УДК 37.0
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОСТНОГО ПОДХОДА
Мезенцева Анна Эмильевна.
Россия, г. Новосибирск, лицей № 130 имени академика Лаврентьева, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, [email protected].
Аннотация. В статье дан анализ подходов к определению понятий компетенция и компетентность. Автор размышляет о современных проблемах школьного образования, определяя компетентностный подход наиболее рациональным, с точки зрения поиска фундаментальных целей школьного образования.
Ключевые слова: компетенции, компетентность, фундаментальные цели образования, ключевые компетенции.
DETERMINATION OF THE FUNDAMENTAL GOALS OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE COMPETENCY-BASED APPROACH
Mezentseva Anna.
Russia, Novosibirsk, Lyceum No. 130 named after Academician Lavrentiev, primary school teacher of the highest qualification category.
Absrtact. The article gives an analysis of defining the concepts of competency and competence. The modern problems of school education and determining the competence-based approach are covered.
Key words: competences, competence, fundamental goals of education, key competences.
12 октября 2015 года в «Новой газете» был опубликован «Манифест гуманистической педагогики», авторами которого стали известные в педагогических кругах деятели: Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», Александр Асмолов, академик, заведующий кафедрой психологии личности МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Федерального института развития образования, Александр Архангельский, писатель, литературовед, профессор Высшей школы экономики, Игорь Реморенко, ректор МГПУ. В данных материалах представлены идеи, которые могут стать основой для развития современного образования в России.
Авторы обсуждаемой статьи считают, что сегодня образование не решает задач, которые выдвигает современность и утверждают, что «...мир меняется быстро. Школа меняется медленно», обращаясь к широкой общественности,
учёные формулируют новую задачу школы - научить учиться всю жизнь, формируя ключевые компетенции [2]. На наш взгляд, данная позиция должна привести к изменению образовательных технологий, в том числе и тех, что применяются в начальной школе.
В документах ЮНЕСКО формулируется созвучный данному посылу подход к определению ключевых компетенций, соответствующий пониманию фундаментальных целей образования, а именно: научить получать знания (учить учиться); научить работать и зарабатывать (учение для труда); научить жить (учение для бытия); научить жить вместе (учение для совместной жизни).
При этом вопрос относительно выделения ключевых компетенций остаётся открытым и обсуждаемым (их количество у различных авторов варьируется от 3 до 140). Кроме того, расходятся мнения ученых относительно соотношения данных категорий, их классификации и видов. И не смотря на большое количество проведенных исследований, до сих пор отсутствует однозначная трактовка понятий «компетенция» и «компетентность».
Кондурар М.В. понятие компетенция [1, с.190] определяет как свойство личности, потенциальную способность индивида справляться с различными задачами, как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности.
В свою очередь, компетентность - это процесс деенаправленного взаимодействия знаний, способностей и субъектных свойств личности для достижения целей в пределах заданной компетенции, определяемая вместе с компетенцией и оцениваемая по критериям достижения целей, задаваемым компетенцией.
Можно сделать вывод, что компетенция и компетентность, безусловно, связаны друг с другом, причем уровень компетентности зависит от её соответствия требованиям компетенции. Компетенция определяется как некая конечная цель (результат), а компетентность формируется в процессе обучения и реализуется и развивается в деятельности.
Традиционный подход к определению целей образования заключается в концентрации на непосредственных результатах обучения - усвоении сведений, понятий и т.д. Эти результаты могут и не иметь особой ценности для учеников, в том случае, цели учащихся могут концентрироваться на достижении некоторых формальных показателей (отметка, медаль, способность сдать экзамен и т.д.).
Компетентностный подход к определению фундаментальных целей школьного образования, заключаются в следующем:
- научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками;
- научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы;
- научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни -экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы;
- научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения;
- научить решать проблемы, общие для различных видов деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.).
Опираясь на вышеперечисленные характеристики, можно дать определение ключевых компетенций применительно к школьному образованию, которые понимаются, как способность обучающихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных проблем. В контексте такого понимания ключевых компетенций, речь идет о способности действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности; осуществлять действия в таких ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений, уточнении условий, поиске способов решения задачи, самостоятельной оценке полученных результатов (имеется в виду решение проблем, актуальных для школьников).
С точки зрения данной позиции, ключевыми образовательными компетенциями нами определены следующие:
1. Ценностно-смысловые компетенции (способность обучающегося видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, принимать решения).
2. Общекультурные компетенции (овладение познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, в основах жизни человека и человечества, в основах семейных, социальных, общественных явлений и традиций. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира).
3. Учебно-познавательные компетенции (способность организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно -познавательной деятельности).
4. Информационные компетенции (способность самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее).
5. Коммуникативные компетенции (включают знание необходимых языков, овладение способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе).
6. Социально-трудовые компетенции (владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности).
7. Компетенции личностного самосовершенствования (забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности).
Если в качестве фундаментальных целей школьного образования рассматривать формирование у школьников ключевых компетенций (что кажется нам вполне обоснованным), то следует иметь в виду, что эти цели достигаются не только при изучении учебных предметов, но и «через» всю организацию школьной жизни, «через» её связь с другими значимыми сторонами жизни школьников. С этой точки зрения образовательный процесс не может быть ограничен только учебной деятельностью, он включает в себя и дополнительное образование детей, и их социально-творческую деятельность, и практику повседневной школьной жизни.
Библиографический список:
1. Кондурар М.В. Понятия компетенция и компетентность в образовании // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. №1 С.189-192
2. Гумманистическая педагогика: XXI век. // Электронное периодическое издание «Новая газета»: - 2015. - № 112 [Электронный ресурс]. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2015/10/11/65959-gumanisticheskaya-pedagogika-xxi-vek (дата обращения: 28.04.2017).