DOI 10.24411/2686-9764-2020-00017 УДК 159.9.075
Системно-базисное определение и измерение духовности личности курсанта ведомственного вуза
К. Б. МАЛЫШЕВ - профессор кафедры юридической психологии и педагогики психологического факультета ВИПЭ ФСИН России, доктор психологических наук;
О. А. МАЛЫШЕВА - доцент кафедры общей психологии психологического факультета ВИПЭ ФСИН России, кандидат педагогических наук;
Н. Г. СОБОЛЕВ - начальник кафедры юридической психологии и педагогики психологического факультета ВИПЭ ФСИН России, кандидат психологических наук
Реферат
Данная статья обозначает в психологии новую версию «синтетического» системного описания информации, которая является дедуктивно-теоретическим методом исследования. Главным инструментом, который предлагается в авторской версии системного подхода, является понятие базиса, взятое из математики и позволяющее структурировать и организовывать большие массивы информации. Авторский вариант использования метода базиса, который является полным, упорядоченным и измеримым множеством знаковых объектов, позволяет: 1) убедиться в полноте системного описания компонентов информации; 2) упорядочить эти компоненты; 3) получить устойчивую опору описания; 4) использовать ее для соотнесения различных описаний одного и того же объекта; 5) обнаруживать общность объектов различной природы; 6) измерять информацию (владеющий мерой - владеет миром диагностики). В работе определяется духовность курсанта Вологодского института права и экономики ФСИН России на основе системно-базисного типологического метода. Измерительный типологический базис - это полное, упорядоченное и измеримое множество типов. Использование такого базиса в психологии - это проверка его на типологическую полноту, упорядоченность типов и возможность создания диагностической методики, в частности образно-проективной или словесно-числовой (то есть текста).
Ключевые слова: типологизация; системность; трехмерность; базисность; профессиональная направленность личности; профиль; семантическая близость; ценностные ориентации;духовность.
19.00.06 - Юридическая психология
System-based definition and measurement of spirituality of personality of a cadet of a departmental university
K. B. MALYSHEV - Professor of the Department of Legal Psychology and Pedagogy of the Psychological Faculty of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, Dsc. in Psychology;
O. A. MALYSHEVA - Associate Professor of the Department of General Psychology of the Psychological Faculty of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, PhD. in Pedagogics;
N. G. SOBOLEV - Chief of the Department of Legal Psychology and Pedagogy of the Psychological Faculty of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, PhD. in Psychology
Abstract
This article denotes in psychology a new version of the "synthetic" systemic description of information, which is a deductive and theoretical research method. The main tool that is proposed in the author's version of the system approach is the concept of a basis, taken from mathematics and allowing to structure and organize large amounts of information. The author's version of the use of the basis method, which is a complete, ordered and measurable set of symbolic objects, allows you to: 1) verify the completeness of the system description of information components, 2) organize these components, 3) obtain a stable description support, 4) use it to correlate different descriptions one and the same object, 5) detect the commonality of objects of different nature, 6) measure information (who owns the measure - owns the world of diagnostics). The spirituality of the cadet of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia is determined in this work on the basis of a system-based typological method.
A measuring typological basis is a complete, ordered, and measuring set of types. Using this basis in psychology is checking it for typological completeness, ordering of types, and the ability to create a diagnostic technique, in particular figuratively projective or verbal-numerical (i.e. test).
Key words: typologization; consistency; three-dimensionality; basicity; professional orientation of the personality; profile; semantic affinity; value orientations; spirituality.
19.00.06 - Legal psychology
Являясь центральным вопросом философии, духовность была, есть и остается важнейшей общечеловеческой проблемой безопасности и сохранения цивилизаций. Предельное богатство и разнообразие исследований духовности в современной философии указывает на исключительность этого феномена как «вызывающего явления» в науке. Следует отметить, что современные исследования, раскрывающие содержательные параметры духовности, во многом дополняют их общетеоретическое осмысление, заложенное еще в эпоху Античности. Общей тенденцией исследований духовности становится стремление к более целостному, системно-концептуальному представлению о духовном мире и целеполагании в жизнедеятельности человека. Анализ духовности представляется в настоящее время одним из основных направлений исследований современной философии и психологии. Его актуальность в контексте решения теоретико-методологических проблем пенитенциарной психологии обусловлена прерогативой этого феномена в рассмотрении многогранной природы внутреннего мира человека, образ которого определяется его духовной сущностью [3].
