Научная статья на тему 'Выявление деятельности праворадикальных групп по используемой ими символике'

Выявление деятельности праворадикальных групп по используемой ими символике Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
203
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОРАДИКАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / СИМВОЛИКА ПРАВОРАДИКАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ПРОФИЛАКТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИЗМА / НАЦИОНАЛ-РЕСПУБЛИКАНСТВО / НАЦИОНАЛ-ДЕМОКРАТИЯ / НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ / НАЦИОНАЛ-КОММУНИЗМ / RIGHT-WING RADICAL GROUPS / SYMBOLS OF RIGHT-WING RADICAL ORGANIZATIONS / PREVENTION OF EXTREMISM / NATIONAL REPUBLICANISM / NATIONAL DEMOCRACY / NATIONAL SOCIALISM / NATIONAL COMMUNISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Самойлов Сергей Федорович

В статье рассматриваются проблемы формирования у сотрудников органов внутренних дел знаний и навыков, необходимых для установления наличия праворадикальных групп на контролируемой территории. Проводится сравнительно-сопоставительный анализ символики действующих праворадикальных организаций с символикой фашистских государств и организаций, решением суда признанных экстремистскими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identify the activities of right-wing groups by their used symbols

The article is devoted to the problems of formation of knowledge and skills necessary to establish the presence of right-wing radical groups in the controlled area. Comparative analysis of the symbols of the existing right-wing radical organizations with the symbols of fascist states and organizations recognized as extremist by the court is carried out.

Текст научной работы на тему «Выявление деятельности праворадикальных групп по используемой ими символике»

Самойлов Сергей Федорович

Выявление деятельности праворадикальных групп по используемой ими символике

В статье рассматриваются проблемы формирования у сотрудников органов внутренних дел знаний и навыков, необходимых для установления наличия праворадикальных групп на контролируемой территории. Проводится сравнительно-сопоставительный анализ символики действующих праворадикальных организаций с символикой фашистских государств и организаций, решением суда признанных экстремистскими.

Ключевые слова: праворадикальные группы, символика праворадикальных организаций, профилактика проявлений экстремизма, национал-республиканство, национал-демократия, национал-социализм, национал-коммунизм.

Identify the activities of right-wing groups by their used symbols

The article is devoted to the problems of formation of knowledge and skills necessary to establish the presence of right-wing radical groups in the controlled area. Comparative analysis of the symbols of the existing right-wing radical organizations with the symbols of fascist states and organizations recognized as extremist by the court is carried out.

Key words: right-wing radical groups, symbols of right-wing radical organizations, prevention of extremism, national republicanism, national democracy, national socialism, national communism.

В деятельности сотрудников правоохранительных органов знание символики экстремистских групп играет значительную роль. В первую очередь это связано с необходимостью реализации ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [1] (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ), в которой правоохранительным органам вменяется в обязанность пресекать распространение символики организаций, признанных решением суда экстремистскими организациями, а также символики нацистской Германии и фашистской Италии. Однако для сотрудников подразделений по противодействию экстремизму выявление и пресечение распространения экстремистской символики не является самоцелью, а представляет собой лишь один из элементов системы раскрытия, расследования, пресечения и особенно профилактики преступлений экстремистской направленности.

Профилактика различных проявлений экстремизма требует своевременного установления различных экстремистских угроз. Одним из важнейших средств выявления этих угроз следует признать наблюдение за различными радикальными сообществами. В свою очередь, важнейшим средством выявления таких сообществ служит установление характера их идеологии по используемой ими символике. Возможность фиксации радикальной или

экстремистской символики обусловлена тем, что организации определенного политического спектра, в том числе радикальной направленности, имеют определенные идеалы и традиционные эстетические средства выражения своей идеологии.

По этой причине сотрудники подразделений по противодействию экстремизму не могут ограничиваться изучением символики, предусмотренной Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ, в силу специфики их профессиональной деятельности они также должны знать символику радикальных групп и организаций.

