Научная статья на тему 'ПРОЯВЛЕНИЕ ЭГО-СОСТОЯНИЙ В ОБЩЕНИИ'

ПРОЯВЛЕНИЕ ЭГО-СОСТОЯНИЙ В ОБЩЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
488
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО-БАЗИСНЫЙ ПОДХОД / ЭГО-СОСТОЯНИЯ / ОБЩЕНИЕ / СЕМАНТИЧЕСКАЯ БЛИЗОСТЬ / ВАЛИДНОСТЬ / ТИПЫ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малышева Ольга Александровна, Малышев Константин Борисович

Вопросы моделирования психологической информации в области общения стали очень актуальны в настоящее время. Люди не могут обходиться без общения, оно присутствует в любой деятельности. Личность человека формируется в процессе общения, оно помогает организовать совместную работу, построить личную жизнь. В данной статье показана технология применения системно-базисного подхода для анализа эго-состояний личности, проявляющихся в разных ситуациях общения студентов. Показан алгоритм создания диагностического инструментария по измерению эго-состояний личности и обоснование валидизации авторской методики, выделены особенности проявлений эго-состояний в общении в студенческой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANIFESTATION OF EGO STATES IN COMMUNICATION

The issues of modeling psychological information in the field of communication have become very relevant at the present time. People cannot do without communication, it is present in any activity. A person's personality is formed in the process of communication, it helps to organize joint work, build a personal life. This article shows the technology of applying a system-based approach to the analysis of ego states of personality manifested in different communication situations of students. The algorithm of creating diagnostic tools for measuring the ego states of personality and the justification of the validation of the author's methodology are shown, the features of the manifestations of ego states in communication in the student environment are highlighted.

Текст научной работы на тему «ПРОЯВЛЕНИЕ ЭГО-СОСТОЯНИЙ В ОБЩЕНИИ»

волевого внимания; медитации и др. Характерна опора на сенсорные ощущения разной модальности, процессы визуализации. Опираясь на описанный опыт сторонников данной модели, мы также признаем ее эффективность и активно применяем на тренинговых занятиях со студентами наряду с другими технологиями, например, с гештальт-подходом. При этом особенно важными блоками тренинговой работы считаем:

- информационный блок, направленный на расширение и углубление знаний студентов о психологии, функциях и механизмах тревожности;

- психодиагностический блок, позволяющий познавать собственные особенности и ресурсы эмоционального состояния и поведения;

- психопрофилактический и психокоррекционный блоки, непосредственно способствующие развитию способности к саморегуляции эмоциональным состоянием и поведением.

Поскольку тревожность имеет разные уровни проявления, а именно: физиологический, когнитивный, психологический, эмоциональный, поведенческий, - важно учитывать все ее уровни. Программа нашего тренинга включает использование методов работы с телом и физическими состояниями в комплексной работе с тревогой; использование метафор и образов как средств расширения осознанного управления эмоциями; работу с иррациональными убеждениями и установками; формирование адекватных моделей поведения на основе осознанного принятия эмоций, работу с осознанием чувств в ходе общения как средства эффективного общения.

Рассматривая многообразие методов управления эмоциями, А. Алешина, С. Шабанов [8] рассматривают данный процесс по разным критериям. Во-первых, регуляция эмоциями может быть направлена на А) Снижение интенсивности «негативной эмоции», б) Усиление позитивной эмоции. Во-вторых, управление эмоциями может иметь реактивный характер (работу с реальной эмоцией) и проективный (работа вне конкретной ситуации). Все многообразие техник управления эмоциями они разделяют на телесные (дыхательные техники, физическая активность, релаксация и другие) и ментальные (вербализация чувств, записывание эмоций, рефрейминг и т.д.).

