Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СТРУКТУРЫ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ 12-13 ЛЕТ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В КАРАТЕ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СТРУКТУРЫ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ 12-13 ЛЕТ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В КАРАТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
91
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРУКТУРА ПОДГОТОВКИ / ЮНЫЕ КАРАТИСТЫ / ТЕХНИЧЕСКАЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / АЭРОБНАЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Корженевский Александр Николаевич, Подливаев Борис Анатольевич, Жуков Сергей Николаевич

В работе определялась эффективность разработанных нормативов и модельных характеристик технической, физической и функциональной подготовленности для юных каратистов 12-13 лет. Выявление сильных и слабых сторон подготовленности позволило разработать оптимальную структуру подготовки юных спортсменов, которая в отличие от общепринятой характеризуется повышением интенсивности выполняемых упражнений и увеличением объема нагрузок специальной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Корженевский Александр Николаевич, Подливаев Борис Анатольевич, Жуков Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF THE EFFECTIVE STRUCTURE OF TRAINING YOUNG ATHLETES 12-13 YEARS OLD, SPECIALIZING IN KARATE

The work determined the effectiveness of the developed standards and model characteristics of technical, physical and functional readiness for young karateka 12-13 years old. Revealing the strengths and weaknesses of preparedness made it possible to develop an optimal structure of training for young athletes, which, in contrast to the generally accepted one, is characterized by an increase in the intensity of the exercises performed and an increase in the volume of special-oriented loads.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СТРУКТУРЫ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ 12-13 ЛЕТ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В КАРАТЕ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СТРУКТУРЫ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ 12-13 ЛЕТ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В КАРАТЕ

А.Н. КОРЖЕНЕВСКИЙ, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК; Б.А. ПОДЛИВАЕВ, ФЦПСР, г. Москва; С.Н. ЖУКОВ, РГУФКСМиТ, г. Москва

Аннотация

В работе определялась эффективность разработанных нормативов и модельных характеристик технической, физической и функциональной подготовленности для юных каратистов 12-13 лет. Выявление сильных и слабых сторон подготовленности позволило разработать оптимальную структуру подготовки юных спортсменов, которая в отличие от общепринятой характеризуется повышением интенсивности выполняемых упражнений и увеличением

объема нагрузок специальной направленности.

Ключевые слова: структура подготовки; юные каратисты; техническая, физическая и функциональная подготовленность; комплексная оценка; физическая работоспособность; аэробная производительность.

DETERMINATION OF THE EFFECTIVE STRUCTURE OF TRAINING YOUNG ATHLETES 12-13 YEARS OLD, SPECIALIZING IN KARATE

A.N. KORZHENEVSKIY, FSBIFSC VNIIFK; B.A. PODLIVAEV, FCTSR, Moscow city; S.N. ZHUKOV, RSUPCSY&T, Moscow city

Abstract

The work determined the effectiveness of the developed standards and model characteristics of technical, physical and functional readiness for young karateka 12-13 years old. Revealing the strengths and weaknesses of preparedness made it possible to develop an optimal structure of training for young athletes, which, in contrast to the generally accepted one, is characterized by an increase in the intensity of the exercises performed and an increase in the volume of special-oriented loads.

Keywords: training structure, young karatekas, technical, physical, functional fitness, complex assessment, physical

performance, aerobic performance.

Введение

На данном этапе развития спортивной науки актуальной задачей является подготовка научно обоснованных программных материалов (программ для ДЮСШ и т.д.), на основании которых возможно осуществлять эффективное управление подготовкой спортсменов. В настоящее время разработка комплексных нормативов тех-

нической, физической и функциональной подготовленности является необходимым условием для оптимизации тренировки юных спортсменов

Разработанные нормативы по показателям общей и специальной физической подготовленности, представленные в программных материалах, не позволяют

адекватно оценить уровень подготовленности, выявить слабые звенья адаптации, определить факторы, лимитирующие работоспособность. Разработка комплексной оценки показателей технической, физической и функциональной подготовленности по соотношению качественных и количественных показателей работоспособности позволяет определить направленность тренировочного процесса у юных каратистов 12-13 лет, максимальные резервные возможности организма, сильные и слабые звенья подготовленности, критерии тренированности.

Цель исследования заключается в определении эффективной структуры подготовки юных каратистов 1213 лет на основании использования нормативных показателей и модельных характеристик, технической, физической и функциональной подготовленности.

Методы и организация исследования

Для решения поставленной задачи оценки функциональной подготовленности 24 юных каратистов определялась физическая работоспособность при выполнении степ-теста в пробе РШС170 В соответствии с величиной РШС170 проводился непрямой способ расчета показателя МПК [2], который характеризует аэробные возможности спортсменов.

