Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ИЗМЕРЕНИЕ СТАДИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЛИЧНОСТИ ПО П.К. АНОХИНУ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА БАЗИСА'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ИЗМЕРЕНИЕ СТАДИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЛИЧНОСТИ ПО П.К. АНОХИНУ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА БАЗИСА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
63
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРНАЯ ДИХОТОМИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЗАЦИЯ / СИСТЕМНОСТЬ / БАЗИСНОСТЬ / ИЗМЕРИМОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ / ФАКТОРЫ-СТАДИИ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / СЕМАНТИЧЕСКАЯ БЛИЗОСТЬ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Малышев Константин Борисович, Чирков Алексей Модестович

Статья посвящена системно-базисному анализу определения и измерения стадий формирования функциональной системы личности по П.К. Анохину с помощью метода базиса. Базис - это полное, упорядоченное и измеримое множество элементов. В нашем исследовании элементами являются типы личности и факторы-стадии формирования функциональной системы по П.К. Анохину «Полнота» - это «факторность», «многосвязность» и «целостность»; 2) «упорядоченность» - это «симметрия», «дихотомия» и «единосвязность»; 3) «измеримость» - это «мера», «проекция» и «оценка». При «погружении» в понятие «базис» существует единая обобщенная дихотомия «внешнее - внутреннее», которая в нашей статье проектируется на обособленную личностную дихотомию «социальное - индивидуальное». «Многосвязность» означает существование множества дихотомических факторов, для которых нет единой дихотомии, т.е. нет «узла» с единой факторной дихотомией. «Единосвязность» означает существование множества факторов, для которых есть единая дихотомия, т.е. есть «узел» с единой факторной дихотомией. В «измеримости» получаются следующие три характеристики: 1. Мера представления информации (образ, слово, число). 2. Проекция преобразования информации (образа в слово, образа в число, слова в число). Преобразование (слова в число) используется в этой работе. 3. Оценка уровня измерения информации (низкий, средний, высокий) будет использована в этой статье. В статье «полноту» определяет факторное многосвязное целостное множество типов. «Упорядоченность» определяется симметрично-дихотомической единосвязной факторной словесной структурой множества типов («словесный базис»). «Измеримость» типов связана с единой дихотомической словесно-числовой оценочной симметрической шкалой («числовой базис»). «Измеримость» порождает базисную многофакторную (в нашем случае трехфакторную) методику, используя дихотомическую симметрическую словесно-числовую шкальную оценку типов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Малышев Константин Борисович, Чирков Алексей Модестович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION AND MEASUREMENT OF THE STAGES OF FORMATION OF THE FUNCTIONAL SYSTEM OF PERSONALITY ACCORDING TO P.K. ANOKHIN USING THE BASIS METHOD

The article is devoted to a system-based analysis of the definition and measurement of the stages of the formation of a functional personality system according to P.K. Anokhin using the basis method A basis is a complete, ordered and measurable set of elements. In our study, the elements are personality types and factors-the stages of the formation of a functional system according to P.K. Anokhin, "Completeness" is "factoricity", "multiple connectivity" and "integrity"; 2) "orderliness" is "symmetry", "dichotomy" and "unity"; 3) "measurability" - these are "measure", "projection" and "estimate". When "diving" into the concept of "basis", there is a single generalized dichotomy "external - internal", which in our article is projected onto a separate personal dichotomy "social - individual". "Multi-connectivity" means the existence of many dichotomous factors for which there is no single dichotomy, i.e. there is no "node" with a single factorial dichotomy. "Unconnectedness" means the existence of many factors for which there is a single dichotomy, i.e. there is a "node" with a single factorial dichotomy. In "measurability", the following three characteristics are obtained: 1. A measure of information representation (image, word, number). 2. Projection of information transformation (image into word, image into number, words into number). The conversion (words to numbers) is used in this work. 3. Assessment of the level of information measurement (low, medium, high) will be used in this article. In the article "completeness" is defined by a factorial multi-connected integral set of types. "Orderliness" is determined by a symmetric-dichotomous unconnected factorial verbal structure of a set of types ("verbal basis"). The "measurability" of types is associated with a single dichotomous verbal-numerical evaluation symmetric scale ("numerical basis"). "Measurability" generates a basic multifactorial (in our case, three-factorial) methodology using a dichotomous symmetric verbal-numerical scale evaluation of types.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ИЗМЕРЕНИЕ СТАДИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЛИЧНОСТИ ПО П.К. АНОХИНУ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА БАЗИСА»

«родитель контролирующий» - «тип реалистический» [3].

