Научная статья на тему 'Сущность и содержание компетентностного подхода в профессиональной подготовке специалистов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями'

Сущность и содержание компетентностного подхода в профессиональной подготовке специалистов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
679
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / COMPETENCES / COMPETENCE-BASED APPROACH IN EDUCATION / CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимохина Татьяна Васильевна

В статье представлены результаты исследования сущности и содержания компетентностного подхода в профессиональной подготовке специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Раскрыты совокупности компетенций и компетентностная модель подготовки, отражающая специфику региона. Представлена логическая последовательность построения компетентностной модели подготовки специалиста по работе с детьми с особыми образовательными потребностями на основе ключевой, общепрофессиональной и специальной компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимохина Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND THE CONTENT OF THE COMPETENCE-BASED APPROACH IN PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS TO WORKING WITH CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

The article considers the results of a study of the essence and the content of the competence-based approach in professional training of specialists to working with children with restricted health abilities. The set of competences and the competence-based model of training, reflecting the regional specific are disclosed. The logical order of building of the competence-based model in professional training of specialists to working with children with special educational needs on the basis of key, general professional and special competences is presented.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание компетентностного подхода в профессиональной подготовке специалистов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями»

UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

• 7universum.com

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

THE ESSENCE AND THE CONTENT OF THE COMPETENCE-BASED APPROACH IN PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS TO WORKING WITH CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

В статье представлены результаты исследования сущности и содержания компетентностного подхода в профессиональной подготовке специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Раскрыты совокупности компетенций и компетентностная модель подготовки, отражающая специфику региона. Представлена логическая последовательность построения компетентностной модели подготовки специалиста по работе с детьми с особыми образовательными потребностями на основе ключевой, общепрофессиональной и специальной компетенций.

Тимохина Т.В. Сущность и содержание компетентностного подхода в профессиональной подготовке специалистов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2014. № 8-9(8) .

URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/1577

Тимохина Татьяна Васильевна

канд. пед. наук, доцент кафедры общей педагогики Орловского государственного университета,

РФ, г. Орел E-mail: timohina. tv@mail. ru

Timokhina Tatiana

candidate of pedagogical Sciences, Assistant Professor Department of General Pedagogy, ’’Oryol State University ”,

Russia, Oryol

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

The article considers the results of a study of the essence and the content of the competence-based approach in professional training of specialists to working with children with restricted health abilities. The set of competences and the competence-based model of training, reflecting the regional specific are disclosed. The logical order of building of the competence-based model in professional training of specialists to working with children with special educational needs on the basis of key, general professional and special competences is presented.

Ключевые слова: компетенции; компетентностный подход в образовании; дети с особыми образовательными потребностями.

Keywords: competences; the competence-based approach in education; children with special educational needs.

Современный этап социального, политического, экономического развития России нуждается в специалистах совершенно другого, отличающегося от устоявшегося, уровня подготовки. Решением присутствующего в настоящее время дисбаланса может быть компетентностный подход в профессиональной подготовке специалистов. Вопрос о профессиональной подготовке специалистов в вузе является в настоящее время одним из самых обсуждаемых в образовательной среде. Смена государственной парадигмы, необходимость соответствия мировым образовательным стандартам повлекли за собой смену образовательной парадигмы, принципов функционирования образования в целом, перспектив дальнейшего развития.

Проблема изучения подходов к профессиональной подготовке находится на стыке педагогической, психологической, философской, социологической наук, что обусловливает ее сложность и многогранность. Существенное увеличение работ на тему подготовки специалистов в вузе обусловлено изменяющимися условиями развития российского общества, значимыми

для системы высшего педагогического образования. Основной целью современного профессионального образования является подготовка конкурентоспособного, ответственного работника, свободно ориентирующегося не только в своей, но и в смежных специальностях, способного эффективно работать по выбранной специальности не только у себя в стране, но и за рубежом, готового к профессиональному росту, а значит, квалифицированного и компетентного.

Подход к высшему профессиональному образованию в образовательном плане осуществляется с позиций формирования компетенций, трансфера знаний и технологий между образовательными учреждениями и академической наукой.

