Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИМВОЛИКИ В ПРАВОРАДИКАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ'

ИСТОРИЧЕСКИЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИМВОЛИКИ В ПРАВОРАДИКАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
221
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОРАДИКАЛЫ / СИМВОЛИКА / РАДИКАЛИЗМ / РОССИЙСКИЙ ПРАВОРАДИКАЛИЗМ / ИДЕОЛОГИЯ ПРАВОРАДИКАЛИЗМА / ПРАВОРАДИКАЛЬНАЯ СИМВОЛИКА / ПРАВОРАДИКАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Некрасова Анастасия Владимировна

Рассматриваются возможности определения характера радикальных и экстремистских групп по используемой ими символике. Отражаются основные принципы формирования символов праворадикального характера. Исследуются предпосылки формирования символики праворадикализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND IDEOLOGICAL PRECONDITIONS FOR THE FORMATION OF SYMBOLISM IN THE RIGHT-WING RADICAL POLITICAL TRADITION

The article is devoted to defining the nature of radical and extremist groups by the symbols they use. The basic principles of drawing up symbols of a right-wing radical character are considered. The prerequisites for the formation of the symbolism of right-wing radicalism are investigated.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИМВОЛИКИ В ПРАВОРАДИКАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ»

Некрасова Анастасия Владимировна

О потенциале криминологического анализа символики при выявлении праворадикальных экстремистских сообществ

Рассматриваются возможности определения характера радикальных и экстремистских групп по используемой ими символике. Отражаются основные принципы формирования символов праворадикального характера. Исследуются предпосылки формирования символики праворадикализма.

Ключевые слова: праворадикалы, символика, радикализм, российский праворадикализм, идеология праворадикализма, праворадикальная символика, праворадикальные организации.

On the potential of criminological analysis of symbols in identifying right-wing radical extremist communities

The article is devoted to defining the nature of radical and extremist groups by the symbols they use. The basic principles of drawing up symbols of a right-wing radical character are considered. The prerequisites for the formation of the symbolism of right-wing radicalism are investigated.

Keywords: right-wing radicals, symbolism, radicalism, Russian right-wing radicalism, ideology of right-wing radicalism, right-wing radical symbols, right-wing radical organizations.

Среди целого ряда прикладных проблем, с которыми приходится сталкиваться современной российской криминологической науке, следует выделить проблему противодействия экстремистской угрозе. Современное российское антиэкстремистское законодательство является достаточно разработанным, тогда как методологическая база криминологической науки не содержит средств исследования и эффективного противодействия угрозам, исходящим от экстремистских и радикально настроенных сообществ различной идеологической направленности. Одной из важнейших задач, стоящих перед правоохранительной системой в области профилактики экстремизма и противодействия экстремистским угрозам, следует признать своевременное выявление новых радикальных и экстремистских групп. Такого рода сообщества обладают целым рядом характерных признаков, в частности: сплоченность;

наличие определенной радикальной идеологии;

внутренняя структурированность, определенная иерархия;

нацеленность на получение политической власти незаконными средствами.

Одним из внешних проявлений сплоченности и решимости к социально-политической

борьбе противоправными радикальными средствами является наличие у такого рода групп определенной символики и атрибутики. Данное обстоятельство создает предпосылки для разработки специального метода, который можно определить как криминологический анализ радикальных символических изображений. В его задачу должна входить классификация символических изображений радикально-экстремистской направленности по идеологическому основанию с целью выделения основных тенденций в развитии символики радикальных и экстремистских сообществ.

Основными предметными областями применения данного метода следует признать исторические и идеологические аспекты радикальной экстремистской символики, которые позволяют выявить специфику как идеологии, так и социально-политической стратегии определенного радикального или экстремистского сообщества. Первая задача решается посредством выявления специфики символов, используемых в определенной политической традиции радикальной или экстремистской направленности. Вторая задача решается с помощью установления динамики смены символических изображений, используемых конкретным сообществом. Благодаря этому становится возможным выявление стремления радикального или

44

экстремистского сообщества к легитимизации, трансформации или радикализации.