Ключ к методике для определения эго-состояний: Взрослый организующий» (1, 2, 3); «Взрослый познающий» (4, 5, 6); «Родитель воспитывающий» (7, 8, 9); «Родитель контролирующий» (10, 11, 12); «Дитя свободное» (13, 14, 15); «Дитя адаптивное» (16, 17, 18).

Шкала от -3, -2, -1, +1, +2, +3 при тестировании переводилась в шкалу положительных чисел : + 1, +2, +3, +4, +5, +6

В итоге получаются следующие уровни выраженности эго-состояний в типологии личности: (низкий от 3 до5), (средний от 6 до 9), (высокий от 10 до 14), (очень высокий от 15 до 18) [2].

Зона бесконфликтного педагогического общения - это смешанный тип эго-состояний (ВП, РВ) («переговорное сотрудничество»). Такой педагог и студент как правило бесконфликтны в общении. Зона конфликтного педагогического общения - это смешанный тип эго-состояний (ВО, РК) («подавляющее соперничество»). Это условно определяет «диктаторскую позицию»). Такой педагог и студент как правило конфликтны в общении. Через конфликт тоже могут решаться задачи общения. Бояться конфликтов не надо. Главное уметь их конструктивно разрешать.

Результаты диагностики показали следующее: в группах студентов инженерно-строительного института (группы СТЭ-21, СА-31, СПД-31, СВ-31, СВ-32, СТ-21- всего 103 чел.) проявились эго-состояния: на высоком уровне: ДА (10.2), РК (10.8), ВП (11.2), на среднем уровне: РК (9.2), ДС (7.6), ВД (9.6).

Результаты диагностики показали следующее: в группах студентов института педагогики, психологии и физического воспитания (группы ПИЭ-21, ПИПР-21, ППСН-21, ПСР-21, ПФКО-1, ППО-11 - всего 112 чел.) проявились эго-состояния: 1) на высоком уровне: ДС (10.7), ВО (13.1), РВ (12.1), ВП (10.2); 2) на среднем уровне: РК (5.3), ДА (6,2) [3].

Выводы. У студентов технической («строительной») специальности доминирующими эго-состояниями будут: «Дитя адаптивное» (ДА), «Родитель контролирующий» (РК) и «Взрослый познающий» (ВП).

У студентов гуманитарных специальностей доминирующими эго-состояниями будут: «Дитя свободное» (ДС), «Взрослый организующий» (ВО), «Родитель воспитывающий» (РВ) и «Взрослый познающий» (ВП).

В профессии педагога очень важно, чтобы доминирующими эго-состояниями были: 1) дитя свободное (ДС), т.е. свободное, смелое, раскованное поведение при общении с учащимся; 2) взрослый организующий (ВО) - это «педагогический руководитель», управляющий воспитанием и обучением; 3) родитель воспитывающий (РВ) - это ласковый, опекающий воспитатель для обучающихся; 4) взрослый познающий (ВП) - это педагог-эрудит, хорошо знающий, умеющий и стремящийся решать интеллектуальные задачи по своему учебному предмету. Без этих доминирующих эго-состояний в профиле педагог как специалист может не состояться или быть посредственным.

В «строительной профессии» необходимо преобладание следующих эго-состояний у специалиста: 1) дитя адаптивное (ДА) - это стремление к нормативной деятельности в строительстве (СНИПы), 2) родитель контролирующий (РК) - это контроль по строительным работам; 3) взрослый познающий (ВП) - это познание в практике строительства. Усредненные профили эго-состояний оказались разные, что связано со спецификой профнаправленности студентов этих двух специальностей [2, 3].

Литература:

1. Белинская, Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - Москва: Академия, 2015. - 304 с. - ISBN 978-5-7695-5883-2. - Текст: непосредственный.

2. Малышев, К.Б. Системно-базисное многомерное проектирование типологической информации / К.Б. Малышев, О.А. Малышева. - Вологда: ВоГУ, 2018. - 216 с. ISBN 978-5-87851-808-6.

