Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ ВОЙСК'

КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ ВОЙСК Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
77
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА / АЭРОБНЫЕ И АНАЭРОБНЫЕ ФУНКЦИИ / АНАЛИЗАТОРНЫЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА / CADETS / CARDIOVASCULAR SYSTEM / AEROBIC AND ANAEROBIC FUNCTIONS / BODY ANALYZER SYSTEMS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мамычкин Олег Михайлович, Корженевский Александр Николаевич

Применение комплексного контроля для оценки подготовленности курсантов ВДВ позволило определить состояние основных функциональных систем организма. Специальная физическая подготовка курсантов должна обеспечить эффективное функционирование организма в условиях боевых действий. Разработанный метод комплексной диагностики позволил с комплексных позиций оценить текущее функциональное состояние курсантов, выявить сильные и слабые стороны подготовленности и определить подходы для повышения общей и специальной физической подготовленности курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мамычкин Олег Михайлович, Корженевский Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED DIAGNOSTICS OF PREPAREDNESS OF THE AIRBORNE FORCES CADETS

The use of integrated control to assess the preparedness of the Airborne Forces cadets made it possible to determine the state of the main functional systems of body. Special physical training of cadets should ensure the effective functioning of the body in combat conditions. The developed method of complex diagnostics made it possible to evaluate the current functional state of cadets from comprehensive positions, identify strengths and weaknesses of their preparedness, and determine some approaches to improve the general and special physical fitness of cadets.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ ВОЙСК»

4. Council of Ministers of the Republic of Crimea (2015), "On approval of the Territorial Planning Scheme of the Republic of Crimea', Resolution of the No. 855 dated December 30, 2015, available at: URL: https://rk.gov.ru/ru/document/show/1695 (дата обращения: 01.06.2020).

5. Tsvetkova, I.I. (2020), "Problems and prospects of development of active tourism in the Republic of Crimea", Effective management of economy: problems and prospects. Collection of works of the V-th All-Russian scientific and practical conference, Simferopol, pp.83-87.

6. Komarov M.N., Zavalishina S.Yu., Karpushkin A.A., Malyshev A.V. and Kumantsova E.S. (2019), "Rehabilitation potential of physical activity complex with elements of sports and health tourism in gase of dysfunction of the cardiovascular system in adolescence", Indian Journal of Public Health Research and Development, Vol.10, No.10, pp. 2486-2491.

Контактная информация: vu2014@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.07.2020

УДК 796.011

КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ ВОЙСК

Олег Михайлович Мамычкин, гвардии подполковник, старший преподаватель, Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище имени В. Ф. Маргело-ва; Александр Николаевич Корженевский, кандидат педагогических наук, Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва

Аннотация

Применение комплексного контроля для оценки подготовленности курсантов ВДВ позволило определить состояние основных функциональных систем организма. Специальная физическая подготовка курсантов должна обеспечить эффективное функционирование организма в условиях боевых действий. Разработанный метод комплексной диагностики позволил с комплексных позиций оценить текущее функциональное состояние курсантов, выявить сильные и слабые стороны подготовленности и определить подходы для повышения общей и специальной физической подготовленности курсантов.

Ключевые слова: курсанты, сердечно-сосудистая система, аэробные и анаэробные функции, анализаторные системы организма.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p231-236

INTEGRATED DIAGNOSTICS OF PREPAREDNESS OF THE AIRBORNE FORCES

CADETS

Oleg Mikhailovich Mamychkin, the guards lieutenant-colonel, senior teacher, Ryazan Guards Margelov Higher Airborne Command School; Alexander Nikolaevich Korzhenevsky, the candidate of pedagogical sciences, Federal scientific center of physical culture and sport, Moscow

Abstract

The use of integrated control to assess the preparedness of the Airborne Forces cadets made it possible to determine the state of the main functional systems of body. Special physical training of cadets should ensure the effective functioning of the body in combat conditions. The developed method of complex diagnostics made it possible to evaluate the current functional state of cadets from comprehensive positions, identify strengths and weaknesses of their preparedness, and determine some approaches to improve the general and special physical fitness of cadets.

Keywords: cadets, cardiovascular system, aerobic and anaerobic functions, body analyzer systems.