Важно подчеркнуть, что сердцевиной тренинговой работы с нашей точки зрения является развитие осознанности как платформы для развития эмоционального интеллекта. Осознанность как особенный способ обращения внимания включает в себя целенаправленное обращение внимания на все внутренние переживания, мысли, чувства, физические ощущения, а также на то, что происходит вокруг нас в настоящий момент [4, С. 112]. Такое внимание работает по таким принципам, как безоценочное принятие (чувств, эмоций, мыслей); принятие ответственности за собственные чувства или мысли без перекладывания ее на внешние факторы и обстоятельства; обращенность в настоящий момент. Данные принципы приводят к развитию самосострадания и сострадания к другим, к росту самопонимания и понимания других, повышению уверенности поведения, творческого мировосприятия.

Эмоциональное здоровье подразумевает способность адекватно проживать эмоции, не сопротивляясь им, поскольку подавленные эмоции приводят к нервно-психическому напряжению, обеднению эмоциональной сферы и деструктивности взаимодействия с миром.

Выводы. Учитывая особенности тревожности и факторы ее возникновения, важно в условиях педагогического образования создавать условия для профилактики и снятия болезненной тревожности у будущих педагогов, вооружать их психолого-педагогическими средствами оптимизации и регуляции эмоциональной сферы школьников в процессе учебно-воспитательного процесса. Тренинговые технологии позволяют комплексно и творчески организовывать процесс развития навыков регуляции эмоций, чувств и поведения у студентов в условиях обучения в Вузе. Практика применения такого опыта демонстрирует его эффективность, что обнаруживается как в заинтересованности и востребованности такой работы среди студентов, так и в повышении их эмоционального здоровья и конструктивности поведения.

Литература:

1. Леви Э. Практика управления эмоциями. Первая книга тренинга. - М., «Пера», 2020. - 192 с.

2. Ланина Н.В. Психологические проблемы развития осознанности современного человека // Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2015. - №1(266). - С. 247-250.

3. Мэй Р. Смысл тревоги / Пер. с англ. М.И. Завалова, А.Ю. Сибуриной. - М.: Класс, 2001. - 379 с.

4. Орсильо С., Ремер Л. Осознанность или тревога. Перестань беспокоиться и верни себе жизнь / Пер. с англ. - Х.: изд-во «Гуманитарный центр», 2016. - 364 с.

5. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - Воронеж: НПО «МОДЕК», 2007. - 304 с.

6. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Москва, 2008. - 168 с.

7. Хабирова Е.Р. Тревожность и ее последствия // Ананьевские чтения-2003. - СПб., 2003. - С. 301-302.

8. Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Российская практика. - М.: 2016. - 432 с.

9. Spielberger C. Assessment of emotional states and personality traits: measuring psychological vital signs // European Psychologist. - 2006. - Vol. 11(4). - P. 297-303.

Психология

УДК 159.9

кандидат педагогических наук, доцент Малышева Ольга Александровна

Федеральное казенное образовательное учреждение «Вологодский институт права и экономики» Федеральной службы исполнения наказаний России (г. Вологда); доктор психологических наук, доцент Малышев Константин Борисович

Федеральное казенное образовательное учреждение «Вологодский институт права и экономики» Федеральной службы исполнения наказаний России (г. Вологда)

ПРОЯВЛЕНИЕ ЭГО-СОСТОЯНИЙ В ОБЩЕНИИ

Аннотация. Вопросы моделирования психологической информации в области общения стали очень актуальны в настоящее время. Люди не могут обходиться без общения, оно присутствует в любой деятельности. Личность человека формируется в процессе общения, оно помогает организовать совместную работу, построить личную жизнь. В данной статье показана технология применения системно-базисного подхода для анализа эго-состояний личности, проявляющихся в разных ситуациях общения студентов. Показан алгоритм создания диагностического инструментария по измерению эго-состояний личности и обоснование валидизации авторской методики, выделены особенности проявлений эго-состояний в общении в студенческой среде.

Ключевые слова: системно-базисный подход, эго-состояния, общение, семантическая близость, валидность, типы личности.

