Научная статья на тему 'Компетентностный подход в образовании: проблемы определения'

Компетентностный подход в образовании: проблемы определения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCY BUILDING APPROACH / COMPETENCE / EDUCATIONAL COMPETENCE / CONCEPTUAL COMPETENCES / INTERNATIONAL COMPETENCES / COGNITIVE COMPETENCES / COMMUNICATIONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеенко Юлия Олеговна, Хоровинников Александр Александрович

В статье анализируется проблема внедрения компетентностного подхода в систему образования, актуализируется необходимость изменения содержания педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моисеенко Юлия Олеговна, Хоровинников Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competency building approach in realization of education: Issues of distinction

The issue of implementation of competency building approach in the system of education is analyzed in this paper. The necessity of changing of its pedagogical content is emphasized.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в образовании: проблемы определения»

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ:

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Моисеенко Ю.О.1, Хоровинников А.А.2

'Самарский государственный технический университет,

443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: letter to my [email protected]

2Поволжская государственная социально-гуманитарная академия 443099. г. Самара, ул. М. Горького. 65/67 E-mail: [email protected]

В статье анализируется проблема внедрения компетентностного подхода в систему образования, актуализируется необходимость изменения содержания педагогической деятельности.

Ключевые слова: Компетентностный подход, компетенция, образовательная компетенция,

ценностно-смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно-познавательные компетенции, коммуникативные компетенции.

Трансформация российской действительности в начале XXI века привела к необходимости реорганизации основных социальных институтов, в первую очередь системы образования. Это объясняется комплексом социально-экономических причин: повышением опасности потери индивидуальности человека, наличием диалектической связи независимости со свободой, невозможностью субъекта усвоить большие потоки информации в виртуальном социуме.

Современная система образования сложилась в эпоху Нового времени и основана на трансляции содержательного знания о чем-либо. При этом новоевропейская культура базировалась на рациональных началах (каждое знание или каждая деятельность разделяются на последовательность операций); она отличается монологичностью (есть только голос разума, который глаголет истину), утилитаризмом (все требует оправдания, а польза сама и есть оправдание).

Обозначенные характеристики культуры экстраполируются в систему образования: отрасли знания и отрасли дела порождают урок, специализацию. Последовательность движения знания, развития действия порождает классы -деление учеников по уровню знаний. Монологичность обуславливает то, что в школе звучит только один голос - голос учителя. Он источник знания. Если это утилитаристская культура, то школа всегда готовит для чего-то.

Отметим, что для современного образования во всем мире значимой является тенденция к усилению ориентации на субъективный опыт обучающегося, развитие творчества в сочетании с ответственностью за результат своих действий.

Современному информационному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые, креативные люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности.

Думается, для реализации этой цели необходимо не только обновить содержание и технологии образования, но и, прежде всего, подготовить педагога, способного решать сложные социальнопедагогические задачи. Однако изучение результатов психолого-педагогических и социологических исследований (В.А. Сластенин, В.С. Собкин, С.Г. Вершловский) и анализ реальной школьной практики показывают, что профессиональная компетентность современного работника образования и его ментальность недостаточно соответствуют требованиям модернизации.

В системе образования традиционно цели определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход представляется ограниченным, социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) требуются выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Это, безусловно, во многом зависит как от полученных ЗУНов, так и от неких дополнительных качеств, для обозначения

1 Моисеенко Юлия Олеговна, преподаватель, каф. иностранных языков.

2 Хоровинников Александр Александрович (к.ф.н, доцент), каф. философии.

которых и употребляются понятия «компетенции» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей образования.

Введение этих дефиниций в педагогическую практику требует изменения содержания и методов обучения, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся при изучении отдельных предметов.

Для удовлетворения потребностей общества современный учитель должен обладать высокой культурой, глубокой нравственностью, сформированной системой ценностей и убеждений, гражданской позицией, иметь заинтересованность в развитии творческого потенциала учащихся, способности к инновационной деятельности, самосовершенствованию, профессиональной активности и т.д. В связи с этим одной из актуальных задач наряду с формированием гармонически развитой личности становится проблема подготовки профессионально компетентного специалиста.

Одним из концептуально важных способов управления качеством подготовки выпускников высших учебных заведений является реализация компетентностного подхода к модернизации содержания профессионального образования.

Компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства.

Проблема повышения уровня профессиональной компетентности будущего учителя, способного свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, является актуальной в современных социально-экономических условиях. Во-первых, профессионально компетентный педагог оказывает позитивное влияние на формирование творческих способностей учащихся в процессе учебно-воспитательной работы; во-вторых, он сможет добиться лучших результатов в своей деятельности; в-третьих, способствует реализации профессиональных возможностей.

В педагогической литературе часто используются и уже устоялись термины «компетенция», «компетентность». Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью модернизации содержания образования. Например, в стратегии модернизации содержания общего образования говорится: «...основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах».

В настоящее время в европейском образовательном сообществе нет единого четкого и однозначно понимаемого определения понятия «компетентность» применительно к его использованию для описания желательного образа (профессионально-квалифицированной модели) выпускника того или иного уровня образования.

«Компетенция» в переводе с латинского (лат. сomреtentia) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Определяя содержание понятия «компетентность» относительно педагогической деятельности, В.А. Слестенин предлагает под компетентностью учителя понимать «единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности» [1; с. 174], что, по его мнению, характеризует профессионализм учителя. Компетентностный подход в подготовке специалистов требует наличия междисциплинарно-интегрированных требований к результату образовательного процесса. С.В. Тришина и А.В. Хуторской отмечают под компетенцией «наперед заданное социальное требование (норму) к образовательной подготовке специалиста, необходимое для его качественной продуктивной деятельности в соответствующей сфере» [2].

Отметим, что в контексте этого подхода поставленные цели предполагают формирование у студента некоего набора ключевых компетенций, которые позволяют ему успешно продолжать образование каждый раз, когда в этом возникает необходимость, при столкновении с проблемами, появляющимися в личной и профессиональной жизни человека [3; с. 56].

Следует отметить, что ключевые компетенции формируются за счет педагогических и методологических подходов. При этом они не могут генерироваться в процессе традиционного «преподавания» на предметно-содержательном уровне. Их формирование происходит путем систематического интегрирования в целостный образовательный процесс на основе следующих методов: позитивного совершения ошибок; проектного; творчески-проблемного; обратной связи через интенсивное социальное взаимодействие с внешней средой; исследования ролевых моделей; презентации идей и т. п.

Дефиниция «компетенция» в современном образовательном процессе становится все более востребованной, что обусловлено инновационным подходом, в котором извечную триаду «знания - умения - навыки» нельзя считать достаточной для описания интегрированного результата образовательного процесса. Компетенции и результаты образования - это новые бифуркационные точки, «стягивающие» образовательный процесс в комплексное целое. При этом квалификация как явление профессиональной сферы целостно переходит в качестве одной из ключевых групп в структуру компетенции.

Проанализировав имеющиеся в научной литературе классификации компетенций, мы сочли возможным выделить следующие группы надпредметных образовательных результатов:

Коммуникативные (понимание текстов, непосредственная работа с информацией, выступление, написание текстов).

Информационные технологии (компютерные - система Интернет, электронная почта, программирование и т.д.).

Исследовательские (естественно-научные и гуманитарные методы исследования).

Проектные (проектное мышление - разработка проектов и участие в их реализации).

Работа с числами (вычисления, использование математических методов для решения практических задач).

Организационные (координация деятельности людей для достижения целей).

Работа в группе (взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели).

Умение учиться (планирование, рефлексия, самооценка, самостоятельная работа по теме, поиск информации из разных источников и т.д.).

Личностная (рефлексия сильных и слабых сторон своей личности, характера, принятие себя, своего «Я»).

Решение проблем.

Думается, что для реализации в учебном процессе этих компетенций учителю потребуются совершенно иные умения (компетенции) и методы по сравнению с теми, какие были бы достаточны для преподавания учебных предметов. Однако самое главное, что для реализации компетентностного подхода учителю придется вырабатывать новые ценности и принципы работы и общения с учениками.

Введение понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

Образовательная компетенция предполагает не усвоение учеником отдельных знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностнодеятельностный характер.

Итак, понятие «компетенция» значительно шире понятий «знания», «умения», «навыки», так как включает направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации и т.п.), ее способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления; черты характера - самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.