В науке есть много определений понятия «духовность». В онтологии это «сопричаст-
ность души к духу», преодолевающая абсолютизацию самодостаточности индивидуальной души (душа - это одно из названий психики человека в древности). Духовность также можно определить как природное естественное свойство, как проявляемое в сознании человека состояние, заключающееся в притяжении, в стремлении к единению человека с богом, с метасознанием, выражаемое в божественной любви, в высших критериях духовной этики, являющееся управляемой способностью человека, которую можно сформировать, то есть воспитать (например, через уроки богословия или теологии, которые дадут возможность связать сознание курсанта ведомственного вуза с формированием духовных ценностей). Божественный мир не совпадает ни с научным миром, ни с реальным миром людей. Для многих он представляет особое таинство. Это мир, воспринимаемый на уровне интуиции, не описываемый языком науки. Чтобы войти в этот необычный мир, необходимо ввести человека в особое «трансперсональное состояние», породить мистические переживания, особые формы духовного опыта, то есть это психология за пределами личности и измененные состояния сознания. Определение бога как биологической объединенной голограммы является тоже условным и ненаучным. Кстати, термины
«бог», «божественное», «святой дух» можно спроектировать и связать с перцептивными способностями сознания субъектной личности, направленной на ее «духовные ценности». Возможны по крайней мере три пути формирования духовности у курсанта: 1) через среду проживания, родителей, знакомых, друзей, товарищей, сокурсников; 2) учебные занятия по богословию и теологии; 3) мировоззрение, сформированное за счет образования и самообразования.
Религиозность, оцерковление как соблюдение определенного культа и религиозных ритуалов не имеет ничего общего с духовностью. Духовный человек может быть религиозным, а может и не быть таковым. Духовность - это главное условие нравственного возрождения людей (кстати, нравственное воспитание часто связывают с формированием духовных ценностей).
Позитивная духовность связана с 1) ориентацией человека на высшие общечеловеческие ценности (любовь, доброту, сострадание, милосердие и т. д.), 2) укоренением их в своей повседневной жизни.
Духовность - это нематериальность, бесплотность; одухотворенность, наполненность духом творчества или творящим духом; процесс гармоничного развития духовных способностей человека. В богословском смысле духовность есть пребывание того или иного духа в человеческой душе, связь души с духом; бездуховность - отсутствие духа в душе, прерывание связи души с духом. С материалистической точки зрения духовность есть интериоризация сознанием индивида высших общественных ценностей (моральных, эстетических, научных и др.). Личность - это духовная субстанция и совокупность духовных качеств индивида. Духовность может представлять собой особое качество личности, основанное на ее способности создавать свой ценностный внутренний мир, осознавая, бескорыстно оценивая и чувственно переживая полученную информацию на основе общезначимых внешних социальных норм нравственности, и направлять свою деятельность на достижение истины, добра, красоты и любви в процессе самосовершенствования. Умом (аналитическим, научным) веру (как и Россию) не понять. В нее надо просто бездоказательно верить на уровне интуиции как чутья без научного анализа. Научное мышление - это аналитико-синтетическое преобразование информации, в результате которого рождается мысль. В интуиции как в полумышлении человека есть только синтез, но без научно-
го анализа. Поэтому не надо «онаучивать веру». Вера и наука в этом смысле противоположны и представляют разные области и методы анализа информации об окружающей реальности. Единственно можно показать, что существует предрасположенность, тяготение или тенденция связи сознания личности с ее духовными ценностями, то есть с ее духовной верой или духовностью.
В прямом, то есть религиозно-философском, смысле духовность - это: а) состояние духовного, из одного только духа составленное; б) относимое к духовному ведомству (духовенство, духовное учебное заведение); в) присутствие духа Божьего в человеке, непосредственный контакт души с каким-либо внешним духом («сдержанность духом»); существенное свойство души быть образом, зеркалом духа Божьего. Соответственно, бездуховность есть прежде всего покинутость человека Богом, разрыв связи души (то есть психики) с духом, замыкание способностей души на деятельности по обслуживанию своей телесной оболочки (плоти) (это, в частности, ориентация сознания (психики) на материальные ценности) и сохранению достигнутой жизненной формы.
