Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИИ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ: АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИИ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ: АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прокуратура / преступление / публичное обвинение / суд / зарубежный опыт / prosecutor's office / crime / public prosecution / court / foreign experience

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карягина Оксана Владимировна

Целью данной работы является комплексный анализ зарубежного опыта конституционно-правового регулирования функции уголовного преследования. Статья посвящена исследованию норм зарубежных нормативных правовых источников в части конституционно-правовой регламентации функции уголовного преследования. Осуществлен нормативно-правовой анализ конституционно-правовых практик отдельных зарубежных стран по закреплению функции уголовного преследования с целью их дальнейшей унификации и использования в качестве зарубежного опыта. Научная новизна исследования заключается в анализе законодательства зарубежных стран относительно определения функции уголовного преследования, в определении прокурора как основного субъекта уголовного преследования. Так, в работе рассмотрен механизм имплементации международных норм об уголовном преследовании во внутригосударственное законодательство некоторых стран, позволяющее определить общие черты и различия в закреплении данной функции. Практическая значимость данного исследования заключается в том, что вопрос о функциональном направлении прокурорской деятельности в виде уголовного преследования продолжает оставаться одним из наиболее дискуссионных в отечественной юридической науке. На основе рассмотренных норм законодательства зарубежных стран обосновано и доказано, что прокуратура является основным субъектом осуществления уголовного преследования, что должно найти своё нормативное закрепление в национальном законодательстве с целью имплементации норм международного права и четкого закрепления функций рассматриваемого государственного органа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION OF THE FUNCTION OF CRIMINAL PROSECUTION: ANALYSIS OF FOREIGN EXPERIENCE

The purpose of this work is a comprehensive analysis of the foreign experience of constitutional and legal regulation of the function of criminal prosecution. The article is devoted to the study of the norms of foreign normative legal sources, in terms of the constitutional and legal regulation of the function of criminal prosecution. The normative and legal analysis of the constitutional and legal practices of individual foreign countries to consolidate the function of criminal prosecution in order to further unify them and use them as foreign experience has been carried out. The scientific novelty of the research lies in the analysis of the legislation of foreign countries regarding the definition of the function of criminal prosecution, the definition of the prosecutor as the main subject of criminal prosecution. Thus, the paper considers the mechanism of implementation of international norms on criminal prosecution into the domestic legislation of some countries, which allows us to identify common features and differences in the consolidation of this function. The practical significance of this study lies in the fact that the question of the functional direction of prosecutorial activity in the form of criminal prosecution continues to be one of the most controversial in Russian legal science. On the basis of the considered norms of the legislation of foreign countries, it is substantiated and proved that the prosecutor's office is the main subject of criminal prosecution, which should find its normative consolidation in national legislation in order to implement the norms of international law and clearly consolidate the functions of the state body in question.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИИ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ: АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА»

Научная статья УДК 341

ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА КАРЯГИНА

Кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права и процесса, ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики», г. Таганрог e-mail: o.karyagina@tmei.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИИ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ: АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

Аннотация. Целью данной работы является комплексный анализ зарубежного опыта конституционно -правового регулирования функции уголовного преследования.

Статья посвящена исследованию норм зарубежных нормативных правовых источников в части конституционно-правовой регламентации функции уголовного преследования. Осуществлен нормативно-правовой анализ конституционно-правовых практик отдельных зарубежных стран по закреплению функции уголовного преследования с целью их дальнейшей унификации и использования в качестве зарубежного опыта.

Научная новизна исследования заключается в анализе законодательства зарубежных стран относительно определения функции уголовного преследования, в определении прокурора как основного субъекта уголовного преследования. Так, в работе рассмотрен механизм имплементации международных норм об уголовном преследовании во внутригосударственное законодательство некоторых стран, позволяющее определить общие черты и различия в закреплении данной функции.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что вопрос о функциональном направлении прокурорской деятельности в виде уголовного преследования продолжает оставаться одним из наиболее дискуссионных в отечественной юридической науке.