Рассматривая данную проблему, необходимо, в первую очередь, определить, что такое профессиональная компетентность, выявить ее структуру и условия формирования. Следует отметить, что в настоящее время отсутствует однозначное определение понятия профессиональной компетентности. Обзор психолого-педагогической литературы и других информационных источников, посвященных данной проблеме, показывает, что можно выделить несколько подходов к определению понятия «профессиональная компетентность». Так, например, зарубежными исследователями данное понятие зачастую рассматривается как «углубленное знание», «состояние адекватного выполнения задачи», «способность к актуальному выполнению деятельности», «эффективность действий».

Одним из наиболее распространенных определений рассматриваемого термина в отечественной психолого-педагогической литературе является следующее: «Качество, свойство

или состояние специалиста, обеспечивающее вместе или в отдельности его физическое, психическое и духовное соответствие необходимости, потребности, требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой или исполняемой служебной должности» [4; с. 106]. В.П. Беспалько под профессиональной компетентностью понимает совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности [5; с. 96].

Таким образом, на наш взгляд, можно утверждать, что компетентность специалиста представляет собой присвоенную, отрефлексированную им в ходе профессиональной деятельности систему социально значимых и личностно значимых компетенций.

Если говорить о профессиональной компетенции педагога, то в содержание этого понятия вкладывают личные возможности учителя, воспитателя, педагога, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Необходимым для решения тех или иных педагогических задач предполагается знание педагогической теории, умение и готовность применять ее положения на практике. Можно также сказать, что профессиональная компетентность педагога - это сформированность в его труде различных сторон педагогической деятельности и педагогического общения, в которых самореализована личность педагога на уровне, обеспечивающем устойчивые положительные результаты в обучении и развитии учащихся.

Некоторые авторы считают, что компетентность педагога включает такие личностные качества, как инициативность, ответственность, трудолюбие, целеустремлённость, уверенность в себе. Другим представляется, что необходимо включить в структуру компетентности и мотивационно-ценностную сферу, которая в значительной мере определяет уровень овладения знаниями. Таким образом, перечисленные составляющие профессиональной компетенции означают, по сути дела, зрелость человека в профессиональной деятельности, в профессиональном общении, в становлении личности профессионала, его индивидуальности.

Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста осуществляется через содержание образования, включающее в себя не только перечень учебных предметов, но и профессиональные навыки и умения, которые формируются в процессе овладения предметом, а также при активной позиции студента в социальной, политической и культурной жизни. Все это в комплексе формирует и развивает личность будущего педагога таким образом, чтобы она обладала способностью саморазвития и самосовершенствования, что обеспечивало бы педагогу эффективное функционирование как субъекта-профессионала в системе «человек-человек».

Подготовка компетентного специалиста, соответствующего требованиям сегодняшнего дня, наделенного качествами, знаниями, умениями, необходимыми для того, чтобы быть конкурентоспособным и жизнеспособным, невозможна без построения на научной основе соответствующей системы обучения.

Образовательная компетенция - требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.

Компетенции для ученика - это образ его будущего, ориентир. Но в период обучения у ученика формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы ему не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Можно привести следующий пример. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует её компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.

Следует сказать, что не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции - это, прежде всего, заказ общества на подготовку его граждан, такой перечень во многом определяется единой позицией социума в определенной стране или регионе. Достичь такого единства не всегда удается. Например, в ходе осуществления международного проекта «Определение и отбор ключевых компетентностей», реализуемого Организацией экономического сотрудничества и развития и Национальными институтами образовательной статистики Швейцарии и США, строгого определения ключевых компетентностей выработано не было.

Компетенция есть формальный показатель, рамочный параметр некоторой области профессиональной деятельности, номенклатура связанных с ее осуществлением полномочий (обязанностей), которые базируются на специальных умениях и знаниях. Компетенции можно сравнить с некими устойчивыми коэффициентами, приводящими в соответствие друг другу

сопряженные характеристики некоторой профессиональной деятельности. Фактически компетенция выступает минимальной (начальной) степенью годности к определенной форме такой деятельности, исходным уровнем должностной применимости, определяющей перечень прав по принятию решений в данной области. Компетенции охватывают три аспекта подготовки специалистов: инструментальный, межличностный и системный. Инструментальные компетенции означают профессиональные качества, выражающиеся во владении оптимальными познавательными навыками, в умении понимать терминологию и мыслительные конструкции, относящиеся к данной профессиональной сфере, в освоении используемых в ней технологических принципов и технических средств, в умении планировать и прогнозировать соответствующую деятельность, в способностях осуществлять информационный обмен с внешней средой и управление элементарными процессами, а также в навыках самообучения по специальности и др.