В переносном, светско-материалистиче-ском, смысле духовность чаще всего трактуется как тяга людей к вершинам культуры и совершенствованию своих творческих способностей. Душе (то есть психике) животных никогда не будет свойственна духовность. Духовность - это такой высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности человека, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Понимающая психология подчеркивала необходимость изучения психики в связи с порождениями человеческого духа - историей, культурой, искусством, этикой и т. п., а не с физикой, биологией и медициной [1].
A. Маслоу связывает духовность с высшими духовными бытийными ценностями и пиковыми переживаниями, характерными для самоактуализирующихся личностей. Метамотивами являются высшие бытийные ценности, такие как истина, добро, совершенство, красота, жизненность, единство противоположностей, простота, игра и т. д.
B. Франклом заложены основы экзистенциально-аналитической антропологии. Им впервые в психологии используется философский аппарат для выделения метафизической (духовной) природы человека и проводится разотождествление его сущно-
сти и бытия с психическими и психологическими феноменами, имеющими важное, но созависимое, вторичное значение в жизни индивида. Ключевым положением такого понимания психологического измерения человека явилась оппозиция духовного психофизиологическому. Духовность при этом выступает конституирующей особенностью и смыслом существования человека [4].
В. Франкл создает трехмерную модель человека, содержащую в горизонтальной плоскости телесное и психодинамическое измерения, а в вертикальной - духовное, противопоставленное первым двум. Духовность является первой из трех характеристик человеческого существования, которая отличает нас от животных и представляется главным атрибутом человека. Человек должен быть ответственным перед собой, своей совестью и Богом [4].
Христианская психология связывает человеческую духовность с высшими силами «божественной природы», проявляющимися в поступках, отрицая возможность иной духовности, основанной, например, на ценностях культуры. Духовность является не структурой, а наряду со свободой и ответственностью способом существования человека, достигшего личностной зрелости. На уровне духовности на смену иерархии узколичных потребностей, жизненных отношений и личностных ценностей, определяющих жизнь большинства людей, приходит ориентация на широкий спектр общечеловеческих социально-духовных ценностей. Человек перестает быть изолированным индивидом, решающим эгоцентрические задачи эффективной адаптации к среде, и подключается к социальной созидательной энергии общностей людей. Духовность выступает предпосылкой личностной свободы и автономии, то есть субъектной позиции личности. Духовная жизнь связана с любовью, радостью, миром, долготерпением, благостью, милосердием, верой, кротостью и воздержанием [1].
Развитие философских идей в определении духовности актуализирует анализ метатеорий, разработанных на основе междисциплинарного подхода. Духовность сегодня с этих позиций рассматривается как главное ценностное состояние сознания, как интеллектуальный и нравственно-психологический потенциал человека, как акт становления человека, как инобытие, как системообразующее начало, «как путь и образ жизни, как обретение благодати и Духа...» [3, с. 168].
Духовность является и системообразующим началом, определяющим организацию и развитие внутреннего мира человека, его интенциональность, выступая одновременно и как главный фактор системы ресурсов совладающего поведения и обеспечения жизнестойкости. «Являясь вневременным образованием, духовная сфера участвует в удержании и стабилизации психических состояний человека, предупреждая их распад - хаос, характерный для открытых систем, подверженных энтропии. Результатом участия духовной сферы в регуляции фазовых (неравновесных) состояний сознания и других квазиобъектов человека становится возможным достижение сверхадаптации» [3, с. 168-169]. Духовная сфера в качестве регулятора сознания и психических параметров поведения обладает способностью удерживать жизнеспособность человека в экстремальных ситуациях, сохраняя тем самым жизнь субъективной реальности. Именно эта сверхфункция духовности, являющаяся консервирующей, остается малоизученной в философии и психологии [3, с. 169].
Трехмерная базисная типологическая модель ценностей - это эстетические ценности - нормативные ценности, материальные ценности - духовные ценности, исследовательские ценности - организаторские ценности.
Духовные ценности личности и определяют ее духовность (см. таблицу).