Время задержки дыхания в гипоксических пробах (проба Штанге - задержка дыхания на вдохе, проба Генче - задержка дыхания на выдохе) характеризует анаэробный потенциал спортсменов. Для определения технической и физической подготовленности использовались общепринятые тесты, применяемые при тестировании каратистов.

Нормативные и модельные характеристики

В норме у юных каратистов 12-13 лет 2-го года обучения на начальном этапе подготовки показатель технической подготовленности в 15-секундном тесте - 37 ударов по снаряду (МХ - модельная характеристика - 44 удара), норматив в 40-секундном тесте - 88 ударов, (МХ = 97 ударов), в 3-минутном тесте - 225 ударов по снаряду

(МХ = 234 удара). Нормативы разных тестов для юных каратистов 2-го года обучения следующие: результат в беге на 30 м: 6,2 с (МХ = 5,7 с); в беге на 1000 м: 7,00 мин (МХ = 6 мин 24 с); в беге на 1500 м: 8 мин 54 с (МХ = 8 мин 18 с); в челночном беге 3* 10 м: 8 мин 54 с (МХ = 8,1 с); в подтягивании на перекладине - 5 раз (МХ = 6 раз). Результаты в пробе Штанге в норме: 21 с (МХ = 23 с); в пробе Генчи: 11 с (МХ = 13 с); норматив в пробе РШС170: 580 кгм/мин (МХ = 660 кгм/мин); норматив максимальной аэробной производительности - МПК: 2240 мл/мин (МХ = 2600 мл/мин).

Результаты исследования

При подготовке юных каратистов 2-го года обучения используется структура тренировочных нагрузок, рекомендованная в стандарте спортивной подготовки для этой группы спортсменов. В данной структуре преобладают нагрузки, направленные на ОФП, в меньшем объеме используются нагрузки специальной направленности. Все нагрузки выполняются при выраженном преобладании аэробных процессов энергообеспечения, т.е. при невысокой интенсивности выполняемых упражнений.

В начале педагогического эксперимента сопоставление результатов тестирования юных каратистов с нормативными показателями различных сторон подготовленности выявило слабые звенья подготовленности, не соответствующие нормативному уровню. В соответствии с этим были сформированы две группы спортсменов: контрольная группа (КГ), использующая традиционную программу подготовки, и экспериментальная группа (ЭГ), в структуру подготовки которой были внесены соответствующие изменения. В каждой группе было по 12 спортсменов.

До проведения эксперимента показатели технической подготовленности юных каратистов обеих групп в 15-и 40-секундном тестах соответствовали нормативному уровню. В 3-минутном тесте показатели технической подготовленности у спортсменов обеих групп были ниже нормы (табл. 1).

Таблица 1

Динамика изменений показателей технической подготовленности юных каратистов КГ и ЭГ в начале и конце педагогического эксперимента

Тест Начало эксперимента Конец эксперимента

КГ ЭГ Р КГ ЭГ Р

15-секундный 47,4 ± 0,87 46,5 ± 0,87 > 0,05 48,8 ± 0,81 52,7 ± 0,68 < 0,05

40-секундный 99,3 ± 0,87 98,1 ± 0,87 > 0,05 96,3 ± 1,1 103,4 ± 0,95 < 0,05

3-минутный 230 ± 1,1 228 ± 0,96 > 0,05 238 ± 1,2 246 ± 1,4 < 0,05

Уровень физической подготовленности оценивался: ^ в скоростных тестах (бег на 100 м, челночный бег 3* 10 м); ^ в силовых тестах (подтягивание на перекладине и прыжок с места); ^ в тестах на выносливость (бег на 1000 и 1500 м).

Исходный уровень показателей в скоростных и силовых тестах в обеих группах соответствовал норме, в тестах на выносливость - был ниже нормы (табл. 2).

Таблица 2

Динамика изменений показателей физической подготовленности юных каратистов КГ и ЭГ в начале и конце педагогического эксперимента

Тест Начало эксперимента Конец эксперимента

КГ ЭГ P КГ ЭГ P

Бег на 30 м (с) 6,15 ± 0,048 6,1 ± 0,053 > 0,05 6,20 ± 0,04 5,9 ± 0,033 < 0,05

Бег на 1000 м (мин, с) 7,2 ± 0,047 7,24 ± 0,042 > 0,05 7,15 ± 0,039 6,95 ± 0,044 < 0,05

Бег на 1500 м (мин, с) 9,2 ± 0,05 9,3 ± 0,042 > 0,05 9,0 ± 0,038 8,4 ± 0,041 < 0,05

Челночный бег 3x10 м (мин, с) 8,83 ± 0,052 8,80 ± 0,04 > 0,05 8,74 ± 0,046 8,35 ± 0,038 < 0,05

