Научная статья на тему 'Идеологические течения и организации национал-социалистической направленности в современном российском праворадикализме'

Идеологические течения и организации национал-социалистической направленности в современном российском праворадикализме Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
310
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY / НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ / NATIONAL SOCIALISM / СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / SOCIALIST IDEOLOGY / НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / NATIONAL SOCIALIST ORGANIZATIONS / ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ / SOCIAL MOVEMENT / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМА / SPECIFIC FEATURES OF NATIONAL SOCIALISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Самойлов Сергей Федорович

В статье определено место национал-социалистической идеологии в современном российском праворадикальном движении. Специфика авторского подхода к рассмотрению данной проблемы заключается в установлении степени влияния идей американского и западноевропейского неонацизма на идеологические концепции российских сторонников национал-социализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ideological trends and organizations of national socialist orientation in modern Russian right-wing radicalism

The article the definition of the place of national socialist ideology in the modern Russian right-wing radical movement is detemined. The specificity of the author’s approach to the consideration of this problem is to establish the degree of influence of the ideas of American and Western European neo-Nazism on the ideological concepts of Russian supporters of national socialism.

Текст научной работы на тему «Идеологические течения и организации национал-социалистической направленности в современном российском праворадикализме»

Самойлов Сергей Федорович

Идеологические течения и организации национал-социалистической направленности в современном российском праворадикализме

В статье определено место национал-социалистической идеологии в современном российском праворадикальном движении. Специфика авторского подхода к рассмотрению данной проблемы заключается в установлении степени влияния идей американского и западноевропейского неонацизма на идеологические концепции российских сторонников национал-социализма.

Ключевые слова: идеология, национал-социализм, социалистическая идеология, национал-социалистические организации, общественное движение, специфические черты национал-социализма.

Ideological trends and organizations of national socialist orientation in modern Russian right-wing radicalism

The article the definition of the place of national socialist ideology in the modern Russian right-wing radical movement is detemined. The specificity of the author's approach to the consideration of this problem is to establish the degree of influence of the ideas of American and Western European neoNazism on the ideological concepts of Russian supporters of national socialism.

Key words: ideology, national socialism, socialist ideology, national socialist organizations, social movement, specific features of national socialism.

Национал-социалистическая идеология представляет собой крайнюю форму праворадикализма в целом и российского праворадикализма в частности. Для правильного понимания национал-социалистической идеологии необходимо отличать ее от близкой, но вместе с тем несколько отличной от нее фашистской идеологии. При этом отождествление фашизма и национал-социализма, принятое в отечественной научной и общественно-политической традиции, следует признать обоснованным, и тем не менее, национал-социализм обладает рядом специфических черт, которые существенным образом влияют на идеологическое размежевание внутри праворадикального движения.

Для фашизма, возникшего в Италии и получившего распространение в 1920-1940-х гг. в ряде романских, латиноамериканских и восточноевропейских стран, а также в Австрии, характерны следующие черты:

традиционализм - стремление (по крайней мере, внешне) к поддержанию исторических, культурных и религиозных традиций, что приводит его к идеологическому конфликту с либералами, являющимися модернистами, и коммунистами, которых можно назвать футуристами;

национализм - рассмотрение нации в качестве высшей ценности, требующей от представителей всех классов отказа от части своих классовых интересов в пользу сохранения ее целостности;

клирикализм - допущение влияния церкви на социальную и политическую сферы жизни общества;

корпоративизм - признание в качестве исходного элемента социальной жизни не индивида, а социальной общности и стремление организовать социальные отношения в виде жесткой системы, социальных организаций, а не открытой конкуренции индивидов;

этатизм - утверждение приоритета интересов государства над правами граждан в политической жизни, а также оправдание вмешательства государственной власти в различные сферы жизни общества;

вождизм - признание особой роли лидера в партии, а в случае прихода движения к власти - и страны в целом; выстраивание жесткой партийной иерархии и государственного аппарата;

милитаризм - ориентация на проведение агрессивной внешней политики, а также подчинение экономики интересам военно-промышленного комплекса, нагнетание в обществе военной истерии.