Сравнительный анализ типологий профессиональной направленности, эго-состояний, поведения и ценностных ориентаций личности
Личностный профессиональный типологический базис (Д. Голланд) Уточненные типы эго-состояний (Э. Берн) и типы поведения (Б. Бейлз) Базисные типы ценностных ориентаций личности курсанта ВИПЭ ФСИН России
1 2 3
Предприимчивый тип. Стремится к руководству другими людьми, социален, любит организационную работу, активен, в поведении опирается часто на эмоции, своей волей может подавлять волю Взрослый организующий (ВО) - стремится к организации и руководству. Социален, импуль- Организаторские ценности Стремится к социальным контактам, публичный
1 2 3
других людей, для него важны статус и власть. Бессистемен в мышлении, отбирает лучшее из разных систем мысли, обладает эклектическим умом, порой не хватает вкуса и чувства меры. Смешивает несоединимое. Использует все для получения результата и стремится любой ценой получить прибыль. Использует практику и теорию для достижения цели. При воздействии на людей может умело использовать тактику и стратегию поведения. Не теряется в сложных жизненных ситуациях. Это заведующий, директор, телерепортер, товаровед, дипломат, журналист сивен, эмоционален, может проявить агрессивность; любит, чтобы его признавали и почитали, стремится к авторитарной позиции. Всегда умен, всегда прав и не любит критики в свой адрес Эмоциональность (по Б. Бейлзу) тип, любит руководить и управлять людьми, любит организационную работу, активен, в поведении опирается часто на эмоции, своей волей может подавлять волю других людей, для него важны статус и власть. В конфликте часто использует подавление
Интеллектуальный тип. В поведении проявляет свою индивидуальность, аналитический склад ума, рациональность, креативность, стремится к интеллектуальному труду, исследованиям. Предпочитает дедуктивный способ в мышлении. Отбирает самый эффективный способ в деятельности, стремится к формально-логическим рассуждениям. Опирается на формулы и модели в деятельности и стремится к научным решениям, правилам, предписаниям и нормативности. Склонен к теории и методу, а не к практическим данным. Любит плановость, детализацию, результативен, стабилен в структурированной деятельности. Это ботаник, астроном, физик, математик, исследователь Взрослый познающий (ВП) - проявляет поисково-исследовательскую активность, стремится к решению умственных задач, любит учиться и познавать что-то новое, любознателен, самостоятелен, обладает аналитическим складом ума, креативен, абстрактен Аналитичность (по Б. Бейлзу) Исследовательские ценности Любит индивидуально, самостоятельно решать интеллектуальные задачи и получает от этого большое удовлетворение. В решении творческих задач проявляет аналитичность, яркую неповторимость и индивидуальность. В конфликте использует переговоры
Социальный тип. Коммуникабелен, социальная направленность в поведении, коллегиален в принятии решений, любит советоваться с другими людьми, дружелюбен. Находит сходство во внешне, казалось бы, несовместимых вещах. Учитывает разные мнения, взгляды, стремится к нормативности, идеальным решениям, человеческим ценностям, синтезу, может через конфликт решать определенные задачи. Любит динамику изменений, сензи-тивен. Зависим, проявляет зачастую пассивность в деятельности, привлекает на помощь других людей. Большое желание быть любимым, меньше любить других, развито целеполагание, в неструктурированных ситуациях проявляет хорошую ориентацию. Помогает людям, добрый, заботливый, сдержанный. Проявляет милосердие, сострадание, сочувствие, мудрость, кротость, бескорыстие, нравственность. В поведении миролюбив, терпелив и прост в общении. Это учитель, врач, психолог, психотерапевт, психиатр, священник Родитель воспитывающий (РВ) - это эго-со-стояние родителя, показывающее, как человек ведет себя, воспитывая, заботясь и помогая другим. Это ласковый, опекающий родитель. Стремится к духовным человеческим ценностям. В поведении проявляет помощь другим людям, доброту, заботу, сдержанность, милосердие, сострадание, сочувствие, мудрость, кротость, бескорыстие, нравственность. Эмпатичен, миролюбив, терпелив. В поведении дружелюбен Дружелюбность (по Б. Бейлзу) Духовные ценности Стремится к идеальным решениям, духовным человеческим ценностям. Душевно теплый человек. В поведении проявляет помощь другим людям, доброту, заботу, сдержанность, милосердие, сострадание, сочувствие, мудрость, кротость, бескорыстие, нравственность. Эмпа-тичен, миролюбив, терпелив, прост в общении, дружелюбен. В конфликте часто использует сотрудничество