Annotation. The issues of modeling psychological information in the field of communication have become very relevant at the present time. People cannot do without communication, it is present in any activity. A person's personality is formed in the process of communication, it helps to organize joint work, build a personal life. This article shows the technology of applying a system-based approach to the analysis of ego states of personality manifested in different communication situations of students. The algorithm of creating diagnostic tools for measuring the ego states of personality and the justification of the validation of the author's methodology are shown, the features of the manifestations of ego states in communication in the student environment are highlighted.

Keywords: system-based approach, ego states, communication, semantic proximity, validity, personality types.

Введение. Базисный подход, позволяет выделить факторы общения, а в дальнейшем и измерять эти типологические факторы.

В основу измерения качества общения была положена теория трансактного анализа Э. Берна [1]. Автор широко известной концепции предложил рассматривать эго-состояния личности как набор мыслей, чувств и поведения, которые проявляются в данный момент времени при общении. В каждый момент в течение всего дня человек может проживать различные эго-состояния (дитя, родитель, взрослый), т.е. происходит смешение эго-состояний, что определяет соответствующий профиль личности в общении [4].

В исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивалось по двум переменным, анализ которых осуществлялся в трехмерном пространстве, образованном тремя осями [5]. На каждой оси отмечаются противоположные направления поведения, которые проявляются в общении и одновременно являются тремя факторами:

1. Доминирование - подчинение.

2. Недружелюбность - дружелюбность.

3. Аналитичность - эмоциональность.

Выделенные три фактора, состоящие их трех пар противоположных типов определяют общее впечатление о человеке в процессе межличностного общения. Это важно при анализе поведения человека, вступающего в коммуникацию.

Выделение факторов благополучного или неблагополучного общения в студенческой среде определило актуальность данного исследования.

Изложение основного материала статьи. Для теоретического исследования разных типологий была взята личностная типология (автор Д. Голланд) [3]. Она определяется нами как трехмерный базисный эталон. Данный эталон будет применяться при сопоставлении трех типологий.

Определим трехмерный типологический базисный эталон. Базис - это множество элементов-типов, обладающих «полнотой», «упорядоченностью» и «измеримостью». В типологии Д. Голланда выделяются следующие профессиональные типы личности: предприимчивый - интеллектуальный, конвенциальный - артистический, социальный - реалистический, а «трехмерность» задается тремя дихотомическими парами типов. В данном случае «социальность - индивидуальность» - это пара противоположных типов, которые присутствуют в каждой из трех «мерностей»:

1. Предприимчивый - интеллектуальный.

2. Конвенциальный - артистический.

3. Социальный - реалистический.

Спроектируем шесть эго-состояний [3] на личностную типологию и шесть направлений межличностного поведения.

Проектирование произведем на основе установления семантической близости характеристик в этих типологиях. Семантическая близость предполагает выявление общих смысловых характеристик в разных типах.

Результаты этого проектирования занесем в таблицу 1 (см. первую и вторую колонку). В первых колонках обнаруживается общее при описании поведения, установок, интересов, особенностей характера, направленности личности, способностей к той или иной деятельности, общения.

В третьей колонке, на основе сопоставления наборов характеристик типов трех типологий были выделены соответствующие диагностические суждения для новой диагностической методики. В результате проведенного проектирования произошло деление эго-состояния «Взрослого» на два противоположных. Данное разделение позволяет выделить два новых противоположных типа. Все эти результаты можно представить в табличной форме (см. табл.).

Таблица 1

Сравнительный анализ типов личности по Д. Голланду, типов эго-состояний по Э. Берну и типов поведения по

Б. Бейлзу

Личностный профессиональный типологический базис (по Д. Голланду) Уточненные типы эго-состояний (по Э. Берну) Типы поведения (по Б. Бейлзу) Диагностические суждения для опросника «Типы эго-состояний»

1. Предприимчивый (социальный) -организатор, энтузиаст, импульсивный, энергичный, эмоциональный, доминантный, жесткий, решительный, любит признание и руководство, стремится к социальному статусу и власти. Взрослый организующий (ВО) -стремится к организации и руководству. Импульсивен, эмоционален, может проявить агрессивность, любит, чтобы его признавали и почитали, стремится к авторитарной позиции. Стремится к общественному признанию (в конфликте чаще стратегия «подавления»). Эмоциональность (по Б. Бейлзу). 1. Мне нравится организовывать людей на деятельность, общаться с ними и руководить ими. 2. Как человек эмоциональный, в поведении могу проявить предприимчивость, экспрессивность, требовательность в общении. 3. Я чаще доминирую в конфликтной ситуации, стремлюсь к общественному признанию и к определенному социальному статусу.