Данные характерные черты фашизма свойственны и национал-социалистической идеологии, к которым она добавляет ряд новых идей:

расизм - провозглашение определяющей роли расы в истории, социально-политической и духовной жизни общества, а также утверждение превосходства одной расы над другой;

169

антисемитизм - одна из разновидностей ксенофобии, представляющая собой ненависть к представителям еврейской нации;

социализм - стремление к построению общества, реализующего идеалы социальной справедливости, свободы и равенства;

антихристианство - нетерпимое отношение к вероучению и ценностным ориентирам и представителям христианской религии.

Согласно национал-социалистической доктрине нация является выразительницей более общего социально-природного явления - расы, которая обусловливает характер и уровень развития культуры того или иного народа или нации. Высшей расой является арийская раса, т.е. европейская, в свою очередь, ее наиболее совершенным проявлением служит североевропейская, так называемая нордическая раса.

Главной противницей арийской расы служит семитская раса, которая, не выдерживая конкуренции с арийской нацией, пользуется ее достижениями и разлагает ее изнутри, смешиваясь с ней. Каждому представителю высшей расы следует заботиться о сохранении расовой идентичности, в том числе на биологическом уровне, избегая браков с представителями неполноценных рас и проявляя солидарность с представителями своей расы. Подлинный социализм, согласно Гитлеру, и есть расовая солидарность, которая выше либерального индивидуализма и коммунистического коллективизма, следование его принципам преодолевает классовую разобщенность общества ради единства нации и силы расы.

Отношение гитлеровской идеологии к христианству преодолело три основных этапа. Сначала, как и все националистические идеологии, нацизм подчеркивал свое уважительное отношение к религии, что резко контрастировало с безразличием к ней со стороны либерально-демократических сил и воинственным атеизмом коммунистов.

Данная стратегия была необходима нацистам для завоевания популярности среди широких слоев населения, продолжавших сохранять уважительное отношение к религии. Затем, уже после прихода к власти, нацистами была предпринята попытка создания т.н. арийского христианства, искажающего базовые ценности данной религии. После провала данной попытки началось постепенное поощрение различных неоязыческих и эзотерических культов, которые, по мысли идеологов Третьего рейха, со временем должны были заменить собой христианство в качестве религии «нордической расы». В ценностном отношении национал-социалистическую идеологию не устраивали верность христианских конфессий идеалам смирения, гуманизма, неприятие

культа насилия и любого идолопоклонства. Нацизму нужна была религия, оправдывающая человеконенавистническую идеологию, и при благополучном для Третьего рейха исходе Второй мировой войны ею должно было стать неоязычество.

После падения Третьего рейха идеология национал-социализма претерпела существенную деформацию. В первую очередь, она коснулась организации партии и принципа фю-рерства. Послевоенный национал-социализм в силу жесткого антинацистского законодательства отказался от создания централизованных партий и концентрации на личности какого-либо вождя. На смену жесткой иерархии национал-социалистического движения пришла сетевая и автономная формы организации. Претерпела существенные изменения и расовая теория, которая перестала служить оправданием превосходства какой-либо одной нации и, по мысли идеологов неонацизма, превратилась в средство консолидации всей белой расы в борьбе за существование. Постепенно стала выстраиваться новая стратегия распространения идей расовой и национальной ненависти, она выразилась в отказе от создания и распространения какой-либо развитой доктрины, которой являлся классический национал-социализм. Вместо этого неонацисты, не раскрывая своих истинных мотивов, заостряют внимание общества на острых социальных проблемах, таких как незаконная иммиграция, трудности взаимодействия людей различных национальностей, культур и религий, и предлагают радикальные способы их решения, стремясь завоевать поддержку значительной части населения.