На основе рассмотренных норм законодательства зарубежных стран обосновано и доказано, что прокуратура является основным субъектом осуществления уголовного преследования, что должно найти своё нормативное закрепление в национальном законодательстве с целью имплементации норм международного права и четкого закрепления функций рассматриваемого государственного органа.

Ключевые слова: прокуратура, преступление, публичное обвинение, суд, зарубежный опыт

Тематический рубрикатор e-Library: 10.87.89

OKSANA V.KARYAGINA

Candidate of Jurisprudence, Associate Professor, Professor of the Department of Criminal Law, Taganrog Institute of Management and Economics

DEFINITION OF THE FUNCTION OF CRIMINAL PROSECUTION: ANALYSIS OF FOREIGN EXPERIENCE

Abstract. The purpose of this work is a comprehensive analysis of the foreign experience of constitutional and legal regulation of the function of criminal prosecution. The article is devoted to the study of the norms of foreign normative legal sources, in terms of the constitutional and legal regulation of the function of criminal prosecution. The normative and legal analysis of the constitutional and legal practices of individual foreign countries to consolidate the function of criminal prosecution in order to further unify them and use them as foreign experience has been carried out. The scientific novelty of the research lies in the analysis of the legislation offoreign countries regarding the definition of the function of criminal prosecution, the definition of the prosecutor as the main subject of criminal prosecution. Thus, the paper considers the mechanism of implementation of international norms on criminal prosecution into the domestic legislation of some countries, which allows us to identify common features and differences in the consolidation of this function. The practical significance of this study lies in the fact that the question of the functional direction of prosecutorial activity in the form of criminal prosecution continues to be one of the most controversial in Russian legal science. On the basis of the considered norms of the legislation offoreign countries, it is substantiated and proved that the prosecutor's office is the main subject of criminal prosecution, which should find its normative consolidation in national legislation in order to implement the norms of international law and clearly consolidate the functions of the state body in question.

Keywords: prosecutor's office, crime, public prosecution, court, foreign experience

Анализ зарубежного нормативно-правового регулирования уголовного преследования требует необходимости уяснения общих правил установления объективной оценки опыта, имеющего-

ся в других странах, с целью последующего возможного заимствования их отдельных положений российским национальным уголовным судопроизводством.

© О.В. Карягина, 2024

Как справедливо отмечает К.Ф. Гуценко, «бездумное копирование положений, от которых где-то уже отказались из-за их неприемлемости, либо которые там дискредитировали себя, заведомо чревато созданием условий для повторения в российских условиях того, на чем «обожглись» в других странах» [2]. Это позволяет нам сделать вывод об исключении механического заимствования законотворческого материала зарубежных стран об организации и процессуальном обеспечении уголовного преследования в нашей стране. В данной статье мы проанализируем функцию прокурора как одного из субъектов, осуществляющих уголовное преследование в соответствии с нормами УПК РФ [22].

Действительно, как следует из анализа законодательства зарубежных стран, в большинстве из них прокуратура функционирует как орган, обеспечивающий уголовное преследование, и является стороной в судебном процессе. В этом отношении В.В. Стеценко отмечает, что уголовное преследование, поддержание государственного обвинения в суде, обжалование судебных решений - функции, общие для прокуроров многих стран [17, с. 234]. Речь идет преимущественно о правовых системах западных государств. Согласно им, прокуратура должна осуществлять только уголовное преследование и процессуальное руководство органами расследования, а также поддерживать государственное обвинение в суде [18, с. 45-46]. Более подробно об этом пишет В.А. Мико-ленков, отмечая, что в настоящее время на «правовой карте» мира в большинстве стран континентальной системы права прокуратура выступает преимущественно как орган уголовного преследования лиц, совершивших преступления, в поддержании публичного обвинения в суде, а также в надзоре за законностью предварительного расследования преступлений. Отсутствие в западных государствах общего надзора объясняется тем, что в развитых странах правом, правовой культурой пронизаны все структуры социального и государственного организма. Там уже создано гражданское общество, сформированы его регуляторы, в том числе стабильное законодательство, действуют правовые традиции уважения к закону и ответственности перед ним [14, с. 278].

