УДК 372.853
Е. А. Сулейманян, И. А. Иродова
Формирование учебных компетенций у учащихся при обучении физике в средней школе
В статье рассмотрены проблемы формирования учебных компетенций у учащихся средней школы, отражена специфика реализации компетентностного подхода в процессе обучения физике. Проанализированы возможности использования активных методов обучения и системно-деятельностного подхода на примере организации занятий по решению школьных физических задач.
Ключевые слова: компетентностный подход в средней школе, учебные компетенции, решение школьных физических задач.
E. A. Suleymanyan, I. A. Irodova
Formation of Pupils' Educational Competences at Training Physics in High School
In the article problems of formation of pupils' educational competences in high school are considered, specificity of realization of a competence-based approach in the course of training Physics is reflected. Possibilities to use active methods of training and a system-activity approach on the example of the organization of classes on solving school physical tasks are analysed.
Keywords: a competence-based approach in high school, educational competences, solution of school physical tasks.
С наступлением второго десятилетия XXI века в нашей стране происходит ряд глубинных изменений: активнее работают рыночные механизмы в обществе, возросла мобильность людей, появились новые профессии, изменились требования к ним, так как они стали более интегрированными, менее специализированными [6]. Это обусловило смену образовательной модели «образование на всю жизнь» на модель «образование в течение всей жизни». Неотъемлемой составляющей новой модели стала идея непрерывного образования. Это диктует необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределённости, личности творческой, ответственной, стрессоустойчивой, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности.
В результате меняются цели образования, теоретические по сути и энциклопедические по широте знания, которые долгое время были целью образовательного процесса, теперь становятся средством. Это четко показывает основной вектор изменений, происходящих в современном школьном образовании.
Комплекс способов деятельности, полученных в разных предметных областях на разных возрастных этапах, должен привести к формированию у выпускника средней школы обобщенных способов деятельности, результатом кото-
рых является не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных, в том числе и в реальных, проблемных ситуациях. Эти обобщенные способы деятельности можно назвать компетентностями [6]. Компетентность - это способность действовать в ситуации неопределённости [10].
Однако общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях. Цель школы - формирование ключевых компетенций [10]. Ключевые компетенции -это такие компетенции, которые необходимы всем индивидуумам для личной реализации и развития, активного гражданства, социальной включенности и занятости. Компетенция (лат. еотре1епИа - круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом), с точки зрения А.В. Хуторского, - совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [16].
Образовательные компетенции обусловлены личностно-деятельным подходом к образованию, так как относятся исключительно к личности ученика и только к тем видам деятельности, ко-
© Сулейманян Е. А., Иродова И. А., 2013
торые охватывают основные образовательные целей образования и основных видов деятельно-области и учебные предметы. А.В. Хуторской сти ученика [16] (табл. 1). выделяет семь ключевых компетенций, исходя из
Таблица 1
Ключевые компетенции по классификации А.В. Хуторского_
Виды компетенций Целевая установка
ценностно-смысловая нравственное воспитание личности, формирование мировоззренческих установок
общекультурная расширение кругозора, приобщение к нормам общества
учебно-познавательная познавательная деятельность, применение ЗУН на практике, развитие умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии; воображения, творческих способностей; формирование исследовательских умений
информационная формирование умений работать с информацией
коммуникативная воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности
социально-трудовая формирование осознанного творческого отношения к труду, развитие профессиональных качеств
личностная формирование личных качеств, развитие рефлексии, саморегуляции
Понятие «учебные компетенции» появилось в отечественной психолого-педагогической литературе сравнительно недавно, ещё в конце XX века использовались понятия «умение учиться» и «учебная деятельность» как важные качества учащихся. В учебной деятельности компетенции приобретают несколько иное значение, связанное с умением учащихся добывать знания, систематизировать их, формировать необходимые навыки и умения, которые позволят перейти в результате к учебно-профессиональной и трудовой деятельности. Как отмечает В.И. Байденко, приобретение необходимых компетенций в ходе обучения должно стать результатом образования [2].