Реалистический тип. Любит конкретно-предметный труд, индивидуален, разбирается в математике. Точность, контроль, нормативность своих действий - это главное в поведении. В общении с людьми проявляет часто недружелюбие, индуктивен, эмпирик, опирается на факты и мнения экспертов. Хорошо решает реальные, конкретные задачи, может по ходу дела корректировать свою и чужую деятельность. Для него важны факты, результат, а не теория. Учитывает ресурсы, прагматичен, экономит средства. Стремится к приобретению материальных благ, вещей. Любит что-то изготовлять руками, мастерить. Результативный, импульсивный, целенаправленный, энергичный, мотивирующий людей на практическую деятельность. Это механик, электрик, инженер, агроном, садовод, шофер, столяр, плотник, мастер Родитель контролирующий (РК) - это эго-состо-яние родителя, показывающее, как человек ведет себя с целью контроля (как себя, так и других), управления, критики. В общении проявляет напористость и отстаивает свои интересы. Это авторитарный родитель Недружелюбность (по Б. Бейлзу) Материальные ценности Учитывает материальные ресурсы, прагматичен, экономит средства. Стремится к приобретению материальных благ, вещей. Любит что-то изготовлять руками, мастерить. Обладает практическим типом мышления. В конфликте часто использует соперничество
1 2 3
Артистический тип. Независим в поведении, индивидуален, креативен, импульсивен, энергичен, динамичен, проявляет доминирующую позицию в общении. Хороший импровизатор, эстетичен в деятельности, находит общее в различных вещах и явлениях. Любит динамику в окружающей среде. Спокойно относится к недоказательной аргументации, опирается на основополагающие принципы, к людям неравнодушен, в деятельности опирается на теорию, уверенно ведет себя в спорной ситуации, может инициировать творчество в группе. Это музыкант, художник, писатель, поэт, фотограф Дитя свободное (ДС) -проявляет свою индивидуальность, импульсивность, доминантность, непослушание, бунтарство, креативность, стремится к эстетичности Доминирование (по Б. Бейлзу) Эстетические ценности Хороший импровизатор, эстетичен. Проявляет творчество в художественной деятельности. Стремится к музыке, поэзии, изобразительному искусству. Может хорошо оценить красоту окружающего мира. В конфликте часто использует избегание
Конвенциальный тип. Предпочитает четко структурированную деятельность, социален, в поведении стремится к подчинению, признает социальные нормы в поведении и работе, любимые занятия -это канцелярия, делопроизводство, имеет математические способности. Любит технологическую, структурированную деятельность. Больше методолог, чем теоретик. В работе использует апробированные методики, строго соблюдает последовательность выполнения этапов в деятельности. Дисциплинирован, системен в работе, любит контролировать свою и чужую работу, нормативен. Это юрист, экономист, технолог, программист Дитя адаптивное (ДА) -стремится к выполнению правил и социальных требований, проявляет позицию подчинения, ведет себя в соответствии с требованиями взрослых. Нормативен, проявляет конформизм, но может быть и самостоятельным не по годам Подчинение (по Б. Бейлзу) Нормативные ценности Признает социальные (в частности, конвенци-альные, юридические) нормы. Его любимые занятия - это канцелярия, делопроизводство, юриспруденция, экономические расчеты. Дисциплинирован, упорядочен, адаптивен, системен в работе. В конфликте часто использует приспособление
Измерение «духовности» реализуется на основе измерительного системно-базисного метода. Используя принцип семантической близости, можно спроектировать психологические характеристики ценностных ориентаций личности на ее базисные типы профессиональной направленности, на ее типы эго-состояний и поведения. Построим трехмерную типологию ценностных ориен-таций личности курсанта ВИПЭ ФСИН России и определим в ней место духовных ценностей, то есть духовности личности.
Типологический изоморфизм двух типологий (трехмерная базисная типологическая модель ценностей и трехмерная базисная типологическая модель «эго-со-стояний» личности), построенный на основе применения принципа семантической близости, позволяет выйти на доминирующее эго-состояние личности, обладающей духовными ценностями, и спроектировать его на соответствующую пиктограмму (условное схематическое выражение эмоций на лице) и, соответственно, составить физиогномический портрет курсанта. Результат этой проективной методики, конечно, должен перепроверяться с помощью других методов (например, наблюдений или тестовых (валидных, стандартизированных и репрезентативных) методик). Результаты вышеуказанного семантического соответ-
ствия нескольких типологий личности были занесены в таблицу (см. выше) [1]. Полная и упорядоченная типология личности, по Д. Голланду, является трехмерным базисом и состоит из трех одномерных базисов (артистический - конвенциальный, реалистический - социальный, интеллектуальный - предприимчивый) с единой дихотомией «индивидуальное - социальное».