Определение термина «уголовное преследование» содержится в рекомендательном законодательном акте - Модельном уголовно-процессуальном кодексе для государств-участников Содружества Независимых Государств, принятом Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств 17 февраля 1996 г. В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 10 данного акта «уголовное преследование» определено как процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения с целью установления деяния, запрещенного уголовным законом, и совершившего его лица, виновности последнего в совершении преступления, а также для обеспечения применения к такому лицу наказания или других принудительных мер [15]. Стороной обвинения являются органы, осуществляющие уголовное преследование, среди которых назван прокурор (п. 25, 26 ч. 1 ст. 10 названного акта). Как было отмечено, законодательству большинства зару-

бежных стран известен термин «уголовное преследование», определение которого предусматривается специальными законами или уголовно-процессуальными кодексами. Что касается основных законов, то данное понятие практически в большинстве конституций закрепляется в основном перечне функций и задач прокуратуры, будь то основная функция или рядом с другими функциональными нагрузками данного органа без закрепления его дефиниции.

Осуществляя рассмотрение данного вопроса, В.А. Миколенков заключает, что в тех государствах, где прокуратура является конституционным институтом, ее функции с большей или меньшей степенью конкретизации закрепляются обычно в основных законах. В большинстве случаев конституционный перечень функций не исчерпывающий и может быть дополнен в специальном законе. Лишь в некоторых случаях перечень носит исчерпывающий характер, хотя бы в отношении основных функций [14, с. 279]. Далее автор приводит пример комплексного подхода к определению функций прокуратуры в Законе Латвии «О прокуратуре», который закрепляет, кроме функции уголовного преследования, ряд других функций, таких как расследование преступлений, участие в законотворчестве [14, с. 281-282]. Следует отметить, что подобный подход к нормированию достаточно широкого круга функций прокуратуры содержат конституции ряда зарубежных стран.

Как основная функция прокуратуры, функция уголовного преследования закреплена в конституциях Италии, Ирландии. Так, в ст. 112 Конституции Итальянской Республики указано, что прокуратура обязана совершать уголовное преследование [4]. В ч. 3 ст. 30 Конституции Ирландии предусмотрено, что все преступления, подлежащие наказанию судом, образованным в соответствии со ст. 34 Конституции, не являющимся судом суммарной юрисдикции, должны от имени народа преследоваться Генеральным атторнеем или другим лицом, уполномоченным в соответствии с законом действовать в этих целях [5].

Наряду с другими функциями уголовное преследование содержится в основных законах Албании, Армении, Грузии, Литвы, Португалии, Азербайджана. Согласно ч. 1 ст. 148 Конституции Албании, прокуратура совершает уголовное преследование, а также представляет государственное обвинение в суде. Прокуратура осуществляет и другие полномочия, определенные законом. В п. 1 ч. 2 ст. 103 Конституции Армении указано, что прокуратура Республики Армения нарушает в предусмотренных законом случаях и порядке уголовное преследование [6].

Закрепление уголовного преследования с его терминологической привязкой к общеправовому принципу законности содержится в ч. 1 ст. 219 «Функции и статус» Конституции Португальской Республики: «В компетенцию прокуратуры входят представительство государства и защита интересов, определяемых законом, а также, с соблюдением положений следующего пункта, и, согласно закону, участие в проведении политики, определяемой органами государственной власти в сфере борьбы с уголовными преступлениями и их профилактики, совершение уголовного преследования, основанного

на принципе законности, и защита демократической законности» [8].

Через категорию «возбуждение уголовного дела» реализовано конституционно-правовое закрепление функции уголовного преследования в Конституции Азербайджанской Республики. В ч. 1 ст. 133 указано, что прокуратура Азербайджанской Республики в порядке, предусмотренном законом, осуществляет надзор за точным и однообразным исполнением и применением законов; в предусмотренных законом случаях возбуждает уголовные дела и ведет следствие; поддерживает в суде государственное обвинение; вносит протесты на решение суда [9].

