Научная статья на тему 'БАЗИСНАЯ МОДИФИКАЦИЯ ТИПОЛОГИИ ЭГО-СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ ПО Э. БЕРНУ И ЕЕ ИЗМЕРЕНИЕ'

БАЗИСНАЯ МОДИФИКАЦИЯ ТИПОЛОГИИ ЭГО-СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ ПО Э. БЕРНУ И ЕЕ ИЗМЕРЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
728
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗИС / ПОЛНОТА / УПОРЯДОЧЕННОСТЬ И ИЗМЕРИМОСТЬ / ЭГО-СОСТОЯНИЕ / ПРОФИЛЬ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СЕМАНТИЧЕСКАЯ БЛИЗОСТЬ / ДИХОТОМИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малышев Константин Борисович, Малышева Ольга Александровна

Базис - это множество элементов, обладающих «полнотой», «упорядоченностью» и «измеримостью». В нашем случае был использован типологический базис, который является полным, упорядоченным и измеримым множеством типов. Базисная стратегия используется в психологии и в педагогике для системного анализа получения полной, упорядоченной и измеримой типологической информации. Эго-состояние - это набор мыслей, чувств и поведения, которые проявляются у личности в ситуации «здесь и теперь». Системно-базисный подход в этой статье применялся для анализа типологии эго-состояний личности на основе теории трансактного анализа по Э. Берну. Этот подход позволяет модифицировать соответствующую типологию эго-состояний на основе ее расширения. В итоге была построена новая авторская методика, которая измеряет разные профили эго-состояний личности. Используется трехмерное базисное проектирование при решении этой задачи, в котором используется принцип семантической (смысловой) близости при сопоставлении характеристик из разных типологий личности. При базисном проектировании были использованы три типологии личности (типология эго-состояний по Э. Берну, типология личности по Д. Голланду и типология межличностного поведения по Б. Бейлзу). Во всех трех типологиях была использована единая дихотомия «индивидуальное - социальное».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малышев Константин Борисович, Малышева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC MODIFICATION OF THE TYPOLOGY OF EGO STATES OF PERSONALITY ACCORDING TO E. BERN AND ITS MEASUREMENT

A basis is a set of elements that have "completeness", "orderliness" and "measurability". In our case, a typological basis was used, which is a complete, ordered and measurable set of types. The basic strategy is used in psychology and pedagogy for the systematic analysis of obtaining complete, ordered and measurable typological information. The ego state is a set of thoughts, feelings and behaviors that manifest in a person in a "here and now" situation. The system-based approach in this article was used to analyze the typology of ego states of personality based on the theory of transactional analysis by E. Bern. This approach allows us to modify the corresponding typology of ego states based on its expansion. As a result, a new author's methodology was built, which measures different profiles of ego states of personality. Three-dimensional basic design is used in solving this problem, which uses the principle of semantic (semantic) proximity when comparing characteristics from different personality typologies. Three personality typologies were used in the basic design (the typology of ego states according to E. Bern, the typology of personality according to D. Holland and the typology of interpersonal behavior according to B. Bales). A single "individual-social" dichotomy was used in all three typologies.

Текст научной работы на тему «БАЗИСНАЯ МОДИФИКАЦИЯ ТИПОЛОГИИ ЭГО-СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ ПО Э. БЕРНУ И ЕЕ ИЗМЕРЕНИЕ»

10. Попков, В.М. Факторы, влияющие на развитие психосоматической патологии / В.М. Попков, Ю.В. Черненков, А.А. Протопопов // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2011. - №7. - С. 6-12.

11. Родионова, Л.Е. Причины и проявления школьной дезадаптации / Л.Е. Родионова, Е.В. Коляда // Вестник научных конференций. - 2018. - № 11-1. - С. 94-95.

12. Сафронова, М.В. Психологические и социальные факторы школьной успешности и психического здоровья учащихся / М.В. Сафронова. - автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Новосибирск, 2003. - 24 с.

13. Смулевич, А.Б. Психосоматические расстройства / А.Б. Смулевич // Руководство по психиатрии / Под ред. А.С. Тиганова. - М.: Медицина, 2019. - Т. 2. - С. 466-489.

14. Соболевская, Т.А. Анализ состояния здоровья современных школьников и влияния фактора здоровья на успешность их обучения / Т.А. Соболевская, И.В. Рябова // Новой школе - здоровые дети. - 2018. - Ч. 1. - С. 159-161.

