КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ:
ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Моисеенко Ю.О.1, Хоровинников А.А.2
'Самарский государственный технический университет,
443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: letter to my [email protected]
2Поволжская государственная социально-гуманитарная академия 443099. г. Самара, ул. М. Горького. 65/67 E-mail: [email protected]
В статье анализируется проблема внедрения компетентностного подхода в систему образования, актуализируется необходимость изменения содержания педагогической деятельности.
Ключевые слова: Компетентностный подход, компетенция, образовательная компетенция,
ценностно-смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно-познавательные компетенции, коммуникативные компетенции.
Трансформация российской действительности в начале XXI века привела к необходимости реорганизации основных социальных институтов, в первую очередь системы образования. Это объясняется комплексом социально-экономических причин: повышением опасности потери индивидуальности человека, наличием диалектической связи независимости со свободой, невозможностью субъекта усвоить большие потоки информации в виртуальном социуме.
Современная система образования сложилась в эпоху Нового времени и основана на трансляции содержательного знания о чем-либо. При этом новоевропейская культура базировалась на рациональных началах (каждое знание или каждая деятельность разделяются на последовательность операций); она отличается монологичностью (есть только голос разума, который глаголет истину), утилитаризмом (все требует оправдания, а польза сама и есть оправдание).
Обозначенные характеристики культуры экстраполируются в систему образования: отрасли знания и отрасли дела порождают урок, специализацию. Последовательность движения знания, развития действия порождает классы -деление учеников по уровню знаний. Монологичность обуславливает то, что в школе звучит только один голос - голос учителя. Он источник знания. Если это утилитаристская культура, то школа всегда готовит для чего-то.
Отметим, что для современного образования во всем мире значимой является тенденция к усилению ориентации на субъективный опыт обучающегося, развитие творчества в сочетании с ответственностью за результат своих действий.
Современному информационному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые, креативные люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности.
Думается, для реализации этой цели необходимо не только обновить содержание и технологии образования, но и, прежде всего, подготовить педагога, способного решать сложные социальнопедагогические задачи. Однако изучение результатов психолого-педагогических и социологических исследований (В.А. Сластенин, В.С. Собкин, С.Г. Вершловский) и анализ реальной школьной практики показывают, что профессиональная компетентность современного работника образования и его ментальность недостаточно соответствуют требованиям модернизации.
В системе образования традиционно цели определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход представляется ограниченным, социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) требуются выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Это, безусловно, во многом зависит как от полученных ЗУНов, так и от неких дополнительных качеств, для обозначения
1 Моисеенко Юлия Олеговна, преподаватель, каф. иностранных языков.
2 Хоровинников Александр Александрович (к.ф.н, доцент), каф. философии.
которых и употребляются понятия «компетенции» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей образования.
Введение этих дефиниций в педагогическую практику требует изменения содержания и методов обучения, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся при изучении отдельных предметов.
Для удовлетворения потребностей общества современный учитель должен обладать высокой культурой, глубокой нравственностью, сформированной системой ценностей и убеждений, гражданской позицией, иметь заинтересованность в развитии творческого потенциала учащихся, способности к инновационной деятельности, самосовершенствованию, профессиональной активности и т.д. В связи с этим одной из актуальных задач наряду с формированием гармонически развитой личности становится проблема подготовки профессионально компетентного специалиста.
Одним из концептуально важных способов управления качеством подготовки выпускников высших учебных заведений является реализация компетентностного подхода к модернизации содержания профессионального образования.
Компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства.
Проблема повышения уровня профессиональной компетентности будущего учителя, способного свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, является актуальной в современных социально-экономических условиях. Во-первых, профессионально компетентный педагог оказывает позитивное влияние на формирование творческих способностей учащихся в процессе учебно-воспитательной работы; во-вторых, он сможет добиться лучших результатов в своей деятельности; в-третьих, способствует реализации профессиональных возможностей.
В педагогической литературе часто используются и уже устоялись термины «компетенция», «компетентность». Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью модернизации содержания образования. Например, в стратегии модернизации содержания общего образования говорится: «...основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах».