Важнейшей предпосылкой успешного применения криминологического анализа радикальных символических изображений является знание идеологии и истории определенной радикальной и экстремистской среды. Поэтому теоретико-методологической базой для применения предлагаемого нами криминологического анализа радикальных символических изображений является глубокое знание значений и исторического контекста различных радикальных и экстремистских символов. Наиболее успешно применить данный метод можно в области противодействия праворадикальному экстремизму, чья символическая традиция имеет наиболее разработанный характер.

Идеология праворадикализма отличается наиболее развитым символическим языком, который выражает идеологический плюрализм данного политического сектора. Символические изображения праворадикалов характеризуются разнообразием, красочностью и эстетичностью. По этой причине неподготовленному лицу может быть сложно как определить идеологическую направленность символики вновь зафиксированной группы, так и охарактеризовать степень ее радикальности.

В этой ситуации существенную помощь сотрудникам органов внутренних дел, задействованных в области противодействия экстремизму праворадикальной направленности, могут оказать криминологические исследования, раскрывающие исторические и идеологические аспекты данной радикальной политической традиции.

В силу данного обстоятельства считаем необходимым раскрыть основные принципы формирования символов праворадикального характера. В частности, следует рассмотреть исторические и идеологические основы символики сообществ националистического и праворадикального полюсов праворадикальной среды, а также значение символики организаций и групп, занимающих промежуточное положение между ними. Но прежде чем говорить о специфике различных секторов российской праворадикальной среды, необходимо отдельно остановится на общем для нее символе.

Цветами национал-социализма традиционно считаются черный, белый и красный цвета -цвета флага Германской империи 1871-1918 гг., использованные Гитлером для создания партийного знамени - красного полотнища с чер-

ной свастикой в белом круге, позднее ставшего государственным флагом Третьего рейха. Часто российские праворадикалы национал-социалистического толка ограничиваются использованием традиционных славянских цветов (красного и белого) [1, с. 171].

В той или иной степени все представители российского праворадикального движения признают черно-желто-белый флаг, служивший государственным символом Российской империи в 1856-1896 гг. Данный флаг был разработан под непосредственным руководством Александра II, а его цвета были взяты из герба правящей династии, составленного геральдистом бароном Б.В. Кене в 1856 г. Герб был создан на основе прапора боярина Никиты Ивановича Романова, двоюродного брата первого русского царя Михаила Федоровича Романова. Герб Романовых в варианте Б.В. Кене представлял собой червленого (красного) грифона (крылатого льва с головой грифа), вооруженного мечом и тарчем (круглым щитом), на тарче сидел малый орел черного цвета. Грифон располагался на геральдическом щите, обрамленном широкой черной каймой, на которой были изображены четыре золотые (желтые) и четыре серебряные (белые) оторванные львиные головы. Для правильного понимания династийных цветов дома Романовых необходимо знать, что при составлении герба Кене заменил цвет грифона с золотого (желтого) на червленый (красный). Таким образом, черный, желтый и белый цвета следует признать династийными цветами дома Романовых.

Помимо герба Романовых важнейшей предпосылкой создания черно-желто-белого флага являлся личный императорский штандарт, представлявший собой желтый квадратный флаг с изображением двуглавого орла, несшего на груди щит с белым изображением Святого Георгия Победоносца.

Именно эти «гербовые» цвета, расположенные в виде трех горизонтальных полос, составили государственный флаг Российской империи. При этом официальная трактовка его цветов звучала следующим образом:

черный цвет - цвет двуглавого орла, который служил гербом Российского государства начиная с великого князя Московского Ивана III;

желтый цвет - цвет знамени, на котором традиционно размещался двуглавый орел;

белый цвет - цвет геральдического изображения Святого Георгия Победоносца, небесного покровителя Москвы.

45

Черно-желто-белый флаг являлся государственным флагом сравнительно недолго, уже при коронации Александра III наметилась тенденция к его замене традиционным бело-сине-красным флагом, что было реализовано в 1896 г. Однако история данного символа имела продолжение, поскольку менее чем через десятилетие черно-желто-белый флаг получил достаточно широкое распространение в российском обществе. Так, он стал использоваться консервативно настроенными социальными слоями в ходе Первой русской революции 1905-1907 гг. для выражения верноподданнических чувств по отношению к монарху и принципиального несогласия с действиями революционных сил.