3. Малышев, К.Б. Методология базисного подхода в современных психологических исследованиях / К.Б. Малышев, О.А. Малышева. - Вологда-Курск: ВГУ, ВИПЭ, 2020. - 215 с. ISBN 978-5-907311-73-2.

4. Мазилов, В.А. Методология психологической науки: история и современность / В.А. Мазилов. - Ярославль: ЯГПУ, 2017. - 419 с. ISBN 931-4-87391-249-1.

5. Малышев, К.Б. Системные описания типологий / К.Б. Малышев, О.А. Малышева. - Вологда-Курск, 2019. - 226 с. ISBN 834-2-63961-715-6.

6. Малышев, К.Б. Системно-факторный анализ в психологии / К.Б. Малышев, О.А. Малышева. - Вологда-Курск, 2019. -180 с. ISBN 816-3-83012-618-3.

7. Принцип системности в психологических исследованиях / под ред. Д.Н. Завалишиной, В.А. Барабанщикова. -Москва: Наука, 2014. - 178 с. ISBN 581-2-39612-271-8

Психология

УДК 159.9

доктор психологических наук, доцент Малышев Константин Борисович

Вологодский институт права и экономики ВИПЭ ФСИН России (г. Вологда); доктор медицинских наук Чирков Алексей Модестович

Вологодский институт права и экономики ВИПЭ ФСИН России (г. Вологда)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ИЗМЕРЕНИЕ СТАДИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЛИЧНОСТИ

ПО П.К. АНОХИНУ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА БАЗИСА

Аннотация. Статья посвящена системно-базисному анализу определения и измерения стадий формирования функциональной системы личности по П.К. Анохину с помощью метода базиса. Базис - это полное, упорядоченное и измеримое множество элементов. В нашем исследовании элементами являются типы личности и факторы-стадии формирования функциональной системы по П.К. Анохину «Полнота» - это «факторность», «многосвязность» и «целостность»; 2) «упорядоченность» - это «симметрия», «дихотомия» и «единосвязность»; 3) «измеримость» - это «мера», «проекция» и «оценка». При «погружении» в понятие «базис» существует единая обобщенная дихотомия «внешнее -внутреннее», которая в нашей статье проектируется на обособленную личностную дихотомию «социальное -индивидуальное». «Многосвязность» означает существование множества дихотомических факторов, для которых нет единой дихотомии, т.е. нет «узла» с единой факторной дихотомией. «Единосвязность» означает существование множества факторов, для которых есть единая дихотомия, т.е. есть «узел» с единой факторной дихотомией. В «измеримости» получаются следующие три характеристики: 1. Мера представления информации (образ, слово, число). 2. Проекция преобразования информации (образа в слово, образа в число, слова в число). Преобразование (слова в число) используется в этой работе. 3. Оценка уровня измерения информации (низкий, средний, высокий) будет использована в этой статье. В статье «полноту» определяет факторное многосвязное целостное множество типов. «Упорядоченность» определяется симметрично-дихотомической единосвязной факторной словесной структурой множества типов («словесный базис»).

«Измеримость» типов связана с единой дихотомической словесно-числовой оценочной симметрической шкалой («числовой базис»). «Измеримость» порождает базисную многофакторную (в нашем случае трехфакторную) методику, используя дихотомическую симметрическую словесно-числовую шкальную оценку типов.

Ключевые слова: факторная дихотомическая типологизация, системность, базисность, измеримость, профессиональные типы, факторы-стадии, функциональная система, семантическая близость.

