический шрифт, кельтский крест, черное солнце, германо-скандинавские руны и т.д. Наконец, праворадикальные сообщества, разделяющие национал-социалистическую идеологию, широко применяют в своей противоправной деятельности различные элементы символики Третьего рейха, при этом чаще всего видоизменяя их. Тем не менее сохранение черно-бело-красной цветовой гаммы и различных графических символов делает символику национал-социалистических групп вполне узнаваемой.

Консервативный характер праворадикальной идеологии приводит к тому, что для нее большое значение имеет отношение к религии в целом и к конкретной религиозной конфессии в частности. Можно выделить четыре основных способа решения данной проблемы:

занятие нейтральной позиции в религиозном вопросе;

подчеркивание верности православным ценностям;

солидаризация со славянским или германо-скандинавским неоязычеством;

признание равной значимости православной и неоязыческой духовности для русской нации.

В символике это выражается следующим образом:

принципиальным исключением различных религиозных изображений из политической символики;

размещением различных православных символов на эмблемах и флагах организации;

включением в символику организации различных неоязыческих и эзотерических символов;

совмещением христианских и неоязыческих символов в символике организации.

Многообразие и сложность современной российской праворадикальной символики требует от сотрудников подразделений по противодействию экстремизму не только знания нюансов националистической идеологии, но и способов ее символического выражения. Навыки раскрытия значения праворадикальных

символов могут оказать сотрудникам правоохранительных органов значительную помощь в определении потенциальных угроз различных радикальных сообществ.

В процессе проведения различных мероприятий по противодействию экстремизму у сотрудников правоохранительных органов может возникнуть необходимость предварительного определения степени схожести обнаруженного изображения с нацистской или экстремистской символикой праворадикального характера. Данное обстоятельство обусловлено нормой п. 1 ст. 20.3 КоАП РФ, где указано следующее: «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами...» [1].

По этой причине сотрудник подразделения по противодействию экстремизму должен обладать определенными знаниями и навыками определения экстремистской символики праворадикального характера. Это предполагает способность сотрудника осуществить сравнительно-сопоставительный анализ обнаруженного изображения с нацистской символикой или символикой праворадикальных организаций, признанных решением суда экстремистскими. Данный прием предполагает установление связи между исследуемым изображением и экстремистской символикой по цветовой гамме и графическим контурам.

Основными этапами осуществления сравнительно-сопоставительного анализа выявленной символики праворадикального характера является определение:

цветов, чаще всего используемых представителями различных направлений праворадикальной идеологии, прежде всего сторонниками неонацистских идей;

нацистских и неонацистских символов, которые используются российскими, зарубежными и международными праворадикальными организациями;

символики коллаборационистских организаций и военных формирований времен Великой Отечественной войны;

символики праворадикальных организаций, признанных в Российской Федерации экстремистскими;

элементов, доказывающих преемственность между нацистской символикой и символиками

119

российских праворадикальных объединений, признанных экстремистскими;

форм выражения языка насилия в праворадикальной символике и атрибутике.

После установления праворадикального характера выявленного изображения представляется необходимым определить степень его схожести с уже признанными экстремистскими изображениями. Такого рода схожесть может быть полной, частичной, до степени смешения.

Рассмотрим примеры схожести символики праворадикальных сообществ, признанных экстремистскими, с неонацистской символикой.

Примерами полной схожести символики праворадикального сообщества с нацистской символикой может служить использование группировками НС-скинхедов и праворадикально настроенными футбольными фанатами партийного флага НСДАП, флага кригсмарине, символов Гитлерюгенда и другой символики Третьего рейха.

В свою очередь, примером частичной демонстрации нацистских символов в символике российских праворадикальных организаций является одна из эмблем общественного движения «Реструкт». В качестве примера применения сравнительно-сопоставительного анализа праворадикальной символики осуществим описание и анализ данной эмблемы.

Описание. В качестве фона выбран серый мрамор, пользовавшийся популярностью в архитектуре Третьего рейха, внизу эмблемы в фоне использованы коричневые тона - цвет формы штурмовиков. Само изображение состоит из стилизованного имперского орла, держащего в лапах венок, внутри которого вместо свастики помещен логотип движения «Реструкт», созданный на основе знака электронной «собаки», в котором прописная латинская буква представлена в виде тесака. Поворот головы орла, ширина и положение его крыльев и оперенья, а также графика венка соответствуют официальной геральдике Третьего рейха. Совмещение имперского орла с логотипом движения «Реструкт», замещающим собой свастику, не изменяет контуров рисунка.