ВВЕДЕНИЕ

Для эффективного управления физической подготовкой курсантов необходимо иметь информацию об уровне их физической и функциональной подготовленности. Диа-

гностика состояния организма курсантов должна являться неотъемлемой частью учебного процесса. Низкий уровень физической работоспособности аэробной и анаэробной производительности снижает резервные возможности организма. Для повышения эффективности программы по физическому воспитанию курсантов в высших военных заведениях необходимо ввести в практику занятий комплексную оценку состояния основных систем организма, позволяющую определить факты отставания и несоответствия показателей физического развития физической и функциональной подготовленности нормативным показателям [1, 3]. Повышение слабых сторон подготовленности улучшит уровень основных физических качеств и здоровья организма в целом.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Цели исследования

1. Разработать батарею тестов для определения физической и функциональной подготовленности курсантов.

2. Выявить резервные возможности дыхательной, сердечно-сосудистой систем, анаэробной устойчивости и силовой выносливости курсантов ВДВ.

3. Определить влияние специальных физических нагрузок используемых при подготовке единоборцев на показатели функциональной подготовленности курсантов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

При обследовании курсантов ВДВ (19-20 лет, 25 человек), борцов греко-римского стиля (КМС 19-20 лет, 23 спортсмена) использовались одинаковые методы исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Первая задача исследования заключается в разработке информативных методов исследования, позволяющих адекватно оценить состояние организма занимающихся.

В настоящее время при наличии нормативов по физической подготовленности курсантов отсутствуют сведения о состоянии функциональных систем, обеспечивающих их общую и специальную работоспособность.

Для определения состояния функциональных систем организма целесообразно применять следующие методы, апробированные для диагностики функциональной подготовленности спортсменов.

Для тестирования физической работоспособности рекомендовано использование теста PWC170 [2]. Для определения устойчивости организма к гипоксии применяется проба с произвольной задержкой дыхания на выдохе (проба Генчи) [8]. Для выявления резервных возможностей респираторной системы используется определение ЖЕЛ.

Определение функционального состояния нервно-мышечной системы

По величине напряжения тока в милливольтах определяется возбудимость двуглавой мышцы плеча и 4-х главой мышцы бедра. Определяются следующие пороги возбудимости мышцы: М1 - минимальная сила раздражения, при воздействии которой с помощью электростимулятора регистрируется самый малый мышечный ответ (реобаза). М2 -порог мышечного сокращения вызывающий сокращение мышцы. Особенно актуально определение состояние НМС у юношей, злоупотребляющих форсированным развитием силовых качеств.

Координационные тесты, характеризующие состояние ЦНС:

• Тест на кистевом динамометре. Необходимо дифференцировать 50% усилия от максимального на кистевом динамометре. Тестирование на кистевом динамометре в большей степени отражает координационные процессы больших мышечных групп и зависит как от состояния НМС, так и ЦНС. Показатели, полученные в тесте, отражают координационные процессы при работе силовой и скоростно-силовой направленности.

Следовательно, при выявлении больших ошибок в этих тестах необходимо одновременное воздействие на НМС и ЦНС.

• Тест тонкой дифференциации и воспроизведения малых мышечных усилий отражают координационные процессы в ЦНС. Они проводятся на малогабаритном дозиметре. Испытуемый должен стоя в позе Ромберга (стопы вместе, руки вытянуты вперед), указательным пальцем трижды воспроизвести на дозиметре усилие 100, а затем 200 г, сначала с открытыми, а затем с закрытыми глазами. Скорость двигательных реакций определялась с помощью компьютерной программы. Для определения силовой работоспособности использовался тест, заключающийся в подъеме грифа штанги весом 20 кг при сгибании и разгибании рук в локтевых суставах «до отказа от работы».

• Вестибулярный тест, характеризующий состояние ЦНС, выполняются на подвижном круге «Грация». Функциональная проба для оценки восприятия и воспроизведения положения тела в пространстве характеризует пространственную ориентацию. В этом тесте оценивался порог чувствительности вестибулярного анализатора. Испытуемый медленно вращается в положении стоя на подвижной платформе с закрытыми глазами (2 оборота длительностью 5 сек. каждый). После этого он должен, не открывая глаз, правой рукой указать начальное положение тела.

• Величины ошибок в этих тестах характеризуют как координационные способности (КС) занимающихся, так и степень утомления высших отделов мозга и вестибулярного анализатора, в частности, снижающих способность к тонкой дифференциации и ориентацию тела в пространстве.