Концептуальные вопросы сущности и содержания компетентностного подхода в профессиональной подготовке специалистов раскрыты в работах: С.И. Архангельского, О.А. Абдуллиной, В.И. Звонникова, Н.В. Кузьминой, М.И. Лукьяновой, А.К. Марковой, Э.М. Никитина, В.А. Сластенина, Л.С. Подымовой, В.И. Звягинского, Зимней И.А., В.В. Краевского, Н.Д. Никандрова, А.В. Хуторского, М.А. Холодной, М.Б. Челышковой, М.А. Чошановой и др.

С недавнего времени ученые начинают широко дискутировать на тему определения термина «компетенция» применительно к педагогической деятельности. Одни из исследователей рассматривают компетенцию как определенный круг знаний, в котором хорошо ориентируется опытный специалист. Другие ученые включают в педагогическую компетенцию личностный практический компонент — готовность к использованию полученных знаний, умений и навыков на практике. Существует мотивационная направленность понятия компетентности, предполагающая глубокое личностное осмысление своей деятельности.

По определению А.В. Хуторского, компетенция — отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке

ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере [6].

И.А. Липский, Л.Е. Сикорская дают следующее определение компетенции: (от лат. competere — соответствовать, подходить) это личностная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач [5, с. 127].

Исследуя понятие компетенции в рамках своей научной работы, В.И. Звонников, М.Б. Челышкова отметили существование достаточно большого количества определений, которые зачастую в основном дублируют друг друга. «Компетенция — способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных либо жизненных ситуациях; компетентность — уровень владения выпускником совокупностью компетенций, отражающий степень готовности к применению знаний, умений, навыков и сформированных на их основе компетенций для успешной деятельности» [2].

Часто под компетенцией подразумеваются формально описанные требования или характеристики отдельного специалиста, определяющие стиль его работы и способ достижения целей. До недавнего времени не существовало соотношения понятий «компетенция» и «компетентность». Одни ученые считали их синонимичными, другие разграничивали их как взаимно дополняющие или полностью разделяли. Впервые показал взаимосвязь данных понятий А.В. Хуторской: «Компетентность — владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность — уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. Компетентность — совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере» [6, с. 50—51].

Компетентность в работах И.А. Зимней рассматривается как интегрированная характеристика качеств личности, позволяющая осуществлять

деятельность в соответствии с профессиональными и социальными требованиями, а также личностными ожиданиями [3].

Компетентности могут характеризоваться различными уровнями своего проявления. Компетенции зависят от уровня общественных процессов и относятся больше к объективным явлениям, а компетентности как субъективные явления зависят, прежде всего, от личностного восприятия самого человека. К существенным признакам компетентности можно отнести степень овладения и компетентностную реализацию в определенном направлении специальности, виде деятельности. Резюмируя вышесказанное, можно говорить о компетенции как об интегральной характеристике специалиста, которую, в свою очередь, можно разложить на компетенции. Данные понятия имеют общие составляющие: знания, опыт деятельности, осведомленность, что демонстрирует их причастность к образовательному процессу.

Понятие компетентностного подхода в образовании появилось сравнительно недавно. В России с начала нового столетия, представляя различные, порой диаметрально противоположные точки зрения, проблемами компетентностного подхода в образовании занимаются многие компетентные специалисты: от ученых до преподавателей школьных дисциплин. Проблемы компетентностного подхода в образовании на разных уровнях разрабатывают: А.В. Баранников, В.П. Бездухов, В.И. Звонников, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, О.Е. Лебедев, М.А. Холодная, А.В. Хуторской В.Б. Челышкова и др.

О.Е. Лебедев, рассматривая и характеризуя смысл компетентностного подхода в образовании, дает ему следующую трактовку: «Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов» [4, с. 116].

В.П. Бездухов, Т.В. Жирнова в рассмотрении данного вопроса делают акцент на проблемно-практическом, смысловом и ценностном аспектах педагогической компетентности, подчеркивая, что педагогическая

компетентность как целостное образование включает в себя содержательный, деятельностный и личностный компоненты [1].