Annotation. The article is devoted to a system-based analysis of the definition and measurement of the stages of the formation of a functional personality system according to P.K. Anokhin using the basis method A basis is a complete, ordered and measurable set of elements. In our study, the elements are personality types and factors-the stages of the formation of a functional system according to P.K. Anokhin, "Completeness" is "factoricity", "multiple connectivity" and "integrity"; 2) "orderliness" is "symmetry", "dichotomy" and "unity"; 3) "measurability" - these are "measure", "projection" and "estimate". When "diving" into the concept of "basis", there is a single generalized dichotomy "external - internal", which in our article is projected onto a separate personal dichotomy "social - individual". "Multi-connectivity" means the existence of many dichotomous factors for which there is no single dichotomy, i.e. there is no "node" with a single factorial dichotomy. "Unconnectedness" means the existence of many factors for which there is a single dichotomy, i.e. there is a "node" with a single factorial dichotomy. In "measurability", the following three characteristics are obtained: 1. A measure of information representation (image, word, number). 2. Projection of information transformation (image into word, image into number, words into number). The conversion (words to numbers) is used in this work. 3. Assessment of the level of information measurement (low, medium, high) will be used in this article. In the article "completeness" is defined by a factorial multi-connected integral set of types. "Orderliness" is determined by a symmetric-dichotomous unconnected factorial verbal structure of a set of types ("verbal basis"). The "measurability" of types is associated with a single dichotomous verbal-numerical evaluation symmetric scale ("numerical basis"). "Measurability" generates a basic multifactorial (in our case, three-factorial) methodology using a dichotomous symmetric verbal-numerical scale evaluation of types.

Key words: factorial dichotomous typologization, consistency, basicity, measurability, professional types, factors-stages, functional system, semantic proximity.

Введение. При типологизации информации о факторах-стадиях формирования функциональной системы личности по П.К. Анохину можно выделить три уровня «связной системности». Первый уровень системности соответствует традиционному хаотическо-эклектическому многосвязно-факторному целостному отражению информации о факторах-стадиях формирования функциональной системы по П.К. Анохину [2]. Второй уровень системности соответствует функциональной единосвязной многофакторной словесно-дихотомической структуре типов при их базисной регуляции факторах-стадиях [6]. Третий уровень системности соответствует проектно-мерной дихотомической многофакторной базисной реализации оценочно-числовой измеримости факторов-стадий [4]. Данная стратегия исследования связанна со всеми тремя уровнями системности, лежит в основе нашей дихотомической трехфакторно-базисной измерительной типологической концепции, определяет стратегию и этапы данного исследования.

Известно, что среди разных многофакторных симметрических дихотомических структур (образных, словесных, числовых) существует оптимальная трехфакторная симметрическая дихотомическая структура [5]. Проверяется на «базисность» (т.е. на «полноту» и «упорядоченность») типология относительно факторов-стадий формирования функциональной системы по П.К. Анохину. На основе принципа семантической близости устанавливается взаимнооднозначное соответствие типологии профессиональной позиции личности и типологии факторов-стадий вышеуказанной функциональной системы. Затем создается и осуществляется конструктивно-критериальная валидизация авторской методики, измеряющей степень выраженности факторов-стадий в процедуре принятия решений на основе формирования и применения функциональной системы личности по П.К. Анохину.

Изложение основного материала статьи. В статье используется метод теоретического анализа литературы, системно-базисный метод и метод «базисного наложения» типологий [4].

Цель данной статьи - это создание новой методики для получения и измерении степени выраженности факторов-стадий в процедуре принятия решений на основе формирования и применения функциональной системы по П.К. Анохину. Эта методика создается на основе применения трехфакторного дихотомического системно-базисного типологического подхода. Актуальность связана с профессиональными затруднениями практического психолога в плане выбора методик исследования. В теоретических исследованиях, направленных на создание методик, важно учитывать механизм базисной типологизации информации. Объект исследования - это факторы-стадии формирования функциональной системы личности по П.К. Анохину. Предмет исследования - трехфакторный дихотомический системно-базисный типологический подход как механизм конструирования методики, обеспечивающей получение полной, упорядоченной и измеримой информации о факторах-стадиях формирования функциональной системы по П.К. Анохину. Гипотеза: определение и измерение факторов-стадий формирования функциональной системы личности по П.К. Анохину связано с трехфакторным дихотомическо-измерительным базисом профессиональной направленности личности.

Были поставлены следующие задачи: 1) определить теоретические основания разработки трехфакторного дихотомического типологического системно-базисного подхода к получению информации о факторах-стадиях формирования функциональной системы по П.К. Анохину; 2) создать алгоритм построения системно-базисного трехфакторного дихотомического типологического конструкта для получения соответствующей трехмерной базисной методики измерения факторов-стадий формирования функциональной системы по П.К. Анохину. Новизна исследования заключается в расширении представления о системно-базисной методологии трехфакторного дихотомического типологического описания понятий и их измерения в психологии и соответствующего типологического конструирования диагностических средств. Анализ теоретической литературы позволил определить следующие требования к факторам-стадиям формирования функциональной системы личности по П.К. Анохину [6].