2. Интеллектуальный (индивидуальный) - аналитичен, рационален, оригинален, получает удовлетворение от умственного труда, стремится к исследовательской деятельности. Взрослый познающий (ВП) -проявляет поисково-исследовательскую активность, стремится к решению умственных задач, любит учится и познавать что-то новое, любознателен, 4. Люблю учиться, читать и познавать что-то новое и делиться знаниями при общении. 5. В общении проявляю аналитичность, рациональность, рассудительность. 6. В общении стараюсь быть

самостоятелен, обладает аналитическим складом ума, креативен, абстрактен (в конфликте чаще стратегия «переговоров»). Аналитичность (по Б. Бейлзу). доказательным, опираясь на научные факты.

3. Социальный (социальный) -коммуникабельный, принимает участие в обсуждении и принятии коллективных решений, дружелюбен, зависим от мнения группы. Родитель воспитывающий (РВ) - это эго-состояние Родителя, показывающее, как человек ведет себя воспитывая, заботясь и помогая другим. Это ласковый, опекающий Родитель. Он дружелюбен (в конфликте чаще стратегия «сотрудничества»). Дружелюбность (по Б. Бейлзу). 7. Мне нравится воспитывать, опекать и заботиться о других людях. 8. Люблю давать советы и помогать друзьям и коллегам при общении. 9. Сопереживание и сочувствие к людям - это главные черты моего характера.

4. Реалистический (индивидуальный) - занимается конкретными предметами развиты математические способности (точность), контролирует свои действия в соответствии с нормативами, недружелюбен. Родитель контролирующий (РК) - это эго-состояние Родителя, показывающее, как человек ведет себя с целью контроля, управления и критики. Это авторитарный Родитель. Недружелюбен (в конфликте чаще стратегия «соперничества»). Недружелюбность (по Б. Бейлзу). 10. Мне нравится контролировать действия других людей, проявляя принципиальность, в соответствии с требованиями. 11. По отношению к людям я часто проявляю независимую позицию, критически высказывая замечания. 12. Считаю, что каждый должен выполнять свои обязанности, следовать нормам и правилам.

5. Артистический (индивидуальный) - независим в решениях, оригинален, гибкий, маневренный, заводной, активный, динамичный. Склонен к импровизации, предпочитает творческие занятия в эстетической сфере (музыка, поэзия, изоискусство и др.). Дитя свободное (ДС) - проявляет свою индивидуальность, доминантность, непослушание, бунтарство, креативность (в конфликте чаще стратегия «избегания»). Доминирование (по Б. Бейлзу). 13. Не люблю цензуру в своей деятельности, а также ссылки на правила и требования. 14. В общении могу проявить юмор, спонтанность, импульсивность. 15. У меня богатая фантазия и воображение, что помогает мне легко общаться, проявляя творчество.

6. Конвенциальный (социальный) -предпочитает четко структурированную деятельность, подчиняется социальным нормам, правилам, распорядку, определенной системе; не любит смену деятельности, предпочитает работу, связанную с канцелярией, расчетами. Преобладают математические способности. Дитя адаптивное (ДА) - стремится к выполнению правил и социальных требований, проявляет позицию подчинения, ведет себя в соответствии с требованиями взрослых. Проявляет конформизм, но может быть и самостоятельным не по годам (в конфликте чаще стратегия «приспособления»). Подчинение (по Б. Бейлзу) 16. При общении с людьми соблюдаю правила и нормы поведения. 17. Могу адаптироваться, изменить свое поведение под влиянием требований окружения. 18. Люблю рассуждать, но в споре проявляю эмоциональную устойчивость, спокойствие, сдержанность.