Среди символики экстремистских и радикальных организаций праворадикальная символика занимает особое положение. По сравнению с символикой двух других основных направлений - леворадикализма и исламизма -праворадикальные символические изображения характеризуются разнообразием и сложностью исторического контекста. Во многом это обстоятельство связано с самим характером праворадикальной идеологии, которая представляет собой крайнюю форму консерватизма. В силу своего консервативного характера праворадикализм ориентирован на подчеркивание своей связи с прошлым, и такая связь выражается не только в определенной системе мировоззренческих, социальных, политических и экономических взглядов, но и в определенной символической форме. По этой причине

130

изучение праворадикальной символики невозможно вне определенных знаний в области политической истории и идеологии [2, с. 59].

Основными идеалами праворадикализма, выражающимися посредством различных символов, следует признать:

авторитаризм, соединяющий идею так называемого «сильного государства» с неприятием либеральных и демократических ценностей;

шовинизм, чрезмерно возвеличивающий значение собственного народа и унижающий достоинство других народов и наций.

Символически данные идеи выражаются посредством различных изображений, напоминающих о «золотой эпохе» своей страны, подчеркивающих связь с борцами за националистические идеи прошлого, демонстрирующих силу или агрессию. Примером обращения к «славному прошлому» может быть использование немецкими националистами, нацистами и неонацистами флага Германской империи и признание черно-желто-белого знамени русскими праворадикалами в качестве флага, под которым «Россия никогда не терпела» поражения. В свою очередь, примером исторической преемственности праворадикалов может служить использование русскими националистами символики так называемых черносотенцев, действовавших в начале ХХ в. Наконец, примером проявления агрессии в праворадикальной символике может стать символика партии «Великая Россия», представляющая собой разъяренного тигра. При этом сам тигр в официальной партийной трактовке признается «ожившей георгиевской ленточкой». В качестве примера конкретизации агрессивной направленности в праворадикальной символике можно указать изображение мусульманина в знаке «запрещено», представляющем собой измененную эмблему «охотников за приведениями» из одноименного фильма и мультфильма.

Внутри современного праворадикализма можно выделить два идеологических полюса: национализм и расизм. Первый признает высшей ценностью нацию, второй - расу. Между этими полюсами в праворадикальном движении каждой страны находится несколько идеологических течений, представленных рядом партий и общественно-политических движений. При этом каждая партия из праворадикальных объединений стремится дистанцироваться от других организаций и выражает свою идеологическую особенность с помощью символики. Однако, несмотря на идеологическое разнообразие праворадикальных организаций, между ними существует определенная общ-

ность взглядов, вытекающая из наличия единого принципа, общего как для национализма и расизма, так и для располагающихся между ними идеологий.

Идеологический принцип, связующий многочисленные течения праворадикализма в единое целое, можно определить как этноцентризм, т.е. признание природного измерения человека, выражающегося в его этнической принадлежности в качестве главной социальной характеристики. Этноцентризм следует признать главной специфической чертой праворадикализма, отличающей данную разновидность идеологии экстремистской направленности от других видов экстремизма, прежде всего леворадикализма и религиозного политического экстремизма.

Для понимания значения праворадикальной символики знание политической истории играет огромную роль, поскольку представители данной идеологии позиционируют себя как хранители лучших национальных традиций. По этой причине символика праворадикальных организаций каждой страны заключает в себе указание на ее историческое прошлое. Так, праворадикалы различных стран, разрабатывая или используя историческую символику, обращаются к прошлому своей страны или ее националистической традиции. Примером первого случая может служить широкое использование американскими ультраправыми флага Конфедеративных Штатов Америки, поскольку в них действовал принцип раздельного проживания представителей различных рас - сегрегация. Примером второго случая может служить использование украинскими праворадикалами символики военного крыла ассоциации украинских националистов времен Великой Отечественной войны - Украинской повстанческой армии (УПА).

Если символика националистического полюса праворадикализма, как правило, несет в себе специфику той или иной страны, то символика расистского полюса, который представлен неонацистскими идеологиями, имеет более универсальный и до определенных пределов интернациональный характер. В качестве универсального символического языка ультраправых следует признать германскую националистическую и нацистскую символику. И действительно, представители праворадикальных организаций и субкультур различных стран часто используют одну и ту же символику: черно-бело-красные цвета, свастику, эмблемы различных подразделений нацистской партии, руны.

