Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ И СИМВОЛИКИ ПРАВОРАДИКАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИЗМУ'

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ И СИМВОЛИКИ ПРАВОРАДИКАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИЗМУ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
198
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ПРАВОРАДИКАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ / АВТОРИТАРИЗМ / ФАШИЗМ / НАЦИОНАЛИЗМ / РАСИЗМ / ШОВИНИЗМ / КСЕНОФОБИЯ / СИМВОЛИКА / EXTREMISM / RIGHT-WING IDEOLOGY / AUTHORITARIANISM / FASCISM / NATIONALISM / RACISM / CHAUVINISM / XENOPHOBIA / SYMBOLICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Самойлов Сергей Федорович

Статья посвящена актуальной проблеме в системе подготовки сотрудников подразделений по противодействию экстремизму. Автор рассматривает основные этапы развития праворадикального движения, характеризует символику праворадикальных сообществ, как современных, так и в ретроспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE HISTORY AND SYMBOLICS OF THE RIGHT-WING RADICAL MOVEMENT AS AN ELEMENT OF TRAINING OF EMPLOYEES OF ANTI-EXTREMISM UNITS

The article is devoted to the current problem of the training system for employees of anti-extremism units. The author considers the main stages of the development of the right-wing radical movement, characterizes the symbolism of right-wing radical communities, both modern and in retrospect.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ И СИМВОЛИКИ ПРАВОРАДИКАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИЗМУ»

Самойлов Сергей Федорович

Изучение истории и символики праворадикального движения как элемент подготовки сотрудников подразделений по противодействию экстремизму

Статья посвящена актуальной проблеме в системе подготовки сотрудников подразделений по противодействию экстремизму. Автор рассматривает основные этапы развития праворадикального движения, характеризует символику праворадикальных сообществ, как современных, так и в ретроспективе.

Ключевые слова: экстремизм, праворадикальная идеология, авторитаризм, фашизм, национализм, расизм, шовинизм, ксенофобия, символика.

Study of the history and symbolics of the right-wing radical movement as an element of training of employees of anti-extremism units

The article is devoted to the current problem of the training system for employees of anti-extremism units. The author considers the main stages of the development of the right-wing radical movement, characterizes the symbolism of right-wing radical communities, both modern and in retrospect.

Keywords: extremism, right-wing ideology, authoritarianism, fascism, nationalism, racism, chauvinism, xenophobia, symbolics.

Одной из актуальных проблем подготовки сотрудников подразделений по противодействию экстремизму является изучение истории развития и символики различных радикальных групп, движений, течений. В частности, сотрудникам правоохранительных органов, задействованных в мероприятиях по противодействию праворадикальному экстремизму, следует понимать специфику праворадикальной идеологии в целом, а также знать особенности идеологических доктрин основных направлений современного российского праворадикализма.

Под праворадикальной идеологией понимают совокупность политических доктрин, доказывающих национальное или расовое превосходство определенного народа над другими народами и расами и оправдывающих насильственное закрепление его особого статуса в государстве и обществе. Важнейшими характерными чертами праворадикальной идеологии в целом признаются:

авторитаризм - допущение возможности получения политической власти путем ее незаконного удержания или захвата определенным лицом, группировкой или партией;

национализм - рассмотрение своей нации в качестве высшей ценности, а деятельности на ее благо - в качестве главной заслуги (по сво-

ему характеру национализм прямо противоположен классовому подходу социализма, поскольку социализм призывает людей подняться над классовыми различиями ради блага нации);

шовинизм - крайняя форма национализма, провозглашающая превосходство своей нации над другими и утверждающая право на их подчинение;

расизм - учение о неравенстве человеческих рас и определяющей роли расовых различий в развитии человеческого общества и культуры;

ксенофобия - неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому (чаще всего данный термин применяется для обозначения ненависти к иным нациям и государствам);

фашизм - политическая идеология, сочетающая в себе идеи вождизма, шовинизма и ксенофобии [1].

В каждой стране формирование праворадикальной идеологии, ее символики и атрибутики имело свои специфические черты. Это обусловливает необходимость знания сотрудниками подразделений по противодействию экстремизму основных вех развития отечественного праворадикального движения и особенностей его отражения в символике современных организаций.