Такая ситуация в аспекте анализа конституционно-правовых норм, когда функция уголовного преследования лишь отмечается, без определения ее основных признаков, является оправданной, поскольку содержание функции или задачи могут изменяться, и конституционное закрепление ее определения будет только ограничивать деятельность органа. Ведь, как показывает практика законотворчества, если явление государственно-правового порядка сложное, то с меньшей вероятностью можно выразить его основные характеристики в нормах конституций. В таком случае подобные определения будут приобретать характер определенного общего ориентирования.

Конституции Румынии, Словакии, Нидерландов, Норвегии, Японии и других государств вообще не содержат какого-либо перечня функций прокуратуры. Так, в Конституции Румынии, где отдельный раздел посвящен органам прокуратуры, лишь в ч. 1 ст. 130 предусмотрено, что в судебной деятельности прокуратура представляет общие интересы общества и защищает правопорядок, а также права и свободы граждан [8]. Подобные подходы не позволяют в полной мере определить общие и необходимые признаки данного органа, выступающего конституционным институтом. По данному вопросу справедлива позиция А.И. Палюха, который делает вывод о целесообразности четкого указания функции уголовного преследования, поскольку участникам уголовного процесса, в отношении которых фактически реализуется функция уголовного преследования, нет особого смысла вникать в тонкости теоретических определений, споров по поводу понятия и содержания этой функции, а они нуждаются в ее соответствующем нормировании [16, с. 23].

Согласно Конституции Республики Молдовы, в ч. 1 ст. 124 закреплена основная функция прокуратуры - осуществление общего надзора. Основной закон Молдовы не оперирует понятием «уголовное преследование», однако в ст. 5 Закона «О прокуратуре» от 25 февраля 2016 года определено, что прокуратура в соответствии с законом руководит уголовным преследованием и осуществляет его, представляет обвинения в судебной инстанции [10]. Подобная ситуация отражена в ст. 110, 111 Конституции Туркменистана [11]. Что касается закона этого государства, которым регламентировано функционирование органов прокуратуры, то в нем предусмотрено осуществление органами прокуратуры в случаях, определенных законом, расследование преступлений и привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших

преступления (п. 5 ч. 2 ст. 3 Закона) [19, с. 53], что фактически и является уголовным преследованием.

Закрепление основной функцией прокуратуры осуществления уголовного преследования содержится в законе Польши «О прокуратуре» от 28 января 2016 года, где в ст. 2 определено, что прокуратура выполняет задачи в области преследования за преступления и обеспечивает верховенство закона [13].

Целесообразно отдельно остановиться на опыте нормативно-правового регулирования функции уголовного преследования по законодательству Казахстана. В соответствии с ч. 1 ст. 83 Конституции Казахстана прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за точным и одинаковым применением законов, указов Президента Республики Казахстан и других нормативно-правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства, принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, а также опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики. Прокуратура представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и границах, установленных законом, совершает уголовное преследование.

Таким образом, на конституционном уровне, наряду с надзорной функцией, как основная определена функция уголовного преследования. Логичным продолжением нормативного закрепления указанного конституционного положения должна выступать его реализация правовыми средствами на законодательном уровне. Так, в действующем Законе Республики Казахстан «О прокуратуре» от 30 июня 2017 года № 81-УГ уголовному преследованию посвящена отдельная статья, согласно которой прокуратура от имени государства совершает уголовное преследование в соответствии с уголовным, уголовно-процессуальным законодательством (ст. 19). Данная статья содержится в главе 3 Закона под названием «Представительство интересов государства в суде и уголовное преследование», что кажется не совсем логичным, ведь уголовное преследование поддерживает государственное обвинение в суде. Более того, даже если представительство интересов государства в суде воспринимать как форму совершения уголовного преследования, все равно уголовное преследование будет предшествовать во времени. Более правильно функция уголовного преследования была закреплена в предыдущей редакции Закона Республики Казахстан «О прокуратуре» от 21 декабря 1995 г. № 2709. Для ее нормирования была предусмотрена отдельная глава 10 «Уголовное преследование», где урегулировался весь комплекс вопросов, связанных с регламентацией данной функции, что выглядело логичным и соответствующим правилам юридической техники [2, с. 16].