В настоящее время в европейском образовательном сообществе нет единого четкого и однозначно понимаемого определения понятия «компетентность» применительно к его использованию для описания желательного образа (профессионально-квалифицированной модели) выпускника того или иного уровня образования.
«Компетенция» в переводе с латинского (лат. сomреtentia) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Определяя содержание понятия «компетентность» относительно педагогической деятельности, В.А. Слестенин предлагает под компетентностью учителя понимать «единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности» [1; с. 174], что, по его мнению, характеризует профессионализм учителя. Компетентностный подход в подготовке специалистов требует наличия междисциплинарно-интегрированных требований к результату образовательного процесса. С.В. Тришина и А.В. Хуторской отмечают под компетенцией «наперед заданное социальное требование (норму) к образовательной подготовке специалиста, необходимое для его качественной продуктивной деятельности в соответствующей сфере» [2].
Отметим, что в контексте этого подхода поставленные цели предполагают формирование у студента некоего набора ключевых компетенций, которые позволяют ему успешно продолжать образование каждый раз, когда в этом возникает необходимость, при столкновении с проблемами, появляющимися в личной и профессиональной жизни человека [3; с. 56].
Следует отметить, что ключевые компетенции формируются за счет педагогических и методологических подходов. При этом они не могут генерироваться в процессе традиционного «преподавания» на предметно-содержательном уровне. Их формирование происходит путем систематического интегрирования в целостный образовательный процесс на основе следующих методов: позитивного совершения ошибок; проектного; творчески-проблемного; обратной связи через интенсивное социальное взаимодействие с внешней средой; исследования ролевых моделей; презентации идей и т. п.
Дефиниция «компетенция» в современном образовательном процессе становится все более востребованной, что обусловлено инновационным подходом, в котором извечную триаду «знания - умения - навыки» нельзя считать достаточной для описания интегрированного результата образовательного процесса. Компетенции и результаты образования - это новые бифуркационные точки, «стягивающие» образовательный процесс в комплексное целое. При этом квалификация как явление профессиональной сферы целостно переходит в качестве одной из ключевых групп в структуру компетенции.
Проанализировав имеющиеся в научной литературе классификации компетенций, мы сочли возможным выделить следующие группы надпредметных образовательных результатов:
Коммуникативные (понимание текстов, непосредственная работа с информацией, выступление, написание текстов).
Информационные технологии (компютерные - система Интернет, электронная почта, программирование и т.д.).
Исследовательские (естественно-научные и гуманитарные методы исследования).
Проектные (проектное мышление - разработка проектов и участие в их реализации).
Работа с числами (вычисления, использование математических методов для решения практических задач).
Организационные (координация деятельности людей для достижения целей).
Работа в группе (взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели).
Умение учиться (планирование, рефлексия, самооценка, самостоятельная работа по теме, поиск информации из разных источников и т.д.).
Личностная (рефлексия сильных и слабых сторон своей личности, характера, принятие себя, своего «Я»).
Решение проблем.
Думается, что для реализации в учебном процессе этих компетенций учителю потребуются совершенно иные умения (компетенции) и методы по сравнению с теми, какие были бы достаточны для преподавания учебных предметов. Однако самое главное, что для реализации компетентностного подхода учителю придется вырабатывать новые ценности и принципы работы и общения с учениками.
Введение понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
Образовательная компетенция предполагает не усвоение учеником отдельных знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностнодеятельностный характер.
Итак, понятие «компетенция» значительно шире понятий «знания», «умения», «навыки», так как включает направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации и т.п.), ее способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления; черты характера - самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.
Рассматривая данную проблему, необходимо, в первую очередь, определить, что такое профессиональная компетентность, выявить ее структуру и условия формирования. Следует отметить, что в настоящее время отсутствует однозначное определение понятия профессиональной компетентности. Обзор психолого-педагогической литературы и других информационных источников, посвященных данной проблеме, показывает, что можно выделить несколько подходов к определению понятия «профессиональная компетентность». Так, например, зарубежными исследователями данное понятие зачастую рассматривается как «углубленное знание», «состояние адекватного выполнения задачи», «способность к актуальному выполнению деятельности», «эффективность действий».