Присутствие национал-социалистической идеологии в современном российском праворадикальном движении имеет достаточно длительную историю, на что любят указывать приверженцы этой доктрины, стремящиеся доказать право на ее существование в стране, понесшей чудовищные потери в борьбе с немецким фашизмом. Историю национал-социализма в России можно разделить на следующие основные этапы:

межвоенный период - время создания нескольких фашистских партий, ориентированных преимущественно на итальянский фашизм, подчеркивавших свою связь с православием и антисемитских по своему характеру: в Германии («Молодая Россия» А.Л. Казим-Бека; РОНД А.П. Пельхау-Святозарова, ЦОНР П.Р. Берлемонт-Авалова, РНСД Н.Д. Скалона и др.); в Манчжурии (РФП К.В. Родзаевского); в США (ВФО А.А. Воснянского);

период Великой Отечественной войны - время создания коллаборационистских формиро-

170

ваний (РОК, РОНА, РННА, РОА, Казачий Стан, 15 казачий кавалерийский корпус СС), в большинстве объединенных в самом конце войны под эгидой КОНР (Комитета Освобождения Народов России) и действовавших под общими лозунгами борьбы с коммунизмом и «создания народной государственности без большевиков и эксплуататоров»;

советский период - время создания небольших, как правило, молодежных групп, таких как группа киевских школьников Ю.П. Юрченко «СС Викинг» 1956 г.; «Русская национальная партия» В. Соленова 1957 г.; воронежская группа «власовцев-национал-социалистов» 1963 г., преклоняющихся перед нацисткой эстетикой, строящих утопические планы и в некоторых случаях проявлявших решимость совершать резонансные акции, главной из них стала манифестация в день рождения Гитлера на Пушкинской площади в Москве в 1982 г.;

период начала 90-х - начала 2000 г. - время создания групп и партий, в той иной степени разделяющих национал-социалистические идеи, появления субкультуры скинхедов;

современный период, характеризующийся усилением борьбы правоохранительной системы с различными проявлениями экстремизма и применением различных способов конспирации деятельности группировок, разделяющих национал-социалистическую идеологию.

В настоящее время можно выделить четыре основных идеологических течения в современном российском национал-социализме:

гитлеризм - классический национал-социализм, предполагающий наличие централизованной партии и соблюдение принципа фюрер-ства в ней;

белый национализм - одна из форм современного расизма, предполагающая, что национальная идентичность является моментом расового белого самосознания, получившая распространение в США и Европе, в том числе и в среде нс-скинхедов, присутствующая в идеологии целого ряда российских неонацистских партий и групп;

русизм - отечественная версия белого национализма, предложенная А.К. Ивановым-Сухо-ревским, в которой русские рассматриваются в качестве хранителя чистоты белой расы, единого народа, искусственно разделенного на великороссов, украинцев и белорусов и призванного создать мировую империю;

автономный праворадикализм - одна из форм современного неонацизма, предполагающая реализацию так называемой «белой идеи» посредством изобретения и осуществления индивидуальных методов борьбы [1, с. 15].

Для национал-социалистически настроенных участников праворадикального движения

независимо от принадлежности к тому или иному идеологическому течению характерны:

ненависть к представителям «небелых» рас, выходцам с Кавказа и из Средней Азии;

нетерпимое отношение к демократии и гуманистическим ценностям;

представление о наличии Сионистского оккупационного правительства (ZOG), управляющего миром и манипулирующего национальными правительствами;

признание необходимости осуществления борьбы за сохранение белой расы как мирными, так и вооруженными методами и рассмотрение себя в качестве участников «Белого сопротивления»;

соблюдение требований, предъявляемых к борцам за «белую идею», таких как здоровый образ жизни, занятие спортом, запрет на связи с представительницами «низших» рас и «неполноценных» наций;

стремление к установлению в стране диктатуры, действующей в интересах белой расы и русского народа.