Интересен опыт Азербайджана в регулировании вопросов, являющихся предметом данного исследования. Как было отмечено, в Основном законе этого государства не предусмотрена функция прокуратуры по уголовному преследованию. В ст. 4 Закона Азербайджанской Республики от 7 декабря 1999

года, фактически повторяющей конституционное положение, закреплено, что прокуратура в предусмотренных законом случаях и порядке возбуждает уголовное дело и осуществляет предварительное следствие. А уже согласно части второй ст. 17 настоящего Закона, с целью обеспечения ведения уголовного преследования прокуратура осуществляет процессуальное руководство предварительным расследованием по уголовному делу, надзор за исполнением и применением законов, изучает и обобщает состояние исполнения законодательных актов в данной сфере [9].

Определение понятия «уголовное преследование» содержится в уголовно-процессуальных кодексах зарубежных стран, что объясняется, прежде всего, тем, что уголовное преследование является процессуальным правовым институтом и используется для обозначения именно процессуальных правовых явлений. Даже там, где данная функция не определена нормативно, по анализу полномочий прокурора, предусмотренных уголовно-процессуальными кодексами, можно сделать логический вывод о фактически нормативном наличии данной важной функции. Так, в Конституции Белоруссии уголовное преследование не предусмотрено в виде функции прокуратуры. Этот акт оперирует категорией надзора (ст. 125). Однако определение функции уголовного преследования с указанием субъектов, его осуществляющих, содержится в п. 48 ч. 1 ст. 6 УПК Республики Беларусь [4, с. 37-38].

Согласно проведенному анализу, следует сделать вывод об однозначном отнесении прокурора к категории субъектов, совершающих уголовное преследование. Историческая принадлежность этой дея-

тельности прокуратуре позволяет рассматривать уголовное преследование как критерий в конструировании различных моделей прокурорской деятельности, отдельно выделяя прокуратуру как традиционно или исключительно занимающуюся уголовным преследованием [1, с. 24]. Так, например, во Франции, согласно статье 40-1 Уголовно-процессуального кодекса, если прокурор считает, что факты, доведенные до его сведения, содержат признаки преступления, то он, реализуя функцию уголовного преследования, решает: 1) начать уголовное преследование; 2) ввести альтернативную процедуру уголовного преследования; 3) оставить без движения процедуру уголовного преследования [20].

Исходя из анализа соответствующих норм Уголовно-процессуального кодекса Германии, только прокурор имеет право объявить публичное обвинение (§152(1)). Если законом не установлено иное, то прокуратура обязана организовать преследование всех преступных деяний, подлежащих преследованию, при наличии достаточных фактических оснований (§152(2)). В соответствии с §153 (а-!} прокуратура может отказаться по разным основаниям от публичного обвинения или приостановить производство по делу по основанию, предусмотренному §154 © Кодекса [21].

Таким образом, правовые системы зарубежных стран мира по-разному регламентируют осуществляемую прокуратурой функцию уголовного преследования, однако несмотря на определенные отличия относительно содержательных аспектов нормирования данной функции, общим является то, что данная категория известна и употребляется в законодательстве большинства зарубежных стран.

СПИСОК ИСТО ЧНИКОВ:

1. Воронин О.В. Прокурорское уголовное преследование на разных стадиях и производствах отечественного уголовного процесса / О.В. Воронин. - Текст: непосредственный // Вестник Томского государственного университета. - 2022. - №1 (7). - С. 24-32.

2. Гуценко К.Ф. Уголовный процесс западных государств: учеб. пособие / К.Ф. Гуценко, Л.В. Головко, Б.А. Филимонов ; под ред. Гуценко К.Ф. - 2-е изд. - Москва, 2002. - Текст: непосредственный.

3. Костенко Н.И. Место прокуратуры в государственном механизме / Н.И. Костенко. - Текст: непосредственный // Государство и право. - 2021. - № 11. - С. 12-22.