98

Праворадикальная идеология в России стала формироваться с начала ХХ столетия, что связано с возникновением так называемого черносотенства - целого ряда общественно-политических объединений, выступавших за сохранение самодержавия. В знак приверженности дому Романовых черносотенцы и умеренные монархисты выбрали в качестве своего партийного символа черно-желто-белый флаг, который непродолжительное время был государственным символом России. Цвета флага были выбраны с учетом герба династии Романовых. Помимо черно-желто-белого флага и государственного герба первые русские праворадикалы широко использовали религиозную символику, в частности изображения шести- и восьмиконечного креста, Архангела Михаила, Святого Георгия Победоносца. Данные символы могли по-разному комбинироваться. Символика черносотенства оказала сильнейшее воздействие на символику современного праворадикального движения в целом и национал-монархизма в частности.

Вторым важным моментом развития праворадикализма в России следует признать белое движение, в котором представители правых и ультраправых организаций приняли активное участие. В большинстве направлений современного праворадикализма события времен Гражданской войны оцениваются как борьба за сохранение русского национального государства. Важнейшими символами, заимствованными современными праворадикальными организациями у различных военных формирований белой армии, следует признать черно-белые и красно-черные цвета, изображение Адамовой головы, Андреевский стяг, Георгиевскую ленту. В самом белом движении красно-черные цвета и Адамова голова использовались корниловцами как символы гибели генерала Л.Г. Корнилова, скорби по России и решимости умереть за Родину с верой в ее грядущее воскрешение. В свою очередь, черно-белые цвета и черно-белый Андреевский стяг использовались другим гвардейским подразделением белой армии - марковцами, символизируя скорбь по поводу гибели России и генерала С.Л. Маркова.

Наконец, синий Андреевский стяг служил флагом флота белого движения, а также подразделений моряков, сражавшихся на фронтах Гражданской войны. В современной истории праворадикального движения элементы сим-

волики белой армии нашли свое отражение в символике российского фашистского ордена «Память», общественно-политического движения «Славянская сила», Союза православных хоругвеносцев. Современный российский праворадикализм далек от однозначной оценки Гражданской войны. Например, ряд организаций национал-демократов солидаризируется с повстанческим зеленым движением, а некоторые национал-коммунистические организации -с большевиками. Так, одна из наиболее крупных национал-демократических организаций -Национал-демократический альянс - использует зелено-бело-черные цвета именно в знак солидарности с зелеными времен Гражданской войны. В свою очередь, советская символика в сочетании с националистической символикой характерна для таких праворадикальных партий, как Национал-большевистская партия, Национал-большевистский фронт, «Народный союз».

Ко времени Гражданской войны относится и оформление украинского национализма, который в настоящее время представляет определенную угрозу для действующей российской системы правопорядка. Двумя основными силами украинских националистов явились вооруженные силы Украинской Народной Республики (УНР), периодически захватывавшие Киев, и Сечевые стрельцы -военные формирования западных украинцев, воевавшие сначала в составе австро-венгерской армии, а затем ставшие армией Западно-Украинской Народной Республики (ЗУНР). Основными символами националистических государственных образований и вооруженных формирований служили сине-желтые знамена и трезубец Рюриковичей. Гербом ЗУНР являлся золотой лев на голубом щите, смотрящий в правую сторону. Выбор цветов украинскими националистами обосновывался их нахождением на знаменах Киевского, Черниговского и Полтавского полков (XVIII в.) и флаге Головной русской рады (1848-1851 гг.) - политической организации западных украинцев, действовавшей на территории Королевства Галиции и Лодомерии - административного образования сначала в составе Австрийской, а затем и Австро-Венгерской империй. Наряду с сине-желтым во время революции и Гражданской войны применялся и желто-синий флаг, который был основным символом Украинской Народной Республики до переворота, совершенного П.П. Скоропадским в апреле 1918 г.

99

Третьим этапом формирования российского праворадикализма является период так называемой первой волны русской эмиграции. Для этого периода характерно формирование первых групп и организаций русских фашистов. Крупнейшими из них являлись Русская фашистская партия К.В. Родзаевского (РФП) и Всероссийская фашистская организация А.А. Вонсяцкого (ВФО). Партийным флагом РФП служило белое полотнище с желтым ромбом и черной свастикой, повернутой на 45 градусов. В свою очередь, главной эмблемой Всероссийской фашистской организации служил синий круг с красной окантовкой и повернутой на 45 градусов белой свастикой. Данные организации являются прямыми предшественниками современного российского национал-социализма.