Анализ. Соотнесение названия и эмблемы общественного движения «Реструкт» позволяет уверенно утверждать, что идеи нацизма подвергаются реструктуризации при сохранении их ценностных ориентиров и политических целей, поскольку реструктуризация - это изменение структуры при сохранении функций той или иной системы. Значение эмблемы в целом может быть определено как распространение идей национал-социализма в

интернет-пространстве, поэтому изображение имперского орла без свастики и слово «ре-структ» при их соотнесении имеют неонацистские коннотации.

Связь с неонацизмом в эмблеме общественного движения «Реструкт» прослеживается путем ее сопоставления с символикой нацистской организации африканеров «Оссевабран-дваг» (Факельная стража воловьей кибитки), существовавшей в Южно-Африканской Республике в 1939-1952 гг. и имевшей в качестве эмблемы орла, сходного с имперским и держащего в лапах колесо от кибитки с размещенным в нем фургоном [2, с. 120].

Степень узнаваемости нацистских символов, используемых в эмблеме общественного движения «Реструкт», может быть оценена как высокая, поскольку имперский орел, наряду со свастикой и двойными рунами СС «Зиг», является одним из наиболее известных символов. Тем не менее, отсутствие свастики в венке существенно не изменяет впечатления о том, что представленное изображение является имперским орлом.

Вывод. Демонстрация нацистской символики в эмблеме движения «Реструкт» осуществляется посредством совмещения двух символов, один из которых не является экстремистским и скрывает один из существенных признаков экстремистского символа.

Наконец, примером демонстрации нацистских символов в символике российских праворадикальных организаций может служить символика ныне запрещенного общественного движения «Славянский Союз».

Описание. Эмблема представляет собой красный круг с белой окантовкой, почти все пространство которого занимают две пересеченные графические латинские буквы с загнутыми концами, одна из которых находится в горизонтальном, а вторая - в вертикальном положении. В целом конструкция имеет вид греческого креста, состоящего из незавершенных квадратов, а пересечение латинских букв составляет прямую правостороннюю свастику.

Анализ. Рассматриваемая эмблема представляет собой пример скрытой нацистской символики в силу следующих причин:

в ней отсутствует черный цвет, который в сочетании с белым и красным цветами использовался во флагах Второго и Третьего рейха;

сочетание белого и красного цветов является традиционным для славянских народов;

свастика имеет белый цвет, не повернута на 45 градусов и не является самостоятельным элементом эмблемы.

120

Вместе с тем признаками как видимых, так и смысловых связей эмблемы «Славянского Союза» с неонацистской символикой следует признать:

ее схожесть с символикой организации «Русское национальное единство», представляющей собой красную свастику в белой окантовке, вписанную в Вифлеемскую звезду;

ее графическую идентичность свастике-розе, использовавшейся южноафриканскими неонацистами.

В целом эмблема «Славянского Союза» непосредственно связана с ее аббревиатурой «СС», что в сочетании со свастикой, кругом и красно-белым цветом нацистского фла-

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34661/

2. Бидерманн Г. Энциклопедия символов. М., 1996.

га указывает на связь с символикой Третьего рейха.

Приемы сокрытия нацистской символики в эмблеме общественно-политической организации «Славянский Союз» позволяют признать ее символикой, сходной с нацистской до степени смешения.

Знание сотрудниками подразделений по противодействию экстремизму праворадикальной символики, а также принципов создания новых эмблем может играть существенную роль в выявлении и пресечении деятельности экстремистских организаций, а также в профилактике и раскрытии правонарушений экстремистской направленности.

1. Code of the Russian Federation on Administrative Offences d.d. Dec. 30, 2001 No. 195-FL [Electronic resource]. Access from the legal reference system "ConsultantPlus". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_34661/

2. Biedermann G. Encyclopedia of symbols. Moscow, 1996.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Самойлов Сергей Федорович, доктор философских наук, профессор, начальник кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России; тел.: +78612583957.

INFORMATION ABOUT AUTHOR

S.F. Samoilov, Doctor of Philosophy, Professor, Chief of the Department of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; ph.: +78612583957.

121

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.