Стадии формирования функциональной системы:

1. Афферентный синтез (почему делать?) на основе:

1) мотивации, 2) обстановочной афферентации, 3) памяти, 4) пусковой афферентации (внешнее).

2. Принятие решения (что делать?) (внутреннее).

3. Формирование эфферентной (центробежной, т.е. «от центра к периферии») программы действия (как делать?) (набор нейронных команд) (внешнее).

4. Формирование акцептора результата действия (нейронная модель будущего результата) (внутреннее).

5. Действие (внешнее).

6. Обратная афферентация (обратная связь). Сравнение реального результата с его нейронной моделью (внутреннее).

Если совпадает то цель достигнута, а если нет, то происходит кор-рекция программы.

Афферентация (в физиологии) — поток нервных импульсов, посту-пающих в ЦНС от органов чувств, воспринимающих информацию как от внутренних, так и от внешних раздражителей.

Используется метод «наложения» двух трехмерных базисов:

1) «Профессиональная личность» (как субстрат).

2) «Функциональная система» (как субстрат).

Эти базисы («типы личности» с единой дихотомией «индивидуальное - социальное» и «факторы функциональной системы Анохина» с единой дихотомией «внутреннее - внешнее») удалось поставить во взаимно-однозначное соответствие с помощью принципа семантической близости (см. табл. 1).

Таблица 1

Определение и измерение стадий формирования функциональной системы личности по П.К. Анохину с

помощью метода базиса

Три дихотомические (социальные - индивидуальные) пары базисных факторов в типологии личности по Д. Голланду Три дихотомические (внешние -внутренние) пары факторов, образующие функциональную систему по П.К. Анохину Диагностические суждения для теста «Реализация стадий формирования функциональной системы по П.К. Анохину»

Артистический тип (социальный) независим в поведении, социален, креативен, импульсивен, энергичен, динамичен, проявляет доминирующую позицию в общении, эстетичен в деятельности, опирается на образные представления при восприятии информации, находит общее в различных вещах и явлениях. Афферентный синтез (внешнее отражение) (почему делать?) на основе: 1) мотивации, 2) обстановочной афферентации, 3) памяти, 4) пусковой афферентации. Участвуют механизмы доминирующей мотивации. При учете текущей обстановки и прошлого опыта создается образ текущей ситуации. 1. Организуя процесс побуждения и обстано-вочную афферентацию, мне удается запустить механизм доминирующей мотивации. 2. Память и пусковая афферентация участвуют у меня при использовании механизма доминирующей мотивации). 3. При учете текущей обстановки и прошлого опыта я могу создать образ текущей ситуации.

Конвенциальный тип (индивидуальный) мотивирован на деловой результат в принятии решений, предпочитает технологическую, структурированную деятельность, индивидуален, стремится к подчинению, нормативен в поведении и в работе, строго соблюдает последовательность выполнения этапов в деятельности, упорядочен,системен. Принятие решения (внутреннее отражение) Принятие решения (что делать?) (Участвуют механизмы доминирующей мотивации). Готовится решение о том, что нужно сделать для получения полезного результата. 4. Механизмы домини-рующей мотивации позволяют мне принять правильное решение. 5. Для получения полезного результата мне удается подготовить решение. 6. Для меня становится понятно, что нужно сделать для получения полезного результата.

Социальный тип (социальный) коммуникабелен, социален, коллегиален в принятии решений, умеет «программировать» действия окружающих, умеет собирать и анализировать информацию для формирования образа поведения людей, дружелюбен. Стремится к идеальным решениям, к синтезу. Любит динамику изменений, развито целеполагание, в неструктурированных ситуациях проявляет хорошую ориентацию. Эфферентная программа действия (внешняя регуляция) Формирование эфферентной (центробежной, т.е. «от центра к периферии») программы действия (как делать?) (набор нейронных команд в физиологии). (Представляет собой внешний процесс перехода от сбора и анализа информации к формированию образа того, что должно получится в результате поведенческого акта по формированию программы необходимых действий и операций). В этот момент образуется акцептор результатов действия, т.е. идеальный образ будущего. 7. Мне удается сформировать эфферентную, т.е. центробежную, программу действия как набора нейронных команд. 8. Я представляю процесс перехода от сбора и анализа информации к формированию образа того, что должно получится в результате поведенческого акта по формированию программы необходимых действий и операций). 9. Мне удается в определенный момент образовать акцептор результатов действия, т.е. «идеальный образ» будущего.