С 2010 года в общеобразовательных школах России вводится федеральный государственный образовательный стандарт. В основу стандарта положены новые принципы его построения, представляющие собой совокупность трех систем требований - к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации. В качестве методологической основы разработки стандарта заложен системно-деятельностный подход [15]. У современного школьника должна быть сформирована компетентность по обновлению компетенций, т.е. формирование внутреннего ресурса человека по постоянному освоению, обновлению новых компетенций - в этом новая методологическая установка стандарта. Научить ребенка ориентироваться в очень сложном и постоянно изменяющемся мире - задача стандарта.
В концепции госстандартов образовательные результаты понимаются как достижения обще-
культурного, познавательного и личностного развития учащегося. Именно поэтому ключевой компетенцией следует считать умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования других компетенций, целостной картины мира.
Выделим учебные компетенции, учитывая то, что понимается под «умением учиться» как важным новообразованием обучающегося, которое не прекращает своего развития в дальнейшем, а совершенствуется и позволяет усваивать новые знания, навыки и умения. Таким образом, учебная деятельность - это особым образом организованная педагогом познавательная деятельность обучаемого, в результате которой он сможет сформировать все необходимые ему знания, умения, навыки. Соответственно, учебные компетенции (универсальные учебные действия) -это специально формируемые компетенции учащегося для того, чтобы учащийся, обучаясь, изменял самого себя.
Виды универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов):
* личностные;
* регулятивные;
* познавательные;
* коммуникативные [13].
Формирование учебных компетенций в общеобразовательной школе может осуществляться
через образовательные задания-ситуации, характерными особенностями которых являются:
* «примерка» определённых социальных ролей в созданной ситуации;
* создание ситуации, приближенной к реальной жизни, в которой необходимы практические действия и принятие решения;
* задания-ситуации, отличающиеся надпред-метностью, эмоциональной насыщенностью [8].
Выполнение таких заданий-ситуаций может быть определено как деятельность по самоизменению, саморазвитию, а в качестве предмета рассматривается опыт самих учащихся, который образуется в учении путем присвоения социального опыта.
Данный подход к определению ключевых компетенций соответствует пониманию фундаментальных целей образования в материалах ЮНЕСКО, сформулированных в докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жаком Делором:
* научить получать знания (учить учиться);
* научить работать и зарабатывать (учение для труда);
* научить жить (учение для бытия);
* научить жить вместе (учение для совместной жизни).
Таким образом, учебные компетенции, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося.
Современная школа согласно ФГОС «создаёт условия для формирования свободных, творческих, критически мыслящих личностей, способных осознавать и развивать свои способности, находить своё место, быть востребованными в жизни» [12]. В связи с этим в физике как науке о природе в целом повышается воспитательная функция, формирующая интерес к обучению, основанная на мотивации и рефлексии, создании личностно-ориентированного обучения. Освоение обучающимся учебной деятельности - это один из компонентов системы формирования личности.
В сложившейся у нас системе образования зачастую доминирует обезличенный подход к обучающимся. То, что называется образованием, не более чем накапливание информации с опорой на вторичную функцию мозга - память, в то время как его основной функцией является мышление. В процессе обучения физике мы чаще всего 80
связываем мышление с решением задач, которые предполагают точный ответ. Он может быть либо верный, либо неверный, однако, сам ответ и его форма нередко значат для ученика и учителя больше, чем способ его получения, чем логические рассуждения на пути к нему, что фактически обесценивает мыслительный процесс [1].
К сожалению, в традиционной школе учащиеся очень быстро усваивают, что на уроке главное - правильные ответы, а не то, как они были получены. Здесь основными источниками правильных ответов являются учитель и учебник. С каждым годом обучения у учащихся это представление только укрепляется. А когда в старших классах ученики сталкиваются с заданиями, где ответ приблизительный или точно не определен, теряются, отказываются размышлять над полученным ответом, делать выводы. «Процесс постановки ... поиска ... реализации наилучших решений, - по словам американского ученого У. Глассера, - и есть подлинный процесс демократического образования. Развитая память еще не есть образованность, точная информация еще не есть знания. Определенность и механическое зазубривание, запоминание - враги живой мысли, они убивают творчество и сводят на нет оригинальность мышления» [1].