Именно монархизм в сочетании с клерикализмом и антисемитизмом, а также нетерпимостью к либерализму и демократии стали основными положениями идеологии черносотенного движения, которое можно определить как первую историческую форму российского праворадикализма. Однако современные праворадикалы, являясь несомненными продолжателями черносотенной идеологии, не всегда указывают это движение в качестве предшественника и потому объясняют использование их флага патриотическими чувствами. Так, в праворадикальной среде стало традиционным объяснение использования черно-желто-белого флага как знамени, под которым Россия не проиграла ни одной войны.

Праворадикальные организации, партии националистического полюса, как правило, используют черно-желто-белый флаг либо как надпартийную символику, либо как элемент партийной символики. В свою очередь, расистские организации и группировки, наряду с собственной символикой, не отказываются выступать на общих праворадикальных манифестациях под данным флагом.

Вместе с тем ультраправый полюс русского национализма имеет и собственную цветовую символику. Символика расистского полюса российской праворадикальной среды, как и символы ультраправого полюса праворадикальных сред других стран, ориентирована на национал-социалистическую символику, которая имеет генетические связи с символикой Германской империи. По этой причине представляется целесообразным рассмотреть идеологическую направленность двух данных символик.

Флаг Германской империи (1871-1918 гг.) возник раньше данного государства, поскольку еще в сентябре 1866 г. был утвержден Отто

фон Бисмарком в качестве флага Северогерманского союза - федеративного государства под управлением королевства Пруссия. С образованием в январе 1871 г. Германской империи в ее конституции этот флаг был утвержден в качестве национального и государственного. Флаг представлял собой три горизонтальных полосы черного, белого и красного цветов.

Черный и белый цвета флага являлись одновременно цветами Тевтонского ордена, на базе которого возникло герцогство Пруссия, и цветами династии Гогенцоллернов, Нюрнбергская ветвь которых получила от императора Священной Римской империи Бранденбург-ское маркграфство. Позднее Бранденбург и Пруссия объединились в единое государство, с 1701 г. ставшее Прусским королевством. В свою очередь, белый и красный цвета имперского флага широко использовались как во флагах северо-германских ганзейских городов, так и во флаге маркграфства Бранденбург. Таким образом, черный, белый и красный цвета германского имперского флага символизировали единство северо-германских земель. А после победы Северогерманского союза и государств Южной Германии над Францией во время франко-прусской войны стали восприниматься как символ единства Германии.

Милитаристская политика Германской империи, приведшая к развязыванию Первой мировой войны 1914-1918 гг., послужила причиной того, что пришедшая на смену монархии Веймарская Республика 1918-1933 гг. изменила государственную символику и стала использовать черно-красно-желтый флаг. Данный символ являлся государственным в эпоху Германского союза (1815-1866) - немецкого конфедеративного государства под главенством Австрии. Черно-красно-желтый флаг имел революционные и республиканские истоки и потому не был воспринят консервативной частью немецкого общества, мечтавшего о возрождении сильного государства и возвращении имперской символики. С приходом к власти нацистов данная мечта была осуществлена, и в 1933-1935 гг. черно-бело-красный флаг вновь стал государственным флагом Германии.

Символика национал-социалистической партии, как и ее идеология, была ориентирована на социальные слои, мечтавшие о возрождении сильной государственной власти в Германии, поэтому они должны были вызывать ассоциации с недавним «славным» имперским прошлым. В силу данного обстоятельства

46

Адольф Гитлер при разработке партийного флага Национал-социалистической рабочей партии Германии (НСДАП) использовал черный, белый и красный цвета, придав им при этом особое идеологическое значение.

Красный цвет нацистского флага обозначал социалистическую идею и был ориентирован преимущественно на рабочих, белый цвет символизировал национализм и был нацелен на поддержку мелкой и крупной буржуазии, а также крестьянства. Черная свастика выражала стремление белой арийской расы к постоянному труду и одновременно символизировала победу над паразитической семитской расой, главными представителями которой являлись евреи.