Подтягивание на перекладине (кол-во раз) 5,0 ± 0,4 5,4 ± 0,56 > 0,05 5,1 ± 0,48 5,7 ± 0,54 > 0,05

Прыжок в длину с места (см) 142 ± 0,4 144 ± 0,4 > 0,05 145 ± 0,4 146 ± 0,4 > 0,05

Показатели функциональной подготовленности, характеризующие анаэробный потенциал (пробы Штанге, Генчи), у спортсменов соответствовали норме. Показатели, характеризующие аэробный потенциал (МПК, РиС 170), были ниже нормы (табл. 3). Выявлено, что сла-

быми звеньями подготовленности юных каратистов являются низкий уровень работоспособности при выполнении технического 3-минутного теста, недостаточный уровень развития общей выносливости и максимальных резервных аэробных возможностей организма.

Таблица 3

Динамика изменений показателей функциональной подготовленности юных каратистов КГ и ЭГ в начале и конце педагогического эксперимента

Тест Начало эксперимента Конец эксперимента

КГ ЭГ P КГ ЭГ P

Проба Штанге (с) 21,4 ± 0,51 21,7 ± 0,53 < 0,05 22,3 ± 0,43 23 ± 0,43 < 0,05

Проба Генчи (с) 11,2 ± 0,38 11,0 ± 0,42 < 0,05 11,1 ± 0,38 13,8 ± 0,38 < 0,05

РШС170 (кгм/мин) 570 ± 32 571 ± 35 < 0,05 574 ± 27 670 ± 23 < 0,05

МПК (мл/мин) 2230 ± 40 2225±36 < 0,05 2256 ± 29 2650 ± 31 < 0,05

Для коррекции подготовки юных каратистов ЭГ (по сравнению с КГ) была изменена структура подготовки (табл. 4).

Таблица 4

Параметры тренировочных нагрузок юных каратистов КГ и ЭГ

№ п/п Показатель Группа

КГ ЭГ

1 Количество тренировочных часов 108 108

2 Объем ОФП (часы, %)* 77 73

3 Объем СФП (часы, %) 19 23

4 Объем технико-тактической подготовки (часы, %) 4 4

5 Объем работы в зонах интенсивности (часы, %) - -

6 Умеренная нагрузка (аэробная) 96 89

7 Большая нагрузка (аэробно-анаэробная) 4 8

8 Субмаксимальная нагрузка (анаэробная гликолитическая) - -

9 Максимальная нагрузка (анаэробная алактатная) - 3

* Количество часов, посвященных работе определенного типа, в % от общего количества часов тренировок.

В отличие от спортсменов КГ, использующих обще- и в два раза повышен объем нагрузок аэробно-анаэробной

принятую систему тренировки, у каратистов ЭГ был направленности при введении работы алактатной на-

снижен объем нагрузок умеренной интенсивности, обес- правленности. Кроме этого, у каратистов ЭГ повысился

печивающихся за счет аэробных источников энергии, объем специальных нагрузок.

В конце педагогического эксперимента было выявлено, что используемые программы подготовки для каратистов КГ и ЭГ вызвали различные изменения в уровне подготовленности. У спортсменов КГ положительных сдвигов при выполнении данной программы не обнаружено. У каратистов ЭГ при выполнении разработанной программы тренировки достоверно повысились результаты во всех тестах технической, физической (бег на 100, 1000 и 1500 м, челночный бег 3x10 м) и функциональной подготовленности (МПК, PWC170).

Обсуждение результатов исследования

Соревновательная деятельность юных каратистов проходит в зоне субмаксимальной интенсивности и предъявляет высокие требования к координационным способностям, скоростно-силовым качествам и аэробной и анаэробной производительности [4].

При использовании тренировочных нагрузок только невысокой интенсивности, при которых осуществляется подготовка юных каратистов, двигательные и вегетативные стереотипы соревновательной деятельности не формируются [7], поэтому в условиях соревнований организм вынужден приспосабливаться к непривычному, очень напряженному режиму деятельности функциональных систем организма.

Базовой основой для повышения физических качеств является рост максимальной аэробной производительности [6, 8]. Использование нагрузок только невысокой интенсивности (ниже или на уровне ПАНО) не способствует подготовке систем организма к выполнению нагрузок соревновательной интенсивности, обеспечивающихся максимальным усилением аэробных функций. На фоне достаточной базовой подготовки введение в тренировочный процесс интенсивных нагрузок аэробно-анаэробной и алактатной направленности вызывает повышение максимальных резервных возможностей кардио-респираторной системы. Возрастные особенности развития организма подростков 12-13 лет связаны с тем, что

у них кратковременные (10-20 с) нагрузки максимальной интенсивности вызывают предельное усиление аэробных функций. У взрослых спортсменов подобные нагрузки не способствуют максимальному усилению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем и достижению МПК [3].