Понятие компетенции сопряжено с понятием квалификации. Последнее и выражает собой собственно инструментальный аспект компетенций выпускаемого вузом специалиста. Квалификация имеет отношение к признакам овладения специальным мастерством, характеризует специалиста с точки зрения технико-технологических знаний и умений в реальном времени, то есть возможности его использования «здесь и сейчас». Квалификационная матрица для характеристики специалиста, как правило, формальнее и конкретнее позволяет измерить параметры его подготовки.

Компетенция включает также умения межличностного взаимодействия и общения. Данный аспект предполагает учет многих индивидуальных способностей специалиста, а именно: способности управлять собственными личностными симпатиями и антипатиями, чувствами и отношениями, способности к критике и самокритике, умение позитивно влиять на окружающих и учитывать их мнение, навыки групповой деятельности в целом, наличие значимых для профессии этических установок и ценностей и др. Наряду с инструментальным и межличностным значимым является системный параметр компетенций. Он предполагает формирование у специалиста совокупности умений и знаний, которые имеют значение в более широком контексте профессиональной деятельности - от исполнения специальных функций до принятия стратегических (перспективных) решений по ее оптимизации. Важны сочетания всех знаний и умений, что позволяет видеть части и целое, выходить на уровень высокого творчества, брать на себя функции лидерства и нести ответственность за качество профессиональных действий и выбор решений, иметь право на собственное мнение, активизировать механизм воли и способности к самостоятельному исследованию и самообучению в разных областях и др.

С учётом обозначенного выше и на основании исследований А. Хуторского нами могут быть выделены следующие группы ключевых компетенций:

Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сферах, например владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющийся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний

непосредственно из реальности, владением приемами решения учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках данных компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами получения информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями. Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и находящимися на расстоянии людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

Таким образом, подведем итог отмеченному выше: в компетенциях задаются параметры того, что в целом должен уметь и знать, а также на что в профессиональном плане должен претендовать выпускник соответствующего учебного заведения по его окончании. При этом следует помнить, что компетенции не находятся, как может показаться, в прямой и однозначной связи с теми знаниями и умениями, которые приобретает студент в конкретном учебном заведении. В настоящее время вуз (университет) может различными способами достигать цели подготовки специалиста определенного профиля, выбирая и выстраивая по-своему курсы обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: АСТЭМ, 2010. - 433 с.

2. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. - 2003. - № 3. - С. 3-10.

3. Митрофанова Е.А. Система формирования информационной компетентности у будущих специалистов. -Вольск: Изд-во ВПК, 2010. - 188 с.

4. Сластенин В.А. Реализация новых компетентностных стандартов в образовательном процессе. - М.: Высшее образование, 2011. - 329 с.

5. Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал «Эйдос». - 2004. 22 июня. http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm.

Поступила в редакцию - 14 /III/2012, в окончательном варианте - 20/III/2012.

UDC 321.05

COMPETENCY BUILDING APPROACH IN REALIZATION OF EDUCATION: ISSUES OF DISTINCTION

J. O. Moeseyenko1, A.A. Khorovinnikov2

‘Samara State Technical University

244 Molodogvardeyskaya st., Samara, 443100

E-mail: letter to my [email protected]

2Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

65/67 Gorkogo st., Samara, 443099

E-mail: [email protected]

The issue o f implementation o f competency building approach in the system o f education is analyzed in this paper. The necessity of changing of its _ pedagogical content is emphasized.

Key words: competency building approach, competence, educational competence, conceptual competences,

international competences, cognitive competences, communicational competences.

Original article submitted - 14/III/2012, revision submitted - 20/III/2012.

Julia O. Moeseyenko, Teacher of department of Foreign Language.

Alexander A. Khorovinnikov, Candidate of Science, Assistant Professor of department of Philosophy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.