К этому же времени относится начало формирования российской национал-демократии, первой исторической формой которой можно признать Народно-трудовой союз российских солидаристов (НТС), пытавшихся избежать крайностей либерализма и фашизма. В отличие от современных национал-демократов, тяготеющих к неоязычеству, НТС опирался на православие. Основным символом НТС служил гербовый щит, окрашенный в российские национальные цвета, с трезубцем Рюриковичей.

К межвоенному периоду относится и формирование идеологии национал-коммунизма, представленной в форме сменовеховства и евразийства. Одной из важнейших особенностей идеологии евразийства явилось признание империи Чингисхана, а не Киевской Руси в качестве исторической предшественницы России. Современное российское неоевразийство сохранило приверженность данной идее, что нашло отражение в символике Евразийского союза молодежи, эмблемой которого служит так называемая звезда Чингисхана, представляющая собой пучок из восьми стрел.

Для украинского националистического движения 20-30-е гг. XX в. представляли собой время организационного и идеологического оформления. Так, находясь в эмиграции, бывшие участники армии УНР и зеленого движения на Украине создали Украинскую военную организацию (УВО). Эмблемой организации служил так называемый литовский геральдический щит синего цвета, на котором был размещен стилизованный трезубец, получивший потом наименование «националистический

тризуб». Его главной особенностью явилось размещение в качестве центрального элемента меча. Созданная на основе УВО и других радикальных националистических организаций и групп Организация украинских националистов (ОУН) также использовала в качестве главной эмблемы «националистический тризуб». В 1940 г. ОУН разделилось на сторонников Андрея Мельника - ОУН (м) и сторонников Степана Бандеры - ОУН (б). Идеологической основой ОУН (б) стал так называемый интегральный национализм, разработанный Д.И. Донцовым. Если ОУН (м) сохранила символику единой ОУН, то ОУН (б) стало использовать красно-черное знамя, символизировавшее кровь, пролитую за освобождение украинской земли, а также собственную черно-красную эмблему. Эмблема ОУН представляла собой красный круг с размещенным в нем черным треугольником, направленным вершиной вниз. В треугольнике был изображен белый меч, в центре которого находился желтый трезубец. Вокруг треугольника располагалась аббревиатура организации.

Период Великой Отечественной войны следует признать особым этапом развития российского праворадикального движения. В это время происходит разделение первой волны русской эмиграции на «оборонцев», поддерживавших Советский Союз, и «пораженцев», выступивших на стороне фашистской Германии и создавших несколько коллаборационистских военных формирований, таких как Русская национальная народная армия (РННА), Русский охранный корпус (РОК), Казачий стан, бригада «Асано». Помимо эмигрантских военных формирований, на стороне немцев в Великую Отечественную войну сражались формирования бывших советских граждан. Крупнейшими из них были Русская освободительная народная армия (РОНА) и Русская освободительная армия (РОА). К концу войны эмигрантские и коллаборационистские формирования были объединены в вооруженные силы Комитета освобождения народов России (ВС КОНР). В своей символике коллаборационистские формирования использовали российский национальный флаг, Андреевский стяг, Георгиевский крест с мечами, сохраняя тем самым преемственность с белым движением. Коллаборационистская символика и атрибутика, в первую очередь шевроны военных формирований, широко используются российскими праворадикалами.

100

Период Второй мировой войны важен для современного праворадикального движения еще и тем, что он представляет собой время господства в Германии идеологии национал-социализма. Современный российский праворадикализм, как и праворадикальная идеология в целом, испытывает на себе значительное воздействие национал-социалистических идей в форме как гитлеризма, так и штрассеризма. Ввиду этого целый ряд российских праворадикальных организаций использует символику гитлеровской партии и отколовшегося от нее Боевого союза революционных национал-социалистов братьев Грегора и Отто Штрассеров, более известного как Черный фронт. Влияние нацистской символики прослеживается и на примере таких российских организаций, как «Русское национальное единство» (РНЕ), Славянский Союз (СС), Национал-социалистическое общество (НСО), Национал-социалистическая инициатива (НСИ). В свою очередь, символика Черного фронта присутствует в символике партии «Свобода» (ПС), Национал-большевистского фронта (НБФ).