Увеличение резервных возможностей анаэробной алактатной (креатинфосфокиназной) системы, которая служит метаболической основой скоростно-силовых качеств и быстроты, повышает функциональное состояние нервно-мышечной системы, силовые и скоростно-силовые качества, координационные способности, скорость двигательных реакций, а также возрастание реактивности систем организма в условиях соревновательной деятельности [1, 5, 9].

Выводы

1. Использование разработанных нормативов и модельных характеристик различных сторон подготовленности юных каратистов позволяет с системных позиций оценить уровень тренированности, выявить слабые и сильные стороны подготовленности, определить направленность дальнейшей подготовки.

2. Общепринятая структура подготовки каратистов 12-13 лет, связанная с развитием технических навыков и умений в режимах невысокой интенсивности, не способствует росту тренированности спортсменов.

3. Разработанная структура подготовки юных каратистов на основе использования нормативов и модельных характеристик, в отличие от общепринятой системы тренировки, основана на повышении нагрузок, предназначенных для развития специальной физической подготовленности, значительном возрастании интенсивных нагрузок аэробно-анаэробной и алактатной направленности при оптимальном их распределении в циклах подготовки. Данная программа тренировки вызывает рост технической, физической и функциональной подготовленности юных каратистов.

Литература

1. Платонов, В.Н. Спорт высших достижений и подготовка национальных команд к Олимпийским играм /

B.Н. Платонов. - М.: Советский спорт, 2010. - 244 с.

2. Карпман, В.Л, Белоцерковский, З.Б., Гудков, И.А. Тестирование в спортивной медицине. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.

3. Корженевский, А.Н., Квашук, П.В. Особенности адаптации детей к физическим нагрузкам // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 5-6. -

C. 19-23.

4. Корженевский, А.Н., Филиппова, Ю.В. Адаптация юных единоборцев к тестирующим нагрузкам различной интенсивности // Вестник спортивной науки. - 2008. -№ 7. - С. 40-43.

5. Корженевский, А.Н., Подливаев, Б.А., Смирнова, Н.В., Тараканов, Б.И. Использование комплексного контроля для оценки подготовленности спортсменов высокой

квалификации, специализирующихся в вольной борьбе // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгаф-та. - 2014. - № 8 (114). - С. 89-93.

6. Никитушкин, В.Г. Современная подготовка юных спортсменов: методическое пособие. - М., 2009. - 114 с.

7. Подливаев, Б.А., Корженевский, А.Н., Смирнова, Н.В. Повышение эффективности подготовки спортсменов высокой квалификации, специализирующихся в вольной борьбе // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. - 2016. - № 11 (141). - С. 89-93.

8. Фруктов, А.А., Суслов, Ф.П. Классификация специальных тренировочных средств // Легкая атлетика. -1971. - № 6. - С. 29.

9. Шиошвили, А.П. Физиологические механизмы, обеспечивающие достижение высшей спортивной работоспособности человека: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. -М., 1989. - 44 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С*)

References

1. Platonov, V.N. (2010), Elite sport and preparation of national teams for the Olympic Games, Moscow: Sovetskiy sport, 244 p.

2. Karpman, V.L., Belotserkovskiy, Z.B. and Gudkov, I.A. (1988), Testing in sports medicine, Moscow: Fizicheskaya kul'tura i sport, 208 p.

3. Korzhenevskiy, A.N. and Kvashuk, P.V. (1993), Peculiarities of adaptation of children to physical activity, Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, no. 5-6, pp. 19-23.

4. Korzhenevskiy, A.N. and Filippova, Yu.V. (2008), Adaptation of young combatants to testing loads of varying intensity, Vestnik sportivnoy nauki, no. 7, pp. 40-43.

5. Korzhenevskiy, A.N., Podlivaev, B.A., Smirnova, N.V. and Tarakanov, B.I. (2014), The use of complex control to assess the preparedness of elite athletes specializing

in freestyle wrestlingi Uchyonye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, no. 8 (114), pp. 89-93.

6. Nikitushkin, V.G. (2009), Modern training of young athletes. Manual, Moscow, 114 p.

7. Podlivaev, B.A., Korzhenevskiy, A.N. and Smirno-va, N.V. (2016), Improving the effectiveness of training in elite female athletes specializing in freestyle wrestling, Uchyonye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, no. 11 (141), pp. 89-93.

8. Fruktov, A.A. and Suslov, F.P. (1971), Classification of special training means, Legkaya atletika, no. 6, p. 29.

9. Shioshvili, A.P. (1989), Physiological mechanisms that ensure the achievement of the highest sports performance of a person: abstract. Dis. ... Dr. Pedagogics, Moscow, 44 p.

e*)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.