Поэтому основным показателем качества в модернизации современного образования является компетентность, которая характеризует умение школьника мобилизовать в конкретной ситуации все полученные знания и опыт. К концу обучения в школе в соответствии с компе-тентностным подходом обучающийся должен овладеть учебными компетенциями, которые помогут ему сделать профессиональный выбор и стать квалифицированным специалистом.
Спецификой компетентностного подхода является то, что усваивается не «готовое знание», предложенное учителем, а обучающийся, сам выполняя определенные условия, прослеживает получение знания. Это позволят определить сущность учебной компетенции.
Учебная компетенция - это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности, необходимых для осуществления деятельности личности по отношению к реальным объектам. Учебная компетенция предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности: познавательных и учебных мотивов, учебной цели, учебной задачи, учебных действий и
операций (преобразование материала, контроль, оценку).
Для эффективного формирования учебных компетенций обучающихся, прежде всего, их надо научить приобретать знания из различных источников информации, это углубит знания, лежащие в основе учебной компетенции, поможет их систематизировать, будет способствовать развитию интеллекта и росту творческой активности.
Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что для формирования учебных компетенций обучающихся в школе необходима такая организация учебного процесса, которая обеспечит переход от пассивного усвоения знаний к активной учебно-познавательной деятельности и практическому применению ее результатов. Методическим и организационным аспектом формирования учебных компетенций обучающихся в процессе обучения является выбор соответствующих методов, средств и форм обучения, который не может быть произвольным. Основными методами обучения являются: проблемное обучение, эвристический и исследовательский методы, они могут и должны сочетаться с другими методами. Эффективное формирование учебных компетенций зависит от активности обучаемых, характера их деятельности, и это должно служить важным критерием выбора метода и средства обучения, которые позволяют постепенно повышать степень активности обучающихся. При этом необходим переход от репродуктивной деятельности к продуктивной учебной деятельности. В результате этого изменяется эмоциональный настрой обучающихся на процесс познания, усиливается их мотивация к учебной деятельности, растет интерес к овладению новыми знаниями и навыками, а также к их практическому применению.
Под уровнем сформированности учебных компетенций следует понимать не самостоятельную подготовку учебных заданий, а более высокую и развитую ее форму - самостоятельное углубление и приобретение новых знаний за пределами школьной программы. Именно поэтому есть смысл перейти на новый, более высокий, уровень, когда для подростка раскрывается смысл учебной деятельности как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию. Это, видимо, и есть возрастная особенность этого периода [18].
В термине «обучение» приставка «об» несет смысл внешнего принуждения, как бы минующего самого ребенка [4]. Понятие «компетенция» подчеркивает связь обучающегося с предметом
окружающей его действительности. Невозможна прямая «пересадка» знания прямо в голову ученика, минуя его собственную деятельность. Никакое воздействие педагога на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого учащегося. И от того, как эта деятельность будет осуществлена, зависит процесс самого развития, которое поворачивает учащегося на самого себя, требуя оценки того, «чем я был» и «чем я стал» [4].
Поиски путей оптимизации содержания курса физики ориентируют на новые подходы к изучению предмета:
1) опыт деятельности в сфере изучаемого предмета;
2) личностно-ориентированная познавательная деятельность учащихся.
Если перевести все эти психологические рассуждения в педагогический план, то это будет выглядеть так: учить надо не тому, что ребенок может сделать сам, а тому, что он еще не умеет, но в состоянии освоить под руководством учителя. Новые возможности, приобретенные ребенком на частном материале, оказывают влияние на прочие, не затронутые обучением способности, то есть обеспечивают развитие ребенка [4].
Основная задача педагогической деятельности - все больше ориентировать учащихся на совершенствование их учебной деятельности, на углубление и усиление мотивов познания; все больше закреплять в учениках веру в свои силы и развивать их самостоятельность, вовлекая школьников в сотруднические формы общения и воспитывая в них чувство свободного выбора [5]. Всё это способствует развитию учебных компетенций учащихся в процессе обучения, что позволит им осознанно определять дальнейшую образовательную траекторию.