4. Конституция Итальянской Республики. - Текст : электронный. - URL: https://legalns.com/download/books/cons/italy.pdf

5. Конституция Ирландии. - Текст : электронный. - URL: https://legalns.com/download/books/cons/ireland.pdf

6. Конституция Армении. - Текст : электронный. - URL: https://www.president.am/ru/constitution-2015.

7. Конституция Португальской Республики. - Текст : электронный. - URL: https://legalns.com/download/books/cons/portugal.pdf

8. Конституция Румынии. - Текст : электронный. - URL: https://legalns.com/download/books/cons/romania.pdf

9. Конституция Азербайджанской Республики. - Текст : электронный. - URL: https://president.az/ru/pages/view/azerbaijan/constitution

10. Конституция Республики Молдовы. - Текст : электронный. - URL: https://legalns.com/download/books/cons/moldova.pdf

11. Конституция Туркменистана. - Текст : электронный. - URL: https://www.turkmenistan.gov.tm/ru/post/27017/konstitutsiya.

12. Конституция Республики Польши. - Текст : электронный. - URL: https://legalns.com/download/books/cons/poland.pdf

13. Международно-правовые стандарты в уголовной юстиции Российской Федерации : научно-практическое пособие. - Москва: Анкил, 2021. - 312 с. - Текст: непосредственный.

14. Миколенков В.А. Модернизация конституционно-правового статуса прокуратуры в европейских странах: сравнительно-правовой анализ / В.А. Миколенков. - Текст: непосредственный // Актуальные проблемы политики. - 2021. - № 58. - С. 276-285.

15. Модельный Уголовно-процессуальный кодекс для государств-участников СНГ (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 17 февраля 1996 г.) - Текст: электронный. -URL: https://base.garant.ru/2566935/

16. Палюх А.И. Участие прокурора в доказывании при досудебном расследовании / А.И. Палюх. - Москва : Проспект, 2022. - 260 с. - Текст: непосредственный.

17. Стеценко В.В. Реформа прокуратуры: хронология функциональных изменений / В.В. Стеценко. - Текст: непосредственный // Форум права. - 2021. - № 1. - С. 233-240.

18. Точиловский В.Н. О концепции прокурорской власти: трудности и перспективы / В.Н. Точиловский. -Текст: непосредственный // Правовед. - 2020. - № 9. - С. 39-47.

19. Чурилов А.В. Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора / А.В. Чурилов. - Москва : ИНФРА-М, 2020. - 89 с. - Текст: непосредственный.

20. Уголовно-процессуальный кодекс Франции. - Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2004. - 411 с. -Текст: непосредственный.

21. Уголовно-процессуальный кодекс Федеративной Республики Германия. - Текст : электронный. - URL: https://publishup.uni-potsdam.de/opus4-ubp/frontdoor/deliver/index/docId/6039/file/sdrs02.pdf

22. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : УПК : ФЗ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 29.05.2024). - Текст: непосредственный // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (ч.1). - Ст. 492.

REFERENCES

1. Voronin O.V. Prokurorskoe ugolovnoe presledovanie na raznyh stadiyah i proizvodstvah otechestvennogo ugolovnogo processa [Prosecutorial criminal prosecution at different stages and productions of the domestic criminal process]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. = Bulletin of Tomsk State University, 2022, no. 1 (7), pp. 24-32. (In Russ.)

2. Gucenko K.F., Golovko L.V., Filimonov B.A. Ugolovnyj process zapadnyh gosudarstv [Criminal proceedings of Western States]. Moscow, 2002. (In Russ.)

3. Kostenko N.I. Mesto prokuratury v gosudarstvennom mekhanizme / N.I. Kostenko [The place of the Prosecutor's Office in the Gosudarstvo i pravo state mechanism]. Gosudarstvo Ipravo = State and law, 2021, no. 11, pp. 12-22. (In Russ.)