15. Фортова, Л.К. Дезадаптация и дидактогения как проявление социальной депривации несовершеннолетних / Л.К. Фортова, Н.И. Евюкова // Успехи современной науки и образования. - 2016. - № 12. - С. 27-29.

16. Чеснокова, М.Г. Общепсихологические основания исследования здоровья личности / М.Г. Чеснокова // Национальный психологический журнал. - 2013. - № 1. - С. 96-102.

Психология

УДК 159

доктор психологических наук, доцент Малышев Константин Борисович

Вологодский институт права и экономики ВИПЭ ФСИН России (г. Вологда); кандидат педагогических наук, доцент Малышева Ольга Александровна

Вологодский институт права и экономики ВИПЭ ФСИН России (г. Вологда)

БАЗИСНАЯ МОДИФИКАЦИЯ ТИПОЛОГИИ ЭГО-СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ ПО Э. БЕРНУ И ЕЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Аннотация. Базис - это множество элементов, обладающих «полнотой», «упорядоченностью» и «измеримостью». В нашем случае был использован типологический базис, который является полным, упорядоченным и измеримым множеством типов. Базисная стратегия используется в психологии и в педагогике для системного анализа получения полной, упорядоченной и измеримой типологической информации. Эго-состояние - это набор мыслей, чувств и поведения, которые проявляются у личности в ситуации «здесь и теперь». Системно-базисный подход в этой статье применялся для анализа типологии эго-состояний личности на основе теории трансактного анализа по Э. Берну. Этот подход позволяет модифицировать соответствующую типологию эго-состояний на основе ее расширения. В итоге была построена новая авторская методика, которая измеряет разные профили эго-состояний личности. Используется трехмерное базисное проектирование при решении этой задачи, в котором используется принцип семантической (смысловой) близости при сопоставлении характеристик из разных типологий личности. При базисном проектировании были использованы три типологии личности (типология эго-состояний по Э. Берну, типология личности по Д. Голланду и типология межличностного поведения по Б. Бейлзу). Во всех трех типологиях была использована единая дихотомия «индивидуальное - социальное».

Ключевые слова: базис, полнота, упорядоченность и измеримость, эго-состояние, профиль, проектирование, семантическая близость, дихотомия.

Annotation. A basis is a set of elements that have "completeness", "orderliness" and "measurability". In our case, a typological basis was used, which is a complete, ordered and measurable set of types. The basic strategy is used in psychology and pedagogy for the systematic analysis of obtaining complete, ordered and measurable typological information. The ego state is a set of thoughts, feelings and behaviors that manifest in a person in a "here and now" situation. The system-based approach in this article was used to analyze the typology of ego states of personality based on the theory of transactional analysis by E. Bern. This approach allows us to modify the corresponding typology of ego states based on its expansion. As a result, a new author's methodology was built, which measures different profiles of ego states of personality. Three-dimensional basic design is used in solving this problem, which uses the principle of semantic (semantic) proximity when comparing characteristics from different personality typologies. Three personality typologies were used in the basic design (the typology of ego states according to E. Bern, the typology of personality according to D. Holland and the typology of interpersonal behavior according to B. Bales). A single "individual-social" dichotomy was used in all three typologies.

Key words: basis, completeness, orderliness and measurability, ego-state, profile, design, semantic proximity, dichotomy complete.

Введение. Системно-базисный подход к анализу эго-состояний личности по Э. Берну позволяет модифицировать соответствующую ей типологию [1, 4, 7]. Используется трехмерное базисное проектирование при решении этой задачи и это дает возможность построения методики измерения эго-состояний личности [4]. Типологический базис - это полное, упорядоченное и измеримое множество элементов-типов.

В межличностного восприятия Б. Бейлз выделяет три фактора:

1. Подчинение - доминирование

2. Недружелюбность - дружелюбность

3. Аналитичность - эмоциональность [6].

В исследовании будет использована базисно-эталонная типология профессиональной направленности личности (автор Д. Голланд), в которой существуют три пары базисных противоположных типов (см. табл. 1).

Изложение основного материала статьи. Спроектируем типологию эго-состояний по Э. Берну [2, 5] на типологию личности по Д. Голланду и на типы межличностного поведения по Б. Бейлзу.