В методике преподавания физики всегда уделяется большое внимание решению задач. Эффект от решения задач очевиден для любого преподавателя. Решение физической задачи есть метод обучения структуре и содержанию курса физики [14], он конкретизирует знания, способствует усвоению законов, развитию логического мышления, позволяет ввести новые понятия, изучить закономерности, рассмотреть взаимосвязи законов природы и глубже осознать связь теории с практикой.
В рамках компетентностного подхода в образовании при решении физических задач реализуется учебная компетенция (совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности, необхо-
димых для осуществления деятельности обучающегося по отношению к реальным физическим объектам). Учебная компетенция у обучающегося формируется при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им определенного вида учебных заданий - решения физических задач - приобретает характер поисковой деятельности. Таким образом, организация занятий по решению задач -одно из важных условий формирования учебных компетенций на уроках физики.
Что же такое физическая задача? Задача - это вопрос, требующий нахождения решения по из-
вестным данным с соблюдением известных условий [3]. Задача - упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления, требующее исследования и разрешения [11]. «Физической задачей . называют небольшую проблему, которая в общем случае решается с помощью логических умозаключений, математических действий и эксперимента на основе законов и методов физики» [7]. Какие бывают виды задач? Их можно квалифицировать по разным признакам (табл. 2).
Классификации физических задач
Таблица 2
№ п\п Признак Вид Пояснения
1. по содержанию абстрактные задачи, отвлеченные от конкретной предметной действительности
конкретные (по разделам физики) задачи, описывающие реальные ситуации в соответствии с разделом физики (по механике, по молекулярной физике и т.д.)
межпредметные задачи, которые состоят из компонентов основного и смежного (смежных) предметов (математики, химии и др.)
исторические исторические факты об открытии законов физики или каких-либо изобретений
политехнические знакомят с производством, профессиями, поисками и находками изобретателей
биофизические показывают связь физики с живой природой
стихи или отрывки из литературных произведений показывают, как точно подметил поэт или писатель какое-то физическое явление
занимательные парадоксы, замысловатые вопросы из области физики
2. по дидактическим целям тренировочные задачи, требующие простого анализа и простого вычисления
контрольные задачи, позволяющие выяснить уровень усвоения материала
3. по способу выражения условия текстовые задачи, в которых условие выражено словесно, причем в условии есть все необходимые данные
экспериментальные задачи, в которых данные для решения находят из эксперимента
графические задачи, данные для решения которых представлены в виде графика
задачи-рисунки задачи, в которых условие изображено в виде рисунка, с необходимыми пояснениями и данными
задачи с неполными данными задачи, в условии которых не хватает данных для решения
4. по способу решения количественные задачи, для решения которых применяют разные способы: алгебраический, геометрический, графический
качественные задачи, при решении которых требуется объяснить физическое явление или предсказать, как оно будет протекать в определенных условиях
5. по степени трудности простые задачи, при решении которых требуется несложный анализ и простые вычисления, обычно в одно-два действия
комбинированные задачи, включающие в качестве этапов решения простые задачи, решение которых учащимся уже известно
типовые задачи, приведённые на страницах учебника
творческие оригинальные, «олимпиадные» задачи для учащихся, интересующихся физикой
«Решение физических задач - одно из важнейших средств развития мыслительных, творче-
ских способностей учащихся» [7], иными словами, активизация целенаправленного мышления.
Методами решения задач по физике в средней школе являются: аналитико-синтетический (анализ и синтез в совокупности), координатный, применение алгоритмов, моделирование. Уникального обобщенного подхода к решению физических задач не существует, так как разнообразие способов решения задач не дает возможности это сделать. Все попытки решения этой проблемы сводятся к перечислению этапов решения задачи [14]: 1) чтение и запись условия задачи; 2) анализ условия задачи; 3) составление плана решения; 4) реализация плана решения; 5) анализ решения.
Какова бы ни была физическая задача, какой бы не использовался метод решения задачи, основными условиями успешного решения является: знание учащимися физических закономерностей, величин, способов и единиц их измерения; математическая подготовка; умение применять знания в новых условиях.
Каждая задача должна давать повод для серьёзного и глубокого, пусть иногда совсем краткого, разговора о сути физических явлений и законов. Процесс решения задачи похож на небольшое исследование. Как в настоящем научном исследовании, заранее далеко не всегда ясно, какой должна быть последовательность действий для получения результата. Никаких универсальных рецептов для этого не существует. Необходимое умение приходит только в результате упорного труда по мере накопления опыта.