131

Одним из проявлений стремления праворадикальных движений к консолидации служит появление организаций, соединяющих в своих политических программах положения националистической и расистской идеологий, что, как правило, выражается в их символике. В качестве примера одной из таких попыток может служить символика общественно-политического движения ДПНИ (Движения против нелегальной иммиграции), представляющего собой соединение перевернутого российского имперского флага и дорожного знака «Въезд воспрещен», перекрашенного в цвета германского имперского флага, которые использовались в символике Третьего рейха [3, с. 177].

В настоящее время в праворадикальном движении различных стран прослеживается центростремительная тенденция, которая заключается в создании политических структур, объединяющих различные партии и организации. Естественно, данная тенденция требует разработки особого рода символики, способной объединить силы различной идеологической направленности. Примером такого рода символики может служить символика организации ПЕГИДА, которая представляет собой название организации из красных и черных букв на белом фоне. Данные цвета указывают на идеологическую связь движения с немецким национализмом. Вместе с тем для того, чтобы дистанцироваться от нацистской идеологии и тем самым получить более широкую социальную поддержку, аббревиатура партии дополняется графическим изображением человека, выкидывающего в урну национал-социалистические, коммунистические, анархистские и исламистские символы.

Сложность праворадикальной символики объясняется не только многообразием идеологических течений внутри современного националистического движения, но и постоянной трансформацией входящих в него организаций. В связи с этим перед сотрудниками правоохранительных органов, в частности сотрудниками полиции, возникает проблема не только знания символики существовавших ранее или действующих в настоящее время радикальных организаций, но и умения выявлять новые праворадикальные организации по символам и атрибутам, характерным для праворадикализма в целом.

Наличие у радикальной или экстремистской группы определенной символики свидетельствует о достаточно высокой степени ее социальной организации, поскольку такая символика выполняет целый ряд функций, важнейшими из которых следует признать:

репрезентирующую (представляющую) функцию, выражающую основную идею, вокруг которой формируется радикальное или экстремистское сообщество;

консолидирующую (объединяющую) функцию, позволяющую объединить людей для решения определенной задачи;

идентифицирующую (отождествляющую) функцию, выражающую посредством различных изображений специфику идеологии того или иного сообщества, т.е. ее принципиальное отличие от идеологий близких, а следовательно, конкурирующих движений, партий и группировок радикального или экстремистского характера;

генетическую (преемственную) функцию, устанавливающую связь сообщества с определенной исторической традицией;

апологетическую (оправдательную) функцию, доказывающую с помощью эстетических средств положительный характер отстаиваемой радикальной или экстремистской идеи;

репродуктивную (воспроизводящую) функцию, позволяющую привлечь в радикальное или экстремистское сообщество новых членов и тем самым укрепить и продлить его существование.

В силу того, что радикальный образ мысли представляет собой необходимую предпосылку осуществления экстремистской деятельности, своевременное выявление радикально настроенных групп по используемой ими символике позволяет правоохранительной системе своевременно реагировать на различные проявления экстремизма. Однако своевременное выявление радикальных групп еще не означает принятие в их отношении правовых мер, потому что меры предпринимаются только при совершении данными группами или лицами действий, предусмотренных Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ.

Выявление праворадикальной символики может вестись по двум основным направлениям. Первое направление связано с обнаружением изображений на различных носителях, уже признанных экстремистскими на законодательном или судебном уровне. На законодательном уровне запрещена нацистская символика или атрибутика, а также сходные или смешанные с ней символы и атрибуты (ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ). На судебном уровне экстремистской признается символика различных организаций, признанных решением суда экстремистскими. При этом в учредительных документах данных организаций те или иные изображения

132

должны быть указаны в качестве официальной символики.

Наличие большого числа политических объединений праворадикалов, а также проникновение праворадикальной идеологии в молодежную среду и среду футбольных болельщиков требуют от сотрудников подразделений по противодействию экстремизму умения выявлять новые, не зафиксированные ранее символы и атрибуты. Такая своевременная фиксация позволит информировать правоохранительную систему об определенных изменениях, происходящих в субкультуре участников праворадикального движения, и будет способствовать своевременной реакции государства на различные проявления экстремистской угрозы.