4. Konstituciya Ital'yanskoj Respubliki [The Constitution of the Italian Republic]. Available at: https://legalns.com/download/books/cons/italy.pdf

5. Konstituciya Irlandii [The Constitution of Ireland]. Available at: https://legalns.com/download/books/cons/ireland.pdf

6. Konstituciya Armenii [The Constitution of Armenia]. Available at: https://www.president.am/ru/constitution-2015.

7. Konstituciya Portugal'skoj Respubliki [The Constitution of the Portuguese Republic]. Available at: https ://legalns.com/download/books/cons/portugal. pdf

8. Konstituciya Rumynii [The Constitution of Romania]. Available at: https://legalns.com/download/books/cons/romania.pdf

9. Konstituciya Azerbajdzhanskoj Respubliki [The Constitution of the Republic of Azerbaijan]. Available at: https://president.az/ru/pages/view/azerbaijan/constitution

10. Konstituciya Respubliki Moldovy [The Constitution of the Republic of Moldova]. Available at: https://legalns.com/download/books/cons/moldova.pdf

11. Konstituciya Turkmenistana [The Constitution of Turkmenistan]. Available at: https://www.turkmenistan.gov.tm/ru/post/27017/konstitutsiya.

12. Konstituciya Respubliki Pol'shi [The Constitution of the Republic of Poland]. Available at: https://legalns.com/download/books/cons/poland.pdf

13. Mezhdunarodno-pravovye standarty v ugolovnoj yusticii Rossijskoj Federacii [International legal standards in criminal justice of the Russian Federation]. Moscow, 2021, 312 p. (In Russ.)

14. Mikolenkov V.A. Modernizaciya konstitucionno-pravovogo statusa prokuratury v evropejskih stranah: sravnitel'no-pravovoj analiz [Participation of the prosecutor in proving during the pre-trial investigation]. Aktual'nye problemy politiki = Current policy issues, 2021, no. 58, pp. 276-285. (In Russ.)

15. Model'nyj Ugolovno-processual'nyj kodeks dlya gosudarstv-uchastnikov SNG (prinyat postanovleniem Mezhparlamentskoj Assamblei gosudarstv-uchastnikov SNG ot 17 fevralya 1996 g.) [The Model Code of Criminal Procedure for the CIS member States (adopted by the resolution of the Interparliamentary Assembly of the CIS Member States on February 17, 1996)]. Available at: https://base.garant.ru/2566935/

16. Palyuh A.I. Uchastie prokurora v dokazyvanii pri dosudebnom rassledovanii [Participation of the prosecutor in proving during the pre-trial investigation]. Moscow, 2022, 260 p. (In Russ.)

17. Stecenko V.V. Reforma prokuratury: hronologiya funkcional'nyh izmenenij. [The reform of the Prosecutor's Office: a chronology of functional changes]. Forumprava = Forum of Law, 2021, no. 1, pp. 233-240. (In Russ.)

18. Tochilovskij V.N. O koncepcii prokurorskoj vlasti: trudnosti i perspektivy [On the concept of prosecutorial power: difficulties and prospects]. Pravoved = Lawyer, 2020, no. 9, pp. 39-47. (In Russ.)

19. Churilov A.V. Zashchita prav i svobod cheloveka i grazhdanina sredstvami prokurorskogo nadzora [Protection of human and civil rights and freedoms by means of prosecutorial supervision]. Moscow, 2020, 89 p. (In Russ.)

20. Ugolovno-processual'nyj kodeks Francii [The French Code of Criminal Procedure]. Sankt-Peterburg, 2004, 411 p. (In Russ.)

21. Ugolovno-processual'nyj kodeks Federativnoj Respubliki Germaniya [The Criminal Procedure Code of the Federal Republic of Germany]. Available at: https://publishup.uni-potsdam.de/opus4-ubp/frontdoor/deliver/index/docId/6039/file/sdrs02.pdf

22. Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 18.12.2001 no. 174-FZ (red. ot 29.05.2024) [Criminal Procedure Code of the Russian Federation no. 174-FZ dated 12/18/2001 (as amended on 05/29/2024)]. Sobranie zakonodatel'stva RF-Collection of legislation of the Russian Federation, 2001, no. 52 (ch.1), p. 492. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 25.06.2024; одобрена после рецензирования 28.08.2024; принята к публикации 30.09.2024. The

article was submitted 25.06.2024; approved after reviewing 28.08.2024; accepted for publication 30.09.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.