Учебная деятельность по решению задач - это увлекательная (напряжённая, эмоциональная, результативная) деятельность по достижению победы над самим собой, над материалом задачи, формирующая устойчивое внимание, способствующая овладению основными мыслительными операциями, воспитывающая волю и сознательную дисциплину [17].
Поэтому необходимо обратить особое внимание на следующие направления в методике решения задач: увеличение разнообразия используемых задач и приемов работы с ними, увеличение внимания к качественным заданиям, расширение диапазона функций задач, использование системы задач исходя из структуры теории
[14].
В результате изменения целевой ориентации обучения изменился акцент и в методах обучения. Одним из основных методов стал поисково-исследовательский, благодаря которому обучающиеся осмысливают свою деятельность (действия, опыт, мотивы и потребности), а значит, это затрагивает не только их мысли, но и чувст-
ва, что приводит к совершенно иному восприятию процесса обучения.
Все это способствует освоению образовательной программы по физике, обучающиеся приобретают знания, умения и развитие личных качеств, обеспечивающих реализацию учебной компетенции [9].
Библиографический список
1. Александрова, Э. И. Особенности курса математики для начальной школы [Текст] / Э. И. Александрова // Межрегиональный Вестник школ развития личности «Феникс». - 1996. - № 5. - С. 65-66.
2. Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) [Текст] / В. И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3-13.
3. Большой толковый словарь русского языка [Текст]. - СПб., 2008.
4. Воронцов, А. Б. Вопросы преемственности между начальной и средней школами в системе развивающего обучения [Текст] / А. Б. Воронцов // Межрегиональный Вестник школ развития личности «Феникс», 1996. - № 5. - С. 79-80.
5. Воронцов, А. Б. Практика развивающего обучения (система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова). - М. : Русская энциклопедия, 1998. - С. 148.
6. Зачесова, Е. Ручка от сундука. Компетентност-ный подход в образовании [Текст] / Е. Зачесова // Учительская газета. - 2007. - 24 апреля (№ 17).
7. Каменецкий, С. Е., Орехов, В. П. Методика решения задач по физике в средней школе [Текст]. - М. : Просвещение, 1987. - С. 5, 33.
8. Компетентностный подход в педагогическом образовании [Текст] / под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Родионовой. - СПб., 2004.
9. Корнилова, Л. В. Компетентностный подход как основа стандартов второго поколения [Текст] / Л. В. Корнилова // Вестник ЮУрГУ. - 2009. - № 31. -С. 67-70.
10. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / Е.О. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.
11. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка [Текст]. - М., 2001.
12. Пархоменко, Т. Л. Экспериментальная физика [Текст] / Т. Л. Пархоменко // Первое сентября. Физика. - 2007. - № 13. - С. 11-14.
13. Петерсон, Л. Г., Агапов, Ю. В., Кубыщева, М. А., Петерсон, В. А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии [Текст]. - М. : АПК и ППРО, 2006. - С. 92.
14. Сауров, Ю. А. Проблемы методики решения задач [Текст] / Ю. А. Сауров // Физика в школе. -1985. - № 3. - С. 41-44.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=263
16. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2.- С. 58-64.
17. Шилов, В. Ф. Когда физика интересна [Текст] / В. Ф. Шилов // Физика в школе. - 1983. - № 6. -С. 46-49.
18. Эльконин, Д. Б. Учебная деятельность: место учения в жизни подростков-пятиклассников [Текст] / Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников: межрегиональный Вестник школ развития личности «Феникс», 1995. - № 4. - С. 23-24.
19. Иродова, И. А., Батина, Е. В., Волков, В. В. и др. Инновационные технологии обучения физике [Текст] : монография / И. А. Иродова, Е. В. Батина, В. В. Волков и др. (научн. ред. И. А. Иродова). - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2011. - 236 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Aleksandrova, E. I. Osobennosti kursa matematiki dlya nachal'noj shkoly' [Tekst] / E. I. Aleksandrova // Mezhregional'ny'j vestnik shkol razvitiya lichnosti «Feniks». - 1996. - № 5.- S. 65-66.