В таблице введенные нами новые типы эго-состояний были выделены. Такое разделение «Взрослого» позволяет давать более точную характеристику личности и описывать своеобразие взаимодействия и общения в социуме [3, 7].

Многомерность сводится в нашем случае к трехмерному базисному подходу. Эталонная личностная профессиональная типология является трехмерным базисом, т.е. полной, целостной и упорядоченной системой.

В исследовании использовался принцип семантической («смысловой») близости. Сопоставим введенный эталонный личностный профессиональный типологический базис и множество наших типов эго-состояний на основе принципа семантической близости и обнаруживаем «смысловую близость» типологических характеристик (см. табл. 1). На основе подробного сопоставления и выделения общих характеристик типов была предложена авторская методика диагностики профиля состояний личности. Была использована конструктивная и критериальная валидность [2].

Были обнаружены следующие корреляции:

- «воспитывающий родитель» - «социальный тип»;

- «свободное дитя» - «артистический тип»;

- «организующий взрослый» - «предприимчивый тип»;

- «познающий взрослый» - «интеллектуальный тип»;

- «адаптивное дитя» - «конвенциальный тип»;

- «контролирующий родитель» - «реалистический тип».

Корреляционные коэффициенты в нашем случае: от 0,56 до 0,73 (выборка испытуемых составила 207 человек). Авторский тест определяет те же характеристики, что и трехмерный типологический личностный базис [6].

Ключ к методике для определения эго-состояний.

«Взрослый организующий» - 1, 2, 3.

«Взрослый познающий» - 4, 5, 6.

«Родитель воспитывающий» - 7, 8, 9.

«Родитель контролирующий» - 10, 11, 12.

«Дитя свободное» - 13, 14, 15.

«Дитя адаптивное» - 16, 17, 18.

При составлении опросника можно использовать и большее количество вопросов, но их минимальное (по 3 на каждое состояние) количество позволяет создать экспресс-вариант. Была использована симметрическая оценка от - 2 до +2:

- 2 (не согласен);

- 1 (скорее не согласен, чем согласен);

0 (неопределенный случай);

+1 (скорее согласен, чем не согласен);

+2 (согласен).

Которая соответствовала оценкам: 1,2,3,4,5.

(3-5), (6-9), (10-15) - это соответственно низкий, средний и высокий уровень выраженности типов.

Если говорить о межличностном общении, то можно выделить следующие особенности.

Бесконфликтное общение возникает при взаимодействии трех типов эго-состояний (ВП, РВ, ДА) друг с другом. Это способствует конструктивному общению и может порождать сотрудничество, способствует благоприятному комфортному общению, а также способствует комплиментарным отношениям.

Конфликтное общение возникает при взаимодействии трех других противоположных эго-состояний (ВО, РК, ДС). Это способствует возникновению соперничества, доминирования и разрушения отношений при общении.

Выводы. Диагностика показала следующее:

1) в группах студентов инженерно-строительного института проявились эго-состояния:

- на высоком уровне: ДА - 10.2, РК - 10.8, ВП -11.2;

- на среднем уровне: РВ - 9.2, ДС - 7.6, ВО - 9.6.

2) в группах студентов гуманитарного направления было следующее:

- на высоком уровне: ДА - 10.7, ВО - 13.1, РВ - 12.1, ВП - 10.2;

- на среднем уровне: РК - 5.3, ДС- 6.2 [1, 5].

Профили эго-состояний в этих двух группах испытуемых (техническая и гуманитарная направленность) оказались разные, что связано с разной специализацией [3].

Актуальность темы очевидна, и она подтвердилась в проведенном исследовании на двух группах студентов разных специальностей.

Литература:

1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. - Москва: Эксмо, 2012. - 576 с. ISBN 978-5-699-27303-4.