• Скорость двигательных реакций выявляется при использовании компьютерной программы. Для определения силовой работоспособности используется тест, заключающийся в подъеме грифа штанги весом 20 кг при сгибании и разгибании рук в локтевых суставах «до отказа от работы».

Перечисленные методы диагностики позволяют выявить состояние организма курсантов, их реакцию на используемые физические нагрузки, факторы, лимитирующие работоспособность.

Нормативные показатели. Оценка в тесте PWCl70: работоспособность 15,9 кгм/кг -низкая; 16-17,9 ниже средней; 18-21,9 средняя; 22-23,9 выше средней; 24,0 и выше - высокая [2]. Оценка в пробе Генчи: 45 с., отлично; 40-44 с., хорошо; 30-39 с. Удовлетворительно; ниже 30 с. неудовлетворительно [8]. Значения ЖЕЛ в норме 4000 мл [6]. Задержка дыхания на выдохе (проба Генчи) - в норме более 25-30 сек Ошибка в тесте для определения дифференциации мышечных усилий на кистевом динамометре (50% усилий от максимальных значений) - 5 кг. Ошибка в тесте на дозиметре для определения малых мышечных усилий - 150-200 г. Скорость простой двигательной реакции 230-260 мс, скорость реакции выбора - 320-360 мс[4].

Для решения 2-й задачи у курсантов проводились пробы и тесты, определяющие аэробный, анаэробный и силовой потенциал. Показатели, выявленные при тестировании курсантов, сопоставлялись с общепринятыми нормативными показателями и сравнивались с данными борцов греко-римского стиля той же возрастной группы, имеющих квалификацию КМС (таблица 1).

Таблица 1 - Показатели физической работоспособности, устойчивости к гипоксии и силовой подготовленности курсантов ВДВ и борцов (М±т)_

Показатели ЖЕЛ мл PWC170 кгм/кг Проба Генчи, с Тест силовой выносливости. мин. с

Курсанты ВДВ, n=25 5500±150 15,5±1,1 21,4±1,2 1'58''±0,17

Борцы, КМС, n=23, 4700±170 21,6±0,8 47,7±1,4 1'54''± 0,18

Выявлено, что физическая работоспособность (тест PWC170) и время задержки дыхания (проба Генчи) у курсантов ниже нормативного уровня, а значения ЖЕЛ существен-

но выше нормы. У их сверстников, борцов греко-римского стиля уровень PWCl7o, и пробы Генчи, соответствует норме и достоверно выше, чем курсантов. В тоже время ЖЕЛ у курсантов выше, чем у борцов, а силовая выносливость на таком же уровне как у единоборцев.

Сравнение с общепринятыми нормативами функциональной подготовленности, данными спортсменов-единоборцев, позволило выявить сильные и слабые стороны их подготовленности. Отчетливо видно, что физическая подготовка курсантов ВДВ имеет выраженную ОФП направленность и в значительной степени с преобладанием использования силовых нагрузок. Об этом свидетельствует высокий уровень силовой выносливости, такой же, как у их сверстников борцов греко-римского стиля высокой квалификации (КМС). В то же время уровень физической работоспособности (тест PWC170), определяющий аэробный потенциал, время задержки дыхания на выдохе, в пробе Генчи, характеризующее устойчивость к гипоксии у курсантов ниже общепринятых нормативов и данных борцов. Это свидетельствует о недостаточном развитии аэробных и анаэробных возможностей и необходимости использовании средств подготовки, способствующих их повышению. Высокие резервные возможности респираторной системы курсантов, о чем свидетельствует величина ЖЕЛ, которая превышает значения нормативных показателей и данные борцов, свидетельствует о возможности повышения аэробной производительности у курсантов. Базовой основой для повышения физических качеств является рост максимальных аэробных возможностей [5, 7]. Возрастание МПК способствует увеличению аэробного метаболизма скелетных мышц, снижению концентрацию лактата в крови, что улучшает лабильность нервно-мышечной системы и предотвращает утомление организма спортсменов.

Для решения 3-й задачи у курсантов проводилось тестирование с применением специальных нагрузок, различной интенсивности, используемых в практике единоборств. Влияние специальных физических нагрузок, применяемых при подготовке единоборцев, на состояние сердечно-сосудистой и анализаторных систем у курсантов до настоящего времени не изучено.

Использование комплекса методов, характеризующих состояние сердечнососудистой центральной и нервно-мышечной систем, позволило с комплексных позиций оценить подготовленность курсантов при адаптации к специальным тестовым нагрузкам.