Реалистический тип (индивидуальный) направлен на конкретно-предметный труд, на конечный результат в деятельности, индивидуален. Точность, контроль, нормативность поведения. индуктивен, эмпирик, опирается на факты и мнения экспертов. Хорошо решает реальные, конкретные задачи, важны факты и результат, а не теория. Учитывает ресурсы прагматичен, экономит средства, целенаправлен, энергичен, практичен. Акцептор результата действия (внутренняя регуляция). Формирование акцептора результата действия (нейронная модель будущего результата). Представляет собой внутренний процесс перехода от сбора и анализа информации к формированию образа того, что должно получится в результате поведенческого акта, формированию программы необходимых действий и операций. С идеальным образом будущего производится сличение промежуточных и конечного результатов активности функциональной системы. 10. Мне удается сформировать акцептор результата действия. 11. Я могу организовать процесс перехода от сбора и анализа информации к формированию образа результата поведенческого акта. 12. Я могу сформировать «идеальный образ» будущего для реализации программы необходимых действий и операций).

Предприимчивый тип (социальный) социально-действующий, стремиться к руководству, может хорошо Действие (внешнее реализация) Действие (внешнее) (обеспечивает функцио-нирование системы за счет 13. Я могу обеспечить функционирование системы за счет организации «внешнего действия».

организовать обратную связь с исполнителями, хорошо реализует программу поведения своих подчиненных, активен, доминантен, для него важны статус и власть, стремится к действиям по реализации цели. Хороший тактик и стратег в поведении. Не теряется в сложных ситуациях. обратной связи). Позволяет получать информацию о ходе реализации программы поведения системы. 14. Я организую функционирование системы за счет обратной связи с ней. 15. Мне удается получать информацию о ходе реализации программы поведения всей системы.

Интеллектуальный тип (индивидуальный) индивидуален, аналитичен, рационален, креативен, интеллектуален, склонен к исследованиям и дедукции, оптимален, логичен, рассудителен, любит формулы и модели, стремится к «научным решениям», к правилам и предписаниям. Склонен к теории и методу, а не к практическим данным, склонен к структурированной деятельности. Может проанализировать и сравнить образ, который был сформирован при принятии интеллектуального решения. Обратная афферентация (внутренняя реализация ) (обратная связь). Сравнение реального результата с его нейронной моделью (обеспечивает функцио-нирование системы за счет обратной связи). Позволяет осуществлять сличение с тем образом, который был сформирован при принятии решения. 16. Сформированная нейронная модель обеспечивает мне функционирование системы. 17. Для меня работа системы происходит за счет организации обратной связи с ней. 18. Я могу осуществить сличение с тем образом, который был сформирован при принятии решения.

Ключ к методике: Афферентный синтез (внешнее отражение) (1, 2, 3) Принятие решения (внутреннее отражение) (4, 5, 6) Эфферентная программа действия (внешняя регуляция) (7, 8, 9) Акцептор результата действия (внутренняя регуляция) (10, 11, 12) Действие (внешняя реализация) (13, 14, 15) Обратная афферентация (внутренняя реализация) (16, 17, 18)

Оценочные слова будут переводится в оценочные числа следующим образом: абсолютно не согласен (-3), не согласен (-2),

скорее не согласен, чем согласен (-1), абсолютно согласен (+3), согласен (+2),

скорее согласен, чем не согласен (+1) [3].

Эта числовая оценочная шкала представляет едино-дихотомический числовой базис: (-1) - (+1); (-2) - (+2); (-3) - (+3). Правило перевода дихотомических числовых ответов, находящихся в интервале от -3 до +3 (-3, -2, -1, +1, +2, +3), в положительные числа (1, 2, 3, 4, 5, 6) дается в таблице (см. табл. 2) [1].

Таблица 2

Перевод дихотомических числовых ответов в интервале (-3, +3) в положительные числа 1, 2, 3, 4, 5, 6

Шкала для ответов

Перевод -3 -2 -1 +1 +2 +3

1 2 3 4 5 6

После перехода от дихотомической числовой шкалы (от -3 до +3) к шкале положительных чисел (от +1 до +6) получаются уровни выраженности «базисных стадий» формирования функциональной системы [1].