2. Baydenko, V. I. Kompetencii v professional'nom obrazovanii (k osvoyeniyu kompetentnostnogo podhoda) [Tekst] / V. I. Baydenko // Vy'ssheye obrazovaniye v Rossii. - 2004. - № 11. - S. 3-13.
3. Bol'shoj tolkovy'j slovarj russkogo yazy'ka [Tekst]. - SPb., 2008.
4. Vorontsov, A. B. Voprosy' preyemstvennosti mez-hdu nachal'noj i srednej shkolami v sisteme razvivayu-shchego obucheniya [Tekst] / A. B. Vorontsov // Mezhregional'ny'j vestnik shkol razvitiya lichnosti «Feniks», 1996. - № 5. - S. 79-80.
5. Vorontsov, A. B. Praktika razvivayushchego obucheniya (sistema D. B. El'konina - V. V. Davy'dova). - M.: Russkaya enciklopediya, 1998. - S. 148.
6. Zachesova, Ye. Ruchka ot sunduka. Kompetent-nostny'j podhod v obrazovanii [Tekst] / Ye. Zachesova // Uchitel'skaya gazeta. - 2007. - 24 aprelya (№ 17).
7. Kameneckij, S. Ye., Orehov, V. P. Metodika resheniya zadach po fizike v sredney shkole [Tekst]. - M. : Prosveshcheniye, 1987. - S. 5, 33.
8. Kompetentnostny'j podhod v pedagogicheskom obrazovanii [Tekst] / pod red. V. A. Kozy'reva, N. F. Rodionovoj. - SPb., 2004.
9. Kornilova, L. V. Kompetentnostny'j podhod kak osnova standartov vtorogo pokoleniya [Tekst] / L. V. Kornilova // Vestnik YuUrGU. - 2009. - № 31. -S. 67-70.
10. Lebedev, O. Ye. Kompetentnostny'j podhod v obrazovanii [Tekst] / Ye. O. Lebedev // Shkol'ny'ye tehnologii. - 2004. - № 5. - S. 3-12.
11. Ozhegov, S. I., Shvedova, N. Yu. Tolkovy'j slovar' russkogo yazy'ka [Tekst]. - M., 2001.
12. Parhomenko, T. L. Eksperimental'naya fizika [Tekst] / T. L. Parkhomenko // Pervoye sentyabrya. Fizika. - 2007. - № 13. - S. 11-14.
13. Peterson, L. G., Agapov, Yu. V., Kubyshcheva, M. A., Peterson, V. A. Sistema i struktura uchebnoj deyatel'nosti v kontekste sovremennoj metodologii [Tekst]. - M.: APK i PPRO, 2006. - S. 92.
14. Saurov, Yu. A. Problemy' metodiki resheniya zadach [Tekst] / Yu. A. Saurov // Fizika v shkole. - 1985. -№ 3. - S. 41-44.
15. Federal'ny'j gosudarstvenny'j obrazovatel'ny'j standart http://www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=263
16. Khutorskoj, A. V. Klyuchevy'ye kompetencii kak komponent lichnostno-oriyentirovannoj paradigmy' obra-zovaniya [Tekst] / A. V. Khutorskoy // Narodnoye obrazovaniye. - 2003. - № 2.- S. 58-64.
17. Shilov, V. F. Kogda fizika interesna [Tekst] / V. F. Shilov // Fizika v shkole. - 1983. - № 6. - S. 46-49.
18. El'konin, D. B. Uchebnaya deyatel'nost': mesto ucheniya v zhizni podrostkov-pyatiklassnikov [Tekst] / Vozrastnyye i individual'ny'ye osobennosti mladshih shkol'nikov // Mezhregional'ny'j Vestnik shkol razvitiya lichnosti «Feniks», 1995. - № 4. - S. 23-24.
19. Irodova, I. A., Batina, Ye. V., Volkov, V. V. i dr. Innovacionny'ye tehnologii obucheniya fizike [Tekst] : monografiya / I. A. Irodova, Ye. V. Batina, V. V. Volkov i dr. (nauchn. red. I. A. Irodova). - Yaroslavl' : Izd-vo YaGPU, 2011. - 236 s.