При тестировании курсанты выполняли работу с максимальной скоростью (количество ударов по боксерской груше) в сериях специальных повторных нагрузок, выполненных «до отказа»: 3 попытки в 20 с тесте; 2 попытки в 60 с тесте; 1 попытка в 3-х мин. тесте. В попытках у курсантов выявлено предельное и околопредельное усиление сердечно-сосудистой системы (ЧСС выше 180 уд/мин), способствующих максимальному усилению энергетических систем организма.

Участие в соревновательных поединках курсантов, (3-х минутный бой, 3-х минутная схватка) также вызывает максимальное усиление деятельности системы кровообращения (ЧСС выше 180 уд/мин) и аэробных и анаэробных функций (таблица 2). Нагрузка считается предельной, когда максимальные величины ЧСС близки к критической частоте, т.е. достигают или превышают 180 уд/мин. При такой напряженности сердечной деятельности достигается МПК [6, 9].

В состоянии покоя до выполнения соревновательных нагрузок у курсантов выявлено, что большинство показателей ЦНС и НМС соответствовало нормативному уровню, кроме значений М-ответов 4-х главой мышцы бедра и дифференциации больших мышечных усилий (таблица 2).

После выполнения соревновательных поединков по сравнению с исходным уровнем у курсантов отмечается повышение функционального состояние анализаторных систем. Выявлено снижение порогов М-ответов 4-х главой мышцы бедра, улучшение скорости двигательных реакций, и координационных способностей (снижение количества

ошибок в дифференцировочных тестах для определения малых и больших мышечных усилий, остается на высоком уровне ориентация тела в пространстве после проведения соревновательной схватки).

Таблица 2 - Изменение показателей функциональной подготовленности курсантов при

Тесты, (кол-во ударов) М-ответы, млвт Простая реакция, мс Реакция выбора, мс Диффер. малых мышечных усилий, г Диффер. больших мышечных усилий, кг Ориентация тела в пространстве, градус

Двуглавая мышца плеча 4-х главая мышца бедра

М1 М2 М1 М2 т

Исходные данные 8,6± 2,4 17,1±1,9 15,4±1,8 31,8±1,3 263±1,8 346±2,3 133±1,3 12,9±1,5 2,5±1,85

Контрольный бой 10,5±1,6 19,4±1,5 13,6±1,7 27,3 1,4 267±1,3 327±1,5 107±1,3 9,3±1,3 7,85±1,52

Контрольная схватка 10,2±1,6 20,4±1,6 10,7±1,4 26.7±1,2 256±1,8 315±1,94 96,8±1,2 8,6±1,4 3,0±1,78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Разработанный комплексный метод диагностики по соотношению качественных и количественных показателей работоспособности позволяет определить «слабые» звенья подготовленности, критерии тренированности, различную степень утомления организма при адаптации к тестирующим нагрузкам у курсантов и спортсменов-единоборцев.

2. Сопоставление показателей работоспособности курсантов с общепринятыми нормативами и данными спортсменов-единоборцев выявило высокие резервные возможности респираторной системы курсантов. В то же время при достаточно высокой силовой выносливости курсантов у них отмечается низкий уровень физической работоспособности и времени задержки дыхания на выдохе, что свидетельствуем о недостаточном развитии аэробных и анаэробных возможностей.

3. Выявлено, что специальные нагрузки, используемые при подготовке спортсменов-единоборцев, вызывают максимальную мобилизацию энергетических систем и способствуют росту аэробной и анаэробной работоспособности, а также повышению функционального состояния анализаторных систем организма курсантов. Использование нагрузок такой направленности необходимо внедрять в практику физической подготовки курсантов ВДВ для повышения общей и специальной подготовленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авсарагов, Г.Р. Физическое воспитание студентов вузов в различные периоды учебно-тренировочного процесса : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Авсарагов Георгий Русланович. -Набережные Челны, 2010. - 20 с.

2. Карпман, В.Л. Исследование физической работоспособности у спортсменов / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. - Москва : Физкультура и спорт, 1974. - 96 с.

3. Козлов, А.В. Альтернативная методика спортивно-ориентированного физического воспитания студентов гуманитарных вузов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Козлов. - Смоленск, 2010. - 21 с.