В методике «Реализация типов-стадий формирования функциональной системы по П.К. Анохину», содержащей 18 утверждений, выделяются уровни выраженности типов-стадий:

3-6 (низкий), 7-11 (средний), 12-15 (высокий), 16-18 (очень высокий).

Наличие (12-15, 16-18) или отсутствие (3-6, 7-11) определенной стадии формирования функциональной системы в гексаграмме обозначается соответственно сплошной или разорванной чертой (см. рис. 1). Всего будет 64 индивидуальных гексаграмм-профилей [4].

Рисунок 1. Типологические профили стадий формирования функциональной системы личности

состоят из 64 гексаграмм

Все шесть сплошных черточек в гексаграмме - это «гармонический профиль» (человек в полной мере последовательно использует в своей деятельности все стадии формирования функциональной системы и добивается решения поставленной задачи). Если все шесть черточек будут «разорваны» в гексаграмме, то человек вообще не использует все возможности ТФС или просто не знает, что такая система существует в этом «реальном мире». Реально, чаще всего, человек имеет, как правило, «перекошенный» индивидуальный профиль, а это означает, что не все «стадии» у него присутствуют при решении какой-то задачи и он не достигает необходимого результата в реализации своей цели. Видимо такому человеку необходима поддержка и помощь со стороны специалистов по применению в его деятельности ТФС по П.К. Анохину.

Перепроверка на «базисность», т.е. на «полноту», «упорядоченность» и «измеримость» набора факторов-стадий формирования функциональной системы осуществлялась с помощью сравнения с эталонным семантическим типологическим профессиональным базисом личности (по Д. Голланду).

В итоге была построена трехфакторно-дихотомическая базисная модель факторов-стадий формирования функциональной системы личности [5]. Следует заметить, что определенный тип фактора-стадии формирования функциональной системы личности будет ярко проявляться в определенном доминирующем типе ее профессиональной направленности [4].

Валидизация новой авторской модифицированной методики на измерение реализации стадий формирования функциональной системы личности при решении определенных задач проводилась в направлении конструктивной валидности. Этот тип валидности отражает степень репрезентации исследуемого психологического конструкта в результатах теста. В качестве психологического типологического конструкта выступают стадии формирования функциональной системы личности [6].

Результаты тестирования курсантов ВИПЭ, полученные с помощью новой авторской методики определения реализации стадий формирования функциональной системы, коррелируют с диагностическими результатами по методике на определение профессиональной направленности личности следующим образом: «Афферентный синтез» (1) -Артистический тип (7), «Принятие решения» (2) - Конвенциальный тип (8), «Эфферентная программа действия» (3) -Социальный тип (9), «Акцептор результата действия » (4) - Реалистический тип (10), «Действие» (5) - Предприимчивый тип (11), «Обратная афферентация» (6) - Интеллектуальный тип (12), где (1), (2), (3), (4), (5), (6), (7), (8), (9), (10), (11), (12) -это номера типов-стадий формирования функциональной системы и профессиональных типов личности (см. табл. 3).

Было проведено диагностическое обследование курсантов ВИПЭ (182 человека). Диапазон коэффициентов корреляции от 0,42 до 0,71 между типами теста на определение типов-стадий формирования функциональной системы и аналогичным по типологическому конструкту тестом, измеряющим типы профессиональной направленности личности и являющимся валидным, подтверждает то, что разработанный новый авторский тест «измеряет» те же характеристики личности, что и трехфакторный базисный тест-эталон на определение профессиональной направленности личности (см. табл. 3). В данном случае была проверена конструктивная валидность нового теста.

Эталонный валидный тест является независимым критерием и в данном случае позволяет проверить критериальную валидность вновь созданного теста [4].