Цветами национал-социализма традиционно считаются черно-бело-красные цвета, цвета флага Германской империи 1871-1918 гг., использованные Гитлером для создания партийного знамени - красного полотнища с черной свастикой в белом круге, позднее ставшего государственным флагом Третьего рейха. Часто российские праворадикалы национал-социалистического толка ограничиваются применением, традиционных славянских цветов (красно-белых цветов).

Наиболее известными организациями праворадикалов, в той или иной форме разделяющим национал-социалистическую ориентацию, являются следующие.

Русское национальное единство (РНЕ) -одна из первых российских праворадикальных организаций, подпавшая под сильное воздействие национал-социализма. Партия создана в 1990 г. посредством выхода из общества «Память» сторонников А. Баркаше-ва. Важнейшими идеологическими положениями РНЕ являются: реализация особого предназначения России перед Богом, верность православию, антисемитизм, расизм и установление в России монархо-фашисткой диктатуры. Партия имела ярко выраженный вождистский характер и иерархическую организацию. Члены партии носили черные рубашки и приветствовали друг друга фашистским приветствием. РНЕ приняло активнейшее участие в событиях октября 1993 г. на стороне Верховного Совета и была запрещена. Позже РНЕ было реорганизовано в общероссийское обществено-патриотичекое движение, но не было зарегистрирована Ми-

171

нюстом. В 2000 г. из-за внутренней оппозиции Баркашеву РНЕ распалось. После распада организации Баркашев принял монашество в 2005 г. в Истинно Православной Церкви, не придерживающейся важнейших норм православия, и остался во главе одной из ее частей. В целом идеология РНЕ ориентирована преимущественно на монархо-фашизм ряда ультраправых организаций белоэмиграции и итальянский фашизм.

Национал-социалистическая инициатива (НСИ) - организация, созданная в 2009 г. Д. Бобровым, убежденным сторонником «классического гитлеризма», после отбытия наказания за создание экстремистской группировки Шульц 88, члены которой совершали нападения на мигрантов и анархистов. В области отношения к религии НСИ была ориентирована на неоязычество в форме родноверия. Организация была запрещена в 2015 г. после признания статьи Д. Боброва «Расовая доктрина НСИ» экстремистским материалом.

1. Самойлов С.Ф., Насиров М.Н. К проблеме различения понятий социального и политического радикализма // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 2. С. 13-17.

2. Гирин А.В., Самойлов С.Ф. Особенности структуры религиозных экстремистских группировок // Противодействие экстремизму и терроризму: философские, социологические и политологические аспекты: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2015. С. 277-281.

«Реструкт» - общественное движение, возникшее на основе интернет- проекта неонациста М. Марцинкевича, бывшего нс-скинхеда и лидера экстремистской группировки «Формат 18». Деятельность ОД «Реструкт» была направлена на пропаганду национал-социалистических идей посредством решения (как правило, противоправными средствами) социально значимых проблем и завоевания популярности среди широких социальных слоев. После возбуждения нескольких уголовных дел по обвинению в экстремистской деятельности против участников движения «Реструкт» М. Марцинкевич объявил о прекращении проекта [2, с. 279].

В завершение краткого анализа идеологии национал-социалистических организаций следует подчеркнуть, что обычно они не афишируют свои расистские и националистические установки, предпочитая выступать под лозунгами борьбы за поддержание социальной справедливости и законности.

1. Samoilov S.F., Nasirov M.N. To a problem of distinguishing of concepts of social and political radicalism/Society: policy, economy, law. 2016. № 2. P. 13-17.

2. Girin A.V., Samoilov S. F. Features of structure of religious extremist groups // Counteraction to extremism and terrorism: philosophical, sociological and politological aspects: proc. of II All-Russian sci.-practical conf. Krasnodar, 2015. P. 277-281.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Самойлов Сергей Федорович, доктор философских наук, профессор, начальник кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России; тел.: +78612583957.

INFORMATION ABOUT AUTHOR

S.F. Samoilov, Doctor of Philosophy, Professor, Head of the Chair of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; ph.: +78612583957.

172

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.