Период Великой Отечественной войны характеризуется активизацией украинского националистического движения. Так, украинскими националистами было создано два подразделения в составе вермахта - специальные батальоны абвера «Нахтигаль» и «Роланд». Батальон «Нахтигаль» использовал видоизмененный флаг Национал-социалистического механизированного корпуса. Батальон «Роланд» использовал видоизмененную эмблему УВО -«националистический тризуб» на желто-синем литовском геральдическом щите. В октябре 1942 г. ОУН (б) создала Украинскую повстанческую армию (УПА), официально объявившую войну Германии и Советскому Союзу, но опиравшуюся на широкую поддержку немецкого командования. В качестве главного символа УПА использовала красно-черный флаг. В свою очередь, ОУН (м), проявившая большую лояльность к немецкому оккупационному режиму, нежели ОУН (б), приняла активное участие в создании 14-й гренадерской дивизии СС «Галиция». Данное коллаборационистское образование использовало в качестве шеврона геральдического золотого льва. Во время парада во Львове дивизии был вручен желто-синий флаг со свастикой в белом круге. Все указанные символы украинских националистов времен Великой Отечественной войны широко применяются современными украинскими праворадикальными организациями.

Началом современного периода развития российского праворадикального движения можно считать конец 80-х гг. XX в. Современный период характеризуется возникновением нового направления российского праворадикализма - национал-республиканства, для которого характерно стремление к модернизации националистических идей. Еще одним новым явлением современного праворадикального движения следует признать распространение в нем неоязыческих культов, что нашло выражение в атрибутике и символике целого ряда националистических организаций и групп. Неоязыческое влияние прослеживается в символике Русского общественного движения (РОД), Российского национального единства (РНЕ), Северного братства (СБ). Кроме того, на современное российское праворадикальное движение сильное идеологическое воздействие оказали белый расизм и субкультура НС-скинхедов. В российской праворадикальной символике их влияние выразилось в использовании различных числовых кодов (14, 88, 14/88), кельтского креста, лозунгов «Белая власть», «Кровь и честь» в соответствующем графическом исполнении. Одной из визитных карточек НС-скинхедов стало широкое использование нацистской символики - флага Третьего рейха, флага Кригсмарине, различных символов СС, СА и Гитлерюгенда. Эстетика белого расизма и субкультуры НС-скинхедов прослеживается в символике таких групп и организаций, как «Формат 18», Реструкт, «Wotan Jugend».

Конец 80-х гг. XX в. характеризуется подъемом националистических движений в республиках Советского Союза, в том числе и в Украине. Идеологической основой этого движения первоначально служила украинская версия национал-демократии, использовавшая в качестве символов желто-голубые и сине-желтые флаги и трезубец - национальные символы Украины времен УНР, ЗУНР и Украинской державы гетмана Скоропадского. Однако постепенно в праворадикальном движении стала доминировать идеология интегрального национализма Б. Донцова и С. Бандеры, использовавшая символику ОУН (б) и УПА. На базе этих символов были созданы символы таких украинских праворадикальных организаций, как УНА-УНСО, «Тризуб» имени Степана Бан-деры, «Правый сектор».

Альтернативным по отношению к интегральному национализму течением праворадикальной идеологии стала идеология социал-нацио-

101

нализма, поддерживаемая партией «Свобода» О.Я. Тягнибока и партией «Патриот Украины» А. Билецкого. При этом партия «Свобода» принципиально отказалась от традиционных символов интегрального национализма, использовав в своей партийной символике национальные цвета и поднятые вверх три пальца, символизирующие национальный герб. В противоположность этому отошедшая от партии «Свобода» группировка А. Билецкого, напротив, эволюционировала до неонацизма и стала использовать в качестве своих символов так

1. Самойлов С.Ф., Насиров М.Н. К проблеме различения понятий социального и политического радикализма // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 2.

называемые волчий крюк и черное солнце -символику СС.

Подводя итоги изложенному, необходимо подчеркнуть, что знание основных этапов развития праворадикальной идеологии и их отражения в символике праворадикальных организаций необходимо сотрудникам подразделений, задействованных в мероприятиях по противодействию праворадикальному экстремизму, как для внедрения в праворадикальную среду, так и для своевременного выявления экстремистски настроенных групп и лиц.

1. Samoilov S.F., Nasirov M.N. On the problem of distinguishing the concepts of social and political radicalism // Society: politics, economics, law. 2016. No. 2.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Самойлов Сергей Федорович, доктор философских наук, профессор, начальник кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России; тел.: +78612583957.

INFORMATION ABOUT AUTHOR

S.F. Samoilov, Doctor of Philosophy, Professor, Chief of the Department of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; ph.: +78612583957.

102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.