Одним из наиболее распространенных определений рассматриваемого термина в отечественной психолого-педагогической литературе является следующее: «Качество, свойство
или состояние специалиста, обеспечивающее вместе или в отдельности его физическое, психическое и духовное соответствие необходимости, потребности, требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой или исполняемой служебной должности» [4; с. 106]. В.П. Беспалько под профессиональной компетентностью понимает совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности [5; с. 96].
Таким образом, на наш взгляд, можно утверждать, что компетентность специалиста представляет собой присвоенную, отрефлексированную им в ходе профессиональной деятельности систему социально значимых и личностно значимых компетенций.
Если говорить о профессиональной компетенции педагога, то в содержание этого понятия вкладывают личные возможности учителя, воспитателя, педагога, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Необходимым для решения тех или иных педагогических задач предполагается знание педагогической теории, умение и готовность применять ее положения на практике. Можно также сказать, что профессиональная компетентность педагога - это сформированность в его труде различных сторон педагогической деятельности и педагогического общения, в которых самореализована личность педагога на уровне, обеспечивающем устойчивые положительные результаты в обучении и развитии учащихся.
Некоторые авторы считают, что компетентность педагога включает такие личностные качества, как инициативность, ответственность, трудолюбие, целеустремлённость, уверенность в себе. Другим представляется, что необходимо включить в структуру компетентности и мотивационно-ценностную сферу, которая в значительной мере определяет уровень овладения знаниями. Таким образом, перечисленные составляющие профессиональной компетенции означают, по сути дела, зрелость человека в профессиональной деятельности, в профессиональном общении, в становлении личности профессионала, его индивидуальности.
Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста осуществляется через содержание образования, включающее в себя не только перечень учебных предметов, но и профессиональные навыки и умения, которые формируются в процессе овладения предметом, а также при активной позиции студента в социальной, политической и культурной жизни. Все это в комплексе формирует и развивает личность будущего педагога таким образом, чтобы она обладала способностью саморазвития и самосовершенствования, что обеспечивало бы педагогу эффективное функционирование как субъекта-профессионала в системе «человек-человек».
Подготовка компетентного специалиста, соответствующего требованиям сегодняшнего дня, наделенного качествами, знаниями, умениями, необходимыми для того, чтобы быть конкурентоспособным и жизнеспособным, невозможна без построения на научной основе соответствующей системы обучения.
Образовательная компетенция - требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
Компетенции для ученика - это образ его будущего, ориентир. Но в период обучения у ученика формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы ему не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Можно привести следующий пример. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует её компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.
Следует сказать, что не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции - это, прежде всего, заказ общества на подготовку его граждан, такой перечень во многом определяется единой позицией социума в определенной стране или регионе. Достичь такого единства не всегда удается. Например, в ходе осуществления международного проекта «Определение и отбор ключевых компетентностей», реализуемого Организацией экономического сотрудничества и развития и Национальными институтами образовательной статистики Швейцарии и США, строгого определения ключевых компетентностей выработано не было.
Компетенция есть формальный показатель, рамочный параметр некоторой области профессиональной деятельности, номенклатура связанных с ее осуществлением полномочий (обязанностей), которые базируются на специальных умениях и знаниях. Компетенции можно сравнить с некими устойчивыми коэффициентами, приводящими в соответствие друг другу
сопряженные характеристики некоторой профессиональной деятельности. Фактически компетенция выступает минимальной (начальной) степенью годности к определенной форме такой деятельности, исходным уровнем должностной применимости, определяющей перечень прав по принятию решений в данной области. Компетенции охватывают три аспекта подготовки специалистов: инструментальный, межличностный и системный. Инструментальные компетенции означают профессиональные качества, выражающиеся во владении оптимальными познавательными навыками, в умении понимать терминологию и мыслительные конструкции, относящиеся к данной профессиональной сфере, в освоении используемых в ней технологических принципов и технических средств, в умении планировать и прогнозировать соответствующую деятельность, в способностях осуществлять информационный обмен с внешней средой и управление элементарными процессами, а также в навыках самообучения по специальности и др.