Проектирование реализуется на основе применения операции семантической (смысловой) близости характеристик, взятых из этих вышеперечисленных трех типологий. Это проектирование позволило разделить эго-состояние «Взрослого» на два состояния:

«Взрослый организующий» и «Взрослый познающий» (см. табл. 1) [3, 4].

Базисная «полнота» и базисная «порядок» типов эго-состояний устанавливается при базисном проектировании вышеуказанных трех типологий личности друг на друга на основе применения принципа семантической (смысловой) близости.

Практика показывает, что определенный тип эго-состояния можно взаимно-однозначно сопоставить с профессиональным типом личности на основе применения принципа семантической близости. Данное взаимно-однозначное

соответствие типологических характеристик, взятых из разных типологий определяет «типологический изоморфизм». При этом существует единая дихотомия с «индивидуальной» и «социальной» направленностью.

Системно-базисное проектирование позволяет построить методику для измерения эго-состояний (см. табл. 1). Ключ к этой методике находится в этой таблице.

Таблица 1

Сравнительный анализ трех типологий

Профессиональная типология личности Уточненная типология эго-состояний (по Э. Берну) и типология поведения (по Б. Бейлзу) Диагностические утверждения для новой методики «Эго-состояния»

1. Предприимчивый тип социален стремится к организации и руководству. Импульсивен, эмоционален, может проявить агрессивность, любит, чтобы его признавали и почитали, стремится к авторитарной позиции. Стремится к общественному признанию. Взрослый организующий (ВО) -стремится к организации и руководству. Импульсивен, эмоционален, может проявить агрессивность, любит, чтобы его признавали и почитали, стремится к авторитарной позиции. Стремится к общественному признанию (в конфликте чаще стратегия «подавления»). Эмоциональность (по Б. Бейлзу). 1. Я люблю организующую и руководящую деятельность. 2. Я предприимчив, экспрессивен, стремлюсь к власти, эмоционален, а порой и агрессивен. 3. Я чаще доминирую в конфликте, стремясь к общественному признанию.

2. Интеллектуальный тип индивидуален, аналитичен, рационален, оригинален, постоянное желание что-то исследовать и стремление к умственной деятельности. Взрослый познающий (ВП) - П это исследовательская активность, важна умственная деятельность, стремление к познавательной активности, узнавать что-то новое, любознателен, самостоятелен, обладает аналитическим складом ума, креативен, абстрактен (в конфликте чаще стратегия «переговоров»). Аналитичность (по Б. Бейлзу). 4. Мне нравится познавательная и исследовательская деятельность. 5. Я аналитичен, рационален и ориентирован на умственный труд. 6. Я склонен к науке, к абстрактному мышлению, к размышлению на разные темы.

3. Социальный тип социален -коммуникабельный, принимает участие в обсуждении и принятии коллективных решений, зависим от мнения группы. Воспитывающий родитель (ВР) - это состояние, направленное на воспитание, на заботу, на помощь другим людям. Ласковая и опекающая позиция в поведении. Он дружелюбен (в конфликте чаще стратегия «сотрудничества»). Дружелюбность (по Б. Бейлзу). 7. Мне нравится воспитывать, опекать других людей. 8. Люблю давать советы и помогать другим людям. 9. Сопереживание и сочувствие к людям - это главные черты моего характера.

4. Реалистический тип индивидуален -стремится к предметной деятельности, любит математику, нормативен, в поведении контроль себя и других, недружелюбен. Контролирующий родитель (К) -критикующая и контролирующая позиция по отношению к другим людям. Проявление авторитарности к окружающим. Недружелюбен (в конфликте чаще стратегия «соперничества»). Недружелюбность (по Б. Бейлзу). 10. Люблю контроль и критику действий других людей. 11. Я проявляю авторитаризм по отношению к другим людям. 12. Моя жизненная установка - это норма-тивность поведения как своего, так и у других людей.

5. Артистический тип социален и проявляет независимость в поведении, импульсивен, креативен. любит эстетическую сферу (музыку, поэзию, изобразительное искусство). Дитя свободное (ДС) - проявляет свою социальность, доминантность, непослушание, бунтарство, креативность (в конфликте чаще стратегия «избегания»). Доминирование (по Б. Бейлзу). 13. Не люблю определенные правила и требования общества. 14. Мне нравится непослушание и спонтанное поведение в обществе. 15. У меня богатая фантазия и воображение, что проявляется в моем творчестве.