Одним из способов такого выявления может стать методологический прием, которому достаточно быстро можно обучить сотрудника полиции, не обладающего специальными знаниями в области различных видов экспертизы. Этот прием можно назвать сравнительно-сопоставительным анализом изображений. Данный метод используется в качестве предварительной экспертизы, определяющей необходимость дальнейшего изучения того или иного изображения с целью выявления наличия или отсутствия в нем противоправного характера либо дальнейшей конкретизации его экстремистского значения.

Суть этого приема проста: необходимо установить связь исследуемого изображения с уже признанными экстремистскими символами как по графическим контурам, так и по цветовой гамме. Основными этапами данного методологического приема являются:

определение конкретной составляющей правовой нормы, на соответствие которой осуществляется анализ изображения, например: разжигание ненависти, унижение достоинства, чрезмерное восхваление какой-либо нации, демонстрация экстремистской символики;

выявление связи имеющегося изображения с атрибутикой, символикой и изображениями, признанными ранее экстремистскими;

установление наличия или отсутствия экстремистского характера исследуемого изображения;

раскрытие степени демонстрации экстремистского содержания исследуемого изображения;

определение изображения на предмет его связи с деятельностью как известных, так и неизвестных ранее праворадикальных групп.

В качестве примера применения сравнительно-сопоставительного анализа изображений пред-

положительно экстремистского характера рассмотрим анализ эмблем российских праворадикальных организаций на предмет нарушения в них следующей нормы Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ: «пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций» [1].

Выявление с помощью атрибутов и символов фактов пропаганды, осуществляемой праворадикальными партиями и общественными объединениями, требует от сотрудника полиции знания:

цветов, чаще всего используемых представителями различных направлений праворадикальной идеологии и прежде всего сторонниками неонацистских идей;

нацистских и неонацистских символов, которые используются российскими, зарубежными и международными праворадикальными организациями;

символики коллаборационистских организаций и военных формирований времен Великой Отечественной войны;

символики праворадикальных организаций, признанных в России экстремистскими;

элементов, доказывающих преемственность между нацистской символикой и символиками российских праворадикальных объединений, признанных экстремистскими;

форм выражения языка насилия в праворадикальной символике и атрибутике.

Расширение и постоянное совершенствование знаний в данных областях позволит сформировать у сотрудников полиции, задействованных в мероприятиях по противодействию праворадикальному экстремизму, следующие способности:

1) устанавливать явную, скрытую и завуалированную степени демонстрации нацистской и неонацистской символики;

2) по характеру изображения предварительно определять цели демонстрации экстремистской символики, а именно:

пропаганда неонацизма; унижение достоинства представителей различных рас, национальностей, культур и конфессий;

разжигание расовой, национальной, религиозной, социальной или иной ненависти;

оправдание или восхваление нацизма и коллаборационизма;

проявление идеологической солидарности внутри праворадикального сообщества.

133

В процессе выявления праворадикальной символики и различных радикальных групп и лиц, осуществляющих ее распространение, сотрудникам ОВД необходимо неукоснительно руководствоваться действующим законодательством, которое, с одной стороны, гарантирует свободу мысли и слова, а с другой - запрещает любые формы пропаганды и агитации социаль-

1. О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «<КонсультантПлюс».

2. Верховский А.М. Государство против радикального национализма. Что делать и чего не делать? М., 2002.

3. Бишоп К. Награды, эмблемы и знаки различия Третьего рейха. СПб., 2005.

ной, расовой, национальной или религиозной ненависти (ст. 29 Конституции РФ).

Знание сотрудниками ОВД праворадикальной символики, а также принципов создания новых символов и атрибутов может играть существенную роль в выявлении, пресечении и профилактике правонарушений экстремистской направленности.

1. On countering extremist activity: fed. law d.d. July 25, 2002 № 114-FL. Access from the legal reference system «Consultant Plus».

2. Verkhovsky A.M. Government against radical nationalism. What to do and what not to do? Moscow, 2002.

3. Bishop K. Awards, emblems and insignia of the Third Reich. St. Petersburg, 2005.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Самойлов Сергей Федорович, доктор философских наук, профессор, начальник кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России; тел.: +78612583957.

INFORMATION ABOUT AUTHOR

S.F. Samoilov, Doctor of Philosophy, Professor, Head of the Chair of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; ph.: +78612583957.

134

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.