Понятие компетенции сопряжено с понятием квалификации. Последнее и выражает собой собственно инструментальный аспект компетенций выпускаемого вузом специалиста. Квалификация имеет отношение к признакам овладения специальным мастерством, характеризует специалиста с точки зрения технико-технологических знаний и умений в реальном времени, то есть возможности его использования «здесь и сейчас». Квалификационная матрица для характеристики специалиста, как правило, формальнее и конкретнее позволяет измерить параметры его подготовки.
Компетенция включает также умения межличностного взаимодействия и общения. Данный аспект предполагает учет многих индивидуальных способностей специалиста, а именно: способности управлять собственными личностными симпатиями и антипатиями, чувствами и отношениями, способности к критике и самокритике, умение позитивно влиять на окружающих и учитывать их мнение, навыки групповой деятельности в целом, наличие значимых для профессии этических установок и ценностей и др. Наряду с инструментальным и межличностным значимым является системный параметр компетенций. Он предполагает формирование у специалиста совокупности умений и знаний, которые имеют значение в более широком контексте профессиональной деятельности - от исполнения специальных функций до принятия стратегических (перспективных) решений по ее оптимизации. Важны сочетания всех знаний и умений, что позволяет видеть части и целое, выходить на уровень высокого творчества, брать на себя функции лидерства и нести ответственность за качество профессиональных действий и выбор решений, иметь право на собственное мнение, активизировать механизм воли и способности к самостоятельному исследованию и самообучению в разных областях и др.
С учётом обозначенного выше и на основании исследований А. Хуторского нами могут быть выделены следующие группы ключевых компетенций:
Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сферах, например владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющийся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний
непосредственно из реальности, владением приемами решения учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках данных компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами получения информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями. Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и находящимися на расстоянии людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
Таким образом, подведем итог отмеченному выше: в компетенциях задаются параметры того, что в целом должен уметь и знать, а также на что в профессиональном плане должен претендовать выпускник соответствующего учебного заведения по его окончании. При этом следует помнить, что компетенции не находятся, как может показаться, в прямой и однозначной связи с теми знаниями и умениями, которые приобретает студент в конкретном учебном заведении. В настоящее время вуз (университет) может различными способами достигать цели подготовки специалиста определенного профиля, выбирая и выстраивая по-своему курсы обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: АСТЭМ, 2010. - 433 с.
2. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. - 2003. - № 3. - С. 3-10.
3. Митрофанова Е.А. Система формирования информационной компетентности у будущих специалистов. -Вольск: Изд-во ВПК, 2010. - 188 с.
4. Сластенин В.А. Реализация новых компетентностных стандартов в образовательном процессе. - М.: Высшее образование, 2011. - 329 с.
5. Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал «Эйдос». - 2004. 22 июня. http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm.
Поступила в редакцию - 14 /III/2012, в окончательном варианте - 20/III/2012.
UDC 321.05
COMPETENCY BUILDING APPROACH IN REALIZATION OF EDUCATION: ISSUES OF DISTINCTION
J. O. Moeseyenko1, A.A. Khorovinnikov2
‘Samara State Technical University
244 Molodogvardeyskaya st., Samara, 443100
E-mail: letter to my [email protected]
2Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
65/67 Gorkogo st., Samara, 443099
E-mail: [email protected]
The issue o f implementation o f competency building approach in the system o f education is analyzed in this paper. The necessity of changing of its _ pedagogical content is emphasized.
Key words: competency building approach, competence, educational competence, conceptual competences,
international competences, cognitive competences, communicational competences.
Original article submitted - 14/III/2012, revision submitted - 20/III/2012.
Julia O. Moeseyenko, Teacher of department of Foreign Language.
Alexander A. Khorovinnikov, Candidate of Science, Assistant Professor of department of Philosophy.