6. Конвенциальный тип индивидуален и стремится к выполнению правил и социальных требований, проявляет позицию подчинения, ведет себя в соответствии с обществен-ными требованиями. Конформный тип поведения в коллективе. Преобладают математические способности. Дитя адаптивное (ДА) - стремится к выполнению правил и социальных требований, проявляет позицию подчинения, ведет себя в соответствии с требованиями взрослых. Проявляет конформизм, но может быть и самостоятельным не по годам (в конфликте чаще стратегия приспособления). Подчинение (по Б. Бейлзу). 16. В своем поведении соблюдаю правила, нормы и требования общества. 17. Могу адаптироваться, изменить свое поведение под влиянием социума или проявить «зрелую самостоятельность». 18. Я люблю рассуждать, но в споре проявляю «холодное» спокойствие, сдержанность.

В данном исследовании были использованы конструктивная и критериальная валидности. Валидизация новой методики на измерение типов эго-состояний проводилась в направлении конструктивной валидности [3]. Были обнаружены следующие корреляции типов при тестировании студентов Вологодского госуниверситета по двум методикам: «родитель воспитывающий» - «тип социальный»; «дитя свободное» - «тип артистический»; «взрослый организующий» - «тип предприимчивый»; «взрослый познающий» - «тип интеллектуальный»; «дитя адаптивное» - «тип конвенциальный»;

«родитель контролирующий» - «тип реалистический» [3].

Ключ к методике для определения эго-состояний: Взрослый организующий» (1, 2, 3); «Взрослый познающий» (4, 5, 6); «Родитель воспитывающий» (7, 8, 9); «Родитель контролирующий» (10, 11, 12); «Дитя свободное» (13, 14, 15); «Дитя адаптивное» (16, 17, 18).

Шкала от -3, -2, -1, +1, +2, +3 при тестировании переводилась в шкалу положительных чисел : + 1, +2, +3, +4, +5, +6

В итоге получаются следующие уровни выраженности эго-состояний в типологии личности: (низкий от 3 до5), (средний от 6 до 9), (высокий от 10 до 14), (очень высокий от 15 до 18) [2].

Зона бесконфликтного педагогического общения - это смешанный тип эго-состояний (ВП, РВ) («переговорное сотрудничество»). Такой педагог и студент как правило бесконфликтны в общении. Зона конфликтного педагогического общения - это смешанный тип эго-состояний (ВО, РК) («подавляющее соперничество»). Это условно определяет «диктаторскую позицию»). Такой педагог и студент как правило конфликтны в общении. Через конфликт тоже могут решаться задачи общения. Бояться конфликтов не надо. Главное уметь их конструктивно разрешать.

Результаты диагностики показали следующее: в группах студентов инженерно-строительного института (группы СТЭ-21, СА-31, СПД-31, СВ-31, СВ-32, СТ-21- всего 103 чел.) проявились эго-состояния: на высоком уровне: ДА (10.2), РК (10.8), ВП (11.2), на среднем уровне: РК (9.2), ДС (7.6), ВД (9.6).

Результаты диагностики показали следующее: в группах студентов института педагогики, психологии и физического воспитания (группы ПИЭ-21, ПИПР-21, ППСН-21, ПСР-21, ПФКО-1, ППО-11 - всего 112 чел.) проявились эго-состояния: 1) на высоком уровне: ДС (10.7), ВО (13.1), РВ (12.1), ВП (10.2); 2) на среднем уровне: РК (5.3), ДА (6,2) [3].

Выводы. У студентов технической («строительной») специальности доминирующими эго-состояниями будут: «Дитя адаптивное» (ДА), «Родитель контролирующий» (РК) и «Взрослый познающий» (ВП).

У студентов гуманитарных специальностей доминирующими эго-состояниями будут: «Дитя свободное» (ДС), «Взрослый организующий» (ВО), «Родитель воспитывающий» (РВ) и «Взрослый познающий» (ВП).