4. Корженевский, А.Н. К разработке нового поколения программ по видам спорта / А.Н. Корженевский, Ю.В. Филиппова, Д.А. Соколов // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире : материалы 28 Международной научно-практической конференции. - Коломна, 2018. - С. 317-320.

5. Набатникова, М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов / М.Я. Набат-никова. - Москва : Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.

6. Спортивная медицина : курс лекций и практические занятия / под ред. Н.Д. Граевской, Т.И. Долматовой. - Москва : Советский спорт, 2004. - 304 с.

7. Бег на средние и длинные дистанции / Ф.П. Суслов, Ю.А. Попов, В.Н. Кулаков, С.А. Тихонов. - Москва : Физкультура и спорт, 1982. - 176 с.

8. Чесноков, Н.Н. Научно-методическое обеспечение подготовки спортивного резерва /

H.Н. Чесноков, А.П. Морозов. - Москва : Федеральный центр подготовки спортивного резерва, 2016. - 136 с.

9. Reliability and day-to-day variability of peak fat oxidation during treadmill ergometry / R. Souza Silveira, A. Carlsohn, G. Langen, F. Mayer, F. Scharhag-Rosenberger - DOI: 10.1186/s12970-016-0115-1 // J. Int. Soc. Sports Nutr. - 2016. - Vol. 13 (1). - URL : https://www.researchgate.net/publication/291952539_Reliability_and_day-to-

day_variability_of_peak_fat_oxidation_during_treadmill_ergometry/link/56ae500508aeaa696f2ea8b9/do wnload (дата обращения: 01.01.2020).

REFERENCES

1. Avsaragov, G.R. (20100, Physical education of university students at various periods of the educational process, dissertation, Naberezhnye Chelny.

2. Karpman, V.L., Belotserkovsky, Z.B. and Gudkov, I.A. (1974), The study of physical performance in athletes, Physical education and sport, Moscow.

3. Kozlov, A.V. (2010), An alternative methodology of sports-oriented physical education of students of humanitarian universities, dissertation, Smolensk.

4. Korzhenevsky, A.N., Filippova, Yu.V. and Sokolov, D.A. (2018), "To the development of a new generation of sports programs", Man, health, physical education and sport in a changing world: mater. 28 International scientific and practical. conf., Kolomna, pp. 317-320.

5. Nabatnikova, M.Ya. (1982), Fundamentals of training management for young athletes, Physical education and sport, Moscow.

6. Graevskaya, N.D. and Dolmatova T.I. (2004), Sports medicine: course of lectures and practical exercises, Soviet Sport, Moscow.

7. Suslov, F.P., Popov, Yu.A., Kulakov, V.N. and Tikhonov S.A. (1982), Medium and long distance running, Physical education and sport, Moscow.

8. Chesnokov, N.N. and Morozov, A.P. (2016), Scientific and methodological support for the preparation of a sports reserve, Federal center for training sports reserve, Moscow

9. Souza Silveira, R., Carlsohn, A., Langen, G., Mayer, F. and Scharhag-Rosenberger, F. (2016), "Reliability and day-to-day variability of peak fat oxidation during treadmill ergometry", J. Int. Soc. Sports Nutr, Vol. 13 (1), DOI: 10.1186/s12970-016-0115-1.

Контактная информация: oleg-mamychkin@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.07.2020

УДК 796.012.68

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПАМП-АЭРОБИКОЙ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

Оксана Викторовна Марандыкина, Московская государственная академия водного транспорта - филиал Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова; Алексей Леонидович Волобуев, кандидат педагогических наук,

доцент, Алексей Михайлович Гладких, профессор, Сергей Иванович Семибратов, старший преподаватель, Государственный университет по землеустройству, г. Москва

Аннотация

Укрепление состояния здоровья молодежи на современном этапе развития физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений. В связи с этим необходимым является поиск инновационных тренировочных средств и методов, посредством которых обеспечивалось бы повышение работоспособности, двигательной активности, прививалась приверженность к систематичности учебно-тренировочных занятий (УТЗ) при всей привлекательности и соответствии потребностям и интересам молодежи. Цель исследования - разработать методику проведения УТЗ с преимущественным использованием памп-аэробики для студентов 18-19 лет. Задачи исследования:

I. Разработать методику проведения УТЗ с преимущественным использованием памп-аэробики для студентов. 2. Показать эффективность предлагаемой методики проведения занятий посредством

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.