Компетентностный подход в образовании, активно развивающийся в последние годы, приводит в соответствие сложившийся диссонанс между ожиданиями и интересами участников образовательного процесса. Введение его в современную систему образования сопряжено со многими трудностями, связанными, на наш взгляд, со сложившимися в системе образования стереотипами.

Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалистов по работе с детьми с особыми адаптивными потребностями в настоящее время разработан недостаточно.

В рамках данной нормативно-правовой базы начинается активная работа по разработке и внедрению компетентностного подхода в профессиональную подготовку специалистов различных направлений. Совокупности компетенций по профессиональной подготовке в вузе представлены в федеральных государственных образовательных стандартах системы высшего профессионального образования.

Компетенции по профессиональной подготовке специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, разработанные для выпускников вузов, ориентированы, прежде всего, на существующие профессиональные стандарты. Компетенции тесно взаимосвязаны с мотивацией личности, ее психофизиологическими особенностями, установками и уровнем полученной подготовки. ФГОС оставляют вузам широкий простор для творчества в достраивании этих наборов дополнительными компетенциями, отражающими особенности профессиональной деятельности выпускаемых специалистов.

Компетентность специалиста по работе с детьми с особыми образовательными потребностями понимается нами как совокупность знаний, умений и навыков, отраженная в теоретической и практической подготовленности к их реализации в профессиональной деятельности с детьми

и социумом на уровне содержательно-функциональной и технологической грамотности.

Компетентностная модель подготовки специалиста по работе с детьми с особыми образовательными потребностями в вузе, прежде всего, отражает специфику региона и общее направление деятельности вуза. Последовательность построения компетентностной модели подготовки специалиста по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья может быть следующей:

• выделение и формулирование региональных задач, разработка задач вузовской части, профилей подготовки бакалавра или магистра;

• разработка компетенций с ориентацией на задачи;

• разработка иерархии в компетентностной базе для профилей подготовки бакалавра или магистра;

• построение компетентностной модели подготовки специалиста по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Основными задачами специалиста в работе с детьми с особыми адаптивными потребностями являются: взаимодействие с различными

категориями детей с ограниченными возможностями здоровья, их семьями и социумом; социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и их социально-психологическая поддержка. Данные задачи определяют функции социального педагога в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: организаторскую, посредническую,

предупредительно-профилактическую, охранно-защитную, диагностическую, прогностическую, коррекционно-реабилитационную, воспитательную.

Квалификация специалиста, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, включает перечень определенных требований. Требования увеличиваются пропорционально с усложнением квалификации. Подготовка специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья ведется на всех этапах подготовки специалиста при условии осуществления взаимосвязи между дисциплинами разных предметных блоков.

Современный подход в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья заключается, в первую очередь, в социализации, самореализации. Вся существующая современная образовательная система направлена на создание комфортных условий для этого.

Основная образовательная программа подготовки специалиста в настоящее время состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Выпускник вуза, специалист по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен в достаточной мере владеть знаниями, соответствующими современному состоянию отечественной и зарубежной науки, практическими умениями и навыками использования различных предметных и коррекционных технологий образования детей с ограниченными возможностями. Наряду с умениями, определенными ГОС ВПО, будущие специалисты должны уметь организовать и провести комплексное целостное динамическое обследование ребенка с ограниченными возможностями здоровья, спрогнозировать различные варианты образования и выбрать наиболее эффективный из них, осуществить контроль за образовательным процессом, составить образовательную программу. Специалист по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья должен владеть различными образовательными технологиями в контексте различных моделей и вариантов образования.

Один из подходов предполагает рассмотрение подготовки специалистов как процесса, определенной исторически сложившейся системы. Компонентами данной системы являются: студент и преподаватель как субъекты

профессиональной подготовки; цель как осознание педагогом и принятие будущим специалистом целей и задач профессиональной подготовки; мотив как стимул познавательных интересов студентов; содержание как раскрытие целей профессиональной подготовки с учетом индивидуальной направленности будущего специалиста; деятельностный как отражение методов и средств обучения; контрольный как оценивание преподавателем и студенческий

самоконтроль; рефлексивный как определение дальнейшего развития специалиста преподавателем и студентом.