В профессии педагога очень важно, чтобы доминирующими эго-состояниями были: 1) дитя свободное (ДС), т.е. свободное, смелое, раскованное поведение при общении с учащимся; 2) взрослый организующий (ВО) - это «педагогический руководитель», управляющий воспитанием и обучением; 3) родитель воспитывающий (РВ) - это ласковый, опекающий воспитатель для обучающихся; 4) взрослый познающий (ВП) - это педагог-эрудит, хорошо знающий, умеющий и стремящийся решать интеллектуальные задачи по своему учебному предмету. Без этих доминирующих эго-состояний в профиле педагог как специалист может не состояться или быть посредственным.

В «строительной профессии» необходимо преобладание следующих эго-состояний у специалиста: 1) дитя адаптивное (ДА) - это стремление к нормативной деятельности в строительстве (СНИПы), 2) родитель контролирующий (РК) - это контроль по строительным работам; 3) взрослый познающий (ВП) - это познание в практике строительства. Усредненные профили эго-состояний оказались разные, что связано со спецификой профнаправленности студентов этих двух специальностей [2, 3].

Литература:

1. Белинская, Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - Москва: Академия, 2015. - 304 с. - ISBN 978-5-7695-5883-2. - Текст: непосредственный.

2. Малышев, К.Б. Системно-базисное многомерное проектирование типологической информации / К.Б. Малышев, О.А. Малышева. - Вологда: ВоГУ, 2018. - 216 с. ISBN 978-5-87851-808-6.

3. Малышев, К.Б. Методология базисного подхода в современных психологических исследованиях / К.Б. Малышев, О.А. Малышева. - Вологда-Курск: ВГУ, ВИПЭ, 2020. - 215 с. ISBN 978-5-907311-73-2.

4. Мазилов, В.А. Методология психологической науки: история и современность / В.А. Мазилов. - Ярославль: ЯГПУ, 2017. - 419 с. ISBN 931-4-87391-249-1.

5. Малышев, К.Б. Системные описания типологий / К.Б. Малышев, О.А. Малышева. - Вологда-Курск, 2019. - 226 с. ISBN 834-2-63961-715-6.

6. Малышев, К.Б. Системно-факторный анализ в психологии / К.Б. Малышев, О.А. Малышева. - Вологда-Курск, 2019. -180 с. ISBN 816-3-83012-618-3.

7. Принцип системности в психологических исследованиях / под ред. Д.Н. Завалишиной, В.А. Барабанщикова. -Москва: Наука, 2014. - 178 с. ISBN 581-2-39612-271-8

Психология

УДК 159.9

доктор психологических наук, доцент Малышев Константин Борисович

Вологодский институт права и экономики ВИПЭ ФСИН России (г. Вологда); доктор медицинских наук Чирков Алексей Модестович

Вологодский институт права и экономики ВИПЭ ФСИН России (г. Вологда)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ИЗМЕРЕНИЕ СТАДИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЛИЧНОСТИ

ПО П.К. АНОХИНУ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА БАЗИСА

Аннотация. Статья посвящена системно-базисному анализу определения и измерения стадий формирования функциональной системы личности по П.К. Анохину с помощью метода базиса. Базис - это полное, упорядоченное и измеримое множество элементов. В нашем исследовании элементами являются типы личности и факторы-стадии формирования функциональной системы по П.К. Анохину «Полнота» - это «факторность», «многосвязность» и «целостность»; 2) «упорядоченность» - это «симметрия», «дихотомия» и «единосвязность»; 3) «измеримость» - это «мера», «проекция» и «оценка». При «погружении» в понятие «базис» существует единая обобщенная дихотомия «внешнее -внутреннее», которая в нашей статье проектируется на обособленную личностную дихотомию «социальное -индивидуальное». «Многосвязность» означает существование множества дихотомических факторов, для которых нет единой дихотомии, т.е. нет «узла» с единой факторной дихотомией. «Единосвязность» означает существование множества факторов, для которых есть единая дихотомия, т.е. есть «узел» с единой факторной дихотомией. В «измеримости» получаются следующие три характеристики: 1. Мера представления информации (образ, слово, число). 2. Проекция преобразования информации (образа в слово, образа в число, слова в число). Преобразование (слова в число) используется в этой работе. 3. Оценка уровня измерения информации (низкий, средний, высокий) будет использована в этой статье. В статье «полноту» определяет факторное многосвязное целостное множество типов. «Упорядоченность» определяется симметрично-дихотомической единосвязной факторной словесной структурой множества типов («словесный базис»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.