Форма нацистского флага, несмотря на внешнюю оригинальность, также была связана с германским имперским флагом. Круг, расположенный в центре флага и называемый бре-зантом, использовался в различных флагах Германской империи. Например, флаги почты, немецких колоний, кормовой флаг вспомогательных судов и т.д. представляли собой государственный флаг, в центре которого в белом брезанте располагался определенный символ. Наложенный на трехцветный флаг белый бре-зант, срединное положение в котором занимала белая полоса, создавал эффект разомкнутого белого круга. И напротив, на однотонном полотнище брезант выглядел именно как круг. Поэтому для немецкого общественного сознания 20-30-х гг. нацистский флаг не являлся чем-то принципиально новым, не связанным с предшествующими национальной вексилло-логической и геральдической традициями. Генетическая связь формы и цветов нацистского флага с имперским флагом позволяла Гитлеру символически выразить право его партии выступать от имени всех консервативно нацеленных слоев немецкого общества. С другой стороны, флаг нацистской партии можно было назвать вполне модернистским, поскольку его символика была нацелена на преодоление важнейшей проблемы немецкого общества того времени - проблемы классовой разобщенности.

Среди многочисленных символов Третьего рейха на развитие символики и атрибутики российского праворадикального движения оказали влияние следующие символы:

две германо-скандинавские и англосаксонские руны Совило, которые в неонацизме принято называть ручной «зиг», являвшиеся символом СС и символизировавшие победу;

черный и белый цвета СС, указывавшие на связь нацистской партийной гвардии с прусскими государственными и военными традициями;

мертвая голова СС, выражавшая решимость партийной элиты умереть за Родину и отсылавшая к немецким военным традициям времен Семилетней войны и наполеоновских войн;

черное солнце, представляющее собой оккультное графическое изображение большого и помещенного в него малого кругов, пересеченных исходящими из центра молниями;

англосаксонская руна Одал, означавшая наследие и представлявшая ромб с прямым или зигзагообразным продолжением нижних сторон; данная руна являлась символом ряда военных соединений и общества Аннербе, входившего в состав СС и отвечавшего за оккультно-идеологическое обеспечение деятельности нацистской партии;

Вольфсангль - геральдический знак, символизировавший особый капкан для волков, ставший наиболее известным после выхода популярного в Германии исторического романа «Верфольф» и некоторое время использовавшийся в качестве символа нацистской партии, а также как эмблема ряда военных и полицейских формирований;

механическое колесо в партийном флаге вместо свастики - символ Германского трудового фронта - подразделения нацистской партии, выполнявшего функции общенациональной профсоюзной организации;

германо-скандинавские и англосаксонские руны Тюр, или Тиваз, символизировавшие бога войны и являвшиеся символом нацистской молодежной организации - Гитлерюгенда;

красный и белый цвета, символизировавшие единство националистической и социалистической идей в партийной идеологии, широко применявшиеся в символике различных подразделений нацистской партии, в частности в СА и Гитлерюгенде.

Рассмотрим возможности использования приведенных выше знаний в области истории и идеологии для анализа символики российского и международного праворадикального движения посредством разрабатываемого нами метода. С учетом данных знаний криминологический анализ радикальных символических изображений позволяет определить идеологическую принадлежность и социально-политическую стратегию радикальных и экстремистских сообществ праворадикальной направленности.

47

Первым этапом фиксации принадлежности радикального или экстремистского сообщества к праворадикальной среде по используемой ими символике является установление цветов и символов, используемых как в отечественной, так и в зарубежной праворадикальной традиции. Для современного российского праворадикального движения наиболее распространенными символами являются сочетания черного, желтого и белого цветов, а также черного, белого и красного цветов. Наиболее популярными эмблемами являются различные вариации двуглавого орла и графические символы, связанные с символикой Третьего рейха или ориентированные на нее.

Следующим этапом криминологического анализа праворадикальной символики является определение принадлежности символики рассматриваемой группы к националистическому или расистскому полюсу. Главными признаками принадлежности сообщества к националистическому полюсу праворадикальной среды являются:

исторические варианты российского флага, модификации двуглавого орла;

различная религиозная (православная) символика;

эмблемы и знаки Белого движения и т.д. В свою очередь, важнейшими символами расистского полюса праворадикальной среды следует признать:

красный и белый цвета, символизирующие национал-социалистическую идеологию;

указанные выше графические символы и их модификации;

различные сочетания черного, белого и красного либо красного и белого цветов с различными графическими символами, в той или иной степени связанными с нацистской символикой.