2. Ганзен, В.А. Системные описания в психологии / В.А. Ганзен. - Ленинград: ЛГУ, 1984. - 176 с. ISBN Г-076(02)-84-43-84.

3. Малышев, К.Б. Методология базисного подхода в современных психологических исследованиях / К.Б. Малышев, О.А. Малышева. - Вологда-Курск: ВИПЭ, 2020. - 215 с. ISBN 978-5-907311-73-2

4. Малышев, К.Б. Многомерная типологизация психологической информации / К.Б. Малышев. - Вологда: ВоГУ, 2016. - 167 с. ISBN 978-5-87851-701-0.

5. Малышев, К.Б. Системно-факторный анализ в психологии / К.Б. Малышев, О.А. Малышева. - Вологда-Курск: ВГУ, ВИПЭ, 2019. - 180 с. ISBN 978-5-907205-43-7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Малышев К.Б., Малышева О.А. Системные описания типологий. - Вологда: ВоГУ; ВИПЭ, 2019. - 206 с. ISBN 9785-907205-42-0.

7. Malyschew, K. Anvendung der Mathematischen Modellierung von Transaktionsanalyse in der Arbeit des Psychologen / K. Malyschew // Die Tesisen des Fachkongress: Vernderte Lebenslagen von Kindern, Jugendlichen, Familien und Alleinerziechen -der konsequenzen fir die soziale Arbeit in Kirche, Staat und Gesellschaft. - Wologda, 1994. - S. 119. ISBN 2-11-251116-3.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Ольшанская Светлана Алексеевна

Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар); студентка Яли Людмила Семеновна

Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар)

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ МЕТОДАМИ

АРТ-ТЕРАПИИ

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности возникновения феномена социальной изолированности в молодежной студенческой среде. Ключевыми моментами названы: нестабильность современного мира, смена ценностей, социально-экономические условия взросления, возрастные особенности и ряд др. В статье отмечено, что в зависимости от индивидуальных особенностей личности студентом могут приниматься критерии, оказывающие влияние на формирование социальной изолированности. В статье описаны методики, позволившие изучить это явление, полученные результаты. Проделанная арт-терапевтическая работа позволила выявить причины, создающие условия формирования социальной изоляции через рефлексию после выполнения рисуночного теста, определить свою позицию по полученным результатам, большинство студентов (87%) готовы к личностному росту.

Ключевые слова: студенты, социальная изоляция, формирование, арт-терапия.

Annotation. This article discusses the characteristics of the social isolation's phenomenon in the youth student environment. The key points are: the instability of the modern world, the change of values, the socio-economic conditions of growing up, age characteristics, and a number of others. The article notes that the students' individual characteristics can influence to the formation of social isolation. The article describes the methods that allowed us to study this phenomenon, describes the obtained results. The following art-therapeutic work allowed us to identify the reasons that create conditions for the formation of social isolation through reflection after performing the drawing test, to determine their position, which based on the obtained results; the majority of students (87%) are ready for personal growth.

Keywords: students, social isolation, formation, art-therapy.

Введение. Современная ситуация преобразования системы высшего образования в нашей стране демонстрирует изменения во взаимодействии всех участников учебной деятельности. В данной работе целевой аудиторией выступала студенческая молодежь, обучающаяся в вузах. Особая заслуга по выделению студенчества в самостоятельную социально-психологическую группу с учетом их возрастной характеристики принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. Эту идею в своих научных трудах поддержали и продолжили ее исследование такие ученые, как Л.А. Баранова, М.Д. Дворяшина, Е.И. Степанова, Л.Н. Фоменко, Ю.Н. Кулюткин, В.А. Якунин и др., которые расширили представления об особенностях развития студенческой молодежи [3, С. 98].

Данная возрастная группа определяется как социально-демографическая общность с определённой численностью, структурой, психологическими и социальными особенностями адаптации к жизни, набором социальных ролей и статусов. Не зависимо от материальных и других расхождений развития, студентов связывают общий вид деятельности, интересы,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.