Таблица 3

Корреляции между типами-стадиями формирования функциональной системы и профессиональными типами

личности

Типы-стадии формирования функциональной системы Профессиональные типы личности

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Типы-стадии формирования функциональной системы 1 1,00 0,03 0,29 -0,04 0,05 0,15 0,71 0,21 -0,12 0,04 0,19 0,35

2 1,00 -0,17 0,15 -0,04 0,14 0,05 0,59 -0,20 0,21 0,14 -0,18

3 1,00 0,03 -0,07 0,16 0,21 0,30 0,42 -0,12 -0,06 0,21

4 1,00 0,17 -0,06 0,13 -0,07 0,21 0,52 -0,13 0,17

5 1,00 0,16 0,18 -0,05 0,13 -0,11 0,57 -0,05

6 1,00 0,18 0,21 -0,01 0,14 0,18 0,65

Профессиональные типы личности 7 1,00 -0,23 0,15 -0,06 0,28 0,14

8 1,00 0,19 0,13 -0,08 0,13

9 1,00 0,05 -0,06 0,19

10 1,00 0,31 0,21

11 1,00 -0,24

12 1,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель была достигнута, задачи решены и гипотеза подтвердилась.

Выводы. Перепроверена на «базисность» (т.е. на «полноту» и «упорядоченность») типология стадий формирования функциональной системы личности с помощью сопоставления ее с эталонной системно-базисной профтипологией личности по Д. Голланду. Создан тест для определения профиля типов-стадий формирования функциональной системы личности. Валидизация новой методики на измерение типов-стадий формирования функциональной системы личности проводилась в направлении конструктивной валидности. Этот тип валидности отражает степень репрезентации исследуемого типологического конструкта в результатах теста. В качестве конструкта выступали типы-стадии формирования функциональной системы личности. Эталонный трехмерно-базисный валидный тест Д. Голланда является независимым критерием и в данном случае позволил проверить критериальную валидность вновь созданного теста. Использование принципа семантической близости позволило установить взаимно-однозначное соответствие психологических характеристик типов-стадий формирования функциональной системы личности и типов профнаправленности личности («типологический изоморфизм»). Литература:

1. Кулагин, Б.В. Основы профессиональной психодиагностики / Б.В. Кулагин. - Санкт-Петербург: Медицина,

2016. - 149 с.

2. Ломов, Б.Ф. О системном подходе в психологии / Б.Ф. Ломов // Вопросы психологии. - 1975. - № 2. - С. 31-45.

3. Мазилов, В.А. Методология психологической науки: история и современность / В.А. Мазилов. - Ярославль: ЯГПУ,

2017. - 419 с.

4. Малышев, К.Б. Методология базисного подхода в современных психологических исследованиях / К.Б. Малышев. -Вологда-Курск, Изд-во ЗАО «Университетская книга». - 2020. - 215 с.

5. Малышев, К.Б. Основы психоалгебры / К.Б. Малышев, О.А. Малышева. - Вологда-Курск, Изд-во «Университетская книга». - 2021. - 157 с.

6. Малышев, К.Б. Системно-факторный анализ в психологии / К.Б. Малышев, О.А. Малышева. - Вологда-Курск, Изд-во ЗАО «Университетская книга». - 2019. - 180 с.

7. Поваренков, Ю.П. Психология становления профессионала / Ю.П. Поваренков. - Ярославль, ЯГПУ, 2000. - 98 с.

Психология

УДК 159.9:378.172

кандидат психологических наук, доцент Мешкова Ирина Владимировна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

МОТИВЫ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ

УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. Обосновывается актуальность проблемы психологической готовности к профессиональной педагогической деятельности студентов, будущих учителей физической культуры, которая выражается в желании работать по выбранной специальности в соответствии с ценностными карьерными ориентациями и профессиональными мотивами. Объективными факторами профессиональной мотивации студентов в системе вузовского образования являются условия обучения в вузе, организация образовательного процесса в целом. К субъективным факторам относятся индивидуальные особенности личности, интерес к спорту и физической культуре, имеющийся опыт спортивной деятельности. Таким образом, у будущих учителей физической культуры профессиональная и спортивная мотивация связаны между собой. Представлены результаты исследования спортивной мотивации студентов, подтверждающие высокую значимость мотивов физического самоутверждения, эмоционального удовольствия, достижения успеха в спорте, гражданско-патриотического воспитания. Среди карьерных ориентаций для студентов высока ценность стабильности работы педагогом, что обеспечивает потребность в безопасности и уверенности в будущем, ценность работы с людьми, стремление оказывать помощь людям («служение»), равнозначны ценности семьи, профессиональной карьеры, саморазвития («интеграция стилей жизни»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.