Для измерительной оценки профессиональной направленности личности курсанта ВИПЭ ФСИН России и измерения его профиля ценностных ориентаций можно использовать авторский вариант тестовой базисной методики, который включает шесть типов личности, связанных с 18 диагностическими суждениями, которые оцениваются по симметрической дихотомической числовой шкале от -2 до +2 [2]. Создание отдельной тестовой методики для измерения профиля ценностных ориентаций личности курсанта не входило в задачу нашего исследования. Практика показывает, что определенный тип профессиональной направленности личности будет ярко проявляться в доминирующем типе эго-состояния и ориентации личности (см. таблицу) [2].
Доминирующая пиктограмма эго-состо-яния «Родитель воспитывающий» (душевно теплое, эмоциональное выражение лица) отображается на социальный тип личности
и соответствует духовному типу ценностей. Профили типов ценностных ориентаций личности можно представить в виде гексаграмм, где наличие определенной ценности будет обозначаться сплошной чертой, а отсутствие определенной ценности - разорванной. В итоге можно составить 64 профиля, состоящих из 64 гексаграмм, построить по 32 профиля духовных гекса-
грамм и 32 профиля бездуховных гексаграмм. Духовная позиция «Родителя воспитывающего», связанная с «социальным типом личности», как раз и направлена на «воспитание» (или формирование) духовности. Воспитатель должен быть прежде всего сам воспитан. Возможен смешанный тип, содержащий духовную направленность личности.
Щ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Никольская, А. С. Роль психологической культуры в формировании духовности личности / А. С. Никольская // Вестник Московского университета МВД России. - 2010. - № 5. - С. 38-42.
2. Малышев, К. Б. Системные описания типологий / К. Б. Малышев, О. А. Малышева. - Вологда : ВоГУ ; ВИПЭ ФСИН России, 2019. - 206 с. - ISВN 978-5-907205-42-0.
3. Оботурова, Н. С. Философско-антропологические основания методологии психотерапии осужденных : монография / Н. С. Оботурова, А. М. Чирков. - Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2019. - 186 с. - ISВN 978-5-94991-469-2.
4. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл ; под общей редакцией Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. - Москва : Прогресс, 1990. - 356 с. - ISВN 5-01-001606-0.
I REFERENCES
1. Nikol'skaya A. S. Rol' psihologicheskoj kul'tury v formirovanii duhovnosti lichnosti [The role of psychological culture in the formation of personality spirituality]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii - Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2010, no. 5, pp. 38-42. (In Russ.).
2. Malyshev K. B., Malysheva O. A. Sistemnye opisaniya tipologij [Typology System Descriptions]. Vologda, 2019. 206 p. (In Russ.).
3. Oboturova N. S., CHirkov A. M. Filosofsko-antropologicheskie osnovaniya metodologii psihoterapii osuzhdennyh [Philosophical and anthropological foundations of the methodology of psychotherapy of convicts]. Vologda, 2019. 186 p. (In Russ.).
4. Frankl V. CHelovekvpoiskahsmysla [Man in search of meaning]. Moscow, 1990. 356 p. (In Russ.).
DOI 10.24411/2686-9764-2020-00018 УДК 14:159.9.01:343.82
Идеи консерватизма в методологии юридической психологии
и психотерапии осужденных
С. В. КОВАЛЕВ - заместитель начальника ВИПЭ ФСИН России по кадрам;
А. М. ЧИРКОВ - профессор кафедры юридической психологии и педагогики психологического факультета ВИПЭ ФСИН России, доктор медицинских наук, действительный член Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности
Реферат
В статье обосновывается необходимость консервативного подхода к развитию теоретической базы методологии юридической психологии и психотерапии осужденных в ракурсе традиционных представлений о духовной сущности человека. Философско-антропологический анализ духовности актуализирует важность традиционных консервативных подходов к познанию духовной сферы человека, допускающих включение богословских парадигм и принципов в виде совокупности образцов экзегетики Священного Писания и других творений Церкви. Показана перспективность дальнейших исследований духовной сущности человека на основе междисциплинарного подхода, предполагающего диалог современной философии и научной психологии с богословием в контексте раскрытия сущности традиционных взглядов на понятие и достижение духовности. Рассмотрен сотериологический аспект духовности в трудах М. К. Мамардашвили, указывающего на необходимость личных усилий в достижении развития благодатной «бытийности» души. Раскры-