Третьим этапом исследования символических изображений является установление их принадлежности к определенному направлению современного российского праворадикализма, важнейшими из которых являются национал-монархизм, национал-республиканство, национал-коммунизм, национал-демократия, национал-социализм. Так, для национал-монархических групп, разделяющих идеалы конституционной монархии, характерно использование видоизмененного российского национального флага и двуглавого императорского орла, черно-желто-белого флага, тогда как последователи монархической революции используют сочетания «имперского флага» и российского императорского орла. В отличие от национал-монар-

хистов, национал-республиканцы используют черно-желто-белый флаг в видоизмененном виде, а двуглавый орел изображается ими в его «республиканском» варианте, без корон. Важнейшими признаками принадлежности той или иной группы к идеологии национал-коммунизма служит соединение в ее символике националистических, фашистских или нацистских символов с советской символикой. В символике национал-демократических организаций, стремящихся дистанцироваться в своей идеологии от национал-монархизма и национал-социализма, используются черный, зеленый и белый цвета, лист крапивы, немецкий геральдический щит с соколом. Наконец, в символике российского национал-социализма можно выделить три символических семейства, которые позволяют установить специфику идеологии неонацистских групп. Так, принадлежность праворадикальной группировки к черно-бело-красному символическому семейству свидетельствует о ее принадлежности к классическому гитлеризму. В свою очередь, использование тем или иным праворадикальным сообществом красно-белых символов может сигнализировать о его неонацистском характере. Наконец, черно-белое символическое семейство характерно для сетевых и субкультурных неонацистских объединений. Если говорить об определении социально-политической стратегии праворадикальных сообществ по используемой ими символике, то можно выделить три основные тенденции:

легализация;

трансформация;

радикализация.

Все три тенденции выявляются в результате исследования используемых тем или иным сообществом символов. Так, тенденция праворадикального сообщества, стремящегося к вхождению в правовое поле и участию в нормальной политической жизни общества, может проявляться в отказе от использования традиционных праворадикальных символов. Классическим примером стремления праворадикального сообщества к легализации может служить символика украинской националистической партии «Свобода», которая отказалась от использования традиционных для украинского интегрального национализма черного, белого и красного цветов.

В свою очередь, трансформация праворадикального сообщества, сопряженная с сохранением его основных идеологических принципов, может быть прослежена на примере таких ор-

48

ганизаций, как «Русское национальное единство», «Славянский союз», «Славянская сила», имеющих между собой генетическую связь. В символике всех трех организаций прослеживаются общие принципы: использование красного и белого цветов и размещение белого графического изображения на красном полотнище.

Ярким примером радикализации идеологии праворадикального сообщества может служить изменение символики национал-республиканских организаций, которые первоначально

1. Самойлов С.Ф. Идеологические течения и организации национал-социалистической направленности в современном российском праворадикализме // Общество и право. 2018. № 3(65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ ideologicheskie-techeniya-i-organizatsii-natsional-sotsialisticheskoy-napravlennosti-v-sovremennom-rossiyskom-pravoradikalizme (дата обращения: 06.04.2021).

использовали «классические» националистические символы, а затем стали использовать неонацистскую символику.

Завершая краткий обзор возможностей криминологического анализа радикальных символических изображений, необходимо подчеркнуть, что его эффективное использование в исследовании и профилактике экстремизма возможно только на основе глубокого знания истории идеологии международного и российского праворадикального движения.

1. Samoilov S.F. Ideological trends and organizations of national socialist orientation in modern Russian right-wing radicalism// Society and law. 2018. No. 3(65). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ideologicheskie-techeniya-i-organizatsii-natsional-sotsialisticheskoy-napravlennosti-v-sovremennom-rossiyskom-pravoradikalizme (date of access: 06.04.2021).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Некрасова Анастасия Владимировна, преподаватель-методист отделения методического обеспечения учебного процесса управления учебно-методической работы Краснодарского университета МВД России; тел.: +78612584978.

INFORMATION ABOUT AUTHOR

A.V. Nekrasova, Methodologist of the Department of Methodological Support of the Educational Process of the Management of Educational and Methodological Work of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; ph.: +78612584978.

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.