Большое количество работ посвящено акмеологической концепции развития подготовки в вузе, раскрывающей отдельные аспекты когнитивного, деятельностного и личностно-профессионального развития студента в процессе профессионализации в вузе, характеристики субъект-субъектных технологий обучения, воспитания и развития, требования к преподавателю вуза и преподавателю психологии с философских, культурологических, психологопедагогических и акмеологических позиций.

Подход к профессиональной подготовке специалистов по работе с детьми с особыми образовательными потребностями в вузе, нашедший широкий отклик в настоящее время, с присоединением России к Болонскому процессу, первоначально основывается на уровневой системе. Компоненты, присутствующие в уровневом подходе, можно представить следующим образом: сущностный как определяющий понимание системы и роли самого студента в образовательном процессе; проектный как осуществляющий составление проекта профессиональной подготовки с учетом всеобъемлющих требований; деятельностный как осуществляющий реализацию образовательных технологий в планировании; рефлексивный как определяющий дальнейшее развитие.

Как компоненты компетентностной модели подготовки специалиста по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья можно выделить ключевую, общепрофессиональную и специальную компетенции.

Ключевая компетенция может быть представлена компетенциями широкого, универсального спектра использования. Она формируется в процессе освоения дисциплин гуманитарного, социально-экономического и естественно-научного блоков ФГОС ВПО. Это социальные, общекультурные, коммуникативные и информационные компетенции.

Общепрофессиональная компетенция специалиста по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья отражает специфику

профессиональной деятельности выпускника вуза. В данной компетенции могут присутствовать компетенции, которые носят общепрофессиональный, базовый характер и являются инвариантными к профессиональной деятельности: профессиональные, культурные, организационные,

общепедагогические, предметно-ориентированные, социально-педагогические и социально-психологические, методические компетенции.

Специальная компетентность специалиста по работе с детьми с особыми образовательными потребностями отражает специфику работы с «особенными» детьми. К специальным компетенциям можно отнести профессиональные прикладные знания, умения и навыки, способность их применить на практике. К данному компоненту компетентностной модели подготовки специалиста можно отнести диагностические, проектировочные, конструктивные, аналитические компетенции. Все будущие специалисты, готовящиеся к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, овладевают знаниями по общим философским, историческим, математическим, гуманитарным дисциплинам, что позволяет развить общий кругозор, личностное мировоззрение, осознать принадлежность к социуму свою и своих будущих воспитанников. Общепедагогические и общепсихологические дисциплины позволяют рассмотреть детей с ограниченными возможностями в различных аспектах своей будущей деятельности. Цикл специальных дисциплин готовит к осуществлению конкретной деятельности: проведению диагностической

и прогностической работы с детьми, правильному построению занятий, планированию, осознанному применению своих знаний в практической деятельности.

Сочетание учебных дисциплин из основных блоков стандарта в подготовке специалистов, обеспечивает высокий уровень профессиональной компетентности и конкурентоспособности будущего специалиста по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, сущность и содержание компетентностного подхода в профессиональной подготовке специалистов к работе с детьми с особыми

образовательными потребностями в вузе в настоящее время мало, фрагментарно раскрыта. Совокупности компетенций по профессиональной подготовке в вузе представлены в федеральных государственных образовательных стандартах системы высшего профессионального образования. Компетентностная модель подготовки специалиста по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в вузе, прежде всего, отражает специфику региона и общее направление деятельности вуза. В основу построенной модели подготовки специалиста по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в вузе были положены ключевая, общепрофессиональная и специальная компетенции.

Список литературы:

1. Бездухов В.П., Жирнова Т.В. Нравственно-ценностная сфера сознания студента: диагностики и формирование: монография. М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. — 202 с.

2. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: учебное пособие. М.:

Университетская книга; Логос, 2009. — 272 с.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004. — 384 с.

4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. — 2004. — № 5. — С. 3.

5. Социальная педагогика: учебник для бакалавров / под ред. И.А. Липского, Л.Е. Сикорской. М.: Дашков и К, 2013. — 279 с.

6. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных

компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 12 декабря /

[Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://eidos.ru/joumal/2005/1212.htm (дата обращения: 10.08.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.